Научная статья на тему 'Особенности, этапы и факторы формирования административно-территориального деления России'

Особенности, этапы и факторы формирования административно-территориального деления России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6001
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНЫ / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL DIVISION / TRANSFORMATIONS / REGIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульгина О. В.

Автор статьи исследовала процесс административно-территориального деления (АТД) страны в историко-географичес-ком аспекте. Это позволило ей выявить главные этапы и факторы преобразования АТД в XX в., которые, по мнению автора, были вызваны прежде всего политическими причинами, хотя в определенные периоды преобладала экономическая обусловленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities, stages and factors of formation of the administrative-territorial division of Russia

The author has examined the process of administrative-territorial division of the country in historical and geographical aspect. It helped to reveal the main stages and factors of administrative-territorial division transformation in the 20th century. According to the author, numerous transformations have been determined by political causes however in certain periods they have been economically determined.

Текст научной работы на тему «Особенности, этапы и факторы формирования административно-территориального деления России»

Особенности, этапы и факторы формирования административно-территориального деления России

О.В. Шульгина

Сложившаяся к концу ХХ века система административно-территориального деления России являлась уникальной по степени сложности и дробности. Неравноценность субъектов Федерации по размерам территории, численности населения, природно-ресурсному и экономическому потенциалу, наличие «мат-решечных» территориальных единиц и неравноправное положение субъектов Федерации различного статуса (республик, краев, областей, автономных округов), несмотря на их равенство, декларируемое Конституцией, — порождали серьезные проблемы в территориальном управлении страной. В условиях авторитаризма эта громоздкая и асимметричная система держалась на жесткой конструкции, сформированной на базе предельно централизованного партийно-государственного аппарата, а главное — дотационного распределения средств.

Постсоветский период в развитии России выдвинул новые ориентиры государственной региональной политики. Основными ее задачами являются, с одной стороны, стремление к сохранению единства и территориальной целостности, с другой — стимулирование экономической активности и обеспечение экономической самостоятельности регионов. Такая ситуация вызвала потребность в реконструкции административно-территориального деления России, которое началось в 2000 году с введения федеральных округов, а затем продолжилось объединением ряда регионов: так на политической карте страны появились Пермский (2003), Красноярский (2006), Камчатский и Забайкальский края (2007), Иркутская область (2008).

В России накоплен огромный исторический опыт преобразований системы административно-территориального деления, учет которого может оказаться полезным не только в выработке перспективных решений, но и позволит избежать допущенных ранее ошибок.

Особенную важность представляет опыт административно-территориальных реформ в России в XX веке, охвативший различные периоды государственного устройства страны: Российская империя, РСФСР, Российская Федерация. Можно говорить и о разнообразии подходов, и о неоднократных попытках преобразований.

Представление об эволюции административно-территориального деления России в XX столетии изложено в очень небольшом количестве научных работ, эта тема стала разрабатываться фактически только начиная с 2001 года. Однако на протяжении XX века проводились исследования (и публиковались их результаты) по определенным периодам становления или изменений администра-

тивно-территориального деления страны. Очень часто такие исследования не имели самостоятельного характера, а содержались в контексте более обширных по тематике работ.

Показательно, что интерес к обсуждаемому вопросу в ходе XX века, судя по публикациям, не был постоянным. В определенные периоды, когда особенно ощущалась острота проблем территориального управления и назревали административно-территориальные реформы, происходил всплеск публикаций по данной тематике, который вскоре после завершения реформ практически прекращался. В начале XX века, когда стала очевидной необходимость в реформировании системы территориального управления, появились серьезные обобщения прошлого опыта преобразований. Ю.В. Готье1 представил историю развития административно-территориального деления от Петра I до Екатерины II; в работе В.А. Григорьева2 был дан анализ реформ местного управления при Екатерине II; динамике изменений административно-территориального деления по губерниям России с 1775 по 1897 год было посвящено детальное исследование В. Дена3.

Острая, уничтожающая критика прежней системы административно-территориального деления, доставшегося в наследство еще от Екатерины II, его несоответствия потребностям нового общества содержалась в работах В.И. Ленина4. Ленин критиковал систему губернского деления за то, что она не учитывала национального состава населения, роли больших городов, размещения промышленности и других хозяйственных факторов. Фактически еще в 1913 году В.И. Лениным были определены в общих чертах те основы преобразования прежней системы административно-территориального деления России, которые стали реализовываться после Октябрьской революции 1917 года.

Эти общие положения были теоретически проработаны и во многом реализованы на практике большой группой экономистов, инженеров, политиков в период с 1917 по 1929 год. Их работы нашли отражение в сборнике материалов под названием «Вопросы экономического районирования СССР»5, выпущенном под редакцией академика Г.М. Кржижановского. В 1920-е годы появилось значительное количество публикаций по вопросам районирования России, в которых обосновывалась важность проводимых тогда преобразований.

Оценивая региональную политику России в 1920-1930-е годы, современный историк С.И. Шубин говорит следующее: «Всесторонний анализ ситуации дает основание утверждать, что в середине 1920-х годов... Россия была ближе к общемировому цивилизованному уровню развития, чем на рубеже XX и XXI веков»6. Такое утверждение не кажется чрезмерным, если учесть, что в на-

1 Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. I. Реформа 1727 г. Областное деление и областные учреждения 1727-1775 гг. М., 1913. 472 с.

2 Григорьев В.А. Реформа местного управления при Екатерине II. СПб., 1910. 387 с.

3 Ден В. Население России по пятой ревизии. Т. 1.Приложение III. Изменения административно-территориального деления России за 1775-1897 гг. по губерниям. М., 1902. С.129-228, 243-375.

4 Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч., Т. 24. М.: Госполитиздат, 1961. С. 113-150.

5 Вопросы экономического районирования СССР. Сборник материалов 1917-1929 гг. / Под ред. Г.М. Кржижановского. М.: Политиздат, 1957. 316 с.

6 Шубин С.И. Региональная политика Советского государства в 1920-1930 гг. и ее реализация в Северном крае. Дис. ... докт. истор. наук. Архангельск, 2002. С. 293.

стоящее время идея укрупнения административно-территориальных единиц на основе нового экономического районирования в очередной раз занимает умы современных ученых и политиков.

После признанного в 1930-е годы нецелесообразным, по политическим мотивам, укрупнения сетки административно-территориальных единиц на основе учета экономических факторов, вопросы административно-территориального деления СССР (и РСФСР) стали в основном принадлежностью политических заявлений и докладов руководства страны. И.В. Сталин7 предельно четко обосновал идею разукрупнения административно-территориальных единиц целью приближения партийно-государственных органов к населению. Это было главным направлением преобразований вплоть до 1950-х годов и не могло тогда вызывать научных дискуссий. Разгром исторической науки в начале 1920-х годов (а также краеведения в начале 1930-х) надолго прервал изучение истории территориального управления в России и исторический анализ изменения административных границ.

В 1950-е годы вновь была поднята проблема совершенствования административно-территориального деления8. Первые признаки намечаемых изменений, как показывает Н.Т. Агафонов9, появились еще в конце 1956 года, когда была опубликована «осторожная по тону, однако новаторская по содержанию» статья экономиста П.М. Алампиева10 «О сетке экономических районов СССР». В этой статье критиковался единый (унифицированный) подход к районированию, положительно оценивался опыт 1920-х годов, обосновывалась целесообразность «развития районов» (в том числе изменения их границ). Намеченные преобразования должны были затронуть и сетку административно-территориального деления России. Эти идеи были развиты П.М. Алампиевым в его книге «Экономическое районирование СССР», где он отстаивает принцип единства экономического районирования и административно-территориального деления и доказывает несостоятельность доводов со стороны противников этого единства. Кроме того, в книге подчеркивалось обратное влияние административных границ на формирование экономического района11. Следует заметить, что в этот период, помимо работ П.М. Алампиева, появились и другие фундаментальные труды по экономическому районированию, сделавшие всемирно известной советскую научную школу экономико-географического районирования и ставшие основой всех последующих теоретических и практических разработок в этом направлении12.

7 Сталин И. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). Доклад и заключительное слово 27 июня — 2 июля 1930 г. В кн. Сталин И. Вопросы ленинизма. М.: Партиздат ЦК ВКПБ, 1934. С. 346-438.

8 Хрущев Н.С. О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством // Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва. Стеногр. отчет. М.: Госполитиздат, 1957.

9 Агафонов Н.Т., Демьяненко А.Н., Жигло А.Н., Полозов В.Р. Административно-территориальное устройство РСФСР: Оценка опыта реформ 1957-1965 гг. Л.: Ин-т соц.-эк. проблем, 1990. С. 31

10 Алампиев П.М. О сетке экономических районов СССР // Плановое хозяйство. 1956. № 12. С. 11-17.

11 Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР. Кн. 2. М.: Изд-во эконом. литературы, 1963. С. 104-124.

12 Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М.: Мысль, 1958. — 320 с.; Колосовс-кий Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. 350 с.; Четыркин В.М. О районо-образующих признаках в советском экономическом районировании //Вопросы географии, сб. 41.

Однако начатые в конце 1950-х годов реформы в силу экономических, а более всего политических причин до конца не осуществились и были прекращены со сменой руководства страны. Тем не менее период с 1957 по 1964 годы стал заметной вехой в цепи преобразований административно-территориального деления России и не раз становился темой научных исследований. Пожалуй, наиболее серьезными из них стали: специально посвященный этому периоду научный доклад междисциплинарной группы ленинградских ученых под руководством Н.Т. Агафонова13 и публикация Р. Пихоя14. Идеи Н.Т. Агафонова, высказанные при анализе изменения сетки политико-административного деления страны, были развиты в работе А.Н. Жигло15, имеющей историко-географичес-кую направленность.

Нереализованность проекта совмещения систем административно-территориального деления и экономического районирования не раз еще давала пищу для научных публикаций16. Эта идея, примененная к условиям России начала XXI века нашла свое отражение в монографии «Государственное территориальное устройство России: экономические и правовые основы», созданной в 2003 году группой известнейших ученых-экономистов и правоведов: А.Г. Гранберга, В.В. Кистанова, А.А. Адамеску, П.Е. Семенова, Ю.А. Тихомирова, Б.М. Штуль-берга17. Авторами обосновывается два главных условия формирования единиц будущего государственно-территориального устройства: они должны выделяться на основе экономического районирования, то есть быть административно-экономическими образованиями и представлять гораздо более крупные территориальные единицы в сравнении с существующими. По мнению авторов, одним из наиболее подходящих названий для них является «губерния», количество которых в России должно составлять 20-30.

В конце XX века в связи с происходящими преобразованиями во всех сферах жизни страны наметился и определенный интерес к вопросам изменения

«Экономическая география», с. 24-41; Четыркин В.М. Проблемные вопросы экономического районирования. Ташкент: Фан, 1967. 123 с. и др.

13 Агафонов Н.Т., Демьяненко А.Н., Жигло А.Н., Полозов В.Р. Административно-территориальное устройство РСФСР: Оценка опыта реформ 1957-1965 гг. Л.: Ин-т соц.-эк. проблем, 1990. 60 с.

14 Пихоя Р. Почему Хрущев потерял власть?// Архив. Международный исторический журнал. 2000. № 8. С. 3-104.

15 Жигло А.Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX в. Историко-географический анализ. Автореферат диссертации к.г.н. СПб., 1992. 26 с.

16 Наумов Г. Об административном делении территории и экономических районах // Известия АН СССР. Серия «География». 1955. № 4. С. 9-14; Богушевич И.М. О взаимосвязи административно-территориального деления и системы экономических районов СССР // Научные записки ЛФЭИ. Вып. 27. Л., 1965. С. 13-20; Адамеску А.А., Кистанов В.В., Савельев В.К. Экономическое районирование как основа территориального устройства России; 1998 год // Федерализм, 1998. № 1. С. 111-134;. Воронин В.В. Шишков М.К. Экономическое районирование и новое территориальное устройство России // Проблемы разработки и реализации социальных технологий в регионах. Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. 14-15 дек. 2000 г. Самара: СГЭ и др. С. 7-11; Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации; 2001 год. Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27; Бугаев В.К. Исследование территориальной структуры общественного производства для целей совершентсвования административно-территориального деления страны. Автореф. д-ра геогр. наук. Л., 1991. 32 с. и др.

17 Адамеску А.А., Семенов П.Е., Тихомиров Ю.А., Штульберг Б.М. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. М.: ДеКА, 2003. 438 с.

административно-территориального деления. В начале 1980-х годов, еще в «доперестроечный» период, вновь появились идеи об укрупнении административно-территориальных единиц и о совмещении экономического районирования с административно-территориальным делением. М.А. Шафир в 1983 году писал: «... настало время для того, чтобы существующее административно-территориальное устройство в большей степени основывалось на экономическом районировании, а последнее строилось на объективной научной базе»18.

В книге М.А. Шафира с точки зрения юриста проанализированы особенности административно-территориального устройства СССР в сопоставлении с зарубежными странами и намечены пути его преобразования «с учетом условий и потребностей зрелого социализма». Автор критикует принципы административно-территориального деления буржуазных государств за то, что в них принимается во внимание только численность населения или определенные размеры территории, за «чрезвычайную косность» и неизменность в течение длительного времени и за то, что роль важнейших административных центров там подчас выполняют не крупные города, а «малозначительные населенные пункты»19.

Более поздние работы (с 1990-х годов) содержат, как правило, независимые взгляды на сущность и динамику административно-территориальных реформ как в России, так и за рубежом. Среди таких исследований необходимо назвать работу юриста А.С. Саломаткина20, в которой критически рассмотрена практика «раздробленности и бессистемности» административно-территориального управления в советский период и делается вывод о необходимости коренных преобразований этой системы в условиях современности. А.С. Саломаткин также более подробно рассматривает зарубежный опыт, на основании которого выделяет ряд положительных примеров и тенденций в преобразовании территориальной структуры управления.

Положительные стороны административно-территориального устройства в зарубежных странах отмечает и историк И.Г. Клименко (2001 г.), сопоставляя систему регионального управления в тоталитарных и демократических государствах. Автор справедливо замечает, что «в условиях жесткого бюрократического контроля в государстве преобразования административно-территориального деления нередко производятся без учета возможных экономических последствий. . напротив, в условиях господства рыночной экономики административно-территориальное деление обычно отличается длительной стабильностью, так как администраторы не пытаются подчинить формирование новых экономических районов и связей задачам своей деятельности (если не считать деятельности налоговых учреждений, казначейств и т.п.), например, в США, Франции, Швеции и др»21.

18 Шафир М.А. Административно-территориальное устройство советского государства. М.: Наука, 1983. С. 139.

19 Там же, с. 16.

20 Саломаткин А.С. Становление и развитие административно-территориального устройства Российской Федерации. Челябинск, 1995. 47 с.

21 Клименко И.Г. Административно-территориальное деление кубанских земель и Кавказского Причерноморья с конца XVIII в. до 1937 г. (Проблемы организации и регионального управления). Дис.... канд. истор. наук. Кропоткин, 2001. С. 192.

Таким образом, в постсоветский период не только произошла смена ориентиров в региональной политике, что послужило основой новых взглядов на административно-территориальное деление, но и изменилась система оценок предшествующего опыта. Появились интересные с точки зрения обоснования возможных изменений административно-территориального деления страны работы, посвященные анализу и развитию федерализма в России. Одной из первых таких работ начала 1990-х гг. была книга-трехтомник Р.Г. Абдула-типова, Л.Ф. Болтенковой и Ю.Ф. Ярова22, посвященная истории федерализма в России. Свои критические оценки советской и постсоветской федеративной системы государственного устройства и предложения по ее преобразованию высказали в 1990-е годы и другие авторы23. Проблемы административно-территориального устройства не раз становились темой «круглых столов»24, научных конференций25, публикаций в прессе.

В середине 1990-х годов в Государственном научно-исследовательском учреждении «Совете по изучению производительных сил» (СОПС) Минэкономразвития России и РАН под руководством академика РАН А.Г. Гранберга был разработан инициативный проект двухэтапного реформирования государственного территориального устройства, поддержанный Администрацией Президента Российской Федерации. Во многом результатом этой работы стало введение в России в мае 2000 года семи федеральных округов. С их учреждением появились и первые аналитические работы по федеральным округам26.

Изменения системы регионального управления в конце XX века стали поводом оживленной дискуссии в прессе о сущности советской административно-территориальной системы и о перспективах ее переустройства. Система государственного территориального устройства оценивалась с разных точек зрения, было высказано много предложений, появились глубокие научные исследования27.

22 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992.

23 Попов Г.Х. Будет ли у России второе тысячелетие. М.: ОАО «Изд-во «Экономика»,1998. 302 с.; Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998. 208 с.; Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М.: ТОО «Интелтех», 1999. 234 с.; Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия. М.: Комплекс-Прогресс, 1997. 262 с.; Жириновский В.В. Новое устройство России. М.: Издание ЛДПР, 1999. 104 с.; Чернов В.П. Россия: этногеополи-тические основы государственности. М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1999. 208 с.

24 Национальные интересы и территориально-государственное устройство России: Материалы круглого стола Горбачев-Фонда, 18 апреля 1996 г. М.: Апрель-85, 1996. 172 с.; Круглый стол «Экспертиза» Горбачев-Фонда на тему «Два года реформ федеративных отношений: итоги и перспективы», 23 мая 2002 г.

25 Проблемы укрепления Российской Федерации: международные, федеральные и региональные аспекты: науч.-практ. конф. (11-13 ноября 1998) // Отв. ред. А.А. Ахтамзян и др. М.: МГИМО, 1999. 93 с.

26 Кистанов В.В. Федеральные округа России важный шаг в укреплении государства. М.: Экономика. 2000. 171 с.; Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М.: Финансы и статистика, 2002. 360 с.

27 Зубов А.Б. Унитаризм и федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России. «Полис». Политические исследования. 2000, № 5, с. 32-55; Шубин С.И. Региональная политика Советского государства в 1920-1930 гг. и ее реализация в Северном крае. Дис. ... докт. истор. наук. Архангельск, 2002. С. 329; Паин Э.А. Федерализм и сепаратизм в России: мифы и реальность. Оригинал статьи в журнале Космополис. http://www.atreidis.narod.ru/politology/pain. html; Лагутенко Б.Т. Как обустроить «асимметричную» Россию? Необходимо провести административно-территориальную реформу. Независимая газета. 24.10.2000; Исляев Р.А. Административно-территориальное устройство советской России и СССР. СПб: СПбГИЭУ, 2002. 56 с.; Каганский В.Л.

Автором данной статьи на основе огромного числа документальных, литературных и картографических источников исследован этот процесс в истори-ко-географическом аспекте, что дало возможность не только выявить главные этапы и факторы преобразования АТД в XX веке, но и визуально представить эти изменении в собственной компьютерной версии28.

Итак, исследование исторического опыта преобразования административно-территориального деления России в ХХ веке позволило выявить 6 основных этапов этого процесса

Первый этап — с начала XX века до Октябрьской революции 1917 года: последние годы существования Империи и попытки преобразований. К началу ХХ века Российская империя имела не только самую огромную за всю историю России территорию, но и устоявшуюся систему территориального управления. Количество крупных административно-территориальных единиц достигло 97, в том числе 78 губерний, 18 областей и 1 остров (Сахалин). Границы административно-территориальных единиц не учитывали специфику национального расселения, природный и экономический потенциал регионов.

До Октябрьской революции 1917 года в административно-территориальном делении Российской империи произошли немногочисленные изменения. И все они были направлены на дальнейшее дробление административных единиц.

Временное правительство уже с первых своих постановлений начало проводить серьезную реформу местных органов власти, подготовив новые законы о городском и земском самоуправлении. Однако за короткий период своего существования оно не могло осуществить реформирования системы административно-территориального деления.

Второй этап — октябрь 1917-1922 гг. — стихийность, динамичность, масштабность преобразований. В этот краткий, насыщенный событиями период, в условиях жесткого политического противостояния, гражданской войны, угрозы территориальной целостности России был сделан выбор в пользу федеративного, национально-территориального принципа построения государства. История политических дискуссий того периода показывает, сколь непростым было это решение. Однако надо признать, что оно сыграло значительную роль не только в привлечении на сторону большевиков национальных движений, но и в собирании российских земель на новом этапе исторического развития.

Угроза распада единого российского пространства была очень реальной. На территории бывшей Российской империи происходил интенсивный процесс «государствообразования»: было провозглашено свыше 60 государств (советских республик и автономий, самостоятельных демократических государств, правительств белых режимов).

Со временем все работы по преобразованию административного деления были сконцентрированы в Административной комиссии при ВЦИК. Всего за

Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 576 с.; Тархов С.А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет. География. Приложение к газете «1 сентября», 2001, № 15, 21, 28.

28 Шульгина О.В. Историческая география России ХХ века: социально-политические аспекты. М.: МГПУ, 2003. 252 с.

период с 1917 по 1922 год советской властью в РСФСР было образовано 37 новых административно-территориальных единиц: 8 автономных республик, 2 трудовые коммуны, 11 автономных областей, 15 губерний и 1 область. В то же время Россия утратила 50 губерний бывшей Российской империи в связи с отделением территорий и упразднением ряда губерний.

Третий этап — 1923-1929 гг. — период кардинального преобразования административно-территориального деления, доставшегося России от бывшей империи. В условиях новой экономической политики, когда главнейшей задачей государства стало развитие хозяйства, экономические факторы объективно стали главной составляющей административно-территориального деления. Была поставлена задача сокращения субъектов управления — непомерно разросшегося числа административно-территориальных единиц.

Это был первый опыт в России объединения политико-административного и экономического районирования на научных принципах. Всего на территории РСФСР было создано 13 укрупненных краев и областей, а с национальными образованиями количество административно-территориальных единиц составило 37. Принципиально новым элементом административно-территориального деления стало введение округов и районов.

В укрупненном делении страны на хозяйственно-целостные единицы была заложена возможность для самоуправления регионов, для развития ростков внутренней демократической жизни. Такие перспективы не могли быть приемлемы для партийно-советской системы, направившей развитие страны по пути тоталитаризма, жесткого планирования экономики с ускоренными темпами индустриализации и принудительной всеобщей коллективизацией на селе.

Четвертый этап — 1930-1953 гг. — отход от принципов экономического районирования при административном делении. В этот период под влиянием новых политических установок произошло разукрупнение — значительное увеличение количества административно-территориальных единиц: с 37 до 92. Именно политический, а не экономический фактор стал главным в перекройке административных границ (создание Карело-Финской ССР, беспрецедентные репрессивные меры в отношении отдельных народов России и связанная с этим ликвидация ряда автономий). Была даже предпринята попытка территориальной дифференциации автономных республик — Татарской и Башкирской — с введением областного деления.

Пятый этап — 1953-1991 гг. — попытка реформ и косметические преобразования. В первые годы послесталинского периода в административно-территориальном управлении еще чувствовалось инерционное развитие предыдущих лет — новые тенденции действовали параллельно со старыми: восстановление прежних автономий и разукрупнение областей, передача Крыма Украине и упразднение непродуманно образованных территориальных единиц.

В 1957 году были предприняты шаги по подготовке реформы хозяйственного управления, которые неизбежно должны были сказаться и на административно-территориальном делении. Переход к территориальным формам управления народным хозяйством на основе совнархозов предполагал децентрализацию в управлении экономикой и укрупнение регионов. Однако непоследовательность

реформ, столкновение политических интересов привели к свертыванию этих начинаний.

Схема административно-территориального деления РСФСР на начало 1965 года по некоторым своим параметрам — измельченности административно-территориальных единиц и даже по совпадению ряда границ — это деление напоминает границы губерний Российской империи.

Неизменная ситуация в административно-территориальной структуре России сохранялась вплоть до начала 1990-х годов — времени коренного изменения политической и экономической системы.

Шестой этап — с 1991 по 2000 гг. — приспособление советской системы административно-территориального деления к постсоветскому политическому и экономическому пространству. Социально-экономические и политические изменения к этому периоду имели негативные последствия для государственного территориального управления страной. В середине 1990-х годов государство во многом потеряло управляемость (парад суверенитетов!). Россия воспринималась большинством исследователей как сообщество полунезависимых субъектов, некоторые из них не исполняли федеральные законы, а руководствовались собственными конституциями или уставами, которые часто противоречили российской Конституции.

Реакцией на эти процессы стала реформа, которая в перспективе может кардинальным образом сказаться на принципах и общей картине административно-территориального деления Российской Федерации. Это попытка совершенствования структуры территориального управления путем объединения субъектов Федерации в семь федеральных округов.

Основные выводы из представленного анализа

1. В эволюции административно-территориального деления России в ХХ веке отчетливо выявляются 6 основных этапов.

2. В прошедшем столетии административно-территориальное деление страны существенно трансформировалось: введено и большую часть века просуществовало национально-территориальное федеративное устройство.

В рамках нового государственного строительства сменилось несколько волн укрупнения и разукрупнения сетки административно-территориальных единиц. Преобладающей тенденций было «дробление» территории. Попытки эту тенденцию переломить и перейти к формированию более крупных, экономически самодостаточных регионов в русле общемировых тенденций региональной политики ХХ века в России оказались безуспешными.

3. Многочисленные преобразования административно-территориального деления России в ХХ веке были вызваны прежде всего политическими причинами, хотя в определенные периоды преобладала экономическая обусловленность.

Анализ происходивших изменений показывает наличие следующей зависимости:

- чем сильнее влияние административного, бюрократического аппарата, тем сетка административно-территориального деления становится более дробной;

- и наоборот, стремление к либерализации экономики, учет в территориальном делении объективных факторов, ресурсных связей, социально-эконо-

мического тяготения — все это способствует укрупнению сетки административно-территориальных единиц.

4. Выявлена цикличность в изменении системы административно-территориального деления России: на протяжении нескольких веков — раз в столетие — появлялась радикальная идея укрупнения системы административных районов, иногда она претворялась в жизнь (хотя и на короткое время), а затем снова происходило дробление.

5. В настоящее время Россия находится в начале цикла укрупнения системы административно-территориального деления.

Это укрупнение целесообразно проводить на основе новой, всесторонне выверенной сетки экономического районирования, с учетом региональных условий, в том числе национальных особенностей, постепенно и осмотрительно. Важно также учитывать международный опыт преобразования административно-территориального устройства.

Новые административно-территориальные единицы первого уровня в России должны быть прежде всего административно-хозяйственными образованиями, в пределах которых возможно осуществление одного из важнейших направлений регионального развития — повышение благосостояния населения.

Административно-территориальное деление можно рассматривать не только как основу территориальной организации общества, но и как важнейшую составляющую пространственного образа России.

Пространственный образ территории в рамках историко-географического исследования может быть определен как система исторически обусловленных наиболее ярких и масштабных пространственных характеристик, описывающих особенности страны или региона.

Главными элементами пространственного образа являются:

- конфигурация и размеры территории;

- степень ее «изрезанности» внутренними границами;

- статус формирующих страну регионов;

- заселенность территории;

- особенности расселения;

- изменчивость топонимики и др.

За столетний период площадь российского государства существенно сократилась, Россия утратила более 20% своей территории.

Конфигурация территории России тоже изменилась, особенно это коснулось западных и юго-западных ее границ.

Существенно изменилась общая картина заселенности территории. Высокая концентрация населения исключительно в западной части России сменилась на более равномерное его распределение. Российская Федерация стала высокоурбанизированной страной: доля городского населения в среднем по стране возросла с 13 до 73%. Территориальные контрасты в этом показателе стали менее значительными.

Примеры компьютерного моделирования процесса изменения пространственного образа России представлены на рис. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статус административно-территориальных единиц:

I I губернии

области края

национальные округа, автономные области и округа

I автономные ' республики

Республики в составе РФ

Рис. 1. Изменение пространственного образа и административно-территориального

деления России в XX веке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.