СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.922.76 ББК 88.836 Л 68
Ф. Г. Ловпаче
Кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики факультета управления Майкопского государственного технологического университета; E-mail: [email protected]
3.3. Мамышева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
( Рецензирована )
Аннотация. Предмет - эмоциональная сфера подростков. Объект - девиант-ные подростки и юноши. Цель — выявить особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением. Задачи: провести анализ психологической литературы; определить особенности эмоциональной сферы у подростков с девиантным поведением. Значимым фактором формирования подростка считается развитие у него в эмоциональной сфере самоосознания, потребности осознать себя как личность.
Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, эмоции, эмоциональные нарушения, депрессия.
F.G. Lovpache
Candidate of Psychology, Associate Professor of Philosophy, Sociology and Pedagogy Department of Faculty of Management, Maikop State University of Technology; E-mail: [email protected]
Z.Z. Mamysheva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Psychology Department, Adyghei State University; E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE EMOTIONAL SPHERE AT TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR
Abstract. This paper examines the emotional sphere of teenagers and young men with deviant behavior. The goal of the paper is to reveal features of the emotional sphere of teenagers with deviant behavior. The objectives are to carry out the analysis of psychological literature and to identify features of the emotional sphere at teenagers with deviant behavior. The significant factor of the teenager
formation is considered to be development in his emotional sphere of self-understanding and requirement to realize him as the personality.
Keywords: deviant behavior, delinquent behavior, emotions, emotional violations, depression.
Подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей, общественные ценности. Поиск своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни.
Подростки с девиантным поведением отличаются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, потребительством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
Для нормального формирования личности подростка необходимы определенные условия:
- сведения об актуальных вопросах; они имеют право приобрести достоверно устойчивые сведения по всем интересующим подростков вопросам, учитывать их и рассматривать (сексуальные отношения, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);
- сопоставление независимости и соразмерности в деятельности; подросткам следует конструктивное сотрудничество со взрослыми, признание существующих норм в школе, семье, обществе;
- принятие себя (своего реального Я, свойств личности, проявлений
своих эмоционально-волевых процессов и т.д.);
- обучение навыкам подобающего поведения (взаимодействия, утверждение чувства самоуважения).
Особенности подростков с девиантным поведением дают мало оптимистичную картину, но профессионалу, сотрудничающему с такими подростками, следует уметь ясно видеть их будущие жизненные перспективы и помочь перестроить себя. Исследования показывают, что подростки - девианты имеют следующие особенности:
- расхождение в ценностях, существующих в данном обществе (творчество, усвоение определенных норм, активная жизненная позиция); они уверены в своей ненужности, несбыточности стремления достичь в жизни чего-то своими силами, своим умом и способностями, занять соответствующую нишу среди окружающих, достичь материальных благ;
- перенос на себя неблагоприятной жизни своих родителей;
- эмоциональное отчуждение подростков со стороны своей семьи и одновременно параллельно их психологическая разрозненность;
- из ценностей, принятых в данном обществе, у них на первом месте находятся благополучная семья, на втором - материальное благополучие, на третьем - состояние здоровья; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; значимая ценность сопоставляется с недоступностью и формирует внутри личностный конфликт, который является одним из источников стресса;
- обоснование бесполезности образования для девиантов зиждется на примерах тех, кто совершенно не учился, а в жизни преуспел
(имеет высокие материальные блага и т.д.); о подлинных способах реализации таких «ценностей» они не задумываются;
- повышенный уровень тревожности и агрессивности;
- тенденция к удовлетворению и стремление к «красивой», легкой жизни;
- деформация ценностных ори-ентаций - бессмысленное провождение своего времени в подъезде, на улице - вдали от своего дома, ложное ощущение своей самостоятельности (уходы и побеги из дома, условия переживания тревоги и т.д.).
Проявление эмоций в поведении подростков частично зависит от анатомо-физиологических и гормональных изменений. На этом этапе существенно меняются одновременно три системы: кровеносная, гормональная и костно-мышечная. При этом очевидно неодинаковое формирование органических систем. Гормоны стремительно выбрасываются в кровь, что является одним из признаков возбуждения центральной нервной системы. Эти изменения влекут за собой повышенную утомляемость, возбудимость, вспыльчивость, негативизм, задиристость подростков.
Подростки с девиантным поведением подвержены эмоциональной неустойчивости, такие подростки лабильны в своих эмоциональных состояниях, у них случаются довольно часто перемены настроения. Девиантным подросткам присуща низкая фрустрационная толерантность, то есть им трудно выработать устойчивые формы эмоционального реагирования, находясь в фрустра-ционной ситуации [1: 49].
В то же время с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние, которое называется «эмоциональным нулем», по-другому, скука. Его серьезность определяется тем, что у подростков эмоции, которые несут положительный характер, трудно появляются,
а отрицательные эмоции появляются быстро и легко. Подросток, которому стало скучно, не сможет быстро найти себе интересное занятие, тогда его скука усилится недовольством, ожесточенностью или печалью. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключении», ни к чему хорошему это не приведет. Многие агрессивные действия, удивляющие своей несуразностью и неразумностью, происходят как раз под воздействием скуки.
Согласно исследованию A.A. Ре-ана, установлено, что девиантные подростки, которые способны нарушать дисциплину, к делинквент-ным поступкам, имеют отличительные особенности в сравнении со своими благополучными сверстниками, в том числе и то, что наиболее часто и усиленно переживают скуку [2: 25]. Они не могут сделать свою жизнь многообразной, разносторонней и увлекательной.
Подростки-юноши в своем эмоциональном развитии отличаются от девочек. Принято считать, что девочки чрезмерно чувствительны и они намного сильнее, чем подростки-юноши, которые переживают по разнообразным поводам, больше любят говорить о своих чувствах. Можно предположить, что связано это с тем, что в нынешнем социуме выражение своих эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков - нет.
Тем не менее проявление чувственных реакции на непростые ситуации у них различается. У девочек, как правило, возникают «скачки» в эмоциональном состоянии: резко меняется душевное состояние, появляются слезы и т.п. Подростки наиболее сильно проявляют себя в изменении поведения, например, могут прийти в ярость, надерзить. Они стараются избегать проявления своих эмоции. Зато ведут себя чрезмерно оживленно, большинству их действий сопутствуют различные движения
(теребят какой-нибудь предмет и т.п.). Также могут проявляться довольно-таки сильные реакции -стремление перевести с себя на обстоятельства всю ответственность за неудачу или просто «снять с себя» внутреннее перенапряжение в криках и ненужных движениях.
Согласно данным JI.A. Реана, пик эмоциональной нестабильности у подростков происходит в возрасте 11-13 лет, а у девочек - 13-15 лет [2: 11]. Итак, выходит, что 13 лет -возраст эмоциональной нестабильности и у одних и у других. Этот возраст характеризуется наличием трудностей в общении и взаимодействии между подростками и взрослыми. По наблюдениям преподавателей, поведение зачастую нарушается учениками в возрасте 13 лет. Они выделяют и вспышку специфического злорадства у 13-летних подростков: например, они считают забавными тревоги окружающих, недружелюбно относятся к людям старшего поколения и инвалидам и т. п. [2: 27].
По мнению В.Г. Казанской, подросткам характерно зацикливаться на своих чувствах, как положительных, так и отрицательных [3: 49]. Вследствие молодые люди, в особенности девочки, порой в буквальном смысле слова «окунаются в собственные переживания». У них наблюдается отсутствие особого интереса откликаться на стремления находящихся вокруг людей, содействовать им.
Преимущественные нарушения в сфере эмоций у подростков с девиантным поведением - это депрессия и тревожность. Большинство исследователей следуют такой точки зрения, что эмоциональные нарушения у подростков не утрачиваются, а отражаются в особенностях личности и находят проявление в последующей жизни [4: 84].
Проявления тревоги обнаруживаются в связи взаимодействия объединенных систем реакции: физической системы (химические,
сердечно-сосудистые, дыхательные и др. эффекты), когнитивной (субъективные сомнения, нервные напряжения, трудности с концентрацией внимания и страх) и системы поведения (недоброжелательность, склонность обходить ситуации, вызывающие тревогу).
По мнению A.M. Прихожан, можно особо отметить виды тревожности:
- устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) - ее принято обозначать как своеобразную, частную, парциальную. Она в действительности негативно влияет на деятельность и становление личности подростков, независимо от того, в каком виде она выражается;
- общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека [5: 38].
Тревожность тесно связана с «Я-концепцией» человека, с «вовлеченностью Я», преувеличенным, блокирующим деятельность самонаблюдением, вниманием к своим душевным порывам. Тревожность имеет собственную вдохновляющую силу, выступает как мотив, имеющий убедительные, свойственные ему формы воплощения в поведении, что является своеобразной составляющей психических новообразований аффективно-потребностной сферы. Исходя из этого, мы можем рассматривать тревожность как субъективное образование, которое характеризуется сложным строением.
Тревожные расстройства нередко остаются нераспознанными, а подростки, находящиеся во власти этих расстройств, не получают вовремя квалифицированной медицинской помощи. Это связано с тем, что страх и тревога часто появляются и при течении нормального развития. Помимо этого, большинство симптомов имеют скрытый характер и, по сравнению с симптомами поведенческих расстройств,
не представляют какой-либо социальной опасности, что позволяет им оставаться не выявленными [6: 93].
Не менее важным эмоциональным нарушением, которое часто не замечается, и не принимается ни каких мер по его устранению, потому что окружающие подростков люди, могут не заметить его симптомы, является депрессия.
Депрессия - психическое расстройство, которое характеризуется снижением настроения, а также потерей способности переживать чувства радости и удовлетворения. Сопровождается угнетенным, подавленным, тоскливым, тревожным, безразличным настроением. Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), упадком жизненных сил, мыслями о самоунижении или самобичевании, а также различными неприятными телесными ощущениями и сома-товегетативными расстройствами. На сегодняшний день исследователями доказано, что депрессивные расстройства могут обнаруживаться в любом возрасте. Необходимо отметить, что депрессии у детей и подростков сложно определить, во-первых, из-за того, что их невозможно отличить от «нормальных» возрастных изменений, а во-вторых, в силу их особенной специфики, которая обусловлена возрастом возникновения [7: 74].
Традиционным считается то, что депрессия у подростка всегда является «маскированной», т.е. трудно различимой из-за огромного количества соматических расстройств, негативизма, раздраженного настроения, повышенного уровня чувствительности, также различных расстройств поведенческой сферы. Состояния депрессии у подростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истинных депрессивных симптомов и субъективной защитной реакции,
настающей в ответ на собственную несостоятельность: отказ от посещения учебных учреждений, состояния истерики, порой необъяснимые, конфликтность, нарушения поведения с противоправными поступками, агрессивностью, стремлением к асоциальным группам. Основной сложностью является определение настоящих симптомов и причин происхождения депрессии в подростковом возрасте.
Подростковый возраст определяется как этап особой чувствительности, что отражается в легкой возбудимости, неустойчивости настроения, сочетании полярных качеств, проявляющихся поочередно, кроме того, определенные характерные черты психологических взаимодействий переходного возраста имеются в гормональных и физиологических процессах, следовательно, на этом этапе жизни подрастающего человека вполне могут сформироваться такие психические состояния, как фрустрация, агрессивность, всевозможные фобии и тревоги [8: 19].
Исходя из этого, эмоциональные нарушения и девиантный характер поведения подростков оказывают огромное влияние на развитие их личности. Необходимо уметь определять симптомы этих расстройств и оказывать поддержку подростку, иначе последствия могут быть необратимыми.
К девиантному поведению обращается отвергнутая обществом личность; слабые семейные связи, взаимодействие в школе влияют на установку подростка на группы сверстников, которые являются важными источниками девиантных норм.
Существует множество оснований, по которым подросток совершает различного рода поступки, проявляющиеся в его своеобразном поведении. Причины девиантного поведения различны и содержат в себе как межличностные, так и внутриличностные [9].
Одним из наиболее значимых факторов формирования подростка считается развитие у него в эмоциональной сфере самоосознания, потребности осознать себя как личность.
Эмоции играют важную роль в межличностных отношениях подростков. Потребность в общении со сверстниками важна как специфический вид межличностных отношений, кардинально отличающийся от общения «подросток-взрослый». Данное общение является особенным видом эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно
важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Развитие эмоциональной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации.
Эмоциональные нарушения и девиантный характер поведения подростков оказывают огромное влияние на развитие их личности. Необходимо уметь распознавать симптомы этих расстройств и оказывать помощь подростку, иначе последствия могут быть необратимыми.
Примечания:
1. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: Питер, 2004. 256 с.
2. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2000. 159 с.
3. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления. СПб.: Питер, 2006. 404 с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Просвещение, 2001. 240 с.
5. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж: Академия, 2000. 367 с.
6. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Педагогика, 2004. 175 с.
7. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков. М.: Просвещение, 1998. 129 с.
8. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 352 с.
9. Дёмкина Е.В., Паатова М.Э. Социально-педагогическая реабилитация де-виантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. Вып. 1(132). С. 40.
References:
1. LaFreniere P. Emotional development of children and adolescents. SPb.: Piter, 2004. 256 pp.
2. Rean A.A. Practical psychodiagnostics of a person: a manual for higher schools. SPb.: Piter, 2000. 159 pp.
3. Kazanskaya V.G. A teenager and difficulties of growing up. SPb.: Piter, 2006. 404 pp.
4. Astapov V.M. Anxiety of children. M.: Prosveshchenie, 2001. 240 pp.
5. Prikhozhan A.M. Anxiety of children and adolescents: psychological nature and age dynamics. M.; Voronezh: Academia, 2000. 367 pp.
6. Khukhlaeva O.V. Teenager's Psychology. M.: Prosveshchenie, 2004. 175 pp.
7. Iovchuk N.M., Severny A.A. Depression of children and adolescents. M.: Prosveshchenie, 1998. 129 pp.
8. Abramova G.S. Age psychology. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2002. 352 pp.
9. Demkina E.V., Paatova M.E. Social and pedagogical rehabilitation of deviant teenagers in the context of personality-focused paradigm of education // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Iss. 1 (132). P. 40.