Научная статья на тему 'Особенности эмоционального отношения подростков к учебному процессу и летнему отдыху'

Особенности эмоционального отношения подростков к учебному процессу и летнему отдыху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палагина А. О.

В статье рассмотрены особенности эмоционального отношения подростков к понятиям, которые связаны с учебным процессом: школа, перемена, учёба, а также основных понятий, характеризующих летний отдых для школьника: каникулы, лето, природа, игра, отдых, семья. Значимые понятия, которые не отнесены к учебному процессу и отдыху: холод, дождь, аппетит, так как у детей есть зимние каникулы; данное природное явление относится к любому времени года, а отношение к еде физиологическая ежедневная потребность человека. Полученные данные по цветовому предпочтению подростков отражают в целом общие тенденции и направленность формирующейся личности детей и помогают распознать проблемные аспекты в развитии, а значит оказать своевременную помощь в преодолении психологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального отношения подростков к учебному процессу и летнему отдыху»

- содержание программы профессиональной переподготовки (КПК, стажировки), которое позволяет учитывать имеющиеся у обучающегося профессиональные компетенции в той или иной области, его социальный опыт, стаж работы, а также возрастные особенности; его личностные качества и, в зависимости от такого рода характеристик, конструирование индивидуальных образовательные траекторий;

- формы и способы презентации содержания адаптивного дополнительного профессионального образования в виде различных модулей, отражающих единство инструментально-предметных и метапредметных компетенций обучающегося, в процессе ознакомления с которыми происходит его адаптация к новой профессии, модификация имеющихся профессиональных компетенций [7, С. 78].

Все выше сказанное позволяет констатировать, что адаптивное дополнительное профессиональное образование становится непросто востребованным, «... но и одним из базовых условий успешной реализации всех запланированных реформ, связанных с переходом к новой экономике и инновационному развитию приоритетных отраслей страны» [1, С. 214]. Список использованной литературы:

1. Волкова Н. С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 412-415.

2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи // Е. И. Головаха. - Киев. 1988. - С. 198.

3. Коблева А.Л. Адаптивный подход как средство развития профессиональной компетентности педагогов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - №5 (62). - С. 165-168.

4. Коблева А.Л., Морозова Т.П. К вопросу о мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (ч. 3). С. 765-768.

5. Лебедева, М.Н. Педагогическая модель адаптивного дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. - № 1 (38). - С. 32-34.

6. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования // Текст.:дис. д-ра пед. наук. - Кемерово, 2007. - 421 с.

7. Чубаренко В.В. Модификация педагогической компетентности работников образования в адаптирующей профессиональной переподготовке. // Проблемы педагогической диагностики и компетентностного подхода в образовании: Материалы «круглых столов», 2005-2006 г.г. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 108 с., С. 77-78.

© Коблева А.Л., 2018

УДК1

Палагина А.О.

Реабилитационный центр г. Калуги, педагог-психолог,

ашара^та@тай. ги

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К УЧЕБНОМУ

ПРОЦЕССУ И ЛЕТНЕМУ ОТДЫХУ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности эмоционального отношения подростков к понятиям, которые связаны с учебным процессом: школа, перемена, учёба, а также основных понятий, характеризующих летний отдых для школьника: каникулы, лето, природа, игра, отдых, семья. Значимые понятия, которые не отнесены к учебному процессу и отдыху: холод, дождь, аппетит, так как у детей есть зимние каникулы;

данное природное явление относится к любому времени года, а отношение к еде - физиологическая ежедневная потребность человека. Полученные данные по цветовому предпочтению подростков отражают в целом общие тенденции и направленность формирующейся личности детей и помогают распознать проблемные аспекты в развитии, а значит оказать своевременную помощь в преодолении психологических проблем.

Ключевые слова:

эмоциональное отношение, подростки, учебный процесс, летний отдых, направленность личности

При исследовании эмоционального отношения к значимым понятиям для подростков, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений был применён цветовой тест отношений (ЦТО), который является диагностическим методом [1, с. 18]. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедура которого была специально разработана в процессе создания этого теста. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним [3]. Данная методика используется авторами более тридцати лет диагностической практики фактически со всеми категориями детей. Используется набор цветовых стимулов, близких по цветовой гамме и насыщенности к восьмицветовому тесту М. Люшера. При относительно небольшом количестве стимулов в нём представлены основные цвета спектра (синий, зелёный, красный, жёлтый), два смешанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (чёрный, серый). Каждый цвет обозначается соответствующей цифрой. ЦТО как метод изучения отношений применим с детьми, начиная с 5-летнего возраста и верхняя возрастная граница не определена [2, с. 106].

При выборе наиболее понравившегося цвета дети отдавали предпочтение жёлтому цвету, который направлен на положительное восприятие обстановки и оптимизм в отношениях с окружающими людьми. На втором месте были малиновый и красный цвета. Интересно то, что дети по-разному определяли цвет карточки, обозначающий малиновый цвет были варианты обозначения: розовый, сиреневый, фиолетовый.

Таким образом, подтверждены зарегистрированные наблюдения о склонности подростков к жёлтому и красному цветам. Коричневый и чёрный цвета были выявлены в первом выборе как предпочтительные у двоих детей. Для одного выбора сделан интуитивно, а другой мальчик объяснил выбор отсутствием комфортного состояния, то есть стремление к безопасности и укреплению своего положения. При выборе наименее понравившегося цвета или неприятного дети чаще всего выбирали коричневый и чёрный цвета, относящиеся к тёмным цветами. При исследовании были выбраны малиновый и серый цвета, как смешанный и ахроматический цвета. Интересным в данной выборке оказался процесс выбора и интерпретации цветов детьми и четыре основные цвета не попали в ряд неприятных, а были на втором и третьем местах.

При анализе выбора цвета, связанного с учебным процессом: школа, перемена и учёба были выявлены определённые ассоциации. Распределение выбора цвета по понятию «школа», в котором было отдано предпочтение у 'Л выборки зелёному цвету, а половина испытуемых выбирали чёрный и синий цвета. В целом ребята настроены на обучение, но приятное времяпрепровождение в подростковом возрасте преобладает. При ассоциациях, связанных со словом «перемена» дети выбирали зелёный и жёлтый цвета. Но в целом с понятием «перемена» не выявлена определённость в выборе цвета, и данное понятие не является значимым в период нахождения в школе. При выборе цвета, связанного с понятием «учёба» дети предпочитали зелёный цвет. По 20% респондентов выбрали коричневый и чёрный цвета. Выбрали синий и серый двое участников исследования. Следовательно, для подростков данной выборки характерно упорство, преодоление преград, жизнестойкость, упорядоченность и понимание. У подростков волевые качества полностью не сформированы. У ребят существует потребность в собственной независимости и признании другими людьми в силу подросткового возраста.

Таким образом, при анализе выбора цвета, связанного с понятиями: школа, перемена, учёба

подростки в основном предпочитали зелёный и синий цвета, на втором месте коричневый и чёрный цвета. В основном все дети стремятся упрочить свой статус в школе и получить независимость, а также получить признания своих стремлений.

Участникам эксперимента было предложено выбрать цвет, ассоциирующийся со значимыми понятиями, которые связаны с летним отдыхом: каникулы, лето, природа, игра, отдых, семья. При выборе цвета на слово «каникулы» дети предпочитали красный цвет, чаще других, чуть меньше выбрали зелёный и малиновый цвета. Были выбраны жёлтый и коричневый цвета. При выборе цвета, связанного с понятием «лето» дети чаще выбирали жёлтый цвет. Испытуемые выбирали красный и зелёный цвета. В основном выбор сделан на основных цветах спектра. При выборе цвета со словом «природа» дети чаще всего предпочитали жёлтый и зелёный цвета. При выборе цвета, связанного с понятием «игра» ребята выбирали красный и малиновый цвета. При выборе цвета на значимое понятие «отдых» подростки выбирали красный и жёлтый цвета. Часть обследуемых предпочли синий, малиновый и серый цвета. С понятием «семья» в данной выборке связан в основном жёлтый цвет, его предпочли 60% от общей выборки. Таким образом, при анализе выбора цвета, связанного с понятиями: каникулы, лето, природа, игра, отдых, семья дети в основном предпочитали жёлтый и красный цвета, на втором месте зелёный и малиновый цвета. Выявлен позитивный эмоциональный настрой детей на отдых, игры, любовь к природе и семье.

При выборе цвета на слово «холод» дети выбирали синий, коричневый и чёрный цвета. Для большинства представителей выборки любимым временем года является лето, когда тёплое солнце, можно отдохнуть на реке или море, собирать грибы и ягоды, каждый день гулять и играть со сверстниками. При выборе цвета, связанного со словом «дождь» большинство (60% от группы) выбирали серый цвет. Со словом «дождь» у ребят выявлена определённость в выборе серого цвета. Данное понятие вызывает у детей негативную реакцию, они чувствуют себя подавлено, быстро утомляются и не видят смысл своей деятельности в период непогоды. С понятием «аппетит» у большинства детей ассоциация с красным и жёлтым цветами. Двое участников выбрали чёрный и серый цвета, которые объяснили свой выбор наличием избирательности в пищи. Для подростков данной выборки питание является необходимым фактором в развитии.

По итогам проведённого исследования можно сделать вывод о позитивном отношении детей как к учебному процессу, так и к летнему отдыху. Ассоциации разделились по эмоциональному отношению: к учебному процессу дети расположены, но существуют сложности в установлении собственной позиции и признании со стороны окружающих людей в силу подросткового возраста. Положительное эмоциональное отношение у подростков к летнему отдыху. Интересная ассоциация с понятием «перемена», которая не является значимой для детей в период нахождения в школе. А такое понятие как «дождь» не ассоциируются у детей с тёплой погодой, а вызывает отрицательное отношение, то есть летом данное явление не воспринимается как негативное.

При исследовании детей был выявлен параметр цветоассоциативных реакций, который характеризует меру их сложности или стереотипности. Данный параметр может служить показателем креативности ребёнка. Величина этого показателя прямо зависит от количества повторов в выборах цветов. При низком значении можно судить о негативизме по отношению к обследованию [3]. У большинства подростков данной выборки (более 80%) развита креативность, так как все восемь цветов были выбраны при возникающих ассоциациях со значимыми понятиями. Лишь у 20% от общего количества испытуемых креативность на низком уровне, так как ими не были выбраны основные цвета: красный, синий, зелёный, а также два смешанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (чёрный, серый). Для подростков исследуемой выборки жёлтый цвет является основным цветом, которому отдаётся предпочтение в первую очередь. Жёлтый цвет символизирует оптимизм и весь спектр положительных эмоций.

Список использованной литературы:

1. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования/ под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб.: Речь, 2016. - 441с.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 3-е перераб. - М.: Изд-во АПКиПРО РФ.2007. - 128с.

3. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. //Общая психодиагностика. М., 1987. с. 221-227.

© Палагина А.О., 2018г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.