УДК: 612.017.1-053.2/.6+616.899.3(470-924.71) DOI: 10.37279/2224-6444-2021-11-2-19-27
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Евстафьева Е. В., Залата О. А., Слюсаренко А. Е.
Кафедра физиологии нормальной, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия
Для корреспонденции: Слюсаренко Александра Евгеньевна, доцент кафедры физиологии нормальной, Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», е-mail: alexandra_ [email protected]
For correspondence: Slusarenko A.E., PhD, Department of Normal Physiology, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, е-mail: [email protected]
Information about authors:
Evstafeva E. V., https://orcid.org/0000-0002-8331-4149 Zalata O. A., http://orcid.org/0000-0003-0440-2405 Slusarenko A. E., https://orcid.org/0000-0002-2045-7548
РЕЗЮМЕ
Целью настоящего исследования явилось определение особенностей элементного статуса детей 1-3 лет с задержкой психического и физического развития, для чего у 36-ти детей от 1 года до 3-х лет, воспитанников Крымского республиканского учреждения «Дом ребенка «Ёлочка»» с задержкой психического и физического развития методом рентгено-флуоресцентной спектрофотометрии определено содержание химических элементов (Ca, Cu, Fe, K, Zn, Mn, S, Br, Se, Co, Cr, Cl, Ni, Mo, Sr, As, Hg, Pb) в волосах. Установлено, что у обследованных детей имело место превышение калия, хлора, никеля, хрома, марганца, кальция на фоне тотального дефицита цинка и меди, частично железа при нормальном содержании токсичных элементов. Гиперэлементоз калия, хлора, никеля, хрома, марганца, кальция в соответствии с результатами настоящего исследования и данными литературы может являться характерной особенностью элементного статуса при нервных расстройствах.
Ключевые слова: дети, задержка умственного и физического развития, химические элементы, волосы.
FEATURES OF THE ELEMENT STATUS OF EARLY AGE CHILDREN WITH MENTAL AND PHYSICAL RETARDATION
Evstafeva E. V., Zalata O. A., Slusarenko A. E.
Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
SUMMARY
The aim of the research was a determination of the element's status features in children 1-3th age with mental and physical retardation. In 36th children from 1-3th age with mental and physical retardation the content of (Ca, Cu, Fe, K, Zn, Mn, S, Br, Se, Co, Cr, Cl, Ni, Mo, Sr, As, Hg, Pb) in hair was determined by a method of X-ray fluorescent spectroscopy. Hair chemical elements content was determined in1-3-year-oldchildren with mental and physical developmental delay suggesting some specificchanges of elemental status. It is established that the examined children had the excess of potassium, chlorine, nickel, chromium, manganese, calcium, on the background of total deficit of zinc, copper, partially of iron and normal content of toxic elements. Excess of potassium, chlorine, nickel, chromium, manganese, calcium in accordance with this research and literature data may be a specific feature of element status at nervous disorders. However, individual assessment of the «element portrait» at diseases of the nervous system in children of early age is important to improve a treatment and rehabilitation. Comparison of the revealed features with previously collected data of healthy children and literature indicates that zinc and copper deficiency is not specific for the children with mental and physical developmental delay but is rather more significant.
Key words: children, mental and physical retardation, chemical elements, hair.
Нейротоксическое действие многих распространенных загрязнителей окружающей среды [1], особенно в период внутриутробного развития [2], существенным образом сказывается как на общем состоянии детского здоровья, так и на состоянии нервной системы развивающегося организма, особенно высших психических функций. Широкое распространение в послед-
ние годы ряда заболеваний психической сферы у детей (задержка развития, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности) приобретает эпидемический характер, что связывают, в том числе, с действием токсичных тяжелых металлов [3; 4], круговорот которых в окружающей среде увеличился по сравнению с природным в несколько раз. При этом считают, что изменения
психической сферы могут быть обусловлены не только увеличением концентраций отдельных химических элементов в окружающей среде, но и в целом нарушением элементного баланса в организме, поддержание которого необходимо для нормальной деятельности мозга [5; 6]. Это связано с тем, что в разные периоды роста и развития ребенка имеют место физиологически обусловленные изменения в содержании макро-и микроэлементов как клеточных регуляторов, модуляторов, мессенджеров, необходимых для нормального функционирования тканей, органов и систем организма [7]. Известно, что изменение металло-лигантного гомеостаза и его комплексов в структурах нервной системы начинает формироваться уже в перинатальном периоде. Это, безусловно, влияет на перинатальное состояние нервной системы, а затем на функциональный статус отдельных структур головного мозга [8].
С другой стороны, элементный дисбаланс может являться как фактором риска в развитии заболеваний, так и их следствием [9; 10]. В этом случае его оценка и коррекция будут способствовать уменьшению выраженности негативных проявлений расстройств психической сферы.
В связи с вышеизложенным, оценка содержания химических элементов, известных своим нейротропным действием, как возможного фактора, влияющего на формирование психической сферы у наиболее уязвимой при экологическом неблагополучии категории населения - детей на ранних стадиях онотогенетического развития, является актуальной задачей. Особенно важно в этом отношении исследование особенностей элементного статуса у детей с задержкой психического и физического развития, что и послужило целью настоящей работы.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
С соблюдением биоэтических норм была обследована группа детей с задержкой психического и физического развития, воспитанников Крымского республиканского учреждения «Дом ребенка «Ёлочка»». В когорту вошли 36 человек (27 мальчиков и 9 девочек) от 1 года до 3-х лет (средний возраст 2,9 ± 0,8). Диагностическая квалификация нарушений психического развития детей осуществлялась детскими психиатрами на основе клинико-психопатологического анализа и включила следующие нозологические формы: органические эмоционально-лабильные расстройства ^06.65); расстройства психического развития ^88); гиперкинетические расстройства ^90); специфические расстройства речи ^80); задержка роста и развития. Наруше-
ния в развитии большинства обследованных детей были связаны с неблагоприятным семейным анамнезом, часть детей имела статус сироты. У 5-ти из 36-ти обследованных детей имели место перинатальные поражения ЦНС (спастический тетрапарез, вторичная эпилепсия, синдром лик-воро-сосудистой дистензии).
Содержание химических элементов в волосах детей определяли методом рентген-флуоресцентной спектрофотометрии на приборе Е1уаХ (измерение по методике №12-4502). Методика отбора проб выполнялась в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ (1980) [11]. Образцы волос с соблюдением всех биоэтических положений получали путем состригания с 3-5 мест на затылочной части головы, ближе к шее, в количестве не менее 3 г, помещали в специальные пакеты с идентификационными записями. Отклонения индивидуального и группового элементного профиля волос обследуемых детей от нормы отмечали, ориентируясь на принятые референтные значения содержания химических элементов в волосах [12]. На обследование каждого воспитанника детского дома получили письменное согласие администрации (Договор о сотрудничестве от 05.11.2012).
Проверка характера распределения химических элементов в волосах детей по критерию Колмогорова-Смирнова и Лиллифорс показала, что содержание в волосах части из них (Са, Си, Fe, S, Вг, С1, №, Мо, Sr, As, не подчинялось закону нормального распределения. Распределение К, 2п, Мп, Se, Со, Сг, РЬ приближалось к нормальному. При проведении статистического анализа использовали непараметрические методы описательной статистики; все численные показатели представлены в виде медиан и значений интерквартильного размаха (Ме [р25; р75]). Взаимосвязь между содержанием химических элементов устанавливали посредством непараметрического корреляционного анализа по Спирмену (ге). При оценке результатов статистически достоверным принимали уровень значимости р< 0,05. Статистический анализ данных проводили при помощи программы Statistica 8.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Учитывая возможные различия в элементном статусе детей в зависимости от возможных причин нарушений развития, первоначально его анализ выполнили дифференцированно для детей с перинатальным поражением ЦНС и для детей с неблагополучным семейным анамнезом (табл. 1, табл. 2).
У детей с перинатальным поражением ЦНС выявлен значительный элементный дисбаланс, который выражался в увеличении содержания
Таблица 1
Содержание химических элементов (мкг/г) в волосах детей с перинатальным поражением ЦНС (п=5)
Биоэлемент M±SD Ме р25 р75 Условная норма
Эссенциальные элементы
Са 967,11 ± 702,83 661,83 48,43 1373,57 300,0-700,0
К 378,63 0 795,76 70,0-170,0
гп 82,76 46,74 82,91 120,0-200,0
Си 10,12 ± 4,21 10,13 9,46 11,55 9,0-30,0
Fe 48,55 ± 19,42 54,56 33,45 64,72 15,0-35,0
Se 0,55 0,52 1,32 0,3-1,2
Мп 1,15 1,14 4,46 0,5-2,0
Сг 17,86 14,0 18,1 0,5-5,0
Условно-эссенциальные элементы
S 32266,7 244,68 46679,2 21000,049000,0
Вг 10,23 ± 19,64 5,09 4,22 13,20 2,0-12,0
С1 2429,4 1445,0 8802,12 60,0-560,0
Со 1,60 0,75 3,06 0,0-2,0
N1 14,07 ± 6,56 15,46 11,1 18,03 0,0-3,5
Мо 0,40 ± 0,55 0,0 0,0 0,88 0,0-3,0
Sг 1,16 ± 1,13 0,99 0,18 2,1 0,0-3,0
Токсичные элементы
РЬ 6,54 1,9 7,4 0,0-5,0
Л8 2,48 ± 3,55 1,26 0,32 2,19 0,0-2,0
^ 0,56 ± 0,69 0,33 0,13 0,62 0,0-2,0
Cd 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0-1,0
Примечание: здесь и далее среднее и среднеквадратичное отклонение для К, гп, Мп, Se, Со, Сг, РЬ не представлены в связи с распределением, отличающимся от нормального.
Са, К, Fe, Мп, Вг, С1, Со, Ni, As, РЬ и у значительной части обследованных - Сг, Se. В то же время наблюдали выраженный дефицит гп и недостаток у большинства обследованных содержания Си.
Элементный статус детей с приобретенной вследствие семейного неблагополучия задержкой психического и физического развития имел некоторые отличительные особенности, но в большей степени был сходен с детьми с перинатальным поражением нервной системы. Так, у них также было увеличено содержание К, Мп, Сг, С1 и №, наблюдался дефицит гп и Си, в то время как содержание Са, Fe, РЬ, As и Se находилось в нормальных пределах (табл. 2).
Таким образом, у детей с перинатальным поражением ЦНС содержание 9-ти элементов из 19-ти имели отклонения от нормы, в то время как дети с задержками развития по причине не-
благополучного семейного анамнеза характеризовались менее выраженным дисбалансом, так как у них 6 элементов из 19 имели отклонения от нормы. Наиболее существенной отличительной особенностью являлся гиперэлементоз токсичных РЬ, As, а также значительно более выраженное отклонение от нормы №, С1 и Сг у детей с перинатальным поражением ЦНС.
Половые различия в элементном статусе в связи с достаточным количеством обследованных оценивали только в группе с неблагоприятным семейным анамнезом. Так, и у девочек, и у мальчиков было увеличено содержание К, Мп, Сг, С1 и №, а в отношении гп и Си наблюдался дефицит. Иными словами, качественных и существенных количественных различий в элементном статусе не отмечалось, за исключением содержания К у мальчиков, которое было достоверно выше, чем у девочек (р=0,02).
Таблица 2
Содержание химических элементов (мкг/г) в волосах детей с неблагополучным семейным анамнезом
(п=31)
Биоэлемент M±SD Ме р25 р75 Условная норма
Эссенциальные элементы
Са 594,96 ± 182,55 574,67 441,46 684,44 300,0-700,0
К 509,93 329,27 730,28 70,0-170,0
гп 33,15 20,04 43,45 120,0-200,0
Си 4,77 ± 1,56 4,91 3,46 5,56 9,0-30,0
Fe 21,96 ± 16,47 19,39 15,59 24,45 15,0-35,0
Бе 0,39 0,25 0,59 0,3-1,2
Мп 2,19 0,83 3,59 0,5-2,0
Сг 6,37 2,75 10,18 0,5-5,0
Условно-эссенциальные элементы
Б 24308,6 19874,9 34598,8 21000,049000,0
Вг 7,56 ± 3,73 7,16 4,99 9,27 2,0-12,0
С1 1178,11 924,40 1722,34 60,0-560,0
Со 1,77 1,23 2,53 0,0-2,0
N1 5,66 ± 2,43 5,38 3,84 6,43 0,0-3,5
Мо 0,47 ± 0,75 0,0 0,0 0,90 0,0-3,0
Бг 0,58 ± 0,36 0,54 0,40 0,88 0,0-3,0
Токсичные элементы
РЬ 3,34 2,31 4,14 0,0-5,0
Л8 0,50 ± 0,93 0,09 0,0 0,44 0,0-2,0
^ 0,81 ± 0,71 0,63 0,33 1,05 0,0-2,0
Cd 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0-1,0
Примечание: Ме - медиана, р25, р75 - перцентили.
Обобщая полученные результаты, можно заключить, что биомониторинговое исследование содержания исследуемых элементов в волосах детей раннего возраста с задержкой психического и физического развития, проживающих в условиях дома ребенка, выявило определенный элементный дисбаланс, который имел как общие, так и отличительные особенности у детей с перинатальными и постнатальными формами задержки психического и физического развития. Общим для всех обследованных детей было превышение референтных уровней для калия, хлора, никеля, хрома, марганца и дефицит цинка и меди (рис.1). Качественные особенности первых заключались в гиперэлементозе таких токсичных элементов как свинец и мышьяк, а также железа и незначительном увеличении селена; количественные - в более выраженном отклонении от верхней границы нормы №, С1 и Сг. В то же время дефицит эссенциальных цинка и меди
у детей с перинатальным поражением нервной системы были менее выражены. В пробах волос не были обнаружены йод, серебро, рубидий, барий, кадмий, сурьма, цирконий, олово, бериллий. Наличие ванадия в волосах было найдено у 1 ребенка, титана - у 4-х, молибдена у 13 детей из группы.
Для ответа на вопрос, какие из выявленных особенностей элементного статуса детей с задержкой психического и физического развития могут быть связаны с данными нарушениями, необходимо сравнение с элементным статусом здоровых детей. В архивных материалах кафедры имелись данные по биомониторинговому исследованию содержания 5 химических элементов в волосах здоровых детей до 6 лет, также проживающих в г. Симферополь [13]. Они свидетельствовали о тотальном дефиците цинка и меди (табл. 3). Таким образом, содержание данных элементов характеризовалось сходным
Рис. 1. Амплитуда отклонений (в %) содержания химических элементов от верхних и нижних границ условной нормы в волосах детей
В то же время другие авторы наблюдали отсутствие различий или незначительные отличия в содержании этих элементов у детей и молодых людей, страдающих различными нервными расстройствами, такими как повышенная возбудимость, потеря сознания, эпилептоформные
образом в обеих группах детей и вряд ли можно полагать, что дефицит цинка и меди - это специфическая особенность элементного статуса детей с задержкой развития, тем более, что дефицит этих элементов - весьма распространенное явление в настоящее время на европейской части Российской Федерации [14].
В то же время содержание ртути, свинца и кадмия в волосах здоровых детей данного возраста находилось в пределах условной нормы, как и в других возрастных группах. Однако статистический анализ групповых различий показал достоверную разницу в степени этого дефицита: у детей с задержкой психического и физического развития (1-3 года) содержание цинка и меди было значимо ниже (р=0,000, и-критерий), чем у практически здоровых детей, жителей Симферополя. Имеются данные, которые свидетельствуют о том, что между уровнем цинка и патогенезом аутизма существует обратная связь и его восполнение может быть использовано в терапии больных аутизмом [15].
Таблица 3
Содержание химических элементов (мкг/г) в волосах здоровых детей 1-6 лет
Биоэлемент M±SD Ме р25 р75 Условная норма
Эссенциальные элементы
гп 88,39±39,93 95,6 52,35 110,29 120,0-200,0
Си 11,18±7,49 8,49 6,95 12,23 9,0-30,0
Токсичные элементы
РЬ 3,65±2,5 3,2 1,65 5,08 0,0-5,0
0,0 0,0 0,0 0,0 0,0-2,0
Cd 0,65±0,54 0,49 0,25 1,16 0,0-3,5
Примечание: Ме - медиана, р25, р75 - перцентили.
конвульсии неизвестного происхождения [16]. д
Однако в этих исследованиях, проводимых на р
территории Польши, не отмечался столь вы- г
раженный дефицит цинка, а содержание меди п
также было пониженным. н
Что касается содержания свинца в волосах Н
детей 0-5 лет здоровых и с нервными расстрой- ц
ствами, по данным этих же авторов установле- р
но, что среднее значение содержания свинца О было несколько ниже у здоровых детей (3,8±3,5
мкг/г), чем у страдающих нервными расстрой- м
ствами (4,4 ± 3,6 мкг/г) [16]. г
В то же время, выявленное в настоящем и л
ранее выполненных исследованиях превышение з
содержания ряда элементов в волосах детей с в
задержкой психического и физического разви- ш
тия, дает основание предполагать, что гиперэле- м
ментоз может быть характерным признаком при щ
нервных расстройствах различного рода. Так, у д
детей 12-13 лет с нарушениями психического развития также была установлена тенденция к гиперэлементозу кальция и никеля [17]. Однако приблизительно такое же увеличение содержания никеля в волосах здоровых детей 1-3 лет г. Новотроицка на фоне пониженного содержания цинка в 1,74 раза, олова - в 3 раза и железа - в 1,4 раза наблюдали у клинически здоровых детей Оренбургской области [18].
К подобным неоднозначным заключениям можно прийти и в отношении некоторых других элементов на основании анализа данных литературы. Так, обзор научных исследований за период с 2000 по 2012 гг. дал основание утверждать, что среди таких элементов, как мышьяк, кадмий и марганец только в отношении марганца существует явное доказательство существования связи с таким расстройством, как дефицит внимания и гиперактивность [6, 19],
2021, т. 11, № 2
в то время как увеличение уровня мышьяка и кадмия, в отношении которых предполагались такие же эффекты, сопровождается некоторым снижением Щ [6].
Выявленный избыток содержания эссен-циального макроэлемента калия у всех детей группы представляется важным для обсуждения, поскольку это основной внутриклеточный катион, играющий важную роль в формировании электрической активности мозга. В клинике отклонения в содержании калия в основном оценивают по его концентрациям в сыворотке крови. Наиболее часто это связано с эндокринной патологией коры надпочечников и нарушением в секреции альдостерона. В то же время известно, что повышенное содержание калия в волосах может означать его избыточное накопление в организме [12]. При этом в литературе крайне мало обсуждаются часто выявляемые отклонения в содержании калия у детей. Так, при изучении особенностей элементного статуса детей 1-6 лет из различных регионов России, был установлен избыток калия [20], а при оценке элементного статуса здоровых детей 8-9 лет, проживающих в условиях городской среды (Оренбург) и сельской местности (Оренбургская область), было обнаружено, что избыток калия в волосах чаще встречается у сельских детей [21]. В другой работе [22] у детей 7-14 лет г. Магадана, авторы, наряду с дефицитом ряда элементов (Са, Mg, Со, Se, Мп, I, Сг, Си, гп), обнаружили и дефицит калия. Можно полагать, что такие различия, прежде всего, могут быть связаны с биогеохимическими особенностями регионов, однако отсутствие данных по содержанию калия в волосах здоровых детей данного возраста в Крыму не позволяет сделать окончательного заключения. Повышенное содержание калия наблюдали у крымских детей-спортсменов других возрастных групп [23], однако гиперэлементоз в этом случае мог быть обусловлен интенсификацией обменных процессов и выведения калия в результате систематических физических нагрузок.
Касательно хлора, превышение которого в волосах установлено в настоящем исследовании, представляют интерес данные об его угнетающем рост эффекте [12], в то время как относительно его влияния на нервную систему известно только токсическое действие в высоких дозах [24]. Повышенное содержание хлора в волосах мальчиков, но не девочек, в Алтайском крае наблюдали Зорина Д.Ю. и соавторы [25]. В то же время вполне ожидаема некоторая специфика элементного статуса в отношении и этого элемента при разных нервных расстройствах, тем более, врожденного характера.
Еще более существенный суммарный эффект способен оказывать дисбаланс элементов [19; 26], что обусловлено существующими отношениями между некоторыми из них, их синергизмом или антагонизмом. Известно, например, что никель способствует всасыванию железа в пищеварительном тракте, будучи кофактором неидентифицированного биолиганда, связывающего железо, или, участвуя в ферментном механизме, превращающем Fe2+ в легкоусвояемое Fe3+. При дефиците никеля повышается выделение из организма железа и кальция [27].
Качественный и количественный анализ соотношения элементов показал, что у 30,5% обследованных нами детей с задержкой психического и физического развития обнаруживалась следующая комбинация отклонений от нормы: дефицит цинка и меди с одной стороны и избыток калия, хлора, марганца, хрома, никеля - с другой. Выполненный корреляционный анализ концентраций элементов в волосах обследованных нами детей подтвердил наличие между некоторыми из них существенной корреляционной связи (табл. 4). Единственным элементом, не обнаружившим подобных взаимосвязей, был марганец.
Таким образом, выполненное исследование по определению ряда токсичных и эссенциаль-ных элементов у детей с задержкой психического и физического развития дает основание говорить о некоторых особенностях элементного статуса организма, однако рассматривать их как специфические характеристики элементного статуса у детей раннего возраста при данных нарушениях развития вряд ли есть достаточно оснований. В то же время обнаруживаются некоторые характерные особенности в виде увеличенного содержания токсичных свинца и мышьяка у детей с перинатальным поражением ЦНС, а также более выраженные отклонения от нормы по сравнению с детьми с приобретенными формами задержки развития и, тем более, здоровыми, детьми. Более того, не столько отклонения от нормы отдельных элементов, сколько их определенное соотношение - дисбаланс, может быть специфической характеристикой тех или иных расстройств, учитывать который может быть полезным при их коррекции.
ВЫВОДЫ
1. Определение содержания химических элементов в волосах у детей с задержкой психического и физического развития 1-3 лет выявило общие и специфические особенности элементного статуса.
2. У детей с перинатальным поражением центральной нервной системы и приобретен-
Таблица 4
Коэффициенты корреляции Спирмена (га) между содержанием элементов в волосах детей раннего возраста с задержкой психического и физического развития
Zn Ca Cr Ni Cu K Cl Pb Fe Br Sr As
Zn 1 .50 .66 .46 .68 .42 .39 .37 .35 .43
Ca .50 1 .54 .61 .44 .37 .43 .35 .35
Cr .66 .54 1 .52 .77 .65 .43 .39 .42
Ni .46 .61 .52 1 .48 .44 .52 .73
Cu .68 .44 .77 .48 1 .57 .33 .61
K .42 .37 1 .37 .44
Cl .44 1 .37 .41
Pb .52 .37 1 -.35
Fe .39 .43 .65 .73 .57 .41 1
Br .37 .35 .43 .33 .37 1
Sr .35 .35 .39 .44 1
As .43 .42 .61 -.35 1
Примечание: для всех установленных взаимосвязей p<0,05.
ными в постнатальном периоде формами нарушений общей особенностью элементного статуса явился гиперэлементоз калия, никеля, хлора, хрома, марганца, отличительной особенностью - гиперэлементоз свинца, мышьяка и кальция, а также более выраженные отклонения от нормы других элементов.
3. Сравнительный анализ выявленных особенностей элементного статуса с данными литературы и ранее полученными данными обследования здоровых детей позволяет утверждать, что дефицит цинка и меди не является специфической характеристикой элементного статуса детей с задержкой психического и физического развития, но имеет более выраженный характер.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ferguson A., Solo-Gabriele H. Children's Exposure to Environmental Contaminants. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2016;13 (11):1117. doi:10.3390/ijerph13111117.
2. Bellinger D.C., Matthews-Bellinger J.A., Bellinger K.K. et al. A developmental perspective on early-life exposure to neurotoxicants. Environment International 94. 2016;103-112.
3. Fujiwara T., Morisaki N., Honda Y. Chemicals? Nutrition? And Autism Spextrum Disoreder. Frontiers in Neuroscience. 2016;10:174. doi:10.3389/fnins.2016.00174.
4. Viktorinova A., Ursinyova M., Trebaticka J. Changed Plasma Levels of Zinc and Copper to Zinc Ratio and Their Possible Associations with Parent-and Teacher-Rated Symptoms in Children with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder Received. Biological Trace Element Research. 2016;169(1):1-7.
5. Lakshmi Priya M. D., Geetha A. Level of trace elements (cooper, zinc, magnesium and selenium) and toxic elements (lead and mercury) in the hair and nail of children with autism. Biol Trace Elem. Res. 2011;142(2):148-58. doi:10.1007/ s12011-010-8766-2.
6. Rodriguez-Barranco M., Lacasana M., Aguilar-Garduno C. Association of arsenic, cadmium and manganese exposure with neurodevelopment and behavioral disorders in children: a systematic review and meta-analysis. Sci Total Environ. 2013;454-455:562-77. doi: 10.1016/j.scitotenv.2013.03.047.
7. Громова О. А. Научный обзор. Международный неврологический журнал. 2007;12:94-107.
8. Кудрин А. В., Громова О. А. Микроэлементы в неврологии. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006.
9. Бедненко Л. П., Левченко И. Л. Особенности элементного статуса у детей с неврологической патологией, перенесших внутриутробные инфекции. Доступно по: www.infmed. kharkov.ua/PubBed1htm.
10. Man C. K., Zheng Y. H. Analysis of trace elements in scalp hair of mentally retarded children. Journal of Radioanalytical and Nuclear chemistry. 2002;253(3):375-377.
2021, т. 11, № 2
11. Element analysis of biological materials. Current problems and with special reference to trace elements. Appendix II. Technical reports series. 1980;197:351-367.
12. Скальный А. В., Рудаков И. А. Биоэлементы в медицине М.: ОНИКС 21 век. Мир; 2004.
13. Слюсаренко А. Е. Иммунотропная роль тяжелых ме таллов в организме человека. Saarbrucken: LAP Lambert, 2016.
14. Агаджанян Н. А., Скальный А. В., Дет-ков В. Ю. Элементный портрет человека: заболеваемость, демография и проблема управления здоровьем нации. Экология человека. 2013;11:3-12.
15. Babaknejad N., Sayehmiri F., Sayehmiri K. The Relationship between Zinc Levels and Autism: Systematic Review and Meta-analysis. Iran J Child Neurol. Autumn 2016;10(4):1-9.
16. Lech T. Lead, copper, zinc, and magnesium content in hair of children and young people with some neurological diseases. Biol. Trace Elem. Res. 2002;85(2):111-26. doi:10.1385/bter:85:2:111.
17. Залата О. А., Евстафьева Е. В. Особенности когнитивных функций городских детей с нарушениями психического развития в связи с содержанием химических элементов в волосах. Саратовский научно-медицинский журнал. 2012;8(2):428-432.
18. Сетко А. Г., Сетко Н. П. Дисбаланс микроэлементов, как критерий донозологической диагностики состояния здоровья детей. Вестник ОГУ. 2006;12:222-224.
19. Sanders A. P., Henn B. C., Robert O. Wright Perinatal and Childhood Exposure to Cadmium, Manganese, and Metal Mixtures and Effects on Cognition and Behavior: A Review of Recent Literature Curr. Envir. Health Rep. 2015; 2(3):284-294.
20. Лобанова Ю. Н. Особенности элементного статуса детей из различных регионов России. Автореф... дис. канд. биол. наук. Москва; 2007.
21. Бурцева Т. И., Нотова С. В., Фролова О. О., Бурлуцкая О. И., Скальная М. Г. Элементный статус детей как отражение эколого-геохимиче-ских особенностей территории Оренбургского региона. Микроэлементы в медицине. 2010;(3-4):49-54.
22. Луговая Е. А., Атласова Е. М., Максимов А. Л. Элементный «портрет» детей 7-14 лет г. Магадана. Фундаментальные исследования. 2012;11-4: 846-850.
23. Евстафьева И. А., Перекотий Е. В., Ре-шетняк О. А. Особенности макро- микроэлементного баланса у спортсменов в условиях ан-
тропогенного загрязнения окружающей среды. Сборник материалов VIII биогеохимической школы «Биогеохимия и биохимия микроэлементов в условиях техногенеза биосферы». Гродно, Беларусь. 2013;232-236.
24. Kilburn K. N. Chlorine-induced damage documented by neurophysiological, neuropsychological, and pulmonary testing. Arch Environ Health. 2000; Jan-Feb;55(1):31-7. doi:10.1080/00039890009603382
25. Зорина Д. Ю., Козырева М. С., Горяйно-ва З. И., Дмитриев А. Ю. Нейтронный активаци-онный анализ волос детей Онгудайского района республики Алтай. Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2012.
26. Forte G., Alimonti A., Violante N. Calcium, copper, iron, magnesium, silicon and zinc content of hair in Parkinson's disease. J Trace Elem Med Biol. 2005;19(2-3):195-201. doi:10.1016/j. jtemb.2005.08.003
27. Авцын А. П., Жаворонков А. А., Риш М. А., Строчкова Л. С. Микроэлементозы человека. М.: Медицина; 1991.
REFERENCES
1. Ferguson A., Solo-Gabriele H. Children's Exposure to Environmental Contaminants. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2016;13(11):1117. doi:10.3390/ijerph13111117.
2. Bellinger D. C., Matthews-Bellinger J. A., Bellinger K. K. A developmental perspective on early-life exposure to neurotoxicants. Environment International 94. 2016;103-112.
3. Fujiwara T., Morisaki N., Honda Y. Chemicals? Nutrition? And Autism Spextrum Disoreder. Frontiers in Neuroscience. 2016;10:174. doi: 10.3389/fnins.2016.00174.
4. Viktorinova A., Ursinyova M., Trebaticka J. Changed Plasma Levels of Zinc and Copper to Zinc Ratio and Their Possible Associations with Parent- and Teacher-Rated Symptoms in Children with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder Received. Biological Trace Element Research. 2016;169(1):1-7.
5. Lakshmi Priya M. D., Geetha A. Level of trace elements (cooper, zinc, magnesium and selenium) and toxic elements (lead and mercury) in the hair and nail of children with autism. Biol Trace Elem. Res. 2011;142(2):148-58. doi:10.1007/ s12011-010-8766-2.
6. Rodriguez-Barranco M., Lacasana M., Aguilar-Garduno C. Association of arsenic, cadmium and manganese exposure with neurodevelopment and behavioral disorders in children: a systematic review and meta-analysis. Sci Total Environ. 2013;454-455:562-77. doi:10.1016/j. scitotenv.2013.03.047.
7. Gromova O. A. The scientific review. International neurological journal. 2007;12:94-107. (In Russ.).
8. Kudrin A. V., Gromova O. A. Microelements in neurology. Moscow: GEOTAR-Media; 2006. (In Russ).
9. Bednenko L. P., Levchenko I. L. Features of the element status in children with neurological disorders undergoing intrauterine infection. Available at: www.infmed.kharkov.ua/ PubBedlhtm. (In Russ.).
10. Man C. K., Zheng Y.H. Analysis of trace elements in scalp hair of mentally retarded children. Journal of Radioanalytical and Nuclear chemistry. 2002;253(3):375-377.
11. Element analysis of biological materials. Current problems and with special reference to trace elements. Appendix II. Technical reports series. 1980;197:351-367.
12. Skal'nyj A.V., Rudakov I. A. The bioelements in medicine, Moscow: ONIKS 21 Vek. World. 2004. (In Russ.).
13. Sljusarenko A. E. Immunotropic role of heavy metals in the human body. Saarbrucken: LAP Lambert, 2016. (In Russ.).
14. Agadzhanjan N. A., Skal'nyj A. V., Detkov V. Ju. Elemental portrait: incidence, demography and the problem of managing the health of the nation. Human ecology. 2013; 11: 3-12. (In Russ.).
15. Babaknejad N., Sayehmiri F., Sayehmiri K. The Relationship between Zinc Levels and Autism: Systematic Review and Meta-analysis. Iran J Child Neurol. Autumn 2016; 10(4):1-9.
16. Lech T. Lead, copper, zinc, and magnesium content in hair of children and young people with some neurological diseases. Biol. Trace Elem. Res. 2002; 85(2): 111-26. doi:10.1385/bter:85:2:111.
17. Zalata O. A., Evstaf'eva E. V. Peculiarities of cognitive functions in urban children with disorders of mental development in connection with the content of chemical elements in hair. Saratov scientific medical journal. 2012;8(2):428-432. (In Russ).
18. Setko A. G., Setko N. P. Imbalance of microelements, as a criterion for donor diagnosis of children's health. Bulletin of OGU. 2006;12:222-224. (In Russ.).
19. Sanders A. P., Henn B. C., Robert O. Wright Perinatal and Childhood Exposure to Cadmium, Manganese, and Metal Mixtures and Effects on Cognition and Behavior: A Review of Recent Literature Curr. Envir. Health Rep. 2015;2(3):284-294.
20. Lobanova Ju. N. Elemental status of children from different regions of Russia. Autoref ... dis. Cand. Biol. Sciences. Moscow; 2007. (In Russ).
21. Burceva T. I., Notova S. V., Frolova O. O., Burluckaja O. I., Skal'naja M. G. Elemental status of children as a reflection of ecological and geochemical features of the territory of the Orenburg region. Microelements in medicine. 2010;(3-4):49-54. (In Russ.).
22. Lugovaja E. A., Atlasova E. M., Maksimov A. L. Elemental «portrait» of children aged 7-14 in the city of Magadan. Fundamental research. 2012;11-4:846-850. (In Russ.).
23. Evstaf'eva I. A., Perekotij E. V., Reshetnjak O. A. Features of macro-microelement balance in athletes in anthropogenic pollution of the environment. Collection of materials of the VIII biogeochemical school «Biogeochemistry and biochemistry of microelements in conditions of technogenesis of the biosphere». Grodno, Belarus. 2013;232-236. (In Russ.).
24. Kilburn K. N. Chlorine-induced damage documented by neurophysiological, neuropsychological, and pulmonary testing. Arch Environ Health. 2000; Jan-Feb; 55(1):31-7. doi:10.1080/00039890009603382
25. Zorina D. Ju., Kozyreva M. S., Gorjajnova Z. I., Dmitriev A. Ju. Neutron activation analysis of hair of children Ongudaysky district of the Altai Republic. Questions of biological, medical and pharmaceutical chemistry. 2012; 16. (In Russ.).
26. Forte G., Alimonti A., Violante N. Calcium, copper, iron, magnesium, silicon and zinc content of hair in Parkinson's disease. J Trace Elem Med Biol. 2005;19(2-3):195-201. doi:10.1016/j. jtemb.2005.08.003
27. Avcyn A. P., Zhavoronkov A. A., Rish M. A., Strochkova L. S. The microelementoses of human. 1991; M.: Medicine, 496. (In Russ.).