Научная статья на тему 'Особенности экспрессивной речи у детей с церебральным параличом и разными профилями латеральной организации мозга'

Особенности экспрессивной речи у детей с церебральным параличом и разными профилями латеральной организации мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1183
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ПРОФИЛИ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА / РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / A CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS / PROFILES OF THE LATERAL ORGANIZATION OF A BRAIN / THE SPEECH ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копейкина Я. А.

Рассматриваются речевые особенности детей с детским церебральным параличом. Раскрываются особенности латеральной организации у детей с детским церебральным параличом. Устанавливается связь между речевыми нарушениями и латеральной организацией у детей с детским церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Копейкина Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экспрессивной речи у детей с церебральным параличом и разными профилями латеральной организации мозга»

Копейкина Я.А., соискатель, кафедра генетической и клинической психологии, факультет психологии, Томский государственный университет, г. Томск, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И РАЗНЫМИ ПРОФИЛЯМИ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) [1].

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга -

большие полушария, ко- 4-

торые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей.

действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается [2, 3, 4].

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом - минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний [5].

Изучению состояния речевых функций при ДЦП посвящено достаточно большое количество работ. Отечественные и зарубежные авторы отмечают, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень часто отмечаются разнообразные речевые расстройства. По мнению исследователей, такие нарушения имеют место у 70-80 % данного контингента больных (К.А. Семенова, 1968; Л.А. Данилова, 1977; Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, 1985; М.В. Ипполитова, 1989). О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956), речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Се-

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

менова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25-35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме - 60-75%, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия [6, 7].

На наш взгляд, важно отметить, что часто речевая патология у детей с ДЦП рассматривается в исследованиях лишь с логопедической стороны, то есть присутствует построение логопедического диагноза и работа именно в этом направлении. Однако для более эффективного коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать психологические и нейропсихологи-ческие составляющие речевой деятельности.

Еще одной областью, которая, на наш взгляд, является не достаточно изученной, это особенности латеральных предпочтений детей с детским церебральным параличом.

Установлено, что функциональная асимметрия полушарий головного мозга рассматривается как один из фундаментальных принципов его деятельности. Исследование функциональной асимметрии мозга в норме и при разнообразной патологии центральной нервной системы необходимо, с одной стороны, для раскрытия механизмов инте-гративной деятельности мозга, основанной на согласованной работе двух различных в морфофункциональном отношении гемис-фер, с другой стороны, для разработки новых, дифференциальных методов восстановительного лечения [8, 9].

Однако большая часть работ в этой области основана на клинико-физиологических наблюдениях за здоровыми взрослыми людь-

ми, у которых функциональная асимметрия мозга уже сформирована [10, 11, 12]. Более того, она сформировалась без влияния патологического развития. Таким образом, мы можем предположить, что функциональная асимметрия мозга у детей с церебральным параличом будет характеризоваться некоторыми отличительными чертами как при ее формировании, так и при развитии.

Интересным представляется факт изучения не только латеральных предпочтений у детей с ДЦП, но и особенности речевых функций у детей с разными профилями латеральной организации (ПЛО) мозга, в частности экспрессивной речи.

Исходя из этого, нами было проведено исследование особенностей экспрессивной речи детей с детским церебральным параличом, имеющих разные профили латеральной организации мозга. Исследование проводилось поэтапно. На начальном этапе оценивались индивидуальные особенности развития каждого ребенка с церебральной патологией, проводилось изучение медицинских карт и заключений узких специалистов (психолог, логопед, невролог, психиатр) с целью выявления особенностей моторного и нервно-психического развития ребенка. Всего были проанализированы особенности развития 316 детей с различными формами детского церебрального паралича. Важной составляющей исследования являлись определенные критерии развития ребенка: интеллектуальное развитие, которое соответствует возрасту, а также возможность выполнять движения как верхними, так и нижними конечностями. Изначально в нашем исследовании приняли участие дети с разными формами ДЦП (спастическая диплегия, ге-мипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма).

Однако в связи с тем, что при детском церебральном параличе наблюдаются отклонения не только в двигательной сфере, но и в интеллектуальной, в исследовании участвовали дети с диагнозом ДЦП в следующих формах: спастическая диплегия и атонически-астатическая форма, так как именно при этих формах психика детей чаще всего не изменена, интеллектуальное развитие соответствует возрасту.

В дальнейшем с каждым из них проводилась диагностика, направленная на выявление профилей латеральной организации

мозга. Исходя из полученных данных, для решения поставленных исследовательских задач было отобрано 100 детей с разными вариантами профилей ПЛО. На третьем этапе осуществлялась диагностика особенностей речевых функций у детей, включенных в разные группы: 40 детей - левшей и левору-ких, 40 детей - правшей и праворуких и 20 детей - амбидекстров.

Проведя количественный анализ эмпирических результатов исследования, нами были получены следующие данные.

С учетом статистического анализа по и — критерию Манна — Уитни, мы можем отметить, что у детей с ДЦП левшей и левору-ких присутствуют трудности в полноценном осуществлении практически всей структуры моторной реализации высказывания. Так, у них наблюдается большее количество трудностей со стороны звукопроизношения, звуковой структуры слова, таких как межзубное произношение свистящих звуков, замена шипящих звуков свистящими и другие (лека - река; веси - вещи; сябака - собака и др.).

Таблица 1

Средние показатели моторной реализации высказывания (в баллах) у детей с ДЦП, имеющих разные типы ПЛО

Показатели моторной Левши Правши Амбидекстры

реализации и леворукие и праворукие

Звукопроизношение 22,70 28,63*** 27,75еее

Звуковая структура слова 12,20 13,93*** 13,85ее

Слоговая структура слова 13,73 14,13 14,10

Оральный праксис 20,30 26,88*** 26,10еее

Примечание: различия между группами «правши» и «левши» достоверны с* — Р<0,05; ** - Р<0,01; *** - Р<0,001.

В области орального праксиса у детей данной группы также сложности по сравнению с детьми-правшами, праворукими и ам-бидекстрами. Данная проблема проявляется в наличие тремора, синкенезий, гиперкене-зов, неполном объеме движение, действии по показу, а не по словесной инструкции. Важно отметить, что со стороны слоговой структуры слова у детей всех трех групп нарушений не выявлено, этот аспект можно объяснить тем, что при нормальном психи-

ческом развитии ребенка слоговая структура слова уже практически сформирована к началу школьного обучения.

У детей с ДЦП левшей и леворуких отмечаются сложности со стороны словообразовательных процессов, а именно трудности по сравнению с правшами и праворукими при образовании слов обозначающих детенышей животных. У них встречались такие словообразовательные формы, как лисички, овчата, коровки.

Таблица 2

Средние показатели процесса словообразования (в баллах) у детей с ДЦП,

имеющих разные типы ПЛО

Показатели процесса словообразования Левши и леворукие Правши и праворукие Амбидекстры

ср. балл ср. балл ср. балл

Название детенышей животных 13,43 14,45** 14,10

Образование относительных прилаг. от сущ. 19,13 22,50*** 21,90еее

Образование притяжательных прилаг. от сущ. 17,00 18,00 18,00

Примечание: различия между группами «правши» и «левши» достоверны с* — Р<0,05; ** - Р<0,01; *** - Р<0,001.

Вместе с этими нарушениями у детей-левшей и леворуких присутствовали трудности при образовании относительных прилагательных от существительных по сравнению с детьми-правшами, пра-ворукими, амбидекстра-ми, имеющими детский церебральный паралич. Присутствовали такие неправильные формы слов, как сливочное или сливенное варенье, льдовая горка, морковкин салат и др.

Важно отметить, что у детей всех трех групп имелись сложности при образовании притяжательных прилагательных от существительных, этот аспект можно объяснить тем, что словообразовательные навыки к началу школьного обучения еще во многом не сформированы. Особенно это касается образования прилагательных, так как прилагательное - это сложная часть речи, которая усваивается ребенком позднее, чем существительные и глаголы.

В соответствии с полученными данными (таблица 3), можно говорить о том, что, в основном, у детей-левшей и леворуких отмечаются значительные затруднения в построении грамматически правильных предложений и фраз. К ним относятся сложности при составлении предложений по картинкам №1 и при повторении предложений, по сравнению с детьми-правши, праворукими

и амбидекстрами. Данные затруднения проявляются в построении неправильного порядка слов или пропуске одного из членов предложения («Моет руки» — а не Мальчик моет руки, «Лезет через забор, он» — вместо Мальчик лезет через забор и т.д.). У детей левшей и леворуких с ДЦП, в том числе имеются сложности, по сравнению с правшами и праворукими в завершении предложений. Вместе с тем важно отметить, что у детей-левшей и левору-ких, а также у детей-правшей и праворуких, имеющих ДЦП присутствуют трудности при составлении предложений по картинкам №2, по сравнению с детьми-амбидек-страми.

У детей при выполнении этих проб возникали синтаксические, смысловые и вербальные ошибки. Также у детей-левшей и леворуких, правшей и праворуких имеются затруднения при верификации предложений, по сравнения с амбидекстрами. Чаще всего ошибки данных предложений были выявлены, но не исправлены или исправлены с грамматическими нарушениями. При этом у детей-амбидекстров с детским церебральным параличом грамматический строй реализуется практически в полном объеме, таком, который соответствует основным возрастным нормам.

Таблица 3

Средние показатели грамматического строя у студентов Левши и леворукие Правши и праворукие Амбидекстры

ср. балл ср.балл ср. балл

Составление предложений по картинкам 1 11,75 12,75* 13,60***

Составление предложений из слов в начальной форме 12,53 12,73 13,10

Повторение предложений 13,50 14,53** 13,70

Составление предложений по картинкам 2 12,48 11 40*** 13 85*** еее

Верификация предложений 11,70 12,38 13 90*** еее

Завершение предложений 12,88 14,20*** 13,75

Примечание: различия между группами «правши» и «левши» достоверны с* — Р<0,05; ** — Р<0,01; *** - Р<0,001.

Прилагательное — это сложная часть речи, которая усваивается ребенком позднее, чем существительные и глаголы.

Средние показатели грамматического строя (в баллах) у детей, имеющих церебральный паралич с разными типами ПЛО

Из таблицы 4 становится видно, что у детей-левшей и леворуких наблюдаются некоторые трудности в области смысловой адекватности пересказа по сравнению с правшами и праворукими.

Также мы можем отметить, что у детей-левшей и леворуких присутствуют сложности со стороны построения текста при пересказе по сравнению с правшами и правору-кими, а также со стороны грамматического

оформления пересказа. Пример пересказа: Галка узнала, что есть еда у голубей. Полетела к ним, не узнали ее, поела, потом она как-то заолала... (Как?) крикнула каль-ль (кар-р), ее узнали и выгнали, потом галки выгнали. Как правило, у детей-левшей и леворуких встречались подобные ошибки: рассказ оформлен однообразно, имеются негрубые аграмматизмы, искажение звуковой структуры слова.

Таблица 4

Средние показатели связной речи (в баллах) у детей с разными типами ПЛО

Показатели по связной речи Левши и леворукие Правши и праворукие Амбидекстры

ср. балл ср. балл ср.балл

Смысловая адекватность (пересказ) 7 9** 8

Построение текста (пересказ) 6,25 8,13** 7,25

Грамматическое оформление (пересказ) 6,13 7,13* 6

Лексическое оформление (пересказ) 6,63 5,75 6,25

Смысловая адекватность (рассказ по картинкам) 6,25 5,75 6,50

Построение текста (рассказ по картинкам) 7,88 6** 6,25

Грамматическое оформление (рассказ по картинкам) 5,63 6,13* 5,92

Лексическое оформление (рассказ по картинке) 5 5,25 5,25

Длина текста 6 5,75 7,25

Индекс прономинализации 1,42 1,33 1,64

Длина синтагмы 2,55 2,94 2,60

Примечание: различия между группами «правши» и «левши» достоверны с* — Р<0,05; ** — Р<0,01; *** - Р<0,001.

У детей-правшей и праворуких присутствуют сложности при построении собственного рассказа по серии сюжетных картинок.

Пример рассказа по картинкам: Дядя, тетя, мальчик и девочка... на даче... копают, поливают... сыпят что-то, дядя дарит тете цветок. В рассказе присутствуют следующие ошибки: нарушена смысловая адекватность (неправильная последовательность картинок), тенденция к фрагментарности текста, однообразность оформления рассказа, выраженная бедность словарного запаса. Данные ошибки типичны для детей группы «правшей и праворуких».

Целесообразно заметить, что статистически значимых различий между показателями связной речи у детей-правшей,

праворуких и амбидекстров нет. Важно, что у детей-левшей и леворуких связная речь, на уровне пересказа речь представлена лучше.

В области номинативной функции у детей-левшей и леворуких присутствуют сложности в назывании предметов и действий по сравнению с правшами, право-рукими и амбидекстрами. У детей в ответах встречались вербальные замены близких по смыслу слов, искажение звуковой структуры слова, иногда далекие вербальные парафазии (вместо лестница - ступени, кастрюля - сковородка, вместо вяжет - шьет, вместо трет -скоблит). Возможно, эти сложности связаны с тем, что детям, имеющим подобные особенности развития, тяжело выбрать нужное слово из семантического ряда, именно поэ-

тому у них идет искажение и подбор нужного слова.

В целом, установлено, что в области экспрессивной речи у детей-левшей и ле-воруких, имеющих церебральный паралич,

Средние показатели номинати с разными типами

есть трудности моторной реализации высказывания, трудности со стороны словообразовательных процессов, а также затруднения в образовании относительных прилагательных от существительных.

Таблица 5

ой функции (в баллах) у детей ЛО, имеющих ДЦП

Показатели по номинативной функции Левши и леворукие Правши и праворукие Амбидекстры

ср. балл ср. балл ср. балл

Называние предметов 40,63 43** 43,15ее

Называние действий 33,38 42,58*** 43,85еее

Словоупотребление 28,28 28,88 29

Примечание: различия между группами «правши» и «левши» достоверны с* — Р<0,05; ** — Р<0,01; *** — Р<0,001.

У детей-правшей и праворуких присутствуют сложности со стороны правильного построения грамматического строя, затруднения при построении связного высказывания.

Установлено, что у детей-амбидекстров в области экспрессивной речи нет существенных нарушений. У них, в соответствии с возрастными показателями, хорошо представлена моторная реализация, словообразовательные процессы, а также грамматический строй и связная речь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы можем говорить о том, что у детей с детским церебральным параличом, имеющих разные профили латеральной организации мозга, речевые нарушения в области экспрессивной речи различны. Исходя из этого, целесообразно говорить о коррекционно-развивающих мероприятиях, которые учитывают специфику речевых нарушений при разных профилях латеральной организации мозга.

1. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия. 2001. С. 192.

2. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия. 2001. С. 192.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. С. 220.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии М., 1997. С. 304.

5. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985. С. 135.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. С. 220.

7. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985. С. 135.

8. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Комплект монографий под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. С. 234.

9. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во МГУ,1991. С. 95.

10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 384.

11. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 320.

12. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 95.

13. Фотекова ТА., Т. В. Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейроп-сихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М., 2002. С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.