Научная статья на тему 'Особенности эксплуатации электроприводов на перспективной арматуре, работающей в жестких условиях'

Особенности эксплуатации электроприводов на перспективной арматуре, работающей в жестких условиях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
290
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД / ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Луговской С. В.

Приводится краткий анализ пути развития гражданской продукции, выпускаемой ОАО «Прибор», которое в ходе конверсии производства осуществило за счёт своих средств успешную разработку и изготовление быстрозапорных и запорно регулирующих электроприводов, удовлетворяющих самым современным требованиям, обеспечившим им вхождение и рынок трубопроводной арматуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Луговской С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT STAGE AND MARKETING OF SINGLE - TURN & LINEAR ELECTRIC ACTUATORS FOR ELECTRIC - OPERATED VALVES DESIGNED BY THE KURSK JSC «PRIBOR»

The brief analysis of development and marketing of civil production of the Kursk JSC «Pribor» is given. Since 1992 1994 we have been designing and manufacturing electric valve operators and actuators for industries, based on our proprietary design and process solutions. Now actuators made by Kursk JSC «Pribor» are successfully used with quick closing, shut off and control valves in different industries.

Текст научной работы на тему «Особенности эксплуатации электроприводов на перспективной арматуре, работающей в жестких условиях»

УДК 62 347

C.B. Луговской, канд. техн. наук, зам. директора, (4712)53-94-14, [email protected] (Россия, Курск, Курское ОАО «Прибор»)

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ НА ПЕРСПЕКТИВНОЙ АРМАТУРЕ, РАБОТАЮЩЕЙ В ЖЕСТКИХ УСЛОВИЯХ

Приводится краткий анализ пути развития гражданской продукции, выпускаемой ОАО «Прибор», которое в ходе конверсии производства осуществило за счёт своих средств успешную разработку и изготовление быстрозапорных и запорно-регулирующих электроприводов, удовлетворяющих самым современным требованиям, обеспечившим им вхождение и рынок трубопроводной арматуры.

Ключевые слова: запорно-регулирующий электропривод, трубопроводная арматура.

Введение

В начале XXI века у Российских предприятий появилась возможность выделять денежные средства на поддержание материальной части электростанций в рабочем состоянии. При этом наиболее ответственное оборудование, практически выработавшее назначенный ресурс, стало заменяться новым. К такому оборудованию относится и трубопроводная арматура (ТПА) высокого давления (до 200 атм), больших диаметров (более

о

200 мм) и температур (более 300 С).

Наиболее современными веяниями при изготовлении ТПА стало сокращение их массогабаритных характеристик и снижение стоимости за счёт использования улучшенных материалов, технологий производства и принципов действия. В ТПА таким направлением стало использование разгруженной арматуры. В клапанах большого диаметра вопрос разгрузки выходного вала становился особенно актуальным, так как применяемая ранее не разгруженная ТПА имела значительную массу(до нескольких тонн), и для её управления требовался мощный электропривод (ЭП). Жизненный цикл до капитального ремонта составлял всего один год из-за воздействия значительных механических нагрузок в процессе работы.

Типичным примером неразгруженного клапана является угловой дроссельно-регулирующий клапан [1], представленный на рис. 1.

Клапан имеет двухсторонний подвод пара к запорному плунжеру, нижняя часть которого имеет вид профилированного тела вращения, переходящего в цилиндр. Цилиндрическая часть плунжера перемещается внутри толстостенного стакана 5, приваренного к крышке 6 клапана, а профилированная часть плунжера перекрывает диффузорное седло 7 в корпусе 1. Выходной патрубок 8 представляет собой два конических диффузора с увеличивающимся по ходу потока углом раскрытия. При движении рабочей среды в проточной части клапана уже во входном сечении седла 7

30

Российские электроприводы трубопроводной арматуры.

_Разработка, испытания и эксплуатация_

возникает отрыв потока от его стенки, так как имеет место угловой излом обтекаемой поверхности в месте посадки плунжера на седло.

Рис. 1. Угловой дроссельно-регулирующий клапан

За торцевой частью цилиндра 4 плунжера образуется «мёртвая» зона, где возникают дискретные вихревые образования, периодически сносимые потоком в диффузорный канал выходного патрубка клапана. Это приводит к повышенному гидравлическому сопротивлению и сопровождается высоким уровнем пульсации давления. При этом возрастают динамические усилия на штоке клапана и генерируются значительные уровни вибрации.

Разгруженные клапаны и их особенности эксплуатации

В основном разгрузка ТПА достигается за счёт уменьшения сил трения в подвижных сочленениях и уменьшения гидравлического сопротивления клапанов ввиду их конструктивных особенностей. Особый интерес представляет регулирующая арматура, изменяющая расход транспортируемой среды на подачу питательной среды на турбину энергоблока, которая при этом считается наиболее ответственной в энергетике. Режимы работы таких клапанов напрямую зависят от формы проходного сечения

31

и получающегося при этом распределения скоростей среды по проточной части в зависимости от положения регулирующего органа, формирующего соответствующий перепад давлений. В таких клапанах во всём диапазоне регулирования режимы течения среды будут нестационарными. Внешним проявлением работы такой ТПА будет значительная генерируемая ими вибрация, передаваемая на всю систему трубопроводов.

Рассмотрим некоторые конструкции разгруженных регулирующих клапанов.

В рамках международного проекта TASIS R1.02/94D фирмой «Siemens» создан разгруженный клетковый клапан, предназначенный для установки в трубопровод подачи питательной воды на энергоблоке атомной электростанции (АЭС) [1]. Разрез данного клапана приведён на рис. 2. Клапан имеет точеный корпус 1, внутри которого располагается седло 2 и перфорированный цилиндр 3, упирающийся нижней частью в седло 2. Сверху этот цилиндр прижимается крышкой 4. Внутри цилиндра 3 располагается поршневой затвор 5, соединённый со штоком 6. Для разгрузки осевых усилий в донной части затвора 5 имеются отверстия 7, обеспечивающие при всех положениях затвора выравнивание давления в полостях 8 и 9. При работе клапана во входном патрубке 13 образуется замкнутая область вихревого течения 1, нарушающая стабильность подвода рабочей среды к отверстиям перфорации на цилиндре 3. Эти отверстия нарушают ламинарность течения, разрывая поток на отдельные радиальные струи. Их взаимодействие внутри цилиндра 3 генерирует турбулентный процесс, вызывающий значительную вибрацию и рост динамических сил на штоке 6. Изменение направления потока среды внутри цилиндра 3 на 90°. относительно поперечной оси вызывает дополнительные динамические нагрузки на все элементы клапана. Следующий поворот потока на 90°. в направлении выходного патрубка 12 ведёт к образованию циркуляционного течения в области П и формированию двух парных вихревых шнуров, выходящих в трубопровод. Данный процесс показан на рис.2 расчётной векторной диаграммой, полученной на плоской модели клапана (расчёты произведены главным конструктором ЗАО «Союз-01» В.В.Ермолаевым).

При установке таких клапанов на трубопроводах питательной воды возникают эксплуатационные трудности, обусловленные в первую очередь высоким уровнем вибрации как самого клапана, так и всего трубопровода в целом. Одновременно отмечается высокая нестабильность течения среды, требующая постоянной работы привода для обеспечения необходимого расхода рабочей среды. Проведённые измерения вибрации на нижней части бугелей четырёх клапанов рассматриваемого типа, установленных на Балаковской АЭС, показали, что уровень виброскоростей составил около 8 мм/с [1]. На самих трубопроводах уровень виброускорений превысил 2025 мм/с2, что выше допустимых пределов.

Российские электроприводы трубопроводной арматуры. _Разработка, испытания и эксплуатация_

Рис. 2. Разгруженный клетковый клапан

Без изменения конструкции клапана можно снизить вибрацию трубопровода с помощью гидродинамического фильтра, не пропускающего низкочастотные пульсации давления, или установить перфорированный диск, выполняющий функцию вихрегасителя.

Таким образом, применение нового разгруженного клеткового клапана требует доработки конструкции как самого клапана, так и ТПА в целом.

Другим примером разгруженного клапана является клапан типа «Диск», разрез которого приведён на рис. 3. Он предназначен для регулирования уровня теплоносителя в АЭС с реактором ВВЭР-1000 [2].

8

Ш: 7

6 Л

Рис. 3. Клапан типа «Диск»

33

Клапан состоит из стального корпуса 1, стакана 2, в который входит диффузорное седло, окна перекрываются специально спрофилированным золотником 4. Крутящий момент от электропривода через шпиндель 7 и муфту 6 передаётся на золотник 4, положение которого формирует проходное сечение в пределах от 0 до 90°.

Анализируя характер движения рабочей среды в проходах клапана, следует отметить, что добиться низкого гидравлического сопротивления при сохранении низкого уровня пульсаций давления значительно сложнее, чем в клетковых клапанах, где поток рабочей среды поворачивается два раза на угол 90град.

В клапанах типа «Диск» в крайне ограниченных условиях рабочая среда четырежды поворачивается на угол 90°., при этом каждый поворот предельно искажает поле скоростей и порождает как дискретные вихревые образования, так и сплошные вихревые шнуры [1]. В результате неизбежно возникают проблемы при эксплуатации ЭП.

Опыт эксплуатации ЭП на клапане типа «Диск»

Одной из первых была поставка в 2005 году на Белоярскую АЭС клапана Dy 400 со специально разработанным ЭП на 1000 Нм. Клапан был установлен в байпасный трубопровод 4-го питательного узла.

ЭП управлял четвертьоборотным регулирующим клапаном. Он полностью соответствовал требованиям к арматуре ОТТ-87 (с изменениями от 9 ноября 1991г.) и классам безопасности 2,3 по ПНАЭ-Г-01-97, ГОСТ Р 50746-2000, ГОСТ 15150-69.

ЭП имел следующие технические данные [3]:

- пусковой момент на выходном органе при номинальном напряжении электропитания не менее 1700 Нм;

- рабочий угол поворота выходного органа 90°.;

- время поворота выходного органа на четверть оборота, при номинальном противодействующем моменте, номинальной частоте и напряжении электропитания 22,5-27,5 с;

- потребляемая мощность не более 250 Вт;

- режим работы - повторно-кратковременный реверсивный с числом включений не менее 320 в час, и продолжительность включения не более 25 %, при нагрузке на выходном органе в пределах от номинальной противодействующей до 0,5 номинального значения сопутствующей. При этом ЭП должны допускать работу в течение 1 часа в повторно-кратковременном реверсивном режиме с числом включений до 630 в час и продолжительностью включений до 25 % со следующим повторением не менее чем через 3 часа;

- ЭП должен быть вибростойким по ГОСТ 12997-84 и обеспечивать работоспособность при следующих параметрах синусоидальных вибраций: амплитуда ускорений в диапазоне частот от 1 до 20 Гц - 9,8 м/с2 и ам-

34

Российские электроприводы трубопроводной арматуры.

_Разработка, испытания и эксплуатация_

плитуда ускорений в диапазоне частот от 20 до 120 Гц -19,6 м/с2 (2g). При этом масса ЭП составляет 46 кг. Внешний вид модернизированного ЭП представлен на рис.4.

В процессе эксплуатации клапана типа «Диск» с ЭП на Белоярской АЭС была выявлена повышенная вибрация на трубопроводе. Научно-исследовательский отдел АЭС провел работу по выявлению приводящих к этому причин [4]. Вибрационные характеристики регистрировались на отдельных участках трубопровода питательных узлов 4, 5 и 6 ПГ. Измерения и регистрация проводились с помощью системы вибродиагностики на основе аппаратуры фирмы НПП «РОС» с использованием виброметра «Корсар» и виброанализатора «Дианка-2М».

Рис. 4. Внешний вид модернизированного ЭП на 1000 Нм

Методика выполнения измерений обеспечивала совокупность приёмов и средств измерений виброскорости и виброускорения с относительной погрешностью, не превышающей 10 %. Вибросигналы механических колебаний регистрировались последовательно от точки к точке с помощью датчиков, установленных на отдельно выбранных местах электроприводной арматуры трубопроводов и подвесах, в двух или трёх взаимно перпендикулярных направлениях.

Производилось сравнение виброскоростей, зарегистрированных на отдельных элементах трубопроводов питательных узлов, после установки разгруженного клапана типа «Диск» (измерения 07-08.06.2006 г.) с виброскоростями, полученными на ранее установленных регуляторах питательных узлов (масоой более 3 т, масса разгруженного клапана на 1200 кг меньше). Измерения производились 21.11.2005 г. (табл. 1).

Схема трассировки трубопроводов питательного узла 4ПГ и места установки датчиков приведена на рис. 5. Подвесы выполняют функцию демпфирования трубопроводной системы от вибрационного воздействия, генерируемого клапаном типа «Диск».

После подтяжки «мягкого подвеса» в районе наиболее характерной точки 10 произошло перераспределение величин вибраций, и вибрация на мягком подвесе снизилась более чем в 10 раз (см. табл.1).

Таблица 1

Величины виброскорости на отдельных элементах трубопроводов

питательных узлов 4, 6 ПГ (V,СКЗ, мм/с; диапазон частот

АГ=5...1000 Гц)

№ пп Наименование (обозначение) элемента Место регистрации (точка) Компоненты виброскорости Ускз, мм/с Примечание

В -радиал П - попереч. О -осев.

4-й питательный узел - 07-08.06.2006 г.

1 4М424А 4М424Б 4М212 4М423 4М250 Подвес Ду325 Подвес А Ду325 Подвес Б Ду325 Подвес ж Ду325 Подвес м Ду325 1 4,9 3,2 2,3 РК «Диск»

2 2 3,7 3,3 2,5 РК «Диск»

3 3 3,5 3,6 2,7

4 4 2,0 2,2 -

5 5 2,6 2,1 -

6 6 2,8 2,2 2,4 Осн. тр-д

7 7 5,0 6,7 5,7 Сторона А

8 8 5,9 5,5 8,2 Сторона Б

9 9 4,1 (4,6) 3,4 (3,3) 3,8 (7,0) Байпас, жестк.

10 10 3,8 (4,0) 3,9 (3,6) 7,6 (4,1) (после подтяж.)

6-й питательный узел - 08.06.2 006 г.

11 6М424А 6М424Б 6М212 6М423 6М250 Подвес Ду325 Подвес А Ду325 Подвес Б Ду325 Подвес ж Ду325 1 1,1 0,8 0,4

12 2 0,6 0,6 0,5

13 3 0,5 0,7 0,3

14 4 0,5 0,9 -

15 5 0,5 0,7 -

16 6 0,7 0,7 0,6 Осн. тр-д

17 7 1.2 2,3 1,2 Сторона А

18 8 1,9 1,0 1,1 Сторона Б

19 9 1,2 1,4 1,2 Байпас, жестк.

20

Регуляторы питательных узлов - 09.11.2005 г.

21 4М424А 4М424Б 4М423 1 0,4 0,5 0,4

22 2 0,5 0,6 0,5

23 4 0,4 0,3 0,5

24 5М424А 5М424Б 5М423 1 0,5 0,5 0,8

25 2 0,4 0,6 0,5

26 4 1,2 0,3 0,7

27 6М424А 6М424Б 6М423 1 0,5 0,5 0,8

28 2 0,3 0,4 0,4

29 4 - - -

Российские электроприводы трубопроводной арматуры. _Разработка, испытания и эксплуатация_

В соответствии с техническими требованиями («Арматура для оборудования и трубопроводов АЭС», ОТТ-87, п.17.4.2.7) вибрационные виб-роускорерия на ЭП частотой от 1 до 120 Гц не должны превышать 10 м/с2. Полученное действующее значения амплитуд виброускорения на регуляторах 4М424-А,Б (клапанов типа «Диск») по состоянию на 07-08.06.2006 г. не превышали 1 м/с2 .

В результате работы регулирующего клапана типа «Диск» происходит частичное высвобождение сил давления рабочей среды, которые воздействуют на трубопровод, его элементы, опоры и подвесы. При этом система трубопровода выходит из равновесного состояния, приходит в движение и возбуждает значительные механические колебания, которые необходимо устранять регулировкой «мягких подвесов» под меньшую массу клапана и ЭП.

Следующей поставкой клапана Dy 400 с модернизированным ЭП на 1000 Нм, была поставка в 2006 году 16 комплектов клапанов на Запорожскую АЭС в рамках международного проекта TASIS U1.03/02 B3.

Особенностью этой поставки было требование обеспечить мобильную диагностику работоспособности ТПА в режиме «on lain» с целью её эксплуатации не по назначенному ресурсу, а по техническому состоянию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"жесткая" опора.

Рис. 5. Схема трассировки трубопроводов питательного узла 4 ПГ

Диагностирование регулирующего разгруженного клапана типа «Диск» с установленным на нём электрическим исполнительным механиз-

37

мом (ЭИМ) МЭО-1000/25-0,25АС осуществляется с использованием блока датчиков (БД), работающего в комплекте с мобильным диагностическим устройством (МДУ). Блок датчиков устанавливается вблизи регулирующей арматуры и находится постоянно включённым в цепь управления ЭП.

БД обеспечивает передачу напряжения 380 В 50 Гц на электродвигатель ЭИМ, передачу информации о состоянии его концевых и момент-ных выключателей в АСУТП, а также выдачу питания для МДУ и информацию в виде аналоговых сигналов о потребляемом токе в фазах, напряжениях между фазами, о состоянии концевых и моментных выключателей и об угловом положении выходного вала ЭП.

На предприятии ОАО «Атоммашэкспорт» разработан программный продукт, позволяющий обрабатывать аналоговые параметры работы ЭИМ на компьютере и получать информацию о реальном состоянии обмоток статора и ротора электродвигателя и наличии выработок редуктора ЭП (вплоть до разрушения тел качения в шарикоподшипниках или сколов зубьев в зубчатых колёсах). Полученная информация о техническом состоянии ЭИМ позволяет принимать решение либо о продлении срока его эксплуатации, либо о преждевременном выводе его из эксплуатации для проведения внепланового ремонта.

Для проведения более детальной диагностики ЭП снимается с клапана и устанавливается на испытательное устройство (ИУ) (рис.6).

Рис. 6. Испытательное устройство ЭП

ИУ служит для задания момента нагрузки на выходном валу ЭИМ и в комплекте с МДУ предназначено для проведения более углублённой диагностики в период проведения регламентных работ на АЭС. В ИУ вхо-

Российские электроприводы трубопроводной арматуры.

_Разработка, испытания и эксплуатация_

дит пневматический нагрузочный стенд, местный пульт управления (МПУ-1), блок датчиков (БД-МПУ), прецизионный датчик момента (ДМ) и комплект кабелей. ДМ измеряет величину приложенного момента и передаёт ее в МДУ. Управление ЭИМ осуществляется от МПУ-1 через БД-МПУ.

Диагностическое оборудование способствовало обеспечению надёжной работы ЭИМ с клапанами типа «Диск» на трех энергоблоках Запорожской АЭС. В ходе их штатной работы в 2007 г. стали возникать следующие замечания:

1. После двух месяцев эксплуатации появился выбег рабочего органа клапана, то есть по прекращению подачи команды на закрытие ЭП его выходной вал продолжает движение. Выяснилось, что хотя ЭП имеет механическую муфту, которая обеспечивает торможение выходного вала, но это происходит только при наличии либо противодействующей, либо сопутствующей нагрузки со стороны клапана. Фактически получалось, что в начальный момент поставки оборудования регламентированная затяжка сальникового узла клапана (моментом 150+20 Нм), обеспечивала значение крутящего момента на шпинделе не более 400 Нм, а в процессе эксплуатации вследствие непрерывной работы происходило притирание и уменьшение усилия обжатия сальникового уплотнения (изготовителем клапана даже рекомендуется регулярно производить подтяжку сальника моментом на гайках планки нажимной до вышеуказанной величины). В результате при закрытии клапана движущаяся рабочая среда создаёт разность давлений между торцом золотника над седлом клапана и торцом золотника над пропускным окном седла клапана, результирующая сила которых вращает вал в сторону его закрытия. При этом происходит обнуление нагрузки на выходном валу клапана (противодействующий момент менее 15 Нм) и необратимая тормозная муфта ЭИМ не работает. Для устранения данного положения была задействована функция электродинамического торможения, имеющаяся в исполнительном автомате, установленном по цепи управления каждого ЭП на энергоблоке АЭС.

2. В ходе дальнейшей эксплуатации стали появляться случаи выхода из строя ЭИМ по причинам, наиболее характерным для совокупного воздействия двух запредельных по величине (не оговоренных в ТЗ на его разработку) факторов: вибрационного и нагрузочного. Проявлялись эти дефекты в виде раскручивания винтов крепления электродвигателей и разрушения муфты сочленения ЭИМ с клапаном.

Проведённое на Запорожской АЭС вибрационное обследование ЭИМ [5] установило, что спектр вибрации не затухает даже на частоте 5000 Гц, что не было заложено в ТЗ на его разработку. Результаты замеров со схемой расположения точек измерения (рис.7) приведены в табл. 2.

з

2

Рис. 7. Схема расположения точек измерения

Таблица 2

Результаты вибрационного обследования ЭИМ

Идентификатор Точки измерений

1 2 3

4RL71SO2 59.42 48.72 19.76

4RL72SO2 35.97 32.1 19.76

4RL73SO2 42.95 41.19 26.25

4RL74SO2 41.68 31.69 30.32

6RL71SO2 29.1 34.5 14.79

6RL72SO2 25.11 26.32 14.2

6RL73SO2 35.41 51.4 20.39

6RL74SO2 26.62 28.18 19.52

По результатам измерений можно сделать вывод о наличии в некоторых точках значительных превышений допустимых значений виброускорения.

В результате проведённой диагностики [6] при проверке на мобильном диагностическом устройстве данных снятых с клапанов ЭП, наблюдалось явление «боя ротора о статор» и проявлялся возникший дефект статора электродвигателя ЭИМ ( рис.8), возникших вследствие работы в режимах не предусмотренных в ТЗ.

20

10

0

-10

иО

«

и -20

«

|

| -30

I

-40 -50 -60 -70

Бой ротора о статор

0 200 400 600 800 1000

Частота, гц

Рис.8. Спектр мощности

40

Российские электроприводы трубопроводной арматуры. _Разработка, испытания и эксплуатация_

Для подтверждения критического влияния вибрации на элементы конструкции (в частности, необходимо проверить надёжность крепления узлов электродвигателя ДАТ-80-120-1,5) ЭИМ был в лабораторных условиях установлен на вибростенд и проверен на виброустойчивость при воздействии синусоидальной вибрации. Испытания подтвердили наличие резонансных явлений в ЭИМ на частотах 250,850 и 1200 Гц.

Отмеченный случай разрушения выходного вала ЭИМ был также проанализирован с оформлением расчёта выходного вала ЭИМ на механическую прочность [8]. Расчёты показывают, что при возникновении момента сопротивления на выходном валу ЭИМ, равного 1,7 от номинального (см. ОТТ-87, п.17.4.2.11), то есть момента, равного максимальному крутящему моменту, на который рассчитан ЭИМ (1700 Нм), напряжение изгиба у основания зуба не превышает предельно допустимого значения. Максимальный момент, при превышении которого возможно разрушение выходного вала, равен 2553 Нм. Поскольку мощность применённого в ЭИМ электродвигателя позволяет достигать значений крутящего момента на выходном валу порядка 3000 Нм, то при неиспользовании муфты ограничения крутящего момента (что является нарушением п.17.4.2.21 ОТТ-87 и схемы подключения, приведённой на рис.6 Руководства по эксплуатации МЭО) возможно разрушение выходного вала ЭИМ.

Согласно КД муфта ограничения крутящего момента ЭИМ настроена на срабатывание при величине Мкр. = 1300... 1700 Нм и поэтому причиной разрушения муфты шпиндель - привод и наличие трещины на выходном валу ЭИМ свидетельствуют о превышении крутящего момента сверх допустимого по ТЗ,и это является конструктивной недоработкой клапана, обусловленной просчётами в определении номинального крутящего момента на валу ЭИМ, который меньше действующего суммарного момента, возникающего на шпинделе клапана от сопротивления рабочей среды и сил трения в различных узлах клапана, возникающих в процессе его эксплуатации на различных рабочих параметрах энергоблока.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

При планировании начала эксплуатации ЭП, специально разработанных для нового вида арматуры, будь то разгруженный клапан, или что-то другое, необходимо в соответствии с требованиями ГОСТ 17516.1-90 и п. 2.1 ГОСТ 20.57.406-81 проводить испытания по определению резонансных частот элементов конструкции. Значения резонансных частот, выявленных в процессе испытаний, должны быть указаны в стандартах и ТУ на ЭП и согласованы с потребителем данного продукта. Если не известно ориентировочное значение резонансной частоты ЭП, то испытания необходимо проводить в диапазоне частот от 40 до 20 000 Гц.

При изготовлении новых ЭП разработчик проводит полные испытания на подтверждение заявленных показателей, в том числе и по максимально допустимому крутящему моменту, и появление случаев механического разрушения элементов конструкции в процессе первичной эксплуатации на объекте (раскручивание крепежа, появление усталостных трещин выходного вала и т.д.) свидетельствует о работе данного ЭП на запредельных режимах эксплуатации, не оговоренных в ТЗ на его разработку.

Курское ОАО «Прибор» учло все возникшие вопросы по эксплуатации ЭИМ на Белоярской и Запорожской АЭС и в настоящее время серийно выпускает, помимо электромеханизмов на 100,125,250,500 и 1000 Нм, специально разработанный для АЭС регулирующий ЭП МЭО-1600/25-0,25АС (рис. 9), в котором нашли отражения последние достижения в области механики.

Рис. 9. Электропривод МЭО-1600/25-0,25АС

ЭП выпускается для оборудования класса безопасности 2, имеет встроенный токовый датчик положения 4-20 мА, настраиваемый в требуемых крайних положениях выходного вала ЭИМ путём нажатия кнопки на электронной плате ЭП. Масса МЭО-1600/25-0,25АС составляет 46 кг. Он прошёл испытания на электромагнитную совместимость (IV группа исполнения, критерий качества функционирования А по ГОСТ Р 50746-2000) и имеет 1 категорию сейсмостойкости.

4. Курское ОАО «Прибор» совместно с разработчиком программного продукта В.Д. Козыревым готово поставлять мобильное диагностическое устройство, для ЭП, которое позволит осуществлять эксплуатацию ТПА не по назначенному ресурсу, а по его техническому состоянию.

Список литературы

1. Новые угловой и клетковый проходной дроссельно-регулирующие клапаны / А.Е. Зарянкин [и др.].

2. Каталог «Регулирующий клапан типа «Диск» для атомных электростанций». Волгодонск, 2006.

Российские электроприводы трубопроводной арматуры. _Разработка, испытания и эксплуатация_

3. Техническое задание на опытно-конструкторскую работу «Разработка электромеханизмов для управления регулирующей арматурой технологических систем АЭС» от 18.10.2005г.

4. Техническая справка научно-исследовательского отдела Белояр-ской АЭС от 19.06.2006г.

5. Протокол №1 вибрационного обследования МЭО регуляторов питания парогенераторов от18.07.2007г.

6. Справка «Результаты диагностики РК (типа «Диск») и привода МЭО» начальника отдела технической диагностики В.Д. Козырева.

7. Протокол №188/1-2007 проведения специальных испытаний механизма МЗО-1000/25-0,25АС по программе от 06.11. п.3.1

8. Расчёт на прочность выходного вала электромеханизма МЭО-1000/25-0,25АС от 20.12.07г.

S.V. Lugovskoy

THE DEVELOPMENT STAGE AND MARKETING OF SINGLE-TURN & LINEAR ELECTRIC ACTUATORS FOR ELECTRIC-OPERATED VALVES DESIGNED BY THE KURSK JSC «PRIBOR»

The brief analysis of development and marketing of civil production of the Kursk JSC «Pribor» is given. Since 1992-1994 we have been designing and manufacturing electric valve operators and actuators for industries, based on our proprietary design and process solutions. Now actuators made by Kursk JSC «Pribor» are successfully used with quick-closing, shutoff and control valves in different industries.

Key words: Shutoff and Control Electric Actuator, a pipeline fittings.

Получено 3.12.12

УДК 681.5.08

В.А. Мозжечков, д-р техн. наук, гл. инженер, (4876) 79-65-58, [email protected] (Россия, Тула, ЗАО «ИТЦ «Привод»)

МОДЕЛЬ ДАТЧИКА МОМЕНТА С ПОДПРУЖИНЕННЫМ ЧЕРВЯКОМ В КАЧЕСТВЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА

Предложена модель, описывающая динамику датчика момента, чувствительным элементом которого является подпружиненный червяк редуктора, смещающийся под действием измеряемого момента. Проведён анализ точности измерений для различных режимов функционирования.

Ключевые слова: датчик, модель, динамика, крутящий момент, червячный редуктор.

Информационно-измерительная и управляющая система (ИИиУС) электроприводов (ЭП) трубопроводной арматуры (ТПА) осуществляет из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.