УДК 316.47
В. Н. Гурьянчик, Т. В. Макеева
Особенности экономической компетентности курсантов военных вузов в планировании бюджета молодой семьи
Социальное положение молодежи определяет целая совокупность социально--трудовых, экономических, правовых и иных параметров, характерных для данной социальной группы. Молодежь постоянно подвергается воздействию рисков, среди которых основное место занимает ухудшение материального положения, возникающее по объективным или субъективным причинам. Начало самостоятельной трудовой карьеры, вступление в брак, рождение детей зачастую сопряжены с материальными трудностями. Но немаловажную роль играют сформированные у молодых людей представления об особенностях экономического поведения в современных реалиях, или экономическая грамотность. В статье представлены результаты исследований авторов по проблеме экономической компетентности курсантов военных вузов в планировании бюджета молодой семьи.
Ключевые слова: потребительское поведение, семейный бюджет, социальное самочувствие молодежи, социально-экономическое положение, экономическая грамотность, экономическая компетентность.
V. N. Guryanchik, T. V. Makeeva
Features of Military Higher Education Institution Cadets' Economic Competence in Planning the Young Family Budget
The social status of youth is defined by the whole set of the social and labour, economic, legal and other parameters typical for this social group. The youth is affected by risks among which the main place is taken by the deterioration in financial position which can be due to objective or subjective reasons. The beginning of independent labour career, marriage, the birth of children are often accompanied by material difficulties. But an important role is played by the young people's ideas about economic behaviour features in modern realities, or economic literacy. Results of authors' researches on the problem of military higher education institution cadets' economic competence in planning the young family budget are presented in the article.
Keywords: consumer behaviour, family budget, social well-being of youth, economic and social situation, economic literacy, economic competence.
Российское общество без малого три десятиле- Падение уровня экономической активности, тия находится на переломном этапе своего разви- инфляция, сокращение производства и, как след-тия. Динамичные изменения затрагивают все со- ствие, снижение реальных доходов населения за-циальные институты, включая семью. В послед- ставляют многие семьи уменьшать сбережения и ние годы российская семья испытывает двойной увеличивать потребительские расходы (Таблица 1) груз проблем: кризис семейных ценностей допол- [4]. няется экономическим кризисом.
Таблица 1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников по экономике по субъектам Российской Федерации за 2005-2016 гг.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, рублей 17290 18638 20952 23369 26629 29792 32495 34030 36709
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников, в % к предыдущему году 111,5 96,5 105,2 102,8 108,4 104,8 101,2 91,0 100,8
© Гурьянчик В. Н., Макеева Т. В., 2017
Несмотря на постепенное увеличение абсолютных значений номинальной начисленной заработной платы, реальные доходы населения постепенно сокращаются. Самым неблагоприятным периодом для домохозяйств, как и для экономики в целом, был 2015 г., когда падение реальных до-
ходов составило 10 % по отношению к предыдущему периоду.
В структуре расходов домохозяйств отчетливо выделяются три группы: расходы на питание, расходы на непродовольственные товары и оплата услуг. На них приходится 98 % всех потребительских расходов (Таблица 2) [2].
Таблица 2
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Потребительские расходы, всего, в 8216,8 8687,1 10121,5 11285,5 12623,9 13706,7 14629,6 14764,1 16085,7
рублях
Структура расходов,
в том числе: расходы на питание, в % 34,4 36,2 35,3 34,8 33,5 33,2 33,9 37,2 37,4
расходы на непродовольственные това- 39,3 36,3 37,3 37,9 39,6 39,6 38,8 35,0 34,3
ры, в %
расходы на оплату услуг, в % 24,5 25,7 25,7 25.5 25,1 25,5 25,5 25,6 26,4
Потребительские расходы домохозяйств и их структура в месяц в среднем на каждого члена семьи, 2008-2016 гг.
Данные таблицы показывают, что в кризисный период 2014-2016 гг. постепенно увеличиваются потребительские расходы домохозяйств, в частности наблюдается повышение в структуре расходов оплаты продовольственных товаров и услуг. Население вынуждено сокращать потребление непродовольственных товаров и переориентироваться на питание. Этот процесс является следствием повышения цен на все группы товаров в российской экономике, в том числе и на услуги населению. Однако в 2017 г. официальная статистика констатирует снижение уровня расходов домохо-зяйств. Так, в I квартале текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, потребительские расходы сократились на 121,8 рублей на члена семьи и составили 15 256,6 рублей, в том числе в структуре расходов затраты на питание уменьшились на 2 % [2].
В период экономического кризиса наиболее слабо социально защищенными демографическими группами в обществе являются молодежь и люди пожилого возраста. Первые - в силу отсутствия необходимого опыта деятельности, а вторые - в силу сниженной трудоспособности и меньшей возможности поиска дополнительного заработка. Таким образом, наблюдается определенная трудовая дискриминация данных демографических групп. В связи с этим учащаяся молодежь с целью увеличения личного (семейного) бюджета вынуждена совмещать учебу с работой [1, с. 26-29].
В январе - марте 2016 г. государственное учреждение Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр» совместно со специалистами социальных учреждений по делам молодежи муниципальных образований провели ежегодное мониторинговое исследование социально-экономического самочувствия и политической активности молодежи.
Социальное самочувствие является важным показателем как общественного сознания, так и индивидуально-личностного состояния населения, в котором проявляется эмоциональная оценка индивидом и социальной группой уровня удовлетворения социальных потребностей, а также своего положения в сравнении с другими.
Одним из параметров оценки социального самочувствия молодежи является ее социально-экономическое положение (Таблица 3).
Таблица 3
Динамика социально-экономического поло-
жения молодежи Ярославской области, в %
Оценка 2011 2012 2013 2014 2015 2016
положения
Изменилось 29,9 35,7 34,6 38,5 28,4 28,9
к лучшему
Осталось 50,5 50,1 47,8 46,0 51,6 45,7
прежним
Изменилось 19,4 13,8 17,6 15,6 20,1 25,7
к худшему
Увеличилось количество респондентов, у которых социально-экономическое положение изменилось к лучшему, - 28,9 % (повысилось на 0,5 %, по сравнению с 2015 г.). Показатель индекса самооценки социально-экономического положения респондентами упал за счет доли тех молодых людей, чье социально-экономическое положение осталось прежним, - 45,7 % (понизилось на 5,9 %, по сравнению с 2015 г.). Увеличилось количество респондентов, положение которых ухудшилось, -25,7 % (повысилось на 5,6 %, по сравнению с 2015 г.) [3, а 36-37].
Однако среди обучающейся молодежи отдельно можно выделить курсантов высших военно-учебных заведений. Данной категории молодежи присуща определенная социально-экономическая стабильность, характеризующаяся полным государственным обеспечением, включающим бесплатное питание, вещевое обеспечение, бесплатное предоставление общежития, денежное довольствие и т. д. Полное государственное обеспечение и повышенное денежное довольствие определяют особенности экономического поведения курсантов, в том числе и при планировании личного (семейного) бюджета.
В апреле - мае 2017 г. был проведен социологический опрос, посвященный изучению экономической компетентности курсантов военного вуза при планировании личного и семейного бюджета. Базой исследования было выбрано Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны.
Целью исследования является изучение специфики экономического поведения и материальных потребностей курсантов, уровень экономической грамотности военной молодежи, их представления о будущем бюджетном планировании.
В нашем исследовании под экономической компетентностью понимается обобщенная характеристика социально-экономических знаний и действий человека, предполагающая органичное сочетание знаний, практических умений, информированности и понимания личной ответственности. Важно понимать, что экономическая компетентность - это не просто дополнительные знания и умения для тех, кто стремится улучшить свое материальное благосостояние, а неотъемлемая компетенция всех индивидов, обязательная составляющая жизни (подобно стремлению вести здоровый образ жизни, повышать профессиональную квалификацию и образовательный уровень, иметь активную гражданскую позицию и т. д.).
Общий объем выборки исследования составил 200 человек в возрасте от 18 до 25 лет: 165 мужчин (82,5 %), 35 женщин (17,5 %). Такое гендер-ное распределение опрошенных определяется самой спецификой военной службы и обучения в военном вузе.
В ходе исследования были опрошены курсанты 2-5 курсов, как женатые (замужние), так и холостые. Выбор обучающихся именно данных курсов обусловлен тем, что начиная со 2 курса военнослужащие заключают с Министерством обороны контракт на прохождение военной службы. Это, в свою очередь, увеличивает денежное довольствие обучающихся в несколько раз, что позволяет им планировать личный (семейный) бюджет и диверсифицировать потребительские расходы.
75 % опрошенных курсантов составляют обучающиеся 3-4 курсов, среди которых количество молодых людей, состоящих в браке, больше, чем на других курсах. Кроме того, эти молодые люди более года получают повышенное денежное довольствие и должны иметь определенные знания и навыки в планировании своего бюджета. Немногочисленность курсантов 5 курса обусловлена негативной ситуацией сокращения численности обучающихся, сложившейся в системе военного образования в начале 2010-х гг.
Среди курсантов, состоящих в браке, количество членов семьи распределилось следующим образом: два члена семьи - 15 человек (79 %), три члена семьи, то есть имеют одного ребенка, - 4 человека (21 %).
Один из вопросов анкеты касался ежемесячного личного (семейного) дохода опрошенных. Данные ответов респондентов позволяют судить о достаточно высокой степени разброса показателей реальных доходов обучающихся: от 10 400 до 65 000 рублей среди холостых и от 14 500 до 60 000 рублей среди женатых (замужних) курсантов. На основании полученных ответов определены средние показатели доходов обучающихся по курсам и семейному положению. Результаты среднего дохода опрошенных курсантов представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Средний месячный личный (семейный) доход,
рублей
Курс обучения Категория обучающихся
Холостые Женатые (замужние)
2 курс 13850 35000
3 курс 20250 32250
4 курс 37700 41000
5 курс 18000 27250
Как показал опрос, основу личного бюджета курсантов, не состоящих в браке, составляет денежное довольствие, а среди семейных курсантов, кроме денежного довольствия одного из супругов,
Составляющие личного (семейного) дохода, в %
Таким образом, из общего количества курсантов, не состоящих в браке, 86 % основным источником доходов считают только денежное довольствие, и лишь 14 % имеют дополнительный источник дохода. Что касается семейных курсантов, то здесь картина противоположная: 79 % имеют, помимо денежного довольствия, другие источники доходов, и только 21 % живут исключительно за счет денежного довольствия.
Денежное довольствие курсантов, как видно из ответов опрошенных, в несколько раз превосходит стипендию студентов. В 2017 г. базовый размер стипендии составляет 1 570 рублей, за отличные успехи в учебе студенты имеют право на повышенную стипендию, размер которой не должен превышать 6 000 рублей. Однако, чтобы получать стипендию, студенты должны сдавать сессию без оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Выплата стипендий производится только студентам, обучающимся на бюджетной основе. Таким образом, размер стипендии студентов зависит от нескольких условий: успеваемости, социального статуса, учебного заведения, внеучебной активности.
В военных учебных заведениях также имеются условия получения повышенного денежного довольствия: успеваемость курсанта, занимаемая должность, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну и т. д. Но, в отличие от студентов, курсантам гарантировано денежное довольствие, составляющее около 10 000 рублей, при условии заключения контракта.
Разница в материальном положении предопределяет и стратегию поведения молодых людей на рынке образовательных услуг и рынке труда. Ограниченность средств побуждает студенческую
доход семейного бюджета включает и заработную плату супруги, проценты по вкладам, социальные пособия. Составляющие личного (семейного) бюджета представлены в Таблице 5.
Таблица 5
молодежь искать дополнительные источники личного дохода: неполная занятость, сезонная занятость, временные заработки и пр. Курсанты, имея больший личный доход, ограничены в поиске другого вида деятельности и личной свободе. Это, в свою очередь, сужает рамки их личных расходов.
Ответы курсантов на вопрос «Является ли сумма доходов достаточной для удовлетворения Ваших потребностей?» представлены в Таблице 6.
Таблица 6
Достаточность месячного дохода для курсантов, в %
Ответы свидетельствуют о том, что после 2 курса обучения в военном вузе средств денежного довольствия не хватает на удовлетворение потребностей. В этом случае можно рассматривать два варианта развития ситуации. С одной стороны, увеличиваются потребительские расходы, а с другой - возрастают сбережения. Так, например, две курсантки 2 курса ответили, что им недостаточно средств (а это от 14 000 до 16 300 рублей ежемесячно) для удовлетворения своих потребностей. При этом у каждой из ответивших в виде сбережений остается около 30 % дохода, а расходы на питание, покупку непродовольственных товаров, досуг и оплату коммунальных услуг составляют 64-68 % дохода.
Курс обучения Категория обучающихся
Холостые Женатые (замужние)
Ден. довольствие Ден. довольствие + Ден. довольствие Ден. довольствие +
другие доходы другие доходы
К-во % К-во % К-во % К-во %
2 курс 27 82 6 18 - - 1 100
3 курс 78 87 12 13 1 11 8 89
4 курс 41 87 6 13 1 25 3 75
5 курс 10 91 1 9 2 40 3 60
Курс Варианты ответов
обуче- Доста- Частично Недоста- Совсем
ния точно точно недостаточно
2 курс 35 59 6 0
3 курс 14 56 29 1
4 курс 12 47 33 8
5 курс 19 50 19 12
Анализ ответов курсантов о степени удовлетворенности их доходом позволяет сделать оптимистический вывод: 142 курсанта (или 71 % опрошенных) в полной мере или частично удовлетворены своим доходом и лишь 58 курсантов (29 % опрошенных) считают свой доход недостаточным для удовлетворения своих потребностей. Степень удовлетворенности доходом различается в зависимости от курса обучения. На это накладывают отпечаток возрастающие потребности молодых людей, появление новых видов расходов. Например, на старших курсах курсанты, не состоящие в браке, предпочитают снимать жилье для проведения досуга и хранения личных вещей.
Кроме того, относительные показатели удовлетворенности доходом несущественно отличаются среди семейных и несемейных курсантов. Среди курсантов, не состоящих в браке, около 71 % в полной мере или частично удовлетворены своим доходом и 29 % считают его недостаточным для удовлетворения своих потребностей. Среди семейных курсантов эти показатели составляют 69 % и 31 % соответственно. Данные результаты позволяют говорить об отсутствии разницы в оценках своих доходов различными группами обучающихся военнослужащих по состоянию в браке.
Данные таблицы показывают, что наибольшее количество денежных средств обучающие расходуют на питание, покупку непродовольственных товаров, коммунальные услуги. При этом сумма расходов на питание возрастает по мере перехода на старшие курсы. Не забывают курсанты и о сбережениях, размер которых достигает 16 тыс. рублей.
Увеличение затрат на старших курсах связано с появление большего количества свободного
Одним из способов компенсирования недостающих денежных средств является заем у друзей, родственников, знакомых. Чтобы выяснить, используют ли этот способ курсанты, им был задан вопрос: «Как часто Вам приходится занимать деньги для удовлетворения потребностей?». Анализ ответов показал, что более половины опрошенных военнослужащих (55,5 %) в той или иной степени прибегают к займу денег для удовлетворения своих потребностей и только 44,5 % никогда не занимают деньги.
Степень удовлетворенности материальным положением складывается не только из показателя дохода, но прежде всего, из суммы расходов населения. Ведь реальные доходы соотносятся с тем количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода.
В связи с этим курсантам было предложено ответить на вопрос о том, сколько они тратят ежемесячно на питание, покупку непродовольственных товаров, коммунальные услуги, транспорт, досуг, другие расходы, а также сколько средств остается в качестве сбережений. Результаты ответов курсантов, не состоящих в браке, представлены в Таблице 7.
Таблица 7
времени, постепенным отказом военнослужащих от казенного питания и переходом на собственное продовольственное обеспечение в виде обедов в кафе, приготовления пищи на съемных квартирах.
Возникновение брачных отношений у курсантов влечет за собой и увеличение расходов семейного бюджета практически по всем статьям. Для сравнения представим данные по холостым и семейным курсантам 4 и 5 курсов (Таблица 8).
Диапазон ежемесячных расходов на различные виды товаров и услуг, сбережения, рублей
Варианты вопросов Курс обучения
2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
мужчины женщины мужчины женщины
Питание 500-5000 2000-6000 6000-10000 1000-9000 2000-10000 4000-10000
Покупка одежды и обуви 1500-7000 2000-9000 1500-10000 2000-8000 500-10000 2000-4000
Коммунальные услуги 200-400 1000-3000 1000-10000 500-4000 1000-5000 500-7000
Транспорт 300-1000 300-1000 500-1500 500-3000 500-3000 1000-5000
Досуг 500-6000 1500-5000 1000-6000 1000-6000 1000-15000 1000-5000
Другие расходы 1000-6000 400-6000 500-4000 500-10000 1000-12000 1000-5000
Остается в резерве (сбережения) 1000-7500 1000-5000 1000-16000 1800-10000 1000-5000 1000-8000
Таблица 8
Диапазон ежемесячных расходов семейных и холостых курсантов на различные виды товаров и услуг, сбережения, рублей__
Варианты вопросов Курс обучения
4 курс 5 курс
Холостые Женатые Холостые Женатые
Питание 2000-10000 7000-15000 4000-10000 5000-10000
Покупка одежды и обуви 500-10000 7000-20000 2000-4000 2000-20000
Коммунальные услуги 1000-5000 1000-10000 500-7000 6000-10000
Транспорт 500-3000 9000 1000-5000 1000-3000
Досуг 1000-15000 5000-10000 1000-5000 1000-15000
Другие расходы 1000-12000 2000 1000-5000 1000-6000
Остается в резерве (сбережения) 1000-5000 5000 1000-8000 500-7000
Полученные ответы демонстрируют, что у курсантов, состоящих в браке, расходы увеличиваются практически по всем статьям. Понятно, что содержание семьи требует дополнительных материальных затрат на питание, покупку непродовольственных товаров, коммунальные услуги и пр. При этом большинство семейных курсантов (17 человек из 19) подчеркнули, что принимают решение о семейных расходах совместно с супругой.
Отвечая на вопрос о своих расходах, некоторые опрошенные не указали суммы по отдельным статьям. Так, например, не тратят 1) на питание -9 человек (4,5 % опрошенных); 2) на покупку одежды и обуви - 33 человека (16,5 %); 3) на оплату коммунальных услуг - 114 человек (57 %); 4) на транспорт - 68 человек (34 %); 5) на досуг -36 человек (18 %); 6) на другие расходы - 82 человека (41 %); не остается сбережений у 77 человек (38,5 %).
Эти показатели свидетельствуют о том, что практически все курсанты в большей или меньшей степени тратят на продукты питания, несмотря на полное продовольственное обеспечение. Более половины опрошенных курсантов не тратят средства на оплату коммунальных услуг. Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, определенная группа военнослужащих до поступления в военное училище проживала в Ярославле или в Ярославской области, а следовательно, имеет в городе родственников, у которых можно остановиться во время увольнения, хранить вещи и проводить досуг. Естественно, что это не предполагает оплату коммунальных услуг. Во-вторых, часть курсантов предпочитают не снимать жилье и экономить на оплате соответствующих услуг, перераспределяя денежные средства на другие статьи расходов.
В данных ответах беспокоит другое - более трети опрошенных курсантов не имеют сбереже-
ний, то есть предпочитают полностью расходовать свои средства, не оставляя резерва, даже «на черный день». Это указывает на определенную потребительскую стратегию данной категории военнослужащих, желающих удовлетворять свои потребности здесь и сейчас.
Экономическая компетентность, как указывалось выше, предполагает определенный багаж знаний о социально-экономических отношениях в обществе. Чтобы определить уровень сформиро-ванности таких знаний, курсантов просили ответить на вопрос о сущности потребительской корзины.
Полученные результаты говорят о том, что 58 % ответивших на вопрос курсантов не имеют представления о потребительской корзине, а 32 % знают о ней только в общих чертах. Это свидетельствует о низком уровне экономических знаний обучающихся, отсутствии элементарных социально-экономических представлений.
Чтобы убедиться в правдивости ответов на предыдущий вопрос, курсантам было предложено перечислить основные компоненты, входящие в потребительскую корзину (Таблица 9).
Таблица 9
Ответы курсантов о компонентах потреби-
Ответы курсантов обескураживают, ведь 85,5 % из них совершенно не имеют представления о том, что входит в состав потребительской корзины. Лишь 14,5 % опрошенных военнослу-
тельской корзины
Варианты ответов Курс обучения
2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Все компоненты пере- 3 6 1 0
числили
В общих чертах пере- 6 8 1 4
числили
Перечислили неверно 5 12 4 1
Не перечислили со- 20 73 45 11
всем
жащих смогли в какой-то мере перечислить составные части потребительской корзины, что указывает на низкий уровень социально-экономической культуры курсантов.
Возможно, находясь на полном государственном обеспечении, курсанты еще не осознают модель своего потребительского поведения. Можно сказать, что эта модель только формируется. Однако рано или поздно обучение в военном училище завершится и военнослужащий уже совершенно в ином качестве вступит в самостоятельную жизнь. Здесь он столкнется со многими проблемами (семейно-бытовыми, социально-экономическими, служебными), которые в стенах военного вуза его не касались. В связи с этим курсантам было предложено оценить свое финансово-экономическое положение после окончания военного училища (Таблица 10).
Таблица 10 Оценка курсантами своего финансового по-
Более 98 % опрошенных курсантов полагают, что их финансовое положение изменится в лучшую сторону. Это говорит о позитивном представлении о своей будущей самостоятельной жизнедеятельности. Лишь 1,5 % полагают, что их финансовое положение либо не изменится, либо ухудшится. В подавляющем большинстве у курсантов сформировано позитивное экономическое мышление.
Большинство курсантов предпочитают оформлять брачные отношения и планировать рождение детей после окончания военно-учебного заведения. В данном случае они столкнутся с проблемой рационального распределения средств уже не личного, а семейного бюджета. Обучающимся военнослужащим было предложено проранжиро-вать расходы будущего семейного бюджета.
Произошедшие в последнее время изменения в институте брака влияют и на сознание военнослужащих, процесс их семейного самоопределения.
Исследования, проведенные нами ранее среди курсантов-девушек, как раз показывают, что о ребенке опрошенные задумываются, но лишь через 5-10 лет после окончания ввуза. Считают, что необходимо работать по выбранной ими специальности и строить карьеру. Большинство курсантов-девушек в перспективе хотели бы иметь детей: 70 % опрошенных (14 человек) планируют 12 детей, большую семью хотят иметь всего 30 % опрошенных (6 человек). Курсанты-девушки хорошо осведомлены о сложившейся в России демографической ситуации, оценивают ее как нормальную только 20 %, а 80 % - как тяжелую (в основном отмечают низкую рождаемость). Среди демотиваторов рождаемости респондентами названы низкая заработная плата, жилищные проблемы, конфликты поколений, а также состояние здоровья [5, с. 38].
Неудивительно также, что курсанты всех курсов практически единодушно определили в качестве приоритетных расходов следующие четыре группы: 1) расходы на питание; 2) расходы на содержание детей; 3) расходы на покупку непродовольственных товаров; 4) расходы на оплату коммунальных услуг. Разница в ответах составляет ранг той или иной группы расходов. Такое единодушие говорит о том, что курсанты трезво оценивают перспективы своей семейной жизни, сопоставляя их с социально-экономической ситуацией в стране. Кроме того, полученные ответы в полной мере коррелируют со структурой потребительских расходов в России, представленной в Таблице 2.
Таким образом, в соответствии с поставленной целью нами были изучены основные показатели экономического поведения курсантов военного вуза, их умение планировать свой личный (семейный) бюджет, представления о будущем семейном планировании.
Курсанты военных учебных заведений, как определенная группа студенческой молодежи, имеют свои социально-экономические и правовые особенности, суть которых заключается в жесткой регламентации деятельности, предполагающей определенное ограничение свободы передвижения и выбора способа ежедневного удовлетворения материальных и духовных потребностей. Кроме того, находясь на полном государственном обеспечении, курсанты, казалось бы, должны меньше тратить свои средства. Однако, как показали результаты исследования, более трети военнослужащих тратят свои доходы полностью, не оставляя ничего в резерве.
ложения после окончания военного училища
Курс Варианты ответов / количество
обуче- Значи- Незначи- Практи- Ухуд-
ния тельно тельно чески не шится
улучшит- улучшится изменится
ся
2 курс 25 8 1 0
3 курс 74 24 0 1
4 курс 33 18 0 0
5 курс 10 5 1 0
Всего 142 55 2 1
Модель потребительского поведения, направленного на полное удовлетворение потребностей, во многом является результатом низкого уровня социально-экономических знаний, что и было зафиксировано в ходе анализа ответов респондентов.
Это определяет необходимость проведения целенаправленного педагогического взаимодействия по социально-экономической проблематике с целью формирования необходимых социально-финансово-экономических компетенций. Причем эта работа должна проводиться не только педагогическими работниками, но и офицерами факультетов, представителями отдела по работе с личным составом, с привлечением представителей финансовых организаций.
В то же время необходимо отметить позитивный настрой курсантов относительно будущего социально-экономического положения и грамотную оценку будущих семейных затрат.
Библиографический список
1. Гусар, С. А., Гурьянчик, В. Н., Клюев, Ю. В., Керимов, Ф. Т. О., Коварда, В. В., Лянник, А. Е., Ми-хайлушкин, П. В., Баранников, А. А., Редько, А. М., Шафоростова, О. Н. Экономический потенциал и перспективы России и стран СНГ. Книга 5 [Текст] : монография / С. А. Гусар и др. - Краснодар : АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. - 192 с.
2. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2016 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/publications/catalog/doc_1140096812812 (дата обращения 12.08.2017)
3. Сборник социологических исследований в молодежной среде [Текст]. - Ярославль, 2016 г. - 203 с.
4. Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата работников организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/wages / (дата обращения 12.08.2017)
5. Тихомирова, Л. Ф., Макеева, Т. В., Гурьянчик, В. Н. Исследование социальных стереотипов фемин-ности у обучающихся военных и гражданских вузов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева, В. Н. Гурьянчик // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - С. 35-41.
Bibliograficheskij spisok
1. Gusar, S. A., Gur'janchik, V N., Kljuev, Ju. V., Kerimov, F. T. O., Kovarda, V V., Ljannik, A. E.,
Mihajlushkin, P. V, Barannikov, A. A., Red'ko, A. M., Shaforostova, O. N. Jekonomicheskij potencial i perspektivy Rossii i stran SNG Kniga 5 [Tekst] : mono-grafija / S. A. Gusar i dr. - Krasnodar : ANO «Centr so-cial'no-politicheskih issledovanij «Prem'er», 2012. -192 s.
2. Dohody, rashody i potreblenie domashnih hozjajstv v 2016 godu (po itogam vyborochnogo obsledovanija bjudzhetov domashnih hozjajstv) [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http: // www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/publications/catalog/doc_1140096812812 (data obrashhenija 12.08.2017)
3. Sbornik sociologicheskih issledovanij v molodezh-noj srede [Tekst]. - Jaroslavl', 2016 g. - 203 s.
4. Srednemesjachnaja nachislennaja nominal'naja i real'naja zarabotnaja plata rabotnikov organizacij [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/wages / (data obrashhenija 12.08.2017)
5. Tihomirova, L. F., Makeeva, T. V., Gur'janchik, V. N. Issledovanie social'nyh stereotipov feminnosti u obuchajushhihsja voennyh i grazhdanskih vuzov [Tekst] / L. F. Tihomirova, T. V. Makeeva, V. N. Gur'janchik // Ja-roslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - S. 35-41.
Reference List
1. Gusar S. A., Guryanchik V N., Klyuev Yu. V, Kerimov F. T. O., Kovarda V V., Lyannik A. E., Mikhaylush-kin P. V., Barannikov A. A., Redko A. M., Shaforostova O. N. Economic potential and prospects of Russia and CIS countries. Book 5: monograph / Page. A. Gusar, etc. -Krasnodar: ANO Center of Socio-Political Researches Premier, 2012. - 192 p.
2. Income, expenses and consumption of households in 2016 (following the results of selective inspection of budgets of households) [An electronic resource]. - Access mode: http: // www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/publications/catalog/doc_1140096812812 (date of the address 8/12/2017)
3. The collection of sociological researches among young people. - Yaroslavl, 2016 - 203 p.
4. Average monthly added nominal and the real wage of employees of the organizations [An electronic resource]. - Access mode: http: // www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/wages/ (date of the address 8/12/2017)
5. Tikhomirova L. F., Makeeva T. V, Guryanchik V. N. Research of social stereotypes of femininity at the studying military and civil higher education institutions // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2017. - P. 35 -41.