Научная статья на тему 'Особенности экономического образования и восприятия в современных условиях'

Особенности экономического образования и восприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМЫ / EDUCATION / UPBRINGING / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC UPBRINGING / MODERN EDUCATION SYSTEM / EDUCATION SYSTEM / ECONOMIC VALUES / ECONOMIC LANDMARKS / ECONOMIC NORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюнин Александр Иванович, Демцура Светлана Сергеевна, Алексеева Любовь Петровна, Базавлуцкая Лилия Михайловна, Плужникова Ирина Ивановна

Происходящие в последние годы в России изменения находят отражение в системе образования и воспитания. В настоящее время происходит реформирование, перестройка, модернизация сферы образования. Безусловно, эти тенденции оказывают на поведение граждан в новых сложившихся социально-экономических условиях, на смену ориентиров. Одной из больших и важных составляющих современной системы образования и воспитания граждан является экономическое образование и воспитание подрастающего поколения. Авторы статьи описывают законодательные акты, которые обуславливают деятельность в этой сфере. Авторы статьи осуществляют анализ современного российской системы экономического образования и воспитания. В статье представлен теоретический анализ трактовок таких терминов, как «ключевые особенности», «экономика», «образование», «воспитание», «экономическое образование», «экономическое воспитание». Авторами определены следующие понятия экономические ценности, экономические ориентиры, экономическая культура личности, экономическая грамотность. Авторы анализируют особенности современного экономического образования, влияющие на формирование у граждан финансовой грамотности, экономической и эколого-экономической культуры поведения. В статье дается характеристика педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся высокого уровня экономической культуры. В статье описаны аналитические выводы и перечислены перспективы дальнейших научных изысканий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюнин Александр Иванович, Демцура Светлана Сергеевна, Алексеева Любовь Петровна, Базавлуцкая Лилия Михайловна, Плужникова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECONOMIC EDUCATION AND PERCEPTION IN MODERN CONDITIONS

Recent changes in Russia in the system of education and upbringing. Currently, there is a reform, restructuring, modernization of the education sector. Of course, these trends lead to the behavior of citizens in the new difficult socio-economic conditions. Civil economic education and upbringing of the younger generation. The authors of the article describe the legislative acts that determine the activities in this area. Analysis of the modern Russian system of economic education and upbringing. The article presents a theoretical analysis of the interpretations of such terms as «features», «economics», «education», «education», «economic education», and «economic education». The authors defined the following concepts economic values, economic landmarks, and the economic culture of the individual, economic literacy. The authors analyze the features of modern economic education; affect civil law, economic and environmental-economic culture of behavior. The article describes the pedagogical activity. The article uses analytical conclusions and lists the prospects for further scientific research in this area.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического образования и восприятия в современных условиях»

педагогические науки

Тюнин Александр Иванович, Демцура Светлана Сергеевна, Алексеева Любовь Петровна и другие ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ...

УДК 37.01

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0041

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2019

AuthorID: 456367 SPIN: 4523-9703

Тюнин Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

AuthorID: 615674

SPIN: 9684-2480

ORCID: 0000-0002-1319-3580

Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и прав

AuthorID: 800767 SPIN: 1494-8876

Алексеева Любовь Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

AuthorID: 727077 SPIN: 1356-5723

Базавлуцкая Лилия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

AuthorID: 783020 SPIN: 5295-5814

Плужникова Ирина Ивановна, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. Происходящие в последние годы в России изменения находят отражение в системе образования и воспитания. В настоящее время происходит реформирование, перестройка, модернизация сферы образования. Безусловно, эти тенденции оказывают на поведение граждан в новых сложившихся социально-экономических условиях, на смену ориентиров. Одной из больших и важных составляющих современной системы образования и воспитания граждан является экономическое образование и воспитание подрастающего поколения. Авторы статьи описывают законодательные акты, которые обуславливают деятельность в этой сфере. Авторы статьи осуществляют анализ современного российской системы экономического образования и воспитания. В статье представлен теоретический анализ трактовок таких терминов, как «ключевые особенности», «экономика», «образование», «воспитание», «экономическое образование», «экономическое воспитание». Авторами определены следующие понятия - экономические ценности, экономические ориентиры, экономическая культура личности, экономическая грамотность. Авторы анализируют особенности современного экономического образования, влияющие на формирование у граждан финансовой грамотности, экономической и эколого-экономической культуры поведения. В статье дается характеристика педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся высокого уровня экономической культуры. В статье описаны аналитические выводы и перечислены перспективы дальнейших научных изысканий в данной сфере.

Ключевые слова: образование, воспитание, экономическое образование, экономическое воспитание, современная система образования, система воспитания, экономические ценности, экономические ориентиры, экономические нормы.

FEATURES OF ECONOMIC EDUCATION AND PERCEPTION IN MODERN CONDITIONS

© 2019

Tyunin Alexander Ivanovish, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Economics, management and law Demtsura Svetlana Sergeyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Economics, management and law Alekseyeva Lyubov Petrovna, candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor at the Department of training of teachers of vocational training and subject methods Bazavlutskaya Liliya Mikhaylovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Pluzhnikova Irina Ivanovna, candidate of Engineering Sciences, associate Professor of Economics, management and law South Ural State Humanitarian-Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) Abstract. Recent changes in Russia in the system of education and upbringing. Currently, there is a reform, restructuring, modernization of the education sector. Of course, these trends lead to the behavior of citizens in the new difficult socio-economic conditions. Civil economic education and upbringing of the younger generation. The authors of the article describe the legislative acts that determine the activities in this area. Analysis of the modern Russian system of economic education and upbringing. The article presents a theoretical analysis of the interpretations of such terms as «features», «economics», «education», «education», «economic education», and «economic education». The authors defined the following concepts - economic values, economic landmarks, and the economic culture of the individual, economic literacy. The authors analyze the features of modern economic education; affect civil law, economic and environmental-economic culture of behavior. The article describes the pedagogical activity. The article uses analytical conclusions and lists the prospects for further scientific research in this area.

Keywords: education, upbringing, economic education, economic upbringing, modern education system, education system, economic values, economic landmarks, economic norms._

Tyunin Alexander Ivanovish, Demtsura Svetlana Sergeyevna, Alekseyeva Lyubov Petrovna and others pedagogical

FEATURES OF ECONOMIC EDUCATION AND PERCEPTION ... sciences

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения, которые происходят в последние годы в России, конечно же, находят отражение в системе образования и воспитания, влияют на поведение граждан в новых сложившихся социально-экономических условиях. Одной из больших и важных составляющих современной системы образования и воспитания граждан является, безусловно, экономическое образование и воспитание подрастающего поколения и молодежи. Именно поэтому исследование и комплексное изучение особенностей экономического образования и воспитания является важной и актуальной проблемой на сегодняшний день.

Образование и воспитание создают предпосылки для многовариантного решения жизненоважных проблем нации, которые возникают в экономической сфере развития общества. Благодаря мощному потенциалу, экономическое образование и воспитание может оказать существенное влияние на поведение, профессиональное становление личности. Главная идея современной модернизированной системы образования состоит в неиссякаемом потоке инвестиций в человеческий капитал, накопление интеллектуальной собственности, которые в своей совокупности составляют национальное богатство. Следует отметить, что современному обществу нужны граждане, обладающие экономическими знаниями, умеющие быстро мыслить, оперативно принимать грамотные решения в сложившихся условиях социально-экономического характера, обладающие финансовой грамотностью.

Следует сказать, что формирование успешной личности российского гражданина является основным требованием в области образования и воспитания, о чем написано в Ф3-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [1], а также в требованиях ФГОС всех уровней образования.

Таким образом, формирование у подрастающего поколения и молодежи финансовой грамотности, экономической культуры, экономических знаний, умений и навыков, а также соответствующих экономических ценностных ориентаций - единственно верный путь преодоления кризиса современности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблем. В науке процесс экономического образования и процесс экономического воспитания исследовали Ю.А. Абиева [2], Е.А. Авджы, Н.Н. Скитер [3], Т.А. Акимова [4], М.А. Алексеева [5], С.С. Демцура [6], А.А. Докукина [7], А.Ш. Досбенбетова, М.Е. Сыдыков, Ж.А. Мамытбекова [8], Н.Н. Думная, В.А. Юрга [9], И.А. Курков [10], Т.С. Луцук [11], А.С. Новиков [12], Н.В. Пилипчук [13], И.Г. Рябова [14], А.А. Саламатов [15, 16] и др.

Среди перечисленных ученых изучением вопросов экономического воспитания и профориентации учащихся как фактора формирования конкурентоспособной личности занимались А.Ш. Досбенбетова, М.Е. Сыдыков и Ж.А. Мамытбекова; методику использования материалов этнопедагогики в экономическом образовании и воспитании современных школьников разрабатывала Ю.А. Абиева; вопросы экономического образования в интересах устойчивого развития общества изучала Т.А. Акимова; основополагающие подходы к экономическому образованию молодежи исследовала М.А. Алексеева; процессу формирования основ экономической культуры посвящены труды С.С. Демцуры; требования к высшему экономическому образованию рассматривали Н.Н. Думная и В.А. Юрга; А.С. Новиков в своем исследовании провел сравнительный анализ стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям и направлениям в аспекте информатизации образования; в работах Н.В. Пилипчук осуществлен анализ потребности региональной экономики в бакалав-164

рах (специалистах) с экономическим образованием; вопросы формирования готовности учителя к социально-экономическому воспитанию школьников в контексте традиционной культуры региона рассмотрены в работах И.Г. Рябовой; И.А. Курков в своем исследовании привел характеристику готовности учителя к экономическому образованию младших школьников; феномен экономического воспитания изучен Т.С. Луцук. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последнее время появилось большое количество исследований и публикаций, которых освещают различные аспекты проблемы экономического образования и воспитания.

Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве цели статьи авторы рассматривают выявление ключевых особенностей экономического образования и воспитания в современных условиях, анализ состояния современной российской системы экономического образования и воспитания, а также теоретический анализ трактовок таких терминов, как «экономика», «образование», «воспитание», «экономическое образование», «экономическое воспитание». Авторы статьи считают целесообразным определить следующие понятия - «экономические ценности», «экономические ориентиры», «экономическая культура личности», «экономическая грамотность».

Используемые в исследовании методы. В качестве методов, которые используются в настоящем исследовании, можно назвать: теоретический анализ научной литературы, обобщение, систематизацию, метод опроса, метод статистического анализа числовых данных.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Как уже отмечалось нами выше, современному обществу нужны граждане, которые обладают экономическими знаниями, умеют быстро мыслить, оперативно принимать грамотные решения в сложившихся условиях социально-экономического характера, обладают высоким уровнем экономической культуры и финансовой грамотностью. При этом формирование успешной личности российского гражданина является основным требованием в области образования и воспитания. Данный факт закреплен в Федеральном законе Ф3-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также в требованиях ФГОС всех уровней образования.

В современной экономической ситуации обществу нужны грамотные специалисты в сфере экономики; аналитики, контролеры, надежные администраторы, способные воплощать в жизнь самые смелые идеи; лидеры, ведущие за собой подчиненных, подсказывающие важный стратегический план деятельности; энтузиасты и инноваторы; дипломаты, способные договариваться и убеждать, критиковать и принимать критику; специалисты и профессионалы, которые обладают глубокими теоретическими экономическими знаниями, полученными в процессе экономического образования, и соответствующими практическими навыками.

Под экономикой понимается хозяйственная деятельность общества, а также совокупность взаимосвязанных отношений, которые складываются в системе потребления, производства, распределения, обмена.

Под образованием понимают единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций, которые приобретены в образовательной организации.

Под воспитанием мы рассматриваем процесс передачи нравственных, этических, культурных, правовых и др. норм от поколения к поколению.

Данную потребность общества возможно удовлетворить только при условии непрерывного экономического образования и воспитания, в результате которых учащиеся / воспитанники овладевают системой экономических знаний и познавательных умений, навыков, компетенций, а также экономическими ценностными Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Тюнин Александр Иванович, Демцура Светлана Сергеевна, Алексеева Любовь Петровна и другие ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ...

ориентациями, такими личностными качествами, как бережливость, ответственность, экономность, расчетливость и др. Более того, в результате данного образования и воспитания развивается мировоззрение, стратегия экономического поведения.

Одним из важных аспектов экономического образования и воспитания является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, методах и образовательных технологиях. То есть подлинная цель успешности экономического образования и воспитания заключается в формировании личности гражданина страны, который, во-первых, способен реализовывать свои возможности в области экономики, во-вторых, социально устойчив и легко адаптируется, в-третьих, способен вырабатывать и изменять собственную стратегию в трансформирующихся обстоятельствах общественной жизни.

Рассмотрим труды А.А. Саламатова, посвященные эколого-экономическому образованию в профильной школе, в которых описывается результативный аспект данного вида образования и воспитания школьников [16]. Утверждается, что необходимы изменение качества экономического образования. А именно: во-первых, повышение показателей экономической обученности подрастающего поколения, во-вторых, экономического мышления, в-третьих, эколого-экономической направленности личности. По мнению А.А. Саламатова, через сознание проявляется взаимозависимость экономической направленности личности человека, его экономических знаний, умений (уровень экономической обученности), навыков, а также эколого-экономическо-го мышления. Эколого-экономическая направленность характеризует определенный тип поведения человека (бережное отношение к материальным ценностям, природным ресурсам, расчетливость при принятии решений в конкретных экономических ситуациях, экономное использование всех видов ресурсов и др.). При этом автор отмечает, что формирование экономических знаний и умений осуществляется более успешно при непрерывном экономическом воспитании школьников.

Экономическое образование, по мнению А.А. Сала-матова, должно быть направлено не просто на обеспечение учащихся фактическим учебным материалом, а на формирование у них соответствующих экономических ценностных ориентаций. При этом ценностные ориентации характеризуются как направленность личности на те или иные ценности. Особый смысл данный вопрос приобретает, когда человек соизмеряет свои поступки и действия с системой экономических требований и определенных норм. В современных условиях данный аспект имеет существенное значение.

При этом экономическое образование может стать действенным средством формирования экономических ценностных ориентаций, а также эффективным средством формирования экономической культуры.

Отметим, что категории «экономические ценностные ориентации» и «экономическая культура личности» неразрывно связаны между собой. Так как формирование ориентаций личности неизбежно приводит к развитию уровня экономической культуры, и наоборот. В силу современных социальных, политических, экономических отношений экономическое образование обладает для подрастающего поколения и молодежи большим моти-вационным потенциалом к его изучению.

Экономическое образование существенным образом влияет на экономическое сознание человека (в большей степени его социальной составляющей). Значимым для нашего исследования являются тезисы, опубликованные в статье И.А. Соколовой «Значение междисципли-нарности в эколого-экономической подготовке студентов технического вуза» (2013 г.) [17]. Именно в данной работе указывается, что на современном этапе развития общества гражданину все чаще приходится принимать решения в области экономики, а также оценивать по-

тенциальные негативные воздействия на окружающую среду, связанные с потреблением сырья, энергии и т.д. Сформированная способность, во-первых, экономически грамотно мыслить, во-вторых, решать определенные практические и теоретические проблемы является результатом экономического воспитания подрастающего поколения.

То есть развитие экономического образования и воспитания в настоящее время определяется междисциплинарной конвергенцией и интеграцией различных областей знания [18]. Необходимо обеспечить возможность подготовки таких граждан, которые были бы способны действовать на стыке наук и обладали междисциплинарными знаниями.

При этом под экономическим образованием мы понимаем целенаправленную работу по формированию у подрастающего поколения необходимого минимума экономических знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для последующей профессиональной деятельности в различных отраслях экономики. Под экономическим воспитанием авторы статьи понимают организованную педагогическую деятельность, которая направлена на формирование экономической культуры личности гражданина страны.

При этом процесс экономического образования подрастающего поколения предполагает теоретическую и практическую часть, связанные, во-первых, с формированием социально-экономического опыта, во-вторых, формированием профессиональных экономических умений, навыков, компетенций, формированием систематических экономических знаний, в-третьих, формированием индивидуальных способов экономической деятельности, в-четвертых, формирование значимых экономических качеств личности.

Экономическое образование должно включать основы правовых знаний. Именно поэтому, считаем важным в содержание экономической подготовки включить изучение законодательства в области хозяйственной и другой деятельности, инструкций, стандартов, норм по обеспечению экономической безопасности.

Значимым для нашего исследования являются тезисы, опубликованные в статье А.А. Мамонтова «Эколого-экономические ценности - фактор формирования эколо-го-экономической воспитанности учащихся» (2013 г.) [19]. В данной работе акцент делается, во-первых, на формировании экономической воспитанности личности, во-вторых, на целенаправленной работе по экономическому воспитанию. К эколого-экономическим ценностям автор относит природу и ее целостность; жизнь; бережное отношение к ресурсам (неэкологическим (материальным) ресурсам, экологическим (возобновляемым) ресурсам); сохранение эколого-экономического равновесия; гармоничное развитие природы и человека во взаимосвязи; чувство ответственности за принимаемые решения, совершаемые поступки и будущее в целом. При этом автор утверждает значимость и важность экономического воспитания.

Подтверждают данную точку зрения положения, которые описаны в статье Т.В. Боровиковой «Педагогическая феноменология эколого-экономических ценностей личности» (2008 г.) [20]. В работе описана система экономических ценностных ориентаций, определяющих непрерывный процесс усвоения аксиологических категорий. В этом же исследовании рассмотрена структура и взаимозависимость следующих компонентов: (1) информационного, (2) нравственного, (3) мотивационного. Т.В. Боровикова утверждает, что экономическое образование предполагает поэтапное использование многообразных форм в сочетании с тренинговыми упражнениями. При этом первый этап включает в себя педагогическую беседу, рассказ, а также дискуссию. В ходе данных мероприятий до обучающихся доносится определенный объем экономических знаний. Методика их проведения направлена на развитие внутренней активности учащих-

Tyunin Alexander Ivanovish, Demtsura Svetlana Sergeyevna, Alekseyeva Lyubov Petrovna and others

FEATURES OF ECONOMIC EDUCATION AND PERCEPTION ...

pedagogical sciences

ся. Второй этап предполагает применение деловых игр, диспутов, дебатов, конференций и др. Их организация и проведение предполагает то, что студенты должны осознать и выразить свое собственное отношение к проблемам экономического характера [20].

Следует отметить, что под экономической грамотностью обучающегося мы рассматриваем наличие у человека знаний теоретических основ хозяйственной деятельности, знаний об экономических связях, отношениях, а также проявление умения осуществлять анализ конкретных экономических ситуаций [21].

Под финансовой грамотностью авторы статьи понимают наличие у человека знаний в области финансовой деятельности, проявление умения управлять доходами и расходами, осуществлять грамотное распределение денежных средств, приумножать имеющийся капитал. Высокий уровень финансовой грамотности - это залог финансового благополучия человека и общества [22].

Далее обратимся к категории экономической культуры. Под этим понятием мы рассматриваем личностную характеристику, которая связана с развитым экономическим сознанием и мышлением, ориентацией на социально-экономические нормы и ценности, которые регулируют экономическое поведение [23].

Критериями сформированности экономической культуры являются: наличие необходимых и достаточных знаний о механизмах развития социальной экономической системы, ориентация на устойчивое развитие социальной экономической системы, ориентация на определенные нормы и ценности, готовность к принятию ответственности за последствия собственных действий [24]. Перечисленные критерии связаны с экономической и эколого-экономической культуры поведения человека.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно подвести следующие итоги. Нам удалось выявить и описать ключевые особенности экономического образования и воспитания в современных условиях, проанализировать состояние современной российской системы экономического образования и воспитания, а также осуществить теоретический анализ трактовок таких терминов, как «экономика», «образование», «воспитание», «экономическое образование», «экономическое воспитание», «экономические ценности», «экономические ориентиры», «экономическая культура личности», «экономическая грамотность».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https:// base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 02.08.2019).

2. Абиева Ю.А. Использование материалов этнопедагогики в экономическом образовании и воспитании современных школьников // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 8-1. С. 148-149.

3. Авджы Е.А., Скитер Н.Н. Социально-экономические механизмы управления современным образованием в дошкольной организации //Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 52-54.

4. Акимова Т.А. Долгий путь к экономическому образованию в интересах устойчивого развития //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 5-17.

5. Алексеева М.А. Некоторые подходы к экономическому образованию молодежи // Дети и молодежь — будущее России. 2004. № 1-1. С. 218-223.

6. Демцура С.С. Формирование основ экономической культуры / С.С. Демцура //Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2012. № 4. С. 152-160.

7. Докукина А.А. Особенности преподавания дисциплины «Экономика фирмы» в контексте современных требований к высшему экономическому образованию // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2005. № 4. С. 3-15.

8. Досбенбетова А.Ш., Сыдыков М.Е., Мамытбекова Ж.А. Экономическое воспитание и профориентация учащихся как фактор формирования конкурентоспособной личности // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 318-323.

9. Думная Н.Н., Юрга В.А. Экономика знаний выдвигает революционные требования к высшему экономическому образованию //Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 11. С. 24-28.

10. Курков И.А. Готовность учителя к экономическому образованию младших школьников как педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 4. С. 152-155.

11. Луцук Т.С. К вопросу об экономическом воспитании // Экономика и социум. 2018. № 2 (45). С. 575-578.

12. Новиков А.С. Анализ стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям и направлениям в аспекте информатизации образования // Ученые записки ИИО РАО. 2007. № 26. С. 14-21.

13. Пилипчук Н.В. Анализ потребности региональной экономики в бакалаврах (специалистах) с экономическим образованием //Вестник Академии. 2016. № 2. С. 5-8.

14. Рябова И.Г. Формирование готовности учителя к социально-экономическому воспитанию школьников в контексте традиционной культуры региона // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12). С. 38-42.

15. Саламатов А.А. Понятийно-терминологический словарь по эколого-экономическому образованию // Федеральное Агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Челябинск, 2006. 36 с.

16. Саламатов А.А. Сущность эколого-экономического образования в профильной школе //Вестник ЮУрГУ. — 2006. — №16. — С. 226231.

17. Значение междисциплинарности в эколого-экономической подготовке студентов технического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (77). С. 4953.

18. Демцура С.С. Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг / С.С. Демцура, П.Г. Рябчук, Д.С. Гордеева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 47-51.

19. Мамонтова А.А. Эколого-экономические ценности — фактор формирования эколого-экономической воспитанности учащихся» // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. С. 110-112.

20. Боровикова Т.В. Педагогическая феноменология эколого-эко-номических ценностей личности // Вестник ЧГПУ. 2008. №6. С. 14-23.

21. Демцура С.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг / С.С. Демцура, П.Г. Рябчук, Д.С. Гордеева // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.

22. Демцура С.С. Цена труда и инвестиции в профессионально-квалификационное развитие сотрудников предприятия / С.С. Демцура, Д.С. Гордеева // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 65-68.

23. Рябчук П.Г. Определение стоимости коммерческого обучения в вузе/П.Г. Рябчук, С.С. Демцура, Д.С. Гордеева//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 239-243.

24. Демцура С.С. Ценообразование и экономическая основа ценовой конкуренции / С.С. Демцура //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 123-126.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 26.04.2018 г. № 148Н

Статья поступила в редакцию 11.08.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

166

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.