Особенности эффективного сексуального воспитания в дошкольном
возрасте
Александрова Ольга Владимировна / Olga V. Aleksandrova Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий факультета психологии Санкт-Петербургского государственного
университета Assistant Professor Faculty of Psychology St-Petersburg State University E-mail: alexxandrova@gmail. com
Баркова София Михайловна / Sofia M. Barkova Кандидат психологических наук, кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского
государственного университета Faculty of Psychology St-Petersburg State University E-mail: [email protected]
Возрастающая распространенность рискованного сексуального поведения у подростков (раннее начало половой жизни и ранняя беременность, высокие показатели заболеваемости ИППП) диктует необходимость рассмотрения вопросов детской сексуальности и сексуального воспитания все в более раннем возрасте (ООН, 2011; UN Population Division, 2013; Sedgh et al., 2015).
Детская сексуальность - это одна из четырех фаз сексуального развития человека (от рождения до 12 лет), в котором выделяют три линии: 1) гендерная идентичность, 2) сексуальные реакции, 3) способность к интимным отношениям в паре. Детская сексуальность проявляется на когнитивном (интерес и вопросы, связанные с сексуальностью и прокреацией), поведенческом (детские сексуальные игры, мастурбация и т.д.) и эмоциональном уровне (отношение к собственной сексуальности и ее манифестациям).
Сексуальное воспитание - это действия взрослых, способствующие гармоничному развитию сексуальности у детей, и служащие как профилактике рискованного сексуального поведения в подростковом возрасте, так и движению по направлению к сексуальному здоровью.
На опыте таких европейских стран как Голландия и Швеция показана эффективность раннего (в возрасте 4-5 лет) и адекватного возрасту сексуального образования в детских учреждениях. Результаты упомянутых стран считаются наилучшими в Европе: возраст дебюта половой жизни в среднем близок к 18 годам (в России - к 15, в других странах Европы показатель колеблется от 15 до 17). Основной принцип сексуального воспитания в Швеции и Нидерландах - свободно говорить детям о сексуальности, начиная с дошкольного возраста. На сегодняшний день в этих странах нет противодействия сексуальному воспитанию от родителей и общественности (Standards for Sexuality Education in Europe, 2010).
Если говорить о сексуальном воспитании в семье, общение на темы сексуальности с детьми дается родителям нелегко, и зачастую даже те из них, кто находит время и силы затеять такой разговор, чувствуют себя неловко (Крукс, Баур, 2005). Согласно данным зарубежных исследований, родители чаще проводили воспитательные беседы о сексе с ребенком старше 8-10 лет и своего пола. Однако данные исследований указывают также на то, что раннее начало полового воспитания значительно облегчает возможность общения с ребенком на темы, связанные с сексом, в дальнейшем (Pluhar, 2008, Wilson, et al, 2010). Российские ученые также высказываются за раннее начало полового воспитания, понимаемого междисциплинарно (Исаев, Каган, 1988).
Опираясь на эти данные, можно говорить о том, что дошкольный возраст является оптимальным для начала сексуального воспитания. Однако каковы принципы эффективного сексуального воспитания для дошкольников? Вопрос о принципах и методах полового воспитания разрабатывался в
работах отечественных ученых (Исаев, Каган, 1988) Принципы полового воспитания таковы: принцип целеустремленности; принцип самовоспитания; «Не навреди»; «Не стыди» - не руководствоваться страхом, стыдом или чувством вины, избегать эмоционального заражения; предлагать положительные образцы поведения; принцип индивидуального подхода.
Крайне важно, чтобы предлагаемые форма и содержание сексуального воспитания отвечало актуальным потребностям ребенка и соответствовало его возрасту. Устанавливаются границы интимности ребенка, его необходимо научить тому, что, если он не хочет телесного общения любого рода, то вправе от него отказаться (если оно не включено в необходимое медицинское обследование). Ребенок не должен терпеть объятия или поцелуи посторонних людей, если он не хочет их, или радостно реагировать на объятия, если он занят другой деятельностью, и они ему неприятны. Роль значимых взрослых также и образовательная. Ребенок ждет ясных, полных, но не чересчур подробных ответов на свои вопросы, касающиеся сексуальности. Ребенку полезно, если в подходящей ситуации взрослый, которому он доверяет, будет разговаривать с ним честно, открыто и просто. Подходящей ситуацией может стать совместный просмотр фильма, в котором оказалась эротическая сцена или беременная женщина в вагоне метро, на которую ребенок обратил внимание, или одно из его собственных проявлений сексуальности, в том числе и вопросы, и любопытство, с ней связанное.