ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Л.А. Журавлёва
Кафедра английского языка Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Стремянный переулок, 36, Москва, Россия, 117997
В.А. Сумарокова
Кафедра английского языка Российский государственный торгово-экономический университет ул. Смольная, 36, Москва, Россия, 125993
В работе представлены результаты эмпирического исследования разных типов доверия. Выявлены особенности проявления доверия и недоверия к окружающим людям у студентов, находящихся на разных этапах профессионализации.
Ключевые слова: доверие, профессионализация, типы отношения к людям, личность, молодежь.
Психологи неоднократно рассматривали проблемы общения [8; 12; 15; 18] и доверия [1; 7; 9; 16]. Чувство доверия и недоверия являются фундаментальными чувствами, которые определяют дальнейшее развитие всех других видов отношений личности к миру, себе и другим людям. Доверие исследуется в сфере деловых и бытовых отношений у разных групп населения — избирателей, предпринимателей, студентов и т.д. [3; 6; 10; 14; 17]. Системный подход учитывает каждое свойство личности как целостное образование [3; 11; 13]. В рамках системного подхода было выполнено наше исследование.
Следует отметить междисциплинарный характер изучения представленных проблем [2; 4]. Исследования феномена доверия ведутся в различных отраслях науки. Особый интерес вызывает политологический аспект его изучения, в частности специально разрабатывается направление исследований доверия личности и группы к тем или иным политическим лидерам и власти в целом. Широкое распространение также получили исследования доверия в международных отношениях и др. По терминологии А.Л. Журавлёва, здесь вполне уместно говорить о «внешнепсихологической междисциплинарности» [4]. В последнее время развивается комплексное направление исследований доверия, включающее разные отрасли психологической науки: психология личности, социальная и дифференциальная психология, экономическая и организационная психология и т.д., в том числе важно отметить и изучение доверия в контексте проблемы общительности — по терминологии А.Л. Журавлёва, это есть «внутрипсихологическая междисциплинарность» [4].
В настоящей работе рассмотрим особенности доверия и недоверия у студентов. В исследовании принимали участие студенты московских вузов (353 человека)
в возрасте от 17 до 27 лет. Из них 119 мужчин (33,7%) и 234 женщины (66,3%). Для диагностики использовался опросник межличностного доверия П. Левицки, М. Стивенсона, Б. Банкера.
На наш взгляд, наиболее адекватным является следующее понимание феномена доверия (или недоверия): преднамеренное решение передачи (либо умалчивания) личностной информации, т.е. мыслей, чувств, переживаний, произвольным образом и в условиях позитивных (негативных) взаимоотношений с партнером при дальнейшем неопределенном ходе событий для определения своих последующих действий.
В работе была выявлена положительная связь между психологическими типами доверия личности по расчету и доверия по тождеству (р < 0,001). Студенты, предпочитающие в жизни доверять тем людям, ценностно-потребностная и мировоззренческая направленность которых будут сходными с их взглядами и убеждениями, в то же время проявляют больше доверие к людям по расчету, т.е. строят доверительные отношения с теми людьми, которым по той ли иной причине это является выгодным. Выявлена положительная корреляция и между психологическими типами доверия по знанию и доверия по тождеству (р < 0,001). Студентам, которые проявляют к окружающим доверие, обусловленное прошлым положительным опытом взаимодействия с ними, присуще и доверие к окружающим по тождеству ценностных ориентаций, взглядов, мировоззрения. Обнаружена положительная связь между психологическими типами доверия по расчету и доверия по знанию (р < 0,001). Для молодежи, стремящейся доверять тем людям, которые ранее их не подводили, сдерживали обещания, выполняли обязательства, характерно и проявление доверия к личности по расчету; таким образом, они основываются на убежденности в том, что их доверие к другому человеку вполне оправданно и, соответственно, будет выгодным для обеих сторон.
Было выявлено, что психологические типы недоверия по тождеству и по расчету положительно связаны между собой (р < 0,001). Респонденты, проявляющие недоверие к человеку на основе тождества поступков в идентичных ситуациях, склонны и к проявлению недоверия по расчету в пользу собственных интересов, т.е. недоверия к другому человеку, которого трудно понять и тем более тяжело предсказывать, как тот поступит в тех или иных обстоятельствах. Было обнаружено, что существует корреляционная связь между психологическими типами недоверия по знанию и по расчету. Молодежь не склонна доверять людям, которые в прошлом их подводили, они не выказывают доверие к тем, кто нарушал обещания либо не сдерживал данное слово, в силу того, что в перспективе взаимоотношений не видят возможности получить пользу личного характера. Также была обнаружена положительная связь между психологическими типами недоверия по тождеству и по знанию. Учащиеся, не проявляющие доверия людям на том основании, что не представляют, как бы те поступили в том или другом случае, выказывают недоверие и к тем, кто подводил их в прошлом.
В исследовании обнаружена положительная связь между психологическим типом доверия по расчету и типом недоверия по расчету (р < 0,001). Респондентам, доверяющим по расчету, чаще свойственно и недоверие по расчету.
Данные исследования показывают, что психологический тип недоверия по расчету положительно коррелирует с общим высоким уровнем доверия (р < 0,001). Молодые люди с высоким уровнем доверия к другим в своем окружении, в редких случаях могут проявлять к кому-то недоверие, если же они не доверяют, то, скорее всего, по расчету. Таким образом, учащиеся, которые стремятся иметь в основном доверительные отношения с людьми, в отдельных случаях выказывают недоверие к другим именно по расчету.
Результаты исследования выявили, что существует положительная связь между общим высоким уровнем недоверия личности и типом доверия по расчету (р < 0,05). Респондентам с высоким уровнем недоверия окружающим в редких случаях присущ тип доверия по расчету.
Были обнаружены корреляции между психологическим типом недоверия личности по расчету и психологическим типом доверия по знанию (р < 0,01). Респондентам, не склонным доверять окружающим по расчету, чаще присущ тип доверия по знанию. Для респондентов, не доверяющих окружению преимущественно по расчету, так как, по их прогнозам, они не смогут ожидать какой-либо выгоды в результате взаимодействия, характерно проявление доверительных отношений с людьми, исходя из прошлого позитивного опыта взаимодействия с ними.
Данные исследования также подтверждают, что психологический тип недоверия по расчету положительно связан с психологическим типом доверия по тождеству (р < 0,05). Для респондентов, не склонных доверять другим по расчету, характерно доверие по тождеству. Для учащихся, проявляющих недоверие к окружению, поскольку они предполагают, что доверие не будет оправданно, характерно также и проявление доверительных отношений с теми, кто имеет схожие установки и взгляды.
Анализ результатов исследования показал, что студенты как единая социальная группа обнаруживают тенденцию к проявлению всех трех изучавшихся нами психологических типов доверия в процессе взаимодействия (табл.).
Таблица
Выраженность психологических типов доверия (недоверия) личности
Психологический тип доверия (недоверия) Общая выборка Мужчины Женщины
М 5 % М 5 М 5
Доверие по расчету 3,56 0,55 4,70 3,54 0,61 3,57 0,52
Доверие по знанию 4,07 0,47 52,14 4,01 0,41 4,11 0,51
Доверие по тождеству 3,84 0,64 24,79 3,77 0,63 3,88 0,64
Общий уровень доверия 3,82 0,48 — 3,8 0,41 3,84 0,52
Недоверие по расчету 2,83 0,62 28,25 2,69 0,59 3,31 6,38
Недоверие по знанию 2,99 0,6 52,26 2,94 0,58 3,01 0,61
Недоверие по тождеству 2,28 0,77 5,93 2,22 0,74 2,32 0,81
Общий уровень недоверия 2,71 0,55 — 2,62 0,74 2,74 0,56
В целом, в мужской и женской выборке доминирует недоверие, основанное на знании, т.е. респонденты проявляют недоверие к человеку на основании прошлого опыта общения с ним.
Приведенные в таблице данные показывают, что наиболее распространенным как в мужской, так и в женской выборке оказывается тип доверия к окружающим, основанный на знании. Именно данный тип становится ведущим для 52,14% учащейся молодежи. Вторым по частоте проявления оказывается тип доверия, основанный на тождестве, который становится доминирующим для 24,79% студентов. Наиболее редко встречается тип доверия, основанный на расчете, именно он преобладает у 4,70% учащихся вузов. Для 18,37% опрошенных респондентов характерным явилось преобладание двух типов доверия. Наиболее распространенным среди опрошенных студентов явился тип недоверия, основанный на знании (52,26%). Вторым по выраженности можно назвать тип недоверия, основанный на расчете (28,25%), и последним — тип недоверия, основанный на тождестве (5,93%). Для 13,56% учащейся молодежи доминирующими являются какие-либо два изучавшихся типа недоверия.
Сравнительный анализ выраженности типов доверия в мужской и женской выборках, полученный с помощью ¿-критерия Стьюдента, выявил ряд особенностей. В женской выборке преобладающим оказался тип доверия, основанный на знании о человеке (р < 0,08). Иначе говоря, женщины в большей степени склонны доверять своему окружению, когда доверие базируется на знании, на прошлом опыте взаимодействия.
Доверие, основанное на тождестве, также более распространено в женской выборке, чем в мужской, хотя полученные различия оказываются на более низком уровне значимости (р < 0,13). Таким образом, женщины в большей степени, чем мужчины, проявляют тенденцию доверять людям вследствие схожести убеждений, установок, идентичности мировоззрения, так как они ощущают себя похожими на тех, кому склонны доверять.
Что касается выраженности типа доверия, основанного на расчете, то в нашем исследовании не были обнаружены достоверные различия между мужчинами и женщинами.
Сравнительный анализ выявил тот факт, что женщины по сравнению с мужчинами характеризуются более высоким общим уровнем недоверия к людям (р < 0,05). Другими словами, женщины проявляют недоверие к тем окружающим их людям, о которых у них сложилось мнение как о ненадежных партнерах, не способных оправдать доверие в отношениях.
В женской выборке наиболее часто встречается тип недоверия, основанный на расчете (р < 0,01). Из этого следует, что женщины в отличие от мужчин в большей степени не намерены доверять людям, в отношениях с которыми они не видят никакой пользы личного характера.
Итак, можно констатировать, что полученные в исследовании данные свидетельствуют о значимой роли фактора пола в выраженности того или иного психологического типа доверия или недоверия личности окружающим людям.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия. — М.: Флинта; Наука,
2006. [Antonenko I.V. Socialno-psihologicheskaya consepsia doveria. — M.: Flinta; Nayka,
2006.]
[2] Журавлёв А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. [Zuravlev A.L. Aktyalnie problemy socialno-orientirovannih otrasley psihologiy. — M.: Izd-vo Instituta psihologiy RAN, 2011.]
[3] Журавлёв А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. — 1988. — Т. 9. — № 6. — С. 53—64. [Zuravlev A.L. Rol sistemnogo podhoda v issledovanii psihologii trudovogo kollektiva // Psikhologicheskiy dgur-nal. — 1988. — Т. 9. — № 6. — S. 53—64.]
[4] Журавлёв А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. — 2002. — № 6. — С. 83—88. [Zuravlev A.L. Specifika mejdisciplinarnih is-sledovaniy v psihologiy // Psikhologicheskiy jurnal. — 2002. — Т. 23. — № 6. — S. 83—88.]
[5] Журавлёв А.Л., Позняков В.П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2004. — Т. 1. — № 3. — С. 46—64. [Zuravlev A.L., Pozniakov V.P. Economicheskaya psihologia: teoreticheskie problemi i napravleya empiricheskih issledovaniy // Psikhologia. Jurnal visshey shkoli ekonomiki. — 2004. — T. 1. — № 3. — S. 46—64.]
[6] Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 2008. [Zuravlev A.L., Sosnin V.A., Krasnikov M.A. Socialnaya psihologia: Uchebnoe posobie dla studentov vuzov. — M., 2008.]
[7] Журавлёва Л.А Гендерные различия типов доверия личности к окружающим // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). — 2009. — № 8. — С. 172—176. [Zuravleva L.A. Genderniy raslichia tipov doveria lichnosty k okrudzaushim // Vestnic Rossiyscogo gosudurstvennogo torgovo-economichescogo uni-versiteta (RGTEU). — 2009. — № 8. — S. 172—176.]
[8] Журавлёва Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2004. [Zuravleva L.A. Svyaz obshitelnosty i doveria k ludiam: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2004.]
[9] Журавлёва Л.А., Сумарокова В.А. Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 3. — С. 244—251. [Zuravleva L.A., Sumarokova V.A. Tipy doveria i otnoshenie studentov k okrudzaushim na raznih etapakh professionalisaziy // Znanie. Ponimanie. Umenie. — 2012. — № 3. — S. 244—251.]
[10] Журавлёва Л.А., Сумарокова В.А. Исследование типов доверия и отношения личности к людям // Ученые записки ИМЭИ. — 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 87—97. [Zuravleva L.A., Sumarokova V.A. Issledovanie tipov doveria i otnoshenia lichnosty k ludiam // Ucheniy zapisky IMET. — 2012. — Т. 2. — № 1. — S. 87—97.]
[11] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—67. [Krupnov A.I. Sistemno-disposicionny podhod k izucheniu lichnosty I ee svoistv // Vestnik RUDN. Seria "Psikhologia i pedagogika". — 2006. — № 1. — S. 63—73.]
[12] Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1. — № 5. — С. 26—42. [Lomov B.F. Osobennosti poznavatelnih processov v usloviah obshenia // Psikhologicheskiy jurnal. — 1980. — Т. 1. — № 5. — S. 26—42.]
[13] Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 4. — С. 19—33. [Lomov B.F. Sistemniy podhod i problema determinizma psikhologiy // Psikhologicheskiy jurnal. — 1989. — Т. 10. — № 4. — S. 19—33.]
[14] Психология адаптации и социальная среда / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлёв. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007. [Psikhologia adaptatsiy i sozialnaya sreda / Otv. red. L.G. Dikaya., A.L. Zuravlev. — M.: Izd-vo Instituta psichologiy RAN, 2007.]
[15] СафоновВ.С. Особенности доверительного общения: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1978. [Safonov V.S. Osobennosti doveritelnogo obshenia: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 1978.]
[16] Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: Диса ... докт. психол. наук. — Ростов н/Д, 1998. [Skripkina T.P. Doverie kak socialno-psikhologicheskoe yavlenie: Diss. ... dokt. psikhol. nauk. — Rostov n/D, 1998.]
[17] Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.В. Шорохова. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. [Socialno-psikhologicheskie issledovania rukovodstva i predprinimatelstva / Otv.red. A.L. Zuravlev, E.V. Shorohova. — M.: Izd-vo Instituta psikhologiy RAN, 1999.]
[18] Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлёв. — М.: ПЭР СЭ, 2002. [Sozialnaya psichologia: Uchebnoe posobie dlya vusov / Otv. red. A.L. Zuravlev. — M.: PER SE, 2002.]
PECULIARITIES OF TRUST AND DISTRUST IN STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS OF ECONOMICS
L.A. Jouravleva
Chair of the English Language G.V. Plekhanov Russian Economic University
Stremenniy pereulok, 36, Moscow, Russia, 117997
V.A. Sumarokova
Chair of the English Language Russian State Trade and Economic University Smolnaya str., 36, Moscow, Russia, 125993
The present study introduces the results of the empiric research of different types of trust. It also reveals some peculiarities of the manifestation of trust and distrust towards people in students at various stages of their professional growth.
Key words: trust, professional growth, types of attitude to people, personality, youth.