SCIENCE TIME
ОСОБЕННОСТИ ДОХОДНОГО ПОДХОДА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Р;У 1
Величко Наталья Юрьевна, Утыра Оксана Станиславовна, Международный инновационный университет, г. Сочи
E-mail: [email protected]
Аннотация. На российском страховом рынке в последние годы возрастает потребность в оценке стоимости страховых компаний. Однако в современной теории оценки бизнеса нет устоявшихся методик, адекватных особенностям страховой организации. В данной статье рассмотрен доходный подход к оценке стоимости предприятия, выявлены их основные достоинства и недостатки с учетом специфики страхового бизнеса.
Ключевые слова: страхование, оценка стоимости бизнеса, анализ, денежный поток, доходный подход.
На российском страховом рынке в последние годы возрастает потребность в оценке стоимости страховых компаний. Это связано с тем, что, с одной стороны, появились потенциальные покупатели этого бизнеса в лице крупных российских и иностранных инвесторов, создающих финансовые группы. С другой стороны, есть немало собственников, готовых его продать из-за ужесточения государственного регулирования, повышения конкуренции и необходимости масштабных инвестиций.
В настоящее время применение сравнительного подхода при оценке стоимости российских страховых организаций не используется из-за отсутствия доступной информации по сделкам купли-продажи, их пакетов акций или долей, так как акции страховщиков, зарегистрированных в форме ОАО, не котируются на фондовом рынке. Метод мультипликатора не может быть использован из-за отсутствия в России единых отраслевых мультипликаторов. Поэтому реальная оценка страховщика может быть проведена только с помощью методов затратного и доходного подходов [1].
Одним из наиболее актуальных, на наш взгляд, подходов к оценке стоимости страховой компании является доходный подход. Доходный подход состоит в определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. В
общем виде доход любой страховой организации состоит из трех элементов: сумма страховых премий, инвестиционный доход и прочие доходы. Для расчета стоимости бизнеса необходимо построить прогнозный денежный поток, учитывая особенности финансов страховщика, он будет выглядеть примерно следующим образом (табл.1).
Таблица 1
Прогнозный денежный поток
+ Чистая прибыль t периода
+ Амортизационные отчисления
- Увеличение собственного оборотного капитала t периода
- Капитальные вложения t периода
+ Увеличение суммы долгосрочной кредиторской задолженности t периода
+ Увеличение чистых страховых резервов t периода.
Следовательно, на размер денежного потока страховой компании оказывают влияние: уровень прибыли и чистых капиталовложений, изменение величины чистых страховых резервов и изменение величины собственного оборотного капитала. А они в свою очередь изменяются под влиянием более мелких факторов, таких убыточность страхового портфеля, поступление страховых премий, инвестиционный доход и т.п. Такое построение денежного потока учитывает реальное движение денежных средств [2, с.50].
Определение денежных потоков всего прогнозного периода является шагом, после которого, доходный подход для оценки страховой компании практически не отличается от оценки производственных предприятий и может быть проведен без особых сложностей [3, с.105].
Следующим этапом проведения оценки доходным подходом является дисконтирование полученного прогнозного и постпрогнозного денежного потока на дату оценки. Для этого необходимо определить ставку дисконтирования для оцениваемого предприятия [4, с.28].
Как отмечают в своем исследовании Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., чаще всего в качестве ставки дисконтирования принимается средневзвешенная стоимость капитала (WACC - weighted average cost of capital). Рассматриваемая ставка учитывает стоимость акционерного (собственного) капитала и стоимость заемных средств компании. Это является наиболее объективным методом определения ставки дисконтирования. Но следует обратить внимание на то, что применение метода WACC для расчета ставки дисконтирования для страховой компании будет иметь свои особенности. Как уже отмечалось выше,
SCIENCE TIME
особенностью пассива страховой организации являются страховые резервы. Их отличительной чертой является то, что их невозможно однозначно отнести ни к заёмному, ни к собственному капиталу [5, с.259]. В данном случае можно, как и в затратном подходе, использовать величину уровня выплат. Страховые резервы, соответствующие уровню выплат будут относиться к заемному капиталу, оставшиеся резервы к собственному капиталу компании.
Формула для расчета показателя средневзвешенной стоимости капитала выглядит так [6, с.389]:
где: К - выраженная в процентах стоимость собственного капитала; Ws - выраженная в процентах доля собственного капитала в общей валюте баланса;
Ы - выраженная в процентах стоимость заемного капитала;
Wd - выраженная в процентах доля заемного капитала в общей валюте
Т - выраженная в процентах ставка налога на прибыль.
Для компании, акции которой торгуются на бирже, расчет стоимости собственного капитала (Кб) производится по методу САРМ. В основе модели оценки капитальных активов (САРМ) лежит анализ массивов информации фондового рынка, т.е. информации об изменении доходности акций, свободно обращающихся на фондовом рынке. В соответствии с моделью оценки капитальных активов стоимость собственного капитала организации определяется по формуле [7, с.183]:
где: - безрисковая ставка дохода (ставка доходности по государственным ценным бумагам);
Яш - среднерыночная доходность на рынке ценных бумаг (прирост биржевого индекса);
В - коэффициент бета (является риском акций определенной организации, показывает, как реагирует курс ценных бумаг на рынок). Формула для расчета бета-коэффициента [7, с.184]:
WACC = Ks * Ws + Kd * Wd * (l - T),
баланса;
САРМ = Rf + В*( Rm - Rf ),
В = 0,8 / [1+ (1-Т)*ЗК/СК],
где: Т - ставка налога на прибыль, выраженная в процентах;
SCIENCE TIME
СК - выраженная в процентах доля собственного капитала в общей валюте баланса;
ЗК - выраженная в процентах доля заемного капитала в общей валюте баланса.
Для определения стоимости компании помимо рассчитанных денежных потоков в прогнозные годы следует также рассчитать стоимость организации в постпрогнозном периоде. Рассчитывать стоимость постпрогнозного периода можно несколькими методами. Выбор метода зависит от предполагаемых изменений, которые могут наступить в постпрогнозный период [8].
Для расчета стоимости в постпрогнозном периоде наиболее часто используется модель Гордона. Она заключается в капитализации годового дохода постпрогнозного периода при помощи коэффициента капитализации, который рассчитан, как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста. Модель Гордона предполагает, что доходы в постпрогнозных периодах будут стабильны, а величина капиталовложений и износа будут равны.
Формула, по которой производится расчет по модели Гордона, выглядит следующим образом [9, с.192]:
где: V* - стоимость бизнеса на начало постпрогнозного периода; КСБ^) - прогноз чистого денежного потока за первый год постпрогнозного периода;
г — ставка дисконтирования;
g — ожидаемые темпы роста денежного потока в постпрогнозном периоде.
В результате, стоимость страховой компании находится по формуле [9, с.193]:
Таким образом, при оценке стоимости страховой организации в современных условиях объективнее всего использовать доходный подход. Для получения адекватных результатов при проведении оценки необходимо применять все существующие подходы к оценке с учетом специфики страхового дела. Скорый выход страхового рынка из кризисного состояния вызовет новый рост страховых премий, размеры страховых компаний будут увеличиваться. Это должно привести к росту интереса инвесторов к страховым организациям, что вызовет необходимость развития и модернизации методов оценки стоимости страховых компаний.
V* = NCF(t+i) / (r-g),
V = X NCFt / (1+ r)t + V*
Литература:
1. Карпова, Е.Д. Особенности оценки стоимости страховой компании // Материалы международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2010 г., Пермь
2. Величко, Н.Ю., Осадчая, Н.М. Методы оптимизации рисков в страховании // Управление и экономика в XXI веке. - 2014. - №2. - С.49-53.
3. Ступичева, Я.Г, Вершинина, О.Г. Влияние активов на ликвидационную стоимость страховой компании при оценке бизнеса // «Экономический журнал». - 2011 год. - № 24. - С.58-66 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-aktivov-na-likvidatsionnuyu-stoimost-strazovoy-kompanii-pri-otsenke-biznesa
4. Финогенова, Ю. Ю. Роль страхового риск-менеджмента в системе финансов персонального инвестора / Ю. Ю. Финогенова // Финансы. - 2012. - N 1. - С.49-53.
5. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 560с.
6. Бусов, В.И., Землянский, О. А., Поляков А.П. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - М.: Юрайт, 2010 - 432 с.
7. Лобушин, Н.П. Анализ финансового состояния организации. - М.: Эксмо, 2007 - 256 с.
8. Мельников, Д. Индекс активности страхового рынка России в декабре достиг минимума [Электронный ресурс]. — URL: http://www.theinsurer.net/news/russia/ item/976-indeks-aktivnosti-strakhovogo
9. Ахвледиани, Ю. Т. Развитие страхового рынка в условиях инновационной экономики / Ю. Т. Ахвледиани // Вестник Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова. - 2012. - № 4. - С.63-68.