крайней мере, 2 раза в неделю, тогда в бухгалтерии не будут накапливаться непроверенные документы( в четверг- за понедельник, вторник, в среду и понедельник - за оставшиеся дни недели). При таком варианте документооборота в системе управленческого учета информация за первые три дня недели появится уже в пятницу утром, что вполне реально.
Второй - состоит в полной автоматизации учетного процесса с использованием электронных сетей, что предполагает формирование товарных и кассовых отчетов непосредственно в магазинах и торговых точках с передачей информации в центральный офис, так и формирование системы штрихового кодирования, позволяющий вести количественный учет товаропотока.
Этап № 3. Организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту. С вводом в действие системы управленческого учета появляется возможность планировать затраты и доходы центров ответственности и, как следствие, разрабатывать ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей от плановых, устанавливать их причины.
Одна из основных задач сегментарной отчетности - предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.
Разработка бюджетов и смет ведется бухгалтером аналитиком в непосредственном контакте с директорами отделов с использованием таких приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование.
В системе сегментарного учета формируются бюджеты и сметы по всем направлениям хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия. Бюджеты и отчеты об их использовании составляются по местам возникновения затрат в разрезе центров ответственности.
Практическая значимость данной статьи определяется тем, что изложенные в ней положения и выводы углубляют представление о сегментарной отчетности предприятия в рамках современной теории бухгалтерского учета и отчетности.
ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОКУПКЕ В КРЕДИТ И ПРИ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКЕ
Е.Е. МАРЧЕНКОВА, асп. МГУЛа
Перед руководителями лесозаготовительных предприятий встает вопрос сокращения издержек на выплату налогов и повышение прибыли предприятий. С целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности может применяться экономико-правовой анализ хозяйственных договоров с использованием метода замены договорных отношений, но не всегда этот метод выгоден для предприятия. Руководителю необходимо знать, в каком случае его целесообразнее всего использовать. Для этого необходим детальный эко-
номический анализ определения эффективности его использования.
Лесозаготовительные предприятия, как и многие другие должны решить проблемы обновления основных средств. Большинство из них не имеют достаточного количества собственных денежных средств на приобретение техники и предприятия берут кредиты в банках. Но всегда ли это выгодно для предприятия - покупать оборудование в кредит.
Существует еще одна форма приобретения необходимого оборудования - ли-
зинг. Лизинговая сделка предоставляет выгоду для предприятия-лизингополучателя. Он решает проблему приобретения, финансирования и использования оборудования без мобилизации крупных финансовых ресурсов и без привлечения кредитов, что позволяет сохранить соотношение заемных и собственных средств без риска нарушения финансовой устойчивости предприятия. Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, произведенной лизингополучателем, что позволяет значительно снизить налоговые издержки и в целом налоговую нагрузку на предприятие.
С учетом вышеизложенного, можно указать на преимущества лизингового механизма: во-первых, он дешевле, чем банковский кредит; во-вторых, он более гибкий, по сравнению с обычным кредитом. Кроме того, не каждое предприятие может получить банковский кредит на срок более одного года.
Существует множество факторов, которые нужно учитывать при выборе между заключением договора лизинга и договором покупки в кредит. Для принятия окончательного решения необходимо провести экономико-правовой анализ заключаемых договоров и составить сравнительный анализ совершаемой сделки, на основании которого предприятие принимает решение о выборе формы договорных отношений.
На практике метод замены договорных отношений нашел применение в ЗАО «Торопалес», которое имело намерение приобрести технологическую линию по производству паркета для расширения своей деятельности. Предприятие не располагало собственными средствами для покупки технологической линии. Банк готов был предоставить коммерческий кредит, но на срок не более одного года.
Проведенный экономико-правовой анализ заключаемой сделки показал, что для предприятия более выгодно заключение договора лизинга с лизинговой компанией о приобретении оборудования, чем получение банковского кредита для покупки.
Сопоставим два варианта расчета, проведенных на предприятии.
Стоимость линии - 4 200 тыс. руб. Нормативный срок службы - 10 лет. Сумма годовых амортизационных отчислений при линейном способе начисления амортизации - 420 тыс. руб.
Кредитный договор с банком заключается на 1 год, сумма кредита - 4 200 тыс. руб., процентная ставка банка - 24 % годовых. Всего к выплате по окончанию года подлежит - 5 208 тыс. руб.
С лизинговой компанией предприятие заключит договор сроком на 5 лет, и по условиям договора общая сумма лизинговых платежей (в нее вошли инвестиционные затраты и вознаграждение лизингодателя) составит за этот же срок 5 208 тыс. руб.
По договору лизинга предприятие-лизингодатель имеет право использовать механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3. Ставка налога на прибыль 24%. Ставка налога на имущество - 2 %, согласно ст.2 Закона РФ от 13.12.91г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» для целей налогообложения принимается остаточная стоимость основных средств.
Налог на добавленную стоимость в расчет не принимался, поскольку суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретение основных средств производственного назначения, в полном объеме принимаются к возмещению в момент ввода этих средств в эксплуатацию. Поэтому в данном случае уплата этого налога не окажет влияния на общий размер налоговых платежей. Также не окажет влияние на расчет налог на пользователей автодорог.
После введения производственной линии в эксплуатацию предполагаемый объем произведенной на ней и реализованной продукции (объем продаж) должен составить (в обоих рассматриваемых вариантах) 6 300 тыс. руб., затраты предприятия по выпуску этой продукции, включаемые в себестоимость, помимо амортизации (стоимость сырья и материалов, расходы на тепло- и электроэнергию, заработную плату и т.д.) -3 750 тыс. руб.
На основании имеющихся данных и в соответствии с действующим законодатель-
ством предприятие определило сумму налоговых платежей, которые ему предстояло бы уплатить при использовании установленной технологической линии по производству паркета в течении 5 лет (по сроку использовании лизингового договора) в том и другом варианте.
По условиям договора лизинга имущество находится на балансе лизингополучателя, в соответствии с п.9. Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв.Приказом Минфина России от 17.02.97г. № 15, начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». Начисление амортизационных отчислений отражается по дебету счетов учета издержек
производства (обращения) в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Арендованные основные средства». Данные расчетов сведем в табли-ДУ-
Данные, приведенные в таблице, показывают, что за счет заключения договора лизинга вместо договора покупки за счет банковского кредита, общий объем налоговых издержек на предприятие за 5-летний срок сократится на 12 %.
Кроме того, значительно сокращается срок полной амортизации приобретенной технологической линии. Следовательно, у предприятия появляется возможность заменить купленное оборудование за счет амортизационных отчислений на более современное и производительное не через 10, а через 4-5 лет, что соответствует сегодняшним требованиям, предъявляемым научно-техническим прогрессом.
Таблица
Расчет экономической эффективности снижения издержек от применения метода
замены договорных отношений тыс. руб.
Показатели Договор покупки в кредит Договор лизинга
1 ГОД 2 год 3 год 4 год 5 год 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Объем продаж 6 300 6 300 6 300 6 300 6 300 6 300 6 300 6 300 6 300 6 300
Амортизационные отчисления 420 420 420 420 420 1 260 1 260 1 260 420 -
Лизинговые платежи - - - - - 1 041 1 041 1 041 1 041 1 041
Прочие затраты (сырье, заработная плата и т.д.) 3 750 3 750 3 750 3 750 3 750 3 750 3 750 3 750 3 750 3 750
Полная себестоимость (амортизационные отчисления и прочие затраты) 4 170 4 170 4 170 4 170 4 170 5 010 5 010 5 010 4 170 2 550
Остаточная стоимость имущества 4 200 3 780 3 360 2 940 2 520 4 200 2 940 1 680 420 0
Налог на имущество 84 76 67 59 50 84 59 34 8 0
Балансовая прибыль 2 046 2 054 2 063 2 071 2 080 1 206 1 231 1 256 2 122 3 750
Налог на прибыль 491 493 495 497 499 289 295 301 509 900
Всего налогов 575 569 562 556 549 373 354 335 517 900
Итого налогов за 5 лет 2 811 2 479
Вместе с этим, предприятию по договору покупки в кредит необходимо будет выплатить 5 208 тыс. руб. уже через год после того, как оборудование будет приобретено, установлено и начнет приносить доход, то во втором - срок выплаты той же суммы составит 5 лет, при этом, во-первых, отвлечение оборотных средств будет намного меньшим, а во-вторых, приведенная стоимость одной и той же сумма платежа (рассчитанная с учетом действующей про-
центной ставки) через 5 лет будет существенно меньшей, чем по истечению 1 года.
Таким образом, использование лизинга при инвестиции в основные средства позволит предприятию, во-первых, сократить налоговую нагрузку на предприятие, а во-вторых, существенно расширить возможность маневра финансовыми средствами.
Литература
Маринин И.В. Налоговый анализ // Консультант-2000,- № 12.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
М.А. МЕНЬШИКОВА, доц. каф. бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, к.э.н.
На долю основных производственных фондов ЛПК на начало 2001 г. приходилось 2,6 % от общей стоимости основных фондов промышленности Российской Федерации.
За период с 1990 по 2000 гг стоимость основных производственных фондов ЛПК сократилась примерно на 40,0 %. В ее составе на долю лесозаготовительной отрасли приходится 2,2 %; деревообрабатывающей - 30,0 %; целлюлозно-бумажной - 46,8 %; прочих - 21,0 %.
Предприятия отрасли находятся в сложных условиях, когда при довольно изношенном в целом оборудовании, нужно организовать его использование с наивысшей отдачей. Для эффективного решения управленческих задач важное значение имеет получение достоверной бухгалтерской информации.
Аудиторская деятельность в России получила новый этап развития в связи с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от
07.08.2001 года.
Многие предприятия отрасли подлежат обязательному аудиту. Некоторые предприятия ЛПК проводят инициативный, управленческий или налоговый аудит.
В программе комплексной аудиторской проверки, как правило, существенное значение отводится аудиту основных средств.
Целью аудита основных средств является подтверждение достоверности отражения в бухгалтерской финансовой отчетности: стоимости основных средств, начисления амортизации, операций по поступлению и выбытию объектов основных средств.
В ходе подготовительного этапа проверки рекомендуется провести тестирование, которое позволяет познакомиться с организацией учета основных средств на конкретном предприятии лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности.
Алгоритм процесса проверки учета основных средств можно представить в следующей последовательности:
проверка тождественности данных аналитического и синтетического учета;
аудит формирования стоимости объектов основных средств;
проверка правильности переоценки объектов основных средств;
проверка правильности начисления амортизационных отчислений по объектам