Научная статья на тему 'Особенности дистрибуции и продвижения музыкального контента в современной России'

Особенности дистрибуции и продвижения музыкального контента в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная индустрия / дистрибуция / музыкальный стриминг / музыкальный лейбл / music industry / distribution / music streaming / music label.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуськов Андрей Александрович

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями конъюнктуры российской экономики под влиянием кризиса, которые коснулись всех её отраслей, в том числе и в части музыкального бизнеса. Целью исследования является изучение перспектив музыкального рынка России в условиях ухода крупных мировых звукозаписывающих компаний, дистрибьюторов и цифровых музыкальных площадок. В статье рассмотрены основы дистрибуции музыкального контента, а также способы медийного продвижения артистов, сформировавшиеся в процессе трансформации национального рынка. Также в статье затронут аспект экспансии VK на музыкальном рынке и становлении его как национального мейджор-лейбла, определены преимущества компании перед конкурентами, а также сформированы предположения относительно перспектив дальнейшего развития музыкального бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of distribution and promotion of music content in modern Russia

The relevance of this article is related to the changes in the Russian economy under the influence of the crisis, which have affected all of its industries, including the music business. The purpose of the study is to explore the prospects of the Russian music market in the face of the departure of the world’s major record companies, distributors and digital music platforms. The article deals with the fundamentals of music content distribution, as well as the ways of media promotion of artists, formed in the process of national market transformation. The article also touches on the aspect of VK’s expansion on the music market and its becoming a national major label, identifies its advantages over its competitors, and makes assumptions about the prospects of further development of the music business in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности дистрибуции и продвижения музыкального контента в современной России»

Гуськов Андрей Александрович

обучающийся магистратуры, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]

Особенности дистрибуции и продвижения музыкального контента в современной России

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями конъюнктуры российской экономики под влиянием кризиса, которые коснулись всех её отраслей, в том числе и в части музыкального бизнеса. Целью исследования является изучение перспектив музыкального рынка России в условиях ухода крупных мировых звукозаписывающих компаний, дистрибьюторов и цифровых музыкальных площадок. В статье рассмотрены основы дистрибуции музыкального контента, а также способы медийного продвижения артистов, сформировавшиеся в процессе трансформации национального рынка. Также в статье затронут аспект экспансии VK на музыкальном рынке и становлении его как национального мейджор-лейбла, определены преимущества компании перед конкурентами, а также сформированы предположения относительно перспектив дальнейшего развития музыкального бизнеса в России.

Ключевые слова: музыкальная индустрия, дистрибуция, музыкальный стриминг, музыкальный лейбл.

Для цитирования: Гуськов А.А. Особенности дистрибуции и продвижения музыкального контента в современной России // Вопросы медиабизнеса. 2022. Т. 1. № 3. С. 12-18. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0160

! Andrey A. Guskov

! Master's Student,

i Faculty of Social Sciences and Mass Communications, i Financial University under the Government of the Russian Federation

| Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 | E-mail: [email protected]

Features of distribution and promotion of music content in modern Russia

The relevance of this article is related to the changes in the Russian economy under the influence of the crisis, which have affected all of its industries, including the music business. The purpose of the study is to explore the prospects of the Russian music market in the face of the departure of the world's major record companies, distributors and digital music platforms. The article deals with the fundamentals of music content distribution, as well as the ways of media promotion of artists, formed in the process of national market transformation. The article also touches on the aspect of VK's expansion on the music market and its becoming a national major label, identifies its advantages over its competitors, and makes assumptions about the prospects of further development of the music business in Russia.

Keywords: music industry, distribution, music streaming, music label. JEL Classification: M31

For citation: Guskov A.A. Features of distribution and promotion of music content in modern Russia. Issues of Media Business, 2022, vol. 1, no. 3, pp. 12-18. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0160

Музыка и музыкальная культура в целом в настоящий момент являются неотъемлемой частью общественной жизни. Как и любая другая форма искусства, она коррелирует с общими социальными, политическими, экономическими и иными условиями, в которых находится общество на том или ином историческом этапе своего развития.

Именно музыку как искусство, выражающее дух времени, понимал Теодор Адорно, немецкий философ, социолог и музыковед. В своём труде «Социология музыки» 1962 г. он позиционирует её как отражение общества, и поэтому для социолога ставится задача научить людей понимать музыку, а посредством неё уже и само общество. Таким образом, общественная проблематика в его учении понимается именно в противоречиях между производством музыки и её восприятием людьми.

При этом Адорно скептически оценивает состояние современной социологии, делая акцент на том, что формулирование фактов на основании подсчётов аудитории недостаточно корректно. В ходе культурного и научно-технического развития музыка стала доступнее, и рост среднего числа слушателей музыки — это закономерная тенденция. Для него важно осмысление так называемой дистанции между обществом и автономной музыкой — музыкой, которая существует исключительно самостоятельно, без привязки к каким-либо прикладным задачам, то есть не выступает аккомпанементом к чему-либо.

Согласно теории Теодора Адорно, музыкальное произведение априори выступает чем-то объективным, и раскрыть его суть можно посредством анализа. Таким образом, он приходит к заключению, что определенные элементы партитур предопределяют реакцию слушателей на всё произведение в целом, и, таким образом, позволяют определить его роль на данном этапе развития общества. При этом немаловажным аспектом остается аспект «публичности» музыки — концерты, туры и иные мероприятия, монетизирующие творчество. Адорно заявляет: «Те музыканты-звезды, которым не доверяют из-за их притязаний на художественный тоталитаризм и из-за их консервативного вкуса, оказываются на своих командных высотах все же лучшими и более квалифицированными музыкантами, чем этого хотелось бы музыкантам просто хорошим» [Адорно, 1999].

Таким образом, музыка — это один из ключевых столпов мировой культуры, который в ходе развития общества не только отражает его ключевые настроения на социальные, политические и иные вопросы, но, как и любая другая сфера искусства, формирует отдельный экономический сектор с потенциалом дальнейшей коммерциализации — музыкальную индустрию.

Музыкальная индустрия — это часть экономики, объединяющая в себе компании, отвечающие за организацию и продвижение музыкальной деятельности. К ней можно отнести студии звукозаписи, музыкальные магазины, лейблы, рекламные и event-агентства, а также музыкальную журналистику.

В последние годы музыкальная индустрия России переживает свой не самый стабильный период. Сначала на ней негативно сказались ограничения, связанные с пандемией, когда музыканты были вынуждены отказаться от привычной концертной деятельности, делая упор на онлайн-перфомансы и стриминг, а затем и социально-политический кризис, который коренным образом изменил российский музыкальный рынок. В первую очередь эти изменения коснулись именно процесса дистрибуции контента.

Дистрибуция — это процесс распространения продукции от производителя к потребителю. Стоит отметить, что глобально дистрибуцию музыки можно разделить на два этапа:

• дистрибуция на музыкальных стриминговых площадках и оффлайн — включает в себя работу по выгрузке релизов на площадки, печать дисков и другие аспекты, связанные непосредственно с выпуском музыки;

• дистрибуция музыки в медиаканалах — включает в себя по большей части процесс продвижения релиза. Оно может быть реализовано как в рамках стриминговых платформ, предлагая артисту возможность попадания в различные редакционные тематические плейлисты, а также на так называемые «витрины» (обложки плейлистов, баннеры и иные встроенные элементы интерфейса сервиса), так и в части иных онлайн и оффлайн активностей. К ним можно отнести выступления на различных ТВ- или интернет-шоу с презентацией релиза, концертные туры, рекламные кампании и многие другие мероприятия.

Далее рассмотрим каждый из аспектов более детально, учитывая изменения в конъюнктуре российского музыкального рынка, произошедшие в 2022 г.

В случае с музыкальной индустрией дистрибуцией исторически считался процесс реализации копий релизов на физических носителях (виниловые пластинки, аудиокассеты и CD-но- 13 сители), однако в эпоху цифровизации это понятие несколько трансформировалось. Теперь же

первостепенным является доход артистов от музыкальных стриминговых платформ, которые агрегируют в своих каталогах композиции со всего мира и предоставляют пользователям доступ к ним по подписочной модели [Алтынов, 2022]. Безусловно, традиционные источники дохода в лице продажи физических копий по-прежнему актуальны, однако сейчас основным способом монетизации своих работ для артистов является лицензирование и передача прав на дистрибуцию стриминговым сервисам.

Первым музыкальным стриминговым сервисом, который популяризовал подобный формат потребления контента, стал Spotify, запущенный в 2006 г. Если раньше получить цифровую копию музыкального релиза можно было либо пиратскими методами, прибегая к торрент-тре-керам. либо приобрести отдельный альбом или композицию в цифровом магазине (например, в iTunes Store), то с приходом нового формата музыка стала доступнее широкому кругу слушателей [Ивлева, 2021]. Позже запустились сервисы и от других игроков: в 2010 г. запустилась Яндекс. Музыка, 2011 г. — Google Play Music, а одним из последних, но далеко не менее важных событий стало открытие в 2015 г. Apple Music.

По данным отчета Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), за 2022 г. суммарные доходы мировой музыкальной индустрии выросли на 9% в сравнении с прошлым годом и составили $26,2 млрд. Главным драйвером этого роста стало увеличение числа платных пользователей музыкальных стриминговых сервисов, которое в конечном счёте превысило 589 млн человек (годом ранее было зафиксировано 523,9 млн платных пользователей) [IFPI Global Music...]. Важно учитывать, что некоторые платформы (например, Spotify) дают возможность потреблять контент и без подписки, но показывая рекламу и некоторым образом ограничивая функционал программы, а значит число реальных пользователей значительно превышает это значение. При этом суммарные доходы от подписок в сравнении с 2021 г. выросли на 10,3% и составили $12,3 млрд.

Если говорить о суммарных доходах, которые включают в себя как доходы от подписок, так и от условно бесплатного потребления с рекламой, то по итогам года глобальные доходы музыкальной индустрии в части стримингов выросли на 11,5% и составили $17,5 млрд.

При этом ключевыми игроками на глобальном рынке по-прежнему выступают: Spotify — с долей рынка около 33%; Apple Music — с долей рынка около 18%; Amazon Music — с долей рынка около 14%; Tencent Music — с долей рынка около 13%; YouTube Music — с долей рынка около 10%.

Российский же рынок до кризиса 2022 г. имел несколько иную структуру. Здесь помимо крупных игроков в лице Apple Music, Spotify и YouTube Music активно развивались и собственные площадки, такие как Яндекс.Музыка, VK Музыка и «Звук» (ранее именовавшийся СберЗвук и Zvooq). Однако ситуация сильно изменилась весной 2022 г., когда Spotify покинул рынок, а Apple Music потерял существенную долю подписчиков ввиду проблем с оплатой подписки. Таким образом, по данным исследования InterMedia, рынок стриминговых музыкальных платформ в России сократился примерно на 30-50% [В 2022 году...]. Это говорит о том, что, несмотря на вариативность отечественных платформ, огромное число людей предпочитали использовать зарубежные сервисы.

Российский рынок был одним из самых быстрорастущих с точки зрения музыкальной дистрибуции и рос из года в год, достигнув своего пика в 2021 г. с объёмом в 9,5 млрд рублей. Однако после ухода зарубежных игроков по итогам 2022 г. его размер составил 5-7 млрд рублей. При этом значительная часть аудитории перешла на отечественные стриминговые площадки: число подписчиков Яндекс.Плюса (в которую входит сервис «Яндекс.Музыка») выросло на 53%, в сервисе «Звук» был замечен прирост на 30%.

Однако важно понимать, что данный рынок зависит не только от доступности сервисов, поскольку возможности музыкальной дистрибуции зависят не только от наличия доступа к площадкам.

С одной стороны, вопросами дистрибуции собственных релизов артист может заниматься самостоятельно. Для этого существует множество сервисов, например, OneRPM, Tunecore или Distrokid, которые позволяют управлять собственным каталогом: выгружать треки на площадки, назначать даты релизов и продвигать их в плейлистах. Однако подобная механика применима в основном для молодых музыкантов, только начинающих свой путь и не имеющих возможности получить финансовую и организационную поддержку от крупных игроков рынка. Артисты более 14 крупной величины, в свою очередь, прибегают к услугам лейблов. Помимо цифровой дистрибуции и в зависимости от формата контракта лейблы берут на себя обязательства по:

• выпуску релиза на физических носителях;

• юридической поддержке артиста;

• организации мероприятий — концертов, автограф-сессий, участия в музыкальных теле- и интернет-шоу, иных перфомансов;

• создании и производству мерча — одежды и иной атрибутики музыканта;

• маркетингу и пиару.

При этом более 70% мирового музыкального рынка контролируются так называемыми мейджор-лейблами — крупными звукозаписывающими компаниями, формируя своего рода олигополию. К их числу относятся такие компании, как Universal Music, Sony Music и Warner Music. Артисты могут работать как непосредственно с самими мейджорами, так и через менее крупные лейблы, которые являются дочерними для них. Таким образом, функции по дистрибуции подавляющей части музыкальных релизов возложена на лейблы, которые являются частью этой олигополистической системы. Именно этот аспект и оказал существенное влияние на изменения в конъюнктуре российского музыкального рынка.

Весной 2022 г. мейджор-лейблы объявили о приостановке своей деятельности на территории Российской Федерации. По неформальным заявлениям некоторых из артистов этих лейблов, работа по действующим контрактам в стране всё же продолжилась, но уже не под эгидой брендов мейджоров. Однако приостановка деятельности сказалась негативно не только на работе с артистами в части их продвижения на внутреннем рынке, но и с точки зрения дистрибуции. Новые музыкальные релизы всех зарубежных артистов, подписанных на мейджор-лейблы, перестали выпускаться на российских площадках. Важно отметить, что к российским площадкам относятся не только VK Музыка, Яндекс.Музыка, МТС Music и иные, но и в том числе, например, российское подразделение Apple Music. Помимо этого, прекратили свою работу и некоторые крупные дистрибьюторы.

Однако, объявив весной об остановке деятельности, мейджоры не давали гарантий, что эти меры временны и что они впоследствии останутся на рынке. Так, уже осенью 2022 г. один из мейджоров в лице Sony Music объявил о продаже собственных активов под локальное управление и полном уходе с рынка. При этом важно отметить, что в сделку не входил ключевой актив лейбла — музыкальный каталог, содержащий композиции международных артистов [Sony Music Fully...]. По этой причине музыкальные релизы под эгидой Sony Music должны быть удалены с российских стриминговых платформ, включая те, которые были выпущены на площадках ещё до приостановки деятельности лейбла в стране.

В свою очередь управление каталогом российских артистов Sony Music перешло под контроль музыкального лейбла Kiss Koala, а непосредственно юридическое лицо ООО «Сони Мью-зик Энтертейнмент» сменило название. Компания перешла под руководство топ-менеджеров бывшего российского подразделения Sony Music [Укрупненная музыкальная фирма...].

Изменения на рынке дали возможность отечественным звукозаписывающим компаниям перераспределять между собой активы. Согласно неназванным источникам на музыкальном рынке, владельцы Kiss Koala имеют отношение к одному из крупных дистрибьюторов S&P Digital. Учитывая, что его команда управляла последние несколько месяцев российским подразделением Warner Music, подобная сделка представляет собой своего рода «слияние мейджор-лейблов», которое при этом носит достаточно косвенный и формальный характер. Говорить о реальном слиянии здесь было бы некорректно, но данный прецедент отражает специфику современного российского рынка после ухода компаний.

Важно понимать, что Sony Music — лишь один из крупнейших игроков на рынке, а учитывая условия достаточно продолжительной социально-политической неопределенности есть основания полагать, что вслед за Sony Music в скором времени российский рынок окончательно покинут и другие мейджоры. Этот шаг будет означать то, что при сопоставимых условиях сделки российские стриминговые платформы потеряют огромную часть своего каталога, что будет побуждать слушателей к пиратству или же искать обходные пути доступа к мировым платформам, используя зарубежные аккаунты в Spotify или Apple Music. При этом одной из главных площадок с пиратским музыкальным контентом была и остается социальная сеть VK, которая несмотря на активное лоббирование собственного сервиса VK Музыка всё еще имеет огромную библиотеку незаконно распространяемых музыкальных композиций, загружаемых пользователями. До запуска собственного стримингового сервиса компания уже сталкивалась с данной проблемой и находилась под риском удаления из магазина приложений AppStore, но переведя распространение музыки в легальное поле, смогла урегулировать данный вопрос. Есть основания полагать, что наводнившие площадку нелегально загруженные песни могут вновь привести компанию к этой проблеме, но в условиях санкционной политики по отношению к российским компаниям есть

вероятность, что компромисс между VK и Apple будет сложнее и может повториться ситуация с полным удалением мобильных приложений банков, попавших под санкции.

В связи с уходом крупных дистрибьюторов и мейджор-лейблов началась трансформация на национальном музыкальном рынке. Одним из первых крупных событий стало формирование Zvonko Group — конгломерата, который объединил в себе ряд крупных локальных лейблов. В результате Zvonko Group стал своего рода «национальным мейджором», объединившим в себе такие звукозаписывающие компании, как Национальное музыкальное издательство, студии «Союз», Soyuz Music, Effective Records и «Первое музыкальное» [Как жить без...].

Однако важно понимать, что с уходом крупных компаний коснулся не только слушателей в части доступа к новым зарубежным релизам, но и российских артистов, которым лейблы предоставляли финансовую и юридическую поддержку, а также организовывали промо-кампании.

Учитывая существенно поредевший рынок звукозаписывающих компаний, свою экспансию на нём начала компания VK. Ранее они уже запустили сервис VK Музыка (до этого известный как BOOM), а также на протяжении нескольких лет была организатором собственного фестиваля VK Fest. Однако потеря поддержки со стороны зарубежных платформ в части продвижения российских исполнителей, а также миграция значительной части пользователей в их музыкальный стриминговый сервис поспособствовали росту потенциала компании в данном направлении. Одним из ключевых шагов, который компания предложила музыкантам, стал формат эксклюзивных релизов.

Эксклюзивы VK Музыки — это формат взаимодействия артиста и стриминговой платформы, при котором артист выпускает свой музыкальный релиз эксклюзивно на платформе VK сроком на 1-2 недели. VK Музыка, в свою очередь, в течение этого периода проводит про-мо-кампании, связанные с выпускаемым альбомом или синглом, активно продвигая его как на собственных диджитал-платформах, так и оффлайн (например, в формате наружной рекламы).

Подобный формат сотрудничества не только позволяет артисту получить качественное про-мо, но и обеспечивает компании приток новых пользователей. Одним из первых крупных результатов кампании стало сотрудничество VK Музыки и лейбла IZBA, под эгидой которого был выпущен альбом «Байполар» популярного на молодой российской сцене рок-исполнителя Три дня дождя. Релиз состоялся 21 октября 2022 г. в VK Музыке с эксклюзивными правами на дистрибуцию в течение двух недель. Таким образом, на остальных музыкальных площадках вышел только 4 ноября. В этот период релиз активно продвигался на странице VK Музыке посредством выпуска интервью и иного контента с участием артиста, а также на «витринах» сервиса — ключевых новостных баннерах платформы. Кроме того, реклама релиза транслировалась на большом рекламном экране на Новом Арбате в Москве. Таким образом, на следующий день после релиза 10 из 13 песен с альбома попали в чарты VK Музыки, а сам альбом занял вторую строчку чарта. Занять первенство ему помешало лишь только то, что в тот же день вышел альбом у гораздо более крупного артиста, и внимание к нему со стороны слушателей было априори высоким. В конечном счёте подобный эксклюзив позволил пластинке в кратчайшие сроки набрать число прослушиваний, сопоставимое с предыдущими релизами исполнителя за несколько лет.

Дальнейший шаг — выпуск полностью эксклюзивных релизов для платформы VK Музыка, аналогично тому, как происходит миграция крупных компаний видеопроизводства (например, Medium Quality Вячеслава Дусмухаметова — креативного продюсера Comedy Club Production) на платформу VK Видео.

Можно сказать, что подобная механика взаимодействия артиста и площадки выгодна не только с точки зрения рекламных промо и роста прослушиваний, но и с точки зрения имиджевой составляющей. Учитывая уход зарубежных компаний, VK остается крупнейшим игроком на данном рынке, и артистам выгодно налаживать партнёрские отношения с площадкой на самом старте этой тенденции, чтобы в дальнейшем, когда подобная механика станет повсеместной, иметь возможность получать более выгодные условия, будучи уже лояльными и зарекомендовавшими себя бизнес-партнерами.

В настоящий же момент каждую неделю в VK Музыке эксклюзивно выходят релизы артистов разного спектра жанров, и такая механика кажется уже абсолютно нативной. Во многом этому способствуют и независимые лейблы, такие как, например, OSUMA MUSIC, Rhymes Music и многие другие, ищущие возможность наиболее результативного продвижения своих подопечных. Таким образом, VK концентрирует вокруг себя весь музыкальный рынок, и есть основания полагать, что совсем скоро мы можем увидеть становление первого полноценного национального мейджора.

Ранее в статье уже рассматривался кейс Zvonko Group как первого претендента на подобное звание, однако важно учитывать не только вопросы сотрудничества с лейблами и дистрибьюторами, но и многие другие аспекты.

К этим аспектам можно отнести вопросы, связанные непосредственно с продвижением релизов. VK — крупнейшая социальная сеть в СНГ со средней месячной аудиторией в 79,5 млн человек [Mediascope...]. Учитывая, что сервисы VK работают в единой экосистеме, это позволяет компании продвигать собственные музыкальные релизы внутри собственной соцсети, имея крупнейшую аудиторию в Рунете. Именно этот фактор отличает VK и Zvonko Group, а также не даст выйти на сопоставимый уровень Яндекс Музыке.

Помимо крупнейшей соцсети, VK обладает и ресурсами в концертной индустрии. В конце 2022 — начале 2023 г. московские концертные площадки начали переходить под контроль VK. Так, крупнейший в России клуб с вместимостью 7 000 человек Adrenaline Stadium был переименован в VK Stadium, а клуб Gipsy получил название VK Gipsy [VK открыла второй...]. По заявлениям компании, подобные изменения позволят подписчикам VK Музыки получать возможность быстрого входа вне очереди на мероприятие, а также доступ к отдельной зоне Meet&Greet для личного общения с артистами. Кроме того, в марте 2023 г. московская площадка Summer Stage была переименована в VK Музыка Summer Stage [Весной в Москве...]. Таким образом, с подобным объединением разных площадок под собственным брендом компания получает существенный контроль не только над национальным музыкальным стримингом, но и занимает влиятельное положение на рынке концертной индустрии.

Все эти мероприятия — часть экспансии VK в целях создания национального мейджора под названием VK Records [VK запускает направление...]. Осенью 2022 г. компания уже объявила о создании двух лейблов, которые войдут в новую экосистему: VK Music Records, нацеленный на развитие поп-музыки, и VK Beats Records, предназначенный для работы с рэп-артистами. Нет сомнений, что компания в дальнейшем продолжит захватывать рынок если и не создавая собственные подразделения, то поглощая более мелкие независимые звукозаписывающие компании.

Работа VK Records с артистами — это формат «360», включающий в себя: дистрибуцию музыки; продюсирование и продвижение музыки;

работу с артистом с точки зрения развития его профессиональных качеств; концертную деятельность; рекламную деятельность.

Также предполагается, что компания займется строительством нескольких студийных комплексов в рамках данного проекта.

Перспективы подобной экспансии достаточно противоречивы. С одной стороны, артисты получат возможности стать частью лейбла с самыми большими объемами ресурсов для про-мо-кампаний в СНГ. Однако немаловажно то, что крупные авансы и эксклюзивные условия от VK сделают невозможным конкуренцию других лейблов с точки зрения бюджетов, охватов и возможностей. Таким образом, на рынке пропадёт конкуренция и артисты, которые хотят зарабатывать на своей музыке в России, будут вынуждены сотрудничать с компанией. Независимые лейблы, в свою очередь, или будут закрываться ввиду оттока артистов и нерентабельности, или будут поглощены новым гигантом в музыкальной индустрии. Все эти факторы говорят о том, что в конечном счёте VK монополизирует музыкальную индустрию в России, и в таких условиях скорее всего мы будем наблюдать стагнацию национального музыкального рынка.

Подводя итоги, можно сказать, что уход крупных звукозаписывающих компаний, дистрибьюторов и стриминговых сервисов оказал существенное влияние на конъюнктуру российского рынка. Если раньше российский музыкальный рынок был одним из самых быстроразвивающих-ся и рос от года к году, то влияние социально-политических кризисов обрушило его на 30-50%. При этом локальные игроки начали пересматривать свои позиции на рынке и стараться занять освободившиеся ниши. Однако есть все основания полагать, что проблемы, связанные с уходом мейджор-лейблов, негативно скажутся и на перспективах роста рынка — поскольку им принадлежит около 70% мирового музыкального каталога, их окончательный уход из России существенно отразится на экономических показателях, а один лишь локальный рынок не сможет обеспечить сопоставимые доходы и темпы роста без участия мирового музыкального бизнеса. При этом важнейшим этапом распространения музыки помимо её выгрузки на стриминговые платформы выступает продвижение. Единственным потенциальным игроком, который сейчас способен предоставить исполнителям крупнейшие авансы, эксклюзивы и промо-кампании, сейчас является VK. У компании безусловно есть все возможности для получения статуса национального 17

U «J ,«• ОХ*«

мейджор-лейбла, который бы работал с артистами как в части дистрибуции, концертной и звуко-

записывающей деятельности, так и в части работы по продвижению выпускаемого контента на медиаресурсах, однако данная экспансия в долгосрочной перспективе может сказаться на рынке негативно. Конкуренция независимых музыкальных лейблов с VK будет невозможна ввиду меньших бюджетов и меньших возможностей, и они будут или же поглощаться новым гигантом, или же закрываться. Таким образом, российский музыкальный рынок впоследствии может оказаться монопольным, что в перспективе скорее всего приведёт к его стагнации.

Литература

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М., СПб.: Университетская книга, 1999.

Алтынов А.И. Цифровая трансформация музыкальных агрегаторов и дистрибьюторов на примере России // Бизнес-информатика. 2022. Т. 16. № 1. С. 56-71.

В 2022 году рынок музыкального стриминга в России рухнул до 50%. URL: https://incrussia.ru/news/music-russia/ (дата обращения 25.03.2023).

Весной в Москве открывается площадка «VK Музыка Summer Stage». URL: https://www.buro247.ru/news/culture/22-mar-2023-vk-music-summer-stage-opens-moscow.html (дата обращения 25.03.2023).

Ивлева А.А. Музыкальные стриминговые сервисы как новый инструмент продвижения брендов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 9-1 (79). С. 90-93.

Как жить без Spotify, Rammstein и Гарри Стайлза: проблемы музыкальной индустрии в 2022-м. URL: https://daily. afisha.ru/music/23549-kak-zhit-bez-spotify-rammstein-i-garri-staylza-problemy-muzykalnoy-industrii-v-2022-m/ (дата обращения: 25.03.2023).

Укрупненная музыкальная фирма. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5772915 (дата обращения 25.03.2023).

IFPI Global Music Report 2023 — State Of The Industry. URL: https://www.ifpi.org/wp-content/uploads/2020/03/Global_ Music_Report_2023_State_of_the_Industry.pdf (дата обращения 25.03.2023).

Mediascope, декабрь 2022 года, Россия 0+, возраст 12+, Desktop & Mobile. URL: https://mediascope.net/data/ (дата обращения 25.03.2023).

Sony Music Fully Exits Russia, 6 Months After Suspending Operations in Country. URL: https://www.billboard.com/pro/sony-music-exits-russia-after-suspending-operations/ (дата обращения 25.03.2023).

VK запускает направление по развитию лейблов VK Records. URL: https://vk.company/ru/press/releases/11278/, свободный (дата обращения 25.03.2023).

VK открыла второй клуб в Москве — VK Gipsy. URL: https://vc.ru/media/600651-vk-otkryla-vtoroy-klub-v-moskve-vk-gipsy, свободный (дата обращения 25.03.2023).

References

Adorno T. Favorites: Sociology of Music. Moscow, St. Petersburg: University Book, 1999.

Altynov A.I. Digital transformation of music aggregation and distribution companies: The case of Russia. Business Informatics, 2022, vol. 16, no. 1, pp. 56-71.

Enlarged music company. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5772915 (access date: 25.03.2023).

How to live without Spotify, Rammstein and Harry Styles: problems of the music industry in 2022. URL: https://daily.afisha. ru/music/23549-kak-zhit-bez-spotify-rammstein-i-garri-staylza-problemy-muzykalnoy-industrii-v-2022-m/ (access date: 25.03.2023).

IFPI Global Music Report 2023 — State Of The Industry. URL: https://www.ifpi.org/wp-content/uploads/2020/03/Global_ Music_Report_2023_State_of_the_Industry.pdf (access date: 25.03.2023).

In 2022, the music streaming market in Russia collapsed to 50%. URL: https://incrussia.ru/news/music-russia/ (access date: 25.03.2023).

In the spring, the VK Music Summer Stage opens in Moscow. URL: https://www.buro247.ru/news/culture/22-mar-2023-vk-music-summer-stage-opens-moscow.html (access date: 25.03.2023).

Ivleva A.A. Music streaming services as a new tool for brand promotion. Economy and business: Theory and Practice, 2021, no. 9-1 (79), pp. 90-93.

Mediascope, December 2022, Russia 0+, age 12+, Desktop & Mobile. URL: https://mediascope.net/data/ (access date: 25.03.2023).

Sony Music Fully Exits Russia, 6 Months After Suspending Operations in Country. URL: https://www.billboard.com/pro/sony-music-exits-russia-after-suspending-operations/ (access date: 25.03.2023).

VK launches a direction for the development of VK Records labels. URL: https://vk.company/ru/press/releases/11278/ (access date: 25.03.2023).

VK opened a second club in Moscow — VK Gipsy. URL: https://vc.ru/media/600651-vk-otkryla-vtoroy-klub-v-moskve-vk-gipsy 18 (access date: 25.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.