Лингвистика
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 6 (2), с. 231-233
УДК 81'42
ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСИВНОГО ВАРЬИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ПРАВДА»
© 2013 г. Е.Е. Смирнова
Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 13.12.2013
Рассматриваются особенности дискурсивного варьирования концепта «правда» в советском публицистическом дискурсе. Выявляются устойчивые и вариативные когнитивные признаки смыслового наполнения данного концепта. Концепт рассматривается как динамическая величина, содержание которой в значительной степени обусловлено лингвокультурными, идеологическими, дискурсивными и другими особенностями.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, когнитивный признак, дискурс, варьирование концептов.
К настоящему времени большинство исследователей, научные интересы которых прямо или опосредованно связаны с изучением концептов, сходятся во мнении, что концепт есть величина динамичная, зависимая от множества факторов. Эту детерминированность концептуального содержания отразила Ф.Ф. Фархутди-нова, определяя концепт как «инвариантно-вариативное знание определённого социума о каком-либо явлении духовной или материальной культуры, реализующееся через пространство разноуровневых и разнопорядковых знаков» [1, с. 25].
Смысловое наполнение концепта в значительной степени является дискурсивно обусловленным. В процессе функционирования возникают дискурсивные варианты концепта. Отношения дискурса и концепта Н.В. Крючкова описывает следующим образом: «Отношения концепта и дискурса носят двунаправленный характер: не только тот или иной тип дискурса объединяет в себе определенные концепты, но и концепты, неся на себе отпечаток того дискурса, к которому они по преимуществу принадлежат, обладают способностью некоторым образом направлять коммуникацию, порождая вокруг себя определенный дискурс» [2, с. 35].
В данной статье предпринята попытка выявить возможности дискурсивного варьирования смыслового наполнения концепта «правда», определить дискурсивную обусловленность выделенных когнитивных признаков.
Материалом исследования послужили публицистические тексты советского периода (1917-1991 г.г.). Данный выбор обусловлен тем, что советский период является одним из наиболее сложных и неоднозначных в истории Рос-
сии: страна пережила за ХХ век две мировые войны, революцию, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России. Всё это не могло не найти отражение в смысловом наполнении концепта. А сам характер публицистического дискурса обеспечивает достаточно полную реализацию концептуального содержания в разных его аспектах.
Источником материала явился Национальный корпус русского языка (далее НКРЯ). НКРЯ - это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Тексты сопровождаются определёнными пометами или разметкой.
Концептуальный анализ проводился на основе методики, разработанной на кафедре преподавания русского языка в других языковых средах филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского [3]. Данная методика предполагает выявление и описание системы средств языковой экспликации концепта: синтагматических, парадигматических, деривационных связей лексемы, номинирующей концепт. В результате анализа разного типа связей и контекстуальной семантики выявляется семантическая структура лексемы-экспликатора набором семем, которые при описании смыслового наполнения концепта выступают как когнитивные признаки.
Из существующих на сегодняшний день подходов к пониманию природы концепта наиболее продуктивным нам представляется лингвокогнитивный подход, согласно которому концепт есть комплексная мыслительная единица, которая отражает культурно-историче-
232
Е.Е. Смирнова
ский опыт народа и его мировосприятие. В настоящей работе принято определение концепта, предложенное З.Д. Поповой и И.А. Стерни-ным: концепт есть «дискретное ментальное образование, ... представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении.» [4, с. 34].
С целью систематизации языкового материала весь массив контекстов был разделён на группы по признаку «сфера функционирования» (в соответствии с пометами в НКРЯ). Выделенные сферы функционирования представляют соответствующие типы дискурса. Работа с языковым материалом показала, что концепт «правда» актуализуется в трёх группах: «политика и общественная жизнь» (431 пример), «искусство и культура» (393) и «религия и философия» (68).
Проведённый анализ показал, что базовым когнитивным признаком для концепта «правда» следует считать когнитивный признак «то, что соответствует действительности, то, что есть на самом деле». Данный признак является часто воспроизводимым и актуальным для всех исследуемых типов дискурса. Это подтверждается ещё и тем фактом, что соответствующий лексико-семантический вариант (далее ЛСВ) лексемы правда фиксируется толковыми словарями современного русского языка в качестве первого, основного значения.
Для общественно-политического типа дискурса часто воспроизводимым оказывается когнитивный признак «название газеты». Зафиксировано 484 употребления лексемы правда в качестве имени собственного, причём основная доля употреблений приходится именно на общественно-политический тип дискурса. Ю. Жуков, один из редакторов «Правды», назвал её «самой главной газетой нашей страны, задававшей тон всей советской печати» [5, с. 84].
Значимость и важность газеты «Правда» в советский период подтверждает и анализ языкового материала. Действительно, поражает многообразие печатных изданий в нашей стране в тот период, в название которых входила лексема правда. В исследуемых текстах нами зафиксировано 32 «Правды» («Горьковская правда», «Московская правда», «Лесная правда» и др.). Контекстуальный анализ, а также анализ прямых номинаций газеты «Правда» позволил нам представить её обобщенный образ в сознании носителей языка следующим образом:
«Правда» - это источник информации для советских людей. (29 декабря 1935 года «Прав-
да» сообщила, что во льдах Лены замерз караван судов с грузами для Якутии.... [НКРЯ])
«Правда» - это печатный орган партии власти. Поскольку эта газета неразрывно связана с именем её лидера В.И. Ленина, власть использует страницы газеты как место для пропаганды своих идей. (.очередной номер самой главной газеты в нашей стране - «Правды», голосом которой партия коммунистов Советского Союза разговаривает с нашим народом и со всеми народами мира.... [НКРЯ])
«Правда» - жизненный ориентир, своеобразное пособие, как надо жить правильно советскому человеку. (По «Правде» учились мы науке побеждать врагов. [НКРЯ])
В качестве релевантного для общественно-политического типа дискурса был выделен когнитивный признак «средство воздействия, инструмент, сила» (Велика сила правды. Правда обвиняет, уличает и клеймит фашиста. ... Правда - на нашем вооружении. [НКРЯ]) В данном случае осуществляется процесс персонификации или одушевления, что «позволяет осмыслять наш опыт взаимодействия с неживыми сущностями в терминах человеческих мотиваций, характеристик и деятельности людей» [6, с. 59]. Неодушевлённое в системе языка существительное правда метафорически переосмысляется как одушевлённое, что подтверждается возможностями его глагольной сочетаемости (правда вскрывает наши зловонные раны, побудит к раскаянию и др.). В этой связи представляется возможным выделение нового КП «субъект, принимающий на себя функцию осуществления правды».
Для смыслового наполнения концепта «правда» в общественно-политическом типе дискурса актуальными оказываются когнитивный признаки «основное направление, основополагающий принцип» и «то, что вызывает тревогу, опасения», которые можно отнести к числу идеологизированных, это своеобразные маркеры советского времени. Правда объявляется государственной политикой, а государство провозглашается единственным источником и носителем правды: . он возглавил страну, где правда стала государственной политикой. Правда всегда на стороне государства. [НКРЯ]. В то же время регулярный характер приобретает контекстное сопоставление правды и опасности, правды и наказания, правды и тишины, шёпота, что нашло выражение на синтагматическом уровне в глагольной сочетаемости (пострадать за правду, умирать за правду, шептать правду, утаивать правду, замалчивать правду др.).
Особенности дискурсивного варьирования концепта «правда»
233
Советская маркированность обнаруживается и при анализе атрибутов лексемы правда (классовая, буржуазная, ленинская, марксистская, большевистская и др.). Здесь мы можеи выделить когнитивный признак «множественность».
В дискурсе, посвящённом сферам искусства и культуры, базовый когнитивный признак «то, что соответствует действительности, то, что есть на самом деле» модифицируется в признак «художественно преобразованная действительность». Действительность требует от автора художественной доработки, переосмысления.
Для сферы искусства и культуры доминирующими оказываются когнитивные признаки «основное направление, основополагающий принцип» и «объект поиска». Правда - то, к чему искусство стремится, это высший критерием качества (Правда для писателя прежде всего! [НКРЯ]). Утверждается, что искусство есть не что иное, как «непрерывный поиск правды» [НКРЯ].
Здесь также актуальным оказывается когнитивный признак «множественность», но на синтагматическом уровне в атрибутивной сочетаемости очевидна его модификация, (психологическая, поэтическая, эстетическая, художественная и др.).
В религиозно-философском типе дискурса модификация концепта «правда» обнаруживается прежде всего в его религиозной маркированности, что находит выражение на синтагматическом уровне в используемых атрибутах (христианская, Божия, церковная и др).
Здесь актуализуются названные выше когнитивные признаки «основное направление, основополагающий принцип» и «объект поиска»: Они искали Царствия Божия и правды его - таково было их жизненное дело. [НКРЯ] Регулярными являются контекстные сопоставления правды и веры, правды и Бога.
В данном случае не государство, а церковь признаётся высшей носительницей правды, а
христианство объявляется «откровением высшей Божьей правды», «общественным выражением высшей правды Христовой» [НКРЯ].
Уникальными для религиозно-философского типа дискурса оказываются когнитивные признаки «абсолютность», «неизменность», поддерживающиеся главным образом на синтагматическом уровне (великая, высшая, единственная, вечная, безусловная): Мы знаем только одну правду, вечную правду Христову ... [НКРЯ].
Таким образом, проведённый анализ выявил возможности дискурсивного варьирования концепта «правда». Работа с языковым материалом показала, что один и тот же когнитивный признак обладает способностью модифицироваться в зависимости от дискурса, в котором он актуа-лизуется. Полученные результаты в рамках нашего исследования, безусловно, подтверждают мысль о дискурсивной обусловленности смыслового наполнения концепта.
В последующем представляется целесообразным сопоставить смысловое наполнение концепта «правда» советского периода с данными, полученными при анализе современных текстов, с результатами свободного ассоциативного эксперимента.
Список литературы
1. Фархутдинова Ф.Ф. Взглянуть на мир сквозь призму слова... Опыт лингвокультурологического анализа русскости. Иваново: ИвГУ, 2000. 204 с.
2. Крючкова Н.В. Концепт - референция - коммуникация. Саратов: «ИП Баженов», 2009. 391 с.
3. Горшкова Т.М. Методические указания по составлению словаря русского фольклора. Методическое пособие для студентов-филологов / Т.М. Горшкова, Л.И. Ручина. Н. Новгород: ННГУ, 2002. 15 с.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.
5. Жуков Ю. Улица «Правды», 24 // Юность. 1972. № 5. С. 83-86.
6. Лакофф Джордж, Джонсон Марк. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с пре-дисл. А.Н. Баранова. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 256 с.
THE PECULIARITIES OF DISCURSIVE VARIATION OF THE CONCEPT «TRUTH»
E.E. Smirnova
This article deals with the peculiarities of discursive variation of the concept of "truth" in the Soviet publicistic-journalist discourse. The analysis reveals both stable and variable cognitive features of the semantic content of this concept. which is considered to be a dynamic phenomenon, its content being chiefly determined by linguocultural, ideological, discursive and some other characteristics.
Keywords: cognitive linguistics, concept, cognitive feature, discourse, semantic content of a concept.