Научная статья на тему 'Особенности дискурса научной рациональности в современной китайской философии'

Особенности дискурса научной рациональности в современной китайской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная рациональность / дискурс / стиль мышления / китайская философия / западная философия / сравнительный анализ / техническая рациональность / scientific rationality / discourse / philosophical tradition / thinking style / Chinese philosophy / Western philosophy / comparative analysis / technical rationality / philosophy of science and technology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакин Сергей Анатольевич

Статья посвящена философскому анализу дискурса научной рациональности в связи различием стилей мышления и аксиологических позиций в познавательных традициях Китая и Запада. Цели автора определяются исследованием концептуальных оснований представления о научной рациональности в китайской философии. Используется метод сравнительного анализа формирования современного китайского дискурса научной и технической рациональности в соотношении с западными концепциями развития науки на разных этапах ее истории. Эмпирический аспект исследования опирается на обобщение статистических данных о публикациях, посвященных проблеме научной рациональности и представленных в открытом доступе электронных библиотек. На основании анализа данных о вовлеченности ученых Китая и России в проблематику научной рациональности делается вывод о сопоставимом росте интереса в интеллектуальной среде двух государств к вопросам постнеклассического дискурса философии науки. Подчеркивается популярность установок немецкой классической философии, выявляется особая актуальность публикаций, обращенных к изучению вопросов философии техники, технической рациональности, отношения человека и техники в феноменологической традиции. В заключении отмечается, что современные исследования дискурса научной рациональности в китайской философии, с одной стороны, усиливают различие между восточным и западным стилем мышления, а с другой, направлены на восприятие достижений западной философской традиции с целью концептуального развития науки и технологии в современном Китае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SCIENTIFIC RATIONALITY DISCOURSE IN MODERN CHINESE PHILOSOPHY

The article focuses on the philosophical analysis of scientific rationality discourse in relation to different thinking styles and axiological positions in Chinese and Western cognitive traditions. The author’s objectives are determined by the study of conceptual foundations of scientific rationality in Chinese philosophy. The method of comparative analysis is used to examine the formation of modern Chinese discourse on scientific and technical rationality in relation to Western concepts of scientific development at different stages of its history. The empirical aspect of the research is based on the generalization of statistical data on publications devoted to the problem of scientific rationality and presented in open access electronic libraries. Based on the analysis of data on the involvement of Chinese and Russian scientists in the issues of scientific rationality, a conclusion is made about the comparable growth of interest in the intellectual environment of both countries towards post-non-classical discourse in philosophy of science. The popularity of German classical philosophy principles is emphasized, and special relevance is revealed in publications addressing issues of philosophy of technology, technical rationality, and humantechnology relationship in the phenomenological tradition. In conclusion, it is noted that modern studies of scientific rationality discourse in Chinese philosophy, on one hand, strengthen the difference between Eastern and Western thinking styles, and on the other hand, are aimed at perceiving achievements of Western philosophical tradition for the conceptual development of science and technology in modern China.

Текст научной работы на тему «Особенности дискурса научной рациональности в современной китайской философии»

Сщташгт № 2 2025

ОНТОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Особенности дискурса научной рациональности в современной китайской философии

Бакин Сергей Анатольевич,

аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого

E-mail: [email protected]

Статья посвящена философскому анализу дискурса научной рациональности в связи различием стилей мышления и аксиологических позиций в познавательных традициях Китая и Запада. Цели автора определяются исследованием концептуальных оснований представления о научной рациональности в китайской философии. Используется метод сравнительного анализа формирования современного китайского дискурса научной и технической рациональности в соотношении с западными концепциями развития науки на разных этапах ее истории. Эмпирический аспект исследования опирается на обобщение статистических данных о публикациях, посвященных проблеме научной рациональности и представленных в открытом доступе электронных библиотек. На основании анализа данных о вовлеченности ученых Китая и России в проблематику научной рациональности делается вывод о сопоставимом росте интереса в интеллектуальной среде двух государств к вопросам постнеклассического дискурса философии науки. Подчеркивается популярность установок немецкой классической философии, выявляется особая актуальность публикаций, обращенных к изучению вопросов философии техники, технической рациональности, отношения человека и техники в феноменологической традиции. В заключении отмечается, что современные исследования дискурса научной рациональности в китайской философии, с одной стороны, усиливают различие между восточным и западным стилем мышления, а с другой, направлены на восприятие достижений западной философской традиции с целью концептуального развития науки и технологии в современном Китае.

Ключевые слова: научная рациональность, дискурс, стиль мышления, китайская философия, западная философия, сравнительный анализ, техническая рациональность.

Введение

Китайская философская традиция, насчитывающая несколько тысячелетий, являет собой пример уникальной и самобытной интеллектуальной эволюции от классических учений Конфуция и даосизма до современного научного мировоззрения, сформированного под влиянием западной и советской философской мысли XX века. В условиях стремительного развития науки и технологий в XXI веке вопросы научной и технической рациональности приобретают особую значимость, становясь объектом серьезной философской рефлексии.

Важно подчеркнуть, что китайская философия, включая философию науки, не должна быть упрощена как вторичная или производная по отношению к западной традиции. Напротив, она демонстрирует способность к критическому осмыслению и творческой адаптации идей, заимствованных из других культурных контекстов, интегрируя их в собственную интеллектуальную традицию. Этот процесс не только обогащает китайскую философию, но и способствует формированию особой эпистемологической традиции, которая имеет значение для глобального философского дискурса.

Актуальность исследования развития представлений о научной рациональности в современном Китае обусловлена недостаточной изученностью данной проблематики в русскоязычной литературе. Несмотря на растущий интерес к китайской философии науки, многие аспекты, связанные с осмыслением научной рациональности, остаются малоисследованными. Это создает необходимость в систематическом анализе, который позволит не только восполнить существующие пробелы, но и выявить специфику китайского подхода к проблемам научной рациональности.

Цель статьи - сравнительный анализ исследований и концепций, посвященных проблеме дискурса научной рациональности в современной китайской и российской философии.

Фактическим материалом для такого анализа в данной работе служат статистические данные о публикациях, посвященных проблеме научной рациональности и представленных в открытом доступе базы China National Knowledge Infrastructure и Российской национальной электронной библиотеки. К сожалению, в русскоязычной литературе можно найти небольшое количество работ, кото-

т

I в с ■wit

рые могли бы познакомить российских исследователей с достижениями и развитием научной философской мысли в современном Китае.

Обзор литературы

Следующий значительный этап в развитии китайской философии связан с работами Л. Цзэхоу (^ }ЩЩ), одного из наиболее влиятельных философов материкового Китая 1980-х годов. Его труды демонстрируют глубокую интеграцию традиционной китайской философии с западной философской мыслью, особенно с марксизмом. Идеи Л. Цзэхоу сохраняют свою актуальность и сегодня, оказывая влияние на современные дискуссии о рациональности и научном познании [3].

Одним из ключевых трудов, заложивших основы современного изучения китайской философии, является работа Ф. Юланя (Щ^Ш) «История китайской философии». Ф. Юлань впервые применил методологию западной философии, в частности неореализма, для интерпретации и реконструкции истории китайской философии. Этот подход отличался от традиционных методов его предшественников и стал важным шагом в адаптации китайской философии к современным академическим стандартам [2].

Следующий значительный этап в развитии китайской философии связан с работами Л. Цзэхоу одного из наиболее влиятельных философов материкового Китая 1980-х годов. Его труды демонстрируют глубокую интеграцию традиционной китайской философии с западной философской мыслью, особенно с марксизмом. Идеи Л. Цзэхоу сохраняют свою актуальность и сегодня, оказывая влияние на современные дискуссии о рациональности и научном познании [3].

П. Гоашан (ШШШ) подчеркивает, что ключевое отличие современной китайской философии от традиционной заключается в ее формировании как современной дисциплины, которая возникла в результате активного взаимодействия с западной философской традицией. Независимо от того, идет ли речь об интерпретации традиционных китайских учений или о создании новых философских концепций, современная китайская философия представляет собой синтез традиционных и западных идей, что делает ее уникальным явлением в глобальном философском контексте.

Анализ динамики публикационной активности

Эмпирическую основу для анализа актуальности темы научной рациональности в научной среде Китая и России составляют данные современных наукометрических баз. Для оценки вовлеченности ученых в дискуссии о научной рациональности был проведен анализ публикаций в базе данных China National Knowledge Infrastructure (CNKI). Поиск по ан-

глоязычным названиям статей с использованием ключевых слов "scientific rationality" и ограничением на дисциплину "philosophy" выявил 591 публикацию, начиная с 1983 года, из которых 403 были опубликованы в академических журналах. Данные демонстрируют устойчивый рост числа публикаций по данной тематике с 1996 года, с пиком интереса в 2018 году.

Для сравнения, анализ базы данных elibrary с аналогичными параметрами запроса показал, что в русскоязычных рецензируемых изданиях с 1983 по 2024 год было опубликовано более 590 работ по теме научной рациональности. Примечательно, что более 90% этих публикаций приходятся на период с 2005 года, что свидетельствует о значительном росте интереса к данной проблематике в российской научной среде.

На основе проведенного анализа можно сделать предварительный вывод о сопоставимости количества исследований, посвященных научной рациональности, в Китае и России за одинаковый временной промежуток. Это указывает на возрастающий интерес философов обеих стран к вопросам рациональности в контексте философии науки и техники, что является важной частью пост-неклассического философского дискурса. Хотя количество публикаций в России и Китае сопоставимо, стоит учитывать разницу в масштабах научных сообществ. Китай имеет большее количество исследователей, поэтому сопоставимое количество публикаций указывает на более высокую концентрацию интереса к теме в отечественной научной литературе.

Можно предположить, что в ближайшие годы интерес к теме будет продолжать расти, особенно в связи с развитием искусственного интеллекта и биотехнологий, с учетом интереса к междисциплинарным исследованиям и этическим проблемам в контексте постнеклассической науки.

Анализ содержания самых цитируемых работ на китайском языке по теме рациональности в науке и технике

Среди отобранных алгоритмом публикаций наиболее цитируемыми являются работы, посвященные философии техники, технической рациональности, а также вопросам взаимодействия человека и техники в контексте немецкой феноменологической традиции, представленной трудами Хайдеггера, Га-дамера и Гуссерля. Эти исследования демонстрируют, как китайские философы адаптируют западные идеи к своей интеллектуальной традиции, создавая оригинальные концепции философии техники.

Одной из ключевых работ в этой области является книга Ю. Хуэя «Вопрос о технике в Китае». Автор исследует, почему именно феноменология оказалась наиболее близкой из западных философских традиций к восприятию восточной

Rnra

мысли. Ю. Хуэй подчеркивает, что как для Киот-ской школы, так и для даосской критики технического прогресса и рациональности, идеи Хайдег-гера о конфликте между человеком и техникой, скрытых опасностях технологического развития, отчуждении и угрозах традиционному укладу общества оказались созвучными. Хайдеггеровский анализ кризиса западной философии рассматривается автором как момент, открывающий возможности для восхождения китайских ценностей и идей [4].

Важным аспектом работы Ю. Хуэя является его интерпретация взглядов Хайдеггера на науку и технику как интернациональные феномены, инвариантные к локальным культурным традициям и интерпретациям. В отличие от мышления, которое, по Хайдеггеру, требует «обитания на уникальной родине и в уникальном народе», наука и техника воспринимаются как универсальные явления. Ю. Хуэй использует это положение для демонстрации отсутствия прямого эквивалента греческих понятий тexvп и фитд в китайской традиции, поскольку последняя исходит из иных философских оснований. Автор делает вывод, что вызов, который техника представляет для европейских культур, не может быть напрямую перенесен на китайский контекст, а сама концепция техники в ее европейском понимании не существует в Китае.

Проблематика научной рациональности также активно исследуется в контексте философии И. Канта. Интерес к немецкому идеализму в Китае зародился во второй половине XIX века, а в первой половине XX века начался активный процесс перевода и изучения основных работ Канта, в том числе при участии Академии наук СССР. Новый этап интереса к наследию Канта в материковом Китае начался в 1980-х годах и продолжается до настоящего времени. В. Юнши (^Ж^), доктор философии Уханьского университета, отмечает, что критическая позиция Канта обладает значительными объяснительными преимуществами по сравнению с другими метафизическими концепциями, особенно в решении этических дилемм, связанных с наукой и техникой. Эти преимущества, по мнению автора, не только не утратили своей актуальности, но и приобрели новое значение в современных условиях. В. Юнши призывает к пересмотру значения кантовской рациональности, что, в свою очередь, позволяет переосмыслить взаимосвязь между технологией, практической силой и самой рациональностью [5].

Фундаментальное влияние на китайскую философию также оказывают идеи К. Маркса и марксистская традиция. Это подтверждается многочисленными исследованиями китайских философов, как до 1980-х годов, так и в настоящее время. Марксистская трактовка рациональности, включая научную рациональность, не сводится исклю-

чительно к экономическим аспектам, а рассматривается в более широком, комплексном ключе. В Китае марксизм переосмысливается с учетом текущих политических задач и социальных вызовов, что делает его важной частью философского дискурса [6].

Таким образом, интерес китайских философов к немецкой мысли - будь то классический идеализм, марксизм или феноменология - остается чрезвычайно высоким и находит отклик в традиционной китайской философии. Научная и техническая рациональность продолжают оставаться ключевыми темами, к которым китайские исследователи обращаются, опираясь на классические, неклассические и постнеклассические подходы в философии науки.

Анализ содержания работ о научной рациональности в Китае на русском языке

Одной из ключевых работ на русском языке, посвященных философии науки и техники в Китае, является монография Б. Оу «Философия науки и техники в Китае: история и современность». Хотя автор не фокусируется напрямую на понятии «рациональность», его работа предоставляет обширный анализ эволюции философии науки и техники в китайском контексте. Б. Оу детально исследует процесс проникновения западных научных учений и картин мира в китайскую интеллектуальную традицию, а также этапы формирования научной рациональности в западном понимании. В своей работе он выделяет ключевые элементы, которые формируют каркас научной рациональности:

1. Научный подход к познанию мира.

2. Критическое мышление.

3. Опора на эмпирические данные и эксперимент.

4. Отказ от суеверий и предрассудков.

5. Применение логики и математических методов.

Эти элементы, по мнению автора, лежат в основе современного понимания научной рациональности, адаптированного к китайскому культурному контексту [7].

Важным дополнением к работе Б. Оу является обзорная статья Ц. Чуньмина (ж#ВД), исследователя из Института философии Китайской академии общественных наук, под названием «Текущее положение и основные характеристики современных китайских философских исследований». В этой статье автор анализирует основные тренды в китайской философии за последние десятилетия, опираясь на публикации в журнале «Философские исследования» за период с 2013 по 2023 год. Чуньмин выделяет три ключевых направления современных исследований: конфуцианство, марксизм и немецкий идеализм (Кант, Гегель), а также феноменологию (Хайдеггер, Гуссерль) [8].

Анализ различий концепций рациональности в западной и китайской философии

Из отечественных исследователей, изучавших проблему рациональности в китайской философии, особого внимания заслуживает работа А. Лома-нова «Китайская рациональность в современном мире». Ломанов акцентирует внимание на фундаментальных различиях между западной и китайской концепциями рациональности, подчеркивая, что эти различия имеют не только научный, но и циви-лизационный характер. Автор ссылается на работы современных китайских мыслителей, таких как Ю. Хунвэй который отмечает, что истори-

чески сложившееся практическое мышление определило основные векторы развития китайской культурной традиции: прагматизм, результативность и эмпирический подход к познанию реальности [9].

А. Ломанов также выделяет интересную тенденцию в китайской академической среде, где наблюдается синтез западноевропейских философских концепций, таких как кантовский «практический разум», с традиционным китайским пониманием практической рациональности. В этом контексте особую ценность представляют работы Г. Сяньцзюня (Ш^^), который детально анализирует взаимодействие западных и китайских философских традиций в контексте научной рациональности. Его исследования показывают, как китайские философы адаптируют западные идеи, сохраняя при этом уникальные черты своей интеллектуальной традиции [10].

Методологические особенности китайской философии

Примечательно, что методологический аппарат китайской философской мысли базируется не столько на рациональном анализе, сколько на интуитивном постижении действительности. Это отличает китайский подход от западного, где рациональность часто ассоциируется с логической строгостью и систематичностью. Современные исследования рациональности в китайской философии преследуют двойную цель: с одной стороны, углубить понимание фундаментальных различий между восточным и западным типами мышления, а с другой - обеспечить продуктивный диалог с западной философской традицией для развития и обогащения научного знания в современном Китае. В этом контексте стоит упомянуть работы Л. Цзэхоу одного из наи-

более влиятельных китайских философов XX века, который в своих трудах подчеркивает важность синтеза традиционных китайских идей с западной философией. Его подход к рациональности, основанный на интеграции конфуцианства, даосизма и марксизма, демонстрирует, как китайская философия может предложить оригинальные решения современных проблем [11].

Заключение

Современная китайская философия переживает этап активного развития, успешно интегрируя элементы традиционной китайской культуры с ключевыми вопросами западной философской традиции. В рамках философии науки и техники особое внимание уделяется формированию дискурса научной рациональности, что отражает как глобальные тренды, так и специфику китайской интеллектуальной традиции. В данной работе проведен анализ динамики публикационной активности по проблематике научной рациональности в китайской и русскоязычной литературе, что позволило выявить ключевые тенденции и особенности развития данной темы.

Рост числа публикаций, посвященных научной рациональности, свидетельствует о возрастающем интересе китайских исследователей к вопросам философии науки, а также о продолжении традиции глубокого осмысления природы разума и сложности структуры научной рациональности. Проведенный анализ показывает, что китайская философская мысль не ограничивается простым заимствованием западных концепций, но активно переосмысливает их в контексте собственной культурной и интеллектуальной традиции. Это позволяет говорить о гармоничном синтезе западных и китайских идей, который обогащает как национальную философскую традицию, так и глобальный философский дискурс.

Дискурс научной рациональности в китайской философии подчеркивает необходимость учета не только внутринаучных дисциплинарных установок, но и внешних факторов, таких как культурные, этнические и языковые особенности. Как показывает проведенное исследование, научная рациональность не может быть сведена к универсальным стандартам, но должна рассматриваться в контексте конкретных культурных и исторических условий.

Таким образом, исследование представлений о научной рациональности в китайской философии подтверждает, что богатство мировой науки формируется благодаря интеллектуальным усилиям представителей различных цивилизационных центров. Уникальный вклад китайской мысли в осмысление научной рациональности подчеркивает важность межкультурного диалога и взаимного обогащения философских традиций. Это открывает новые перспективы для дальнейших исследований, направленных на углубление понимания научной рациональности в современных условиях.

Литература

1. Бао, Оу. Философия науки и техники в Китае: история и современность / Оу Бао. - Москва: РАН, 2014. - 253 с.

2. Ван, Ч. Современный китайский марксизм: дисциплины, образовательные платформы

ипга

и текущее состояние фундаментальных академических исследований / Ч. Ван, М.А. Питерс // Educational Philosophy and Theory. - 2021. -Т. 55, № 8. - С. 877-887. - DOI: 10.1080/001318 57.2021.1929171.

3. Ли, Цзэхоу. История китайской эстетики / под ред. Ли Цзэхоу, Лю Ганцзи. - Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 1984. - Т. 1. - 606 с.

4. Ломанов, А.В. Китайская рациональность в современном мире / А.В. Ломанов // Философские науки. - 2018. - № 7. - С. 24-37. - DOI: 10 .30727/0235-1188-2018-7-24-37.

5. Пэнг, Гоашан. Современная китайская философия в китаеязычном мире: обзор / Гоашан Пэнг // Рубежи философии в Китае. - 2018. -Т. 13, № 1. - С. 91-119.

6. Хуэй, Юк. Вопрос о технике в Китае / Юк Хуэй; пер. с англ. Д. Шалагинова; под ред. Е. Кучино-ва. - Москва: Ad Marginem, 2023. - 32 с.

7. Цзу, Чуньмин. Текущее положение и основные характеристики современных китайских философских исследований / Чуньмин Цзу // Философский журнал. - 2024. - Т. 17, № 2. - С. 6578. - DOI: 10.21146/2072-0726-2024-17-2-65-78.

8. Юй, Хунвэй. Историческое развитие и ограниченность китайской традиционной практической рациональности / Хунвэй Юй // Хэбэй шэ-хуэй кэсюэ. - 2013. - № 3. - С. 94-98.

9. Юй, Цзяньцзюнь. Практический характер конфуцианства и китаизация марксизма / Цзяньцзюнь Юй, Чэнцзи Дин // Тяньцзинь дасюэ сюэбао: шэхуэй кэсюэ бань. - 2014. - № 3. -С. 285-288.

10. Юлань, Фэн. Краткая история китайской философии / Фэн Юлань; пер. на рус. Р.В. Котенко; науч. ред. Е.А. Торчинов. - Санкт-Петербург: Евразия, 1998. - 376 с.

11. Юнши, Ван. В каком смысле «практическая антропология» является кантианской моральной доктриной? - Новое решение «дилеммы Шлейермахера» / Ван Юнши // Философские исследования. - 2023. - № 10. - С. 106-117. -DOI: CNKI: SUN: ZXYJ.0.2023-10-011.

FEATURES OF SCIENTIFIC RATIONALITY DISCOURSE IN MODERN CHINESE PHILOSOPHY

Bakin S.A.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The article focuses on the philosophical analysis of scientific rationality discourse in relation to different thinking styles and axiological positions in Chinese and Western cognitive traditions. The author's objectives are determined by the study of conceptual foundations of scientific rationality in Chinese philosophy. The method of comparative analysis is used to examine the formation of modern Chinese

discourse on scientific and technical rationality in relation to Western concepts of scientific development at different stages of its history. The empirical aspect of the research is based on the generalization of statistical data on publications devoted to the problem of scientific rationality and presented in open access electronic libraries. Based on the analysis of data on the involvement of Chinese and Russian scientists in the issues of scientific rationality, a conclusion is made about the comparable growth of interest in the intellectual environment of both countries towards post-non-classical discourse in philosophy of science. The popularity of German classical philosophy principles is emphasized, and special relevance is revealed in publications addressing issues of philosophy of technology, technical rationality, and human-technology relationship in the phenome-nological tradition. In conclusion, it is noted that modern studies of scientific rationality discourse in Chinese philosophy, on one hand, strengthen the difference between Eastern and Western thinking styles, and on the other hand, are aimed at perceiving achievements of Western philosophical tradition for the conceptual development of science and technology in modern China.

Keywords: scientific rationality, discourse, philosophical tradition, thinking style, Chinese philosophy, Western philosophy, comparative analysis, technical rationality, philosophy of science and technology.

References

1. Bao, Ou. Philosophy of Science and Technology in China: History and Modern Times / Ou Bao. - Moscow: RAS, 2014. -253 p.

2. Wang, Z., & Peters, M.A. Contemporary Chinese Marxism: Disciplines, Educational Platforms and the Current State of Fundamental Academic Research / Z. Wang, M.A. Peters // Educational Philosophy and Theory. - 2021. - Vol. 55, No. 8. - P. 877887. - DOI: 10.1080/00131857.2021.1929171.

3. Li, Zehou. History of Chinese Aesthetics / Ed. by Li Zehou, Liu Gangji. - Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe, 1984. -Vol. 1. - 606 p.

4. Lomanov, A.V. Chinese Rationality in the Modern World / A.V. Lomanov // Philosophical Sciences. - 2018. - No. 7. -P. 24-37. - DOI: 10.30727/0235-1188-2018-7-24-37.

5. Peng, Guoshang. Contemporary Chinese Philosophy in the Chinese-Speaking World: An Overview / Guoshang Peng // Frontiers of Philosophy in China. - 2018. - Vol. 13, No. 1. -P. 91-119.

6. Hui, Yuk. The Question Concerning Technology in China / Yuk Hui; transl. from English by D. Shalaginov; ed. by E. Kuchinov. -Moscow: Ad Marginem, 2023. - 32 p.

7. Zu, Chunming. Current State and Main Characteristics of Contemporary Chinese Philosophical Studies / Chunming Zu // Journal of Philosophy. - 2024. - Vol. 17, No. 2. - P. 65-78. -DOI: 10.21146/2072-0726-2024-17-2-65-78.

8. Yu, Hongwei. Historical Development and Limitations of Chinese Traditional Practical Rationality / Hongwei Yu // Hebei shehui kexue. - 2013. - No. 3. - P. 94-98.

9. Yu, Jianjun. The Practical Nature of Confucianism and the Sin-icization of Marxism / Jianjun Yu, Chengji Ding // Tianjin daxue xuebao: shehui kexue ban. - 2014. - No. 3. - P. 285-288.

10. Fung, Yu-lan. A Short History of Chinese Philosophy / Yu-lan Fung; transl. into Russian by R.V. Kotenko; academic ed. by E.A. Torchinov. - Saint Petersburg: Eurasia, 1998. - 376 p.

11. Wang, Yongshi. In What Sense is «Practical Anthropology» a Kantian Moral Doctrine? - A New Solution to the «Schlei-ermacher's Dilemma» / Yongshi Wang // Philosophical Studies. - 2023. - No. 10. - P. 106-117. - DOI: CNKI: SUN: ZX-YJ.0.2023-10-011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.