УДК 378.146
И.Ф. Кривчанский, канд. пед. наук А.С. Симан
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Диагностика учебных достижений студентов, являясь частью организуемых образовательных процессов, наряду с другими элементами, обеспечивает качество подготовки специалистов. При итоговой государственной аттестации (ИГА) диагностика учебных достижений студентов-выпуск-ников призвана установить соответствие результатов образовательных процессов — целям, декларируемым в соответствующей учебно-нормативной документации, регламентирующей подготовку специалистов. Качественная диагностика возможна только в случае правильно подобранных процедур (инструментария), учитывающих специфику исследуемого объекта.
Различные аспекты профессионально-педагогической деятельности и подготовки педагогов профессионального обучения рассматриваются в работах А.А. Жученко, Н.М. Жуковой, Э.Ф. Зее-ра, В.П. Косырева, П.Ф. Кубрушко, Н.В. Кузьминой, Г.М. Романцева, О.А. Орчакова, П.А. Силай-чева, Б.А. Соколова, Л.З. Тенчуриной, В.А. Фёдорова и др.
Несмотря на различие подходов к изучению профессионально-педагогической деятельности и профессионально-педагогической подготовки, как педагогическим явлениям, авторы солидарны в том, что деятельность педагога профессионального обучения является полифункциональной, а подготовка — бипрофессиональной.
Являясь бипрофессиональной, профессионально-педагогическая подготовка включает в себя две составляющие педагогическую и отраслевую,
Рис. 1. Обобщенная схема соотношения компонентов подготовки педагогов профессионального обучения:
ПК — педагогическая компонента содержания подготовки; ОК — отраслевая компонента содержания подготовки; И — инвариант содержания подготовки
которые сбалансированно отражены в содержании образования педагогов профессионального обучения. Обобщенная схема соотношения компонентов бипрофессиональной подготовки представлена на рис. 1.
Бипрофессиональная подготовка обучающихся в системе профессионально-педагогического образования детерминирует иной подход к контролю качества результатов, осуществляемых образовательных процессов, особенно эта проблема актуализируется на завершающем этапе обучения в вузе при итоговой государственной аттестации выпускников.
В этой связи особую актуальность приобретает обоснование подхода к диагностике учебных достижений педагогов профессионального обучения на этапе итоговой государственной аттестации, который учитывал бы бипрофессиональный характер подготовки и полифункциональность деятельности данных специалистов.
Педагогический контроль, реализуя диагностическую, контролирующую, обучающую, прогностическую, воспитывающую, мотивирующую и развивающую функции, является одним из важнейших компонентов процесса обучения.
Вопросы организации педагогического контроля изучены достаточно хорошо и нашли свое отражение в работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, Ю.М. Неймана, П.И. Пидкасистого, Н.Ф. Талызиной, М.Б. Челышковой, К. Ингенкампа и др.
Однако эти исследования не учитывают особенностей содержания, организации обучения и итоговой аттестации студентов, обучающихся в системе высшего профессионально-педагогического образования.
Сущность итоговой государственной аттестации заключается в установлении уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Положением об итоговой государственной аттестации от 25.03.2003 года устанавливаются следующие виды итоговых аттестационных испытаний (схема реализации показана на рис. 2) [1]:
• государственный экзамен;
• защита выпускной квалификационной работы.
нии всей истории подготовки кадров и к настоящему моменту накоплен значительный опыт, анализ которого показывает отсутствие единых подходов к организации, содержанию и технологии проведения ГЭ. Эти процедуры выдержали проверку практикой и с успехом используются в системе профессионального образования с небольшим варьированием по образовательным ступеням и отраслям.
Использование указанных процедур для контроля учебных достижений выпускников, получивших образование по одной отраслевой профессиональной программе, признано удовлетворяющим всем необходимым требованиям. Однако правомерность использования установленных диагностических процедур оценки качества подготовки выпускников системы профессионально-педагогического образования, имеющей бипрофессиональный характер, требует дополнительного исследования.
Профессионально-педагогическое образование может быть реализовано по двухступенчатой схеме (на основе базового непедагогического образования) и в виде моноспециальности, что в значительной степени определяет подходы к организации итоговой государственной аттестации выпускников. При реализации ступенчатой подготовки (на первом этапе высшее профессиональное (непедагогическое) образование, на втором педагогическая подготовка) процедуры аттестации по различным составляющим содержания (отраслевая и педагогическая) разнесены во времени и представляют собой отдельные, последовательно осуществляемые аттестацию (государственный экзамен + выполнение и защита дипломного проекта или работы) по отраслевой и аттестацию (государственный экзамен + квалификационная работа) по педагогической специальностям (рис. 3).
В этом случае аттестацию можно считать достаточно полной, ее результаты достоверно описывающими состояние объекта исследования (уровень подготовки выпускника), так как по сути проходит две аттестации, каждая из которых направлена на оценку одной из двух составляющих бипрофес-сиональной подготовки.
Реализация подготовки педагогов профессионального обучения по типу моноспециальности актуализирует проблему организации доста-
Рис. 3. Обобщенная схема реализации ИГА при ступенчатой подготовке педагогов профессионального обучения (на базе отраслевого непедагогического образования)
точно полной проверки и обеспечения достоверности информации об уровне учебных достижений выпускников, полученной в результате итоговой государственной аттестации. Обосновывая возможность реализации профессионально-педагогического образования в виде моноспециальности в течение 5 лет очного (6 лет заочного) обучения в вузе авторы (Б.А. Соколов, П.Ф. Кубрушко и др.) утверждают, что значительная часть учебного времени может высвободиться за счет так называемого «инварианта» содержания, позволяющего исключить дублирование учебного материала. Качество же подготовки выпускника, по их мнению, не только не пострадает, а даже возрастет за счет феномена инвариантности [2].
Основываясь на рассмотренных ранее схемах, логично предложить использовать те же подходы, но с учетом имеющихся особенностей полифункциональности их будущей деятельности и бипрофессиональности подготовки.
Условно разделив подготовку на отраслевую и педагогическую последовательно по наработанной технологии, необходимо провести их оценку и преобразовать в общую отметку (рис. 4).
Коллектив авторов (И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова), проектируя оценочные средства основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования, в соответствии с госу-
Отраслевая \^\ компонента КХХХхчхххххххххХЧ
Г
ГЭ
ДП
Г
ГЭ ДП
|_
Рис. 4. Возможная схема реализации ИГА моноспециалистов-педагогов профессионального обучения
Рис. 5. Схема реализации ИГА
дарственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения предлагают оптимизировать процедуру аттестации, упразднив государственный экзамен в части отраслевой подготовки и сохранив его только в отношении педагогической составляющей. В то же время содержание заданий госэкза-мена по психолого-педагогическому циклу, по их мнению, должно использовать и отраслевую компоненты подготовки педагогов профессионального обучения. В дипломном проекте обе составляющие должны быть представлены аналогичным образом, т. е. в виде проекта фрагмента педагогической деятельности с использованием содержания отраслевой (непедагогической) компоненты подготовки. Данный подход отражен на схеме (рис. 5).
По мнению авторов, и тот и другой вариант не лишены как однозначно положительных, так и неоднозначно оцениваемых характеристик. Первый вариант обеспечивает исключительную полноту сведений об уровне учебных достижений, а второй менее громоздкий при заданном достаточном уровне характеристики учебных достижений, но не позволяет достаточно полно оценить сфор-мированность отраслевой составляющей в структуре подготовки педагогов профессионального обучения.
На основе сложившейся теории и практики итоговой государственной аттестации выпускников вузов, а также особенностей деятельности и подготовки педагогов профессионального обучения авторы разработали третий вариант организации (рис. 6), предусматривающий один государственный экзамен по специальности «Профессиональное обучение», включающий вопросы по всему курсу подготовки. Дипломный проект предусматривает создание педагогической системы преподавания фрагмента какого-либо отраслевого курса или дисциплины.
Таким образом, в предложенном авторами подходе сочетается полнота охвата содержания во всех компонентах и относительная простота реализации итоговой государственной аттестации выпускников системы профессионально-педагогического образования. Если подготовка педагога профессионального обучения осуществляется ступенчато, т. е. педагогическая компонента выступает как надстройка над базовым образованием, то в содержании итоговой государственной аттестации должен
56
Рис. 6. Обобщенная схема (проектная) реализации ИГА моноспециалистов-педагогов профессионального обучения
присутствовать экзамен по психолого-педагоги-ческой подготовке и защита выпускной квалификационной работы. Если рассматривать процесс подготовки педагога профессионального обучения по типу моноспециальности, то содержание этапов итоговых аттестационных испытаний должно распределяться в соответствии с компонентами, присутствующими в содержании подготовки, т. е. педагогическая составляющая должна быть отражена как в государственном экзамене, так и в квалификационной работе, по такой же схеме должна оцениваться и отраслевая составляющая.
В соответствии с данным подходом в содержании диагностики при итоговой государственной аттестации должны быть максимально полно отражены все компоненты бипрофессиональной подготовки, поскольку вне зависимости от схемы реализации подготовки педагога профессионального обучения (моноспециальность или ступенчатость) ее содержание включает одинаково важные отраслевую и педагогическую составляющие (компоненты), образующаяся система знаний, умений, навыков и личностных качеств обеспечивает эффективную реализацию функций педагога профессионального обучения с учетом их специфики.
Поэтому в ходе диагностики учебных достижений выпускников системы профессиональнопедагогического образования следует особое внимание уделять изоморфности содержания заданий и процедуры аттестации, содержанию профессионально-педагогического образования, что позволит вести симметричную оценку всех составляющих подготовки и повысить достоверность полученных результатов.
Список литературы
1. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. Утверждено приказом Минобразования России от 25.03.03. № 1155 // Бюллетень Минобразования РФ. — 2003. — № 7. — С. 6—12.
2. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессиональнопедагогического образования. Монография / П.Ф. Кубрушко. — 2-е изд., дораб. — М.: Гардарики, 2006. — 208 с.