9.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ШЕСТВИЙ ДЕМОНСТРАЦИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЙ
Васильев Федор Петрович, д.ю.н., доцент, полковник полиции. Должность: доцент кафедры УДСООП. Место работы: Академия управления МВД России. Насыров Радик Рафаилевич, подполковник полиции, слушатель Академии управления МВД России. Должность: начальник штаба. Место работы: ОМВД России по Чишминскому району Республики Башкортостан. E-mail: nasirovradik@mail.ru
Аннотация: В данной статье авторы излагают о современных особенностях организации и проведения различных публичных мероприятии, а также деятельности полиции (территориальных органов внутренних дел) по охране общественного порядка в этих условиях. Одно временно авторы выдвигают свои предложения по совершенствованию организации деятельности ОВД и внесения изменений нормативных правовых актах.
Ключевые слова. Государство, закон, запрет, ОВД, ответственность, ограничение, правопорядок, право, правила, пикет, полиция, специальные средства, митинг, меры, функция, шествие.
LAWFUL BASES OF THE ACTIVITY OF THE POLICE FOR THE GUARANTEE OF LAW WITH CONDUCTING OF MEETINGS, MEETINGS, PROCESSIONS OF DEMONSTRATIONS AND PICKETING
Vasil'yev Fedor Petrovich, Dr of law, associate professor, police colonel. Position: associate professor at UDSOOP chair. Place of employment: Management Academy of MIA Russia.
Nasyrov Radik Rafailevich, police Lieutenant Colonel, student of Management Academy of MIA Russia. Position: chief of staff. Place of employment: OMVD Russia in Chishminsk region of Bashkortostan republic. E-mail: nasirovra-dik@mail.ru
Annotation: In this article the authors present about the contemporary special features of organization and conducting of different public measure, and also the activity of the police (territorial organs of internal affairs) in the protection of social order under these conditions. One temporarily authors advance their propositions for improvement of the organization of activity [OVD] and introduction of changes normative lawful reports.
Преобразования в социальной, экономической, политической и других системах российского общества за последние десятилетия способствовали развитию проведения различных публичных акций. При этом на современном этапе свобода собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирований, проведение раз-
личных мероприятий публичного характера в стране, является одним общепринятым элементом в жизни нашего общества. Одновременно формы непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами в демократическом государстве (гражданское общество) продолжает совершенствоваться в рамках международных и конституционных норм.
В систему органов защищающих права и свободы человека входят множество государственных органов, структур и институтов. Государство устанавливает компетенцию этих органов власти, тем самым наделяя их конкретными функциями. Именно компетенция определяет особенные функции каждого субъекта в воз-никаемых отношениях и обеспечивает их совместных действий. Особенная роль в обеспечении защиты прав и свобод граждан отводится ОВД, которые являясь органом исполнительной власти, осуществляют свою деятельность на основе правовых принципов закрепленных в конституционных нормах нашей страны.
В правовом государстве все правоохранительные и контролирующие органы должны обеспечить в пределах своих компетенций возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако непосредственные функции по защите этих прав возложены на ОВД, которая характеризуется совокупностью стоящих перед ними задач, а также объемом конкретных обязанностей и прав. Так, в данном случае В.А. Казюлин отмечает, что сотрудники полиции подразделений вневедомственной охраны осуществляют свои функции по защите всех видов собственности на основе Конституции РФ (ст. 7). В процессе реализации договорных обязательств они одновременно участвуют и в организации и охраны общественного порядка1. При этом свои те или иные государственные функции должны реализовывать взаимодействия с другими подразделениями. Которые требуют комплексного подхода. Особенно по вопросам массовых мероприятий.
В обязанности полиции по обеспечению правопорядка совместно с субъектами управления (контроля) и организаторами в подготовительные и проводимые периоды публичных мероприятий по обеспечению (организации) безопасности граждан и ООП во время проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирований входит выдача конкретных мер. А именно: дозволяемые действия для участников и ограничения, а также запреты в целях недопущения ими различного характера отрицательных (осложняющих) факторов, ситуаций, приводящие к нарушению повседневного жизненного режима. Эти и другие особенности действий и полномочий полиции по существу закреплены в ст. 12 ч. 1 п. 6 ФЗ «О полиции», а также в иных нормативных правовых актах.
В данном случае термин «содействие» следует толковать, что осуществление совместных действий направлены на облегчение, оказания помощи организаторам публичного мероприятия в обеспечении как организации, так и охраны общественного порядка и обеспечения безопасности участников мероприятий. Тем более понятие общественный порядок, общественная безопасность и их охрана являются основными
1 См. главу 7 Организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции// Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Учебник. Под. ред.
В.В. Гордиенко, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. С. 259279.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА Васильев Ф.П.
Насыров Р.Р.
элементами (повседневные) в деятельности полиции. Или же общественный порядок в целом как таковое представляет собой систему волевых социальных отношений как необходимое явление в административном правоотношении (административная деятельность полиции, в том числе административно-юрисдикционной). При этом общественный порядок в широком (растяжимое) плане на первоначальном этапе не конкретизируется, а преобразуются от жизненных явлений, процессов и факторов (человеческий). Так, мы не сможем говорить об ООП, когда нет пребывание (нахождение) любого участника правоотношения на том или ином месте. Необходимо требуется (как обязательное условие) преобразование, создание ситуаций, явлений и т.д., на которые в последующем распространяются предписанные правила законами и являющимися в качестве охраняемых объектов.
С другой стороны современное понятие и толкование об общественной безопасности требует придавать значение состоянию защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных законных интересов физических и юридических лиц (участников правоотношения), общественного спокойствия, нормальная жизнедеятельность общества и государственных институтов. То есть, с точки зрения деятельности полиции (ОВД РФ) должна быть в виде прямых функций или задач по обеспечению того или иного вида безопасности, входящие в ее непосредственное ведение (обязанность).
Любые мероприятия (районного или городского уровня) требуют не допущения нарушений условий, жизнедеятельных процессов на данной местности, а в случае возникновения, какого либо конфликта, в том числе провокационного характера может привести к групповому нарушению общественного порядка, совершению преступлений. Данные негативные последствии осложнят проведение публичного мероприятия, и обеспечения безопасности пребывания его участников, если не принять своевременных мер реагирова-ния2. Обязанность по обеспечению правопорядка при проведении публичного мероприятия возлагается на начальника территориального ОВД которое реализуется посредством назначения уполномоченного представителя ОВД в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении правопорядка и безопасности граждан.
Назначение уполномоченного представителя территориального ОВД оформляется распоряжением начальника данного территориального органа, его полномочия регламентируются конституционными положениями, ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ФЗ «О полиции», и другими нормативно-правовыми актами. И его права законодателем в ст. 14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Так, он вправе требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие или самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения); требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его проведения и организации; по просьбе организатора публичного мероприятия удалять лиц, не соблюдающих
2 Коос С.А. Профилактика и пресечение групповых правонарушений в сфере общественного порядка. Сборник трудов адъюнктов и соискателей. Московская академия М. 2000 г.
установленные правила (требований) с места его проведения3.
В данном случае, на наш взгляд необходимо расширить полномочия уполномоченного представителя ОВД по удалению с места проведения - из зоны публичного мероприятия любого лица совершающего правонарушение и не только по просьбе организатора публичного мероприятия, но и по инициативе полиции. Тем более, публичные мероприятия в основном имеют массовый характер, с пребыванием определенного количества людей, на определенном участке, местности и организатору мероприятия в силу объективных причин не удается реально проконтролировать поведение всех участников мероприятия, за которых он должен отвечать. Кроме того не исключено, что в отдельных случаях сам организатор публичного мероприятия может выступать заинтересованным лицом в изменении обстановки обще установленных правил.
Сотрудники полиции в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных мероприятий имеют право осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуть личному осмотру и не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места4.
Если в ходе проведения публичного мероприятия допущено по вине участников нарушение правопорядка, не представляющее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель территориального ОВД обладает правом потребовать от организатора мероприятия устранить выявленные нарушения. Когда требование об их устранении не исполняется и не устраняются, то он вправе потребовать приостановить проводимое мероприятие. В случае их устранения, по согласованию с организатором и соответствующим уполномоченным лицом публичное мероприятие может быть продолжено. А основаниями прекращения публичных мероприятий являются создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества юридических и физических лиц, совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий, в том числе и со стороны организатора публичного мероприятия.
Вместе с тем, в случае не исполнения прямого указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают меры по его прекращению. При этом все действия должны проходить в соответствии с предписанным законодательством, а невыполнение же законных требований сотрудников полиции или оказание неповиновения им отдельными участниками публичного мероприятия или же препят-ствование в установлении правопорядка влечет за собой ответственность данных лиц (в зависимости от их деяний и последствий). Кроме того, ФЗ «О полиции» определяет правовые основы сотрудников полиции применения спецсредств для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нару-
3 Федеральный закон от 19.06.2004, № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изменениями и дополнениями на 08 июня 2012 г.).
4Федеральный закон РФ ФЗ № 3 от 02.02.2011 «О полиции» СЗ
РФ от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 900 (с изменениями и дополне-
ниями на 03 декабря 2012 г.).
шающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. В качестве спецсредств они имеют право применять палки резиновые, газовые и электрошоковые средства, светошоковые устройства, световые и акустические спецсредства, водометы и бронемашины. Применение водометов и бронемашин осуществляется только по решению руководителя ОВД с последующим уведомлением прокурора в течения 24 часов. Эти и другие особенности и рассматривались А.Р. Косиковским, О.С. Молочаевой и Ф.П. Васильевым и
др.5.
Закон запрещает применение спецсредств в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидности и малолетних лиц, за исключением тех случаев, когда данные лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают группового либо иного характера нападения, угрожающие жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. А также при пресечении не санкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Или же запрещает экстремистскую деятельности при проведении публичных мероприятий6. Организаторы публичных мероприятий, несут ответственность за несоблюдение требований установленных законодательством, касающихся порядка проведения публичных мероприятий, недопущения экстремистской деятельности и своевременного ее пресечения. Об ответственности за экстремистскую деятельность организаторы публичных мероприятий в письменной форме предупреждаются полицией.
Уполномоченный представитель ОВД РФ (полиции) самостоятельно принимает решение о прекращении публичного мероприятия, в случаях установления факта наличия у участников публичного мероприятия оружия (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а так же предметов специально изготовленных или приспособленных для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам, а также в случае установления факта привлечения для участия в публичных мероприятиях экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространения экстремистских материалов7.
Под экстремистской организацией следует понимать общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы - это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное, расовое превосходство
5 См. Васильев Ф.П., Косиковский А.Р. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России /М.: жур. ВАК Российский следователь № 4 - 2012 г., а также Васильев Ф.П., Косиковский А.Р., Молочаева О.С. Практическое толкование о применении полицией огнестрельного оружия.
6 Федеральный закон от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
7Федеральный закон ФЗ № 114 от 25.06.2002 «О противодействии экстремистской деятельности».
либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, национальной, религиозной группы.
О современных проблемах и задачах ОВД РФ в данной области мы можем заметить в трудах Ф.П. Васильева8. Но вместе с тем, в настоящее время данную проблему следует рассматривать более глобализаци-онном порядке. Прежде всего, об особенностях взаимодействия полиции с вновь созданными федеральными органами исполнительной власти Президентом России (в рамках - Структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации на 2013 год).
Важное место в правовом регулировании охраны правопорядка при проведении публичных мероприятий занимает внутриведомственное нормативное регулирование деятельности ОВД. На полицию возлагаются задачи по разработке плана обеспечения ООП и безопасности при проведении публичных мероприятий, подготовке и расстановке сил и средств, организации и координации взаимодействия со всеми органами государственной власти, иными субъектами, участвующими в охране правопорядка (безопасности) и непосредственно в проведении публичных мероприятий, контроль за оперативной обстановкой, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, документирование противоправной деятельности и привлечение виновных к ответственности9.
Проведенный анализ ведомственных нормативных актов МВД России показывает, что до настоящего времени не нашли недостаточного отражения нормы регулирующие и определяющие задачи полиции, ее особые права и обязанности по обеспечению правопорядка при проведении публично-массовых мероприятий. В настоящее время имеется потребность в издании специального нормативного акта, который бы регламентировал вопросы организации ОВД РФ (территориальными10) по охране правопорядка при проведении публичных мероприятий, в том числе в масштабах страны. Например, специального ведомственного нормативного акта «Наставление по обеспечению правопорядка при подготовке и проведении публичных мероприятий». Тем более в Уставе патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 11.03.2012, № 160 не полной мере отражены вопросы обеспечения правопорядка при проведении публичных мероприятий. В нем определены лишь цели и задачи полиции (ОВД РФ) при проведении публичных мероприятий, а порядок организации и осуществление их выполнения не регламентированы. В связи с этим на наш взгляд структура предлагаемого нами ведомственного нормативного акта «Наставление по обеспечению правопорядка при подготовке и
8 Например см. Васильев Ф.П. Роль органов внутренних дел в пресечении экстремизма на современном этапе. /Ежекв. Жур. Труды Академии управления МВД России. М.: № 3 (11): 2009. - С. 78-82.
9 Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Учебник/ под. ред. доктора юр. наук Гордиенко В.В.. Москва, ЮНИТИ-ДАНА -2012. С-390.
10 О современных проблемах организации деятельности ОВД районного уровня достаточно полно рассматривает А.В. Мельников. См.: Мельников А.В. Научно-теоретический взгляд на деятельность территориальных органов внутренних дел районных уровней в области организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в современных условиях /Вестник Владимирского юридического института - 2012 - № 4(25). С. 96-100.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА Васильев Ф.П.
Насыров Р.Р.
проведении публичных мероприятий» должна иметь следующие разделы:
■ «Общие положения» - где определялись бы цели, задачи, функции и компетенция руководителей полиции при подготовке и проведении публичных мероприятий. Выдача кратких определений и применяемых сокращений, наименований подразделений, сил и средств.
■ «Организация управления силами и средствами полиции при проведении публичных мероприятий» -изложить о порядке создания оперативных штабов, групп и их состав, полномочия, а также задачи руководителей и иных участников; порядок сбора, анализа и обобщения информации; планирования действий с вариантами типовых планов по конкретным видам публичных мероприятий; расстановка сил и средств.
■ «Основные направления деятельности полиции в период подготовки и проведения публичных мероприятий» - устанавливает вопросы организации ООП в подготовительные и исполнительные периоды.
■ «Тактика действий личного состава ОВД в различных ситуациях публичного мероприятия» - действия личного состава ОВД в различных случаях, в том числе при осложнении оперативной обстановки (предупреждение и пресечение несанкционированных публичных мероприятий, групповом нарушении общественного порядка сопровождающего с оказанием неповиновения сотрудникам ОВД и др.). Методику проведения специальных учений по управлению силами и средствами, действий личного состава при проведении публичного мероприятия. Также необходимо отразить правила документирования совершаемых нарушений правопорядка при проведении публичных мероприятий: вопросы взаимодействия ОВД при подготовке и проведении публичного мероприятия с органами государственной власти, другими органами правоохранительной направленности, органами местного самоуправления; в разделе «Материально - техническое обеспечение» определить необходимое количество и виды специальных средств состоящих на вооружении полиции необходимых для эффективного их использования и применения личным составом ОВД при проведении публичных мероприятий.
Таким образом, успех в деятельности полиции в области обеспечения безопасности при проведении публично-массовых мероприятий во многом зависит от уровня нормативно-правового и технического обеспечения. Проведенный анализ данной проблемы показывает, что для ее решения требуется разработка соответствующего ведомственного акта, в котором следует регламентировать все аспекты управленческой деятельности полиции при подготовке и проведении публичных мероприятий.