и монетарными индикаторами (уровень монетизации российской экономики М2/ВВП, денежная масса М2 и остатки на корсчетах кредитных организаций в ЦБ РФ.
Коэффициент монетизации российской экономики увеличился с 15,5 в 1995 г. до 33,6 % в 2006 г. таким образом, значительно повысился уровень доступных инвестиционных ресурсов, в том числе и для развития российского фондового рынка, что внесло существенный вклад в рост капитализации рынка акций и индекса РТС.
В период 1995-2006 гг. отмечалась высокая степень корреляции денежной массы М2 и индекса РТС (коэффициент корреляции - 0,96), а также монетизации экономики и индекса РТС (0,93). Корреляция между индексом РТС и ключевым индикатором ликвидности банковской системы (остатки на банковских корреспондентских счетах в ЦБ РФ) тоже очень высока (0,91).
Вместе с тем, в отдельные периоды степень коррелированности денежных показателей с индексом РТС была невысокой, что, вероятно, связано с непостоянными временными лагами между изменениями денежной массы и их влиянием на рынок акций. Анализ подтверждает, что, например, весной
2004 г. одной из причин резкого падения индекса РТС стало заметное сокращение банковской ликвидности (остатков на корсчетах банков в ЦБ РФ)2.
Таким образом, определены факторы, воздействующие на динамику фондового рынка в России (в порядке значимости): спрэд доходности государственных облигаций развивающихся стран к американским казначейским облигациям, спрэд доходности российских еврооблигаций к американским и облигациям развивающихся стран, динамика мировых цен на нефть, монетизация российской экономики и показатели банковской ликвидности, процентные ставки и индикаторы ликвидности международных финансовых рынков, американские фондовые индексы.
Исследование показало, что взаимосвязь между фондовым рынком и реальным сектором иногда прослеживается, но пока незначительно. В этой ситуации необходима конструктивная политика, обеспечивающая формирование финансовых ресурсов, адекватных задачам экономического роста, и большую интеграцию финансового рынка и реальной экономики в единой экономической системе.
Особенности деятельности подразделения
служебного собаководства в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
Д.А. Шарер
начальник отдела Управления специального назначения 9 Департамента ФСКН России, соискатель, кафедра «Национальная безопасность» Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Обострение наркоситуации в России и на всем постсоветском пространстве обусловило необходимость более активного проведения антинаркотических мероприятий, а малая эффективность принимаемых ранее на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях мер, предопределила переход к более масштабной и качественно иной деятельности, именуемой государственной наркополитикой.
В связи с этим, перед правоохранительными структурами страны, встают первоочередные задачи, достижение которых возможно только при концентрации имеющихся сил на основных направлениях и объедении всех возможностей1.
В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики, в области контроля за оборотом наркотических средств и психо-
2 См.: Беленькая О. Фондовые качели последних лет - экономический анализ динамики индекса РТС // Рынок ценных бумаг, 2005. № 14 (293). С. 21-28.
1 См.: Алексеев А.В. Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России //Стенограмма парламентских слушаний Комитета по безопасности. — М.: Новый Арбат, 19. 2001. 26 октября.
01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о
X
и ф
г X
Е о
X
о
т
Е ф
^
п
к <
X X X н
и ф
со
ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
ту наркотиков, учитывался ряд объективных особенностей и предпосылок. Основными каналами поступления наркотиков и сильнодействующих веществ на территорию России является их незаконный ввоз. Сотрудники антинаркотического ведомства проводят оперативно-следственные мероприятия, связанные с обследованием большого количества транспортных средств и различного перемещаемого груза, производством обысков в индивидуальных, жилых домах подозреваемых. На сложность, проведения вышеуказанных мероприятий, накладывает свой отпечаток стремление преступников скрыть свою противоправную деятельность, в том числе путем использования различных ухищрений. Также к одной из особенностей в работе по предупреждению, пресечению и раскрытию наркопреступлений можно причислить необходимость принятия мер уголовно-процессуального принуждения, ограничивающих личную свободу граждан и связанных с непосредственным задержанием лиц6, подозреваемых в совершении преступления. Эти и другие предпосылки явились основным аргументом в пользу создания и развития в ФСКН России собственной кинологической службы.
При проведении мероприятий, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, служебные собаки могут быть использованы для поиска запрещенных к обороту веществ, а в случае необходимости, для отражения нападения на граждан и со-позволяет использовать их как специальные трудников органов наркоконтроля, для кон-
тропных веществ, в марте 2003 года создан новый исполнительно-распорядительный орган - Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, далее преобразованный в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)2.
В задачи, поставленные перед ФСКН России, кроме контролирующих и координирующих функций, включена и правоохранительная деятельность3. При формировании структуры ФСКН России, в ее состав были включены новые подразделения, в том числе подразделения служебного собаководства, объединенные в кинологическую службу.
Основная мотивация создания собственной кинологической службы в органах наркоконтроля максимально направлена на повышение эффективности деятельности ФСКН России и ее ориентирование на обеспечение результативности в работе.
Несмотря на современный уровень развития науки и техники, служебные собаки по-прежнему остаются незаменимыми помощниками, которые вносят свой весомый вклад в противостояние государства наркопреступности. Особенности хорошо развитого обонятельного аппарата служебных собак, раскрывают широкие возможности применения их в качестве биодетекторов, а необходимый набор физиологических качеств (сила, выносливость, преданность хозяину и т.д.) при качественной дрессировке, закрепленной отечественной школой подготовки,
средства4 для защиты или пресечения нападения. Вышеперечисленное указывает на уникальность специально обученных собак и возможность их комплексного использования в целях своевременного обнаружения запрещенных к обороту средств и веществ, а также задержания лиц, участвующих в их незаконном обороте.
При создании кинологической службы в сфере противодействия незаконному оборо-
воирования и охраны задержанных и т.д.5 Такие возможности стали основными требованиями при подборе собак для использования в ФСКН России.
В настоящее время некоторые из правоохранительных ведомств Российской Федерации для обнаружения наркотических веществ применяют технические средства контроля на базе приборных физических и физико-химических методов (рентгеноско-
2 Прим. автора: с 1 июля 2003 года - Госнаркоконтроль, с 9 марта 2004 года - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Указ Президента РФ № 314), с 28 июля 2004 года - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Указ Президента РФ № 976).
3 См.: Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества / под ред. В.И. Стародубова, А.И. Та-таркина. - М.: ИЭ УрО РАН, 2006. С. 256.
4 Прим. автора: Служебные собаки органов наркоконтроля являются специальным средством - пункт 4 Постановления Правительства РФ от 9.02.04. № 66 «Об утверждении перечня видов оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств, принятых на вооружение Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
5 См.: статья 14 Федерального закона «О милиции» от 18.04.91 г. №1026-1 (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 №68-ФЗ, с изм. и доп.).
6 См.: статья 91 УПК РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).
пия, метод ядерно-квадрупольного резонанса, хромато-масс-спектрометрия, спектроскопия ионной подвижности и др.). Но все вышеперечисленные методы, имеют ряд существенных недостатков7, которые отсутствуют в работе специалистов-кинологов со служебными собаками. Данное обстоятельство указывает на уникальность служебных собак, способных оказывать эффективную помощь сотрудникам органов наркоконтроля в противодействии незаконному обороту наркотиков.
В 1965 году для практического применения был разработан и предложен правоохранительным органам метод одорологической выборки человека (один из методов криминалистической одорологии), в котором в качестве детектора запаховых веществ использовалась специально подготовленная собака. О данном методе впервые было заявлено его авторами В.В.Безруковым, А.И.Винбергом, М.Г. Майоровым и Р.Тодоровым8. Суть предлагаемых действий сводилась к изъятию с места преступления запаховой информации конкретного лица, ее консервация и проведение последующей идентификации подозреваемого при помощи собаки-детектора. За последние десятилетия, метод одорологической выборки человека значительно усовершенствовался, и в настоящее время он успешно применяется при проведении запаховых экспертиз9. Идентификация людей по запа-ховым пробам, с оставленных ими на месте преступления запаховым следам, раскрывает широкие возможности для эффективного использования служебных собак в противодействии незаконному обороту наркотиков. Так, специалистами-кинологами ФСКН России во взаимодействии с ЭКУ МВД России, при помощи запаховых следов, обнаруженных на средствах изготовления, использования и упаковке наркотических средств, проведено более 40 одорологических экспертиз, из которых 30 положительных (подозреваемые идентифицированы, задержаны, а материалы переданы в суд), 6 вероятно-положительных (по которым установлены подозреваемые лица) и 4 отрицательные.
Использование служебных собак для поиска запрещенных к обороту веществ выражается в способности переводить одоро-
логическую информацию с «языка» биохимических сигналов в зрительные и звуковые, понятные человеку поведенческие образы, называемые - сигнальным поведением.
Несмотря на значительные преимущества служебных собак перед техническими средствами, до настоящего времени, полученная в ходе их работы специфическая информация не поддается объективной или количественной оценке и не может быть оформлена как доказательство для передачи в суд. Но неоспоримым остается факт эффективного использования служебных собак на этапах предварительного следствия и в оперативно-розыскных мероприятиях. Здесь же хочется отметить, что при поиске наркотиков, сокрытых ухищренным способом (в тайниках, схронах, ямах и т.д.) служебные собаки могут оказаться единственным и не заменимым средством.
Для управления служебными собаками и умелого использования информации, получаемой при помощи собак в виде разнообразных форм сигнального поведения, в штаты органов наркоконтроля включены должности специалистов-кинологов. В процессе работы специалист-кинолог и служебная собака составляют единое социально-биологическое звено, эффект от деятельности которого, зависит от уровня профессиональной подготовки специалиста-кинолога и надрессированности служебной собаки.
При включении в состав оперативно-следственных групп специалистов-кинологов их деятельность выражается в непосредственном использовании служебных собак для поиска и обнаружения запрещенных к обороту веществ и возможности делать заявления, подлежащие занесению в протоколы; обращать внимание уполномоченных лиц на обстоятельства, препятствующие поиску и обнаружению доказательств противоправной деятельности.
В Российском законодательстве имеется достаточно оснований для привлечения специалистов-кинологов со служебными собаками к участию в оперативно-розыскных мероприятиях, а по решению следственных органов в следственных действиях. Так, специалист-кинолог, с процессуальной точки зрения, может рассматриваться как спе-циалист10, т.е. лицо, обладающее специаль-
01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г X
Е о х
о а
т
7 См.: Федоров Ю.А. Индикация наркотических веществ //Специальная техника. 2001 год. №5.
8 См.: Безруков В.В., Винберг А.И., Майоров М.Г., Тодоров Р. Новое в криминалистике //Соц. законность. 1965.
М.:
№ 10.
9 См.: Методические и процессуальные аспекты криминалистической одорологии: сборник научных трудов. ЭКЦ МВД России, 1992. С. 45-68.
10 См.: статья 58 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (в ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).
Е Ф
ч:
п
к <
X X X н
и ф
со
ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
ными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении специальных средств, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию11. Как уже отмечалось ранее, в случаях привлечения специалиста-кинолога к участию в мероприятиях, служебной собаке отводится роль биодетектора или специального средства.
При планировании и подготовке к проведению оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, связанных с расследованием преступлений отнесенных законодательством к компетенции органов наркоконтроля, особое внимание должно обращаться на вопросы, учитывающие своевременное обнаружение доказательств, как правило, доказательствами могут быть запрещенные к обороту вещества. Для этого, при определении круга специалистов, способных оказать содействие оперативным работникам и следователям, необходимо привлекать специалистов-кинологов.
В ФСКН России, специалисты-кинологи со служебными собаками, успешно используются в мероприятиях предусмотренных пунктами 3; 4; 6; 7; 8; 9; 13 части первой статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; контролируемая поставка) и следственных действиях, связанных с осмотром, обыском и выемкой предметов.
Вместе с тем практика показала, что для эффективного раскрытия преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля, необходим качественный пересмотр порядка и расширение спектра использования служебных собак. В результате чего, использование служебных собак для поиска человека по его запаховым следам или выборки человека по запаху, отобранному с вещи, изъятой с места преступления в качестве вещественного доказательства, во многом облегчило работу сотрудников органов наркоконтроля по установлению причастности лиц, при обнаружении «бесхо-
зных» схронов и тайников с наркотическими средствами. Специальные собаки дали возможность повысить эффективность охраны объектов, особенно в ночное время суток, а собаки, подготовленные для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, позволили своевременно обнаружить взрывоопасные предметы как при проведении оперативно-следственных мероприятий, так и при проведении мероприятий, направленных на укрепление антитеррористической защищенности различных объектов ФСКН России.
О результативном использовании служебных собак, при проведении мероприятий, свидетельствуют данные полученные при анализе деятельности кинологической службы ФСКН России. Так, в 2007 году, специалисты-кинологи со служебными собаками приняли участие в более чем 9260 оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях, что почти в 1,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (7215), из них связанных с изъятием наркотических средств и психотропных веществ - 2427 (АППГ - 1913).
С помощью служебных собак из незаконного оборота изъято более 1260 кг героина, свыше 2600 кг марихуаны, около 1350 кг опия-сырца, гашиша, гашишного масла и других наркотических средств.
Кроме того, в ходе проведенных мероприятий, по остаточному запаху наркотических веществ, обнаружено и изъято ценностей и денежных средств на сумму свыше 5 млн рублей; более 40 единиц огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, около 3 кг взрывчатых веществ и 15 взрывных устройств.
В ходе проведения мероприятий, связанных с задержанием правонарушителей, в отчетном периоде при помощи служебных собак задержано - 217 человек (АППГ-123) и проведено 6358 мероприятий связанных с сопровождением, конвоированием и охраной (АППГ-2629). Проведено более 112 оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных п.9 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Что позволило изъять из незаконного оборота, совершаемого путем пересылки запрещенных веществ в почтовых отправлениях, более 300 г героина, в том числе его разновидности 3-метилфентонила, 25 таблеток экстази, около 250 г марихуаны, свыше 1,5 кг гашиша и гашишного масла, 20 г различных медицинских препаратов (трамадол
11 См.: Гурдин С.В. Участие специалиста-кинолога на досудебных стадиях уголовного процесса: дисс. канд. юрид. наук. - М., 2001.
и др.). Вместе с тем, организовано и проведено более 20 одорологических экспертиз, из которых 10 положительных, 6 вероятно-положительных и 4 отрицательные.
Приведенные выше результаты работы специалистов-кинологов, являются лишь маленькой частью из всего спектра функционирования кинологической службы ФСКН России, т.к. развитие самой кинологической службы представляет собой разносторонний, непрерывный и динамичный процесс, направленный на создание и поддержание пространственной материальной среды в интересах функционирования всех компонентов подразделения. Рассматривая кинологическую службу с точки зрения самостоятельной экономической системы12 и учитывая факторное пространство, можно сформулировать основные функции службы, которые представлены комплексом ме-
роприятий, направленных на организацию управления, использование и подготовку сотрудников к выполнению поставленных задач, а так же на проведение мероприятий по всестороннему, ресурсному обеспечению. Особенность функционирования кинологической службы ФСКН России заключается в многоуровневом процессе, выраженном в деятельности, при тесной интеграции с другими подразделениями ФСКН России, на который накладывает свой отпечаток общая стратегия и тактика деятельности ФСКН России. Таким образом, учитывая особенности деятельности подразделений служебного собаководства, можно сделать вывод, что кинологическая служба ФСКН России, в пределах своей компетенции, принимает непосредственное участие в решении задач, связанных с обеспечением национальной безопасности.
:
12 См.: Прыкин Б.В., Прыкина Т.Б., Эриашвили Н.Д., Захаров С.В. Микроэкономика в таблицах и графиках: н
учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. Ф
СО