УДК 159 9: 331 101 3 ББК 67.401
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА КУТЕПОВА,
кандидат биологических наук, начальник кафедры педагогики и психологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.03 - психология труда Рецензент: кандидат психологических наук, доцент В.Е. Петров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены факторы неблагополучия семьи, которое приводит к безнадзорности детей и подростков; особенности методов и приемов социальной профилактики, содержание психологического сопровождения профилактической работы отдела участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних; организация профилактической и коррекционно-реабилитационной работы участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних.
Ключевые слова: безнадзорный ребенок или подросток, неблагополучие семьи, методы и приемы, содержание психологического сопровождения профилактики безнадзорности.
Annotation. Examined family ill-being factors that cause child and juvenile neglect, special features of social prevention methods and techniques, the content of psychological assistance in preventive activities held by district police officers and units for child and juvenile neglect prevention, and arrangement of preventive, correctional and rehabilitative activities conducted by district police officers and units for child and juvenile neglect prevention.
Keywords: neglected child or teenager, family ill-being, methods and techniques, content of psychological assistance in child neglect prevention.
Рост социальной напряженности и экономического кризиса ведет к увеличению трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Одной из серьезнейших проблем современного общества по-прежнему является детская и подростковая безнадзорность. Безнадзорность детей и подростков способствует формированию такой личности, которая не может приспособиться к общественной жизни из-за неправильно сложившегося понимания морально-нравственных норм, норм поведения в обществе и представляет собой угрозу для будущего нашей страны.
В отношении безнадзорных детей считаются наиболее эффективными меры, носящие комплексный и профилактический характер. С целью решения основных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъекты профилактики осуществляют различные виды помощи не-
благополучным семьям и воспитывающимся в них детям: психологическую, социальную, педагогическую, социально-педагогическую, экономическую, правовую, медицинскую [13]. Воздействие с целью коррекции неблагоприятной обстановки в семье и устранение факторов, ее обусловливающих, осуществляется через оказание психологической и социально-педагогической помощи. Объектами данного воздействия являются родители и законные представители ребенка, не исполняющие своих обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних или отрицательно действующие на них, или жестоко обращающиеся с ними, и несовершеннолетние, оказавшиеся в опасном положении.
Проблема детской безнадзорности как результат социально-экономического кризиса страны и поиск наиболее эффективных путей ее решения рассматри-
вались в работах Е.М. Антоновой [1]. Изучению детской безнадзорности и беспризорности в современной России и анализу причин и последствий ее в обществе посвящены работы В.И. Васильевой [4].
Всесторонним исследованием этой проблемы занимались и другие ученые. Так, Т.В. Голубева [5] изучала деятельность специализированных отделений, занимающихся профилактикой и временным содержанием безнадзорных и беспризорных детей и подростков, а также порядок круглосуточного приема в то или иное отделение. Е.И Егорова исследовала разработку и организацию деятельности отделений по профилактике безнадзорности детей и подростков [6]. А.Л. Медведева занималась изучением профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [8]. П.Д. Павленок и М.Я Руднева считали детскую и подростковую безнадзорность благоприятной почвой для развития беспризорности, рассматривая ее как нарушение нормального процесса социализации подростка [9]. С.А. Пыжкин анализировал причины и методы профилактики безнадзорности среди детей и подростков в современной России [12]. Е.И. Холостова рассматривала социальную работу с семьей и пришла к выводу, что безнадзорность в подростковом возрасте развивается из-за некорректного привития семейных ценностей ребенку [17].
С.А. Беличева, Б.Н. Боденко, Е.Б. Бреева, В.А. Никитин в своих работах подтверждают, что причиной возникновения детской и подростковой безнадзорности является ослабление института семьи. И причина эта связана с критическим положением как экономической, так и образовательной, и культурной сфер [15].
Главной причиной развития детской и подростковой безнадзорности выступает неблагополучие семьи. Семья является основой воспитания детей и подростков, в которой заложены высокие морально-нравственные ценности. Однако, связи между родителями и ребенком очень хрупкие, и их легко разрушить. Проблемы в семье могут стать причиной нарушения в сознании и психическом развитии несовершеннолетнего.
Сегодня существует множество факторов, которые способствуют формированию неблагополучных семей. К ним можно отнести социально-экономические, медико-санитарные, социально-демографические, социально-психологические, криминальные факторы.
Все эти факторы являются причиной детского и подросткового неблагополучия, следовательно, одной из самых серьезных проблем современного общества - безнадзорности детей и подростков, которую нельзя игнорировать.
Именно семейное неблагополучие дает толчок развитию детской и подростковой безнадзорности. Большая часть безнадзорных детей и подростков - это несовершеннолетние с проявлениями девиантного поведения, употребляющие алкоголь, наркотики, совершающие правонарушения и антиобщественные деяния.
Отделы участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, явля-
ясь субъектами профилактики детской и подростковой безнадзорности, наряду с решением других социальных проблем и предотвращением антиобщественных деяний среди несовершеннолетних, в рамках профессиональной деятельности ставят цель по разрешению и предотвращению детской и подростковой безнадзорности, помогая несовершеннолетним и их семьям в социальной адаптации, в предупреждении среди несовершеннолетних преступности [10].
Анализируя деятельность отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, следует отметить, что по предотвращению детской и подростковой безнадзорности отдел полиции решает следующие задачи:
• своевременное выявление безнадзорного несовершеннолетнего и определение причины, по которой он стал безнадзорным;
• организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей для разрешения существующих проблем в семье;
• организация информационной и реабилитационной работы с родителями или лицами, их заменяющими, которая направлена на повышение родительской ответственности и сознательности, при необходимости оказание родителям социальной, психологической, правовой и других видов помощи;
• осуществление статистического анализа безнадзорности, беспризорности, наркомании, алкоголизма и правонарушений;
• принятие участия в создании целевых программ в целях разрешения и предотвращения детской и подростковой безнадзорности, совершения преступлений, антиобщественных деяний, употребления алкогольной продукции, наркотиков и токсических веществ;
• организация и разработка рейдов, обучающих семинаров для должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, совершения правонарушений несовершеннолетними, антиобщественных деяний;
• оказание содействия развитию межрайонных связей между соседними близлежащими районами в области разрешения, предотвращения и профилактики детской и подростковой безнадзорности, совершения антиобщественных деяний и преступных действий среди несовершеннолетних, употребления алкогольной продукции, наркотических и токсических веществ несовершеннолетними [16].
В целях реализации вышеперечисленных задач в отделе участковых уполномоченных полиции и подразделении по делам несовершеннолетних города Можайска были определены направления работы по разрешению и предотвращению проблемы детской и подростковой безнадзорности [6].
Первым и основным на данный период направлением в работе отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних является задача по восстановлению роли школы в воспитании детей и подростков. Отдел оказывает школе
содействие по своевременному выявлению и работе с неблагополучными семьями [10].
Вторым по значимости направлением считается работа культурных, досуговых, спортивных учреждений, которые должны привлекать несовершеннолетних и их родителей или лиц, их заменяющих, к участию и организации общественных мероприятий (как городских и районных, так и межрайонных) [12].
Большое значение имеет сотрудничество отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних с социальными организациями, которые также занимаются разрешением и предотвращением проблемы детской и подростковой безнадзорности, оказывают несовершеннолетним и их родителям или лицам, их заменяющим, социально-психологическую, социально-медицинскую и консультативную помощь. Оказание вышеперечисленных видов помощи ведет к стабилизации жизнедеятельности, уменьшению социальной напряженности, предупреждению негативных проявлений в семейных отношениях.
В городе Можайске и Можайском районе в отделе участковых уполномоченных полиции и подразделении по делам несовершеннолетних были применены методики, которые больше всего подходят для своевременного разрешения и предотвращения проблемы детской и подростковой безнадзорности.
Методика контактного взаимодействия представляет собой доверительное общение между несовершеннолетним и специалистом, использующим ее. Целью методики контактного взаимодействия является сокращение дистанции и самораскрытие в процессе общения с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным работником безнадзорного несовершеннолетнего [14].
На каждой стадии контактного взаимодействия с безнадзорным ребенком или подростком используется специфическая тактика взаимодействия для решения конкретных задач, поставленных как перед инспектором по делам несовершеннолетних, так и перед социальным работником. Данная методика эффективна для установления постоянных связей с безнадзорным несовершеннолетним.
В процессе общения и использования методики контактного взаимодействия специалисты выясняют у несовершеннолетнего причины, предпосылки и условия совершения им преступления или антиобщественного деяния; характер отношений между ребенком и родителями или лицами, их заменяющими; факты психологического давления и физического насилия на ребенка, других форм унижения несовершеннолетнего родителями; соответствие психологического, нравственного, культурного, интеллектуального, физического развития несовершеннолетнего возрасту; проблемы подростка (отсутствие связи с родными, притеснение со стороны более сильных сверстников) [3].
Методика контактного взаимодействия помогает отделу участковых уполномоченных полиции и под-
разделению по делам несовершеннолетних, а также специалистам других учреждений и организаций установить постоянный контакт с несовершеннолетним, выявить причины его безнадзорности, преступления или антиобщественного деяния, помогает решить возникшие конфликты со сверстниками и с родителями или лицами, их заменяющими, с целью восстановления утраченной связи с семьей.
Методика совместного партнерства представляет собой объединение действий учреждений и организаций, занимающихся проблемой детской и подростковой безнадзорности, в том числе и отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних. Основным компонентом реализации данной методики явилось взаимное и своевременное информирование о наиболее важных проблемах детей и подростков, проживающих на территории города Можайска и Можайского района, и их обсуждение, что впоследствии помогло создать целостную картину о положении несовершеннолетних в современном обществе.
Применение методики совместного партнерства решает задачи по выработке общих подходов к решению проблемы детской и подростковой безнадзорности и проблемы их семьи; планированию общих мероприятий по своевременному разрешению и предотвращению данной проблемы среди несовершеннолетних; созданию групп поддержки, способствующих улучшению условий жизни безнадзорных детей и подростков в современном обществе; назначению лиц, ответственных за выполнение практических задач по своевременному разрешению и предотвращению проблемы детской и подростковой безнадзорности.
В состав методики совместного партнерства входят такие организации и специалисты, как преподавательский состав общеобразовательных учреждений, психологи, социальные работники и педагоги, работники здравоохранительных учреждений, члены комиссии по делам несовершеннолетних, представители местной и общественной администрации, подростковые клубы и центры дополнительного образования, родители - члены групп поддержки и другие.
Применение методики совместного партнерства стало, с одной стороны, управленческим органом, который регулирует сотрудничество специалистов разных областей и их взаимодействие с семьей, оказавшейся в социально-опасном положении, а с другой, - механизмом, способным координировать сотрудничество, озвучивать, проверять и анализировать идеи и гипотезы, предложенные специалистами, а также определять цели профилактической работы и пути их достижения [19].
В целом методика совместного партнерства направлена на объединение усилий всех участвующих в ней сторон, на активизацию общественной и частной инициативы, на предупреждение нарушений и отклонений в поведении несовершеннолетних на ранних стадиях их проявления. Реализация данной методи-
ки позволяет решать ряд задач: проведение занятий с родителями и детьми, направленными на восстановление взаимопонимания, разрешение конфликтов, предотвращение уходов из дома, шантажа родителей и попадания несовершеннолетних под влияние неформальных групп.
По результатам применения каждой из методик инспектором по делам несовершеннолетних на каждого выявленного безнадзорного или беспризорного подростка, совершившего антиобщественное действие, заводится учетно-профилактическая карточка, а на совершивших противоправное деяние с тяжкими последствиями - учетно-профилактическое дело. Следует отметить, что в ходе проверок инспекторами по делам несовершеннолетних, а также участковыми уполномоченными полиции составляются протоколы на родителей, которые недолжным образом исполняют свои родительские обязанности по воспитанию ребенка, после чего заводится учетно-профилактическая карточка на самого родителя, в которой уточняется биография, место работы, семейное положение.
Следовательно, организации и учреждения, занимающиеся проблемой детской и подростковой безнадзорности в городе Можайске и Можайском районе, оказывают всестороннюю помощь не только безнадзорным детям и подросткам, но и их родителям или лицам, их заменяющим, что в совокупности является системным подходом к эффективному применению комплексных мер по организации профилактической работы с данной группой населения.
Применение вышеперечисленных методик влияет на снижение количества безнадзорных несовершеннолетних (с 2007 г. их число сократилось с 162 до 10 человек) [7]. Это говорит о том, что государственные и местные реформы по усовершенствованию технологий и программ по разрешению и предотвращению детской и подростковой безнадзорности эффективно работают и приносят свои «плоды», уменьшая численность несовершеннолетних, самовольно ушедших их дома
Профилактика безнадзорности и беспризорности детей рассматривается на федеральном, региональном и местном уровнях. Субъектами взаимодействия по разрешению проблемы детской и подростковой безнадзорности выступают, например, на федеральном уровне - комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением и другие, а на местном уровне - центры социального обслуживания семьи и детей, психоневрологические и наркологические диспансеры, государственные учреждения дополнительного образования, детские дома, школы-интернаты. Каждое учреждение выполняет свою роль по профилактике детской и подростковой безнадзорности и решает определенный спектр социально-педагогических проблем.
Т.В. Шипунова выделяет три уровня социальной профилактики:
• общесоциальный уровень или общая профилактика. Этот уровень социальной профилактики рассматривает деятельность как государства, так и общества в целом, а также работу организаций, направленную на разрешение и предотвращение проблем в области экономики, социальной жизни, духовно-нравственного воспитания;
• специальный уровень или социально-педагогическая профилактика. Ее задача состоит в том, чтобы разными методами воздействовать на негативные причины, порождающие различные отклонения, проблемы, устранение которых осуществляется в процессе работы государственных организаций;
• индивидуальный уровень или индивидуальная профилактика. Данный уровень предполагает профилактическую работу с конкретными людьми, которые имеют в своем поведении какие-либо отклонения от нормы [18].
В социальной профилактике по безнадзорности детей и подростков существует несколько основных стадий:
• стадия предупреждения. Главной задачей на этой стадии является принятие именно тех мер, которые способствуют формированию у подростка социально-приемлемых ценностей, представлений и потребностей, которые ему в дальнейшем помогут легко и правильно адаптироваться в обществе, при этом несовершеннолетний не попадет под влияние негативных форм поведения в социуме;
• стадия предотвращения. Эта стадия способствует принятию своевременных и эффективных мер, которые в дальнейшем не допустят возникновения у несовершеннолетнего жизненной ситуации, способной негативно повлиять на его судьбу;
• стадия пресечения. Данная стадия направлена на пресечение таких форм поведения и деятельности несовершеннолетнего, которые могут привести к негативным последствиям как для самого ребенка, так и для общества в целом [2].
Основными целями, на достижение которых направлена профилактическая работа отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, являются:
• выявление и устранение причин, которые способствуют возникновению детской и подростковой безнадзорности;
• установление, сохранение и поддержание нормального образа жизни несовершеннолетних;
• содействие и помощь несовершеннолетним в достижении поставленных ими целей, а также помощь в раскрытии их творческих способностей.
Организация психологической помощи подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации, предполагает психологическое сопровождение профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. Содержание психологического сопровождения профилактической работы подразделений по делам несовершеннолетних включает:
• оказание психологической помощи несовершеннолетним в преодолении кризисных ситуаций;
• психокоррекционную работу с несовершеннолетними, отнесенными к группе риска;
• изучение индивидуальных психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей;
• изучение взаимоотношений несовершеннолетних с родителями;
• оказание помощи в обучении и профориентиации;
• психологическое консультирование сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и преподавателей школ, училищ [11].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что инспектор по делам несовершеннолетних может использовать в работе с подростком и его семьей разные методы, которые помогут ему понять, какие в данной семье отношения между подростком и родителями или лицами, их заменяющими, узнать индивидуальные качества и способности подростка, а также уровень его воспитанности. Если был правильно осуществлен подбор методов работы специалиста с несовершеннолетним и было обеспечено их своевременное применение, то можно говорить об эффективности социальной профилактики в проблеме безнадзорности детей и подростков. В самой социальной работе это означает то, что социальная профилактика как для несовершеннолетнего, так и для его родителей или лиц, их заменяющих, носит положительный и плодотворный характер и способствует восстановлению, сохранению и поддержанию нормального и привычного для общества образа жизни.
Вся профилактическая деятельность, проводимая как отделом участковых уполномоченных полиции и подразделением по делам несовершеннолетних, так и другими организациями, должна быть основана на взаимопонимании и взаимном доверии между родителями или лицами, их заменяющими, потому что только взаимное уважение и поддержка друг друга будет способствовать формированию у ребенка качеств, необходимых ему для дальнейшей жизни в социуме.
Основные направления, методики, мероприятия социальной работы тесно связаны с деятельностью отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, так как эти организации имеют общую задачу и цель, а именно: предотвратить детскую и подростковую безнадзорность, применив новые подходы и методы по ее выявлению, и осуществлять работу с детьми и подростками группы риска.
Литература
1. Антонова Е.М. Принципы и проблемы детской и подростковой безнадзорности // Вестник Филиала РГСУ М., 2010. № 1. С. 18-27.
2. Антонова Е.М. Пути решения проблем безнадзорности детей // Социально-экономические проблемы. М., 2009.
3. Бирюкова П.Т. Социальная реабилитация несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты
// Перспективы развития и актуальные проблемы. Киров, 2007. 57 с.
4. Васильева В.И. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин и последствий // Ученые записки. № 1. 2009.
5. Голубева Т.В. О работе отделения круглосуточного приема временного содержания и перевозки несовершеннолетнего // Социальная работа. М., 2008. № 6.
6. Егорова Е.И. Содержание и организация деятельности отделения профилактики безнадзорности детей и подростков // Работник социальной службы. М., 2009. № 2.
7. Комиссия по делам несовершеннолетних при губернаторе Московской области // Отчеты. Статистика. Планы. Москва, 2011.
8. Медведева А.Л. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Социальная работа. М., 2008. № 8.
9. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения // Положение беспризорных детей и подростков в Российской Федерации. М., 2009.
10. Петров В.Е., Ибрагимова Д.М. Формирование мотивации нравственно-правового поведения у подростка-девианта // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2011. № 3 (19).
11. Пряхина М.В., Душкин А.С. Содержание и основные направления психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. № 2. 2010.
12. Пыжкин С.А. Профилактика безнадзорных несовершеннолетних // Социальная работа. М., 2008. № 8.
13. Реуцкая И.Е. Коррекция неблагополучной обстановки в семье как способ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология.
14. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность. Социология. М., 2007.
15. Социальная адаптация // БСЭ. 3-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 2006: Т. 24/1.
16. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. М.: Академический проспект, 2005. 512 с.
17. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. 3-е изд. М.: ашков и Ко, 2009.
18. Шипунова Т.В. Технология социальной работы // Социальная работа с лицами девиантного поведения. М., 2011.
19. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М.: Элайда, 2000. 704 с.
References
1. Antonova E.M. Printsipy i problemy detskoi i po-drostkovoi beznadzornosti // Vestnik Filiala RGSU. M., 2010. № 1.
2. Antonova E.M. Puti resheniya problem beznadzor-nosti detei // Sotsial'no-ekonomicheskie problemy. M., 2009.
3. BiryukovaP.T. Sotsial'naya reabilitatsiya nesovershen-noletnikh v uchrezhdeniyakh sotsial'noi zashchity // Perspek-tivy razvitiya i aktual'nye problemy. Kirov, 2007. 57 s.
4. Vasil'eva VI. Besprizornost' i beznadzornost' v sovremennoi Rossii: analiz prichin i posledstvii // Uchenye zapiski. № 1. 2009.
5. Golubeva T.V. O rabote otdeleniya kruglosutochno-go priema vremennogo soderzhaniya i perevozki nesover-shennoletnego // Sotsial'naya rabota. M., 2008. № 6.
6. Egorova E.I. Soderzhanie i organizatsiya deya-tel'nosti otdeleniya profilaktiki beznadzornosti detei i po-drostkov // Rabotnik sotsial'noi sluzhby. M., 2009. № 2.
7. Komissiya po delam nesovershennoletnikh pri gu-bernatore Moskovskoi oblasti // Otchety. Statistika. Plany. Moskva, 2011.
8. Medvedeva A.L. Profilaktika beznadzornosti i be-sprizornosti nesovershennoletnikh // Sotsial'naya rabota. M., 2008. № 8.
9. Pavlenok P.D., Rudneva M.Ya. Tekhnologii sotsial'noi raboty s razlichnymi gruppami naseleniya // Polozhenie besprizornykh detei i podrostkov v Rossiiskoi Federatsii. M., 2009.
10. Petrov V.E., Ibragimova D.M. Formirovanie moti-vatsii nravstvenno-pravovogo povedeniya u podrostka-de-
vianta // Vestnik VIPK MVD Rossii. Domodedovo, 2011. № 3 (19).
11. Pryakhina M.V., Dushkin A.S. Soderzhanie i os-novnye napravleniya psikhologicheskogo soprovozhdeni-ya profilakticheskoi deyatel'nosti sotrudnikov podrazdele-nii po delam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. № 2. 2010.
12. Pyzhkin S.A. Profilaktika beznadzornykh nesovershennoletnikh // Sotsial'naya rabota. M., 2008. № 8.
13. Reutskaya I.E. Korrektsiya neblagopoluchnoi ob-stanovki v sem'e kak sposob profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh // Prikladnaya yu-ridicheskaya psikhologiya.
14. Slutskii E.G. Besprizornost' v Rossii: vnov' groznaya real'nost'. Sotsiologiya. M., 2007.
15. Sotsial'naya adaptatsiya // BSE. 3-e izd. M.: «Sovetskaya entsiklopediya», 2006: T. 24/1.
16. Firsov M.V. Studenova E.G. Teoriya sotsial'noi raboty: Uchebnoe posobie. M.: Akademicheskii prospekt, 2005. 512 s.
17. Kholostova E.I. Sotsial'naya rabota s sem'ei. 3-e izd. M.: ashkov i Ko, 2009.
18. Shipunova T.V Tekhnologiya sotsial'noi raboty // Sotsial'naya rabota s litsami deviantnogo povedeniya. M., 2011.
19. Yurchuk V.V. Sovremennyi slovar' po psikhologii. M.: Elaida, 2000. 704 s.
УДК 159.9 ББК 88.5
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ГИБДД
АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ТАРАСОВ,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: tarasovairina2@rambler. ru Научная специальность 19.00.03 - психология труда, инженерная психология и эргономика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с формированием социально-психологического климата в служебных коллективах подразделений органов внутренних дел. Поскольку характер социально-психологического климата группы в значительной степени зависит от личности и деятельности руководителя, именно руководитель не только несет ответственность за его состояние, но и обладает наибольшими возможностями в плане его формирования. Исследуются приемы и даются рекомендации, которые нацелены на становление благоприятного социально-психологического климата, способствующие