УДК 159
Литюк В.А.
студент 1 курса группа МП-23 педагог-психолог Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в работе рассматриваются вопросы влияния детско-родительских отношений на развитие детей младшего школьного возраста, приведена классификация стилей воспитания, установлено влияние личностей родителей на воспитание детей. Проведено эмпирическое исследование особенностей личностных качеств родителей, влияющих на развитие детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: отношения, родители, дети, развитие, воспитание, личностные особенности, исследование.
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым.
В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.
Первым научным направлением, которое поставило в центре внимания
развитие личности ребенка через детско-родительские отношения, стал классический психоанализ [4, с. 115]. Наибольшую известность получила теория привязанности. Основным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», представляющая собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого [1].
В процессе взаимодействия ребенок узнает себя через мать, а мать воспринимается как основной источник отношений для него. Современные исследования нацелены на изучение поведения ребенка, вместо его самосознания, чаще всего в рамках социальной адаптации и компетенции. Теперь привязанность рассматривается не как исключительно отношение, а как стратегия взаимодействия с родителями [1].
С. Шефер и Р.А. Белл представили новую динамическую модель взаимоотношений родителей, основанную на двух факторах: эмоциональном отношении к ребенку (принятие - отвержение) и стиле поведения (автономия -контроль). Каждая позиция в модели описывает взаимосвязь и взаимодействие различных факторов. В последнее время особое внимание уделяется кросскультурным и гендерным аспектам исследований детско-родительских отношений. Согласно проведенным исследованиям, каждому типу темперамента у ребенка соответствует определенный стиль поведения родителей [5, с. 12].
Исследование А. Рассела показало интересные различия в родительских стилях в зависимости от пола [1]. Оно выявило, что матерям более свойственен авторитетный стиль, а отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль чаще проявляется у родителей мальчиков, в то время как авторитетный - у родителей девочек.
Особенности и внутренние противоречия родительского отношения проявляются в яркой выраженности и напряженности обеих сторон. Заботливая забота о будущем ребенка приводит родителей к формированию определенной оценочной позиции и усилению контроля за его поведением, что превращает ребенка в объект воспитания [3, с. 69].
Специфика родительского отношения заключается в двойственности и
противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще [4, с. 178].
В семье можно выделить четыре основные тактики воспитания, которые соответствуют четырем типам семейных взаимоотношений, которые являются и причиной и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [2, с. 198].
В психологии также существует другой тип классификации стилей воспитания, связанный с типами взаимоотношений в семье: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. При диктате родители накладывают строгие требования на своих детей, стремясь подчинить их собственному превосходству и контролю. В случае опеки родители удовлетворяют все потребности ребенка, пытаясь защитить его от любых трудностей и не давая проявлять самостоятельность.
С целью выявления характера взаимоотношений в семье младших школьников было проведено исследование на базе Усть-Абаканской средней общеобразовательной школы имени Михаила Егоровича Орлова во 2 классе.
В исследовании приняли участие 30 семей.
Таблица 1. Показатели уровня влияния детско-родительских отношений на развитие ребенка (по методике «Анализ семейного воспитания» (В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер)
№ п/п Наименование шкалы Средний ранг и критерий Манна-Уитни Критерий Манна-Уитни
мать отец
1 2 3 4 5 6
1 Гиперпротекция (Г+) 26,35 14,65 83 0,002
1 2 3 4 5 6
2 Гипопротекция ( Г-) 24,45 16,55 121 0,33
3 Потворствование (У+) 14,4 26,6 78 0,001
4 Игнорирование потребностей ребенка (У-) 15,65 25,35 103 0,009
5 Чрезмерность требований ( Т+) 16,05 24,95 111 0,016
6 Недостаточность обязанностей ребенка (Т-) 13,88 27,13 67,5 0
7 Недостаточность требований - запретов к ребенку (З-) 24,38 16,63 122,5 0,35
8 Чрезмерность санкций (С+) 14,88 26,13 87,5 0,002
9 Минимальность санкций (С-) 13,40 27,60 58 0
10 Неустойчивость стиля воспитания (Н) 16,63 24,38 122,5 0,35
11 Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 16,13 24,88 112,5 0,017
12 Предпочтение в ребёнке детских качеств (ПДК) 14,65 26,35 83 0,001
13 Воспитательная неуверенность родителей (ВН) 13,83 27,18 66,5 0
14 Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 24,85 16,15 113 0,18
15 Фобия утраты ребёнка (ФУ) 16,23 24,78 114,5 0,21
16 Проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств (ПНК) 15 26 90 0,003
17 Вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания (ВК) 14,68 26,33 83,5 0,001
18 Аредпочтение мужских качеств (ПМК) 16,9 24,1 128 0,37
19 Предпочтение женских качеств (ПЖК) 15,05 25,95 91 0,001
Результаты расчета по критерию Манна-Уитни подтверждают, что в группах существует разница по шкалам. При относительно благоприятных условиях жизни семьи обусловливает тип воспитания «гипопротекция» и,
особенно, «эмоциональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей - тип воспитания «повышенная моральная ответственность», либо к нему возникает раздражительно -враждебное отношение.
Таблица 2 Показатели стратегии семейного воспитания (по методике «Стили родительского поведения» (Степанов))
№ п/п Название шкалы Средний ранг и критерий Манна-Уитни Критерий Манна-Уитни
мать отец
1 Авторитетный 16,05 24,95 111 0,016
2 Авторитарный 16,13 24,88 112,5 0,017
3 Либеральный 13,40 27,60 58 0,000
4 Индифферентный 13,88 27,13 67,5 0,000
Результаты расчета по критерию Манна-Уитни подтверждают, что в группах существует разница по шкалам: авторитетный и авторитарный. Большинство матерей за основу стиля поведения в воспитании принимают авторитарный стиль, в то время как отцы - авторитетный.
Исходя из полученных данных, наибольшее количество баллов было набрано по шкале соответствующей авторитарному стилю воспитания. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребёнок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность - основные составляющие авторитарных отношений.
После обработки всех взятых методик при исследовании детско -родительских взаимоотношений, можно сделать вывод, что одни родители хотят быть авторитарными над детьми, другие авторитетными. Если брать во
внимание авторитарность Родители склонны стремиться к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребёнка.
Семья представляет собой сложную социальную структуру, которая оказывает значительное воздействие на формирование личности. Семьи могут быть благополучными или нестабильными (с конфликтами, кризисами и проблемами).
Факторы, влияющие на развитие ребенка:
1) Опыт родителей в детстве.
2) Неудовлетворенные потребности родителей (воспитание ребенка как смысл жизни родителя, желание достижений ребенка, потребность в привязанности).
3) Индивидуальные особенности родителей.
4) Взаимоотношения с другим родителем ребенка (в случае, когда у ребенка только один биологический родитель).
5) Обстоятельства рождения ребенка (страх потерять ребенка, различие в поле ожидаемого ребенка).
Таким образом, видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7-14. 001: 10.17759^^.2017060201 (дата обращения 05.05.2024);
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович - М: Просвещение; 2015, 464 с;
3. Варга, А.Я., Столин В.В. Работа психолога с родителями. / А.Я. Варга, В. В. Столин - Детский психолог; выпуск 5, 2015. - 384 с;
4. Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие : пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - Москва: Флинта: МПСИ : Прогресс, 2019. - 342 с;
5. Шеффер А. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М., 1993. - С.62.
Lityuk V.A.
Khakass State University (Abakan, Russia)
FEATURES OF CHILD-PARENT RELATIONS AS FACTOR IN DEVELOPMENT OF CHILD AT PRIMARY SCHOOL AGE
Abstract: the paper examines the issues of the influence of child-parent relations on the development of children of primary school age, provides a classification of parenting styles, and establishes the influence ofparents' personalities on the upbringing of children. An empirical study of the characteristics of the personal qualities of parents influencing the development of primary school children has been conducted.
Keywords: relationships, parents, children, development, upbringing, personality traits, research.