Научная статья на тему 'Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX века'

Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
933
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Сысоева Е. А.

В статье рассматривается деревянная архитектура Самары на рубеже XIX − XX вв. Выявлены характерные объёмно-планировочные, конструктивные и декоративно-стилистические особенности деревянных и смешанных зданий города. Собраны и рассмотрены материалы, касающиеся деревянных домов, выполненных по проектам архитекторов. Использованы материалы Государственного архива Самарской области, БТИ города Самары, натурного исследования ряда деревянных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX века»

Вестник ТГАСУ № 2, 2008

65

В качестве общего вывода следует отметить, что объект архитектуры наследует и отражает все общественные, социальные, экономические и политические проблемы, но в то же время качественная интеллектуальная архитектура может способствовать устранению ряда проблем современного общества и современных городов.

Библиографический список

1. Мёйзер, Ф. Поиск формы / Ф. Мёйзер // Проект International № 3. - 2002. - C. 45.

2. Мёйзер, Ф. Поиск формы / Ф. Мёйзер // Проект International № 3. - 2002. - С. 75.

3. Мёйзер, Ф. Поиск формы / Ф. Мёйзер // Проект International № 3. - 2002. - C. 49.

4. Боигас, О. Десять тезисов методологии градостроительства / О.Боигас // Проект International № 11. - 2006. - С. 54-56.

5. Линч, К. Образ города / К. Линч; пер. с англ. В.Л. Глазычева; под ред. А.В. Икон-

никова. - М. : Стройиздат, 1982. - 328 с.

6. Каплун, А.И. Стиль и архитектура / А.И. Каплун; ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М. : Стройиздат, 1985. - 232 с.

7. Зитте, К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте; пер. с немецкого Я.А. Крастиныша. - М. : Стройиздат, 1993. - 255 с.

D.S. VORONTSZOVA

PROBLEMS OF FORMATION OF GRAND TRADE CENTERS IN MODERN TOWN-PLANNING PRACTICE ON THE EXAMPLE OF EKATERINBURG CITY

The article is devoted to the problemes of modern grand trade centers in Russia cities. Among the main problems the author considers: unsystematic development of the cities, outdated methods of designing and a course of administration activity in the city. The author proposes a new method of designing the 3D graphic model of the city. This model will fix the plan and 3D architectural model in the future.

УДК 72.03 (470.43)

Е.А. СЫСОЕВА, аспирант,

СГАСУ, Самара

ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САМАРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматривается деревянная архитектура Самары на рубеже XIX - XX вв. Выявлены характерные объёмно-планировочные, конструктивные и декоративностилистические особенности деревянных и смешанных зданий города. Собраны и рассмотрены материалы, касающиеся деревянных домов, выполненных по проектам архитекторов. Использованы материалы Государственного архива Самарской области, БТИ города Самары, натурного исследования ряда деревянных зданий.

В ряде научных исследований последних лет отмечалась уникальность деревянного городского зодчества России в конце XIX - начале XX в. Этот

© Е.А. Сысоева, 2008

период характеризуется слиянием народной «крестьянской» и «стилевой» архитектуры. Тем не менее деревянное городское зодчество исследовано значительно хуже сельского.

Деревянная застройка Самары конца XIX в. занимала около 80 % городской территории. Из дерева строились жилые дома и хозяйственные постройки, дачи, общественные здания (больницы, богадельни, школы, храмы и др.). Временные сооружения и малые архитектурные формы городских парков, скверов и улиц (беседки, вокзалы, рестораны, летние театры, торговые киоски, въездные ворота, ограждения и др.) были также преимущественно деревянными.

К концу XIX в. Самара выросла в крупный торгово-промышленный, транспортный, административный центр, чему способствовали открытие в 1846 г. парового судоходства по Волге, отмена крепостного права и открытие Самаро-Златоустовской железнодорожной магистрали. Отличительной особенностью архитектурно-градостроительного облика города стал контраст «сплошной» каменной застройки центральных улиц с доходными домами, особняками, культурно-просветительскими зданиями и деревянной «пунктирной» застройки в 1-2 этажа на окраинах Самары. Произошло зонирование по высоте и качеству застройки от центра к периферии [4].

Во второй половине XIX - начале XX в. Самара застраивалась деревянными или смешанными зданиями в 1-2 этажа, являющимися образцами народной архитектуры. В Техническое отделение Самарской городской управы подавались прошения от жителей города на постройку новых и ремонт существующих строений. С прошениями прилагались план места, главный фасад, разрез и поэтажные планы постройки (в случае нового строительства и пристроек). Городской архитектор давал разрешение на строительство, если были соблюдены все требования строительного устава, в основном это касалось противопожарных мероприятий, санитарно-гигиенических требований.

В городе появлялись деревянные купеческие особняки, выполненные по проектам профессиональных архитекторов. Бурное торгово-экономическое развитие губернии привело не только к качественному изменению облика центральных кварталов города, но и к расширению территории Самары вообще. На окраинах города появлялись слободы и посёлки. Застраивались они деревянными домами «крестьянской» архитектуры. Велось загородное строительство дач и лечебниц, также в дереве.

В Самаре возводились как отдельные деревянные здания, так и целые комплексы деревянных построек. В 1900-1902 гг. купец П.С. Аржанов выстроил приют для вдов и сирот на пересечении улиц Торговой и Сокольничь-ей (сейчас Маяковского и Ленинской). Габариты участка под приют составляли 21 сажень 1 аршин х 30 саженей (45,4^63,9 м). Комплекс состоял из 8 одноэтажных деревянных флигелей, обшитых тёсом и декорированных про-пильной резьбой. Также в районе улицы Полевой в 1875 г. был выстроен больничный городок, запроектированный по павильонной системе и состоящий из 4 каменных и 13 деревянных строений.

Жилые деревянные и смешанные дома города представляют самую многочисленную группу деревянного зодчества дореволюционной Самары.

Жилая деревянная архитектура города разнообразна по характеру и стилистическим особенностям.

По проектам самарских архитекторов А. А. Щербачёва, Ф.П. Засухина, З.В. Клейнермана, Д.А. Вернера строится ряд деревянных особняков и доходных домов в городе. Время, позволившее народной архитектуре проникнуть в город, выдвинуло в качестве архитекторов талантливых самоучек крестьянского происхождения - Г.Н. Мошкова и Я.С. Решетникова, не имеющих профессионального образования. Они проектировали деревянные здания в духе русского стиля [5].

Традиционно планировочное решение городского особняка включало парадные помещения, личные комнаты членов семьи, а также комнаты прислуги и хозяйственные помещения. Как правило, парадные и жилые помещения примыкали к главному фасаду. Хозяйственные помещения, комнаты прислуги располагались со стороны двора и чёрного хода. В 1899 г. архитектором Г. Засухиным был запроектирован во второй части города по улице Самарской деревянный особняк для жены надворного советника Марии Михайловны Тимрот (рис. 1). Проектом предусматривалась постройка двухэтажного деревянного дома. По планировке здание представляло собой традиционный тип купеческого особняка конца XIX в. Первый и второй этажи здания практически идентичны. Капитальные стены делят здание на три основных блока. Первый блок с парадной лестницей, кабинетом и залом был ориентирован на улицу. Второй блок со столовой, спальней и детской был обращён окнами на боковой фасад и во двор. Наконец, в третьем блоке располагались чёрная лестница, кухня, ванная, чулан и комната прислуги. Характерной особенностью многих городских усадеб было сочетание главного деревянного дома и кирпичных служб. К основному двухэтажному дому Тимрот со стороны двора примыкали кирпичные конюшни, каретник, дровяники и прачечная. В настоящее время усадьба снесена.

По улице Саратовской (Фрунзе, 51) для купца Д.Е. Челышёва в 1899 г. А.А. Щербачёв строит деревянный одноэтажный особняк с мезонином (рис. 2).

Рис. 1. Дом по ул. Самарской, 165 [7]

Здание запроектировано в русском стиле. Обращено на улицу главным фасадом, с отступом от красной линии, что редко встречается в застройке города конца XIX в. Для дома характерна асимметричность композиции, многообъ-ёмность силуэта с разновысотными завершениями. По планировке основной объём здания, близкий к квадрату со сторонами 15^16,9 м, делится коридором шириной 2,6 м на две части: анфиладу из трёх комнат, ориентированных окнами на улицу, и помещений, обращённых во двор. Сруб здания был обшит тёсом. В настоящее время здание перестроено.

Рис. 2. Дом по ул. Фрунзе, 51 [7]

Проекты частных деревянных жилых домов разрабатывал известный самарский архитектор А.А. Щербачёв. На пересечении улиц Воскресенской и Саратовской (Комсомольской, 51 и Фрунзе, 21) архитектор запроектировал в конце XIX - начале XX в. деревянный двухэтажный дом на каменном подвальном этаже (рис. 3). Пересечение улиц акцентируется эркером с высоким шатром. Здание выполнено в русском стиле. Фасады, выходящие на улицу, решены симметрично, по центру фасадов размещены ризалиты. Строение обшито тёсом, декорировано пропильной резьбой.

Рис. 3. Жилой дом на пересечении улиц Фрунзе, 31 и Комсомольской, 51

В 1899 г. А.А. Щербачёв проектирует для купца Ю.И. Поплавского двухэтажный деревянный жилой дом в русском стиле (рис. 4). Здание строится на Театральной площади и развивает стилистику кирпичного здания театра, выполненного в русском стиле по проекту М.Н. Чичагова. Здание симметричное, с боковыми входами, акцентируемыми ризалитами, по бокам сделаны усечённые фронтоны, примыкающие к шатровым башням со шпилями.

і» Т

Рис. 4. Жилой дом купца Ю.И. Поплавского

Анонимная деревянная застройка составляла большую часть жилых зданий в Самаре и формировала облик города. По объёмно-планировочному решению постройки можно разделить на несколько групп: по этажности, по протяжённости вдоль улицы и вглубь дворового участка, «крестьянские» и «городские» дома.

Брусья, доски, брёвна, а также готовые срубы с потолком, полом и стропилами продавались на берегу Волги на лесных пристанях Самары. Сплавлялись брёвна с верховьев Волги, из губерний, богатых строевым лесом. Все срубы делались из соснового, реже елового леса. В деревянном домостроительстве всегда ценилась сборно-разборность построек. Срубы в три-четыре окна по фасаду возводились на месте рубки, затем разбирались, перевозились до места продажи, постройки и вновь собирались [1].

Типология городских деревянных домов анонимной застройки Самары представлена постройками, различающимися этажностью и количеством клетей. В сельском строительстве Самарской губернии получили распространение дома-пятистенки, выходящие в сторону улицы торцевым фасадом с кровлей на два ската [3]. Эта особенность отразилась и на городском деревянном зодчестве, где подобный тип дома встречается довольно часто.

Можно выявить следующую типологическую классификацию деревянной и смешанной жилой застройки:

1. Самый простой тип деревянного дома ставился как внутри дворового участка, так и по уличной границе и представлял собой помещение, сдаваемое внаём. Как правило, это был прямоугольный или квадратный сруб со сторонами около 5-6 м. Сруб делался под двухскатную крышу. На главном и боковом фасадах располагалось по два-три окна. Срубовая постройка общей площадью до 40 м2 могла разделяться дощатыми перегородками на несколько помещений. К дому могли пристраиваться дощатые каркасные сени, подсобные помещения.

2. Развитие деревянных одноэтажных домов происходило как за счёт пристроек-прирубов, так и за счёт усложнения конструкций простой избы (пятистенки, шестистенки, крестовики) (рис. 5). Получили распространение так называемые составные дома, то есть к одной избе, построенной ранее, под общую крышу пристраивалась вторая клеть. Часто такие дома ставились вдоль улиц или же располагались в глубине дворового места с сохраняющейся ориентацией длинного фасада в сторону улицы.

Г-1 Ц" ^4 п

[ [Ьи □ [ м 1=3 1

0-^4

|_з

2 *00 ь_________ 6 695

1

2

3

Рис. 5. Шестистенок (1); клеть (2); пятистенок - флигель по ул. Соловьиной в Солдатской слободе мещанки М.Г. Нечаевой (3) [6]

Пятистенок - цельнорубленый двухкамерный дом, постройка с внутренней поперечной бревенчатой стеной. В губернской столице они также получили развитие. Один из подтипов пятистенка - городской дом на одну квартиру. Внутренняя бревенчатая стена делила дом на неравные части: меньшая - 10-18 м2 - кухня, большая - две-три комнаты, общая площадь которых 25-35 м2. Габариты здания 6,5*9,5 м.

Следующий подтип пятистенка - жилой дом на две квартиры: в каждой клети, разделённой перегородками, находится одна квартира с отдельной кухней и комнатами (рис. 5, 3).

Трёхкамерные постройки - дома, где две внутренние поперечные бревенчатые стены делят внутреннее пространство на три части. Первоначально, получив распространение в сельском строительстве, подобные дома принадлежали одной семье. Постройка состояла из отапливаемой клети (избы) и неотапливаемого помещения, в летнее время служившего жильём, в зимнее - используемого для хозяйственных целей. Эволюция данного типа связана с увеличением числа отапливаемых помещений, летняя клеть также стала тёплой.

В Самаре этот тип крестьянского жилища в связи с доходностью городских жилых построек развился в несколько подтипов. Первый подтип - трёхкамерная постройка с сенями по центру. В данной постройке было обычно две квартиры, сени делились поперечной перегородкой, образовывалось два отдельных входа в каждую. При квартире в сенях дополнительно выгораживались небольшие хозяйственные помещения. В каждой квартире (клети) была своя кухня с русской печью и две-три комнаты (рис. 5, 1).

Следующий подтип трёхкамерного жилища образовывал три квартиры, в каждой клети по квартире с отдельными выходами и пристройками дощатых сеней.

Многокамерные дома - городское явление, когда по оси постройки прирубались дополнительные клети, здание удлинялось вглубь дворового участка, если было поставлено торцом по красной линии. Также постройка могла быть вытянута вдоль линии улицы за счёт изначального многокамерного дома или за счёт прирубов.

3. Деревянные двухэтажные дома крестьянского типа.

Двухэтажные дома (клети, пятистенки, крестовики) встречались у зажиточных крестьян в конце XIX в. Подобные постройки эволюционировали в городе. На территории Самары выявлены следующие типы двухэтажных зданий.

Пятистенок: на каждом этаже размещается по квартире или по две квартиры (рис. 6).

Четырёхстенок: срубная двухэтажная клеть, размеры сруба 6^7 м, 6^6 м. Внутреннее пространство сруба могло делиться перегородкой на два помещения, которые отапливались русской печью. Перекрывались такие постройки двухскатной, трёхскатной или односкатной кровлей. На каждом этаже по квартире. Появляются пристраиваемые объёмы лестниц.

Шестистенок в два этажа - типично городское явление, где в центральной неотапливаемой части располагались парадный вход и лестница.

12 720

-+---------“»----------+-

[ [ [ и М г с_ з—V П 1 — 1

| Т"[ гЧаРт-- ГТГ ь

2

Рис. 6. Шестистенок - флигель по улице Садовой в 53 квартале мещанина И. С. Чегодаева (1906) (1) [9]; пятистенок - флигель по улице Самарской в 63 квартале мещанина А.Н. Дудинцева, постройка 1905 г. (2) [8]

Большую часть деревянных домов Самары можно отнести к доходным, такие дома были организованы по принципу поквартирной или покомнатной аренды. Сдача внаём отдельных помещений отражалась на объёмнопланировочном решении здания. В домах появлялись длинные коридоры, пристраивались отдельные выходы из каждой квартиры.

Конструктивные особенности деревянных и смешанных зданий Самары вобрали черты южнорусской каркасной постройки и срубовых сооружений севера страны. В городе получили распространение срубные дома, каркаснозасыпные, а также смешанные в деревянных конструкциях (часть дома делалась срубной, другая каркасной). Также в Самаре строились смешанные дома (двухэтажные и полудомки), верхний этаж деревянный, нижний каменный. Срубовые постройки в один-два, реже три этажа выполнялись из цельных брёвен, брёвен в 3/4 диаметра и брёвен, распиленных пополам. Соединялись брёвна в венцы на углах сруба двумя способами: в обло и в лапу. В Самаре одноэтажные четырёхстенки и пятистенки, как правило, делались в срубной технике в обло. Паз вырубался снизу вышележащего бревна. Брёвна более крупных деревянных зданий в 2-3 этажа могли соединяться как в обло, так и в лапу. Соединение в лапу было характерно для стен домов, сложенных не из кругляка, а из бруса. При строительстве в лапу преобладала простая лапа, хотя в редких случаях применялась и лапа с присеком, как в доме на ул. Некрасовской, 59.

Под сруб стали закладывать фундамент в виде кирпичных или деревянных столбов-стульев (несколько брёвен в этом случае ставилось вертикально)

или ленточного фундамента из бутового камня по всему периметру несущих стен. Хвойные породы были самыми распространёнными при возведении деревянных зданий.

Каркасная конструкция чаще всего применялась при сооружении дощатых сеней или служб, а также эркеров, башен. К каркасной технике возведения деревянных домов следует отнести столбовую технику. В Самаре в столбовой технике строились как одноэтажные, так и двухэтажные деревянные здания, преимущественно на окраинах города, в слободах и посёлках. Распространение получила вертикальная закладка брёвен, то есть промежутки между несущими вертикальными деревянными столбами-брёвнами заполнялись тонкими неровными брёвнами или досками, поставленными вертикально и закреплёнными в продольную обводку, снизу доски закреплялись в пазы нижней обводки. В двухэтажных зданиях были три бревенчатые обводки: нижняя, междуэтажная и верхняя. Пазы между тонкими брёвнами утеплялись паклей, а в некоторых случаях заделывались глиной. В Самаре встречаются дома, построенные в комбинированной технике. К срубовой клети в три окна по уличному фасаду могло быть пристроено подобное помещение, но уже в столбовой технике. По планировке такой дом напоминал обычный пятистенок.

В Самаре получили распространение дома «в каменных столбах». Больше всего таких зданий строилось на окраинах города, а также в слободах и посёлках. Конструктивная особенность построек заключалась в том, что наряду с деревом в наружных ограждающих конструкциях применялись кирпичные столбы. Конструкция с закладной техникой, где вместо деревянных брёвен-столбов использовались кирпичные столбы с пазами, в которые горизонтально закладывались отесанные брёвна. Кирпичные столбы давали возможность применять короткие брёвна для горизонтальной закладки, при этом диаметр этих брёвен не ограничивался, столбы ставили как по углам здания, так и по длине стен через нужное расстояние. Столбовая и срубная техники могли сочетаться по вертикали здания. Так, первый этаж дома выполнялся в столбовой технике с горизонтальной обвязкой брёвнами на уровне междуэтажного перекрытия и пола первого этажа. Второй этаж был выполнен из горизонтально положенных широких досок. Другое сочетание деревянных наружных конструкций: первый этаж делался срубовым, второй - каркасным (столбовым). То есть стойки-брёвна второго этажа опирались на срубовые стены первого. Снаружи такие дома также обшивались тёсом.

Как срубовые, так и каркасные дома Самары обшивались тёсом. В редких случаях сруб оставлялся необшитым, если дом находился в глубине владельческого участка. Иногда крупным тёсом обшивался только один, уличный, фасад срубового дома. Варианты обшивки зависели также от конструкций стен. Каркасно-засыпные дома всегда обшивались тёсом, часто в два слоя. Наружные стены сначала обшивались по вертикальным прибоинам-стойкам, плотно пригнанными друг к другу досками, зазор между стеной и доской, равный 15-20 см, засыпался опилками. Затем на доски с наружной стороны прибивался ещё ряд теса более узких досок.

Декоративное убранство деревянных и смешанных зданий Самары тесно связано с объёмно-планировочным и конструктивным решением построй-

ки. В городе во второй половине XIX в. получает распространение пропиль-ная резьба растительного и геометрического орнамента.

Деревянные и смешанные дома можно условно разделить на несколько групп. Принадлежность к одной из них отчасти определяла характер декоративного убранства.

К первой группе относятся деревянные одноэтажные дома, принадлежавшие малоимущему населению (крестьянам, мещанам, мелким ремесленникам, рабочим и т. д.). Конструктивные и планировочные особенности этих домов тесно связаны с народной традицией. Декоративное убранство довольно лаконично. В основном декорировались наличники, фронтоны двухскатных крыш и слуховые окна. Дощатый фронтон мог быть отделён от сруба тонким подзором с различными «городковыми» узорами (ступенчатыми вырезами, полукругами, трапециевидными и треугольными зубцами). К домам данного типа относится здание по ул. Галактионовской, 139.

Двухэтажные смешанные и деревянные дома в три-четыре окна могли иметь следующую декоративную отделку фасадов. В двухэтажных деревянных зданиях первый этаж декорируется довольно примитивно, наиболее пышно оформляется второй. Декорируются фронтоны (при двухскатной крыше), подшивные карнизы, пропильной резьбой в один или несколько рядов выявляется подкарнизный фриз, где по обвязке сруба располагаются вырезные или точёные кронштейны. Забранные досками торцы брёвен по углам здания декорируются накладной пропильной резьбой. В Самаре всего лишь несколько деревянных домов, которые выходят фасадом на улицу и не имеют тёсовой обшивки срубовых стен. Украшаются козырьки над входами и оконные проёмы. Окна первых этажей могут не украшаться, или делаются наличники с прямолинейными карнизами. Иногда общая композиция окна дополняется филёнчатыми ставнями. Наличники второго этажа, как правило, имеют более сложный декор (ул. Братьев Коростелёвых, 232).

Третью группу составляют большие двух-трёх этажные дома крупных чиновников, купцов в 7-10 оконных осей по главному фасаду, доходные дома. Многие из таких зданий возводились по проектам профессиональных архитекторов. Декоративное убранство зданий было насыщено резными деталями.

Для деревянных домов Самары характерна чёткая иерархия фасадного убранства. Уличные фасады декорировались более всего, боковые фасады скромнее, дворовые украшались редко. Здания, расположенные в глубине придомового участка, иногда сохраняли подобный порядок размещения декора, только общий характер домовой резьбы был проще и примитивнее.

В домовой резьбе Самары представлены различные виды подкарнизных кронштейнов, выполненных техникой пропиловки, реже выточенных с преобладанием растительных, зооморфных и орнитоморфных мотивов. Большинство кронштейнов рассчитано на силуэтное восприятие. Кронштейны в форме конских голов сделаны в домах по улицам: Самарской, 102, 247; Вилонов-ской, 106; Арцыбушевской, 112; Братьев Коростелёвых, 224; Красноармейской, 24; Рабочей, 97. Получили распространение изображения птиц в домовой резьбе города. Орнитоморфные мотивы подкарнизных кронштейнов представлены в домах по улицам: Маяковского, 78; Ленинской, 216, 250, 256;

Арцыбушевской, 120, 124. Характерная для народного искусства неоднозначность прочтения образа нашла отражение и в домовой резьбе. Кронштейны растительного орнамента при дальнейшем рассмотрении могут оказаться изображениями животных или птиц, как, например, в домах по ул. Арцыбушев-ской, 78 [2].

Украшение оконных проёмов наличниками - один из основных элементов декоративной отделки зданий. В деревянном зодчестве Самары представлено несколько типов оконных обрамлений. Городской тип наличника имеет прямоугольный карниз и широкую подкарнизную доску. Такие наличники часто встречаются в деревянном зодчестве города (ул. Братьев Коростелёвых, 224). Крестьянский тип наличника имеет треугольное очелье и различное оформление с подзорами и без них. В самарской деревянной архитектуре представлены различные модификации данного типа наличника. Очелье оконного обрамления может быть трёхчастным, в этом случае карниз наличника делится на две боковые полочки и центральную треугольную часть. Подобные наличники можно увидеть в доме по ул. Ленинской, 262. Следующей модификацией крестьянского типа наличника является оконное обрамление с навершием, раскрепованным по вертикали и вынесенной вперёд или вверх центральной треугольной частью. Распространение сначала в крестьянском зодчестве, а затем и в городском получили наличники с очельем аркой и кокошником, в самарском деревянном зодчестве подобные оконные обрамления встречаются редко.

Акцентами на фасадах деревянных и смешанных домов выступали ризалиты, эркеры, башни, балконы и небольшие фронтоны, прорезающие карнизы зданий. Столетиями накапливался огромный опыт строительства и декоративной обработки венчающих частей здания. На фасадах деревянных домов Самары выявлены следующие типы фронтонов-акцентов: небольшие фронтоны треугольной формы (ул. Водников, 70, Рабочая, 50, Красноармейская, 69), килевидные (ул. Фрунзе, 10), бочкообразные (пер. Белинского, 3), остроугольные (ул. Садовая, 172), в форме усечённого треугольника, арочные фронтоны (ул. Буянова, 112). В деревянном домостроении Самары получили распространение прямоугольные эркеры, в большинстве случаев с шатровым завершением (ул. Арцы-бушевская, 78 (рис. 7), Ульяновская, 75, Самарская, 182, Садовая, 105). Помимо шатрового завершения, эркеры перекрывались двускатной кровлей (ул. Чапаевская, 12, 157 (рис. 9)), имели бочкообразное покрытие (ул. Галактионовская, 82) (рис. 8). Часто эркеры и башни акцентировали углы улиц (угол Галактионовской, 169 и Ульяновской, 23; угол Фрунзе, 31 и Комсомольской, 51) (см. рис. 3).

Стилистические особенности деревянной застройки города представлены провинциальным вариантом классицизма, эклектикой, точнее, её разновидностью - русским стилем, модерном и неоклассицизмом. В Самаре сохранилось несколько деревянных домов классицизма. В доме с каменным подвальным этажом по ул. Алексея Толстого (Казанской), 46 практически отсутствует домовая резьба. Другое здание находится на пересечении ул. Казанской и Успенской (Алексея Толстого, 36 и Комсомольской, 23). Второй деревянный этаж дома обшит тесом, имитирующим рустовку стен и замковые камни наличников.

Рис. 7. Дом по ул. Арцыбушевской, 78 Рис. 8. Дом по ул. Галактионовской, 82

Рис. 9. Дом по ул. Чапаевской, 157

Основная часть деревянных домов Самары построена в русском стиле. Деревянный модерн не получил в Самаре большого распространения. Деревянная архитектура города испытала косвенное влияние стиля, которое нашло отражение в отдельных элементах деревянных построек. В деревянном одноэтажном доме в четыре окна на фасаде по ул. Галактионовской, 91 прослеживаются черты модерна. Над входной дверью сделано небольшое круглое окно. Навершия наличников дома изогнуты и украшены растительным орнаментом. Элементы стиля модерн выявлены в деревянном двухэтажном доме по ул. Арцыбушевской, 73 (рис. 10) в конструкции многоярусного шатра из усе-

ченных четвериков и элемента, стягивающего балконные столбы. Деревянный неоклассицизм не получил распространения в Самаре и представлен одним зданием по ул. Садовой, 228.

Рис. 10. Дом по ул. Арцыбушевской, 73

В заключение нужно подчеркнуть, что, несмотря на общность традиций городского деревянного зодчества России рубежа Х1Х-ХХ вв., существовали определённые региональные различия. Так, в Самаре наряду со срубовыми домами получили распространение каркасно-засыпные строения и постройки в кирпичных столбах. Конструктивные особенности повлекли изменения в декоративной отделке домов. Большая часть деревянных зданий города обшита тёсом. Отсутствие местного строевого леса и дороговизна строительного материала способствовали распространению пропильной резьбы на тонких пилёных досках. Объёмно-планировочное решение многих построек было продиктовано традициями сельского домостроительства Среднего Поволжья, где преобладающим типом деревянной избы были дома-пятистенки, перекрытые двускатной кровлей. В городе одновременно сосуществовали «крестьянские» избы и постройки, эволюционирующие в крупные доходные здания в 10-12 оконных осей по фасаду.

Библиографический список

1. Алабин, П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города (историкостатистический очерк) / П.В. Алабин. - Самара, 1887. - 521 с.

2. Гурьянов, Е.Ф. Самарские узоры. Домовая резьба Самарского Поволжья / Е.Ф. Гурьянов. - Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1982. - 88 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Маковецкий, И.В. Памятники народного зодчества Среднего Поволжья / И.В. Маковец-кий. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. - 134 с.

4. Моргун, А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева / А.Г. Моргун. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. - 221 с.

Вестник ТГАСУ № 2, 2008

78

5. Мошкова, М.Г. Дорогу осилит идущий. Семейная хроника / М.Г. Мошкова. - Самара, 2001. - 101 с.

6. ГАСО: ф. 153, оп. 38, д. 630, дело Самарской городской управы о разрешении новых построек жителям г. Самары за 1897 год.

7. ГАСО: ф. 153, оп. 38, д. 681, дело Самарской городской управы о разрешении новых построек жителям г. Самары за 1899 год.

8. ГАСО: ф. 153, оп. 38, д.747, дело Самарской городской управы о разрешении новых построек жителям г. Самары за 1905 год.

9. ГАСО: ф. 153, оп. 38, д. 755, дело Самарской городской управы о разрешении новых построек жителям г. Самары за 1906 год.

E. A. SYSOEVA

THE FEATURES OF SAMARA WOODEN ARCHITECTURE AT THE END OF THE XIX AND AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

The article is devoted to the wooden architecture of Samara on the boundary of XIX-XX centuries. The necessity of studying of the given phenomenon is emphasized. Some typical space-planning, constructive and decorative-stylistic features of the wooden and mixed building of the city are revealed. The materials concerning to wooden houses designed by architects are given and examined here. The materials of the state archive of Samara region, city Samara BTI, the natural investigation of some wooden buildings are used.

УДК 69.059.38:712.23:681.3

С.Г. ШЕИНА, канд. техн. наук, доцент,

Л. В. ГИРЯ, аспирант,

РГСУ, Ростов-на-Дону

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ РИСКОМ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ

В статье предложены простейшие варианты моделирования с помощью картографической базы данных геоинформационных систем и накопления информации о нагрузках участка реконструкции. Представлена информационно-аналитическая система «Управление экологическим риском», которая позволяет на прединвестиционной стадии реконструкции определить комплекс методов по управлению экологическим риском.

Стремительное развитие городов и формирование городских агломераций делает чрезвычайно актуальной проблему экологического обоснования и выбора приоритетных направлений использования и развития территорий посредством качественной комплексной оценки состояния окружающей среды, условий и ограничений ведения хозяйственной деятельности и их интерпретации в картографической форме. Использование географических информационных систем при строительстве и реконструкции обеспечивает ком-

© С.Г. Шеина, Л.В. Гиря, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.