2011 История №1(13)
УДК 99(470)«18»
Н.Н. Ложкина
ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ В 1965-1975 гг. (НА ПРИМЕРЕ ГОРНО-АЛТАЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)
На основе архивных и опубликованных материалов освещаются особенности функционирования бытовой инфраструктуры Горно-Алтайской автономной области. Показывается уровень обслуживания, качество предоставляемых населению бытовых услуг, изменение форм организации бытовой сферы.
Ключевые слова: сфера услуг, дом быта, предприятия, сеть бытовых услуг.
В последнее время в исторической литературе в научных и практических работах стало уделяться большее внимание проблемам развития различных сфер общественного обслуживания. Сфера обслуживания оказывала существенное влияние на жизнь населения. Повышение благосостояния народа провозглашалось в советское время главной задачей партии [1. Т. 11. С. 65]. Съезды партии требовали осуществить поворот экономики к решению многообразных задач повышения материальной обеспеченности населения. Значительная роль в решении этих задач отводилась сфере бытового обслуживания. Роль этой отрасли для Гор -но-Алтайской автономной области вытекала из экономико-географических и природно-климатических условий данного региона.
Горно-Алтайская автономная область на начало 1970 г. имела площадь 92,9 тыс. кв. км и относительно небольшую численность населения (168,3 тыс.), из них 39,3 тыс., или 24 %, -городское население. По размерам территории и численности населения административные районы области были не равнозначны. Например, на долю Турочакского, Усть-Канского, Улаганского и Кош-Агачского районов приходилось 63% территории, но 29,3% населения области. Плотность населения в этих районах была в 2 раза ниже, чем в среднем по области. Характерной особенностью сельского расселения являлась большая рассредоточенность населенных пунктов. Густота сельских поселений составляла 1 поселение на 100 кв. км, среднее расстояние между населенными пунктами достига-
ло 9,9 км. Если же исключить из этого подсчета 672 населенных пункта, численность населения которых достигало всего 26 чел. в каждом, то среднее расстояние между оставшимися пунктами составит 18,3 км. Ряд населенных пунктов (Балынча, Беляши и др.) расположены на большом расстоянии (70-100 км) от районных центров, связь с которыми была затруднена сложными дорожнотранспортными условиями. Такая удаленность населенных пунктов друг от друга исключала возможность рациональной организации всех сфер общественного обслуживания из единого центра и диктовала необходимость создания специфических форм обслуживания. Важным фактором, влияющим на организацию бытового обслуживания в Горном Алтае, являлась численность сельских поселений. В обозначенный период в области имелось 946 населенных пунктов, средняя численность которых составляла 135 человек, что было в 3 раза ниже данного показателя по Алтайскому краю в целом. Для области было характерно наличие большого количества мелких населенных пунктов с численностью населения до 26 человек. Их удельный вес составлял 71,1% общего количества сельских поселений. Основная часть мелких населенных пунктов являлась сезонно-обитаемыми, где население находилось в связи с производственной деятельностью. Большая часть сельского населения - это 68,9 % - проживала в населенных пунктах численностью от 201 до 2000 человек, доля которых в общей численности населенных пунктов составляла 17,4%. Населенные пункты числен-
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 10-01-61104 а/Т.
ностью населения свыше 2000 человек (их 7) составляли 0,7% общей численности, но в них было сконцентрировано 20,3% всего населения. Как правило, это районные центры (Шебалино - 4,1 тыс. чел., Онгудай - 3,7 тыс. чел., Усть-Кан - 2,4 тыс. чел. и др.), 54 центральные усадьбы колхозов и совхозов имели численность от 500 до 1000 человек.
Необходимо отметить, что уровень бытового обслуживания зависел также от функционального типа сельских поселений. Такой тип сельскохозяйственного производства, как отгонно-пастбищное животноводство с очаговым земледелием, особенно в горных районах области, способствовал концентрации населения преимущественно в отдельных долинах и межгорных котловинах (Чуйская, Курайская, Уймонская и т.д.) и развитию широкой сети сезонно-обитаемых пунктов - стоянок. Рассредоточенность мест приложения труда в сельскохозяйственном производстве вызывала необходимость развития специфических форм бытового обслуживания населения, а именно, увеличение доли передвижных приемных пунктов бытового обслуживания.
Особенность сельского расселения, распыленность населенных пунктов и их малолюдность требовали многоуровневой организации всех отраслей бытового обслуживания, где, по мнению О.А.Малахова, выделялось несколько ступеней. Первую ступень образовывали предприятия бытового обслуживания населения областного центра. В нем, как правило, располагались крупные по объему выполняемых работ бытовые предприятия. Например, фабрика трикотажных изделий, химчистка, ремонт телевизоров и радиоприемников и т.д. Сельское население всех районов области получало некоторые виды услуг только в областном центре. Вторую ступень образовывали предприятия бытового обслуживания районных центров, где наиболее распространенными являлись парикмахерские, бани, прачечные. Третья ступень - это отдельные мастерские по индивидуальному пошиву одежды, обуви, а также по их ремонту. Стационарные приемные пункты с одним работником образовывали четвертую ступень в территориальной организации бытового обслуживания. Они организовывались в населенных пунктах различной людности (100-500 жителей), в центральных поселках, отделениях, бригадах колхозов и совхозов [2. С. 103].
Система функционирования бытового обслуживания населения выглядела следующим образом. Управление бытового обслуживания Горно-Алтайской автономной области являлось областным управлением двойного подчинения. Оно подчинялось Горно-Алтайскому облисполкому и краевому управлению бытового обслуживания Алтайского крайисполкома. Основными задачами управления являлись: обеспечение
выполнения решений партии и правительства по развитию бытового обслуживания в области, а также повышение культуры обслуживания; осуществление мероприятий, направленных на превращение службы быта в крупную механизированную отрасль народного хозяйства; изучение потребностей городского и сельского населения в бытовом обслуживании и на этой основе разработка и осуществление мероприятий по развитию бытового обслуживания в области.
В соответствии с вышеперечисленными задачами осуществлялось выполнение различного рода бытовых услуг, в основном за счет расши-рения сети. Например, если в 1966 г. по Упра-влению бытового обслуживания населения на-считывалось 164 единицы бытовых мастерских, то в 1974 г. их стало 201, в том числе по сельской местности число мастерских увеличилось со 137 единиц в 1966 г. до 187 единиц в 1975 г. В большинстве районных центров области (Май-минский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский и др.) были построены типовые здания комбинатов бытового обслуживания, количество которых увеличилось с 205 в 1965 г. до 255 в 1975 г. [3. С. 261].
Если рассмотреть географию отраслей обслуживания населения, то можно увидеть, что в районах, занимающих выгодное транспортно-географическое положение, имелось больше предприятий быта. Так, например, если в Шебалин-ском районе имелось 5 мастерских по ремонту и пошиву обуви, 7 - по ремонту и пошиву одежды, 4 парикмахерских; в Майминском районе - 2
мастерские по ремонту и пошиву обуви, 8 - по пошиву одежды, 4 парикмахерских, то в Кош-Агачском районе всего 7 предприятий бытового обслуживания, такая же картина наблюдалась и в Улаганском районе [4. С. 262].
Как правило, показателем уровня бытового обслуживания являлась реализация бытовых услуг населению в расчете на одного человека в год или месяц. Если обратиться к динамике оказания бы-
Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг.
товых услуг в обозначенный период, то мы увидим, что наблюдался рост их показателей. Так, объем услуг с 5 руб. 50 коп. на человека в год в 1965 г. вырос до 21 руб. 10 коп в 1975 г. Главным направлением в работе предприятий службы быта было создание производственной базы и расширение видов услуг населению. Постоянно совершенствовалась работа разъездных мастерских, которыми обслуживалось около 200 населенных пунктов. Соотношение видов бытовых услуг, предоставляемых населению, показало, что ведущими в области являлись индивидуальный пошив одежды - 24% объема производимых услуг, строительство и ремонт жилищ - 13%, изготовление мебели - 6,1%, ремонт бытовых машин и приборов -5% [5. Л. 82].
Велико было значение бытового обслуживания в уменьшении различий уровня жизни населения города и деревни, что являлось особенно важным для Горно-Алтайской автономной области, где сельское население превышало городское в 3 раза. Так, для сельской местности предприятиями бытового обслуживания за 1965 - 1975 гг. была проделана целенаправленная работа по улучшению всех сфер обслуживания. В результате сумма бытовых услуг в целом по области увеличилась с 1593,9 тыс. руб. до 1820,4 тыс. руб., или на 122,9% [6. Л. 11.]. К 1975 г. были освоены новые виды бытовых услуг: пошив верхней одежды из натурального и искусственного меха, вязание и пошив спортивных изделий, пошив фетровой обуви. В сельских населенных пунктах продолжали строиться бытовые комбинаты, которые предоставляли такие услуги, как химчистка, крашение и стирка одежды, прокат бытовой техники, ремонт обуви, индивидуальный пошив одежды, транспортные услуги и т.д. Например, Майминский быткомби-нат в 1974 г. получил машины для стрижки овчин и оборудование для овчинно-шубного производства, в результате чего был организован выпуск популярной на тот момент у населения продукции - цигейки.
Несмотря на имеющиеся успехи в бытовом обслуживании населения Горно-Алтайской автономной области, были и существенные недостатки в размещении предприятий бытового обслуживания. Отсутствовали многие виды бытовых услуг, не хватало предприятий в сельской местности, большинство жителей села не могли пользоваться химчисткой, отдавать в ремонт бытовые машины и приборы, не было прачечных, негде было отре-
монтировать мясорубку, велосипед, детскую коля -ску и т.д. Одной из наиболее острых проблем в сфере обслуживания являлась проблема кадров. Ни в одной отрасли народного хозяйства вопрос о кадрах не стоял так остро, как в службе быта. Повсеместно не хватало квалифицированных инженеров, техников, мастеров. В 1965-1985 гг. в Гор -но-Алтайской автономной области в разных отраслях службы быта было занято 1266 человек, в том числе на селе - 746 [7. С. 451].
На все Управление бытового обслуживания имелся один человек с высшем образованием. В дальнейшем подготовка специалистов стала улучшаться. Появились специалисты, окончившие Барнаульское профтехучилище, Горно-Алтайский технологический техникум и другие средние специальные учебные заведения страны. Но они мало выпускали парикмахеров, фотографов, мастеров для фабрик химчистки и крашения одежды, обувщиков. В достаточной степени были обеспечены подготовленными кадрами лишь швейные и трикотажные мастерские, которые пополнялись выпускниками Горно-Алтайского технологического техникума. Тем не менее следует отметить, что структура бытовых услуг координировалась в соответствии с потребностями населения. В чем-то они совпадали со средним уровнем потребностей по стране, а в отдельных вопросах была своя специфика. Так же, как и в других областях, жители Горного Алтая приобретали в личное пользование мотоциклы и легковые автомашины, пользовались всевозможными бытовыми электроприборами и т. д. А отдельные запросы жителей Горно-Алтайской автономной области были связаны с национальными особенностями. Сюда относилось изготовление мебели, одежды, обуви с включением национальных орнаментов и вышивки.
Таким образом, можно сказать, что для ГорноАлтайской автономной области, особенно для ее горных районов, проблемы бытового обслуживания были весьма злободневны. Это диктовалось тем, что уровень сферы обслуживания в данном регионе по многим отраслям был значительно ниже, чем в среднем по СССР. Хозяйственная специализация области на отгонно-пастбищном животноводстве, наличие сезонно-обитаемых населенных пунктов вызывали затруднения в организации предоставления различного рода услуг на местах. Редкость поселений, слабая материальная база дорожно-транспортной органи-
зации создавали дополнительные трудности в оказании бытовых услуг населению области.
ЛИТЕРАТУРА
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1966-1970 гг.). М.: Политиздат, 1986.
2. Малахов О.А. Сельское расселение в горных районах и территориальная организация торгового обслуживания населения (на примере Горно-Алтайской автономной области) // Некоторые проблемы географии Горного Алтая. Барнаул, 1975.
3. Народное хозяйство Алтайского края в 1966-1970 гг.: Стат. сб. Барнаул, 1972.
4. Город любимый. Горно-Алтайск в документах и фотографиях. Горно-Алтайск, 1998.
5. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф.33. Оп. 6. Д. 529.
6. КПДА РА. Ф.362. Оп.1. Д.172. Л. 11.
7. 70 лет Горно-Алтайской автономной области (документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию) / Под ред. В.С. Максимова, В.И. Петрова. Горно-Алтайск, 1993.