Научная статья на тему 'Особенности борьбы с коррупцией в Республике Казахстан'

Особенности борьбы с коррупцией в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагулов А. А.

В статье рассматриваются вопросы коррупции, которая в настоящее время остается одной из острых проблем в Республике Казахстан. Поскольку именно в коррупции кроются корни многих преступлений, в особенности преступлений в сфере экономической деятельности и организованной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FIGHT AGAINST CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article considers the issues of corruption, which currently remains one of the acute problems in the Republic of Kazakhstan. As it is in the lie the roots of many crimes, in particular crimes in the sphere of economic activity and organized crime.

Текст научной работы на тему «Особенности борьбы с коррупцией в Республике Казахстан»

ОБЩЕСТВО

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Смагулов А.А.

В статье рассматриваются вопросы коррупции, которая в настоящее время остается одной из острых проблем в Республике Казахстан. Поскольку именно в коррупции кроются корни многих преступлений, в особенности преступлений в сфере экономической деятельности и организованной преступности.

FEATURES OF FIGHT AGAINST CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

A.A. Smagulov

The article considers the issues of corruption, which currently remains one of the acute problems in the Republic of Kazakhstan. As it is in the lie the roots of many crimes, in particular crimes in the sphere of economic activity and organized crime.

Опасность коррупции для Казахстана заключается в том, что это негативное явление причиняет огромный моральный, материальный и политический ущерб гражданам, организациям, нашему обществу и государству. Иногда ущерб оказывается невосполнимым. Поэтому в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» «снижение уровня законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, террористическими или экстремистскими организациями, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, способствующие снижению степени защищенности национальных интересов» указывается в числе основных угроз национальной безопасности Республики Казахстан1.

Причиненный коррупционными пре-

ступлениями имущественный ущерб чаще всего не возмещается. По статистическим данным, за 2011 год сумма установленного только по коррупционным преступлениям имущественного ущерба составила около 31 млрд. тенге (206 млн. 666 666 долларов США)2. По этим же преступлениям наложен арест на имущество лиц, совершивших указанные преступления на сумму 180 млн. 439 000 тенге (1 млн. 202 926 долларов США), конфисковано имущество или добровольно возмещен ущерб на сумму 797 млн. 347 000 тенге (5 млн. 315 646 долларов США).

Из приведенных выше данных видно, что сумма погашенного от совершения коррупционных преступлений ущерба, а также части ущерба, для погашения которой наложен арест на имущество, составляет 977 млн. 786 000 тенге (6 млн. 518 572 доллара США, то есть 3,15 % от общей суммы причиненного ущерба.

Наряду с экономическим ущербом коррупция наносит значительный социальный

ущерб: подрывает доверие населения к государству и его органам, препятствует нормальный «здоровой» конкуренции; ведет к нарастанию социальной напряженности.

Казахстан 2 июля 1998 года принял Закон «О борьбе с кор-рупцией» в целях противодействия данному социальному злу. Согласно ст. 2 указанного выше закона, под корруп-цией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

В примечании 5 к ст.307 УК Республики Казахстан дан перечень коррупционных преступлений. Первоначально таких статей было 12, позже этот перечень дополнен новыми статьями и их число в настоящее время достигло 17. В частности, пунктом «в» части второй статьи 192 УК (Лжепредпринимательство), пунктом «а» части третьей статьи 193 УК (Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем), ст. 310-1 УК (Воспрепятствование предпринимательской деятельности).

Преступность в Республике Казахстан, в том числе и коррупционная, судя по статистическим данным, в последние годы не сокращается, а имеет тенденцию к росту. Это вызывает у населения тревогу, озабоченность. Например, если в 2010 году было зарегистрировано 131896 преступлений, из них коррупционных - 1911, то в 2011 году общее количество зарегистрированных преступлений составило 2068013, из них коррупционных- 20324.

В отличие от других видов преступлений

у коррупционных преступлений высокий уровень латентности. Именно поэтому регистрация случаев коррупции в официальной статистике носит неполный, фрагментарный характер. Это не позволяет иметь более полную и соответствующую действительности криминологическую характеристику указанных преступлений, что усложняет возможность оказания эффективного противодействия этим преступлениям.

Рост преступности обязывает наше государство боле интенсивно проводить профилактическую работу, потому что рост преступности среди прочих причин объясняется недостатками профилактической работы.

Таким образом, главным, наиболее важным направлением борьбы с коррупционной преступностью является ее предупреждение. Для предупреждения коррупционной преступности в нашей стране предпринимаются ряд мер, которые предусмотрены в Отраслевой программе противодействия коррупции в Республике Казахстан на 20112015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года.

Для успешной борьбы с коррупционной преступностью прежде всего необходимо организовать борьбу с коррупцией в правоохранительных органах. Учитывая, что коррупция в правоохранительных органах негативно влияет на борьбу с преступностью в целом, в текущем году в Казахстане была проведена внеочередная аттестация сотрудников органов МВД, МЧС, финансовой полиции и других правоохранительных органов. По результатам аттестации были выявлены сотни непригодных по профессиональным и моральным качествам сотрудников правоохранительных органов, часть которых были уволены, а некоторые понижены в должности. Были признаны не соответствующими занимаемой должности и освобождены от занимаемых должностей около ста судей. Эти меры направлены в том числе на предотвращение коррупции в пра-

воохранительных органах и судах.

В настоящее время обсуждается вопрос о применении детектора лжи при приеме на работу во все правоохранительные органы. Если эксперимент пройдет удачно, то в будущем детектор лжи будет применяться при приеме на должности государственных служащих с наибольшим риском коррупции.

Большую роль в борьбе с коррупцией, в ее предупреждении играет уголовное законодательство. За последние несколько лет в Уголовный кодекс нашей страны были внесены некоторые изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности за коррупционные преступления. В частности, ст. 51 УК, регулирующая порядок применения конфискации имущества, дополнена положением о том, что за совершение коррупционных преступлений и преступлений, совершенных в составе организованной группы, преступного сообщества (преступной организации), транснациональной организованной группы, транснационального преступного сообщества (транснациональной преступной организации) либо устойчивой вооруженной группы (банды), конфискации подлежит, кроме собственности осужденного, имущество, добытое преступным путем либо приобретенное на средства, добытые преступным путем, переданное осужденным в собственность других лиц. Согласно ст. 41 УК за совершение коррупционных преступлений лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от трех до десяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от одного года до семи лет в качестве дополнительного вида наказания. То есть максимальный срок этого наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, увеличен вдвое по сравнению с первоначальной редакцией этой статьи.

Для предупреждения коррупции важную роль играет соблюдение принципа неотвра-

юв А.А.

тимости ответственности и наказания. Ведь каждый человек, совершающий такое преступление, надеется, что ему удастся избежать ответственности и соответственно заслуженного наказания. Чтобы такой надежды не было или хотя бы уменьшить шансы на возможность ухода от ответственности, необходимо принять ряд мер, в том числе повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов. Если предварительное следствие будет проводиться качественно, без процессуальных нарушений, то и доказательства вины коррупционера не будут подвергаться сомнению и преступник будет осужден. Неквалифицированно, с нарушениями закона проведенное предварительное следствие -это находка и помощь в уходе от ответственности коррупционера.

Принцип неотвратимости до недавнего времени нарушался в результате многочисленных укрытий преступлений от учета. Законом Республики Казахстан от 11 ноября 2011 года Уголовный кодекс Республики Казахстан был дополнен ст. 363-1, которая предусматривает ответственность за умышленное укрытие преступления небольшой либо средней тяжести от регистрации, совершенное должностным лицом органа уголовного преследования путем обмана, уговора, угрозы или иных неправомерных действий в отношении лица, обратившегося с заявлением или сообщением о достоверно готовящемся или совершенном преступлении, либо путем уничтожения или сокрытия любым иным способом обращения указанного лица. Появление такой статьи в Уголовном кодексе играет важное значение и в профилактике коррупционных преступлений, так как это приведет к сокращению количества укрытых от регистрации коррупционных преступлений и к все большему соблюдению принципа неотвратимости ответственности.

Известно, что в предупреждении коррупции важную роль играет участие в этой деятельности общественности. Без участия

общественности, без ее помощи невозможна успешная борьба с коррупцией.

Известно, что у большинства населения Казахстана имеет место примиренческое, нейтральное отношение к коррупции. Это - еще одно препятствие в борьбе с коррупцией. Формирование негативного отношения большинства населения к коррупции может сыграть важную роль в профилактике коррупционных преступлений. Общественное мнение изменить трудно, но можно его изменить не в пользу коррупционеров путем использования средств массовой информации, грамотно и правильно организованной антикоррупцонной пропаганды среди населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Успех в такой работе приведет к активизации населения, общественных формировании в противодействии коррупции. Для активизации населения в борьбе с коррупцией постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077 утверждены «Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией», где предусмотрено вознаграждение за предоставление информации о коррупции в сумме до ста месячных расчетных показателей, то есть примерно до одной тысячи долларов США.

Для предупреждения коррупции, на наш взгляд, необходимо решение целого комплекса мер экономического, правового и политического характера:

- повышение материального благосостояния государственных служащих, особенно сотрудников правоохранительных органов, призванных бороться с этим негативным явлением;

- формирование негативной позиции граждан по отношению к коррупции;

- повышение уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов;

- при назначении на должность государственного служащего, в особенности высо-

кого ранга, больше уделять внимания на такие качества, как моральная устойчивость, честность, неподкупность;

- обеспечение реального контроля за доходами государственных служащих и законностью их деятельности;

- создание реальной рыночной среды, предусматривающей либерализацию экономики, снижение налогового пресса на производителя товаров и услуг;

-обеспечение неотвратимости ответственности и наказания за коррупционные преступления;

- введение эффективного порядка конфискации преступных доходов и приобретенного путем совершения коррупционного преступления имущества.

Безусловно, данные меры предупреждения и борьбы с коррупцией не являются исчерпывающими. Мы охватили лишь основные проблемы, связанные с данным негативным социальным явлением. Коррупция требует повышенного изучения и анализа, в том числе зарубежного опыта, например, применение электронной аппаратуры для наблюдения при расследовании уголовного дела, банка данных о коррумпированных чиновниках и т.д.

В заключение следует отметить, что в настоящее время в Республике Казахстан разрабатывается проект новой редакции Уголовного кодекса Республики Казахстан. В соответствии со ст. 51 указанного законопроекта предусмотрено пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение коррупционных преступлений.

Кроме того, предлагается криминализировать такое деяние, как предложение взятки (ст.383 проекта новой редакции УК). Полагаем, что новая редакция Уголовного кодекса Республики Казахстан после ее принятия (ориентировочно - в 2013 году) сыграет важную роль в предупреждении коррупции в Республике Казахстан.

Смагулов А.А.

ЛИТЕРАТУРА

1 Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-ГУ «О национальной безопасности Республики Казахстан».

2 Сборник статистических данных о коррупционных правонарушениях и преступлениях, зарегистрированных в Республике Казахстан за 12 месяцев 2011 года. -Астана, 2012 год.

3 Сборник статистических данных о результатах деятельности судов, правоохранительных органов и преступности в республике Казахстан за 12 месяцев 2012 года. - Астана, 2012 год.

4 Сборник статистических данных о коррупционных правонарушениях и преступлениях, зарегистрированных в Республике Казахстан за 12 месяцев 2011 года. -Астана, 2012 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.