КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
© Коллектив авторов, 2007
Н.В. Королева, С.И. Колесников, О.В. Бугун, В.В. Долгих
ОСОБЕННОСТИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛАБИЛЬНОЙ
АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ
ГУ «Научный центр медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН», г. Иркутск, РФ
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей функциональной активности головного мозга в период формирования у детей младшего школьного возраста лабильной артериальной гипертензии (ЛАГ).
Группу изучения составили 26 учащихся школы-гимназии (16 мальчиков и 10 девочек). Все дети проходили комплексное обследование специалистами ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН, электроэнцефалографическое (ЭЭГ) исследование, измерение уровня артериального давления (АД) в возрасте 7-8 лет и 9-10 лет.
С учетом оценки состояния здоровья и диагностированного уровня АД нами были сформированы группа исследования и группа контроля. Группа контроля включала практически здоровых детей (8 человек) с уровнем АД, соответствующим нормативным показателям (25-75-й перцентиль): в возрасте 7-8 лет средний уровень систолического АД (САД) составил 87,5±3,13 мм рт. ст., уровень диастолического АД (ДАД) -47,5±2,5 мм рт. ст.; а в 9-10 лет - соответственно 103,1±1,32 мм рт. ст. и 57,5±1,89 мм рт. ст.
В группу исследования вошли дети (18 человек) с уровнем АД, соответствующим нормативным показателям (25-75-й перцентиль) в возрасте 7-8 лет (средний уровень САД 94,4±1,39 мм рт. ст., ДАД - 55,5±1,87 мм рт. ст.) и с повышенным уровнем САД и/или ДАД (75-95-й перцентиль) в 9-10 лет (средний уровень САД у этих детей составил 110±1,57 мм рт. ст., ДАД -65±1,21 мм рт. ст.).
Измерение уровня АД проводили с использованием аппарата «Отгоп» (Япония), оснащенного съемными манжетами, соответствующими возрасту и физическому развитию обследуемого ребенка. Регистрацию ЭЭГ осуществляли с помощью 34-канального электроэнцефалографа «Меиго1гауе1» (Россия-Италия) по стандартной методике. На ЭЭГ оценивали частоту а-активности, индексы, амплитуды а-, 8- и Д-волн, проявление зональных различий а-активности, среднеэффективные частоты спектра ЭЭГ от отведений: F3, F4, С3, С4, Р3, Р4, О1, О2, F7, F8, ТЗ, Т4, Т5, Т6 в фоновой записи; величину диапазона реакции усвоения ритма и степень выраженности реакции активации при функциональных пробах.
Полученные данные подвергали статистической обработке с использованием ^критерия Стьюдента, г-ко-эффициента корреляции Пирсона, 2-критерия оценки достоверности доли. Долю корреляционных связей рассчитывали от количества возможных корреляций (13 -для одной точки отведения, 81 - для всех отведений в целом).
Достоверных различий между величинами основных показателей ЭЭГ у детей сравниваемых групп как в возрасте 7-8 лет, так и 9-10 лет нами выявлено не было, что говорит об отсутствии выраженных нарушений в деятельности ведущих регуляторных систем мозга при так называемом «высоком нормальном АД».
При корреляционном анализе между среднеэффек-тивными частотами спектра ЭЭГ в различных областях левого и правого полушарий было выявлено, что у здоровых детей в возрасте 7-8 лет структура межкортикальных связей слабо интегрирована и представлена 8,8% корреляционных связей. Доля внутриполушар-ных связей (с тенденцией для левого полушария) преобладает над долей межполушарных, составляющей l/^ от их общего количества.
К 9-10 годам у здоровых детей структура межкортикальных взаимоотношений усложняется, что выражено в достоверном (р<0,05) увеличении количества корреляционных связей до 45,1%. Заметно возрастает доля межполушарных связей, величина которой достоверно (р<0,05) выше, чем количество внутриполушар-ных связей левого полушария. Левое полушарие по количеству внутриполушарных связей продолжает сохранять тенденцию к преобладанию над правым.
Как известно, в возрастной период 7-10 лет происходят существенные изменения структурно-функциональной организации межкортикальных, в том числе межполушарных, и корково-подкорковых взаимоотношений, однако наряду с этим целостная деятельность мозга продолжает обеспечиваться недостаточно интегрированной функциональной системой, а особенности межцентральных отношений характеризуется неустойчивостью. Это связано, с одной стороны, со структурно-функциональной незрелостью головного мозга, а с другой стороны, на наш взгляд, в этом заложен определен-
158
Педиатрия/2008/Том 87/№5
ный механизм пластичности, реализация которого способствует формированию оптимального уровня внутрицент-ральных взаимоотношений на этом этапе онтогенеза.
У детей с ЛАГ в возрасте 7-8 лет структура межкортикальных взаимоотношений более интегрирована, и доля корреляционных связей у них составляет 51,7%, что достоверно (р<0,05) выше, чем таковая у здоровых детей этого возраста. К 9-10 годам у этих детей она становится еще более сложной и по количеству корреляций (89% корреляций) продолжает достоверно (р<0,05) превышать таковую у здоровых детей. Как в 7-8 лет, так и в 9-10-летнем возрасте у детей с ЛАГ в структуре межкортикальных связей достоверно (р<0,05) преобладают межполушарные корреляции над внутриполушар-ными обеих гемисфер. У детей с ЛАГ отмечена тенденция к преобладанию по количеству внутриполушарных связей правого полушария над левым.
Кроме того, для детей с ЛАГ в сравнении со здоровыми детьми характерно то, что у них уже в 7-8-летнем возрасте показатели доли корреляционных связей достоверно (р<0,05) выше в лобной, затылочной и средне-височной областях левого полушария и центрально-височной области правого полушария; а в 9-10 лет - в центрально-теменно-задневисочной области слева и те-менно-височной области справа.
Инверсия полушарного доминирования и последующее увеличение статистического взаимодействия параметров функциональной активности мозга с формированием жестко устойчивого механизма его саморегуляции дает основание рассматривать такой характер межполушарных отношений, как отражение процессов «гиперадаптации», определяющих возникновение в мозге устойчивой «патологической системы», длительное сохранение и стабилизация которой способствуют ее прогрессивному развитию.
Среди общего увеличения количества корреляционных связей к 9-10 годам у здоровых детей достоверно
(р<0,05) возрастает доля функциональных связей в лоб-но-передневисочной области левого полушария, лобно-центральной области правого полушария и билатерально в затылочных отделах. В то время как у детей, страдающих ЛАГ, достоверное (р<0,05) увеличение межкортикальных связей происходит за счет левой центрально-теменной области и правой теменно-задневисочной области.
В настоящее время показано, что нарушения в деятельности одного из полушарий приводят к реорганизации парной деятельности мозга. Передние отделы в процессе межполушарного взаимодействия находятся под влиянием активирующих образований ствола мозга и, следовательно, связаны преимущественно с деятельностью левого полушария, в свою очередь задние отделы находятся под преимущественным влиянием диэн-цефальной системы, воздействующей в большей мере на структуры правого полушария.
Исходя из этого, можно говорить о том, что у здоровых детей возрастная динамика в младший школьный период обусловлена процессами активации обоих полушарий, в то время как у детей с ЛАГ межполушарный баланс смещен в сторону правого полушария.
Таким образом, у детей при формировании ЛАГ наряду с отсутствием выраженных нарушений в деятельности ведущих регуляторных систем головного мозга отмечаются изменения процессов возрастной динамики межкортикальных и корково-подкорковых взаимоотношений с формированием жестко интегрированной системы меж-полушарных взаимоотношений, механизм реализации которой осуществляется за счет гиперактивации правого полушария и заложен на доклиническом этапе.
Представленные изменения, по нашему мнению, могут создавать реальные предпосылки прогрессивного повышения и стабилизации повышенного АД, что, с одной стороны, позволяет рассматривать ЛАГ как риск для развития стабильной АГ, а с другой - открывает возможности для разработки эффективных мер профилактики.
© Коллектив авторов, 2008
М.О. Солиева, О.С. Ташбаев, Ш.К. Хакимов, Ш.Х., Атаджанова, Г.Т. Нуритдинова, М.П. Пазилжанова
ДЕФИЦИТ ЖЕЛЕЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Андижанский государственный медицинский институт, Республика Узбекистан
Одним из распростаненных состояний у детей, вызванных дефицитом железа (ДЖ), можно считать желе-зодефицитную анемию (ЖДА). Данная проблема является наиболее актуальной в регионах СНГ, где широко распространены заболевания дыхательной и желудочно-кишечных систем, которые усугубляют ДЖ и способствуют манифестации ЖДА. Школьный возраст явля-
ется наиболее уязвимым периодом жизни в связи с концентрацией факторов, приводящих к ЖДА.
Целью данного исследования явилось установление частоты ДЖ среди детей школьного возраста.
В ходе рандомизированного исследования 1200 школьников (10-я выборка) обследованы 930 детей в возрасте 7-14 лет (охват выборки 77,5%). Основными