Sinelnicov Eduard Gennadievich, senior researcher, [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Military Space Academy
УДК 623.418
ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАРЯЖАНИЯ В САМОХОДНОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ОРУДИИ
А.Ю.Александров, В.В. Стешов
Рассмотрен вариант повышения интенсивности огня самоходного артиллерийского орудия путем повышения скорострельности за счет автоматизации заряжания нетрадиционным способом.
Ключевые слова: снаряд, калибр, скорострельность, пневмотранспорт, автомат заряжания, пневмосистема.
Требования, предъявляемые к перспективным самоходным артиллерийским орудиям среднего и крупного калибров, предусматривают создание на высокоманевренном шасси автономного автоматизированного орудия с интенсивностью огня и эффективностью поражающего действия, значительно превышающие на сегодняшний день.
Это должно реализоваться, в том числе, за счёт:
- минимального времени нахождения на одной огневой позиции;
- максимального сокращения времени готовности к открытию огня с марша (на подготовленной огневой позиции) и при нахождении на огневой позиции;
- повышения прицельной скорострельности в 1,5.. .2 раза.
Выполнение вышеуказанных требований возможно только за счет
полной автоматизации процесса заряжания - создания автомата заряжания (АЗ).
АЗ с необходимыми параметрами транспортирования как средство автоматизации, позволяющее значительно сократить продолжительность заряжания, получить возможность выйти на качественно новый уровень проектирования артвооружения.
В настоящее время в России самоходные артиллерийские орудия (САО) среднего и крупного калибров только механизированы, например 2С3М1, или частично автоматизированы, например 2С19М2.
198
Для транспортирования выстрела или элемента выстрела (в случае раздельного заряжания) как операции, определяющей техническую скорострельность, в этих орудиях применяются довольно сложные устройства досылки. Для передачи усилия от приводных электродвигателей или гидромотора к элементу выстрела задействована совокупность достаточно сложных устройств, изготовление которых трудоемко, требует высокой точности изготовления деталей и их использование сложно в эксплуатации (рис. 1, 2). Устройство досылки имеет значительную массу.
Рис. 1. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов
выстрела в ствол (вид слева)
Рис. 2. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов
выстрела в ствол (вид справа)
199
Составная часть устройства досылки (цепь), непосредственно воздействующая на элемент выстрела, также имеет сложную конструкцию (рис. 3), требует дополнительное место для хранения в исходном состоянии.
С учетом этого максимальная скорострельность орудия не превышает 8 выстрелов в минуту.
Рис. 3. Схема цепи устройства досылки (традиционного типа)
Создание автомата заряжания на основе таких механизмов транспортирования элементов выстрела невозможно ввиду наличия обратных ходов, сложности конструкции и ограничения скорости перемещения исполнительных устройств.
Для повышения скорострельности в 1,5...2 раза необходимо исключить паразитные ходы и упростить конструкцию.
Анализ способов транспортирования, исключающих вышеуказанные паразитные операции, указывает на возможность использования энергии взрыва или энергии сжатого воздуха, непосредственно передающейся транспортируемому объекту.
Самым удобным и практически единственным способом транспортирования элементов выстрела в автомате заряжания перспективного (САО) среднего и крупного калибров остается пневмотранспорт.
Для осуществления транспортирования таким способом необходимо наличие на борту источника сжатого воздуха, клапанных устройств подачи сжатого воздуха и элементов тракта в виде труб.
200
В связи с этим на сегодняшний день задача автоматизации заряжания САО среднего и крупного калибров решается с применением принципа пневмотранспорта на всех участках транспортирования элементов выстрела.
В частности, для транспортирования элементов выстрела в ствол устройство досылки состоит из ресивера с клапанным устройством, расположенным в качающейся части (рис. 4), которое стыкуется перед досылкой с лотком соответствующего маятника-согласователя. После этого подается сжатый воздух к хвостовой части элемента выстрела, находящегося в лотке. В результате воздействия воздухом элемент выстрела транспортируется в ствол.
Рис. 4. Вид пневмотранспортного устройства досылки элементов выстрела в ствол
Конструкция досылающего устройства проста, изготовление деталей не требует высокой точности, паразитные ходы исключаются. Для снижения массы досылающего устройства возможно использование легких сплавов и полимерных материалов.
Таким образом, оснащение САО среднего и крупного калибров пневмотранспортным автоматом заряжания позволит значительно увеличить интенсивность огня, снизить трудоемкость изготовления и массово-габаритные показатели составных частей.
Александров Александр Юрьевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, Аккжп^гоу [email protected], Россия, Ковров, Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева,
Стешов Вадим Валерьевич, канд. техн. наук, доц., vadimvs52@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный технический университет имени. Р.Е. Алексеева
PECULIARITIES OF LOADING AUTOMATION IN SELF-PROPELLED GUNS
A.Y. Aleksandrov, V.V.Steshov
An option of raising fire intensity of a self-propelled gun by increasing the rate of fire due to the non-traditional techniques of loading automation is dealt with.
Key words: Projectile, caliber, rate of fire, pneumatic transport, loading mechanism, pneumatic system.
Aleksandrov Aleksandr Yurievich, doctor of technical science, professor, head of department Aleksandrov kgta@,mail.ru, Russia, Kovrov, Kovrov State Technological Academy named after V.A.Degtyarev,
Steshov Vadim Valerievich, candidate of technical science, docent, va-dimvs52@,mail. ru, Russia, Nizhni Novgorod, the Nizhni Novgorod State Technical University named after R. Y. Alekseev
УДК 623.1.7
АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК МАССОВОЙ ВЫДАЧИ И МОДЕЛИ ВАРИАНТОВ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Ю.Н. Пирогов, Ф.Е. Шарыкин, В.В. Безручкин, Г.Е. Шарыкин
Представлены материалы анализа основных военно-технических свойств и эффективности применения автотопливозаправщика массовой выдачи в сравнении с другими автотопливозаправщиками общевойскового назначения, выполненного с использованием статистической математической модели их применения в соответствии с функциональным и штатным предназначением.
Ключевые слова: автотопливозаправщик, технические средства, служба горючего, современный образец, массовая выдача, статистическая математическая модель.
Служба горючего Вооружённых сил Российской Федерации, играя важнейшую роль в обеспечении боевой готовности войск и решении боевых задач, фактически является службой боевого обеспечения, в связи с чем требования к ее боевой готовности и техническому оснащению должны соответствовать задачам, решаемым обеспечиваемыми подразделениями, частями и соединениями.