относительной, в определенной степени субъективной категорией, носит оценочный характер, поэтому для оценки качества предоставленной услуги требуются особые, специфические методы.
Таким образом, на основе проведенного анализа подходов к оценке качества услуг можем сделать вывод, что в настоящее время имеется широкий спектр методов, которые учитывают специфику сферы услуг, имеют как свои преимущества, так и недостатки. Считаем, что проблематика оценки качества услуг требует дальнейших исследований, которые должны быть интегрированы в систему управления качеством услуг организации.
Источники:
1. Артеменко В.С. Проблемы управления качеством услуг на предприятиях сферы обслуживания / В.С. Артеме-нко, О.В. Ольшанский // Економiчна стратегш i перспективи розвитку сфери торгiвлi та послуг. - 2013. - Вып. 2(2). - С. 253-258.
2. Дикань В.В. Методические подходы к оценке качества предоставления услуг / В.В. Дикань, А.И. Гречана // Сощальна економжа - 2018. - Вып. 55. С. 97-106.
3. Розина Т.М. Оценка качества сервиса на основе учета ожиданий клиентов / Т.М. Розина // Социальные явления. - 2016. - № 5. - С. 88-95.
4. Управление качеством : учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова [и др.] ; под ред. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2003. - 334 с.
5. Фадеева Н.В. Методология оценки качества услуг / Н.В. Фадеева // Вестник ТГТУ. - 2012. - Том 18. - № 2. - С.
484-492.
6. Agnieszka Czajkowskaa, Renata Stasiak-Betlejewska Quality management tools applying in the strategy of logistics services quality improvement //Agnieszka Czajkowskaa, Renata Stasiak-Betlejewska // Serbian Journal of Management 10 (2) (2015) 225 - 234
References:
1. Artemenko V. S. Problems of quality management of services at enterprises of the service sector / V. S. Artemenko, O. V. Olshansky // Ekonomichna Strategiya I perspektivi rozvitku sferi torgivli TA poslug. - 2013. - Issue 2(2). - Pp. 253-258.
2. Dikan V. V. Methodological approaches to assessing the quality of service provision / V. V. Dikan, A. I. Grechana / / Sotsialna Ekonomika-2018. - Issue 55. Pp. 97-106.
3. Rozina T. M. Evaluation of the quality of service based on customer expectations / T. M. Rozina / / Social phenomena. -2016. - № 5. - P. 88-95.
4. Quality management : textbook. for universities / S. D. ilenkova [et al.] ; under the editorship of S. D. Ilyenkova. - 2nd ed., reprint. and add. - M.: unity-Dana, 2003. - 334 p.
5.Fadeeva N. V. Methodology for assessing the quality of services // Vestnik TSTU. - 2012. - Volume 18. - No. 2. - P. 484492.
7. Agnieszka Czajkowskaa, Renata Stasiak-Betlejewska Quality management tools applying in the strategy of logistics services quality improvement // Agnieszka Czajkowskaa, Renata Stasiak-Betlejewska// Serbian Journal of Management 10 (2) (2015) 225 - 234
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10177
Н.В. Просвирина - доцент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», [email protected],
N.V. Prosvirina - associate professor at the department of «Personnel Management», candidate of economic sciences, Moscow aviation institute (national research university).
ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ FEATURES OF AUTOMATION OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF PERSONNEL IN THE ORGANIZATION
Аннотация. Актуальность исследования заключается в том, что адаптация персонала является одним из главных направлений в работе HR-служб компании. Необходимо, чтобы ценные кадры после найма на работу оставались в компании и как можно быстрее начинали приносить положительные результаты. Для повышения привлекательности работодателя на рынке труда и удержания талантов руководители компаний прибегают к автоматизации HR-процессов в организации. Целью настоящего исследования является анализ вопросов, связанных с автоматизацией процесса адаптации персонала и практикой ее применения в компаниях. Для достижения поставленной цели в статье решены задачи: изучены области HR, в которых не обойтись без автоматизации; проанализированы IT-продукты для автоматизации процесса адаптации персонала; выявлены основные проблемы при внедрении автоматизации HR-процессов. В результате исследования сделан вывод об эффективности перехода на автоматизированные системы управления адаптацией персонала. При подготовке данной работы был изучен опыт российских и зарубежных компаний в области автоматизации HR-процессов, в том числе адаптации персонала. В статье использованы методы логических построений, системного и ситуационного анализа, обобщения, аналогий, сравнения и включенных наблюдений.
Abstract. The relevance of the study lies in the fact that the adaptation of personnel is one of the main directions in the work of the company's HR services. It is necessary that valuable personnel after hiring remain in the company and begin to bring positive results as soon as possible. To increase the attractiveness of the employer in the labor market and retain talent, company leaders resort to the automation of HR processes in the organization. The purpose of this study is to analyze issues related to the automation of the process of personnel adaptation and the practice of its application in
companies. To achieve this goal, the article solved the following tasks: explored areas of HR in which automation can not be dispensed with; IT products were analyzed to automate the process of personnel adaptation; identified the main problems in the implementation of automation of HR-processes. As a result of the study, a conclusion was drawn about the effectiveness of the transition to automated personnel adaptation management systems. In preparing this work, the experience of Russian and foreign companies in the field of automation of HR processes, including staff adaptation, was studied. The article uses the methods of logical constructions, system and situational analysis, generalization, analogies, comparisons and included observations.
Ключевые слова: адаптация персонала, автоматизация процесса адаптации персонала, HR-процессы, digital-технологии, IT-продукты для автоматизации, HR-бот, барьеры для автоматизации HR-процессов.
Keywords: personnel adaptation, automation of the personnel adaptation process, HR processes, digital technologies, IT products for automation, HR bot, barriers for automation of HR processes.
Введение. В настоящее время одна из глобальных задач HR заключается в том, чтобы найти сотрудника с нужными компании компетенциями и ценностным кодом, который гармонично интегрируется в корпоративный. Для решения этой задачи на помощь приходят digital-технологии - инструменты, благодаря которым современному бизнесу удается не только оптимизировать процессы, минимизировать расход временных, финансовых, человеческих ресурсов, но и создать благоприятную среду для адаптации новичков и карьерного развития персонала. [1] В последние несколько лет HR-сектор проделал огромный путь в области автоматизации, что серьезно облегчило задачи управления персоналом, ускорило процессы и увеличило производительность труда. На рынке возникла растущая потребность в платформах, позволяющих повышать качество, производительность, компетенции и самоотдачу каждого отдельно взятого сотрудника. Системы контроля над персоналом, оценка работы, расчет зарплат и бонусов, тесты на квалификацию, собеседование и найм осуществляется с помощью онлайн-сервисов, что помогает повышать производительность сотрудников и серьезно упрощает работу в целом. [2]
Одним из главных направлений в работе HR-служб компании является адаптация персонала. У сотрудников есть огромный выбор, где можно реализовать свои профессиональные способности и навыки, как и у работодателя - база кандидатов. Важно сделать так, чтобы новичок освоился как можно быстрее и стал приносить нужные для компании результаты. Сегодня важно, чтобы ценные кадры и таланты оставались в компании, а привлекательность работодателя на рынке труда повышалась. Для этого многие предприятия автоматизируют у себя процессы подбора и адаптации персонала.
Результаты исследования и их обсуждение. Текучесть кадров - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед HR-департаментами и компаниями в целом. Адаптация сотрудников - важный этап трансформации новичка в коллективе - она помогает познакомиться с деятельностью компании, снижает уровень стресса и позволяет оперативно погрузиться в новые задачи. Этот процесс является одним из ключевых направлений в работе HR-департамента. Как показывает практика, без системного и автоматизированного подхода сотрудники будут часто увольняться, выгорать или работать неэффективного.
Статистика говорит, что именно в первые месяцы работы происходит больше всего увольнений. Поэтому решение находится на поверхности - работать на опережение, повышать вовлеченность команды и не терять ценных сотрудников во время их адаптационного периода. Для этого необходима система автоматизации адаптации и получения регулярной обратной связи.
Международная рекрутинговая компания Hays в России провела «Исследование IT-технологий в сфере HR» и опросила HR-специалистов 487 российских и международных компаний. [3] Результаты исследования показаны на рисунках 1-2.
Из рисунков следует, что 42% опрошенных считают, что автоматизация процессов оценки, адаптации, обучения и развития персонала в компаниях необходима. У 34% респондентов эта область является автоматизированной. По мнению опрошенных компаний, за автоматизацию HR в компании должен отвечать HR-директор. Такого мнения придерживаются 67% респондентов. 13% считают, что это обязанность генерального директора, и еще 13% думают, что этим должны заниматься IT-директора. 4% уверены, что автоматизировать HR-процессы должны все вышеперечисленные. [3]
Наиболее популярными системами, которые компании используют для автоматизации оценки, адаптации, обучения и развития сотрудников, являются: собственные разработки, 1С, Matrix, Workday, SAP, TMS, Looop, iSpring Learn, Agylia, WebTutor, Learn Amp и ETWeb.
Адаптация новых сотрудников с помощью digital-технологий представляет собой автоматизацию поэтапного процесса ввода сотрудника в новую должность с возможностью контролировать и анализировать успешность прохождения адаптационного периода.
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
49%
| 42% 41%
Кадровый учет и администрирование _
Учет рабочего времени _
НЫ-аналитика _
Компенсации и льготы _
Оценка, адаптация, обучение и развитие _
Рекрутмент _
Внутренние коммуникации _
Отслеживание нелояльности сотрудников _
Во всех перечисленных _
Бюджетирование расходов на персонал ] 1%
В НИ нпчего не нужно автоматизировать ] 1%
Лучше НЯ отдавать на аутсорсинг как это делаем мы ] 1%
Рисунок 1 - Области HR, в которых не обойтись без автоматизации
72%
66%
61%
24% 24%
17%
Кадровый учет и администрирование Внутренние коммуникации Учет рабочего времени Рекрутмент Компенсации и льготы Оценка, адаптация, обучение и развитие 1Ж-аналитика Отслеживание нелояльности сотрудников
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%
78%
46% 45%
41% 40%
15%
34% 34%
Рисунок 2 - Как автоматизированы эти области HR у респондентов
Сегодня на рынке ^-продуктов для автоматизации HR-процессов можно выбрать готовую систему или заказать разработку новой. Пример этапов разработки системы адаптации персонала представлен в таблице 1. В процессе адаптации персонала обычно автоматизируются следующие задачи:
- информирование сотрудника об особенностях работы в компании;
- обучение продуктам, технологиям и процедурам;
- знакомство с коллегами и руководителями;
- постановка целей на период испытательного срока;
- обеспечение взаимодействия сотрудника с наставником;
- проведение тестов и опросов по результатам обучения;
- контроль адаптационных мероприятий, сроков их проведения и получение обратной связи.
Таблица 1. Разработка системы адаптации и прохождения испытательного срока [4]
План и последовательность шагов Формат результата
Разработка бизнес-процесса адаптации персонала и прохождения испытательного срока Документированная блок-схема бизнес-процесса (шаги / контрольные точки/ ответственные / взаимодействие участников) в инфографике с описанием
Разработка и внедрение процесса подготовки выхода нового сотрудника Инструкция по подготовке выхода нового сотрудника / чек- лист
Оформление трудовых отношений ведение кадровой документации по приему и испытательному сроку сотрудников Инструкция по ведению кадровой документации / шаблоны документов с образцами заполнения / чек-лист
Разработка процедуры постановки задач, мониторинга и контроля прохождения испытательного срока Шаблон и инструкция по разработке и постановке задач на испытательный срок / процессу мониторинга и контроля успешности прохождения испытательного срока. Рекомендации по оформлению кадровой документации нового сотрудника.
Разработка Welcome-пакета и процесса обучения и проверки знаний новых сотрудников Документирование и систематизация информации для обучения и проверки знаний новых сотрудников / инструкция по организации адаптации / чек-лист
Обучение участников процесса адаптации новых сотрудников (работников компании) практическому применению процесса Проведение обучения работников компании использованию инструкций и инструментов адаптации и контроля прохождения испытательного срока нового сотрудника
Разработка алгоритма завершения адаптации и испытательного срока Инструкция по подведению итогов испытательного срока / документированию процессов завершения испытательного срока
Презентация системы, размещение в информационных системах компании с настройками доступа Система адаптации и прохождение испытательного срока персонала полностью документирована (блок-схема + описание + инструкции + чек-листы) готова к использованию
У каждой компании, в зависимости от приоритетов, образуется индивидуальный набор задач и собственный подход к адаптации. Следовательно, индивидуально будут настраиваться и процессы автоматизации.
Так, 1С сегодня предлагает много функций для автоматизации HR-службы, в том числе и организацию автоматического назначения, контроля и выполнения задач по адаптации сотрудников. Данные возможности представлены в расширенной версии «1С: Зарплата и Управление Персоналом КОРП».
Автоматизированный процесс адаптации в 1С представляет собой:
- возможность определить состав и последовательность действий, выполняемых при адаптации для компании в целом, для подразделения, для должности или для рабочего места, а иногда и персонально для сотрудника или наставника;
- закрепление ответственности за конкретным сотрудником за всю процедуру адаптации, за конкретное мероприятие или за отдельную задачу в рамках этого процесса;
- формирование для каждого адаптационного мероприятия задач и сроков выполнения;
- автоматический запуск процесса назначения задач ответственным после прохождения процедуры оформления сотрудника;
- наличие инструмента для контроля соблюдения самих адаптационных мероприятий и сроков их выполнения, а также возможность просматривать статистику отклонений при их выполнении за различные периоды.
«В расширенной версии программы «1С: Зарплата и Управление Персоналом 8 КОРП» есть возможность работы через web-интерфейс. Это позволяет подключить к процессу адаптации большое количество пользователей, в нем могут участвовать все сотрудники компании. В этом случае взаимодействие сотрудников с HR-служ-бой по всем вопросам адаптации может быть организовано через 1С.
В программе для пользователей предусмотрен личный кабинет, в котором сотрудники компании могут получать задачи, например, на прохождение опроса или тестирования, просматривать свои личные данные, подавать заявку на прохождение обучения.
Взаимодействие в режиме онлайн позволяет крупным компаниям, имеющим централизованную службу управления персоналом, обеспечивать связь со всеми сотрудниками филиалов или удаленных предприятий.» [5]
С помощью автоматизированной системы управления талантами (TMS - Talent Management System) можно решать наиболее распространенные задачи процесса адаптации персонала (Таблица 2).
Таблица 2. Возможности решения задач адаптации персонала в системе TMS
№ п/п Задача Решение
1 Информирование 1. Создание на HR-портале TMS системы раздела, посвященного адаптации. (Этот раздел может содержать общие для всех новых сотрудников документы, а также подразделы со специфическими материалами для определенных подразделений и должностей.) 2. Формирование автоматизированной рассылки, которая отправляет уведомление новому сотруднику со ссылкой на адаптационный раздел портала. Настройка в TMS системе цепочки уведомлений со ссылкой на различные документы. 3. Настройка напоминания руководителю (о дате выхода на работу нового сотрудника, о необходимости провести встречу с сотрудником, назначить наставника, поставить цели). 4. Настройка таких функции в TMS, как: - визуализация организационной структуры, - возможность виртуального знакомства со своей командой (коллеги, подчиненные для руководителя), - возможность работы с корпоративной электронной библиотекой (в идеале, с автоматическим подбором рекомендованной литературы по должности).
2 Сбор данных (заполнение форм) Настройка возможности заполнения необходимых форм в электронном виде для различных департаментов: HR, IT, юристы.
3 Обучение 1. Автоматическое назначение набора электронных учебных курсов новому сотруднику (возможность гибкой настройки правил автоматического назначения: одинаковые курсы всем сотрудникам; курсы по должности, по подразделению, по произвольным атрибутам сотрудника (по грейду или уровню должности). 2. Автоматическое формирование группы участников вебинара или очного тренинга. 3. Контроль знаний (TMS система настраивается таким образом, чтобы тестирование было назначено сотруднику автоматически через N дней после успешного изучения адаптационных курсов или через какое-то время после начала работы в компании.) 4. Постановка целей (Система определяет перечень сотрудников, которым необходимо поставить цели, назначить им оценивающего руководителя и отследить дату оценки (завершения испытательного срока и т.п.). 5. Комплексный план (В TMS системе описывается структурированная, модульная программа адаптации, состоящая из различных компонентов: курсов, электронных книг, задач, очных тренингов, опросов, оценочных форм. Программа определяет последовательность, сроки и ответственных.)
«При использовании комплексной программы адаптации персонала в системе TMS, настраивается следующая автоматизированная процедура:
- при появлении нового сотрудника по описанным в системе правилам для него выбирается комплексная программа адаптации (таких программ может быть множество для различных позиций и подразделений);
- система определяет наставника или куратора программы адаптации (например, непосредственного руководителя или наставника по позиции, закрепленного за подразделением);
- система формирует план адаптации, пересчитывая относительные сроки, указанные в модульной программе, в абсолютные сроки, соответствующие периоду испытательного срока;
- система автоматически рассылает напоминания сотруднику, его руководителю и наставнику, назначает курсы и тесты, формирует формы оценки и т.п.;
- пользователи системы работают с планом адаптации на портале, а HR-служба контролирует и анализирует данные по процессу.» [6]
С помощью инструментов системы WebTutor можно автоматизировать такие процессы адаптации персонала, как:
- отправка приветственного сообщения новому сотруднику;
- уведомление руководителей о новых сотрудниках (с рекомендациями);
- контроль ознакомления (через модуль «Управление знаниями» или через статистику просмотра страниц книги, слайдов курса);
- управление списками рекомендованной литературы;
- информирование сотрудника о различных процессах, правилах и моментах, касающихся обучения;
- знакомство сотрудника с коллегами и возможностями карьерного роста;
- проверка знаний в период адаптации;
- постановка целей на период адаптации и контроль их выполнения;
- уведомление новых сотрудников о возможностях и процедурах учебного портала;
- автоматическое назначение курсов, тестов, подача заявок по плану деятельности (адаптации) и запись на мероприятия по типовой должности. [7]
Еще одним инструментом автоматизации HR-процессов являются боты. Чат-боты умеют общаться с сотрудниками и взаимодействовать с программами для управления персоналом. Они помогают новичкам с документами, рабочими инструкциями и процедурами. Часто компании «зашивают» в бот расположение рабочих мест: так новые работники знакомятся с коллективом.
С помощью бота можно проводить автоматизированные опросы сотрудников, получая результаты сразу в оцифрованном виде, тем самым экономя временные затраты на сбор и ручную обработку результатов у HR -специалистов. Благодаря этому руководство получает оперативную обратную связь от работников и в случае возникновения проблем решает их до того, как работник соберется написать заявление об увольнении. Нередко чат-боты используются компаниями для упрощения документооборота: сотрудники могут запросить необходимые формы заявлений в два клика без участия HR-специалистов. [2]
Полезные функции HR-бота для сотрудников при адаптации персонала обширны, в основном можно выделить некоторые наиболее популярные:
- обучение новых сотрудников должностным инструкциям;
- база контактов сотрудников компании с иерархией;
- информация о компании, ее истории и миссии;
- неформальные правила поведения в коллективе и офисе;
- информационные рассылки для сотрудников;
- центр поддержки персонала, помогающий сотрудникам получить доступ к нужной информации и ответы на популярные вопросы (адресная книга, карта офисной территории и др.);
- проведение тестов и опросов по результатам обучения;
- аналитика по каждому диалогу и кандидату в панели управления;
- сбор информации для оптимизации процессов и повышения производительности (возможность для руководителей использовать заданные работниками вопросы для выявления проблем).
Преимущества HR-бота для адаптации персонала:
- Адаптивный виджет на корпоративном портале или в социальной сети (Чат-бот может работать на следующих платформах: корпоративный web-сайт, корпоративный интранет, Telegram, Viber, Facebook messenger и др.);
- Возможность быстро развернуть и интегрировать чат-бота в HR процессы компании. [8]
Основными барьерами и проблемами при внедрении автоматизации любого из блоков HR опрошенные
Hays компании называют:
- отсутствие бюджета;
- незнание и неинформированность о наличии на рынке необходимой системы автоматизации;
- решение собственника/ руководителя не автоматизировать тот или иной блок;
- наличие долгого и сложного процесса согласования со штаб-квартирой.
Для всех используемых программ респонденты предъявляют почти одинаковые требования. Важные свойства для систем автоматизации - это интуитивно понятный интерфейс, доступность всего необходимого для работы функционала, возможность кастомизации программы под индивидуальные потребности бизнеса, отсутствие ошибок и сбоев, а также экономия времени и помощь в решении рабочих вопросов. [3]
Выводы (заключение). Правильно организованный процесс адаптации сотрудников позволяет повысить процент закрытия вакансий и снизить текучесть кадров в компании. Благодаря автоматизации сферы HR служба по персоналу выстраивает эффективное взаимодействие с сотрудниками, налаживает с ними обратную связь и контролирует внутренние процессы, используя функционал автоматизированных систем.
Эффективная автоматизация процесса адаптации, как правило, быстро окупается и начинает приносить плоды. По данным Society for Human Resource Management (SHRM) вероятность того, что сотрудник останется в компании на 69% выше для тех, кто прошел хорошо структурированную программу адаптации. [6] C помощью перехода на автоматизированные системы HR-команды переводят внимание с административной работы на повышение производительности и поиск новых идей.
Источники:
1. Путь сотрудника. Технологии - 2019 // Люди и коммуникации URL: https://www.pcg-event.com/conference/view/158 (дата обращения: 05.04.2020).
2. Главный тренд HR 2020 года: чат боты для найма персонала, адаптации персонала: Общая информация // Konverbot URL: https://bot.konveier.com/2018/11/22/glavnyj-trend-hr-v-2018-godu-chatboty-dlya-najma-personala/ (дата обращения: 01.04.2020).
3. Нужны ли российскому HR технологии? // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/articles/nuzhny-li-rossiyskomu-hr-tekhnologii/ (дата обращения: 02.04.2020).
4. Кейс - пошаговый алгоритм: «Выстраиваем систему подбора и адаптации персонала с «0» // HR по-русски URL: http://hr-elearning.ru/keys-poshagovyy-algoritm-sistema-podbora-i-adaptacii-pesonala/ (дата обращения: 07.04.2020).
5. Адаптация персонала: один из ключевых трендов HR // Первый Бит URL: https://www.1cbit.ru/company/news/173628/ (дата обращения: 07.04.2020).
6. Корольков А. Автоматизация адаптации персонала // WebSoft. Про систему управления талантами и HR-автома-тизацию. URL: http://blog.websoft.ru/2018/01/blog-post.html (дата обращения: 05.04.2020).
7. Автоматизация процедур адаптации сотрудников с помощью системы WebTutor // WebSoft. Про систему управления талантами и HR-автоматизацию. URL: http://blog.websoft.ru/2017/02/webtutor.html (дата обращения: 03.04.2020).
8. HR бот для адаптации персонала // Konverbot URL: https://bot.konveier.com/product/hr-bot-dlya-adaptatsii-personala/ (дата обращения: 02.04.2020).
9. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Повышение конкурентоспособности авиационного предприятия за счет эффективного управления трудовыми ресурсами // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 622-628.
10. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Интегрированный подход в подготовке и развитии персонала на предприятиях авиационной отрасли // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 202-205.
11. Просвирина Н.В. Учет направлений деятельности по управлению персоналом и его особенности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1-2. С. 83-89.
12. Просвирина Н.В. Кадровая политика организации как инструмент управления человеческими ресурсами // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 78.
13. Бережной А.В. Управление трудовыми конфликтами в организации / А.В. Бережной, Д.Н. Аванесян // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23(1). - С. 23-25.
14. Лазаренко Л.А. Управление человеческими ресурсами в современных экономических условиях: психологический аспект // Л.А. Лазаренко, Т.Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 6 (35). - С.164-170.
References:
1. The path of the employee. Technology - 2019 // People and Communications URL: https://www.pcg-event.com/confer-ence/view/158 (accessed 04.04.2020).
2. The main trend of HR 2020: chat bots for hiring staff, staff adaptation: General information // Konverbot URL: https://bot.konveier.com/2018/11/22/glavnyj-trend-hr-v- 2018-godu-chatboty-dlya-najma-personala / (accessed: 04/01/2020).
3. Does Russian HR need technology? // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/articles/nuzhny-li-rossiyskomu-hr-tekhnologii/ (accessed: 02.04.2020).
4. Case - a step-by-step algorithm: "We are building a system for selecting and adapting personnel from" 0 "// HR in Russian URL: http://hr-elearning.ru/keys-poshagovyy-algoritm-sistema-podbora-i-adaptacii- pesonala / (date of contact: 04/07/2020).
5. Adaptation of staff: one of the key trends of HR // First Bit URL: https://www.1cbit.ru/company/news/173628/ (accessed: 04/07/2020).
6. Korolkov A. Automation of personnel adaptation // WebSoft. About talent management system and HR-automation. URL: http://blog.websoft.ru/2018/01/blog-post.html (accessed 04.04.2020).
7. Automation of employee adaptation procedures using WebTutor // WebSoft. About the talent management system and HR automation. URL: http://blog.websoft.ru/2017/02/webtutor.html (appeal date: 04/03/2020).
8. HR bot for staff adaptation // Konverbot URL: https://bot.konveier.com/product/hr-bot-dlya-adaptatsii-personala/ (accessed: 02.04.2020).
9. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I. Improving the competitiveness of an aviation enterprise through effective labor management // Economics and Entrepreneurship. 2018. No. 10 (99). S. 622-628.
10. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I. An integrated approach to the training and development of personnel at the enterprises of the aviation industry // Financial Economics. 2018.No 7.P. 202-205.
11. Prosvirina N.V. Accounting for the areas of personnel management and its features // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 1-2. S. 83-89.
12. Prosvirina N.V. Personnel policy of the organization as a tool for managing human resources // Moscow Economic Journal. 2019.No 12.P. 78.
13. Berezhnoy A.V. Management of labor conflicts in the organization / A.V. Berezhnoy, D.N. Avanesyan // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 23 (1). - S. 23-25.
14. Lazarenko L.A. Human resources management in modern economic conditions: psychological aspect // L.A. Lazarenko, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 6 (35). - S.164-170.