Научная статья на тему 'Особенности аудита эффективности в системе внутреннего финансового контроля в МВД России'

Особенности аудита эффективности в системе внутреннего финансового контроля в МВД России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1420
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ / ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ / ПОЛОЖЕНИЯ ВНУТРИСИСТЕМНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL / INTERNAL AUDIT / OBJECTS OF CONTROL / TYPES AND FORMS OF CONTROL / PROVISIONS OF INTERNAL REGULATORY DOCUMENTS / INTEGRAL INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF CONTROL MEASURES OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакова Фатима Мурадиновна, Шхагошев Рустам Валентинович, Карданов Азамат Мухамедович

В статье рассмотрено понятие «внутренний контроль», который выступает неотъемлемым элементом каждой стадии управления и «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса. Его цель эффективное использование бюджетных средств, сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения, соблюдение законодательных требований и представление достоверной отчетности. Система может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю в учреждении. Авторами были сделаны выводы о том, что система внутреннего контроля это действующая система предотвращения, выявления и исправления ошибок и неточностей в бухгалтерских проводках и бюджетных финансовых отчетах; система внутреннего контроля создается в целях улучшения деятельности учреждения, а также является основой для планирования аудита. Оценка системы внутреннего контроля является существенным этапом аудиторской проверки и влияет на выбор методов сбора аудиторских доказательств. Эффективно отлаженная система внутреннего контроля в свою очередь также снижает аудиторский риск при проведении внешнего и внутреннего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шакова Фатима Мурадиновна, Шхагошев Рустам Валентинович, Карданов Азамат Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF EFFICIENCY AUDIT IN THE SYSTEM OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL OF MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS OF RUSSIA

This article considers the concept of internal control, which is an integral element of each stage of management and "separate" stage, providing information transparency for the quality of the process. Its purpose is effective use of budgetary funds, safety of financial and non-financial assets of the institution, compliance with legal requirements and submission of reliable reports. The system may include other activities and matters subject to internal control in the institution. Understanding the importance of the internal control system assessment during the audit, we concluded that the internal control system is the current system of prevention, detection and correction of errors and inaccuracies in accounting entries and budget financial statements; the internal control system is created to improve the activities of the institution, and is the basis for audit planning. Evaluation of the internal control system is an essential stage of the audit and affects the choice of methods of collecting audit evidence. An effective system of internal control, in turn, also reduces the audit risk during the external and internal audit.

Текст научной работы на тему «Особенности аудита эффективности в системе внутреннего финансового контроля в МВД России»

УДК 338 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-161-169

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В МВД РОССИИ

Шакова кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказская

Фатима государственная гуманитарная технологическая академия

Мурадиновна (369000, Россия, Карачаево-Черкесская Республика,

г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36). E-mail: shakovaf@mail.ru Шхагошев кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической

Рустам теории и предпринимательства, Южно-Российский институт

Валентинович управления - филиал Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: shhagoshev@mail.ru Карданов кандидат экономических наук, доцент,

Азамат Ростовский государственный экономический университет

Мухамедович (филиал в г. Черкесске) (369000, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Красная, 3). E-mail: akardo@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрено понятие «внутренний контроль», который выступает неотъемлемым элементом каждой стадии управления и «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса. Его цель - эффективное использование бюджетных средств, сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения, соблюдение законодательных требований и представление достоверной отчетности. Система может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю в учреждении. Авторами были сделаны выводы о том, что система внутреннего контроля - это действующая система предотвращения, выявления и исправления ошибок и неточностей в бухгалтерских проводках и бюджетных финансовых отчетах; система внутреннего контроля создается в целях улучшения деятельности учреждения, а также является основой для планирования аудита. Оценка системы внутреннего контроля является существенным этапом аудиторской проверки и влияет на выбор методов сбора аудиторских доказательств. Эффективно отлаженная система внутреннего контроля в свою очередь также снижает аудиторский риск при проведении внешнего и внутреннего аудита.

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, объекты контроля, виды и формы проведения контроля, положения внутрисистемных нормативных документов, интегральный показатель эффективность контрольных мероприятий внутреннего финансового контроля.

Под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности; соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Система внутреннего контроля включает в себя совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством бюджетного учреждения в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения и его силами надзор и проверку: соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации бухгалтерского учета; своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; предотвращения ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества учреждения.

Задачами системы внутреннего контроля являются:

- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;

- определение соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

- соблюдение предусмотренных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности. С этой целью учреждение должно разработать и утвердить положение о внутреннем финансовом контроле. Указанное положение может быть как самостоятельным нормативным актом учреждения, так и составной частью его учетной политики.

Внутренний финансовый контроль нацелен на управление финансами учреждения, направленное на достижение его стратегических и тактических целей. Для государственных (муниципальных) учреждений, в отличие от коммерческих организаций, это не максимизация стоимости бизнеса, а выполнение управленческих, социально-культурных или иных значимых для общества функций и полномочий государства, субъекта РФ или муниципального образования. Необходимость внутреннего финансового контроля на предприятии некоммерческого типа вызвана также переходом к новым принципам управления и финансирования «новых» бюджетных учреждений. Развитие рыночных отношений в государственном секторе и появление конкуренции между учреждениями вызывает необходимость адаптации и применения отдельных инструментов финансового менеджмента в виде внутреннего финансового контроля. Несмотря на ограниченную востребованность отчетной информации о деятельности бюджетного учреждения и результатов ее анализа, одной из задач организации контроля является сближение стандартов внутреннего контроля и аудита с аналогичными стандартами в государственном секторе. Ввиду существующих ограничений в реализации внутреннего контроля в бюджетном учреждении, которые кроются в ограничении самостоятельности его деятельности, польза и необходимость внутреннего контроля может оцениваться с позиции установления и соблюдения внутренних стандартов, регламентов и процедур планирования, исполнения, учета, составления отчетности и контроля доходов и расходов, обеспечивающих достижение заданных учредителем целевых показателей и результатов с максимально эффективным использованием бюджетных средств. Более того, особенность формы собственности, целей функционирования и регламентации деятельности рассматриваемого типа учреждений проявляется в снижении издержек по организации системы внутреннего контроля. В данных условиях внутренний контроль должен быть направлен на максимальное использование конкурентных преимуществ и эффективную организацию деятельности по привлечению внебюджетных доходов и их использованию на реализацию основных целей функционирования учреждения.

Внутренний финансовый контроль (Приказ МВД России от 12 октября 2015 г. № 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России») применительно к правоохранительным органам включает в себя следующие составляющие: внутренний бухгалтерский контроль, контроль за эффективностью и результативностью деятельности и контроль за соответствием законодательным требованиям. Создание системы внутреннего контроля начинается с утверждения в учетной политике Положения о внутреннем контроле и аудите, организацией структурного подразделения или уполномоченного лица по внутреннему контролю, заполнением в отчетности формы «Сведения о результатах мероприятий службы внутреннего контроля». В частности, Положение о системе внутреннего контроля должно быть составлено с регламентацией контрольных процедур, направленных на его проведения в бюджетной организации. В нем необходимо отразить основные понятия и элементы внутреннего контроля: его цели, субъекты осуществления, объекты контроля, виды и формы проведения контроля, обязанности должностных лиц, их ответственность за организацию и его осуществление, периодичность проведения контрольных процедур, а также права и обязанности субъектов внутреннего финансового контроля. Заключительный этап - формирование информации о результатах проведенных мероприятий внутреннего контроля и их эффективности.

Под системой внутреннего контроля, которая должна быть повсеместно разработана и внедрена, с нашей точки зрения, следует понимать совокупность субъектов, объектов и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в целях обеспечения соблюдения политики организации и эффективного ведения хозяйственной деятельности, а также оценки состояния объекта, контроля и выработки регулирующих мер. При разработке системы внутреннего контроля преследуется достижение следующих целей, а именно обеспечение: надежности и полноты информации, соответствия законодательству, экономичного использования ресурсов, сохранности активов, достижения организацией поставленных целей и задач. То есть изучение вопросов оценки системы внутреннего контроля на каждом экономическом субъекте является актуальным сегодня.

Актуальность научного анализа внутреннего финансового контроля заключается в том, что оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита возрастает в условиях реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и трансформации системы нормативного регулирования российского аудита на основе международных стандартов аудита, когда возникает необходимость в информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности экономических субъектов. Оценка системы внутреннего контроля является одним из обязательных этапов проведения внешнего аудита.

Одним из ключевых направлений совершенствования качества финансового менеджмента в органах государственной власти и государственных учреждениях, предусмотренного Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2020 года, является организация и развитие действенной системы внутреннего финансового контроля и аудита.

Практическая реализация основополагающих принципов полноты, системности и результативности финансово-экономической ревизии в сфере бюджетных средств не является абсолютной новацией в экономической науке. Однако, на наш взгляд, проблематика её совершенствования, обусловленная специфическим назначением контрольно-ревизионной деятельности, не теряет со временем своей актуальности, особенно возрастающей при осложняющихся процессах, периодически происходящих в экономике страны, поскольку для государственных силовых структур она является одним из значимых средств влияния на выполнение норм действующего законодательства и противодействия финансовым и другим правонарушениям в экономических субъектах, обычная деятельность которых финансируется из бюджета страны.

Необходимо также обеспечить реальное влияние оценки системы внутреннего контроля подразделений МВД России на приведение бухгалтерского бюджетного учёта в проверяемых подразделениях в полное соответствие с действующим законом «О бухгалтерском учёте» и положениями внутрисистемных нормативных документов.

В этой связи особую актуальность приобретает реализация таких задач внутреннего контроля, как обеспечение выполнения установленных функций МВД России, соблюдение законодательства и нормативных документов, повышение эффективности деятельности и предотвращение рисков. Функционирование системы внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей обеспечивается качественной и своевременной информацией.

Основным каналом информации для принятия решений являются информационные системы МВД России. Уровень информационных технологий, качество хранимой и обрабатываемой в них информации могут существенно влиять на управленческие решения и эффективность внутреннего контроля. Финансово-хозяйственная деятельность органов внутренних дел регламентируется как федеральными законами, так и ведомственными нормативными правовыми актами. Причем в отдельных случаях положения нормативных документов противоречат друг другу. Все это неизбежно отражается на организации контроля финансово-хозяйственной деятельности и затрудняет работу контрольно-ревизионных комиссий [6]. Внутренний аудит оказывает помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными элементами системы внутреннего контроля.

В российском законодательстве на отраслевом уровне содержатся ключевые понятия внутреннего контроля. Это относится к документам, регулирующим осуществление внутреннего финансового аудита и ведомственного финансового контроля в системе МВД России.

Объектами внутреннего финансового аудита являются подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России, научные, образовательные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Внутренний финансовый аудит в системе МВД России организуется Контрольно-ревизионным управлением МВД России, контрольно-ревизионными подразделениями органов внутренних дел РФ. Контрольно-ревизионное подразделение (КРП) - подразделение системы МВД России (внутренних войск МВД России), основными задачами которого является проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности объектов ведомственного финансового контроля. КРП находится в непосредственном подчинении руководителя подразделения МВД России (внутренних войск МВД России).

Целями внутреннего финансового аудита являются:

1. Оценка надежности осуществления в подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности.

2. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов РФ.

3. Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации бюджетных средств.

Важнейшим принципом внутреннего аудита в международной практике является его независимость, что, в частности, обеспечивается его функционально-организационной независимостью внутри ведомства.

После проведения анализа действующей СВК в организации можно выделить следующие базовые принципы ее функционирования, которые ориентируются на постоянное развитие СВК организации (табл.1):

Таблица 1

Принципы функционирования системы внутреннего контроля

Принцип Содержание принципа

Общая вовлеченность каждый работник в организации несет ответственность за осуществление внутреннего контроля

Опережающее построение часть СВК в планируемых к изменениям процессах и организационных структурах должна быть перестроена и адаптирована к изменениям, обеспечена ресурсно и организационно до начала осуществления или к моменту самих изменений

Открытость предоставление возможностей заинтересованным сторонам оказывать контрольное воздействие

Законность процессы функционирования и развития СВК основываются на нормах российского и международного законодательства. Процедуры внутреннего контроля, в том числе, позволяют максимально обеспечить законность деятельности организации и всех ее работников

Комплексность СВК является полной, всеобъемлющей и взаимоувязанной системой, охватывающей все аспекты деятельности организации и учитывающей особенности входящих в нее подсистем

Фокусность СВК создает условия для сосредоточения общих усилий всех участников контрольной деятельности на развитии тех ее элементов, которые обеспечивают эффективное достижение целей организации

Риск- ориентированность процессы развития и функционирования СВК основываются на результатах выявления, прогнозирования и оценки рисков, присущих организации

Независимость и объективность деятельность по оценке эффективности внутреннего контроля осуществляется специализированными органами, действующими на основании профессиональных и корпоративных стандартов независимо и непредвзято, что позволяет предоставить менеджменту объективные результаты оценки

Эффективность контрольных мероприятий тесно связана с их результативностью. В свою очередь, результативность финансового контроля связана с его действенностью и отражает умение и способность органов финансового контроля обеспечить возврат в бюджет понесенных государством потерь от выявленных нарушений. Такие критерии эффективности ведомственного финансового контроля (ВФК), как экономичность, результативность и действенность, хотя и могут быть выражены в количественных показателях, позволяют судить об эффективности контроля лишь в наиболее общем виде.

Рассмотрим подходы к оценке результативности и эффективности финансового контроля за использованием бюджетных средств. Под эффективностью финансового контроля будем понимать всю совокупность мероприятий, связанных с оценкой эффективности управления государственными фондами, - анализ использования бюджетных фондов и эффективности деятельности органов контроля.

Шохин С.О. считает показателем эффективности мероприятий финансового контроля отношение результатов этого контроля к расходам на его осуществление [9]. Стало быть, повышение эффективности финансового контроля возможно путем снижения расходов на мероприятия по его проведению, что вряд ли правомерно. Ведь большую часть затрат на реализацию контрольно-ревизионных функций на региональном уровне и уровне отдельных ведомств составляют информационно-техническое обеспечение и зарплатная часть ревизоров, а эти статьи расходов являются необходимым условием работы органов финансового контроля и снижены быть не могут.

Шохин С.О. предлагает оценивать эффективность и действенность финансового контроля по каждому проведенному контрольному мероприятию исходя из соотношения полученных результатов и понесенных затрат, вводя для этого нормативы на однородные контрольные мероприятия и затем сравнивая с ними полученные значения. Он рекомендует следующий комплекс показателей оценки эффективности мероприятий финансового контроля: степень полноты реализации функций контрольно-счетных органов; степень автоматизации контрольных функций; уровень своевременности и полноты осуществления бюджетных переводов; объем нецелевых затрат за анализируемый период.

Игнатов С.Ю. предлагает другую систему показателей эффективности ГФК: конечные результаты деятельности объектов контроля в динамике; объем имеющихся у объектов контрольно-ревизионных мероприятий ресурсов и степень их использования; степень изменения конечных показателей результативности за счет совершенствования объектами контроля использования имеющихся у них ресурсов [5].

Белобжецкий И.А., говоря о различных аспектах оценки эффективности мероприятий финансового контроля, отмечает, что при осуществлении этой части контрольно-ревизионных мероприятий следует учитывать не единичные показатели результативности, а систему показателей эффективности финансового контроля. Не детализируя элементы системы показателей эффективности, он выделяет две группы показателей [2]:

- размеры выявленных в ходе контрольно-ревизионных мероприятий недостач, незаконных расходов и хищений в абсолютных величинах;

- объемы возмещений причиненного государству ущерба в абсолютных и относительных значениях (в общей сумме и в процентном выражении).

Салихов И.О. полагает, что недостачи, незаконные расходы и хищения - это лишь малая часть возможных финансовых нарушений как в количественном отношении, так и в суммах возможного причиненного ущерба [8]. По его мнению, некорректно относить показатель возмещения к обобщающим и ключевым параметрам оценки эффективности работы контрольно-ревизионных органов. Аналогичной позиции придерживается И.А. Белобжецкий, считая, что такая функция контрольно-ревизионных органов, как предупреждение и профилактика нарушений экономического характера, не может быть подсчитана в принципе [2].

В.В. Бурцев выделяет два показателя результативности ГФК [3]:

- объем возмещенных государству средств за вычетом расходов на осуществление контроля (как прямой эффект контрольных мероприятий);

- формирование необоснованных расходов (в ходе осуществления аналитических мероприятий, проверок, ревизий, экспертных оценок и т.д.) и прочих недостатков при освоении бюджетных фондов и других материальных и нематериальных ресурсов.

Вместе с показателями, характеризующими прямую эффективность проведения контрольных мероприятий, В.В. Бурцев вводит косвенные показатели результативности ГФК [3]: качество исполнения контрольных функций органами финансового контроля; соответствие их действий требованиям профессиональных стандартов и кодекса этики.

Салихов З.А. рекомендует такой ряд показателей эффективности мероприятий финансового контроля [8]: суммы и процент охвата проверками средств, профинансированных из государственного бюджета; общая сумма выявленных финансовых нарушений; доля финансовых нарушений в общей профинансированной сумме; доля средств, израсходованных с нарушениями, в общей сумме обревизованных бюджетных ассигнований; сумма и доля возмещения материального ущерба, причиненного государству в виде нецелевого или незаконного расходования бюджетных средств.

Итак, обзор подходов к определению эффективности мероприятий финансового контроля в части управления централизованными фондами денежных средств позволяет заключить, что четкой трактовки эффективности финансового контроля до сих пор нет. По нашему мнению, на пути к формированию системы показателей эффективности ВФК в системе МВД России следует систематизировать возможные проявления эффективности использования бюджетных средств. Экономическая результативность любой формы проводимого контроля прямо зависит от наличия средств воздействия, которые имеются у контрольных органов.

Эффективность ВФК обусловлена состоянием нормативно-правовой базы, особенностями распределения властных полномочий при множестве регионов и, как следствие, значительном количестве органов финансового контроля, чья деятельность нуждается в разумной координации. Повышение действенности ВФК может проявляться в усилении мер по недопущению нарушений бюджетной дисциплины.

В общем виде деятельность органов финансового контроля в системе МВД России сводится к анализу эффективности использования бюджетных средств в разрезе различных направлений деятельности. По нашему мнению, система показателей эффективности внутреннего финансового контроля в системе МВД России должна основываться на критериях: результативности; экономичности; действенности; динамичности деятельности; интенсивности деятельности (табл. 2).

Предлагаемая система показателей эффективности внутреннего финансового контроля в системе МВД России может служить основой при планировании и реализации мероприятий финансового контроля и, соответственно, всего механизма контрольных мероприятий в части управления бюджетными средствами данного ведомства.

Дополнением к представленной системе количественных показателей может стать балльная система оценки эффективности внутреннего финансового контроля в системе МВД России, основная идея которой - сравнение эффективности деятельности однородных подконтрольных организаций.

Результирующим показателем оценки эффективности внутреннего финансового контроля в системе МВД России должен стать интегральный показатель эффективности контрольных мероприятий.

Для системы МВД России характерно наличие проблем, решение которых позволит повысить эффективность осуществления в ней финансового контроля. Ключевая проблема -наличие противоречий в оценке эффективности работы органов контроля - выражается в конфликте двух показателей эффективности деятельности органов контроля: количества и сумм выявленных финансовых нарушений и принятых по итогам ревизии мер. На наш взгляд, эффективность как комплексная интегральная категория использования бюджетных средств структурными подразделениями системы МВД России должна включать критерии продуктивности, экономичности и результативности использования бюджетных средств.

Целью учреждения должно являться не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Ведь ресурсы, направленные учреждением на создание избыточного контроля, могли бы быть использованы для достижения других целей и задач.

Таблица 2

Критерии оценки эффективности внутреннего финансового контроля в системе МВД РФ

Критерии Показатели

Результативность выявленный объем нарушений; выявленный объем нерационально использованных бюджетных средств; выявленный объем использованных не по назначению бюджетных средств; число подготовленных по итогам контрольных мероприятий дел, переданных в прокуратуру и следственные органы

Действенность количество исполненных взысканий; текущее пополнение или уровень экономии расходной части бюджета хозяйственной единицы системы МВД России; объем денежных средств и материальных ценностей, возвращенных в государственную собственность по итогам проверок

Экономичность объем средств, затраченных на проведение контрольных мероприятий; расходы субъекта контроля на подготовку материалов для органов контроля; отношение экономического эффекта от исполнения взысканий к затратам на содержание органов контроля (ревизоров)

Интенсивность деятельности число проведенных контрольных мероприятий (в расчете на одного ревизора или контрольный орган); объем проверенных средств (в расчете на одного ревизора или контрольный орган); количество проверенных военных частей

Динамичность динамика результативности мероприятий контроля (отношение числа предъявленных к взысканию средств к общему числу контрольных мероприятий); динамика эффективности мероприятий контроля (отношение объема средств и материальных ценностей, использованных с нарушением законодательства, к общему объему проверенных средств); уровень действенности контроля (отношение числа исполненных взысканий к общему числу установленных взысканий); динамика эффективности контроля (отношение объема средств, возвращенных в бюджет государства, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению)

Однако, даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Этой цели служит, как уже говорилось, внутренний аудит.

Эффективно отлаженная система внутреннего контроля в свою очередь также снижает аудиторский риск при проведении внешнего и внутреннего аудита.

Понимая всю важность оценки системы внутреннего контроля в ходе аудита, нами были сделаны выводы о том, что система внутреннего контроля - это действующая система предотвращения, выявления и исправления ошибок и неточностей в бухгалтерских проводках

и бюджетных финансовых отчетах; система внутреннего контроля создается в целях улучшения деятельности учреждения, а также является основой для планирования аудита. Оценка системы внутреннего контроля является существенным этапом аудиторской проверки и влияет на выбор методов сбора аудиторских доказательств. Эффективно отлаженная система внутреннего контроля в свою очередь также снижает аудиторский риск при проведении внешнего и внутреннего аудита.

Литература

1. Баранова И.В., Артюшин И.Ю. Роль ведомственного контроля в системе государственного финансового контроля // Сб. научных трудов по материалам Международной научно практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Фадейкиной. Новосибирск, 2012. С. 71-77.

2. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. - М.: Финансы и статистика, 2009. 255 с.

3. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. - М.: Маркетинг, 2014. 417 с.

4. Дементьев Д.В. Государственный финансовый контроль: оценка эффективности и направ-

ления развития: дис. канд. экон. наук. Новосибирск, 2004. 178 с.

5. Игнатов Ю. Основы взаимодействия // Президентский контроль. 1999. № 9. С. 23-26.

6. Игнатова Т.В., Алифанова Е.Н. Институциональная характеристика бюджетного финансирования общественного сектора // Финансовые исследования. 2018. № 2. С. 20-26.

7. Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. URL: http://www.ach.gov. ru/userfiles/bulletins/otchet13-buleten_doc_files-fl-421.pdf (дата обращения: 18.03.2018).

8. Салихов З.А. Некоторые подходы к оценке эффективности и результативности работы органов государственного финансового контроля. URL: http://www. auditfin.com/fin/2005/2/Salihov/Salihov%20.pdf (дата обращения: 18.03.2018).

9. Шохин С.О. Эффективность бюджетно-финансового контроля. - М.: Прогресс, 1995. 62 с.

Shakova Fatima Muradinovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor, North Caucasian state humanitarian technological academy (36, Stavropolskaya St., Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, 369000, Russian Federation). E-mail: shakovaf@mail.ru

Shkhagoshev Rustam Valentinovich, Candidate of Economic Science, Docent of Chair of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: shhagoshev@mail.ru

Cardanov Azamat Mukhamedovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor, Rostov state economic university (branch in Cherkessk) (3, Krasnaya St., Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, 369000, Russian Federation). E-mail: akardo@yandex.ru

SPECIFICS OF EFFICIENCY AUDIT IN THE SYSTEM

OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL OF MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS OF RUSSIA

Abstract

This article considers the concept of internal controlwhich is an integral element of each stage of management and "separate" stage, providing information transparency for the quality of the process. Its purpose is effective use of budgetary funds, safety of financial and non-financial assets of the institution, compliance with legal requirements and submission of reliable reports. The system may include other activities and matters subject to internal control in the institution. Understanding the importance of the internal control system assessment during the audit, we concluded that the internal control system is the current system of prevention, detection and correction of errors and inaccuracies in accounting entries and budget financial statements; the internal control system is created to improve the activities of the institution, and is the basis for audit planning. Evaluation of the internal

control system is an essential stage of the audit and affects the choice of methods of collecting audit evidence. An effective system of internal control, in turn, also reduces the audit risk during the external and internal audit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Internal control, internal audit, objects of control, types and forms of control, provisions of internal regulatory documents, integral indicator of the effectiveness of control measures of internal financial control.

References

1. Baranova I.V., Artyushin I.YU. Rol' vedomstvennogo kontrolya v sisteme gosudarstvennogo fi-nansovogo kontrolya // Sb. nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno praktich-eskoj konferencii. Pod obshchej redakciej N.V. Fadejkinoj. Novosibirsk, 2012. P. 71-77.

2. Belobzheckij I.A. Finansovyj kontrol' i novyj hozyajstvennyj mekhanizm. - M.: Finansy i statistika, 2009. 255 p.

3. Burcev V.V. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol': metodologiya i organizaciya. - M.: Marketing, 2014. 417 p.

4. Dement'ev D.V. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol': ocenka ehffektivnosti i napravleniya razviti-ya: dis. kand. ehkon. nauk. Novosibirsk, 2004. 178 p.

5. Ignatov YU. Osnovy vzaimodejstviya // Prezidentskij kontrol'. 1999. № 9. P. 23-26.

6. Ignatova T.V., Alifanova E.N. Institucional'naya harakteristika byudzhetnogo finansirovaniya ob-shchestvennogo sektora // Finansovye issledovaniya. 2018. № 2. P. 20-26.

7. Openyshev S.P., ZHukov V.A. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy ocenki ehffektivnosti gosudarstvennogo finansovogo kontrolya. URL: http://www.ach.gov.

ru/userfiles/bulletins/otchet13-buleten_doc_files-fl-421.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2018).

8. Salihov Z.A. Nekotorye podhody k ocenke ehffektivnosti i rezul'tativnosti raboty organov gosudarstvennogo finansovogo kontrolya. URL: http://www. audit-fin.com/fin/2005/2/Salihov/Salihov%20.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2018).

9. SHohin S.O. EHffektivnost' byudzhetno-finansovogo kontrolya. - M.: Progress, 1995. 62 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.