Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ИОСИФО-ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА'

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ИОСИФО-ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Архитектура монастыря / символика храма / икона / Иосифо-Волоцкий монастырь / колокольня / проповедь / духовное просвещение / воцерковление / The architecture of the monastery / the symbolism of the temple / the icon / the Joseph-Volotsky monastery / the bell tower / preaching / spiritual enlightenment / church worship

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смулов Алексей Михайлович

Статья посвящена исследованию особенностей архитектуры монастыря (храмов, алтаря, росписей и икон, колокольни) для духовного просвещения и воцерковления верующего народа. Показана роль храма, как «проповедника стоящего на месте», колокольного звона, как невербального языка проповеди и др. В качестве примера избраны архитектурные строения Иосифо-Волоцкого монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Смулов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ARCHITECTURE OF THE JOSEPH-VOLOTSKY MONASTERY AS AN EDUCATIONAL CENTER

The article is devoted to the study of the features of the architecture of the monastery (temples, altar, paintings and icons, bell towers) for spiritual enlightenment and the church of the faithful people. The role of the temple as a "preacher standing still", bell ringing, as a non-verbal language of preaching, etc. is shown. The architectural structures of the Iosifo-Volotsky Monastery are chosen as an example.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ИОСИФО-ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА»

RAR

УДК 930.85 ББК 85.1

DOI 10.34685/HI.2024.47.4.002

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ИОСИФО-ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА

Смулов Алексей Михайлович,

доктор экономических наук, профессор, магистр теологии,

профессор кафедры миссиологии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Лихов пер., д. 6, стр. 1, г. Москва, Россия, 127051,

[email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей архитектуры монастыря (храмов, алтаря, росписей и икон, колокольни) для духовного просвещения и воцерковления верующего народа. Показана роль храма, как «проповедника стоящего на месте», колокольного звона, как невербального языка проповеди и др. В качестве примера избраны архитектурные строения Иосифо-Волоцкого монастыря.

Ключевые слова

Архитектура монастыря, символика храма, икона, Иосифо-Волоцкий монастырь, колокольня, проповедь, духовное просвещение, воцерковление.

Для понимания значения капитального храмового здания для Православия, уместно привести слова Патриарха Московского и всея России свт Тихона (Беллавина), которые он написал в 1900 г. в своём Отчёте о состоянии Алеутской епархии: «Постройка церквей..., кроме общего значения, присущего храмам, имеет ... особое значение для дела православия. В тех местах, где только временно нанимается помещение для совершения богослужений, а нет постоянного храма, прихожане, и особенно сторонние. склонны считать и самое дело православия временным. Напротив, в местности, где строится церковь, православие не только утверждается, но приобретает себе новых членов»1. А вот слова, сказан-

1 РГИА. Фонд 796, оп. 442, д. 1820, л.11.

ные уже в начале XXI в.: «Храм — проповедник, стоящий на месте»2.

Для духовного просвещения имеет значение форма храма. Традиционно храмы возводятся в следующих формах, в плане в виде: 1). креста, 2). круга (ротонды), 3). восьмиконечной звезды, 4). корабля, 5). четырёхугольника, 6). смешенного типа, сочетающего две или даже три указанных выше формы. Каждая из перечисленных форм храмов несёт своё символическое значение3.

2 http s://yandex.ru/turb о/ s/fom a. ru/pasxalnyij- zvon-molitva-v-bronze.html, в оригинале - с. 69.

3 https://azbyka.ru/ otechnik/Konstantin_Nikolskij/posobie-

k-izucheniyu-ustava-bogosluzhenija-pravoslavnoj-

tserkvi/#source, в оригинале - с. 2.

Цвета храмов и их куполов тоже служат просвещению верующего человека4.

Православный храм имеет горнюю (верхнюю) и дольную (нижнюю) части. Под куполом, как правило, находится «небо» (мир небесный), в то время как четверик являет собой мир земной. Своды и стены расписываются в зависимости от посвящения храма тому или иному Библейскому событию, Пресвятой Богородице или святому угоднику Божиему.

Храм может рассматриваться как «гора», связывающая землю с Небом. В конце XII в. архиепископ Новгородский Антоний так описывал купол храма Св. Софии в Константинополе (Царьграде): «особенным же предметом удивления и архитектурной непостижимости был купол храма, который, ... "казался не на твёрдом здании покоящимся, но на золотой цепи с неба повешенным"»5.

Храм показывает человеку, что есть иная реальность, есть Царствие Божие, в которое можно войти и причаститься жизни Бога (в первую очередь в Таинстве Евхаристии), соединить реальность земного мира и мира божественного. Именно Церковь и её храмы являют место преимущественного единения христиан с Богом, они становятся прообразом Царства Славы будущего века. Символика православного храма открывала и открывает человеку путь в «лоно Церкви», к богослужению и воцерковлению, к Богу.

Таинство Евхаристии являет собой переход от земли на небо — восхождение, вознесение, причастие Богу6, именно в этом Таинстве происходит переход от мира нынешнего в мир грядущий.

Остановимся на богословском и просветительском значении церковного иконостаса, который, как все храмовые изображения, концентрированно выполняет вероучительную роль. Иконостас устанавливает акцент на предстоящем Втором Пришествии Иисуса Христа7.

4 https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2021/cveta-кир olov-pravoslavnyx-xram ov

5 Савваитов П. Путешествие Новгородскаго архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. - СПб.: Типографии Императорской Академии Наук, 1872, с. 195-196.

6 Александр Шмеман, протопр. Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе: [Пер. с англ. Ю.С. Те-рентьева]. - М.: Изд-во ПСТБИ, 1996, с. 187,263.

7 https://azbyka.ru/bogoslovie-ikony, в оригинале - с. 42.

Основным цветом иконостаса часто выступает золотой. Этот цвет, как свидетельствует свт. Николай (Велимирович) Сербский, со ссылкой на мнения христианских богословов, символизирует Истину. Святитель пишет: «Золото не изменяется и не обманывает. Каково оно в короне царской. Таково и в земле, и в воде, и в огне — повсюду одинаково. Поэтому христианские богословы и прозорливцы всегда считали золото отображением истины; не самой истиной, но именно картиной истины, символом истины»8.

Иконостас в православном храме традиционно делится на пять уровней — ярусов. Первый ярус именуется «Местный ряд», второй — «Деи-сус», третий — «Праздничный». Четвёртый ярус иконостаса исторически носит название «пророческого чина». Пятый уровень носит название — «Праотеческий».

Самым верхом иконостаса становится изображение Креста с распятым на нём Спасителем в предстоянии Пресвятой Богородицы и апостола-евангелиста Иоанна Богослова. Голгофа — Гол-гофский Крест — есть высший символ человеческого Спасения и одновременно символ Церкви Торжествующей9.

За иконостасом находится алтарь, который символически обозначает Царствие Небесное. В алтаре на жертвеннике и престоле во время богослужения возжигаются свечи и лампады. Подсвечники — это церковный предмет, который образно являет для верующего человека «свет духовный»10. В книге «Скрижаль» разъясняется, что подсвечник (кандила) «знаменует Церковь, и милость, и просвещение», речь идёт здесь о Божественном просвещении человека как в смысле символики, так и в прямом духовном смысле11.

Очень кратко затронем просветительскую роль икон, служащих духовному росту христиан, внимательно их изучающих. VII Вселенский собор (787 г.) подтвердил, что изображение на иконе полностью соответствует богословскому тексту: «что повествование выражает письмом, то же са-

8 https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/simvoly-i-signaly/, в оригинале - с. 30.

9 https://azbyka.ru/bogoslovie-ikony, в оригинале - с. 47.

10 https://azbyka.ru/kandilo

11 Скрижаль. Акты соборов 1654,1655,1656 годов. - СПб.: «Свое издательство», 2013.

мое живопись выражает красками»12. Особо было подчёркнуто, что текстовое описание не оказывает на человека столь сильного эмоционального влияния, как изображение живописное13.

Важный архитектурный элемент, служащий просвещению-воцерковлению верующего, — колокольня или звонница. Колокольня при храме являет собой не только символы Православия, но и несёт образный богословско-просветитель-ский смысл, устремляющий сознание верующего человека к горнему: к Небу, к Богу.

Значение колокольни как символа трудов духовных было отмечено прп. Серафимом Саровским, который говорил: «учить других — это как с высокой колокольни бросать камни вниз, а самому исполнять — это как с мешком камней на спине подниматься на высокую колокольню»14.

После Спасительного подвига на Кресте и Воскресения Христос взошёл на Небо. Колокольня представляет образно этот Путь, являет образ Вознесения Господнего.

Перекликается тема Вознесения Господня и с темой Его Преображения в будущей славе (Мф. 17:1-2, Лк. 9:32). Колокольня образно становится символом горы Фавор и фаворского света.

Как справедливо отмечает доктор культурологии Путятин И.Е., одним из важнейших символов колокола, проецирующимся на колокольню, следует признать извещение о грядущем конце мира15. Поэтому уже с XV в. на колокольнях устанавливались часы с курантами, напоминавшие о предстоящем конце бытия мира16.

Именно в связи с этим колокольни (звонницы) часто помещались на западной стороне самого храма или около него. Сторона эта посвящалась всеобщему воскресенью по завершении Суда Божиего и была связана с поминовением усопших. Эта сторона могла быть символом «райского сада» и «блаженства праведников»17.

12 ЬИрБ://azbyka.ru/о1есЬшк/ргау11а/dejanija-vselenskikh-8оЬогоу-1ош7/1_14#8оигсе, в оригинале - с. 218.

13 Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. - М., Ладомир, 2009, с. 76.

14 Цит. по: http://omo1enko.com/zhitiya/serafim.htm?p=3

15 Путятин И.Е. Образ русского храма и эпоха Просвяще-ния: Монография. - М.: Гнозис, 2009, с. 195.

16 Там же, с. 196.

17 Там же, с. 195.

Можно сравнить колокольню со свечой — жертвой христианина Господу Богу. Жертвенная свеча есть один из символов духовного единения верующего человека со Св. Церковью18. Колокольне Иосифо-Волоцкого монастыря особенно близок этот символ в силу специфики её архитектурного строения.

Являет колокольня и грозный воинский символ копья. Символ борьбы на истину, символ брани духовной, но и символ Спасения человека — копьё, пронзившее тело Богочеловека Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 19:34).

Важнейшее значение колокольный звон имел в русской православной истории. Всё было «охвачено» колокольным звоном, вся жизнь людей размерялась звонами: «какие-то городские события, кто-то умер, кто-то родился, венчание, встреча архиерея и каких-то гостей. Все эти события отмечались какими-то особенными колокольными звонами, ... все были в курсе этих событий, все

19

жили в едином духе»19.

Обратимся к просветительскому значению «Чина благословения кампана сиесть колокола или звона»20. В церковном чине указано на то, что благодаря колоколу (колокольному звону):

- люди возбуждаются и днём, и ночью к славословию Имени Божиего, к благодарственной молитве,

- верные защищаются от коварства и наветов невидимых сатанинских сил и других их козней, возбуждаются к доброделанию и исполнению заповедей Христовых, избавляются от скорбей (страха и лености, уныния и печали),

- мир освобождается от зла, которое могут принести гром и молнии, ветры и бури21.

Часто именно звон приводил людей в храм, а потом и к вере.

Колокол стал Памятником, как и несущая его колокольня: обетные и памятные (посвя-щённые историческим датам) колокола с каждым ударом напоминают не только верующим, но и всем людям о событиях христианской и всемирной истории.

18 http://azbyka.ru/dictionary/17/svecha_cerkovnaja-all.shtml

19 Аудиозапись интервью звонаря А. Дьячкова в Свято-

Покровском храме г. Жиздра Калужской митрополии.

Декабрь 2004 г.

20 https://kolokola.com/archives/60

21 Там же.

Колокольный звон обозначает наиболее значимые моменты богослужения: чтение Евхаристического канона (благовест в 12 ударов), «предвозвещение чтения Евангелия», пение «песни Богородицы» (благовест в 9-ть ударов)22. Из Устава церковного звона известно, что «колокольный звон уподобляется евангельской проповеди, колокол — проповеднику. »23. Можно отметить, что звоны исторически формировались как невербальный, но универсальный язык проповеди.

В конце XIX — начале XX вв. ключевую роль в духовном просвещении богомольцев, паломников и прочих посетителей Иосифо-Волоцкого монастыря стал играть собор Успения Пресвятой Богородицы и стоящая несколько к западу от собора монастырская «свеча»-колокольня.

Первая колокольня монастыря и Богоявленская церковь были возведены к 1504 г.24. Примерно в конце XVII в. была надстроена колокольня, к которой добавилось пять ярусов и гранёная золотая глава.

Игумен обители прп. Иосиф Волоцкий, языком архитектуры храма, открывает христианам тайну Боговоплощения, тайну благочестия, тайну духовного зрения непостижимого25. Приведём здесь слова прп. Иосифа о значении храма: «. люди все через храм спасались и спасаются.»26.

Несмотря на скудость доходов (в конце XIX — начале XX вв.), обитель весьма заботится о благолепии своих храмов и их благоустройстве. Так, например, в июле 1905 г. настоятель монастыря архим. Нифонт подаёт прошение на имя митр. Московского и Коломенского Владимира (Богоявленский) о ремонте и реставрации росписей храма в честь Успения Пресвятой Бого-

родицы27.

22 http s://yandex.ru/turb о/ s/fom a. ru/pasxalnyij- zvon-molitva-v-bronze.html, в оригинале - с. 66-67.

23 https://azbyka.ru/kliros/wp-content/uploads/2022/08/ ustav_tserkovnogo_zvona.pdf; Путятин И.Е. Цит. соч., с. 195.

24 Торопов С., Щепетов К. Иосифо-Волоцкий монастырь. -М.: Изд. Академии Архитектуры СССР, 1946, с. 7.

25 Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. - М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993, Слово четвертое, с. 97.

26 Там же, Слово шестое, с. 152.

27 РГАДА. Фонд 1192, оп. 5, 1905, ед. хр. 389, л. 1-1об.

Среди храмовых икон, двумя, наиболее значимыми для воцерковляемого человека, следует признать: во-первых, список Владимирской иконы Божией Матери, вложенный в монастырь в 1572 г. опричником Малютой Скуратовым (Григорием Бельским) и, во-вторых, надгробная икона Преподобного. Вторая икона датируется 15721591 гг. и является самой древней иконой прп. Иосифа Волоцкого28.

Рассмотрим духовно-просветительскую роль колокольни (звонницы), колоколов и колокольного звона на примере колокольни Иосифо-Во-лоцкой обители.

Об истории колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря пишет иером. Нектарий29, который отмечает, что церковь Богоматери Одигитрии «иже под колоколы» была устроена прп. Иосифом Волоцким в 1495 году. Архитектор-реставратор Кавельмахер В.В. датирует постройку храма 10-ми гг. XV в.30. Часы, установленные на храме, были обращены в сторону Святых врат монастыря.

При перестройке 1671—72 гг. появился четвёртый ярус и шатёр, а после капитальной достройки 1692-94 гг. храм во имя Богоматери Одигитрии приобрёл явные и законченные коло-коленные формы, став десятиярусным столпом. Вновь отстроенная колокольня, при отношении высоты (с крестом она составляла ок. 75 м) к размеру основания, как 10:1, не имела себе равных, была признанным шедевром инженерно-архитек-

31

турной мысли31.

К началу XX в. на колокольне Иосифо-Во-лоцкого монастыря находились 19-ть колоколов: 1). большой колокол в 500 пудов, 2). полиелейный колокол в 241 пуд, 3). вседневный колокол, весом несколько более 109 пудов, 4). колокол, весом несколько более 64 пудов, 5-10). шесть меньших колоколов разных весов, 11-19). девять зазвонных

28 Георгиев Н. Перед этими иконами молился преподобный Иосиф Волоцкий. / Журнал Московской Патриархии, 2015, №11 (ноябрь), с. 72.

29 Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии, составленное оного же монастыря иеромонахом Нектарием, в 1886 году. - М.: Тип. В.М. Фриш, 1887.

30 http://kawelmacher.ru/science_kavelmakher20.htm

31 http://zvon.ru/article5.view4.page5.part1.html

колоколов32. Новые часы с курантами были установлены на колокольне в 1902 г.33.

Всё сказанное выше об образно-символическом значении и духовно-просветительской роли колокольни, колоколов и колокольного звона в полной мере относится к колокольне Иосифо-Волоцкого монастыря.

Выводы:

1. Храм и колокольня как «проповедники, стоящие на месте» не только служат духовному просвещению и воцерковлению верующего человека, но и доказывают незыблемость Православия, его непреходящее значение во всемирно-историческом процессе бытия.

2. Иконы являются живописным и наглядным, одновременно высоко эмоциональным средством воцерковления человека, особенно для людей (детей), не владеющих чтением и письмом.

3. Колокольные звоны представляют собой насыщенный и многогранный, невербальный, но универсальный язык проповеди, который позволяет обратиться к душе и сердцу любого человеку «новым языком» (см. Мк. 16:17).

4. Особенности архитектуры строений Иоси-фо-Волоцкого монастыря в полной мере являются носителями православной богословской и церковной символики, ясно понимаемой и близкой как людям церковным (воцерковлённым), людям, устремлённым к церковной праведной жизни, так и находящимся в духовном поиске.

Список литературы

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями [Текст]: в синодальном переводе. — М.: Никея, 2016. Портал «Азбука веры». URL: https:// azbyka.ru/biblia/?r (дата доступа 05.05.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. — Казань: Центральная типография. / Том 7. 1909. Портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_14#source (дата доступа 05.05.2024).

32 Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. - СПб.: Типография Штаба Отдель-наго Корпуса Пограничной Стражи, 1903, с. 41-42.

33 Там же, с. 42.

3. Жизнь и Путь — преподобный Серафим Саровский. Сайт: http://omolenko.com/zhitiya/ serafim.htm?p=3 (дата доступа 05.05.2024).

4. Кавельмахер В.В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря. Сайт: «В.В. Кавельмахер». URL: http://kawelmacher. ru/science_kavelmakher20.htm (дата обращения 05.05.2024).

5. Кандило. Портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/kandilo (дата доступа 05.05.2024).

6. Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря. Сайт: «Общество церковных звонарей — zvon. ru». URL: http://zvon.ru/article5.view4.page5.part1. html (дата доступа 27.12.2013).

7. Посашко В. Пасхальный звон: молитва в бронзе. / Журнал «Фома». Спецвыпуск «Москва Пасхальная». 10.05.2013 г. Сайт «Фома.ш». URL: https://yandex.ru/turbo/s/foma.ru/pasxalnyij-zvon-molitva-v-bronze.html (дата доступа 05.05.2024).

8. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви / [К. Никольский]. — [Репринт. изд.]. — М.: Моск. подворье Свято-Успен. Псково-Печер. монастыря, 1995. Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nikolskij/poso-bie-k-izucheniyu-ustava-bogosluzhenija-pravoslavnoj-tserkvi/#source (дата доступа 05.05.2024).

9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Фонд 1192 «Иосифов Волоколамский (Волоцкий) мужской монастырь, Волоколамский уезд Московской губернии».

10. Свеча церковная. / Портал: «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/dictionary/17/svecha_cerkov-naja-all.shtml (дата доступа 05.05.2024).

11. Святитель Николай (Велимирович), епископ. Символы и сигналы. Портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ simvoly-i-signaly/ (дата доступа 05.05.2024).

12. Устав церковного звона. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. [Электронный текст]. Портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/kliros/wp-content/ uploads/2022/08/ustav_tserkovnogo_zvona.pdf (дата доступа 05.05.2024).

13. Цвета куполов православных храмов. Сайт: «Свято-Елисаветинский монастырь». URL: https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2021/ cveta-kupolov-pravoslavnyx-xramov (дата доступа 05.05.2024).

14. Чин благословения кампана сиесть колокола или звона. Сайт «Колокола.com». URL: https:// kolokola.com/archives/60 (дата доступа 05.05.2024).

FEATURES OF THE ARCHITECTURE OF THE JOSEPH-VOLOTSKY MONASTERY AS AN EDUCATIONAL CENTER

Smulov Alexey Mikhailovich,

Doctor of Economics, Professor, Master of Theology, Professor of the Department of Missiology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Likhov lane, 6, p. 1, Moscow, Russia, 127051,

[email protected]

Abstract

The article is devoted to the study of the features of the architecture of the monastery (temples, altar, paintings and icons, bell towers) for spiritual enlightenment and the church of the faithful people. The role of the temple as a "preacher standing still", bell ringing, as a non-verbal language of preaching, etc. is shown. The architectural structures of the Iosifo-Volotsky Monastery are chosen as an example.

Keywords

The architecture of the monastery, the symbolism of the temple, the icon, the Joseph-Volotsky monastery, the bell tower, preaching, spiritual enlightenment, church worship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.