ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 72.033/034 (4)
Е.В. Килимник
д-р искусствоведения, доцент, член-корреспондент Российской Академии естествознания, проректор, ЧОУ ВО «Уральский институт бизнеса и управления»,
г. Екатеринбург е-mail: kilimnik_ 06@mail. ru
А.А. Дмитриева
д-р искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории западноевропейского искусства, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
университет» е-mail: a.dmitrieva@spbu.ru
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЧАСТНОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ЗАМКОВ БЕЛОРУССИИ В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVIII вв.
Аннотация. Основной целью представленной работы является проведение культурно-исторического анализа особенностей архитектурных форм частновладельческих замков и городских комплексов в белорусских землях XVI-XVШ вв. Задачами работы становится проведение исследования социокультурного развития Белоруссии. Определение на этой основе общего и особенного в формообразовании замковых, дворцовых и городских ансамблей, определение культурного влияния на этот восточноевропейский регион градостроительных традиций Западной Европы в лице определенного заимствования итальянских особенностей архитектуры Возрождения - Нового времени. В ходе культурно-исторического анализа архитектуры белорусских оборонительных замков, дворцов, городских ансамблей XVI-XVII вв. установлено, что, с одной стороны, они традиционно базировались на культурно-строительных обычаях, привнесенных в белорусские земли европейскими градостроительными традициями - бастионный тип замка и городских укреплений, - возникших в ходе защиты белорусских земель в XVI -XVII вв. в Заславле, Несвиже, Быхове; организация условных геометрических центров с планировочной застройкой почти параллельных улиц. С другой - несколько отличные от культурных традиций Западной Европы местные особенности возведения зданий, отличавшиеся простотой фасадов, характерных для местного Ренессанса. В результате, применяемые в Белоруссии локальные культурно-строительные особенности с активным использованием западноевропейских архитектурных новшеств, развивали европейскую культуру. В XVI-XVII вв. в условиях войн и социальных потрясений этот замковый тип и система укреплений получили в Белоруссии свое особенное локальное развитие, на основе градостроительного опыта итальянских зодчих, прямого знакомства и заимствования белорусской знатью архитектурных форм, бывших наиболее передовыми в западноевропейском градостроительном искусстве.
Ключевые слова: архитектура, формы, замок, дворец, город, Ренессанс, Барокко, традиции, культура, Европа, Белоруссия.
E.V. Kilimnik, Ural Institute of business, Yekaterinburg
A.A. Dmitrieva, Saint-Petersburg State University
FEATURES PRIVATE ARCHITECTURE OF TOWNS AND CASTLES IN THE LATE 16TH - EARLY 18TH
CENTURIES
Abstract. The main objective of the presented work is carrying out a historical analysis of characteristics of architectural forms private castles and urban complexes in the Belarusian lands XVI - XVIII centuries. Objectives of the work becomes a study of socio-cultural development of Belarus. On this basis, the definition of the General and especial in shaping Castle, Palace and urban ensembles, the definition of cultural influences on this Eastern European region urban traditions of Western Europe in the face of a specific borrowing of Italian Renaissance architecture-the new time. In the course of cultural-historical analysis of the architecture of Belarusian defensive castles, palaces, urban ensembles XVI - XVII centuries. found that on one hand they are traditionally based on cultural and construction practices, introduced in Belarusian lands European town-planning traditions: bastioned type of Castle and city walls encountered in the protection of the Belarusian lands in the XVI - XVII centuries in Zaslavl, Nesvizh, Bykhov; Organization conditional geometric centers with planning buildings almost parallel streets. On the other hand - several excellent cultural traditions of Western Europe the local construction of buildings, were simplicity of the facades, typical of local Renaissance. As a result, applied in Belarus local cultural building features with active use of Western European architectural innovations developed European culture. In XVI-XVII centuries. in the midst of wars and social upheavals this castle and fortification system type received in Belarus, its special local development, based on the urban experience of Italian architects, direct dating of the Belarusian nobility and borrowing architectural forms, the most advanced in the Western European urban art.
Keywords: architecture, forms, Castle, Palace, city, Renaissance, Baroque, tradition, culture, Europe, Belarus.
С образованием в 1569 г. в Восточной Европе Речи Посполитой, с принятием в ее восточных областях униатской конфессии (1596 г.) с идеологическим подчинением Ватикану, в конце XVI в. в белорусских землях постепенно усиливалась католическая экспансия и полонизация земель, сопровождавшаяся контрреформацией и вытеснением Православия. Веяние европейской культуры, социальная и национальная борьба, а также частые войны оказывали значительное влияние на развитие градостроительных принципов Белоруссии. В ходе возникшей новой внутриполитической ситуации в белорусских землях, большое внимание местных земельных магнатов стало уделяться созданию внешних поясов городских укреплений, замковых комплексов, оборонных храмов.
В этих условиях происходила эволюция и других типов зданий: ратуш, гостиных дворов, жилых сооружений. Высокие готические щипцы стен приобретали меньшую толщину и зрительно облегчались за счет внедрения многочисленных декоративных ниш по фасаду зданий (замок Ильиничей в Мире, Новогрудский замок, XVI в.) [6]. В условиях постоянных боевых действий белорусской знатью сооружались не только традиционные замки, но и оборонные храмы и загородные жилые дома (Гайтюшники, XVII в.), фланкированные по углам боевыми башнями. Появление подобных композиций в культовом и жилом зодчестве было результатом прямого влияния оборонной архитектуры на белорусское зодчество XVI-XVII вв.
На основе проведенных полевых исследований следует отметить, что в последней четверти XVI в. в Белоруссии под влиянием европейских архитектурных традиций появились образцы ренессансного градостроительства. Этому культурному процессу способствовали укреплявшиеся после создания нового объединенного польско-литовского государства политические и культурные контакты с Западной Европой, идейное религиозное единство с Ватиканом в Италии, а также активное строительство, с учетом европейских достижений в области фортификационного зодчества мощных магнатских резидентальных замковых комплексов и прилегающих к ним городов-крепостей, необходимых в условиях частого военного противостояния с другими государствами: Ливония, Швеция, Россия, Крымское ханство.
Как показывает культурно-исторический анализ белорусских архитектурных памятников, градостроительство Ренессанса конца XVI - второй половины XVII вв. особенно ярко воплотилось в сооружении частновладельческих укрепленных городов, имея при этом стилевые различия с более ранними готическими приемами строительства населенных мест Белоруссии. Эти приемы не только предшествовали Возрождению, но и существовали одновременно с ним, что служило важной культуромаркерующей особенностью этого восточноевропейского региона [6]. Ренессансные черты были воплощены в композиции частновладельческих городов-крепостей: Мира, Несвижа, Быхова, Глуска. Проникновению новых градостроительных приемов Возрождения способствовало знакомство белорусских магнатов - заказчиков сооружения своих укрепленных резиденций - с достижениями передового на то время европейского оборонного зодчества. Проведенные полевые исследования демонстрируют, что в Несвиже создание на искусственном острове каменного замка и города-крепости возле него с новыми для искусства Европы бастионными системами фортификации было осуществлено приглашенным из Италии архитектором-иезуитом Джованни Мария Бернардо-ни, сразу после того как в 1580-81 гг. крупнейший магнат Белоруссии и Литвы князь Николай Рад-зивилл посетил эту западноевропейскую страну, познакомившись с передовыми достижениями европейской культуры в области оборонного зодчества [6].
На основе культурно-исторического анализа архитектурных форм следует отметить и тот факт, что на организацию городов-резиденций позднесредневековой Белоруссии влияли и личностные творческие способности заказчиков-магнатов, отличавшихся высокой образованностью и широким культурным, а иногда и профессионально архитектурным кругозором. Проблемы современной для того времени архитектуры в значительной степени знал владелец Не-
свижского городского и резидентального замкового комплекса Николай Христофор Радзивилл. Доказательством может служить его дневник путешествий по регионам Ближнего Востока - Палестине, Сирии и Египту. В нем приведены многочисленные и вполне профессиональные наблюдения по вопросам градостроительства и архитектуры. Кроме того, он обладал богатейшей библиотекой в этом восточноевропейском регионе и вместе с придворным зодчим - автором композиции Несвижа, его укреплений и основных построек Дж. М. Бернардони - имел в своем распоряжении теоретические трактаты Ветрувия, Леона Б. Альберти, Себастьяна Серлио, труды по фортификационному зодчеству Дж. Катанео, Дж. Белуччи, К. Хетио. Например, костел Несвижа, возведенный в 1587-93 гг. архитектором Бернардони и ставший первой постройкой в Речи Посполитой в стиле Барокко, был создан под прямым влиянием римского храма Иль Дже-зу (1580-х гг.), сооруженного мастером Дж. Виньолой.
По мнению авторов представленного исследования, на развитие архитектуры Великого княжества Литовского и Русского и собственно белорусских земель мог существенно повлиять профессиональный трактат того времени «Краткое учение о строительстве храмов, дворцов, замков согласно с небом и польским обычаем» («Krotka nauka budownicza chorow, palacow, zamkow podlug niebe i polskiego zwyczaju»), вполне вероятно, составленный образованным вельможей того времени Л. Опалиньским и изданный в 1659 г. в Кракове.
Как показывают культурно-исторические исследования прошлого Великого княжества Литовского и Русского, одним из магнатских родов позднесредневековой Белоруссии были Са-пеги, прославившиеся основанием и строительством города-крепости Быхов. Уже в конце XVI -начале XVII вв. коронный гетман Речи Пополитой Ян Кароль Ходкевич, а после него Лев Сапега трансформировали архитектуру города-крепости Быхов в мощное укрепление [6]. В соответствии с европейской градостроительной модой того времени мощные земляные валы, рвы, бастионы полукольцом замыкали территорию города, восточная сторона которого выходила к обрывистому берегу Днепра, служившего естественным укреплением городской застройки.
По традиции центром архитектурно-художественной композиции города стал княжеский замок Быхова. Он располагался в головном месте архитектурного ансамбля, над Днепром; перед замковым ансамблем простиралась обширная городская площадь, по обеим сторонам которой были разбиты на регулярных началах жилые кварталы. Территориально площадь разделяла город на две части и дополнительно служила военным плацем для обучения солдат гарнизона этого города-крепости. Через площадь с севера на юг пролегала главная улица, которая замыкалась Могилевскими и Рогачевскими въездными укрепленными брамами (воротами).
По мнению авторов, архитектура Быхова может представлять классический пример магнатской резиденции и одновременно города-крепости для размещения в нем и несения гарнизонной службы значительного воинского соединения. О значительной региональной роли укрепленного города - резиденции магнатского рода Сапег в прошедших сражениях - свидетельствует вся его боевая история XVII-XVI11 вв., включавшая шведские нападения и разрушительные польско-казацкие и польско-московские войны.
В белорусских землях XVII-XVIII вв., как и вообще в Европе, показателем преемственности древнеримских принципов организации города служило использование двух основных взаимно перпендикулярных планировочных осей, составлявших своеобразный крест или Т-образное пересечение «cardo», ориентированное с севера на юг, и «decumanus» - с запада на восток. Эта устойчивая планировочная римская традиция происходила от еще более древней этрусской культуры, в которой трассировка перпендикулярных осей с фиксацией точки их пересечения служила своеобразным приемом освящения пространства, знаком приобретения городом божественного покровительства. Причина такого символического подхода в архитектуре в том, что для многих народов дохристианского мира пространство не было единой субстанцией, а делилось на территорию, освоенную и измеренную в соответствии с господствовавшей рели-
гиозной доктриной и остальную - неупорядоченный мир, наполненный мифическими существами. Полученные при пересечении двух улиц четыре участка традиционно делились пополам параллельными улицами, образуя в результате 16 участков. В итоге, в частновладельческом Несвиже Т-образно пересекающиеся основные улицы в границах крепостных стен в точности повторяют композицию подобных улиц, расположенных в древнеримском военном лагере в Ламбезисе.
Другим признаком ренессансной композиции являлось размещение на перекрестке осей просторной, близкой квадрату торговой и ратушной площади, которая в качестве своего прообраза имела традиционную для этих мест форму римского военного поселения. От прежних готических образцов она отличалась осями симметрии, совпадающими с подводящими улицами -коммуникационными и видовыми коридорами, которые завершались центрично размещенной на площади города величественной постройкой: ратушей, собором или дворцом. Как показывают полевые исследования, примерами для композиций белорусских частновладельческих городов иногда могли служить произведения итальянского маньеризма второй половины XVI в., в которых использовался прием формирования уличной сети: организация условных геометрических центров с планировочной застройкой почти параллельных улиц. В Несвиже, как показывают исследования, было три таких центра по разные стороны от прямоугольника оборонительных валов. Его европейским предшественником с аналогичным объемно-планировочным решением был основанный ранее итальянский город Гуасталла, сооруженный по проекту мастера Д. Джунти в 1549 г.
Рассматриваемый в представленной работе композиционный прием появился несколько позже, в период Барокко, хотя первые подобные примеры в Белоруссии встречаются уже в конце XVI в. К более ранним европейским аналогам, послужившим градостроительными примерами, можно отнести частновладельческие города Пфальцбург во Франции, основанный в 1570 г., Сабионета в Италии, сооруженный в 1561 г. по проекту зодчих Дж. Катанео и Д. Джунти. Одновременное распространение готических и ренессансных ансамблевидных принципов композиции определило то, что маньеристический прием в планировочной схеме наблюдался и в частновладельческих городах Белоруссии с регулярной структурой средневекового характера.
Рассматривая культурное влияние западноевропейской архитектуры Нового времени на белорусское зодчество, волнообразное распространение ренессансных, а позже барочных традиций в направлении запад ^ восток, следует отметить дальнейшее продвижение этих культурных традиций в Россию при царе Алексее Михайловиче.
Новое художественное направление - белорусское Барокко - получило во всех типах региональных зданий особую локальную архитектурно-художественную интерпретацию. Как показывают полевые исследования, ему свойственны простота объемов построек, сочетание живописного силуэта со строгими формами, которые были заимствованы мастерами-устроителями из оборонной архитектуры, совмещение обычного барочного декора с местными культурными сюжетами, определенная связь с народным зодчеством.
Распространение в белорусских землях европейского барочного художественного стиля в XVIII в. подводит черту под прежними архитектурными приемами, сочетавшими оборонительное назначение архитектурных ансамблей и жилое, репрезентативное. В результате, с отмиранием оборонительных функций в архитектуре зданий Белоруссии на смену прежним укрепленным резидентальным постройкам магнатов приходит новый тип дворцового здания в виде открытого архитектурного комплекса, тесно увязанного с окружающим природным ландшафтом. Как показывают культурно-исторические исследования белорусского градостроительства, в подобных архитектурно-художественных композициях дворец-резиденция обычно располагался между передним двором и парком. Парадный двор традиционно образовывали симметрично поставленные флигели с административными помещениями, кухнями, каретными и иными хо-
зяйственными службами. По оси дворцового здания, замыкая парадный двор, сооружались монументальные, богато оформленные ворота (Ружаны, XVI-XVIII вв.).
Создавая пышные уже неукрепленные магнатские резиденции с анфиладой залов, зодчие Белоруссии использовали богатый арсенал художественных приемов архитектуры позднего Барокко или Рококо. В декорации дворцовых фасадов, как показывают полевые исследования, широкое распространение получили приемы сложной группировки колонн и пилястр, разорванные фронтоны, богатые лепные украшения. Определенные формы использовались как средство максимального пластического обогащения плоскостей стен. Таким образом, утонченность рисунка, увлечение изогнутыми линиями стали характерными чертами дворцовой архитектуры Белоруссии середины XVIII в.
Подводя итоги культурно-историческому исследованию, посвященному архитектуре частновладельческих замков и городов-резиденций Белоруссии конца XVI - первой половины XVIII вв., следует отметить, что этот период белорусской истории становится наиболее ярким в формировании национального культурного наследия. Именно в это время на смену великокняжеским оборонительным центрам XIV-XV вв. приходит период активного строительства каменных частновладельческих городов и оборонных замков-дворцов, расположенных внутри и в цепи городской застройки. На архитектуру Белоруссии этого времени оказали значительное культурное влияние западноевропейские градостроительные традиции, многие из которых своими корнями уходили в античную римскую эпоху. Именно под их влиянием в середине - второй половине XVI вв. в белорусских землях возникает первый бастионный замок в Заславле [6], а с конца XVI столетия на смену средневековой неупорядоченной городской застройке приходит осевое расположение пространства с организацией условных геометрических центров и планировочной застройкой почти параллельных улиц.
Конец XVI - второй половины XVII вв. отмечен эволюцией архитектуры замковых комплексов, которые под влиянием итальянских и голландских градостроительных принципов начинают утрачивать прежнюю суровую замкнутость, превращаясь в репрезентативные дворцы, традиционно усиленные внешними линиями защиты: мощные земляные валы с бастионами, обложенные камнем и усиленные рвом. Подобная современная для того времени оборонительная система становится характерной и для частновладельческих городов, придя на смену средневековым нерегулярным стенам и высоким башням. И только снижение постоянной внешней угрозы и внутренних социальных конфликтов приводит к распространению в Белоруссии нового художественного стиля -Барокко, отвечавшего современным требованиям знати, стремившейся подчеркнуть в архитектурных комплексах, как и прежде, свое могущество и богатство.
Список литературы:
1. Килимник Е.В. Генезис форм феодальных замков в Центральной Европе в период Зрелого Средневековья [Текст] / Е.В. Килимник // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 (24). С. 215-219.
2. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности центрально-европейских двор-цово-замковых комплексов XIII-XVI вв. [Текст] / Е.В. Килимник // Вопр. культурологии. 2008. № 5. С. 60-64.
3. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности феодальных замков европейского Средневековья (на примере памятников рыцарской культуры Центральной и Восточной Европы). [Текст] / Е.В. Килимник // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Том 12. № 5 (3). С. 845-851.
4. Килимник Е.В. Художественное убранство Белорусских дворцов, замков и укрепленных храмов XI11—XVII вв. в контексте современного преподавания истории культуры. [Текст] / Е.В. Килимник // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 3 (47). С. 46-50.
5. Килимник Е.В. Феодальный замок в контексте политической культуры Средневековья. [Текст] / Е.В. Килимник // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14). Часть 2. С. 93-98.
6. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности феодальных замков Центральной Европы, Западной Украины и Белоруссии XI-XVII вв.: монография [текст] / Е.В. Килимник. Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2011. 365 с.
7. Килимник Е.В. Структура феодальных замков Центральной Европы XI—XI11 вв. [Текст] / Е.В. Килимник // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 3 (37). С. 151—156.
8. Ткачев М.А. Замки Белоруссии. Минск: Полымя, 1987. 161 с.
9. Ткачоу М.А. Абарончыя збудаванн заходых зямель Беларуа XIII—XVIII стст. Мшск: Навука i тэхыка, 1978. 144 с.
10. Чантурия В.А. Атлас памятников архитектуры и мемориальных комплексов Белоруссии. Минск : Вышэйшая школа, 1983. 110 с., ил.
11. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии. Минск: Вышэйшая школа, 1977. 200 с.
12. Bumke J. Hogfishe Kultur, Literature und Gesselschaft im hohen Mittelalter. Munich: Munich, 1997. 150 p.
13. Goetz W. Das Leben auf der Ritterburg. Ed. C. Meckseper, E. Schraut. Gottingen: Gottingen, 1991. P. 16.
14. Kilimnik E.V. Architectural and Historical Typology of European Feudal Castles of X—XVII Centuries // Middle-East Journal of Scientific Research. (Scopus, ISI). 2013. 14 (2). Р. 173—176.
15. La vie dans les chateaux forts hier et aujuord'hui. Menestrier/images. Toulouse: Me-nestrie, 1999. 130 p.
16. Mrusek H J. Burgen in Europe. Leipzig: Edition Leipzig, 1974. 156 p.
17. Ulmer K. Castles, history and civilization. Ljubljana: Mladinska knijga Tiskarna, 1999.
303 р.