Научная статья на тему 'Особенности антиинфляционного управления конечными результатами в условиях инфляционного воздействия'

Особенности антиинфляционного управления конечными результатами в условиях инфляционного воздействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономический кризис / экономические санкции / АПК / спад / инфляция / антиинфляционное управление / учетно-аналитическая база / управление финансовыми результатами / economic crisis / economic sanctions / agribusiness / recession / inflation / anti-inflationary management / accounting and analytical base / financial performance management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М М. Мусаев, Р Б. Болгучева

Инфляция играет одну из самых значимых ролей в экономическом развитии, ибо она способна очень существенно воздействовать на ход социально-экономического развития общества. В условиях турбулентности мирового хозяйства, экономических санкций ряда экономически развитых стран против России особо возрастает актуальность антиинфляционного управления, в т.ч. для реализации экономической политики, модификации системы стратегического управления на уровне предприятий. Активизация инфляционных процессов всегда сопровождается обострением проблем корпоративного управления финансово-экономическими результатами. И это естественно, ибо менеджмент, как правило, ориентирован на достижение значимой прибыли, чтобы соответствовать интересам предприятия, инвесторов, государственных структур и иных субъектов экономических отношений. Проблемы, вызываемые инфляционными процессами, довольно остро отражаются на деятельности предприятий АПК. Традиционно, сельхозпредприятия всегда более уязвимы во всех отношениях, в т.ч. касательно финансового обеспечения процесса воспроизводства и реализации социальных функций. Более того, нарастающая инфляция затрудняет процесс разработки эффективных управленческих решений по распределению доходов, вследствие искажения параметров конечных результатов производственно-финансовой деятельности, рассчитываемых в общепринятой системе бухгалтерского учета и отчетности. Эксперты отмечают, что сотрудники управленческого аппарата сельхозпредприятий обладают некоторыми разрозненными знаниями о мерах по нейтрализации негативного воздействия инфляционных процессов. Все это, бесспорно, говорит о необходимости разработки комплекса мероприятий для совершенствования системы антиинфляционного управления на базе релевантной учетно-аналитической информации, что не только должно улучшить качество функции менеджмента, но также и улучшить финансово-экономическое положение хозяйствующих субъектов АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ANTI-INFLATIONARY ИНФЛЯЦИОННОГО MANAGEMENT OF END RESULTS IN TERMS OF INFLATIONARY IMPACT

Inflation plays one of the most significant roles in economic development, because it can very significantly affect the course of socio-economic development of society. In the conditions of turbulence in the world economy, economic sanctions of a number of economically developed countries against Russia, the relevance of antiinflation management is especially growing, including to implement economic policy, modify the strategic management system at the enterprise level. The intensification of inflationary processes is always accompanied by an exacerbation of the problems of corporate governance of financial and economic results. And this is natural, because management, as a rule, is focused on achieving significant profits in order to meet the interests of the enterprise, investors, government agencies and other subjects of economic relations. The problems caused by inflationary processes are rather sharply reflected in the activities of agricultural enterprises. Traditionally, agricultural enterprises are always more vulnerable in all respects, including regarding the financial support of the reproduction process and the implementation of social functions. Moreover, rising inflation complicates the process of developing effective managerial decisions on income distribution, due to the distortion of the parameters of the final results of production and financial activities calculated in the generally accepted accounting and reporting system. Experts note that the staff of the administrative apparatus of agricultural enterprises have some scattered knowledge about measures to neutralize the negative impact of inflationary processes. All this, undoubtedly, indicates the need to develop a set of measures to improve the anti-inflation management system based on relevant accounting and analytical information, which should not only improve the quality of the management function, but also improve the financial and economic situation of economic entities of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Особенности антиинфляционного управления конечными результатами в условиях инфляционного воздействия»

передовых стран таких рабочих мест уже более 25%. В России количество рабочих мест категории «Знание» сейчас составляет примерно 17%.

Заключение

Глобальная цифровизация приводит к кардинальным изменения во всех сферах деятельности, в том числе и в экспорте услуг. Увеличение доли несерьевого экспорта является одной из важнейших задач, решаемых в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт. Наряду с традиционными формами экспорта услуг в условиях четвертой промышленной революции появляются инновационные цифровые платформы, которые выступают в качестве базы для осуществления экспортных операций в несерьевом секторе. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособным, российский экспорт услуг также должен развиваться на основе новой технологической цифровой платформы. Важной задачей является формирование единого информационного пространства в сфере экспорта услуг. Необходимо тесное взаимодействие государственных институтов развития торговли и поддержки экспорта и бизнес-структур, ориентированных на развитие несерьевого экспорта на базе цифровых технологий. Одним из перспективных вариантов может стать создание национальной цифровой платформы, обеспечивающей потребности экспорта услуг.

Источники:

1. Морозов М.А., Морозова Н.С. Предпринимательство и конкуренция в туризме. Монография. М.- Российский новый университет.- 2Q1Q- 136с.

2. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики// Вестник РосНОУ, Серия «Человек и общество».- 2Q1S.- №1.-С. 135-141.

3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Влияние мобильных приложений на развитие туристской индустрии// Вестник Национальной академии туризма. - 2Q15.- №4(36). - С. 17-19.

4. Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики. Монография. Санкт-Петербург, изд-во СПбГЭУ.- 2Q1S.- 176 с.

5. Attractive Tourist Destinations as a Factor of its Development / M.A. Morozov, N.S. Morozova //Journal of Environmental Management and Tourism. Volume VII - 2Q16.- 1(13).- P. 1Q5-112.

6. Tourism development of Russian territories competitiveness, effectiveness and sustainability / M.A. Morozov, N.S. Morozova, V.P. Belyanskiy, O.V. Belyanskaya, T.A. Yudina // Journal of Environmental Management and Tourism. - 2Q17. - Vol. S. - №4(20). - P. S75-SS1.

7. В2В торговля онлайн: площадки, инструменты, особенности [Электронный ресурс] https://www.exportcenter.ru/upload/docs/Handbook_B2B.pdf

Sources:

1. Morozov M.A., Morozova N.S. Entrepreneurship and competition in tourism. Monograph. M. - Russian New University. - 2Q1Q - 136s.

2. Morozov MA, Morozova NS A new paradigm for the development of tourism and the hospitality industry in the digital economy // Bulletin of RosNOU, Series "Man and Society" .- 2Q1S.- No. 1.-S.135-141.

3. Morozov MA, Morozova NS The impact of mobile applications on the development of the tourism industry // Bulletin of the National Academy of Tourism. - 2Q15.- No. 4 (36). - S. 17-19.

4. Service and tourism in the digitalization of the Russian economy. Monograph. St. Petersburg, publishing house SPbGEU.- 2Q1S.- 176 p.

5. Attractive Tourist Destinations as a Factor of its Development / M.A. Morozov, N.S. Morozova //Journal of Environmental Management and Tourism. Volume VII - 2Q16.- 1(13).- P. 1Q5-112.

6. Tourism development of Russian territories competitiveness, effectiveness and sustainability / M.A. Morozov, N.S. Morozova, V.P. Belyanskiy, O.V. Belyanskaya, T.A. Yudina // Journal of Environmental Management and Tourism. - 2Q17. -Vol. 8.- №4(20). - P. S75-SS1.

7. B2B trade online: platforms, tools, features [Электронный ресурс] https://www.exportcenter.ru/upload/docs/Handbook_B2B.pdf.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00029

М.М. Мусаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru

M.M. Musaev - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of Enterprise Economics, Chechen State University;

Р.Б. Болгучева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru

R.B. Bolgucheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Taxes and Taxation", FSBEIHE "Ingush State University".

ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНЕЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ FEATURES OF ANTI-INFLATIONARY ИНФЛЯЦИОННОГО MANAGEMENT OF END RESULTS IN TERMS OF INFLATIONARY IMPACT

Аннотация. Инфляция играет одну из самых значимых ролей в экономическом развитии, ибо она способна очень существенно воздействовать на ход социально-экономического развития общества. В условиях турбулентности мирового хозяйства, экономических санкций ряда экономически развитых стран против России особо возрастает актуальность антиинфляционного управления, в т.ч. для реализации экономической политики, модификации системы стратегического управления на уровне предприятий.

Активизация инфляционных процессов всегда сопровождается обострением проблем корпоративного управления финансово-экономическими результатами. И это естественно, ибо менеджмент, как правило, ориентирован на достижение значимой прибыли, чтобы соответствовать интересам предприятия, инвесторов, государственных структур и иных субъектов экономических отношений.

Проблемы, вызываемые инфляционными процессами, довольно остро отражаются на деятельности предприятий АПК. Традиционно, сельхозпредприятия всегда более уязвимы во всех отношениях, в т.ч. касательно финансового обеспечения процесса воспроизводства и реализации социальных функций. Более того, нарастающая инфляция затрудняет процесс разработки эффективных управленческих решений по распределению доходов, вследствие искажения параметров конечных результатов производственно-финансовой деятельности, рассчитываемых в общепринятой системе бухгалтерского учета и отчетности.

Эксперты отмечают, что сотрудники управленческого аппарата сельхозпредприятий обладают некоторыми разрозненными знаниями о мерах по нейтрализации негативного воздействия инфляционных процессов.

Все это, бесспорно, говорит о необходимости разработки комплекса мероприятий для совершенствования системы антиинфляционного управления на базе релевантной учетно-аналитической информации, что не только должно улучшить качество функции менеджмента, но также и улучшить финансово-экономическое положение хозяйствующих субъектов АПК.

Annotation. Inflation plays one of the most significant roles in economic development, because it can very significantly affect the course of socio-economic development of society. In the conditions of turbulence in the world economy, economic sanctions of a number of economically developed countries against Russia, the relevance of antiinflation management is especially growing, including to implement economic policy, modify the strategic management system at the enterprise level.

The intensification of inflationary processes is always accompanied by an exacerbation of the problems of corporate governance of financial and economic results. And this is natural, because management, as a rule, is focused on achieving significant profits in order to meet the interests of the enterprise, investors, government agencies and other subjects of economic relations.

The problems caused by inflationary processes are rather sharply reflected in the activities of agricultural enterprises. Traditionally, agricultural enterprises are always more vulnerable in all respects, including regarding the financial support of the reproduction process and the implementation of social functions. Moreover, rising inflation complicates the process of developing effective managerial decisions on income distribution, due to the distortion of the parameters of the final results of production and financial activities calculated in the generally accepted accounting and reporting system.

Experts note that the staff of the administrative apparatus of agricultural enterprises have some scattered knowledge about measures to neutralize the negative impact of inflationary processes.

All this, undoubtedly, indicates the need to develop a set of measures to improve the anti-inflation management system based on relevant accounting and analytical information, which should not only improve the quality of the management function, but also improve the financial and economic situation of economic entities of the agro-industrial complex.

Ключевые слова: экономический кризис, экономические санкции, АПК, спад, инфляция, антиинфляционное управление, учетно-аналитическая база, управление финансовыми результатами.

Keywords: economic crisis, economic sanctions, agribusiness, recession, inflation, anti-inflationary management, accounting and analytical base, financial performance management.

В условиях возрастающей конкуренции одним из ключевых показателей качества управления бизнес-процессами предприятия является его конечный финансовый результат (прибыль или убытки). Действительно, наращивание прибыли есть результат роста эффективности производства и улучшения качества продукции, уменьшения издержек на ее производство и т.п. И это естественно, ибо сама система менеджмента, в целом, предназначена для обеспечения заданного уровня доходности, позволяющего вести процесс расширенного воспроизводства и финансирования социального развития.[3,12,17]

Анализ специальной литературы по проблемам определения финансового результата производственно -финансовой деятельности предприятия и методик его исчисления позволяет утверждать, что если еще не так давно под ним рассматривалась исключительно прибыль организации, то на современном этапе, помимо размера чистой прибыли (убытка), также используется сумма совокупного дохода.

С данным положением трудно не согласиться, т.к. в нынешних реалиях вектор стратегической цели предприятия ориентирован не только на достижение финансового результата в интересах собственников хозяйствующего субъекта, но и на устойчивое развитие различных групп стейкхолдеров (государство, общество и др.)

Управление финансовыми результатами происходит в виде многоступенчатого процесса, на каждом этапе которого осуществляется разработка и принятие обоснованных управленческих решений по основополагающим аспектам планирования, распределения и использования прибыли.

На Западе очень популярна концепция ценностно-ориентированного управления. Ее особенность - она позволяет учитывать интересы разнообразного круга лиц, заинтересованных в конечных результатах деятельности фирмы. Бесспорно, это требует высокой коммуникации с разными группами, от которых, в целом и зависит позиция на рынке, ее восприятие органами власти, акционерами и т.п.

С другой стороны, способность делового взаимодействия предприятия со всеми заинтересованными сторонами говорит о ее готовности инвестировать развитие в будущее своих партнеров и местных сообществ.

Такое положение требует при управлении финансовыми результатами решить комплекс задач, в т.ч. необходимо:

- оптимизировать затраты (оценить их величину и структуру, определить возможности их снижения);

- максимизировать доходы (путем поиска новых рынков, расширения ассортимента, освоения новых сегментов бизнеса);

- выбрать оптимальную структуру активов предприятия, позволяющую максимизировать прибыль;

- искать новые (более эффективные) пути обеспечения дополнительных доходов хозяйствующего субъекта (путем совершенствования финансовой, инвестиционной политики и др.);

- совершенствовать систему стратегического управления взаимоотношений со всеми партнерами;

- снизить негативное воздействие инфляционных процессов на объемы прибыли (убытков) предприятия;

- выбрать оптимальную политику распределения доходов.

Все это, в т.ч. говорит о возрастании значения аналитической деятельности главных бухгалтеров, особенно, в контексте современной налоговой политики и острой конкуренции на рынке.

Сохранение и улучшение конечных показателей деятельности требует от предприятия научиться нейтрализовать негативные тенденции рынка и противостоять возникающим в связи с этим рисками. Особенно это касается инфляционных процессов, увеличивающих риски эрозии капитала предприятия и приводящие, в конечном итоге, к банкротству.

Отсюда надо полагать, что успешное управление финансовыми результатами в условиях существенного инфляционного воздействия требует использовать инфляционную составляющую, чтобы система учетно -аналитического обеспечения имела надлежащее качество, т.е. позволяла проводить объективный обоснованный анализ влияния инфляции на конечные финансово-экономические результаты.[2,5,8,15]

В экономической литературе имеется множество разработок касательно анализа влияния инфляции. Наиболее популярной является методика анализа инфляции на прибыль от продаж при помощи индекса Пааше.

Ее алгоритм состоит из пяти этапов, на каждом из которых в следующей последовательности рассчитывается индекс цен на продукцию; индекс цен на материалы; индекс цен на оплату труда; индекс цен на амортизируемые основные средства; общее влияние инфляции на прибыль от реализации. [16]

Есть и другие модификации данного анализа, в частности, путем использования индекса Лайтерса. Он очень удобен при элиминировании, использовании метода цепных постановок.

Особый интерес вызывает методика Р.Г. Каспиной [4]. В принципе, он очень соответствует методу МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». В соответствии с данной методикой при анализе осуществляется помесячный пересчет доходов и расходов хозяйствующего субъекта на основе ежемесячных общих индексов цен. Пересчет осуществляется после составления годовой отчетности, т.е. когда индексы цен за каждый месяц уже стали известны. Использование общего индекса позволяет получить соответствующие величины с учетом инфляционного воздействия, т.е. получить влияние инфляции на конечные результаты. Иными словами, использование этой методики позволяет определить инфляционную составляющую, которая и искажает значение прибыли, ибо она образуется не в результате хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а под непосредственным влиянием инфляционных процессов вследствие повышения цен на сырье и материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию и т.п. [3,7,11,14]

Использование подобной (искаженной, значит, недостоверной) информации однозначно чревато серьезными проблемами при принятии необходимых управленческих решений, при разработке стратегического и тактического плана и т.д.

Что характерно все эти проблемы сопряжены с оценкой финансовых результатов и при этом, могут быть успешно решены в рамках управления финансовыми результатами, с обязательным учетом возможного влияния информации.[4,10,13]

Совокупность различных методов учета влияния инфляционных процессов при регистрации событий хозяйственной деятельности и разработки бухгалтерской отчетности строится на концепции увеличения капитала (т.е. прибыль предприятия есть прирост капитала).

В зарубежной практике используется множество разнообразных концептуальных методов регистрации влияния инфляционных процессов, в т.ч. такие как игнорирование в учете, пересчет в стабильную валюту, комбинированное использование общего и отраслевых индексов и др.

Эксперты отмечают, что при учете в неизменных ценах (т.е. по себестоимости) в условиях инфляции наиболее часто встречаются такие недопущения, как искажение балансовых оценок статей; кратковременная несопоставимость бухгалтерской отчетности; наличие искаженных ориентиров в управлении воспроизводственным процессом на предприятии.

Надо отметить, что инфляционные процессы и искажения образуют увеличение номинального капитала, однако, это не приводит к росту прибыли.[3,6,9,18]

При совершенствовании системы антиинфляционного управления конечными результатами в условиях инфляционного воздействия необходимо как минимум:

- максимизировать рентабельность активов;

- сформировать структуру источников средств, соответствующую стратегическому плану предприятия при обеспечении допустимого уровня финансовой устойчивости и рисков;

- снизить влияние инфляционных процессов на рентабельность собственного капитала.

Бесспорно, это требует проведения обоснованного экономического расчета сценарного характера.

Надо отметить, что ФСГС РФ при анализе уровня инфляции использует индекс потребительских цен. В

основе расчетов лежит состав потребительской корзины.

Нам представляется, что состав и структура потребительской корзины не соответствует фактической структуре потребления населения и тем самым не может выступать в качестве объективной оценки среднего уровня изменения цен.

Это еще раз подчеркивает значимость объективности аналитических подходов и достоверности информационной базы с учетом инфляционного воздействия на конечный финансовый результат как качественной основы информационного обеспечения антиинфляционного управления хозяйствующими субъектами.

Источники:

1. Адам Я.В. Инфляция и безработица //Вопросы экономики. - 1991. - №1. - С. 38-45

2. Бердникова Н.А., Матвиенко А.И. Инфляция и методы учета ее влияния на финансовые результаты предприятия. Ч.2. - СПб,2013. - С.215-218

3. Воронков А.В. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения управления хозяйствующими субъектами на основе лимитирования воздействия инфляционных процессов на финансовый результат //Управленческий учет. - 2015. - №6. - С. 81-90

4. Каспина Р.Г. Финансовый учет и отчетность в условиях инфляции. - М.: Изд-во «Омега» ,2007. - 204 с.

5. Круковская Т.А. Факторный анализ финансовых результатов //Бухгалтерский учет. - 2010. - №11. -С.118-123

6. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

7. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.

8. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - №

2. - С. 47.

9. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.

10. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //Terra Economicus. - 2009. -Т.7. - № 3-2. - С. 247-251.

11. Мисаков В.С., Дикинов А.Х., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Касаева Т.В., Сабанчиев А.Х., Мисаков А.В., Дикинова А.А. Некоторые подходы к обеспечению сбалансированного развития субъектов СКФО /Под научной редакцией Мисакова В.С.- Нальчик, 2016.

12. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.

13. Мисаков В.С., Шахмурзов З.М., Ивазов А.Х. Составляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК //Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 283-285.

14. Ушаков Р.С. Влияние инфляции на финансовую отчетность //Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №2. -

С.2-7

15. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса //Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 1-3. - С. 137-141.

16. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М,2008. - 208 с.

17. Широбоков В.Г. Особенности управления финансовыми результатами предприятий АПК в инфляционной экономике //Тенденции и инновации современной науки. - 2015. - №4. - С.205-211

18. Шихабахов Т.А., Акежев А., Канихов А.С., Мисаков В.С. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия //Экономические науки. - 2012. - № 86. - С. 157-161.

19. Бикчантаева Г.И., Родионова А.С. Риск-менеджмент предприятий во время кризиса в стране // Вестник академии знаний. - 2018. - № 25 (2). - С. 130-134.

20. Шибиченко Г.И. Особенности управления бизнесом российских компаний в условиях санкционного режима европейских государств// Вестник академии знаний. - 2018. - № 26 (3). - С. 273-277.

Sources:

1. Adam Ya.V. Inflation and unemployment // Economic issues. - 1991. - No. 1. - S. 38-45

2. Berdnikova N.A., Matvienko A.I. Inflation and accounting methods for its impact on the financial results of the enterprise. Part 2. - St. Petersburg, 2013. - S.215-218

3. Voronkov A.V. Improving accounting and analytical support for managing business entities on the basis of limiting the impact of inflationary processes on financial results // Management Accounting. - 2015. - No. 6. - S. 81-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kaspina R.G. Financial accounting and reporting in the context of inflation. - M.: Omega Publishing House, 2007. - 204

s.

5. Krukovskaya T.A. Factor analysis of financial results // Accounting. - 2010. - No. 11. - S.118-123

6. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.

8. Misakov V.S. The development of financial analysis at the investment stage // Statistics. - 2002. - No. 2. - S. 47.

9. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.

10. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. - 2009. -T.7. - No. 3-2. - S. 247-251.

11. Misakov V.S., Dikinov A.Kh., Kuyantsev I.A., Kazancheva H.K., Kasaeva T.V., Sabanchiev A.Kh., Misakov A.V., Dikinova A.A. Some approaches to ensuring the balanced development of subjects of the North-Caucasian Federal District / Under the scientific editorship of Misakov V.S.- Nalchik, 2016.

12. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.

13. Misakov V.S., Shakhmurzov Z.M., Ivazov A.Kh. Components and specifics of the potential of processing enterprises of the regional agro-industrial complex // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 283-285.

14. Ushakov R.S. Influence of inflation on financial statements // Audit and financial analysis. - 2010. - No. 2. - C.2-7

15. Chikatueva L.A., Totorkulov Sh.M., Misakov V.S.

System analysis of forecast estimates of performance indicators of small businesses // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. -No. 1-3. - S. 137-141.

16. Sheremet A.D. Methods of financial analysis of the activities of commercial organizations. - 2nd ed. - M .: INFRA-M, 2008. - 208 p.

17. Shirobokov V.G. Features of managing the financial results of agricultural enterprises in an inflationary economy // Trends and Innovations of Modern Science. - 2015. - No. 4. - S.205-211

18. Shihabakhov T.A., Akezhev A., Kanikhov A.S., Misakov V.S. Formation of a strategy as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise // Economic Sciences. - 2012. - No. 86. - S. 157-161.

19. Bikchantaeva G.I., Rodionova A.S. Risk management of enterprises during the crisis in the country // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 25 (2). - S. 130-134.

20. Shibichenko G.I. Features of business management of Russian companies in the conditions of the sanctions regime of European states // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 26 (3). - S. 273-277.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00030

Д.В. Николаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налогообложение и бухгалтерский учет» Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Эл. почта: danil_niko@mail.ru,

D.V. Nikolaev - Southern Russian institute of management branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don.

БАРЬЕРЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ BARRIERS TO IMPLEMENTING INNOVATIVE BUSINESS MODELS

Аннотация. Цифровизация, как один из основных трендов развития современной экономики, ставит вопрос о необходимости изменений в бизнес-моделировании. В статье рассматриваются основные подходы к созданию инновационных бизнес-моделей и анализируется опыт их внедрения различными компаниями. По итогам исследования простой базовой модели Мюллера, модели «Холст» (Канвас») Остервальдера и Пиньера, модели четырех измерений Гассманна с соавторами делается вывод о типичных ошибках и препятствиях для внедрения инновационных бизнес-моделей, в первую очередь, отсутствие системного подхода и взаимосвязи со стратегией развития компании. Преодоление данных ошибок позволяет снизить барьеры разработки и внедрения новых бизнес-моделей. Несмотря на большую роль цифровизации в бизнес-моделировании предлагается рассматривать возможность совершенствования существующих бизнес-моделей, хорошо зарекомендовавших себя на современном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.