УДК 378 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-88-93
Особенности аналитического обеспечения
инновационной и образовательной деятельности в сфере технологического проектирования в вузе
Э. Р. Хайруллина1, А. С. Иксанова2
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, 2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Количество инноваций в сфере образования постоянно растет, однако нет достоверной информации об их влиянии на качество высшего образования. Цель: выявление особенностей аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в направлении технологического проектирования в высших учебных заведениях Выявление особенностей аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в направлении технологического проектирования в высших учебных заведениях. В данной статье раскрыты особенности и алгоритм качественной информации и аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Развивая технологию качественного информационного и аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в высшем учебном заведении, мы полагались на систему, синергетическую кибернетику и подход оценки качества и окружения. Представленная технология включает в себя следующие этапы: аналитические, проектные, апробирующие, оценочные и этапы реализации. Формулирование выводов. Приводится экспертное заключение по внедрению разработанного плана инновационной и образовательной деятельности и степени достижения цели по развитию инновационной и образовательной деятельности вуза. Соблюдение всех этапов представленной технологии дает систематическое представление, целевую ориентацию, доступность ресурсов и производительность инновационной и образовательной деятельности, что позволяет значительно повысить ее качество. Реализация способствует повышению качества инновационной и образовательной деятельности, развитию инновационных процессов в высшем учебном заведении и применима в различных не только высших учебных заведениях, но и в средних профессиональных учебных заведениях.
Ключевые слова: образовательные инновации, высшее учебное заведение, технология, качественное, информационно-аналитическое обеспечение.
Features of analytical support of innovation and educational activities in the field of technological design in the university
E. R. Khairullina1, A. S. Iksanova2
1 Kazan National Research Technological University, Kazan, 2 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan
The number of innovations in the field of education is constantly growing, but there is no reliable information about their impact on the quality of higher education. Purpose: to identify the features of analytical support of innovation and educational activities in the field of technological design in higher education. This article describes the features and algorithm of quality information and analytical support of innovation and educational activities in the university. Developing the technology of high-quality information and analytical support of innovation and educational activities in higher education institutions, we relied on the system, synergetic cybernetics and an approach of assessing the quality and environment. The presented technology includes the following stages: analytical, design, testing, evaluation and implementation stages. Conclusions. An expert opinion on the implementation of the developed plan of innovation and educational activities and the degree of goal achievement for the development of innovative and educational activities of the university is given. Compliance with all stages of the presented technology provides a systematic presentation, target orientation, availability of resources and productivity of innovative and educational activities, which can significantly improve its quality. Implementation contributes to the improvement of the quality of innovation and educational activities, the development of innovative processes in higher education and is applicable in various not only higher education institutions, but also in secondary vocational schools.
Keywords: educational innovations, higher educational institution, technology, quality, information and analytical support.
Введение вится стратегическим фактором инновационного
В современной экономической и социально- развития России. Критерии качества профессио-культурной ситуации качество образования стано- нальной подготовки, в результате чего необходимо
© Хайруллина Э. Р., Иксанова А. С., 2018
пересмотреть подходы к учебному процессу высшего учебного заведения, расширение инновационной и образовательной практики [1].
Образовательные инновации в высшей профессиональной школе призваны обеспечить ее модернизацию и развитие в соответствии с требованиями современной действительности. Однако в большинстве случаев инновационная и образовательная деятельность в высшем учебном заведении (разработка, апробация и внедрение образовательных инноваций) носит спонтанный характер, что не позволяет оценить адекватную степень его влияния на качество образования, а это в свою очередь вызывает необходимость разработки системного подхода к анализу информации об особенностях образовательной среды вуза, ресурсам и рискам инноваций, сравнению с предполагаемыми и полученными результатами развития личностных и профессиональных качеств выпускников, формирования компетент-ностной модели выпускников [2]. Очевидно, что существует необходимость сделать процесс инновационной и образовательной деятельности в высшем учебном заведении более эффективным для успешного решения задач. Вопросы разработки информационно-аналитического обеспечения и оценки качества образовательных инноваций следует глубже изучить для обеспечения адекватной реакции высшего профессионального сообщества на проблему современного мира в рамках современной парадигмы образования, основанной на знаниях.
Цель
Выявление особенностей аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в направлении технологического проектирования в высших учебных заведениях.
Материалы и методы
Развивая технологию качественного информационного и аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в вузе, мы полагались на систему, синергетиче-ские кибернетические подходы к окружающей среде и подход к оценке качества.
Согласно системному подходу для прогнозирования перспектив инновационного развития вуза необходимо выявить противоречия как в системе образования высшего учебного заведения, так и между ним и окружающей средой. Одним из конструктивных механизмов устранения таких противоречий является надстройка системы
образования с чрезмерной системой. Мы будем рассматривать педагогическую систему качественной информации и аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности высшего учебного заведения как такую надстройку. Модель такой системы имеет прагматичный характер и является результатом педагогической интеграции, которая проникает во все подструктуры ее методологического обеспечения [5; 6; 7; 9; 10]. Согласно теории организации системы, создание такой модели начинается с определения интегративной собственности -информационно-аналитического обеспечения инновационной образовательной деятельности, затем определяется последовательность функций компонентов, необходимых для проявления инте-гративного свойства, компонент выбирается или проектируется в соответствии с функциями [5]. Существуют структурные и функциональные модели систем. Структурная модель будет реализована нами на организационном уровне, функциональная модель будет проецироваться на процедурный уровень педагогической системы.
Синергетический подход предполагает рассмотрение инновационной и образовательной деятельности в высшем учебном заведении как открытой самоорганизующейся системы [4]. Согласно теории самоорганизующихся систем, развитие инновационной образовательной деятельности происходит при прохождении точек бифуркации и возникновении согласованности в достижении целей. Выбор способа развития зависит от колебаний. Флуктуации могут усиливаться из-за внешних воздействий, которые работают в резонансе, «подталкивают» систему к выбору траектории развития. Предложена педагогическая система качественного информационно-аналитического обеспечения, позволяющая прогнозировать точки бифуркации для обеспечения согласованности в достижении целей инновационной образовательной деятельности, помогающая выбрать оптимальную траекторию развития, а также при необходимости оценить степень отклонения от него при оценке качества инновационной образовательной деятельности.
Кибернетический подход предполагает рассмотрение динамического объекта с точки зрения эффективного и целенаправленного управления с использованием обратной связи, основанной на информации о внутреннем состоянии объекта и состоянии окружающей среды [2]. Такой подход
позволяет обеспечить эффективное управление инновационной образовательной деятельностью, которая в сочетании с подходом к оценке качества значительно повысит ее качество. Кибернетический подход реализуется путем широкого применения мониторинга и оценки качества инновационной образовательной деятельности, предполагающей выбор показателей измерения, масштабирования, сбора данных, обработки результатов и их интерпретации. В соответствии с этим подходом создание инновационной образовательной деятельности на точной прогностической основе позволяет высшему учебному заведению реагировать достаточно быстро на меняющиеся условия учета имеющихся ресурсов.
Подход окружения позволяет рассматривать окружающую среду как механизм опосредованного образования и развития объекта изменений, в данном случае - инновационную образовательную деятельность.
Такая среда является основой качественного информационно-аналитического обеспечения и представляет собой систематизированный набор технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, информационных ресурсов, организационного и методического обеспечения, а также связи, возникающие между объектами этой среды, предназначенными для удовлетворение потребностей пользователей в создании, преобразовании, потреблении и распространении информации об инновационной образовательной деятельности высшего учебного заведения.
В ходе исследования этой проблемы были применены следующие методы: теоретико-методологический анализ педагогической, психологической, административной литературы; диалектический анализ современного образовательного процесса в вузе в условиях модернизации с позиции повышения качества инновационной и образовательной деятельности и внедрения компетент-ностного подхода; сравнительный анализ педагогического опыта; системный и структурный анализ; моделирование; метод переменного педагогического эксперимента; метод экспертных оценок; методы оценки качества; статистические методы обработки экспериментальных данных.
Результаты исследования, обсуждения
Технология качественного информационно-аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности содержит:
Аналитический этап включает анализ и оценку состояния окружающей среды на мега-, средне- и микроуровне; анализ и оценка ресурсов инновационной и образовательной деятельности вуза; анализ возможностей соблюдения общих и конкретных принципов; утверждение цели (целей) внедрения инноваций. При подготовке к инновационному дизайну в процессе информационно-аналитического обеспечения необходимо выявить сильные и слабые стороны образовательной организации, возможности ресурсов, а также возможности и угрозы для окружающей среды (SWOT-анализ). Для лучшего понимания влияния окружающей среды на образовательный процесс необходимо учитывать это влияние с точки зрения политики, экономики, общества и современных технологий (анализ ПЭСТ). На этом же этапе строится модель выпускника, основанная на компетенции, определяется надежность различий между доступным и необходимым уровнем компетентности.
Этап проектирования включает проектирование, планирование и уточнение развития инновационной и образовательной деятельности; определение формы и содержания образовательной инновации, прогнозирование качества образовательной инновации.
Абитурирующий этап включает создание и сопровождение информационной и инновационной среды; мониторинг во время реализации; измерение формирования компетенций до внедрения инноваций.
Расчетный этап включает анализ полученных результатов; формулирование выводов; оценка достижения целей и педагогической целесообразности; пилотная оценка качества образовательной инновации; исправление целей и проектов.
Этап реализации состоит из распространения информации о результатах инновационной и образовательной деятельности вуза во внешней и внутренней среде вуза; в общей оценке качества образовательной инновации.
Представим на рассмотрение детали содержания этих этапов.
Анализ и оценка состояния окружающей среды на макро- и микроуровне. Проводится анализ условий и требований среды, социальных и экономических запросов общества, новых стандартов обучения, уровня подготовки и т. д., вызывающих необходимость внедрения образовательных инноваций посредством анализа SWOT или PEST.
Очевидно, что не всегда целью образовательных инноваций является формирование определенной модели, основанной на компетентности, внедрение инноваций часто направлено на изменение способов, форм процесса обучения, а также изменение требований к объектам и предметам. Анализ внешней и внутренней среды высшего учебного заведения позволяет изменить требования к содержанию, к компетенции, технологиям, организации учебного процесса.
Анализ, оценка и поиск зарезервированных ресурсов. Проводится анализ кадровых, финансовых, технических, организационных, методических и других ресурсов по их достаточности для реализации инновационной и образовательной деятельности, оценивается инновационная способность педагогического коллектива, предпосылки и ограничивающие факторы развития инновационной и образовательной деятельности высшего образования, определены зарезервированные ресурсы качества инновационной деятельности. Основным резервом качества инновационной и образовательной деятельности является инновационная способность педагогического коллектива. Инновационный потенциал понимается как способность коллектива к саморазвитию и реализации образовательных инноваций, поэтому при диагностике определяется восприимчивость к инновациям, уровень инноваций, творческая активность и коммуникативность учителей. Исходя из обновленных требований и условий определяется цель внедрения инноваций.
Разработка инновационной и образовательной деятельности. Этот этап начинается с формулировки основной идеи необходимых изменений и обоснования ее ресурсного обеспечения, затем определяются основные направления инновационной и образовательной деятельности, а также ответственные лица для их реализации (преподаватели, администрация высшего учебного заведения), разработаны схемы взаимодействия между отделами, сформулированы основные результаты внедренных инноваций, определены методы их оценки, прогнозируются критические ценности, риски и затраты, прогнозируется качество инноваций.
Планирование. Разрабатывается план инновационной и образовательной деятельности вуза (чаще всего за учебный год), заполняется информационная карта образовательной инновации,
формы обмена информацией между субъектами учебного процесса вуза, формат создания, в плане предусмотрены информационная и инновационная среда.
Спецификация. Обмен информацией осуществляется по спецификации и спецификации образовательных инноваций, проводится классификация образовательных инноваций по видам.
Реализация. При осуществлении инновационной и образовательной деятельности необходимо провести мониторинг оценки результатов внедрения образовательных инноваций. Педагогический мониторинг результатов внедрения образовательных инноваций состоит из инвариантной и инновационной части. Инвариантная часть мониторинга проверяет знания, умения, навыки, т. е. качество обучения, уровень ассимиляции учебного материала предмета. Инновационная часть призвана оценить развитие этих качеств и компетенций, улучшение которых было поставлено с целью внедрения образовательных инноваций на этапе их проектирования.
Анализ полученных результатов. На заключительном этапе в соответствии с разработанной моделью оценки качества инноваций и инновационной и образовательной деятельности проводится анализ полученных результатов, делаются выводы о педагогической целесообразности внедрения этих инноваций в массовую практику или об их корректировке. Анализ педагогической целесообразности осуществляется путем формирования компетентностной модели эксперта, компетенции работодателей, составления модели оценки компетентности, сопоставления и учета важности различий в значениях общего показателя компетенции при применении новшества и без его применения.
Формулирование выводов. Приводится экспертное заключение по внедрению разработанного плана инновационной и образовательной деятельности и степени достижения цели по развитию инновационной и образовательной деятельности вуза.
Распространение информации во внешней и внутренней среде, работа по распространению информации об итогах инновационной и образовательной деятельности, которая включает проведение научно-методических семинаров, размещение информации на сайте вуза, участие учителей и сотрудников в конференциях, а также подготовку публикаций в прессе и научно-практических изданий
по сфере инновационной и образовательной деятельности [4].
Соблюдение всех этапов представленной технологии дает реальную систематическую точку зрения, целевую ориентацию, доступность ресурсов и производительность инновационной и образовательной деятельности, что позволяет значительно повысить ее качество.
В педагогической науке уже обсуждались различные аспекты инновационной и образовательной деятельности.
Инновационная и образовательная деятельность, ее теоретически-методологические основы нашли отражение в трудах В. И. Андреева (2008), В. И. Загвязинского (2001), В. С. Лазарева (2004), В. Я. Льяудиса (1994). Особенности инновационной педагогической деятельности проанализированы в работах Л. С. Подымова (1994), М. М. Поташник (1993).
Инновационная и образовательная деятельность имеет сложный и динамичный характер, вызванный влиянием большого числа факторов, в том числе изменчивости внешней и внутренней среды. Как правило, нет точных критериев оценки качества инноваций, поэтому довольно сложно оценить важность разработанных и внедренных инноваций. В работах А. И. Subetto (2000) и М. М. Поташник (1996) разработаны методологические основы качественного подхода, аспекты этого подхода представлены и оценены в работах Н. А. Селезневой (2001), В. С. Черепанов (1991) и так далее. Однако их качества и качество инновационной и образовательной деятельности не отражены в высшем учебном заведении в целом в указанных работах.
Вопросы информационного и информационно-аналитического обеспечения на разных уровнях системы образования, создания информационной среды высшего учебного заведения исследуются Б. Л. Агранович А. И. Чучалин, М. А. Соловьев (2003), Г. В. Ившина (2000), А. Н. Майоров (2003) и другими. Однако информационное обеспечение инновационной и образовательной деятельности в этих работах не рассматривается.
Следовательно, достаточное внимание уделяется анализу информации о внешней и внутренней среде высшего учебного заведения также в теории и на практике в инновационной и образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Качество инноваций не оценивается,
поэтому нет достоверной информации, об их влиянии на качество высшего образования, хотя количество образовательных инноваций растет. В этой статье мы полагали целесообразным представить технологию качественного информационного и аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в вузе.
Заключение
Таким образом, предлагаемая нами педагогическая технология качественного информационно-аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности предполагает набор следующих этапов: аналитический этап, включающий анализ и оценку состояния окружающей среды на макро- и микроуровне; анализ, оценку и поиск резервных ресурсов инновационной и образовательной деятельности высшего учебного заведения; анализ возможностей соблюдения общих и конкретных принципов; утверждение цели (целей) внедрения инноваций; этап проектирования, включая проектирование, планирование и специфику педагогического развития инновационной и образовательной деятельности; этап одобрения, включая создание и сопровождение информационной и инновационной среды; мониторинг во время реализации; расчетный этап, включающий анализ полученных педагогических результатов; формулирование выводов; оценку достижения целей; корректировку целей и проектов; этап реализации, включающий распространение информации об итогах инновационной и образовательной деятельности вуза во внешней и внутренней среде высшего учебного заведения.
Соблюдение всех этапов представленной технологии дает систематическое представление, целевую ориентацию, доступность ресурсов и производительность инновационной и образовательной деятельности, что позволяет значительно повысить ее качество.
Реализация этой технологии способствует повышению качества инновационной и образовательной деятельности, развитию инновационных процессов в высшем учебном заведении. Подробное описание как концептуальной, так и процедурной части этой технологии позволяет воспроизводить ее не только в различных высших учебных заведениях, но и на других этапах обучения.
References
1. Baigozhina Z., Zhakibayeva G., Sakenov J. Z., Zavalko N., Nurtayeva Z. Z., Tasbulatova G. T. About increase of efficiency of vocational training of students. Life Sci J 2014; 11 (5s): 259-262.
2. Cherepanov V. S. Expert estimates for educational research, Pedagogic Press, 1989, 151.
3. Ivanov V. G., Akhmetgareev R. A., Varaksin V. E. Competence model of formation of readiness for future professionals to innovative professional activities in the «high school - the troops». Herald Kazan State Technological University, 2011, 4: 242-244.
4. Iksanova A., Khairullina E., Vyatkina I. Content and forms of recreational tourism. Proceedings of the VI all-Russian scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students «Actual problems of the theory and practice ofphysical culture, sports and tourism», to the decade of the victory of Kazan in the bid campaign for the right to host the XXVII world summer Universiade 2013 and the 5th anniversary of the Universiade 2013, Volga Gafksit (Kazan), 2018, p. 748.
5. Khairullina E. R. System orientation design and creative activities for self competitiveness students engineers. Innovation Center Press, Kazan 2007; 242.
6. Khairullina E. R. Principles of the pedagogical concept of project-creative activity of students the development of the competitiveness of future technologists. Higher education today, 2007, no. 9, pp. 66-68.
7. Khairullina E. R. Integration of student-centered and acmeological approach with the orientation of students to self-development of competitiveness. Pedagogical education and science, 2007, no. 6, pp. 18-23.
8. Khairullina E. R., Vyatkina I. V. Conceptual approaches to the professional education of future specialists in the field of "chemical technologies" at technical University. VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2012, vol. 15, no. 19, pp. 218-223.
9. Masalimova A. R. Development of research competence of technical specialists in the process of intra-training. Kazan Pedagogical magazine, 2012; 3 (93): 127-132.
10. Shabalina O. L., Svetlova V. A., Krylov D. A., Lavrentiev S. L. The Model of formation of readiness of the future pedagogues to self-education by means of interactive technologies. Mediterranean Jornal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No 3. Pp. 133-138.
11. Shaidullina A. R., Krylov D. A., Masalimova A. R., Sadovaya V. V., Yunusova G. R., Glebov S. O., Korshunova I. V. Model of vocational school and manufacture integration in the regional system of professional education. Review of European Studies. 2015. Vol. 7. No 1. Pp. 63-67.
Статья поступила в редакцию 15.08.2018 г.; принята к публикации 19.09.2018 г.
Submitted 15.08.2018; revised 19.09.2018.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All autors have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Хайруллина Э. Р., Иксанова А. С. Особенности аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в сфере технологического проектирования в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 88-93. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-88-93
Об авторах
Хайруллина Эльмира Робертовна, доктор педагогических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, [email protected] Иксанова Азиза Салаватовна, студентка, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, [email protected]
Citation for an article:
Khairullina E. R., Iksanova A. S. Features of analytical support of innovation and educational activities in the field of technological design in the university. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 88-93. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-124-88-93 (In Russ.).
About the authors
El'mira R. Khairullina, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Kazan National Research Technological University, Kazan, [email protected]
Aziza S. Iksanova, Student, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, [email protected]