Научная статья на тему 'Особенности активации лобной коры головного мозга у детей 7-10 лет с синдром дефицита внимания с гиперактивностью'

Особенности активации лобной коры головного мозга у детей 7-10 лет с синдром дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2160
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ / УРОВНИ АКТИВАЦИИ / ОМЕГА-ПОТЕНЦИАЛ / КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА / ATTENTION DEFICIT / ACTIVATION LEVELS OF OMEGA-POTENTIAL / CEREBRAL CORTEX

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Муллер Т. А., Лисова Н. А., Шилов С. Н.

В статье представлены результаты исследования особенностей активации лобной коры головного мозга у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Обследовано 65 школьников г. Красноярска. Для исследования уровней активации мозговых систем был использован комплекс омегаметрии «Омега-тестер». Результаты исследования свидетельствуют об особенностях активационных процессов у детей с СДВГ. Установлено, что дети с разными формами СДВГ отличаются по уровню активации лобной коры головного мозга. У детей с преобладанием невнимательности преобладает ассиметричный уровень активации, для детей с преобладанием гиперактивности и импульсивности характерен повышенный и ассиметричный уровень активации, для комбинированной формы выделен повышенный уровень активации лобной коры головного мозга. Очевидно, данные значения являются одним из патогенетических факторов проявления синдрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Муллер Т. А., Лисова Н. А., Шилов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES ACTIVATION OF THE FRONTAL CORTEX BRAIN IN CHILDREN 7-10 YEARS WITH SYNDROME ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

The article presents the results of studies of the activation of the frontal cortex in children with attention deficit hyperactivity disorder. A total of 65 students of Krasnoyarsk. omegametrii complex "Omega-tester" was used for the study of brain activation systems levels. Results of the study show about the features of activation processes in children with ADHD. It was found that children with different forms of ADHD differ in the level of activation of the frontal cortex in children with a predominance of inattention dominates the asymmetric activation level, for children with a predominance of hyperactivity and impulsivity characteristic of increased and asymmetric activation level, for a combined form of isolated elevated level of activation of the frontal cerebral cortex brain. Obviously, these values are one of the pathogenic factors syndrome manifestations.

Текст научной работы на тему «Особенности активации лобной коры головного мозга у детей 7-10 лет с синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

УДК 612.82

ОСОБЕННОСТИ АКТИВАЦИИ ЛОБНОЙ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ С СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Муллер Т.А., Лисова Н.А., Шилов С.Н.

ГБОУ ВПО Красноярский Государственный Педагогический Университет им В.П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей активации лобной коры головного мозга у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Обследовано 65 школьников г. Красноярска. Для исследования уровней активации мозговых систем был использован комплекс омегаметрии «Омега-тестер». Результаты исследования свидетельствуют об особенностях активационных процессов у детей с СДВГ. Установлено, что дети с разными формами СДВГ отличаются по уровню активации лобной коры головного мозга. У детей с преобладанием невнимательности преобладает ассиметричный уровень активации, для детей с преобладанием гиперактивности и импульсивности характерен повышенный и ассиметричный уровень активации, для комбинированной формы выделен повышенный уровень активации лобной коры головного мозга. Очевидно, данные значения являются одним из патогенетических факторов проявления синдрома.

Ключевые слова: дефицит внимания, уровни активации, омега-потенциал, кора головного мозга.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является широко распространенным, длительным, непроцессуальным, поддающимся лечению детским поведенческим расстройством, характеризующимся тремя группами симптомов: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью [8,10].

Согласно DSM-IV выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности (СДВГ-Г), СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВ-Н) и комбинированный тип (СДВГ-К). Исследования последних лет свидетельствуют о том, что комбинированный тип является наиболее распространенным [12,13].

Считается, что основные морфо-функцио-нальные нарушения при СДВГ связаны со специализированными мозговыми системами, которые оказывают модулирующее избирательное влияние на структуры мозга [7]. При этом нарушаются взаимодействия между лобными долями (прежде всего - их префронтальными отделами)

и передней цингулярной извилиной, лимбиче-ской системой и глубинными образованиями (ги-покамп, таламус, базальные ганглии) [1, 14]. Предполагается, что в основе патогенеза лежат нарушения активирующей функции ретикулярной формацией [3]. Также имеются данные, указывающие на нейротрансмиттерную недостаточность при нарушении метаболизма нейромедиа-торов центральной нервной системы-дофамина, норадреналина и серотонина [6, 11].

Механизмы формирования СДВГ носят комбинированный характер при доминирующей роли биологических факторов. Среди этих нарушений ведущую роль может играть фактор активации лобной коры

Учитывая все выше сказанное, нами была поставлена цель - исследовать особенности активации лобной коры головного мозга у детей с СДВГ.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось при добровольном информированном согласии родителей, участвовало 65 школьников г. Красноярска (средний возраст 7,8 лет).

Оценка степени тяжести проводилась с помощью шкалы SNAP-4, которая представляет собой опросник для родителей [15].

Для исследования уровней активации мозговых систем был использован метод омегаметрии, определяющий значения сверхмедленных устойчивых потенциалов (УП) милливольтного диапазона, регистрируемых в корковых проекция лобной коры [2, 4, 5, 9]. Исследование проводилось при помощи комплекса омегаметрии «Омега-тестер ».

Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программ «SPSS 21 for Windows». Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп детей использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Результаты и их обсуждение. В соответствии с общепринятой классификацией SNAP- 4 в наблюдаемой группе были выделены дети со следующими типами СДВГ:

1) с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) -20 чел. (30,7%)

2) с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ -ГИ) - 15 чел. (23%)

3) комбинированный тип (СДВГ-К) - 30 чел. (46,1%)

При исследовании уровней активации лобной коры головного мозга у детей нами выявлено следующее соотношение уровней активации: у детей с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) достоверно выделен ассиметричный уровень активации (46,1%). Дети с преобладанием импульсивности и гиперактивности (СДВГ-ГИ) и комбинированный тип имеют повышенный и ассиметричный уровень активации (37,5%), большинство школьников с комбинированным типом СДВГ (СДВГ-К) имеют повышенный уровень активации (37,5%) (рис.1).

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

I группа СДВГ-Н

группа СДВГ Г+И

III группа СДВГ-К

*

fr

□ сниженный УА

□ нормальный УА

□ повышенный УА

□ ассиметричный УА

Рисунок 1. Процентное распределение по уровню омега-потенциала в исследуемых группах (примечание - * достоверность отличий р<0,05 по ^критерию Стьюдента).

Таким образом, установлено, что дети с разными формами СДВГ отличаются по уровню активации лобной коры головного мозга.

Анализ уровней активации лобной коры головного мозга показал достоверное различие значений омега-потенциала в исследуемых группах (табл.1).

Таблица 1

Результаты исследования уровня омега-потенциала в исследуемых группах

УА I группа СДВГ-Н II группа СДВГ Г+И III группа СДВГ-К Р

I УА ЛП 19,2±0,87 18,2±0,79 19,3±0,84 р>0,05

ПП 16,5±0,74 17,7±0,67 15,2±1,83 р>0,05

II УА ЛП 31,03±1,68* 20,4±1,01 31,8±1,7* р<0,05

ПП 31,6±1,68 25,4±1,21 31,7±1,3 р>0,05

III УА ЛП 59,9±0,04*** 49,4±1,5 48,1±2,5 р<0,05

ПП 41,6±1,83 41,6±1,3 49,3±2,1*** р<0,05

IV УА ЛП 35,2±8,7 28,1±13,4 44,2±9,7 р>0,05

ПП 29,4±11,6 37,2±7,7 37,1±6,25 р>0,05

В состоянии покоя в корковых проекциях правого и левого полушария достоверные различия наблюдаются в группе СДВГ-Н в левом полушарии и в группе СДВГ-К в правом полушарии при высоком уровне активации.

Вывод. Известно, что когда постоянный потенциал какой-либо зоны мозга выходит за пределы своего оптимального диапазона, способность зон мозга действовать уменьшается [2]. По всей видимости, это наблюдается у школьников с разными формами СДВГ и является одним из патогенетических факторов проявления синдрома.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Батуев A.C. Высшие интегративные системы. -Ленинград, 1981.- 255 с

2. Бехтерева Н.В. Здоровый и больной мозг человека: 2-е изд., перераб. и доп. -Л., 1988.-288с.

3. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологические науки». - 2007, ( №4). - С.3-7

4. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. - СПб., 2010. -368 с.

5. Койнова Т.Н. Преобразование предметного педагогического действия на основе мониторинга нейрофизиологических изменений у школьников в процессе учебной деятельности: метод.пособие. -Абакан, 2007.- 52 с.

6. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания. - СПб., 2005. - 280 с.

7. Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания // Журн. высш. нервн. деят. - 2003. - Т. 53, № 2. - С. 133-150

8. Панков М.Н., Грибанов А.В. Клинико-физио-логические подходы к диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (краткий обзор) // Вестн.Сев. (Арктич.) федер.ун-та. Сер.: Мед-биол.науки. 2015. №4. С.80-85

9. Хабарова И.В., Шилов С.Н. Особенности акти-вационных процессов лобной коры головного мозга и темпераментальных характеристик у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2012.- №3.-С.52-59

10. Чутко Л.С., Сурушкина А.М., Ливинская А.М., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Айт-беков К.А., Черная Ж.В., Сергеев А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: клиническая типология и подходы к лечению // Педиатрия. - 2009 .-Т.89 ( №2). - С. 78-81

11. Barkley R.A. Attention deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment (3rd ed.). N.Y.: Guilford Press, 2006. 770 p.

12. Diagnostic and statistical manual disorders, 4th ed. Washington: 2000. 943 p.

13. Diagnostic and statistical manual disorders, 5th ed (DSM-V). Washington: 2013. 947 p.

14. Pauls D.L., Leckman J.F., Cohen D.J. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry.- 1983.v.32.№5.-P.1044-1050

15.Swanson J.M. School-based assessments and interventions for ADD students \ J.M. Swanson. - Irvine : K.C. Publishing, 1992.-184 p.

FEATURES ACTIVATION OF THE FRONTAL CORTEX BRAIN IN CHILDREN 7-10 YEARS WITH SYNDROME ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Muller T.A., Lisova N.A., Shilov S.N.

State Pedagogical Academy named after V.P.Astafiev, Krasnoyarsk, Russian Federation.

Annotation. The article presents the results of studies of the activation of the frontal cortex in children with attention deficit hyperactivity disorder. A total of 65 students of Krasnoyarsk. omegametrii complex "Omega-tester" was used for the study of brain activation systems levels. Results of the study show about the features of activation processes in children

with ADHD. It was found that children with different forms of ADHD differ in the level of activation of the frontal cortex in children with a predominance of inattention dominates the asymmetric activation level, for children with a predominance of hyperactivity and impulsivity characteristic of increased and asymmetric activation level, for a combined form of isolated elevated level of activation of the frontal cerebral cortex brain. Obviously, these values are one of the pathogenic factors syndrome manifestations.

Keywords: attention deficit, activation levels of omega-potential, the cerebral cortex.

REFERENCES

1. Batuev A.C. Higher integrative system. - Leningrad, 1981.- 255 with

2. spondylitis NV Healthy and diseased human brain: 2nd ed., Revised. and ext. -A., 1988.-288s.

3. Zavadenko NN attention deficit hyperactivity disorder in children // Pomor University Bulletin. Series "Physiological and psychological sciences." - 2007, (№4). - S.3-7

4. Ilyukhin VA Psychophysiology of functional states and cognitive activity of healthy and sick person. -SPb., 2010. -368 p.

5. Koynova TN Converting object pedagogical action based on the monitoring of neurophysiological changes in schoolchildren in the process of learning activities: metod.posobie. - Abakan, 2007.- 52 p.

6. Kropotov YD Modern diagnostics and correction of attention deficit disorder. - St. Petersburg, 2005. -. 280.

7. Machinskaya RI Neurophysiological mechanisms of voluntary attention // Journal. Executive. nervous. Worker. - 2003. - T. 53, № 2. - S. 133-150

8. Pankow MN, AV Gribanov Clinical and physiological approaches to the diagnosis of attention deficit dis-

order with hyperactivity (an overview) // Vestn. Sev. (Arctic). Feder.un-ta. Ser .: Honey-biol.nauki. 2015. №4. S.80-85

9. Khabarova IV, SN Shilov Features of the activation process of the frontal cortex and temperamental characteristics in primary school children with mental retardation // Defectology. - 2012.- №3.-S.52-59

10. Keenly LS Surushkina AM Livinsky AM Nikishov IS, Yakovenko EA, Anisimov TI Aytbekov KA, Black JV, Sergeev AV attention deficit hyperactivity disorder: a clinical typology and approaches to treatment // Pediatrics. - 2009 .- T.89 (№2). - S. 78-81

11. Barkley R.A. Attention deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment (3rd ed.). N.Y .: Guilford Press, 2006. 770 p.

12. Diagnostic and statistical manual disorders, 4th ed. Washington: 2000. 943 p.

13. Diagnostic and statistical manual disorders, 5 th ed (DSM-V). Washington: 2013. 947 p.

14. Pauls D.L., Leckman J.F., Cohen D.J. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry.- 1983.v.32.№5.-P.1044-1050

15. Swanson J.M. School-based assessments and interventions for ADD students \ J.M. Swanson. - Irvine: K.C. Publishing, 1992.-184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.