Научная статья на тему 'Особенности аксиосферы личности студентов гуманитарного вуза'

Особенности аксиосферы личности студентов гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меркер Елена Александровна

Существует реальная необходимость детального изучения сложной, нелинейной, иерархизированной системы ценностей и представления ее как совокупности простых, но адекватных характеристик, которые можно использовать в повседневной практике психологического прогноза поведения личности, группы с учетом доминирующих ценностей в структуре личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аксиосферы личности студентов гуманитарного вуза»

ведущих тенденций, стараются «брать от жизни все». За счет этого свойства повышаются и значения шкал в методике «Смысложизненные ориентации» (СЖО): «цели в жизни» (0,21), «процесс жизни» (0,21), «результативность жизни» (0,14), «локус контроля-Я», (0,25) «общий показатель осмысленности жизни» (0,22), которые являются самыми высокими среди представителей разных типов;

• просматривается тенденция к повышению общей интернальности, а также интернальности в сфере достижений и межличностных отношений (УСК);

• тенденция к повышению выраженности комплексов «предпочитаемых переживаний» (ЭНЛ), связанных с глори-стической направленностью (0,23), отражающей стремление к самоутверждению и пугнистической направленностью (0,30), отражающей стремление к преодолению опасностей. Вместе с тем наблюдается тенденция к снижению выраженности комплексов предпочитаемых переживаний, связанных с альтруистической направленностью (-0,26), что

также весьма органично вписывается в картину этого типа.

Таким образом, анализ результатов проведенного нами эмпирического исследования подтверждает выдвинутую нами гипотезу о наличии взаимосвязи между преобладающими когнитивно-стилевыми и индивидуальнопсихологическими типами реагирования с одной стороны и особенностями мотивационно-смысловой сферы нар-козависимых осужденных с другой

Литература

1. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 160 с.

2. Погосов А.В., Мустафаева П.К. Опийные наркомании. — М.: Белые львы, 1988. — 192 с.

3. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / под ред. С.В. Березина, КС. Лисецкого. — Самара: Самар. Ун-т, 1998. — 148 с.

4. Рохлина МЛ, Козлов АА. Наркомании. Медицинские и социальные последствия. Лечение. — М.: Анахарсис, 2001. — 208 с.

5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб.: Речь, 2008. — 624 с.

ОСОБЕННОСТИ АКСИОСФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Е. А. Меркер

Аннотация: существует реальная необходимость детального изучения сложной, нелинейной, иерархизирован-ной системы ценностей и представления ее как совокупности простых, но адекватных характеристик, которые можно использовать в повседневной практике

психологического прогноза поведения личности, группы с учетом доминирующих ценностей в структуре личности.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, мотивы, профессиональная подготовка, профессиональная направленность.

The summary: there is a real need for a detailed study of the complex, nonlinear, hierarchical system of values and views it as a collection of simple but adequate performance, which can be used in everyday practice of psychological prediction of individual behavior, group, taking into account the dominant values in the structure of personality.

Keywords: values, value orientations, motives, training, professional orientation.

Для личности ценности выступают в роли ориентиров, способствующих в обширном потоке внешней информации

о жизненных явлениях выделить то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Иными словами, ценности определяют избирательность отношения человека к миру, характеризуют его жизненную позицию, направленность устремлений личности, а также соизмеримость потребностей и способов их удовлетворения. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. В связи с этим представляется актуальным исследование взаимосвязи профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов.

Цель проведения данного исследования заключалась в теоретическом и практическом исследовании ценностных ориентаций студентов различных курсов и их взаимосвязи с процессом профессионального становления.

Экспериментальной базой явились студенты 1, 3 и 5-х курсов факультетов: экономического, психологического и юридического одного из вузов г. Калу-

ги. Общее количество выборки составило 200 респондентов, из которых 80 — представители женского пола и 120 — представители мужского пола. Возраст обследуемых респондентов от 17 до 23 лет, возрастная категория — молодежь.

Для проведения мониторинга личностных качеств студентов были выбраны следующие методики: многомерный опросник исследования самоотноше-ния МИС; 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла в адаптации А.Г. Шмелева; тест Рокича «Ценностные ориентации»; тест прогрессивных матриц Дж. Равенна; многофакторный личностный опросник FPI. Форма В (И. Фа-ренберг, Х. Зарг, Р. Гампел).

Становление будущего специалиста как высококвалифицированного, по мнению В.А. Якунина, Н.В. Нестеровой, возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении [1, 2]. Анализируя психологические особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов и результаты исследования, разделим весь период обучения на три этапа:

I этап (1-й курс) — характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных мотивов, управляющих учебной деятельностью. Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием их общественного, а не личностного смысла.

II этап (2 и 3-й курсы) — отличается общим снижением интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью.

III этап (4 и 5-й курсы)—характеризу-ется тем, что растет степень осознания

и интеграции различных форм мотивов обучения.

Были выделены уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности:

I уровень (низкий) — характеризуется малочисленными положительными мотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избегания неудобств, дискомфорта или узколичные. Познавательные интересы аморфны, ситуативны (результаты по 1-м курсам);

II уровень — проявляется интерес к учебному материалу, все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированы на успех, достижение результата, учение выступает в качестве средства достижения цели (результаты по 3-м курсам);

III уровень — сформированность всех компонентов, мотивация четкая, направленность познавательных мотивов устойчивая (результаты по 5-м курсам);

IV уровень — отличает глубокое осознание мотивов, общая целеустремленность (результаты по 5-м курсам).

Такое выделение уровней, по нашему мнению, важно при организации обучающего процесса для учащихся с разным уровнем мотивации.

Определение степени общительности человека в группе позволило сделать вывод, что в целом подобный показатель у студентов-экономистов выражен слабо. При этом на 1-м курсе был выявлен высокий показатель общительности, который отличает его от результатов 3 и 5-х курсов и усредненного показателя соответственно. Данный факт указывает на то, что имеющие место: беспечность, открытость, непринужден-

ность, небрежность, неуступчивость, самоуверенность, вплоть до бунтарства на 1-м курсе сменяются обособленностью, скептичностью, тактичностью, дипломатичностью на 3 и 5-м курсах. Эта закономерность свидетельствует о том, что в период знакомства, установления отношений и борьбы за лидерство в группе ее члены более общительны, открыты и в то же время неуступчивы. По мере формирования внутри курса микрогрупп показатель общительности снижается. Проявляются черты обособленности и дипломатичности. В связи с этим изменяется и такая характеристика, как эмоциональная устойчивость. Переменчивые, легко расстраивающиеся и теряющие равновесие духа, неустойчивые в интересах, уклоняющиеся от ответственности первокурсники в период обучения в вузе приобретают такие качества, как выдержанность, эмоциональная зрелость, постоянство интересов. Студенты 3 и 5-х курсов трезво смотрят на вещи, реально оценивают обстановку. Характеризуются умением управлять ситуацией и избегать трудностей. Невнимательность, небрежность, импульсивность, являющиеся отличительными характеристиками студентов 1 и 3-х курсов, трансформируются в благоразумие, рассудительность, беспокойство о будущем, стремление к самоанализу пятикурсника.

Смелые, авантюристичные, склонные к риску, беззаботные первокурсники к 3-му курсу характеризуются сдержанностью, выполнением правил, повышенной чувствительностью к угрозе. К 5-му курсу имеет место возвращение к тенденциям авантюризма.

Практичность, приземленность стремлений, некоторая ограниченность,

стремление следовать общепринятым нормам, выраженные у первокурсников в связи с недавними испытаниями (выпускные и вступительные экзамены), у студентов 5-го курса приобретают тенденцию к поглощенности своими идеями, увлечению внутренними иллюзиями, что можно легко объяснить мечтательностью пятикурсника по поводу его трудоустройства и профессионального становления как человека с высшим образованием. К 5-му курсу снижается подозрительность, догматичность. Стремление потребовать от окружающих нести ответственность за собственные ошибки к 5-му курсу сменяется тенденцией соглашаться с условиями, легко забывать трудности.

При отслеживании динамики изменений по показателю «общительность в группе» у студентов-юристов была установлена следующая закономерность: на фоне общего снижения таких параметров, как беспечность, мягкосердечность, небрежность, доверчивость, тенденции идти на поводу, импульсивности, экспрессивности, к 3, 5-му курсам приобретают параметры доминантности такие качества, как критичность, объективность, точность.

Студентов 3-х, и в большей степени 5-х, курсов отличает высокая нормативность, добросовестность, ответственность, настойчивость.

Усредненный портрет студента-пятикурсника: упорный, стойкий, решительный, эмоционально дисциплинированный моралист, имеющий чувство долга, соблюдающий моральные стандарты и правила, настойчив в достижении цели. На этом фоне легко проследить контраст с описанием студента 1-го курса: подверженный чув-

ствам, непостоянный, потворствующий своим желаниям, игнорирующий обязанности. Подвержен влиянию случая и обстоятельств, неорганизован и безответственен. Навязчивый, ищет помощи и симпатии.

Интеллектуальные особенности личности студентов выражают тенденцию к повышению общих умственных способностей, абстрактности мышления, интеллектуальной приспосабливаемо-сти, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня вербальной культуры и эрудиции.

В ходе анализа результатов тестирования студентов 1, 3 и 5-х курсов факультета психологии мы пришли к выводу, что в структуре личности данных студентов также прослеживается динамика изменений. Подтвердился факт перехода таких выраженных на 1-м курсе характеристик, как беспечность, непринужденность, небрежность, доверчивость, в качества: критичность, умение отстаивать свои идеи, объективность, в некоторой степени недоверчивость (что также может помочь психологу в работе, так как не всегда рассказ клиента о проблеме и есть сама проблема).

Интеллектуальные особенности личности студентов выражают тенденцию к повышению общих умственных способностей, абстрактности мышления, интеллектуальной приспосабливаемо-сти, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня вербальной культуры и эрудиции.

К 5-му курсу снижаются такие показатели, как толстокожесть, импульсивность, беззаботность, склонность к риску (которые имели ярко выраженный характер на 1 и 3-м курсах), при одновременном сохранении в доминанте ак-

тивности, общительности, отзывчивости, социальной смелости.

На 1-м курсе студентов характеризует мягкосердечие, зависимость, стремление к покровительству, суетливость. К 5-му курсу картина меняется. Студент 5-го курса факультета психологии рассудителен и реалистичен, несентиментален. Он умеет брать на себя ответственность, действует практично и логично. В нем ярко выражены способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию. Ярким подтверждением динамики в структуре личности является изменение в следующих факторах: первокурсник принимает только испытанное временем, он подозрителен к новым людям, с сомнением относится к новым идеям. Студент 5-го курса — экспериментатор. Он свободомыслящий аналитик, хорошо информирован и терпим к неудобствам. Характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления.

При сопоставлении полученных данных с профессиограммами, описывающими идеальные модели специалистов в выбранных областях, явно прослеживается динамика психологических особенностей в структуре личности студентов от курса к курсу.

В ценностно-мотивационной сфере обучающихся выявлены ценности,

имеющие одинаковое значение для них вне зависимости от этапа профессионализации и выбранной специальности. К ним в первую очередь относятся здоровье, любовь, воспитанность и образованность. В то же время в рамках блоков ценностей происходит смещение на ценности, имеющие откровенно выраженное узколичностное значение.

Таким образом, структура ценностей и мотивов личности изменяется в зависимости от личностных особенностей субъектов и специфики профессиональной подготовки. Эти факторы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Личность как субъект-деятель формирует собственные цели жизни, включается в социальную группу, которая предъявляет ей свои требования относительно основных жизненных ценностей, а профессиональная подготовка способствует реализации и тех и других. На изменение ценностей и мотивации учения влияют изменения социального статуса личности.

Литература

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974. — 243 с.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. — Ростов н/Д

2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.