Е. М. Панова
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В СВЯЗИ СО СТАЖЕМ РАБОТЫ И ПОЛОМ
Работа представлена кафедрой психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин
В статье представлены результаты эмпирических исследований по изучению агрессивности учителей. Освещены такие параметры, как направленность агрессивных форм поведения и интегрального показателя «собственно агрессивность». Проанализированы изменения этих показателей с учетом стажа работы, возраста и пола учителей.
Ключевые слова: агрессивность, конфликтность, аутоагрессивность, гетероагрессивность.
E. Panova
FEATURES OF TEACHERS’ AGGRESSIVENESS IN CONNECTION WITH WORKING EXPERIENCE AND GENDER
The article summarises the results of the empirical research on teachers ’ aggressiveness. It presents such characteristics as the direction of aggressive behaviour forms and the integral index of “properly aggressiveness”. Modifications of these parameters in connection with the changes in teachers ’ working experience, their age and gender are analysed.
Key words: aggressiveness, conflictness, autoaggressiveness, heteroaggressiveness.
Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения.
Изучение проблемы агрессивности за последние годы стало одним из самых популярных направлений отечественной и зарубежной психологии. Это во многом обусловлено продолжающимся ростом насилия и жестокости во всем мире, свидетелями которого мы все являемся. Отмечено, что за последние 10-15 лет повысилось количество высокоагрессивных детей и подростков.
Установлено, что закрепление форм агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий - авторитарного стиля воспитания, включая и пе-
дагогическое общение учащихся с учителем в школе.
Агрессивное поведение учителей может индуцировать ответную агрессивную реакцию ребенка и может нести скрытую психологическую угрозу для развития личности ученика и педагогического процесса в целом.
Между тем в психологической литературе практически нет исследований, посвященных агрессивности учителей. Действительно ли современные учителя обладают высокой агрессивностью, как полагают многие родители и как заставляют думать исследования, показывающие, что у учителей выражено стремление к властности? Как изменяется агрессивность учителей, как свойство личности, со стажем работы в школе и с увеличением возраста? Вот лишь часть вопросов, требующих ответа.
Нами была поставлена задача путем эмпирических исследований выяснить изменение направленности агрессивного поведения и конфликтности учителей в зависимости от
стажа работы и пола. В исследовании приняло участие более 200 учителей г. Санкт-Петербурга.
Сравнение ауто- и гетероагрессивности.
Аутоагрессивность, т. е. направленность агрессивных форм поведения на себя, выражена у учителей больше, чем гетероагрессивность (направленность агрессии на других). При этом заметна тенденция увеличения со стажем работы аутоагрессивности и уменьшение - гетероагрессивности (табл. 1). Это может указывать на относительную самостоятельность этих видов агрессивности, подтверждением чего является отсутствие достоверной корреляции между ними (г = 0,13).
Таблица 1
Выраженность ауто-и гетероагрессивности у учителей с различным стажем работы, бал.
Характе- ристики Стаж, годы t P
0-15 М ± о 16-25 М ± о 26-40 М ± о
Ауто- агрессивность 4,4 ± 2,5 4,7 ± 2,5 4,9 ± 2,1 0,77 0,47
Гетеро- агрессивность 2,9 ± 2,1 2,3 ± 1,7 2,1±1,3 3.49 0,03
Таким образом, учителя более склонны направлять агрессию на себя, чем на других (включая и учеников), причем чем больше они работают в школе, тем больше выражена эта тенденция.
Выявлены некоторые различия в ауто- и гетероагрессивности между учителями разного пола (табл. 2).
Таблица 2
Выраженность ауто- и гетероагрессивности у учителей мужчин и женщин, бал.
Характе- ристики Женщины М ± а Мужчины М ± а t P
Ауто- агрессивность 4,5 ± 2,4 4,9 ± 2,4 0,50 0,59
Гетеро- агрессивность 2,4 ± 1,7 4,8 ± 1,9 4,70 0,001
У учителей-женщин аутоагрессивность выражена почти в два раза больше, чем гетероагрессивность. У учителей-мужчин и тот и другой вид агрессивности выражен одинаково. Выявилось и другое отличие. Если по ауто-
агрессивности различия между учителями разного пола весьма незначительные, то по выраженности гетероагрессивности учителя-мужчины вдвое превосходят учителей-женщин.
Агрессивность. В этот интегральный показатель входят напористость, неуступчивость, мстительность и нетерпимость к мнению других. Проведем сравнение выраженности агрессивности у учителей с лицами контрольной группы*. Сравнение этих показателей у учителей с данными контрольной группы выявило, что первые имеют в два раза меньшую агрессивность, чем вторые (табл. 3).
Таблица 3
Выраженность агрессивности у учителей по сравнению с контрольной группой, бал.
Показатели Учителя Контрольная группа
Напористость 2,5 5,4
Неуступчивость 2,5 5,7
Мстительность 2,4 4,4
Нетерпимость 2,7 5,4
Суммарная 10,1 20,9
Наличие у учителей среднего уровня агрессивности (в целом для всей выборки) не говорит о том, что среди них нет высокоагрессивных. Они есть, но составляют ничтожное меньшинство (всего 4,7%).
Со стажем работы в школе показатели агрессивности существенно не меняются как по отдельным шкалам, так и по суммарной величине (табл. 4 ).
Таблица 4
Выраженность агрессивности и ее характеристик у учителей с различным стажем, бал.
Характе- ристики Стаж ї Р
0-15 М ± а 16-25 М ± а 26-40 М ± а
Напори- стость 2,4 ± 2,0 2,8 ± 1,8 2,5±1,6 1,06 0,35
Неуступчи- вость 2,4 ± 1,5 2,7 ± 1,9 2,6±1,4 1,04 0,36
Мститель- ность 2,6 ± 1,8 2,2 ± 1,3 2,1±1,4 2,07 0,13
Нетерпи- мость 2,5 ± 1,6 2,8 ± 1,8 3,3 ± 1,7 4,36 0,01
Суммарная 9,9 ± 5,0 10,5 ± 4,9 10,5 ± 3,7 0,59 0,56
Единственное исключение получено по показателю «нетерпимость к мнению других»: с увеличением стажа увеличиваются и значения этой характеристики, причем между крайними по стажу группами различия достигают высокого уровня достоверности.
Возникает вопрос: обусловлены ли изменения агрессивности со стажем работы возрастными изменениями или нет. Проанализируем данные, изображенные на рис. 1, где дано сравнение возрастной динамики показателей агрессивности у учителей и лиц контрольной выборки.
25.00
20.00
15.00
10.00 5.00 0.00
23-33 34-45 46*57 58 и старше
■ учителя □ контрольная группа
Рис. 1. Сравнение возрастной динамики показателей агрессивности у учителей и лиц контрольной выборки
Как видно на рис. 1, в контрольной выборке наблюдается снижение с возрастом выраженности четырех характеристик агрессивности: напористости, неуступчивости, мстительности и суммарного показателя. У учителей же подобной динамики нет; имеются колебания значений этих характеристик агрессивности, что свидетельствует об относительной стабильности уровня агрессивности у учителей разного возраста.
Сравнение динамики агрессивности в зависимости от стажа работы учителей и возраста лиц из контрольной выборки (рис. 2) тоже выявило существенные расхождения. В то время как у последних с возрастом агрессивность снижается по всем характеристикам, у учителей эти характеристики обнаруживают либо относительную стабильность (напористость и неуступчивость), либо противоположную тенденцию - небольшой рост показателей
Суммарная агрессивность
-23.30
22,30
19,30
15.60
Щ п.зс
I
9,50
I
10.7С
I
9,00
I
(мстительность и нетерпимость к мнению других).
0-15 23-45 16-25 46-57 26-40 58 и старше
■ стаж □ возраст
Рис. 2. Сравнение динамики показателей агрессивности у учителей с разным стажем работы и у лиц контрольной группы разного возраста**
Отсюда можно сделать вывод, что динамика агрессивности с увеличением стажа работы учителей в школе не обусловлена их возрастом, а связана, скорее всего, с их профессиональной деятельностью.
Между учителями мужчинами и женщинами выявлен ряд различий в выраженности агрессивности (табл. 5 ).
Таблица 5
Выраженность суммарной агрессивности и ее характеристик у учителей разного пола, бал.
Характе- ристики Женщины М ± а Мужчины М ± а 1 P
Напористость 2,4 ± 1,8 4,8 ± 2,1 2,70 0,009
Неуступчивость 2,5 ± 1,6 3,1 ± 1,8 1,30 0,18
Мстительность 2,2 ± 1,4 4,5 ± 1,7 5,40 0,001
Нетерпимость 2,7 ± 1,6 3,3 ± 2,1 1,30 0,20
Суммарная агрессивность 9,4 ± 4,3 15,7 ± 6,6 3,80 0,001
По всем характеристикам агрессивности учителя-мужчины превосходят учителей-жен-щин, причем по напористости, мстительности и суммарной агрессивности различия достигают высокого уровня значимости.
Выводы.
1. Вопреки предположению о высокой агрессивности учителей степень выраженности агрессивности у них оказалась средней и значительно ниже, чем у лиц контрольной группы.
2. Аутоагрессивность у учителей выражена больше, чем гетероагрессивность. С увеличением стажа работы в школе аутоагрессивность увеличивается, а гетероагрессивность снижается. Это свидетельствует о позитивных изменениях в личности учителей, так как в случае возникновения конфликта и фрустрации агрессия учителей направляется больше на себя, чем на учеников.
3. В то же время суммарный показатель агрессивности учителей остается практически одинаковым при увеличении возраста и
стажа. Учитывая, что в контрольной группе агрессивность с возрастом снижалась, можно заключить, что у учителей с увеличением стажа работы в школе происходит скрытое нарастание агрессивности, маскируемое возрастным ее снижением.
4. Таким образом, в структуре агрессивности учителей выявлены противоречивые тенденции ее изменения со стажем как в положительную, так и в отрицательную стороны. Это свидетельствует о необходимости проведения с учителями, имеющими большой стаж работы, психокоррекционных мероприятий.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Здесь и далее в качестве данных контрольной группы были использованы данные, полученные Е. П. Ильиным и А. С. Липиной (2008) на выборке испытуемых в возрасте от 20 до 75 лет.
** Для удобства сравнения с группами учителей различного стажа в контрольной выборке возраста 22-33 года и 34-45 лет объединены в одну возрастную группу, которая приблизительно может соответствовать возрасту учителей со стажем работы 0-15 лет.