Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АЭНЕРГИЧНО-ЗАТРУДНЯЮЩЕГОСЯ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ОТНОШЕНИЯ К АЛКОГОЛЮ, ФОРМИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ'

ОСОБЕННОСТИ АЭНЕРГИЧНО-ЗАТРУДНЯЮЩЕГОСЯ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ОТНОШЕНИЯ К АЛКОГОЛЮ, ФОРМИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОСМЫСЛЕННО-АДАПТИВНЫЙ / ИНТЕРНАЛЬНОСУБЪЕКТНЫЙ / АЭНЕРГИЧНО-ЗАТРУДНЯЮЩИЙСЯ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / АЛКОГОЛЬНЫЙ УСТАНОВКИ / ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА / PERSONALITY / ADOLESCENTS / RESPONSIBILITY / MEANINGFUL-ADAPTIVE / INTERNALLY-SUBJECTIVE / ENERGETICALLY-DIFFICULT TYPES OF RESPONSIBILITY ORGANIZATION / ALCOHOL INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлов Владимир Борисович

В статье представлены исследования типологических особенностей ответственности в соотношении с установками на употребление алкоголя у 160 подростков в возрасте от 12 до 17 лет в аспекте профилактики алкоголизма в молодёжной среде. Исследование ответственности опиралось на системнофункциональный подход изучения свойств личности (В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, А.И. Крупнов и др.), в соответствии с которым каждое из свойств личности может быть охарактеризовано как система содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментальностилевых (динамических, эмоциональных, регулятивных и рефлексивно-оценочных) компонент, которые в одних случаях, способствуют проявлению и развитию ответственности, в других - затрудняют и ограничивают данное свойство личности. Даётся описание типологических особенностей организации ответственности у подростков. Алкогольные установки исследовались на основе проективных методик: «Незаконченные предложения» и анализ письменных текстов-высказываний подростков, в которых представлены их рассуждения, эмоции, чувства, связанные с просмотром репродукций картин Диего Веласкеса «Завтрак», Тулуз-Лотрека «Похмелье» и фото групповой алкоголизации молодёжи, что позволяло определить сформированность у них ответственности; знание и опыт употребления алкогольных напитков, эмоциональное отношение к алкоголю и понимание его вреда при алкоголизации; готовность и стремление к употреблению алкоголя в будущем (то есть алкогольные установки). В статье представлены соотношения между особенностями ответственности у подростков с осмысленноадаптивным, интернально-субъектным, аэнергично-затрудняющимся типами организации ответственности и алкогольными установками с позиции профилактики алкогольной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS IN THE ASPECT OF ATTITUDE TO ALCOHOL, FORMATION OF ALCOHOLIC IN INSTALLATIONS AND PREVENTION OF ALCOHOL DEPENDENCE

The article presents the study of typological characteristics of responsibility in relation to the guidelines for drinking alcohol in 160 adolescents aged 12 to 17 years in the aspect of the prevention of alcoholism in the youth environment. The study of responsibility was based on a system-functional approach to the study of personality traits (A.I. Krupnov et al.), According to this each personality trait can be characterized as a system of meaningful and instrumental-style components, which in some cases contribute to the manifestation and development of rejection, in others - impede and limit this personality trait. The typological features of the organization of responsibility in adolescents are described. Alcohol installations were investigated on the basis of projective techniques: “Unfinished sentences” and analysis of written texts-statements of adolescents, in which their reasoning, emotions, feelings associated with viewing reproductions of paintings by Diego Velazquez “Breakfast”, Toulouse-Lautrec “Hangover” and group photo alcoholization of youth, which made it possible to determine the formation of their responsibility; knowledge and experience of drinking alcohol, emotional attitude to alcohol and understanding of its harm in alcohol abuse; willingness and desire to consume alcohol in the future (i.e. alcohol installations). The article presents the relationship between the characteristics of responsibility in adolescents with meaningful-adaptive, intrial-subjective, aerial-difficult types of responsibility organization and alcohol settings.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АЭНЕРГИЧНО-ЗАТРУДНЯЮЩЕГОСЯ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ОТНОШЕНИЯ К АЛКОГОЛЮ, ФОРМИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ»

УДК 159.072.432 ГРНТИ 15.31.31

ОСОБЕННОСТИ АЭНЕРГИЧНО-ЗАТРУДНЯЮЩЕГОСЯ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ОТНОШЕНИЯ К АЛКОГОЛЮ, ФОРМИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ

ЗАВИСИМОСТИ_

DOI: 10.31618^^2413-9335.2019.3.68.426 Орлов Владимир Борисович

Соискатель кафедры психологии личности, пециальной психологии и коррекционной педагогики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

FEATURES OF THE ENERGY-HARDING TYPE OF ORGANIZATION OF RESPONSIBILITY AT TEENAGERS IN THE ASPECT OF ATTITUDE TO ALCOHOL, FORMATION OF ALCOHOLIC IN INSTALLATIONS AND PREVENTION OF ALCOHOL DEPENDENCE

Orlov V. B.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены исследования типологических особенностей ответственности в соотношении с установками на употребление алкоголя у 160 подростков в возрасте от 12 до 17 лет в аспекте профилактики алкоголизма в молодёжной среде. Исследование ответственности опиралось на системно-функциональный подход изучения свойств личности (В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, А.И. Крупнов и др.), в соответствии с которым каждое из свойств личности может быть охарактеризовано как система содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально -стилевых (динамических, эмоциональных, регулятивных и рефлексивно-оценочных) компонент, которые в одних случаях, способствуют проявлению и развитию ответственности, в других - затрудняют и ограничивают данное свойство личности. Даётся описание типологических особенностей организации ответственности у подростков. Алкогольные установки исследовались на основе проективных методик: «Незаконченные предложения» и анализ письменных текстов-высказываний подростков, в которых представлены их рассуждения, эмоции, чувства, связанные с просмотром репродукций картин Диего Веласкеса «Завтрак», Тулуз-Лотрека «Похмелье» и фото групповой алкоголизации молодёжи, что позволяло определить сформированность у них ответственности; знание и опыт употребления алкогольных напитков, эмоциональное отношение к алкоголю и понимание его вреда при алкоголизации; готовность и стремление к употреблению алкоголя в будущем (то есть алкогольные установки). В статье представлены соотношения между особенностями ответственности у подростков с осмысленно-адаптивным, интернально-субъектным, аэнергично-затрудняющимся типами организации ответственности и алкогольными установками с позиции профилактики алкогольной зависимости.

ABSTRACT

The article presents the study of typological characteristics of responsibility in relation to the guidelines for drinking alcohol in 160 adolescents aged 12 to 17 years in the aspect of the prevention of alcoholism in the youth environment. The study of responsibility was based on a system-functional approach to the study of personality traits (A.I. Krupnov et al.), According to this each personality trait can be characterized as a system of meaningful and instrumental-style components, which in some cases contribute to the manifestation and development of rejection, in others - impede and limit this personality trait. The typological features of the organization of responsibility in adolescents are described. Alcohol installations were investigated on the basis of projective techniques: "Unfinished sentences" and analysis of written texts-statements of adolescents, in which their reasoning, emotions, feelings associated with viewing reproductions of paintings by Diego Velazquez "Breakfast", Toulouse-Lautrec "Hangover" and group photo alcoholization of youth, which made it possible to determine the formation of their responsibility; knowledge and experience of drinking alcohol, emotional attitude to alcohol and understanding of its harm in alcohol abuse; willingness and desire to consume alcohol in the future (i.e. alcohol installations). The article presents the relationship between the characteristics of responsibility in adolescents with meaningful-adaptive, intrial-subjective, aerial-difficult types of responsibility organization and alcohol settings.

Ключевые слова: личность, подростки, ответственность, осмысленно-адаптивный, интернально-субъектный, аэнергично-затрудняющийся типы организации ответственности, алкогольный установки, профилактика алкоголизма.

Key words: personality; adolescents; a responsibility; meaningful-adaptive, internally-subjective, energetically-difficult types of responsibility organization; alcohol installations.

Введение. На современном этапе развития личности и её целостной сущности с позиции науки и практики актуальны исследования системного подхода (В.Д. Небылицын, А.И.

Крупнов и др.), выражающиеся в единстве таких интегральных переменных, как активность, её направленность и саморегуляция,

консолидирующие вокруг себя базовые свойства [0]. Активность, представленная в темпераменте, характере, способностях, проявляет внутреннюю потребность индивида, тенденцию к эффективному освоению действительности и самовыражению. Саморегуляция поведения и деятельности даёт возможность проявлять осознанное умение преодолевать внутренние и внешние трудности при осуществлении целенаправленных действий с помощью волевых свойств, реализуется в избирательном поведении и принятии решений посредством самоконтроля и обеспечении приоритетных мотивов, зависящих от таких базовых свойств, как ответственность, организованность, настойчивость и др. Направленность как основная характеристика личности проявляется в экстраверсии и интроверсии, потребностях, целях, мотивах, интересах, склонностях, мировоззрении и идеалах, убеждениях, ценностных ориентациях и установках. Установки, представляя важнейшую составляющую направленности личности, отражают её содержательно-смысловую среду и готовность к определённой деятельности и активности в соответствии с целями и уровнем притязаний. Особая значимость установок проявляется в осознанном выборе жизненных целей, формировании перспектив, Я-концепции в юношеском возрасте, а также сложном, противоречивом и кризисном подростковом периоде, определяющем, успешность

социализации. Недостаточная разработка государственной идеологии, акцентированных социально значимых установок как и мировоззренческой концепции в целом, способствуют развитию у части молодёжи эгоистического самоутверждения, искаженного смысла жизни, ориентации на внешние ценности, установкам на лёгкую жизнь и удовольствия, в том числе на употребление психоактивных веществ и алкоголя. Общечеловеческие ценности и смыслы, их нравственные критерии замещаются эрзац-смыслами: наркотиками, алкоголем, символами потребительства, что способствует развитию наркомании в молодёжной среде, алкоголизации, снижению нравственности. Возможность преодоления негативного влияния социума, микросреды, предупреждение отклоняющегося поведения (как и ранней алкоголизации), противодействие алкогольным традициям, успешность социализации зависят от уровня развития ответственности как нравственно-волевой характеристики личностного образования высшего порядка наряду с самоконтролем, определяющем ядро саморегуляции. В связи с этим важно изучение соотношения особенностей ответственности, самоконтроля и установок на употребление алкоголя у подростков с целью усовершенствования превентивных программ по профилактике алкоголизма у молодёжи, чему могут

способствовать в нестабильный подростковый период онтогенеза личностная и социальная зрелость содержательно-смысловой и

эмоциональной сферы в соответствии с общественными нормами [0].

Объект исследования - содержательно -смысловая и волевая сферы личности подростков.

Предмет исследования - особенности самоконтроля, ответственности и алкогольные установки подростков.

Цель исследования - выявить связи между особенностями самоконтроля, ответственности и сформированностью алкогольных установок у подростков.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у подростков можно выделить лиц с различными типами реализации ответственности, имеющих специфические содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие и психологическую структуру данного свойства; ответственность, самоконтроль и

сформированность алкогольных установок у подростков связаны между собой.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей и структуры ответственности, самоконтроля (как сферы саморегуляции), алкогольных установок (как содержательно-смысловой сферы и

представляющей мотивационную направленность личности) у подростков и установление связей между ними.

Теоретическая значимость состоит в обогащении системного подхода к исследованию личности в сравнительном аспекте соотношения особенностей и структуры ответственности, самоконтроля, алкогольных установок у подростков и установлении связей между ними.

Методы и методики исследования. Ответственность как системное свойство личности подростков исследовалась с помощью бланкового теста «Ответственность» А.И. Крупнова, их самоконтроль - с помощью методики УСК. Кроме того, для проективного исследования вышеназванных особенностей личности подростков и сформированности у них положительных алкогольных установок использовались также методика «Незаконченные предложения» и анализ текстов-высказываний. Статистическая обработка эмпирических данных проводилась при помощи сравнения средних, U-критерия Манна-Уитни, H-критерия Краскала-Уоллеса, кластерного, корреляционного и факторного анализов с использованием пакета SPSS for Windows 17.0.

Эмпирическая база исследования и выборка. Исследование проводилось на базах МБОУ «Школа № 64» г. Рязани и ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж». В нем участвовали 137 учащихся 6-10 классов школы и 23 учащихся колледжа (отделения "автомеханика") в возрасте от 12 до 17 лет, из них мужского пола - 94, женского - 66 человек.

Результаты исследования. В статье представлены результаты исследования особенностей ответственности и установок на употребление алкоголя у 160 подростков в возрасте от 12 до 17 лет (137 учащихся средней общеобразовательной школы № 64 г. Рязани и 23 учащихся Рязанского технологического колледжа; 94 представителя мужского пола и 66 - женского). Для исследования ответственности был использован Бланковый тест «Ответственность» А.И. Крупнова. Алкогольные установки подростков исследовались с помощью двух проективных методик: «Незаконченные предложения» и анализов текстов-высказываний на демонстрацию видеоряда алкогольной тематики (репродукции картин Диего Веласкеса «Завтрак» и Тулуз-Лотрека «Похмелье» и фото группового распития алкоголя молодёжью).

В содержательно-смысловой характеристике ответственности подростков преобладают

В инструментально-стилевых переменных ответственности подростков преобладает энергичность, т.е. готовность и стремление проявлять данное свойство, положительные эмоции радости, оптимизма, удовлетворения, превышающие астенические эмоции,

интернальность как способность к внутренней саморегуляции и возможность брать ответственность на себя. Средний уровень одинаково выраженных операционных и

личностные цели (возможно, как отражение воспитательной и идеологической концепции современного общества), социоцентрическая мотивационная направленность (как возрастающая потребность общения для социализации и деятельности в интересах группы), осмысленность, существенно превышающая осведомленность, что указывает на понимание подростками роли ответственности как морально-волевого фактора регуляции деятельности и поведения, преобладание осмысленности в когнитивных процессах над осведомлённостью и в результативном компоненте выявлена одинаковая выраженность предметности и субъектности, что может быть связано как со стремлением к самовыражению, самореализации, повышению самооценки, так и с важностью общения и групповых интересов (см. табл. 1).

Таблица 1

эмоционально-личностных трудностей

свидетельствует о не вполне сформировавшихся волевых привычках и навыках, неуверенности в себе, тревожности и невысокой самооценке. При кластерном анализе (см. табл.2) выявлены типы организации ответственности подростков: осмысленно-адаптивный - 71 подросток (44,4%), интернально-субъектный - 52 (32,5%) и аэнергично-затрудняющийся - 37 (23,1%) [0].

Средние значения переменных ответственности всей выборки подростков

Компоненты Переменные Средние значения ^критерий Манна-Уитни Уровень значимости

Установочно-целевой Общественные цели 31,16 516,5 0,000

Личностные цели 37,81 631,5 0,000

Мотивационный Социоцентричность 33,77 1091,5 0,000

Эгоцентричность 27,92 295,5 0,000

Когнитивный Осмысленность 35,95 870,5 0,000

Осведомленность 16,99 948,5 0,000

Продуктивный Предметность 32,04 342,5 0,000

Субъектность 32,44 646,5 0,000

Динамический Энергичность 23,76 907,5 0,000

Аэнергичность 14,14 1182 0,001

Эмоциональный Стеничность 29,13 560 0,000

Астеничность 26,08 689,5 0,000

Регуляторный Интернальность 35,44 1198,5 0,001

Экстернальность 23,79 534 0,000

Рефлексивно-оценочный Операционные трудности 20,76 1264,5 0,003

Личностные трудности 18,66 895 0,000

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые различия

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений переменных ответственности у подростков с разными _типами её организации_

Компоненты Переменные Осмысленно -адаптивный тип Интернально-субъектный тип Аэнергично-затрудняющийся тип

Установочно-целевой Общественные цели 36,7 26,8 26,6

Личностные цели 41,4 34,1 36,2

Мотивационный Социоцентричность 37,5 31,5 29,9

Эгоцентричность 34,7 19,8 26,3

Когнитивный Осмысленность 39,3 32,1 34,9

Осведомленность 22,1 12,7 13,1

Продуктивный Предметность 38,6 26,4 27,3

Субъектность 38,2 29,7 25,2

Динамический Энергичность 28,6 20,8 18,6

Аэнергичность 13,8 8,0 23,4

Эмоциональный Стеничность 35,6 23,0 25,3

Астеничность 30,6 18,0 28,7

Регуляторный Интернальность 38,9 34,6 29,9

Экстернальность 27,9 15,3 27,8

Рефлексивно-оценочный Операционные трудности 21,1 15,2 28,1

Эмоционально -личностные трудности 20,5 10,3 26,9

Осмысленно-адаптивный тип организации ответственности показал доминирование у подростков почти всех гармонических переменных (осмысленности, энергичности, интернальности, стеничности, продуктивного компонента, социоцентрической мотивации и личных целей). Подростки имеют устойчивое стремление проявлять ответственность (энергичность), переживать положительные (стенические) эмоции, надеются на себя, сознательно проявляют это свойство, понимая его важность. Они руководствуются личностно-значимыми целями, ощущают результативность в личностной сфере, но и социоцентрические мотивы для них также имеют значение, в чём проявляются противоречия подросткового возраста (личностные и групповые интересы). Интернально-субъектный тип имеет достаточное сходство с осмысленно-адаптивным: доминирование энергичности, стеничности, осмысленности, а также имеется преобладающая выраженность личностных целей и социоцентрических мотивов. В этой группе доминирует субъектность (что может быть связано с самовыражением, самопрозентацией) и операционные трудности превалируют над эмоционально-личностными. Подростки с аэргично-затрудняющимся типом ответственности обнаружили особенности: в содержательно -смысловом блоке также были выражены личностные цели, социоцентрические мотивы и осмысленность ответстенности (как и у лиц двух других типов). Наиболее существенные различия обнаружены в инструментально-стилевом блоке: у большей части подростков отсутствует готовность и стремление к проявлению ответственности (т.е. аэнергичность), выявлены переживания отрицательных эмоций и не только внутренняя (интернальная), но и внешняя - экстернальная

регуляция. У лиц данного типа ответственности более выражены различные трудности: операционные из-за недостатка навыков и опыта ответственного поведения и эмоционально-личностные, связанные с неверием в себя, заниженной самооценкой.Развитию

ответственности, позволяющего отвечать за свои действия, помогающего противостоять негативным социальным установкам (в том числе на алкоголизацию), у всех подростков способствовало понимание важности и сути ответственности, а также развитая социоцентрическая мотивация. Подросткам осмысленно-адаптивного и интернально-субъектного типов организации ответственности способствовало переживание стенических эмоций и достаточная интернальная саморегуляция. У всех подростков развитию данного свойства препятствовала недостаточная выраженность общественно-значимых целей, при этом аэнергично-затрудняющийся тип

характеризуется отсутствием устойчивого стремления и готовности к проявлению ответственности, также связанному и с переживанием астенических эмоций,

экстернальной регуляцией, неверием в собственные силы и недостатком опыта ответственного поведения, что могло способствовать проблемным ситуациям в поведении и возникновению негативных социальных установок [0].

Методику «Незаконченные предложения» представляют 17 незавершённых предложений: 4 из них определяют сформированность ответственности (блок ответственности); 8 - знание и опыт употребления алкоголя, эмоциональную оценку алкоголизации и понимание её вреда (когнитивно-оценочный блок); 5 - готовность и стремление употреблять алкоголь в будущем (блок

готовности и стремления). Анализ результатов в баллах показал, что у большинства подростков достаточно развита ответственность за действия и поступки: более половины (63,8%) продемонстрировали высокий уровень

ответственности, 28,1% - средний, 8,1% - низкий. Предложения когнитивно-оценочного блока указывали как на знание алкогольных напитков, их употребление и положительную эмоциональную оценку этого, так и на понимание вреда алкоголя и его отрицательную оценку. Абсолютное большинство (78%) подростков проявили высокий уровень негативного отношения к алкоголю и понимание его вреда. Средний уровень отрицания алкоголя выявлен у 13% подростков. Однако существенная часть (9%) подростков проявили низкий уровень отрицания алкоголя, возможно, из-за незнания алкогольной тематики (или искаженных представлений) и неразвитости эмоциональной оценки. При анализе предложений блока готовности и стремления к употреблению алкоголя установлено, что преобладающая часть (91%) подростков не стремится употреблять алкоголь в настоящем и будущем. Но 9% подростков подтвердили факты употребления алкоголя и высказались о допустимости употребления алкоголя по праздникам, в дни рождения, в хорошей компании. Для выявления сформированности алкогольных установок у подростков использовался анализ их текстов

Выводы. Таким образом, большинство исследуемых подростков проявили готовность брать ответственность на себя за свои действия и поступки, в том числе за употребление алкоголя, понимали его вред и испытывали отрицательное отношение к алкогольным напиткам и алкоголизации. Но были и такие подростки, кто не понимая в полной мере вредных свойств алкоголя (или искаженно их представляя) и без отрицательного эмоционального отношения к нему, уже имели опыт употребления алкоголя и подтвердили готовность к этому в будущем, то есть проявили установки на алкоголизацию.

Лица с аэнергично-затрудняющимся типом ответственности менее способны брать ответственность на себя, имеют меньше знаний об алкоголе и меньше проявляют негативное отношение к нему (по сравнению с другими типами). Скорее всего, частый уход от ответственности, недостаток навыков и опыта реализации ответственного поведения,

преобладание пассивного экстернального стиля регуляции над интернальной (активной)

высказываний на видеоряд репродукций картин Диего Веласкеса «Завтрак», Тулуз-Лотрека «Похмелье» и фото групповой алкоголизации молодёжи. Учитывались проявления

ответственности, когнитивная и эмоциональная оценка алкоголя, алкогольные установки. У большинства подростков (84%) выявлена склонность к проявлению ответственности; у 87% -отмечена негативная когнитивная и эмоциональная оценка алкоголя в высказываниях; у 84% -отсутствие установки на употребление алкоголя. Однако у 16% подростков анализ текстов указал на низкий уровень ответственности и положительные алкогольные установки; у 12% - отмечено положительное отношение к алкоголю. У 5% подростков обнаружено отсутствие проявлений ответственности, адекватной когнитивной и отрицательной эмоциональной оценки

употребления алкоголя. Подростки данной группы из-за сниженной ответственности, недостатка знаний об алкоголе (или их искажения), неправильной эмоциональной оценки алкоголя представляют зону риска и нуждаются в соответствующей воспитательной,

просветительской и профилактической работе.

Соотношения между различными типами организации ответственности у подростков и сформированностью у них алкогольных установок представлены в табл. 3 [0].

Таблица 3

саморегуляцией (и соответственно менее высокий уровень самоконтроля), спектр отрицательных эмоций, неуверенность в себе, заниженная самооценка могут способствовать формированию у подростков данного типа ответственности нежелательных установок на употребление алкоголя и алкогольное поведение.

Аэнергично-затрудняющийся тип организации ответственности у подростков представляет значимую зону риска развития ранней алкоголизации и развития алкогольной зависимости, что необходимо учитывать в деятельности психологов, педагогов, воспитателей, наркологов, занимающихся профилактикой зависимостей в подростковом возрасте.

Литература

Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-

функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И.

Сформированность алкогольных установок у подростков с разными типами ответственности

Алкогольные ^^^установки Типы Неопределенная Неприятие Очень редко и по По разным

установка алкоголя праздникам поводам

Осмысленно -адаптивный 4% 48% 47% 1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернально -субъектный 14% 47% 37% 2%

Аэнергично-затрудняющийся 10% 43% 47% -

Крупнова в РУДН: коллективная монография. -Москва: РУДН, 2014. - С. 9-30.

Орлов В.Б. Особенности ответственности подростков // Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых учёных «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности». - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2016. - С. 117-119.

Орлов В.Б., Фомина Н.А. Индивидуально -типологические особенности ответственности подростков // Материалы международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современных гуманитарных наук» (1617 ноября 2016 г.). - М.: РУДН, 2016. - С.147-151.

Орлов В.Б., Фомина Н.А. К вопросу об актуальности исследования связей интересов, особенностей самоконтроля и ответственности с установками на употребление алкоголя у подростков // Материалы XVIII- х Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе» (23 апреля 2015 г.). - М.: РУДН. - С. 69-73.

Фомина Н.А., Орлов В.Б. Соотношение особенностей ответственности и установок на употребление алкоголя у подростков // Научно-практический журнал «Человеческий капитал», 2017. - №7 (103). - С.22-25.

_РОЛЬ СЛУЖБЫ АУТСОРСИНГА_

DOI: 10.31618^^2413-9335.2019.3.68.449 Токарева Юлия Александровна

Доцент психологических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом и психологии Суворкова Юлия Евгеньевна магистрант кафедры управления персоналом и психологии

г. Екатеринбург ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются причины использования аутсорсинга и его преимущества для компании-заказчика. Представлено понятие «аутсорсинг». Анализируется роль и задачи службы персонала в компании, которая предоставляет услуги аутсорсинга. Применение аутсорсинга дает положительный эффект, позволяет сконцентрироваться на основных компетентных задачах и повысить инновационный потенциал данной области.

Ключевые слова: организаторы компаний, персонал, аутсорсинг, механизм, функции, стандарты, структура, развитие, эффективность.

Развитие рыночных отношений в России на сегодняшний день характеризуется

перманентными изменениями в структуре предприятий. По мнению Долженко Р.А., быстрое стремление реагировать на малейшее изменение рынка без дополнительных издержек побуждает многих руководителей организаций предпринять активное и целесообразное использование аутсорсинга, проводя систематический анализ основных и вспомогательных операций, сохраняя компанию без дополнительных издержек [2, с. 178].

Анализируя опыт США и стран запада считаем, что причиной использования аутсорсинга является необходимость выполнения проекта в сжатые сроки; возможность использования передовых технологий, которыми владеют аутсорсеры; нехватка специалистов собственного персонала; актуальность повышения качества услуг (товаров), как для внутренних, так и для внешних получателей. Объем передаваемых на аутсорсинг функций, задач, услуг увеличивается, позволяя сконцентрироваться на основных компетенциях и повысить инновационный потенциал. Так в 2011 году доход от соответствующих услуг вырос на 10%. Проведенные работы и исследования показали, что более 80% фирм, реализовавших аутсорсинговые проекты, достигли поставленных

задач и целей, повысили качество и эффективность продукции, снизили издержки [8, с.18].

Российское экономическое сообщество вступая в отношения с аутсорсерами решает следующие задачи: снижение затрат, целенаправленная концентрация в бизнесе, повышение качества производимой продукции и производительности труда производственных специализированных компаний. С точки зрения Ланской Д.В., привлечение ресурсов специализированной фирмы для решения стоящих перед организацией задач не является новой, но очень немногие организации на высоком качественном уровне могут обеспечить каждый этап производственного процесса [5, с.2].

Механизм внедрения аутсорсинга для функционирования структуры предприятия является комплексом стратегического решения, направленного на постановку задач посредством альтернативной ресурсной базы инновационной деятельности и системы взаимодействия. Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) - «перевод внутреннего подразделения (или подразделений) предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.