Научная статья на тему 'Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам'

Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6046
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ / КОАП РФ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ЦЕЛЬ НАКАЗАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE FINE / DISQUALIFICATION / ADMINISTRATIVE ARREST / CODE ON ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FED / ADMINISTRATIVE OFFENCE / CRIME PREVENTION / PURPOSE OF PUNISHMENT / ADDITIONAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асланов М. Х.

Статья посвящена актуальной проблеме отечественного административно-деликтного законодательства практике применения самых распространенных в России видов административных наказаний -административного штрафа, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, и административного ареста. Предложены конкретные меры по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства, направленные на его дальнейшую оптимизацию в части правотворчества и правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE SANCTIONS APPLICABLE TO LEGAL PERSONS

The article is devoted the problem of domestic administrative and tort legislation the practice of the most widely-spread types of administrative penalties an administrative fine, deprivation of a special right granted to an individual and administrative arrest. Proposed concrete actions aimed at improving current administrative and tort legislation aimed at its further optimization in terms of lawmaking and law enforcement.

Текст научной работы на тему «Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам»

98

Юридические науки

УДК 34.03

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Асланов М.Х., магистрант,

Московский финансово-юридический университет (МФЮА), г. Москва E-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальной проблеме отечественного административно-деликтного законодательства - практике применения самых распространенных в России видов административных наказаний -административного штрафа, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, и административного ареста. Предложены конкретные меры по совершенствованию действующего адми-нистративно-деликтного законодательства, направленные на его дальнейшую оптимизацию в части правотворчества и правоприменения.

Ключевые слова: административное наказание, административная ответственность, административный штраф, лишение специального права, административный арест, КоАП РФ, административное правонарушение, предупреждение правонарушений, цель наказания, дополнительное наказание.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE SANCTIONS APPLICABLE TO LEGAL PERSONS

Aslanov M.H., undergraduate,

Moscow financial and law university (MFUAate powers), Moscow

The article is devoted the problem of domestic administrative and tort legislation - the practice of the most widely-spread types of administrative penalties an administrative fine, deprivation of a special right granted to an individual and administrative arrest. Proposed concrete actions aimed at improving current administrative and tort legislation aimed at its further optimization in terms of lawmaking and law enforcement.

Key words: administrative punishment, administrative responsibility, administrative fine, disqualification, administrative arrest, Code on Administrative Offences of the Russian Fed, administrative offence, crime prevention, purpose of punishment, additional punishment.

Статья 3.2 КоАП устанавливает восемь видом наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений. Но, в силу специфики ответственности юридических лиц, не все из содержащихся в названной статье видов наказаний могут быть применены к юридическим лицам.

В отношении юридических лиц административное законодательство устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2; ст. 3.4 КоАП);

2) административный штраф (п. 2 ч. 1 ст. 3.2, ст. 3.5 КоАП);

3) возмездное изъятие орудия совершения

или предмета административного правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 3.2, ст. 3.6 КоАП);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2, ст. 3.7 КоАП).

Административные наказания, названной выше статьи, устанавливаются только КоАП [1]. Однако законодательство предусматривает, такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф, могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности, с соблюдением ограничений, установленных КоАП [1].

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается [9, с. 125].

В-четвертых, эта система для юридических лиц включает наказания морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация).

Рассмотрим подробнее перечисленные выше виды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Предупреждение применяется в отношении юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП

или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем КоАП [1.ст. 4.3] связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ

Административный штраф - денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах:

- с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция);

- с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция).

В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в

100

МХ. АСЛАНОВ

качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны.

Во-первых, он выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда - МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения.

Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества; например, ст. 15.25 КоАП предусматривает за нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности - штраф в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. В этих случаях размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов [8, с. 173].

В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме назначенного административного штрафа. Так, сокрытие или занижение фактически полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

Порядок исчисления административного штрафа, установленный положениями ст. 3.5 КоАП России, непосредственно связан с разделением правонарушений на длящиеся и недля-щиеся [1].

При этом под моментом окончания правонарушения следует понимать фактическое окончание правонарушения, когда в совершенном деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения, а также противоправная деятельность лицом более не осуществляется.

Момент пресечения имеет значение исключительно при выявлении длящихся правонарушений, и под ним следует понимать момент обнаружения уполномоченным должностным лицом таких правонарушений.

Новым КоАП установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, не может превышать 1 тыс. МРОТ.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением размеров, названных ранее, но не может превышать для юридических лиц -5 тыс. МРОТ.

ВОЗМЕЗДНОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРУДИЯ

СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА

АДМИНИСТРАТИВНОГО

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Содержание этого вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на пред-

меты, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предприятия общественного питания либо уничтожаются. Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ

ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся собственности, правонарушителя.

КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений.

Так, в соответствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радио-

электронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», конфискацию как вид административного наказания могут применять только судьи.

От конфискации следует отличать изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении [1, ст. 27.10.].

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, в отличие от конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, является мерой пресечения или процессуальной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемой в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации названных вещей или документов. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

До судебного решения должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д., именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья

102

М.Х. АСЛАНОВ

и т.д.). В момент такого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, по-

скольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05. 2017) // КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 08.02. 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 16.02. 1998. № 7. Ст. 785.

3. Федеральный закон от 30.12. 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» (последняя редакция) // КонсультантПлюс.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02. 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. 15.03. 2005. № 50.

5. Агапов А. Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. - 937 с.

6. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2015. - 560 с.

7. Административно-деликатное право: Учебн. пособие / Ю.Б. Аникеенко, В.М. Бозров, В.М. Новоселова. М.: Юрлитинформ, 2014. - 213 с.

8. Административное право: Учебн.-методич. комплекс / Т.В. Телятицкая, А.П. Куракова. Минск: Изд-во МИУ, 2013. - 300 с.

10. Административно-процессуальное право России: Учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. М.: Юрайт, 2016. - 341 с.

11. БахрахД.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. - 816 с.

12. Глущенко П.П. Административное право: Краткий курс / П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2011. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.