Научная статья на тему 'Особенности административно-территориального развития Псковской области в послевоенный период (1944 сер. 1960-х гг. )'

Особенности административно-территориального развития Псковской области в послевоенный период (1944 сер. 1960-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности административно-территориального развития Псковской области в послевоенный период (1944 сер. 1960-х гг. )»

А. М. Егоров

Особенности административно-территориального развития Псковской области в послевоенный период (1944 — сер. 1960-х гг.)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г., вскоре после освобождения от немецко-фашистских захватчиков, была образована Псковская область1. За день до этого аналогичным Указом от 22 августа объявлялось о создании Великолукской области.

Следует отметить, что территории вновь образованных областей до 1927 г. являлись частью единой Псковской губернии. Однако когда в 1927 г. старая губерния вошла в состав укрупнённой Ленинградской области, в её рамках были выделены Псковский и Великолукский округа, включавшие соответственно 18 и 23 района2.

Образование новых областей в 1944 г. было связано со значительным ущербом, нанесённым этим территориям в годы войны, и необходимостью их скорейшего возрождения. Приближение областного руководства непосредственно к местам создавало необходимые для этого организационные предпосылки. Уже 11 сентября 1944 г. состоялось первое заседание Псковского облисполкома, председателем которого был утверждён В. Д. Сёмин.

В составе Псковской области первоначально организовывалось 20 районов. Однако уже 16 января 1945 г. в пограничной полосе, входившей в 1920-1940 гг. в состав Эстонии и Латвии и переданной обратно воссоздаваемой Псковской области, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР создавались ещё три новых района: Печорский, Пыталовский и Качановский. До революции их территория являлась частью Псковской губернии и

Егоров Андрей Михайлович — кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России.

была фактически аннексирована договорами 1920 г., вынужденно подписанных Советской Россией в условиях еще не оконченной гражданской войны и международной изоляции.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г. и решения Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 сентября 1944 г. (протокол № 16) предварительно были созданы согласительные комиссии по районированию и размежеванию Псковской области с её соседями.

Меньше всего проблем в этом отношении возникло с представителями Ленинградской области. Уже 1 сентября 1944 г. исполнительный комитет Ленинградского облсовета постановил обязать заинтересованных начальников управлений и заведующих отделами передать все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории отходящих к Псковской области районов, а также весь учётный и плановый материал по этим районам соответствующим отделам и управлениям исполкома Псковского областного Совета.

На созданной в этих целях согласительной комиссии Ленинградскую область представляли П. П. Таболкин и И. В. Нечаев, а Псковскую область — Е. А. Фурдман и А. М. Ларин. Согласно акту указанной комиссии в распоряжение Псковской области без всякой волокиты передавались административные единицы со всем аппаратом, имуществом и инвентарём в том виде как они существовали до момента выделения из состава Ленинградской области. Претензий при административно-хозяйственном разделении области с той или иной стороны выявлено также не было.

Несколько сложнее шло у псковичей согласование позиций с прибалтийскими

коллегами. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР о выделении ряда волостей из Латвийской ССР и присоединении их к Псковской области РСФСР, Псковский облисполком предложил латышской стороне встретиться с её представителями 23 октября 1944 г. в городе Абрене (Пыталово). Однако в назначенный срок в указанном месте латышских представителей не оказалось, и псковская делегация в сопровождении уполномоченного укома КП(б) Латвии и исполкома Абренского уезда Дергач направилась в город Вилоки, а затем и в Ригу.

К этому моменту члены согласительной комиссии от Латвийской ССР всё еще не были назначены. По этой причине комиссия не могла приступить к работе, и по истечении двух дней бесцельного пребывания в Риге псковичи отправились домой, предложив для подписания акта согласительной комиссии направить уполномоченных Латвии в Псков. Об этом заместитель председателя исполкома Псковского облсовета Перегуд и уведомил председателя Совнаркома Латвийской ССР Лациса и секретаря республиканского ЦК КП(б) Лебедева.

В конечном итоге вопрос был решён. Но отдельные недоразумения всё же имели место. Такие как при переезде Абренской конторы связи, когда начальствующим составом отделения почты все оборудование (аппараты связи, трансформаторы, мебель) было варварски демонтировано и увезено в неизвестном направлении. Прибывшему на место псковскому монтеру оставили только испорченный полевой телефон3.

Одновременно в пограничных районах составлялись списки работников бывших уездных организаций, присоединяемых в административном порядке к Псковской области. При решении данного вопроса согласительными комиссиями учитывалось в т. ч. их личное желание. В частности, из 16 чел. Печорского уисполкома пятеро уехали в Эстонию, а 11 продолжили работу на прежнем месте4.

В числе остающихся были председатель Печорского горсовета Вишневский, заведующий электростанцией Сермат, прокурор Смотрин и его помощник Удекюль, начальник НКВД Климачёв со своим замести-

телем Курилкиным, начальник НКГБ Озеров, военком Пасечник и помощник военкома Пучковский. Среди отъезжающих в Эстонию упоминался судья Янк.

25 ноября 1944 г. в Президиум Верховного Совета РСФСР из Пскова был направлен окончательный Акт согласительной комиссии по изменению границы между РСФСР и Эстонской ССР.

В основу районирования западных территорий Псковской области с учётом их двадцатилетнего пребывания в составе Прибалтийских республик были положены несколько специальных условий и принципов.

Во-первых, недопущение административного смешивания населения их волостей с «коллективизированным» населением внутренних районов области. Это требование было продиктовано необходимостью единообразия в руководстве каждого района, а также особенностями сложившейся в присоединяемых пограничных волостях системы ведения сельского хозяйства. Среди местного русского большинства здесь было распространено единоличное пользование земельными угодьями, и многие крестьянские дворы неохотно вступали в колхозы.

Во-вторых, соблюдение размеров новых районов по территории, плотности населения и количеству населённых пунктов применительно к средним размерам других районов Псковской области, но не свыше этих размеров. Данное требование обуславливалось планами проведения земельной реформы и внедрения социалистических форм в ведении сельского хозяйства. Громоздкость пограничных районов при существовавшем в них распылении крестьянства по индивидуальным хуторским дворам могло помешать организационной работе в этом направлении.

В-третьих, использование экономически сложившихся и обжитых центров под административные центры новых районов. Выбор таковых должен был учитывать существовавшую дорожную сеть и удобство путей сообщения от периферии к центру района, а от последнего — к областному центру.

В-четвёртых, недопущение удаления периферии от районных центров на расстояние свыше 25-30 км. Это условие объяснялось тем соображением, что при нали-

чии сравнительно редкой сети железных и шоссейных дорог с преобладанием гужевых средств транспорта, большие расстояния могли привести в экономической жизни районов к значительным непроизводственным затратам рабочего времени и транспорта, а в руководстве и организационных вопросах — затруднить общение районных учреждений с периферией и наоборот.

В-пятых, обеспечение целостного вхождения бывших волостей в тот или иной вновь организуемый район. Вхождение территории и населения одной волости в разные районы представлялось нецелесообразным в связи с начинавшейся земельной реформой по отрезке-прирезке земель и наделению ими безземельных и малоземельных крестьян.

Напротив, направление сельского хозяйства и язык населения при районировании не учитывались, т. к. на всей районируемой территории они были в целом однородными. Так, по национальному составу население Пыталовского района (бывшего Абренского уезда Латвии) составляли на 98 % русские, 0,7 % латыши и 1,3 % представители других национальностей5.

В соответствии с изложенными условиями и принципами компоновки вновь организованных районов сложилась следующая ситуация (см. таблицу):

лялся своими сравнительно малыми размерами только Качановский район. Но т. к. до революции и гражданской войны Качанов-ская волость входила в состав Островского уезда Псковской губернии, в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г. «Об образовании Псковской области в составе РСФСР» пограничное Качаново удостоилось отдельного упоминания. В частности, в указе говорилось: «Учитывая неоднократные просьбы населения Качановской волости Латвийской ССР, населённой по преимуществу русскими, и идя навстречу этим пожеланиям, а также имея ввиду, что Президиум Верховного Совета Латвийской ССР ходатайствует о включении указанной волости в состав РСФСР, Президиум ВС СССР постановляет: Утвердить представление Президиума ВС ЛССР и включить в состав Псковской области Качановскую волость, выделив её из состава Латвийской ССР». В связи с этим 20 декабря 1944 г. в Президиум Верховного Совета СССР поступило подготовленное ходатайство о создании Качановского района в составе Псковской области.

Относительно небольшая площадь проектируемого Качановского района объяснялась обособленным единоличным укладом жизни местного населения. Поэтому власти стремились не допустить его смешивания с

Район Населённые пункты Кол-во крест. единоличных хозяйств Всего населения Территория

города села и деревни Всего Пашня

Печоры 1 336 7848 34699 76541 35061

Качаново — 251 3815 16557 51691 21708

Пыталово 1 391 5825 24538 74863 45322

при средних размерах существовавших районов в Псковской области

292 4707 17813 137364 38251

При этом Печорский и Пыталовский районы были близки к средним показателям других районов области, имели компактную территорию, сложившиеся и обжитые райцентры и хорошие пути сообщения, что обеспечивало единообразие в руководстве их общественно-политической и хозяйственной жизни.

Из вновь проектировавшихся административно-территориальных единиц выде-

жителями уже существовавших внутренних районов области. В связи с данным соображением увеличение размеров района могло быть достигнуто только за счёт удлинения его на юг и север вдоль границы. Однако подобный вариант неизбежно привел бы к расширению радиуса обслуживания, что в виду отсутствия соответствующим образом ориентированной дорожной сети представлялось

неприемлемым. В итоге было решено, что и в существующих размерах Качановский район способен обеспечить необходимые условия для нормальной и эффективной организации административной, общественно-политической и хозяйственной жизни.

В тот же период был составлен акт Согласительной комиссии о территориальном, административном и хозяйственном размежевании Псковской области и Эстонской ССР. Псковскую область в данной комиссии представляли А. И. Барыгин и М. В. Нечаев. От эстонской стороны акт подписали Н. Г. Андрезен и А. А. Ленов6.

Члены комиссии документально закрепили решение передать во вновь организованную Псковскую область территорию площадью в 1135 кв. км с общим количеством населения по состоянию на 1 ноября 1944 г. 40709 чел., в том числе городского — 2328 чел. и сельского — 38381 чел. Эстонская ССР передавала Псковской области город Печоры, 6 волостей полностью и ещё 4 волости частично (включая 471 населённый пункт).

В этом же акте определялась граница между Эстонской ССР и Псковской областью по следующей линии: начиная с юга вдоль границы между Петсеримаским и Вырума-ским уездами ЭССР до границы Меремяэ-ской волости, — западнее деревни Сохино, восточнее д. Кивиору, севернее д. Ломище, западнее д. Тоотси, пересекая Псково-Риж-ское шоссе западнее д. Горланово, на север западнее д. Моока до границы Меремяэской волости. Дальше граница шла на северо-восток севернее деревни Воронкино мимо озера западнее д. Лаптево, на север по границе между волостями Меремяэ и Петсери, до станции Вёски на железнодорожном участке Петсери-Выру. Оттуда граница подворачивала на восток и прокладывалась вдоль реки Пиуза до границы волости Саатсе южнее деревни Рыбцево и дальше на восток вдоль границы между волостями Саатсе и Петсе-ри. Севернее деревни Крабилово граница поворачивала на северо-восток и проходила западнее д. Ведеркина и Лядина до дороги Моложва-Сатсери и дальше на северо-запад мимо д. Пердагу, южнее д. Линнасте, восточнее д. Лутепяэ. Затем граница поворачивала

на север и шла западнее деревень Ятсмана и Ятсрова, восточнее д. Вельна к Псковскому озеру западнее острова Колпино на границу РСФСР и ЭССР7.

В акте Согласительной комиссии Псковской области и Эстонской ССР было особо подчёркнуто, что никаких «претензий... с той и другой стороны не заявлено»8.

Параллельно шла организация Великолукской области, которая была сформирована в составе 20 районов. В дальнейшем районная сеть в обеих областях неоднократно менялась — главным образом в сторону укрупнения районов и уменьшения их числа (как произошло позднее с пограничным Ка-чановым, присоединённым в 1958 г. к Пал-кинскому району9).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 октября 1957 г. была упразднена Великолукская область, а её районы переданы в состав Псковской (19 районов), некоторые — Калининской (ныне Тверской) и частично Новгородской областей. Территория Псковской области, таким образом, увеличилась почти вдвое, соответственно выросло количество районов и сельсоветов.

За год до этого события, 27 августа 1956 г. было опубликовано постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О передаче некоторых вопросов административно-территориального деления РСФСР на разрешение исполнительных комитетов краевых, областных Советов и Президиумов Верховных Советов автономных республик»10.

После XX съезда КПСС в стране были предприняты попытки демократизации политической системы, ликвидации чрезмерной централизации управления. Этот процесс отразился и на экономическом, социальном и культурном развитии Псковской области11.

В последний раз сеть районов Псковской области менялась в конце 1966 г.: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были восстановлены четыре ранее упразднённых района. В результате последней реорганизации Псковская область приобрела современные очертания. С тех пор и до настоящего времени Псковская область существует в составе 24 административных районов.

Примечания

1 ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 6. Л. 13.

2 Развитие народовластия на Псковской земле. Сборник. Псков, 1995. С. 33.

3 ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 31. Л. 73.

4 Там же. Л. 101.

5 Там же. Л. 92.

6 Там же. Л. 168.

7 Там же.

8 Там же. Л. 111.

9 Кайдалова И. А., Кайдалов Г. А. Страницы истории Палкинского района Псковской области. Псков, 2008. С. 294.

10 ГАПО. Ф. 903. Оп. 1. Д. 2062. Л. 11.

11 Органы государственной власти и местного самоуправления в Псковском крае (конец ХУШ-ХХ вв.): Очерки истории. Псков, 2014. С. 292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.