Научная статья на тему 'Особенности административно-правового статуса органов прокуратуры'

Особенности административно-правового статуса органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3118
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРОКУРАТУРА / РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дибиров Юсуп Сайбулаевич

В статье рассматривается административно-правовой статус прокуратуры как государственного органа. Исследуются также особенности административно-правового статуса прокуратуры, отличающие его от административно-правового статуса органов государственной власти. Анализируется правовая основа субординационных отношений между нижестоящими прокурорами и вышестоящими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности административно-правового статуса органов прокуратуры»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х

сфере таможенного дела для повышения уровня экономической безопасности государства [4].

Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что основные усилия таможенных органов направлены, в первую очередь, на борьбу с административными правонарушениями и уголовными преступлениями, обеспечение экономической безопасности государства, а также защиту экономических интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Деятельность должностных лиц правоохранительных подразделений осуществляется в тесном взаимодействии и с другими подразделениями ФТС России. На протяжении многих лет опыт совместной работы, несомненно, подтверждается результатами деятельности подразделений по борьбе с административными правонарушениями и уголовными преступлениями на должном уровне. В этой связи целесообразно дальнейшее развитие правоохранительных подразделений в структуре таможенных органов Российской Федерации, оптимизация правовых и организационных основ в сфере таможенного регулирования. Список использованной литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о ТК ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического союза от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015) // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615; 2015. № 38. Ст. 5214.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ (ред. от 09.03.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; Российская газета. 2016. № 51.

3. О таможенном регулировании в РФ: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311 - ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4388.

4. О Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575 - р (ред. от 15.04.2014) // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109; 2014. № 18 (часть IV).

5. Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». URL: http://consultant.ru

6. Миллеров Е. В. Режим функционирования таможенной территории в теории административно-правовых режимов: монография. Ростов н/Д, 2015.

7. Мясников А. П., Миллеров Е. В. К вопросу о повышении эффективности реализации функций таможенных органов по защите общественной нравственности путем расширения административно- и уголовно-процессуальной юрисдикции // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 3.

© Демидова Ю., 2016

УДК 343.16

Дибиров Юсуп Сайбулаевич

ст. преподаватель кафедры административного и финансового права ФГБОУ ВО «ДГУ»

г. Махачкала, РФ

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Аннотация

В статье рассматривается административно-правовой статус прокуратуры как государственного органа. Исследуются также особенности административно-правового статуса прокуратуры, отличающие его от административно-правового статуса органов государственной власти. Анализируется правовая основа субординационных отношений между нижестоящими прокурорами и вышестоящими.

Ключевые слова

Правовой статус, административно-правовой статус, прокуратура, регламент

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Органы прокуратуры в силу своих функциональных обязанностей установленных Конституцией РФ и федеральными законами, в том числе кодифицированными, занимают важное место в государственном механизме. Являясь государственным органом, прокуратура обладает собственным правовым статусом. Административно-правой статус прокуратуры является неотъемлемой частью ее правового статуса вообще, имеющим в то же время свои особенности. Представляется наиболее правильным подход к пониманию административно-правового статуса прокуратуры именно с такой позиции. Другой особенностью является то, что прокуратура не являясь органом государственной власти, вместе с тем обладает многими чертами присущими органам государственной власти. Но при этом административно-правовой статус российской прокуратуры включает в себя не только признаки органа власти, но и другие полномочия, отличающие его от других государственных органов.

В настоящее время понятие «правовой статус», как правило, означает «совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственного органа или международной организации» [3].

К примеру А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий и Ю.. Козлов отмечают, что правовой статус конкретного органа государственной власти характеризуется обособленностью, которая индивидуализирует его в системе государственного управления и придает ему признаки устойчивости, формируя при этом специфические основы для его деятельности. При этом орган власти является учреждением, обособленным:

а) организационно;

б) функционально);

в) юридически) [1, с. 247].

Авторы учебника «Административное право» указывают, что правообразующим для любого органа власти является его административно-правовой статус. При этом в административном праве выделяются определенные элементы этого статуса. В частности, орган власти:

- обладает собственной компетенцией;

- выступает от имени государства (РФ) или его субъекта (субъекта РФ);

- имеет правоспособность, возникающую с момента его учреждения;

- характеризуется прежде всего правоприменительными функциями;

- основан на принципе корпоративности, когда вышестоящее должностное лицо имеет законное влияние на нижестоящее в пределах своей компетентности;

- является организационной единицей государственного аппарата;

- в процессе реализации своей компетенции может принимать нормативные акты [2, с. 90-112].

При этом отмеченные выше позиции ученых-административистов, характеризующие правовой статус государственного органа, полностью применимы к системе органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. Прокуратура выступает в качестве органа сдержки и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти - с другой [5, с. 12].

Данная деятельность укладывается в рамки установленных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» функций органов прокуратуры. При этом обстоятельный анализ данного нормативного акта, современное назначение института прокуратуры, а также его влияние на развитие общественных отношений допускают утверждение о том, что российская прокуратура обладает особым правовым статусом, во многом отличающимся от статуса иных государственных, в том числе контрольно-надзорных, органов.

Административно-правовой статус российской прокуратуры представляет собой совокупность прав и обязанностей органов прокуратуры, установленных государством, определяющих юридическое положение данного органа как субъекта административного права.

Можно фрагментировать правовой статус прокуратуры на три части:

1. общий статус - это статус прокуратуры как целостной системы органов.

2. специальный статус - это статус части системы прокурорских органов, определенный в зависимости от характера выполняемых ею функций применительно к конкретной сфере общественных отношений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

3. персональный статус - статус конкретной прокуратуры района (города), осуществляющей свою деятельность исходя в первую очередь из территориальных особенностей местности, находящейся под ее юрисдикцией.

В то же время административно-правовой статус прокуратуры РФ состоит из определенных государством свойств (прав и обязанностей) данного органа как субъекта административного права. Эти свойства характеризуют его потенциальные возможности вступать в административно-правовые отношения в рамках своей правосубъектности и компетенцию, которой он обладает в области обеспечения реализации его административно-правового статуса.

Главным элементом правового статуса органов прокуратуры, определяющим их роль и назначение в российском государстве, является компетенция. Как отмечено в п. 4.1 Регламента Генеральной прокуратуры РФ, деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно-зональному принципам, разработанным на основе изучения положения дел. Предметный принцип организации работы подразумевает организацию какого-либо направления прокурорской деятельности (например, участие прокурора в арбитражном процессе) и реализуется комплексно по отношению к нижестоящим звеньям прокурорской системы, обязанным исполнять требования приказов Генеральной прокуратуры РФ [4]. Зональный принцип организации работы предполагает деление нижестоящих звеньев на зоны (участки), включающие в себя несколько прокуратур районов (городов), имеющих общие границы. Однако, как отмечает А.В. Трикс, в связи необходимостью осуществления тесного взаимодействия по различным вопросам между отделами (управлениями) в настоящее время преобладает смешанный (предметно-зональный) принцип организации работы [6].

Исследование этого документа позволяет нам сделать вывод о то, что руководители отделов и управлений, а также работающие в них прокуроры наделены управленческими функциями по отношению к нижестоящим прокуратурам. При этом в законодательстве, а именно в ст. 129 Конституции РФ, в ст. 17, 18, 19 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» установлены основы субординационных отношений. В соответствии с указанными нормами органы прокуратуры являются централизованной системой с подчинением нижестоящих органов вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ. Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Из этого следует, что административно-правовые отношения, связанные с прямой подчиненностью нижестоящих прокуроров вышестоящим, являются следствием юридически закрепленной централизации рассматриваемой нами системы органов.

Список использованной литературы:

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: «Зерцало-М». 2003. С. 247.

2. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. С. 90112.

3. Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. 2005.

4. Приказ №276 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" от 11 мая 2016 г. // http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-82965/

5. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2003. С. 12.

6. Трикс А.В. Справочник прокурора. 2007. СПС «Гарант».

© Дибиров Ю.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.