АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
О.И. Анфиногенова11
ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»,
Путем оценки общего анализа крови и методом компьютерной эритроцито-морфометрии проведено исследование адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете. Выявлено, что студенты первого курса испытывают напряжение механизмов адаптации, которое проявляется в снижении компенсаторных возможностей организма в новых условиях среды обитания. Этот процесс характеризуется увеличением количества лейкоцитов, лимфоцитов и сегментоядерных и палочкоядерных нейтрофилов, а также повышением показателя пойкилоцитоза.
Ключевые слова: адаптация, студенты, система крови
The peculiarities of adaptation of first year students to the university educational conditions. The paper presents the study of adaptation of first year students to educational conditions in university. The study was based on the general blood test and computer eritrocitos morphometry. It was found out that first year students experience tension in adaptation mechanisms which is manifested in the decrease of organism compensatory abilities under new environmental conditions. This process is characterized by the rise in the level of leucocytes, lymphocytes and segmented and band neutrophils and also by the increased level of poikilocytosis.
Key words: adaptation, students, blood system
Состояние здоровья любой социальной группы населения, в том числе студенчества, является проблемой, требующей комплексного рассмотрения во взаимосвязи с факторами окружающей среды, степенью социально-экономического развития, особенностями образа жизни, уровнем и доступностью медицинской помощи и культивируемым в обществе отношением к своему здоровью [1].
Начальный период обучения в университете является очень важным как в социальном, так и физиологическом отношении моментом в жизни студента. Новые условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объем, новизна и сложность материала, которым должен овладеть студент, предъявляют к организму повышенные требования [2, 3]. Кроме того, первые месяцы обучения являются началом формирования приспособительных реакций к условиям университета и в зависимости от индивидуальных особенностей организма условия обучения в университете могут вызывать реакции благоприятные, тренирующие организм, либо неблагоприятные, приводящие к снижению устойчиволиующэнишатема обучения изначально подавляет физиологические возможности организма [4], воздействуя на него в прессинговом режиме однонаправленного характера, не учитывающем морфофункциональных особенностей и индивидуальных темпов биологического созревания. Это приводит к напряжению
Контакты: 1 Анфиногенова О.И.- E-mail: [email protected]
и срыву механизмов адаптации, значительно снижает уровень здоровья, интеллектуальный и физический потенциал студентов.
Ведущую роль в обеспечении адаптационной деятельности организма играет система крови. Эта роль определяется, прежде всего, ее функцией транспорта питательных веществ и кислорода - основных источников энергии для клеток и тканей. Также система крови является одним из важнейших носителей информации о процессах, протекающих на уровне тканевых структур, а клетки крови весьма чувствительны к изменениям внешней среды обитания и внутреннего состояния организма. Таким образом, изменение параметров кровеносной системы может расширять или же наоборот, лимитировать адаптационные возможности организма, так как энергетический механизм занимает главное место в процессах адаптации [5].
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей процесса адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В течение трех лет в начале учебного года (октябрь) нами было обследовано 110 студентов-юношей 1 и 3 курсов ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». В ходе исследования использовали автоматический гематологический анализатор «Medonic» (Россия), с помощью которого проводили общий анализ крови и аппаратно-программный комплекс «МЕКОС-Ц2» (Россия) для оценки морфофункциональных особенностей клеток крови. АПК «МЕКОС-Ц2» (ЗАО «Медицинские компьютерные системы», Россия) состоит из микроскопа с трино-куляром «NIKON» и моторизованным предметным столиком, цифровой фотокамеры «Delta Pix-300», персонального компьютера и программного обеспечения (программа «Эритроцитометрия»).
Принцип работы комплекса сводится к следующему. Полученное при соответствующем увеличении микроскопа изображение клеток вводится телекамерой в компьютер. Изображение оцифровывается и сохраняется. Изображения отделяются от фона в режиме сегментации и обрабатываются при помощи других алгоритмов. Весь массив выделенных в кадре микрообъектов подвергается автоматическому анализу с определением комплекса объективных характеристик (геометрические параметры, оптическая плотность и др.). Для каждого параметра программное обеспечение АПК «МЕКОС-Ц2» вычисляет его статистические характеристики: среднее стандартное отклонение, коэффициент вариации, минимум, максимум.
Результаты автоматической визуализации мазка крови выражаются в виде гистограмм и кривых. Эти кривые характеризуют степень гетерогенности популяции клеток крови. Аппаратно-программный комплекс «МЕКОС-Ц2» позволяет значительно улучшить представительность выборки клеток и тем самым повысить объективность и точность анализа. Комплекс автоматически классифицирует клетки по субпопуляциям и представляет их на экране монитора для просмотра в виде галереи изображений.
В нашей работе при анализе эритроцитов использованы следующие характеристики: средний диаметр эритроцита, площадь эритроцита, формула эритроцитов (распределение на основные морфологические типы), коэффициент пойкило-цитоза и анизоцитоза.
Для характеристики пойкилоцитоза применяли автоматическую классификацию клеток на основные морфологические типы: нормальные эритроциты - дис-коциты, аномальные формы, входящие в допустимые пределы нормы: обратимо измененные - эхиноциты, стоматоциты, каплевидные эритроциты и др. и необратимо измененные патологические - деформированные эритроциты. Кроме того, клетки каждого морфотипа в свою очередь классифицировались по размерам на микро-, нормо-, и макроциты. Показатель пойкилоцитоза измеряется в процентах, в норме составляет от 0-5%. Коэффициент анизоцитоза иллюстрирует процентное соотношение размеров эритроцитов (микро- и макроциты). В норме составляет 3-8 %.
Программа автоматического анализа мазка крови создает «эритроцитарную формулу» крови, т.е. в отдельные галереи выделяются микроциты, нормоциты и все патологические формы эритроцитов (каплевидные, укушенные эритроциты, эхиноциты, сфероциты и др.).
Таким образом, при использовании программы «Эритроцитометрия» АПК «МЕКОС-Ц2» анализ эритроцитов проводился на фиксированных окрашенных мазках периферической крови и позволил получить основную информацию о морфометрическом состоянии периферического звена системы эритрона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования показали, что у студентов первокурсников и студентов третьего курса количество эритроцитов (5,1±0,29 и 5,6±0,20 соответственно) и концентрация гемоглобина (150,3±8,34 и 167,9±6,61 соответственно) находились в пределах референсных величин. При этом указанные показатели имели тенденцию к снижению у первокурсников (рисунок 1). Показатель аназоцитоза эритроцитов, отражающий гетерогенность популяции эритроцитов не имел достоверных различий между студентами-первокурсниками и студентами-третьекурсниками (14,9±0,28 и 14,8±0,24 соответственно).
А
Б
5,7
5,6
5,5
5,4
5,3
5,2
5,1
5,0
4,9
5,1
1 курс
5,6
3 курс
170.0
165.0
160.0
155.0
150.0
145.0
140.0
150,3
1 курс 3 курс
Рис. 1. Количество эритроцитов (А) и концентрация гемоглобина (Б) в крови студентов 1 и 3 курсов. По оси ординат: А - 10>/л; Б - г/л.
Количество тромбоцитов практически не отличалось у студентов обоих курсов (162,7±21,13 - первый курс и 169,7±10,06 - третий курс).
Анализ лейкоцитарной формулы выявил интересные данные (рисунок 2).
70,0
60,0
50,0
30,0
43,0
60,6
48,6
40,0
33,5
20,0 -
2,1
0,9 1,5
0,0 0,2
М П
□ 1 курс □ 3 курс
10,0
4,6
4,7
0,0
Э
Ь
Рис. 2. Лейкоцитарная формула у студентов 1 и 3 курсов.
С - сегментоядерные нейтрофилы, Л - лимфоциты, М - моноциты, П -палочкоядерные нейтрофилы, Э - эозинофилы, Б - базофилы.
Так, было выявлено, что у студентов первого курса преобладают сегментоядерные нейтрофилы (60,6±1,38) и моноциты (4,6±0,36), в сравнении со студентами третьего курса (48,6±1,32 и 2,1±0,07 соответственно). Палочкоядерные нейтрофилы (1,5±0,09), эозинофилы (4,7±0,16) и лимфоциты (43,0±1,62) преобладали в лейкоцитарной формуле студентов третьего курса. Полученные результаты ярко иллюстрируют степень снижения функциональных возможностей адаптации у студентов первого курса.
Изучение размерных характеристик клеток крови в группах студентов не выявило достоверных различий среднего диаметра и площади клеток, однако выявило повышение показателя пойкилоцитоза в группе студентов первого курса. Этот показатель отражает наличие в периферической крови эритроцитов различных форм и подтверждается изменениями в эритроцитарной формуле. Так, количество дискоцитов преобладало у студентов первого курса (84,7%). Также у них выявлено снижение количества эллиптоцитов (1,6%), сфероцитов (4,2%), мишеневидных (0,2%), каплевидных (1,4%), укушенных эритроцитов (0,4%) и деформированных необратимо измененных форм (7,6%). Подобные изменения в эритроцитарной формуле являются показателем ригидности адаптивных возможностей красных клеток крови за счет усиления эритродиереза нестойких или обратимых форм эритроцитов. Кроме того, выявленные изменения формулы эритроцитов при разных видах стрессовых воздействий может объясняться снижением их стойкости, появлением фракции молодых или увеличением фракции старых менее устойчивых форм.
Таким образом, проведенное исследование демонстрирует напряжение механизмов адаптации у студентов-первокурсников, что проявляется в увеличении лейкоцитов, лимфоцитов и гранулоцитов, а также в повышении показателя пой-килоцитоза и свидетельствует о снижении компенсаторных возможностей организма в новых условиях среды обитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян Н.А., Двоеносов В.Г., Ермакова Н.В., Морозова Г.В., Юсупов Р.А. Двигательная активность и здоровье. - Казань: Изд-во КазГУ, 2005. -216 с.
2. Данилевич Г.Д. Проблемы психологической адаптации первокурсников ВУЗа // Матер 5-й Всеросс. научно-практ. конф. «Медико-биологические и психо-лого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека». Т. 1. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - С. 184-185.
3. Маринина М.Г. Исследование адаптации организма студентов к учебному процессу в вузе // Матер 5-й Всеросс. научно-практ. конф. «Медикобиологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека». - Т. 1. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - С. 206-209.
4. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. - Казань: Изд-во КГУ, 1991. - С. 109-111.
5. Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация, недостаточность сердца. - М.: ФКиС, 1978. - 154 с.