Научная статья на тему 'Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде'

Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
589
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ТИП ПОСЕЛЕНИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / COLLEGE / STUDENTS / TYPE OF COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Татьяна Германовна

В статье на основе социологических исследований проводится ретроспективный сравнительный анализ особенностей адаптационных процессов столичных и провинциальных студентов вузов в 2000 и 2010 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the base of sociological researches the retrospective comparative analysis of particularities of adaptation of capital and provincial students in 2000 and 2010 is carried out in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде»

Татьяна АНИСИМОВА

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТОЛИЧНЫХ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ

В статье на основе социологических исследований проводится ретроспективный сравнительный анализ особенностей адаптационных процессов столичных и провинциальных студентов вузов в 2000 и 2010 гг.

On the base of sociological researches the retrospective comparative analysis of particularities of adaptation of metropolitan and provincial students in 2000 and 2010 is carried out in the article.

Ключевые слова:

социально-психологическая адаптация, высшее учебное заведение, студенты, тип поселения; social and psychological adaptation, college, students, type of community.

АНИСИМОВА Татьяна Германовна — к.псих.н., доцент МГГУ

им. М.А. Шолохова

lakmus1991@

gmail.com

В различных отраслях научного знания большое внимание уделяется рассмотрению проблемы адаптации студен -тов. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от воз -можностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Среди факторов, оказывающих влияние на про -цесс адаптации, немаловажное значение имеет тип поселения (большой или малый город, поселок). С точки зрения социали -зации личности условия большого и малого городов по разному отражаются на процессе адаптации студентов и ее результатах. Сказанное относится и к таким отличительным признакам города, как «столичность» и «провинциальность». Целью данной статьи является ретроспективный сравнительный анализ особенностей протекания процесса адаптации столичных и провинциальных студентов к условиям вуза.

Нами был проведен социологический опрос студентов вузов Центрального региона в 2000 и 2010 гг. В исследовании была при -менена многоступенчатая выборка, включавшая отбор вузов, факультетов и студенческих групп. Объем выборочной совокупно -сти составил 733 респондента в 2000 г. и 858 респондентов в 2010 г., что обеспечило ошибку выборки не более 4%.

Один из важнейших факторов быстрой адаптации и успешного обучения студентов в вузе — познавательная мотивация, интерес к овладению избранной профессии. Однако не все студенты при выборе вуза руководствуются интересом к определенной специ -альности. Первоначальные ведущие мотивы поступления в вуз у первокурсников разнообразны. Это и престижность высшего образования как такового, и перспективы найти работу после обучения, и советы родственников, знакомых и т.д. Как правило, легче адап -тируются к студенческой жизни студенты, мотивированные инте ресом к специальности, наличием склонности к ней. Слабо адап тируются (а подчас и не могут адаптироваться) студенты, которые руководствуются такими внешними мотивами, как нежелание идти в армию, стремление продлить беззаботный период жизни, жела -ние родителей и др.1

По результатам данного социологического исследования для большей части студентов на 1 м месте по степени влияния на выбор

1 Могильчак Е.Л. Влияние родительской семьи на поступление в вуз // Социологические исследования, 2009, № 8, с. 126—133.

вуза находится такой мотив, как «интерес к специальности» (28,7% опрошенных в 2000 г. и 26,7% в 2010 г. назвали данный фактор решающим). В среде столич ных студентов этот мотив распространен меньше, чем в провинциальной среде (24,6 и 31,4% соответственно). Следующими по значимости факторами для современных студентов являются «престижность специ альности» и «возможность последующего трудоустройства». Ими руководствовались 18,9% опрошенных, причем для провин -циалов данные факторы оказались более важными, чем для москвичей. В 2000 г. названные мотивы были менее значимы при выборе вуза; приоритет тогда отда -вался таким факторам, как «совет роди телей» и «невозможность поступить на желаемую специальность» (15,3% и 15,1% соответственно).

Следует упомянуть и такой специфи ческий мужской мотив поступления в вуз, как «отсрочка от службы в армии». Столичных студентов данный вопрос волнует в большей степени, нежели про винциальных. Для каждого третьего студента москвича он стал решающим, тогда как среди студентов из провинции его указал лишь каждый седьмой юноша. Доля респондентов, выбравших данный фактор в 2010 г., в 2,5 раза превышает соответствующую долю опрошенных в 2000 г.

«Совет родителей» при выборе специ альности как решающий фактор назвали 14,9% студентов, причем провинциаль ные студенты более склонны прислуши ваться к мнению родных, чем москвичи. Каждый десятый студент при выборе вуза руководствовался предполагаемой «легкостью поступления». Это в рав ной мере типично как для столичных, так и для провинциальных студентов. И наконец, такие факторы, как «невозмож ность поступления на желаемую специ альность», «советы друзей, знакомых» и «наличие договора с предприятиями» оказались значимыми лишь для неболь шой доли респондентов.

Как показывают исследования, в про цессе адаптации к вузу первокурсники обычно сталкиваются со следующими трудностями: неопределенность мотива -ции выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; пере живания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его

взаимной помощью и моральной поддержкой; неумение осуществлять психологиче ское саморегулирование поведения, усугу бляемое отсутствием привычного повседневного контроля педагогов; поиск опти мального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоя -тельной работы. Все эти трудности раз -личны по своему происхождению: одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со сла бой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

За последнее десятилетие произошли изменения в структуре трудностей, с которыми сталкиваются студенты, начи ная учебу в высшем учебном заведении. В 2000 г. самой распространенной пробле мой, с которой встречались постоянно 39,8% опрошенных, являлся «недостаток учебной литературы». На 2 - м месте по частоте встречаемости стоял такой субъ ективный фактор, как «нежелание регу лярно заниматься в течение семестра». Каждому пятому студенту «постоянно не хватало времени для подготовки к заня тиям»; такая же доля респондентов счи тала, что у них «нет стимула для повыше ния своей успеваемости». Фактор «недо -статочности подготовки, полученной в школе», назвали 11,2% опрошенных; «слишком большую учебную нагрузку» — 10,9%; «сложность изучаемых дисци -плин» — 7,6%.

В процесс адаптации сегодняшних сту дентов вносят затруднения другие фак торы. Так, самой большой проблемой, на которую указали 27,3% респонден -тов, стала «слишком большая учебная нагрузка». 2 е место занимает «необходи мость совмещать учебу в вузе с работой». Четверть опрошенных сталкивается с этой проблемой, что в 3 раза превышает долю студентов, указавших на данные затруднения 10 лет назад. Каждый пятый студент ощущает «нехватку времени для подготовки к занятиям» и «нежелание регулярно заниматься в течение семе стра» (21,7% и 21,8% соответственно). Можно предположить, что если в 2000 г. такие проблемы, как «большая учебная нагрузка», «сложность изучаемых дис циплин» и «нежелание регулярно зани -маться», являлись чаще всего следствием плохой школьной подготовки, то 10 лет спустя возникновение перечисленных трудностей обусловлено скорее необхо

димостью совмещать учебу с работой. Причем эти трудности москвичи испы -тывают в среднем в 2 раза чаще провин циалов. Время, затрачиваемое на работу, ведет к сокращению времени на соб ственно занятия в вузе и на подготовку к ним и, соответственно, к снижению уровня успеваемости и затруднению про цесса адаптации к учебе. В столичных вузах успевающих на «5 и 4» почти на 10% меньше, чем в провинции, и, соответ ственно, на те же 10% выше доля студен тов, которые учатся на «3 и 4».

Успешная адаптация студентов в вузе зависит и от установления межлич -ностных контактов как среди студен тов, а также с преподавателями вуза1. Комфортный психологический климат сказывается на эффективности учеб ного процесса и воспитательной работы среди студентов. Согласно результатам исследования, в 2010 г. число студентов, дающих положительную оценку сложившимся взаимоотношениям с одно курсниками и преподавателями, больше, чем в 2000 г. Так, почти половина опро шенных в 2010 г. студентов полностью удовлетворены отношениями в группе, каждый четвертый студент доволен тем, как складываются взаимоотношения с преподавателями. В 2000 г. доля респон дентов, полностью удовлетворенных отношениями в группе и с преподавате лями, составляла 41,5% и 16,1% соответ -ственно. В 2010 г. в ответе на вопрос: «Как Вы чувствуете себя в группе?» — 16,1% опрошенных оценили свое самочувствие как очень комфортное, в то время как 10 лет назад такую оценку дали 13,6%.

Существенных различий в удовлетво ренности студентов столицы и провинции сложившимися отношениями с сокурс -никами, преподавателями, деканатом и ведущими кафедрами не выявлено.

Участие в общественной жизни вуза, высокий уровень социальной активности являются показателями успешного про текания процесса адаптации к вузовской жизни. Согласно результатам опроса, современные студенты более активно включены в общественную жизнь вуза (в

1 Афонина Т.Н., Иваненко Т.А., Уварова В.И., Шуметов В.Г. Социально - психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / под ред. В.И. Уваровой. - Орел : Изд-во ОрелГАУ, 2001.

2010 г. 34% постоянно принимают участие в ней, тогда как в 2000 г. доля социально активных студентов составляла 31%). Соответственно, большая часть совре менных студентов дают положительную оценку внеучебной работе вуза (23,7% опрошенных в 2010 г. и 19,1% — в 2000 г.). Провинциальные студенты проявляют более высокий уровень социальной актив ности (43,8% студентов - провинциалов принимают участие в общественной жизни вуза, тогда как среди москвичей доля акти вистов значительно ниже — 29,6%). 27% провинциальных студентов оценивают организацию внеучебной работы в вузе как хорошую, 62,5% — как удовлетвори тельную, и лишь 10,5% не удовлетворены тем, как поставлена общественная жизнь в учебном заведении. Студенты столицы более критично оценивают данную сто рону жизни вуза: каждый пятый считает ее организацию плохой (22,3%), полностью удовлетворены ею 19,3%.

Оценки студентами уровня обеспечен -ности своей семьи распределились при мерно равным образом в столице и про винции. Около 70% опрошенных считают себя выходцами из обеспеченных семей; чуть большая доля столичных, чем про винциальных студентов (3,6% и 0,4% соот ветственно) назвали свои семьи «высоко обеспеченными»; остальные респонденты оценивают материальную обеспеченность своих семей как достаточно низкую. 54,7% москвичей и 42,7% жителей провинции указали на то, что им хватает денег на приобретение необходимой литературы. Достаточно средств на отдых каждому чет -вертому столичному и каждому шестому провинциальному студенту. Современные студенты в меньшей степени зависят от помощи семьи, чем студенты, опрошен -ные в 2000 г. Только половина респонден -тов получают помощь постоянно, тогда как 10 лет назад их доля составляла почти 2/3 общего числа опрошенных (64%). 43% столичных студентов постоянно получают помощь от родителей, 11,8% — практи -чески никогда. Студенты из провинции более зависимы от семьи — 67,9% опро -шенных регулярно получают средства от родителей.

Успешная адаптация студенческой молодежи в вузе предполагает удовлет ворительное психологическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуа циях, умение придавать происходящему

в вузе желательное для себя направление и использовать имеющиеся условия для успешного осуществления собственных учебных и личностных целей. В этом отношении столичные студенты демон стрируют больший психологический дискомфорт, чем их провинциальные коллеги. Москвичи чаще, чем жители провинции, «испытывают чувство одино чества» (31,2% и 24,1% соответственно), «погружаются в невеселые мысли», им в меньшей степени присуще чувство оптимизма. Студенты провинциальных вузов демонстрируют более комфортное психологическое состояние: 2/3 «ощу щают себя на своем месте», 85% «уве рены в своих силах», 76,4% «полностью довольны сегодняшней жизнью».

Таким образом, анализ влияния усло -вий большого и малого городов на про цесс адаптации студенческой молодежи к вузовской жизни позволяет сделать сле -дующие выводы. Как в выборке 2000 г., так и в выборке 2010 г. большая часть сту -дентов ориентирована на образование как на профессию. Ведущим мотивом посту пления в вуз для них выступает интерес к будущей работе и желание реализовать себя в ней, что является фактором, во многом определяющим успешную адап тацию в вузе. Однако для провинциалов данные факторы имеют большее значе

ние, чем для москвичей. Столичные сту денты в большей степени ориентированы на получение общего, а не специального высшего образования, их в меньшей сте пени волнует возможность последующего трудоустройства по выбранной специаль ности.

Обнаружены различия в структуре про блем, с которыми сталкиваются студенты первокурсники. Главной трудностью для сегодняшних студентов является слиш -ком большая учебная нагрузка. Остро стоит такая проблема, как необходимость совмещать учебу в вузе с работой и, как следствие, нехватка времени для подго товки к занятиям. Студенты московских вузов чаще испытывают трудности в вузе, чем студенты провинциалы. Москвичи явно отдают приоритет работе в ущерб образованию, что менее типично для про винции. Отсюда и более низкий уровень удовлетворенности выбранным вузом и специальностью в среде столичной моло -дежи.

Процесс адаптации к новому коллективу протекает более успешно для студентов в 2010 г., чем десять лет назад, однако суще -ственных различий в удовлетворенности студентов столицы и провинции отноше ниями с сокурсниками, преподавателями, администрацией и другими сотрудниками вуза не выявлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.