Научная статья на тему 'Особенности адаптации подростков к нравственным ценностям общества'

Особенности адаптации подростков к нравственным ценностям общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газиева Ариза Мансуровна, Магомедова Елена Эрнестовна

В статье делается анализ научных взглядов на адаптивный процесс, дается авторский взгляд на процесс формирования социальных навыков и ценностных ориентаций как атрибута адаптивного процесса. Успешная психолого-педагогическая адаптация подростка к традиционной нравственной культуре является педагогическим средством нравственного воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации подростков к нравственным ценностям общества»

Психолого-педагогические науки

11

1993. P. 61. 12. Tsakhaeva A. A. Psychology of personal self-development. M. : Prosveshenie. 367 p.

13. Shahverdyan G. M. The functions of the social attitudes in the process of the personal adaptation. Yerevan, 2010. P. 57. 14. Elkonin D. B. The problem of periodization of children's mental development //

Personality Psychology / Texts. M., 1982. P. 82. 15. Yarushkin N. N. Self-regulation and self-organization of the social behavior of the individual. Diss. Cand. Psychology. St. Petersburg, 1998. P. 11.

Literatura

1. Ancyferova L. I. Psihologija formirovanija i razvitija lichnosti. Psihologija lichnosti. SPb., 2001. 207 s.

2. Asmolov A. G. Psihologija individual'nosti. M. : 1986. S. 11. 3. Asmolov A. G., Bratus' B. S., Zejgarnik

B. V., Petrovskij V. A., Subbotskij E. E., Harash A. U., Cvetkova E. S. O nekotoryh perspektivah issledovanija smyslovyh obrazovanij lichnosti // Voprosy psihologii. 1979, № 4. S. 35-45. 4. Vygotskij L.. S. Razvitie

lichnosti i mirovozzrenija rebenka. Psihologija lichnosti. Teksty / pod red. Gippenrejter Ju. B., Puzyreja A. A. M., 1982. 118 s. 5. Marks K., Jengel's F. Kapital // Osnovn'ie sistemy. 1966. T. II. P. 203-214. 6. Merlin V. S. Principy psihologicheskoj harakteristiki tipov lichnosti. V kn. : Teoreticheskie problemy psihologii lichnosti. M., 1974. S. 226-250. 7. Mjasishhev V. N. Problemy sposobnostej v sovetskoj psihologii i ee blizhaj-shie zadachi. Problemy sposobnostej. M. : Izd-vo API RSFSR, 1962. S. 5-14. 8. Zejgarnik B. V. K voprosu o mehanizme razvitija lichnosti // Vestnik MGU. Serija 14: Psihologija. 1979, № 1. S. 3-7. 9. Petrovskij V. A. Psihologija aktivnosti lichnosti. M. : Prosveshhenie, 1986. 105 s. 10. Petrovskij V. A. Psihologija neadap-tivnoj aktivnosti. M. : Prosveshhenie, 1992. S. 32. 11. Petrovskij V. A. Fenomen sub#ektivnosti v psihologii lichnosti. M. : Prosveshhenie, 1993. S. 61. 12. Cahaeva A. A. Psihologija samorazvitija lichnosti. M. : Prosveshhenie. 2012. 367 s. 13. Shaverdjan G. M. Funkcii social'noj ustanovki v processe adaptacii lichnosti. Erevan, 2010. S. 57. 14. Jel'konin D. B. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitija v detskom vo-

zraste // Psihologija lichnosti / Teksty. M., 1982. S. 82. 15. Jarushkin N. N. Samoreguljacija i samoorgani-zacija social'nogo povedenija lichnosti. Diss. kand. psihologicheskihn. SPb., 1998. S. 11.

Статья поступила в редакцию 19. 05. 2014 г.

УДК 37

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ОБЩЕСТВА

FEATURES OF TEENAGERS' ADAPTATION TO MORAL VALUES OF THE SOCIETY

© 2014 Газиева А. М., Магомедова Е. Э. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Gazieva A. M., Magomedova E. E. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье делается анализ научных взглядов на адаптивный процесс, дается авторский взгляд на процесс формированиясоциальных навыков и ценностных ориентаций как атрибута адаптивного процесса. Успешная психолого-педагогическая адаптация подростка к традиционной нравственной культуре является педагогическим средством нравственного воспитания личности.

Abstract. The authors of the article perform the analysis of scientific views on the adaptive process; represent their own vision of the process of forming the social skills and valuable orientations as the adaptive process attributes. The successful psycho-pedagogical adaptation of the teenager to the traditional moral culture is a pedagogical means of the person’smoral education.

Rezjume. V stat’e delaetsja analiz nauchnyh vzgljadov na adaptivnyj process, daetsja av-torskij vzgljad na process formirovanija social’nyh navykov i cennostnyh orientacij kak atributa adaptivnogo processa. Uspeshnaja psihologo-pedagogicheskaja adaptacija podrostka k tradicionnoj nravstvennoj kul’ture javljaetsjapedagogicheskim sredstvom nravstvennogo vospitanija lichnosti.

Ключевые слова: адаптация, нравственное воспитание, адаптационное воспитание,

Keywords: adaptation, moral education, adaptativeeducation

Kljuchevye slova: adaptacija, nravstvenno vospitanie, adaptacionnoe vospitanie.

12

Известия ДГПУ, №3, 2014

Мировое сообщество в начале двадцать первого века переживает острую необходимость переоценки личностных ценностей, глобальной адаптации их к стандартам общечеловеческих, что составляет основу нравственности человека. В современной российской действительности человеческий фактор является главной движущей силой общественного развития. Сегодня, в эпоху перемен, возрастает актуальность знаний о человеке, о возможностях его адаптации к быстро меняющейся природной, социально-экономичес-кой и культурной среде, динамичным изменениям во всех сферах общественной жизни. Поэтому, в центре внимания отечественных образовательных программ находится личность ученика, с его интересами и потребностями гармоничного развития. Однако статистика указывает на рост межнациональных конфликтов, экстремизма, доказывает отсутствие эффективных образовательных и воспитательных методов и технологий, а также формирования адекватного, целостного позитивного развития личности в плане нравственного воспитания. При этом нельзя не учесть, что последовательное всестороннее и научно обоснованное нравственное воспитание способствует сохранению и укреплению здоровья общества. По мнению ряда ученых (М. Н. Алиева, Гаджиев Ш. А., Д. М. Маллаева, Г. Г. Скурат и др.) система воспитания способна воплотить идеи духовности, морали и нравственности педагогическими средствами и таким образом повлиять на изменения взглядов общества на первостепенные жизненные ценности. Современная ситуация воспитания характеризуется постановкой акцентов на создание условий для более полной реализации индивидуальных возможностей ребенка, его роста и развития, выживания в сложной социальной действительности. Проблема нравственного воспитания и одновременно адаптиро-ванность к ценностям этноса и государства, не ставя их в антагонистическую противоположность становится одной из приоритетных [1.

С. 129-131; 4. С. 16-18; 6. С. 57-63].

В ряде законодательных и нормативноправовых документов, определяющих стратегию развития отечественного образования на ближайшую перспективу, - «Федеральной программе развития образования на 2000-2025 годы», «Основных направлениях развития воспитания в системе образования России на 20022004 годы», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», и других - подчеркивается тот факт, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, обеспечивающих накопление ребенком нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовым действовать в меняющихся условиях -быть адаптивной личностью. И только современно образованная, нравственная, предприимчивая, способная к сотрудничеству, отличающаяся мобильностью, динамизмом, готовностью к межкультурному взаимодействию личность способна обеспечить достойную жизнь себе и окружающим.

Изначально недостаточный уровень нравственной культуры семьи накладывает отпечаток на адаптивное поведение и личностный уровень наличия нравственных качеств подростка, а современная образовательная среда требует соответствия общепринятым нормам и правилам поведения и общежития. Обучение знаниям, умениям и навыкам использования нравственных норм коррелирует с адаптивным поведением в повседневной деятельности и на занятии, подразумевая владение следующими умениями и навыками: поставить самостоятельно цель по сохранению и укреплению этнической идентичности; выбрать адекватные средства и методы достижения поставленной цели; самостоятельно организовать поведение, направленное на сохранение и укрепление авторитета и целостности своего народа; методически верно использовать выбранные средства и методы в поведении; осуществить контроль, оценку поведенческой реакции на использованные средства и методы по сохранению и укреплению нравственного уровня воспитанности; овладеть методами самовоспитания. Личность сталкивается с новыми для него условиями, в которых привычное поведение невозможно и преодоление которых может быть достигнуто при определенном напряжении и с известными затратами сил. Именно тогда вырабатывается навык.

Можно сделать вывод, что своевременно начатое формирование адаптивного потенциала личности к нравственным стереотипам общества, позволит избежать появление новых противоречий, деструкций на фоне, с одной стороны, повышения необходимости соответствовать постоянно происходящим изменениям, с другой - меняться, трансформируя собственные возможности развития. Особенно актуальна эта проблема в период подросткового социального «бунтарства».

Необходимо отметить возросший в последние года научный интерес к проблеме адаптационного воспитания.

В педагогической науке возрос интерес к проблемам формирования личности, ее воспитания и адаптации. В настоящее время все большую актуальность приобретает рассмотрение проблем межэтнического общения, формирования личности и ее адаптации в условиях поликультурной образовательной среды (В. Н. Гуров, В. С. Кукушин и др.) [2. С. 98103; 3. С. 210-212].

Адаптация подростка к нравственным ценностям общества недостаточно изучена, а проблема весьма актуальна, так как, попав в новые условия жизни человек, непосредственно сталкивается с ранее ему неизвестными видами различных эмоциональных нагрузок, функциональными, биологическими и социальными факторами, вызывающими стрессовые состояния, что актуализирует адаптивные ресурсы личности, механизмы формирования которых мало изучены. Проблема адаптации так же и к условиям школьного социума не менее актуальна, но трудно решаема. Она становится все более очевидной в связи с ростом нервнопсихических заболеваний, функциональных расстройств и охраной психического здоровья детей и подростков. Пристальное внимание к

Психолого-педагогические науки

13

адаптации вызвано еще и тем, что механизмы приспособления, возникшие при данном процессе, актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в условиях личности и становятся подструктурами ее характера. Выше сказанное приводит к противоречиям между потребностями государства и общества в воспитании адаптированной к ценностям социума личности и недостаточной научнотеоретической и практической разработанностью данной проблемы; наличием значительного воспитательного потенциала поликультурной среды и слабым его использованием в образовательных учреждениях в целях успешной адаптации подростков. Так же в общероссийском сознании подростковый возраст приравнивается к отрочеству, в то время как в традиционной дагестанской ментальности подросток несет на себе все функции и роли взрослого человека, а система образования не учитывает этноценностные особенности малых народов.

Все вышесказанное усиливает актуальность разрабатываемой нами проблемы. В этот период мы проводили экспериментальное исследование в МОУ № 9 и № 52, выборка составляла 190 человек. Мы, в своем исследовании, пришли к выводу, что создание и оптимизация педагогических условий адаптации подростков

к нравственным ценностям общества с помощью тренингового комплекса, состоящего из нравственных составляющих, которые включают в себя идеалы, убеждения, ценности, обеспечат продуктивное преобразование структуры личности для воздействий новых условий среды.

Проанализировав результаты нашей экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что педагогические условия эффективности психолого-педагогической адаптации включают в себя цели, задачи и содержание нравственного воспитания, продуктивные методы, направленные на развитие ценностной сферы подростка, его творческого потенциала; учет индивидуальноличностных особенностей обучающихся и форм организации воспитания; гибкость дизайна учебных программ; использование методов неформального обучения, обновление содержания воспитательных техник, направленное на формирование навыков адаптивного поведения; контроль и оценка поведения как акта и как процесса, заключающиеся в переносе этнических ценностей и нравственных норм. А успешная психологопедагогическая адаптация подростка к традиционной нравственной культуре является педагогическим средством нравственного воспитания личности.

Литература

1. Алиев М. Н., Гаджиев Ш. А. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации в современной социокультурной ситуации // Известия ЮФУ. Педагогические науки.

2010. № 1. С. 129-143. 2. Гуров В. Н., Рева В. Л., Бондаренко В. И. Социальная работа в городской школе: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СКИПКРО, 1997. 182 с. 3. Кукушин

В. С. Этнопедагогика: учебное пособие / В. С. Кукушин. М. : МПСИ, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. 304 с. 4. Маллаев Д. М. Национальные педагогические особенности // Экономика и образование сегодня. 2008. № 14. С. 16-18. 5. Магомедова Е. Э. Адаптивный потенциал как важнейшее социальное качество личности / Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспектива и достижения // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции18 сентября-21 ноября 2009 г. // М. : Издательский центр СМУР «ACADEMA», 2009. С. 243-248. 6. Скурат Г. Г. Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми? СПб. :Речь, 2008. 128 с.

References

1. Aliev M. N., Gadzhiev Sh. A. Pedagogical conditions for preventing and overcoming the teenagers' desa-daptation in the modern social and cultural situation // Proceedings of SFU. Pedagogical Science. 2010. # 1. P. 129-143. 2. Gurov V. N., Reva V. L., Bondarenko V. I. Social work at the urban school: Textbook.

Stavropol: SKIPKRO, 1997. 182 p. 3. Kukushin V. S. Ethno-Pedagogy: Manual / V. S. Kukushin. M. : MPSI, Voronezh: “MODAK” SPA, 2002. 304 p. 4. Mallaev D. M. Ethnical pedagogical features // Economics and Education Today. 2008. # 14. P. 16-18. 5. Magomedova E. E.The adaptive potential as the most important social quality of the person / Humanization of the innovative education in modern conditions: prospects and achievements // Materials of the 2ndinternational scientific-practical conference on September, 18- November, 21, 2009 // M. : "ACADEMA" SMUR Publishing Center, 2009. P. 243-248. 6. Skurat G. G. Teenagers. How to help them become humans of the right stamp? SPb. : Rech, 2008. 128 p.

Literatura

1. Aliev M. N., Gadzhiev Sh. A. Pedagogicheskie uslovija preduprezhdenija i preodolenija podrostko-voj de-zadaptacii v sovremennoj sociokul'turnoj situacii // Izvestija JuFU. Pedagogicheskie nauki. 2010. № 1.

S. 129-143. 2. Gurov V. N., Reva V. L., Bondarenko V. I. Social'naja rabota v gorodskoj shkole: Uchebno-metodicheskoe posobie. Stavropol': SKIPKRO, 1997. 182 s. 3. Kukushin V. S. Jetnopedagogika: ucheb-noe posobie / V. S. Kukushin. M. : MPSI, Voronezh: NPO "MODJeK", 2002. 304 s. 4. Mallaev D. M. Na-cional'nye pedagogicheskie osobennosti // Jekonomika i obrazova-nie segodnja. 2008. № 14. S. 16-18.

5. Magomedova E. Je. Adaptivnyj potencial kak vazhnejshee social'noe kachestvo lichnosti / Gumanizacija innovacionnogo obrazovanija v sovremennyh uslo-vijah: perspektiva i dostizhenija // Materialy 2-oj mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 sentjabrja-21 nojabrja 2009 g. // M. : Izdatel'skij centr SMUR «ACADEMA», 2009. S. 243-248. 6. Skurat G. G. Podrostki. Kak pomoch' im stat' nastojashhimi

ljud'mi? SPb : Rech', 2008. 128 s.

Статья поступила в редакцию 11. 06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.