Научная статья на тему 'Особенности адаптации к интеллектуальной нагрузке детей-сирот по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы'

Особенности адаптации к интеллектуальной нагрузке детей-сирот по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ИРРЕГУЛЯРНОСТЬ РАЗВИТИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / MENTAL DEPRIVATION / IRREGULARITY DEVELOPMENT / ORPHANS / ADAPTATION / INTELLECTUAL ACTIVITY / CARDIOVASCULAR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виноградова Н. В.

В статье рассматривается взаимосвязь иррегулярности развития депривированных дошкольников и приспособительных возможностей организма. Приводятся результаты исследования адаптации центральной гемодинамики к умственной нагрузке у детей-сирот с различным уровнем психической депривации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Виноградова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION TO THE INTELLECTUAL WORK OF CHILDREN-ORPHANS ON INDICATORS OF ACTIVITY OF CARDIOVASCULAR SYSTEM

The article discusses the relationship between irregularity development disadvantaged preschoolers and adaptive capacity of the PR body naturally. The results of the adaptation of Central hemodynamics to mental stress in children-orphans with different levels of mental deprivation.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации к интеллектуальной нагрузке детей-сирот по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы»

УДК 616.89 + 159.964.2 ББК Ю941

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Н.В. ВИНОГРАДОВА, ФГБОУВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь иррегулярности развития депривированных дошкольников и приспособительных возможностей организма. Приводятся результаты исследования адаптации центральной гемодинамики к умственной нагрузке у детей-сирот с различным уровнем психической депривации.

Ключевые слова: психическая депривация, иррегулярность развития, дети-сироты, адаптация, интеллектуальная деятельность, сердечно-сосудистая система.

Актуальность. В современном мире наблюдается резкое увеличение безнадзорных и беспризорных детей, социальных сирот, оставшихся без попечения родителей. Социальная ситуации развития детей данной категории характеризуется наличием состояния психической депривации, при котором ребенок лишен возможности удовлетворения жизненно важных психических потребностей (Й. Лангмейер, 3. Матейчек; Л.О. Пережогин, Н.В. Вострокрутов, 2012; Г.Г. Буторин, 2004; Е.Г. Уманская, 2013). Депривированное развитие отличается определенной спецификой этиопатогенетических механизмов и

феноменологических проявлений. Основным критерием депривационного дизонтогенеза следует считать иррегулярность развития, которая определяется незрелостью личностного развития и психофизиологической деятельности организма в результате его недостаточной возрастной сформированности в условиях обедненного воспитательного и социального воздействий [9]. "Искривления" личностного развития и снижение функциональной активности организма не могут не отразиться на адаптационном механизме организма детей-сирот. Депривированные дети более чувствительны к воздействиям окружающей среды. Учебные нагрузки при существующей организации воспитания и обучения для них часто трудны и связаны с умственным и физическим перенапряжением.

Интеллектуальная деятельность оказывает существенное влияние на сердечно-сосудистую систему. Имеющиеся исследования реакции кровообращения головного мозга на разные

виды умственной деятельности, проведенные у детей школьного возраста и старшего дошкольного возраста (В.Б. Русанов, 2001; Т.А. Пономарёва, 2005) показали, что срочная адаптация мозгового кровообращения к умственной нагрузке характеризуется возрастанием объемного мозгового кровотока, снижением тонуса церебральных артерий малого калибра, а также разнонаправленными изменениями пульсового кровенаполнения и тонического напряжения мозговых артерий крупного калибра [6; 7].

Изучение реакции центральной

гемодинамики на умственную нагрузку немногочисленны и проведены на взрослых, а также у подростков и юношей. В доступной литературе немногочисленны и результаты исследований, в которых были бы представлены данные о срочной адаптации центрального отдела сердечно-сосудистой системы к умственной деятельности у детей дошкольного возраста [2].

По результатам исследований, проведенных А.В. Ненашевой, для детей из неблагополучных семей характерно наличие аллостатического груза, что выражается более высоким артериальным давлением, преобладанием роли СНС в регуляции основных параметров кардиогемодинамики, более высоким индексом симпатической активности,

психоэмоциональным напряжением с дезинтеграцией ведущих функциональных систем гомеостатического уровня, сниженным адаптационным потенциалом и уровнем функционального состояния. Результаты исследования показателей центральной

гемодинамики и кровообращения у детей-сирот показали, что срочная реакция регуляторных систем гемодинамики на функциональные нагрузочные пробы у детей данной группы характеризуется иными качественными и количественными характеристиками: в регуляции ЧСС, УО, МОК и ФВ представлены все спектральные диапазоны медленноволновой колебательной активности с наличием механизмов надсегментарного (нейрогенные, гормональные) и сегментарного уровней (симпатико-парасиматические, автономные миогенные). Особенностью механизмов регуляции параметров деятельности сердца у детей из неблагополучных семей является высокая роль симпатической нервной системы

[4].

Таким образом, приспособительные возможности организма этой группы детей снижены и приводят к социально-психологической дезадаптации.

Цель исследования: выявить особенности адаптации центральной гемодинамики к умственной нагрузке у детей-сирот с различным уровнем психической депривации.

Методики исследования. Измерение артериального давления (АД) проводилось по методу Н.С. Короткова автоматическим тонометром "Microlife" (Швеция) с использованием детской манжеты. Определяли САД, мм.рт.ст. - систолическое артериальное давление, ДАД, мм.рт.ст. - диастолическое артериальное давление. В качестве функциональной пробы использована умственная нагрузка - выполнение теста по фигурным корректурным таблицам в течение 5 минут. Регистрация показателей центральной гемодинамики, мозгового кровообращения и артериального давления осуществлялась в положении испытуемого сидя в состоянии покоя, на 5-й минуте функциональной пробы, на 1, 3 и 5 минутах восстановительного периода.

Характеристика выборки исследования. В эмпирической части исследования были задействованы дети дошкольного возраста находящихся на государственном обеспечении в муниципальном казенном учреждении социального обслуживания "Социально-реабилитационном центре для

несовершеннолетних Курчатовского района" (МКУСО "СРЦдН") г. Челябинска. Общее количество детей, составивших 1 и 2 экспериментальные группы 80 человек.

Средний возраст детей в группах составил 6,35±0,05 лет. В период с 2008-2013 г.г.

Дети-сироты дошкольного возраста, принявшие участие в эксперименте были разделены на две экспериментальные группы. Группы исследования формировались в зависимости от специфики депривированного развития, детерминированной временем воздействия психотравмирующих ситуаций.

Первая экспериментальная группа (группа 1). Дети-сироты с глубоким уровнем психической депривации: время наступления

психотравмирующих факторов до 3-х лет. Количество детей в группе 40 чел.

Вторая экспериментальная группа (группа 2). Дети-сироты с умеренным уровнем психической депривации: время наступления

психотравмирующих факторов после 3-х лет. Количество детей в группе 40 чел.

Контрольную группу (группа 3) составили дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в семьях, посещающие муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) № 240 и № 428 г. Челябинска. Средний возраст в группе составил 6,35±0,05 лет. Общее количество детей, вошедших в контрольную группу 40 человек.

Сравнивания эти выборки можно говорить о разном уровне выраженности признаков психической депривации.

Результаты исследования. Исследование особенностей АД и ЧСС в покое у детей-сирот (94,6±2,19) и детей, воспитывающихся в семьях (90,7±2,97), не выявили достоверно значимых различий. Увеличение САД при умственной нагрузке было выявлено как в группе детей-сирот (105,6±2,31), так и в группе детей из семей (107,6±2,17) (р<0,05). В группе детей-сирот было установлено увеличение ДАД при умственно нагрузке (69,7±2,08) в сравнении с исходным состоянием (54,3±2,09) (р<0,05). Анализ послерабочего периода показал, что в группе детей-сирот увеличивается период восстановления исходных показателей ДАД (66,5±2,18) (р<0,05), которое происходит на 3 минуте восстановительного периода. В группе детей-сирот было установлено увеличение показателей ЧСС при умственной нагрузке (106,1±3,15) по сравнению с состоянием покоя (97,4±2,25) (р<0,05). Восстановление показателей ЧСС происходило на 3 минуте, тогда как в группе дошкольников из семей показатели ЧСС существенно не менялись. Индивидуальный анализ данных показал, что у

22,0-26,0% детей-сирот показатели ДАД и ЧСС достигали исходного уровня на 5 минуте восстановительного периода.

Статистический анализ показал наличие значимых различий между группами детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях. Срочная адаптация к умственной нагрузке проявляется у детей-сирот существенным увеличение ДАД при возрастании САД и ЧСС, а также увеличение восстановительного периода данных параметров (р<0,05).

Результаты исследования выявили, что при умственной нагрузке отмечается статистически значимое повышение САД в независимости от уровня психической депривации. Повышение САД наблюдалось как у детей-сирот с глубоким уровнем психической депривации (104,6±1,15), так и в группе детей-сирот с умеренным уровнем депривации (103,7±1,09) (р<0,05).

У детей-сирот с психической депривации в сравнении с дошкольниками из семей было установлено значимое повышение ДАД при умственной нагрузке. Сравнительный анализ ДАД при умственной нагрузке в двух группах детей-сирот показал значимые различия в показателях ДАД при умственной нагрузке (р<0,05). В группе детей-сирот с глубоким уровнем психической депривации происходит более существенное повышение ДАД (70,5±2,09) в сравнении с группой детей-сирот с умеренным уровнем депривации (62,5±2,02) (р<0,05). Помимо этого, при глубоком уровне психической депривации у детей-сирот значительно удлиняется восстановительный период ДАД (р<0,05). У детей-сирот с умеренным уровнем депривации показатели ДАД восстанавливаются к 3 минуте, то у детей-сирот с глубоким уровнем депривации возвращение к исходным показателям ДАД наступает не 5 минуте послерабочего периода.

Срочная адаптация к умственной нагрузке у детей-сирот проявлялась в увеличение ЧСС, как в первой, так и во второй группе (р<0,05). В группе 1 у дошкольников при умственной нагрузке выявлены более высокие значения ЧСС (106,5±2,08), чем группе 2 (100,1±1,17) (р<0,05). В группе детей-сирот с глубоким уровнем депривации удлиняется период восстановления

показателей ЧСС в сравнении с группой детей-сирот с умеренным уровнем психической депривации (р<0,05).

Анализ данных показал, что в группе детей, воспитывающихся в семьях (группа 3), при умственной нагрузке наблюдается увеличение САД без существенного увеличения ДАД, ЧСС. Восстановление всех показателей происходило на 1-3 минутах восстановительного периода. Отмеченная динамика параметров

свидетельствует о том, что у дошкольников, воспитывающихся в семьях, срочная адаптация к умственной деятельности не сопровождается существенным напряжением механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы.

В группе детей-сирот с глубоким и умеренным уровнем психической депривации (группа 1, 2) отмечено существенное повышение АД и ЧСС в период умственной нагрузки, которое вызвано значительным усилением симпатических тонических влияний на сердечно-сосудистую систему при умственной деятельности. Указанная реакция

свидетельствует о напряжении механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы. Подобная реакция сердечно-сосудистой системы при выполнении умственной деятельности расценивается как стрессовая. Установленное повышение ДАД при умственной работе и длительно сохраняющиеся его высокие значения в восстановительном периоде отражает устойчивое напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы при умственной нагрузке. Подобная динамика ДАД указывает н напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы к умственной деятельности.

Таким образом, адаптация к умственной нагрузке у большинства детей-сирот проявлялась существенным увеличение ДАД при возрастании САД и ЧСС, а также длительным восстановительным периодом вышеперечисленных параметров, что указывает на значительное напряжение механизмов регуляции центрального отдела сердечнососудистой системы.

Список литературы

1. Буторин Г.Г. Психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации: Дис. д-ра психол.наук: 19.00.04 : Челябинск, 2004. - 363 с.

2. Зиненко Е.С. Срочная адаптация центральной гемодинамики и кровообращения головного мозга детей дошкольного возраста к умственной нагрузке : диссертация ... кандидата биологических наук: 03.03.01 / Е.С. Зиненко. - Москва, 2010. - 115 с.

3. Кондратьев М.Ю. Психология межличностной значимости /М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев /М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с.

4. Ненашева А.В. Формирование аллостаза, особенности роста и развития детей из социально неблагополучных семей: диссертация ... доктора биологических наук: 03.00.13 /А.В. Ненашева. - Челябинск, 2008. - 382 с.

5. Пережогин Л.О. Асоциальное поведение детей и подростков. Профилактика и коррекция ассоциированных психических расстройств. Руководство для врачей /Л.О. Пережогин, Н.В. Вострокрутов. - М.: ФГБУ "ГНЦССП им. В.П. Сербского"Минздравсоцразвития России, 2012. - 234 с.

6. Пономарева Т.А. Срочная адаптация системы кровообращения детей младшего школьного возраста к работе на компьютере: Дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / Т.А. Пономарева. - Москва, 2005. - 176 с.

7. Русанов В.Б. Церебральная гемодинамика и функциональное состояние головного мозга школьников 16-17 лет: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Рязань, 2001. - 25 с.

8. Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации. Монография /Е.Г. Уманская. - М.: Изд-во "Прометей ", 2013. - 78 с.

9. Ярослоавцева И.В. Специфика развития депривированного подростка / И.В. Ярославцева. - Сибирский психологический журнал - № 21 - 2005 - с. 138-141.

FEATURES OF ADAPTATION TO THE INTELLECTUAL WORK OF CHILDREN-ORPHANS ON INDICATORS OF ACTIVITY OF CARDIOVASCULAR SYSTEM

N.V. VINOGRADOVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the relationship between irregularity development disadvantaged preschoolers and adaptive capacity of the PR body naturally. The results of the adaptation of Central hemodynamics to mental stress in children-orphans with different levels of mental deprivation.

Keywords: mental deprivation, irregularity development, orphans, adaptation, intellectual activity, cardiovascular system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.