2018, том 20 [4]
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-4-36-40
УДК 159.99
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Фаустова И.В., Гамова С.Н., Бакаева О.Н.
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы адаптации к школьному обучению детей с признаками гиперактивности. Акцентируется внимание на том, что ситуация школьного обучения усугубляет проблемы гиперактивных детей, поскольку повышенные требования начинают предъявляться именно к свойствам, которые у таких детей нарушены. В связи с этим их адаптация проходит более сложно. В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление гиперактивных детей среди первоклассников и изучение особенностей их адаптации к условиям обучения в школе. Полученные данные позволили сделать выводы, что проявления гиперактивности у детей младшего школьного возраста вызывают у них определённые трудности адаптации к школе, связанные с недостаточно сформированной произвольностью поведения, с несформированностью «внутренней позиции школьника», с низкой мотивацией учебной деятельности. Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, гиперактивность, адаптация к школе.
В настоящее время проблема гиперактивности детей приобретает психологическую значимость, так как она является одной из основных причин нарушений поведения и трудностей обучения, основные ее проявления мешают детям адаптироваться к жизни в обществе. Актуальность проблемы также определяется высокой распространенностью в детском возрасте и большой социальной значимостью.
Когда речь идет о гиперактивных детях, большинство исследователей (З. Тржесоглава, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясю-кова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Данное обозначение является общепринятым в России.
Между тем, Н.Н. Заваденко отмечает, что согласно последним исследованиям, для обозначения данного состояния больше подходит название «гиперактивное расстройство с дефицитом внимания» (ГРДВ) [1].
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Н.Н. Заваденко, А.Л. Сиротюк, Ю.С. Шевченко и др.). СДВГ чаще всего проявляется двигательной расторможенностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими [1]. Дети с СДВГ имеют нормальный и высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Начало обучения в школе, поступление в первый класс требуют от ребёнка более высоких форм произвольного поведения,
—--—
~ 36 ~
—--—
способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием. Помимо трудностей обучения, слабой успеваемости, данные нарушения влекут за собой неуверенность в себе и заниженную самооценку.
Трудности с организацией поведения и удержания внимания, как правило, ярко обнаруживаются у таких детей задолго до поступления в школу, с трех-четырехлетнего возраста. Ситуация школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. Ведь повышенные требования начинают предъявляться именно к свойствам, которые у детей нарушены. Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Как отмечает А.Л. Сиротюк, нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое [2].
По мнению Н.Н. Заваденко, к подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает, однако нарушения внимания и импульсивность у многих в той или иной степени сохраняется вплоть до взрослого возраста. Социальная значимость проблемы определяется тем, что у подростков с СДВГ нередко нарастают нарушения поведения, появляется агрессивность, возникают трудности во взаимоотношениях в семье в школе, ухудшается школьная успеваемость. Для таких детей характерно безответственное поведение, нарушение общественных правил, нередко возникает тяга к алкоголю и наркотикам.
Таким образом, нескорректированный в дошкольном и младшем школьном возрасте процесс развития таких детей приводит к нарушению процесса социализации, нарастанию не только школьной, но и более широкой социальной дезадаптации.
Причины школьной дезадаптации первоклассников связаны, по мнению Н.И. Гуткиной [3], с несформированностью у ребенка готовности к школьному обучению, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной
учебной программы в условиях обучения в группе сверстников» [4, с.495]. «Школьная адаптация -процесс перестройки познавательной, мотиваци-онной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформиро-ванности коммуникативных навыков и т.д. Незрелость, какой-либо из сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации» [5, с. 52]. Для многих детей поступление в школу может стать серьезным испытанием, особенно тяжело адаптироваться к школьному обучению гиперактивным детям.
Наше исследование было посвящено изучению особенностей адаптации к школе гиперактивных детей. Мы предположили, что проявления гиперактивности у детей младшего школьного возраста вызывают у них определённые трудности адаптации к школе, которые связаны с недостаточно сформированной произвольностью поведения, с несформированностью «внутренней позиции школьника», с низкой мотивацией учебной деятельности.
Для выявления детей с СДВГ мы использовали наблюдение за поведением детей во время их учебной и любой другой деятельности, тест объёма динамического внимания (с использованием таблиц Горбова), методику на диагностику продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марцинковская), анкетирование педагогов. Для выявления уровней адаптации к учебной деятельности были отобраны методика обобщения данных по адаптации первоклассников в школе (модификация методики Н.А. Малышевой), методика на оценку сформированности «внутренней позиции школьника» Л.И. Божович, методика М.Р. Гинзбург, направленная на определение мотивов учения.
Наблюдения за поведением детей во время их учебной и другой деятельности показали, что у 33% детей экспериментальной группы присутствует не более 3 признаков СДВГ, которые являются возрастными особенностями. Они относятся
~ 37 ~
—--—
к низкому уровню. Дети сдержанны в своём поведении на занятиях и вне занятий. Спокойно общаются как с учителем, так и со сверстниками. Остальные дети были отнесены к среднему (27%) и высокому (40%) уровням проявления гиперактивности. Такие дети с трудом доводят начатое дело до конца. Не всегда достигают результата самостоятельно, в любой деятельности нетерпеливы, не могут заниматься тихо, спокойно, часто мешают другим. В общении несдержанны, много разговаривают, часто перебивают учителя. Они не могут долго сидеть на одном месте, сидя на стуле, крутятся, часто меняют позу, особенно во время целенаправленной деятельности, легко отвлекаются на уроках. Часто ссорятся, не могут дождаться очереди. Когда учитель задаёт вопрос, такие дети не ждут окончания вопроса и сразу дают предположительный ответ. Имеют трудности в организации своего поведения, не могут отложить вознаграждение.
Далее был проведен тест объёма динамического внимания (с использованием таблиц Горбова). Результаты показали, что у 33% детей объём динамического внимания составил 35 минут. Это может говорить о том, что ребёнок не способен длительное время заниматься одним делом, часто отвлекается и задаёт много вопросов. У 27% детей объём динамического внимания составил 22 минуты. Дети охотнее выполняли задание, меньше отвлекались и старались получить лучший результат по сравнению со сверстниками. У 40% детей объём динамического внимания составил 18 минут. Дети достаточно быстро выполняли задание и не отвлекались.
Для того чтобы оценить устойчивость и продуктивность внимания у младших школьников была проведена Методика «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марцинковской). Результаты показали, что у 38% детей отмечается очень низкая устойчивость внимания. Они допускали большое количество ошибок, так как не могли сосредоточиться на выполнении задания, часто отвлекались и занимались более интересными для них делами. У 24% детей отмечается низкая устойчивость внимания. Они допускали более трёх ошибок в течение пяти минут в среднем, т.к. всячески пытались избежать
занятия, требующего умственных усилий. У 38% детей средний уровень устойчивости внимания. Задания выполнялись без ошибок, время затрачивали в среднем около трёх минут.
Далее было проведено анкетирование педагогов. Им было предложено ответить на вопросы анкеты. В них перечисляются такие признаки в поведении детей как двигательное беспокойство, раздражительность, постоянное ерзание на месте, невнимательность, нетерпимость и быстрое разочарование, склонность к проявлениям ярости, непредсказуемое поведение. У 40% детей наблюдается высокая степень импульсивности, средняя степень импульсивности - у 27% детей, низкая -у 33% детей. Результаты анкетирования помогли нам получить более полную характеристику на детей с СДВГ.
Анализ полученных результатов первого этапа констатирующего эксперимента показывает, что такие показатели как отсутствие умения оценивать себя и контролировать свои действия, отвле-каемость, невнимательность, низкая устойчивость внимания, нетерпимость, агрессивность, непредсказуемое поведение, характерные для гиперактивных детей, наблюдаются у 40% испытуемых.
Второй этап экспериментального исследования был посвящен изучению особенностей адаптации гиперактивных детей к школьному обучению. Методика обобщения данных по адаптации первоклассников в школе (Н.А. Малышевой) показала, что у 15% детей наблюдается высокий уровень адаптации. Дети с интересом учатся, активны на уроках, дисциплинированы и организованны. У них достаточно хорошо складываются отношения с другими детьми в классе. У 45% детей наблюдается средний уровень адаптации. Дети недостаточно дисциплинированны, невнимательны, но активны на уроках и общительны. У 40% детей наблюдается низкий уровень адаптации. Дети неорганизованны, невнимательны, работоспособность снижена, плохо усваивают школьную программу, нуждаются в дополнительной индивидуальной помощи на уроках.
~ 38 ~
—--—
Методика на оценку направленности ребёнка на процесс обучения в школе (Л.И. Божович) позволила изучить, в какой мере у ребёнка сформирована «социальная позиция школьника». Результаты данной методики показали, что у 60% детей сформирована «социальная позиция школьника». Об этом свидетельствуют ответы детей: отказ от предложения ещё год посещать детский сад или оставаться дома; направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу; отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются; предпочтение школы с определёнными правилами; ориентация на обучение в классе; выбор отметки как формы оценки учебной работы. У 40% детей не сформирована «социальная позиция школьника», так как они предпочитают походить в детский сад; выбирают отметку как способ получения вознаграждения; выбирают школу, где нет правил и т.п.
Методика М.Р. Гинзбург, направленная на определение мотивов учения, показала, что для 29% детей характерен учебно-познавательный мотив, так как им нравится учиться, и они бы хотели иметь таких друзей и учиться с ними. Для 5% детей характерны широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения. Они хотят в будущем получить профессию и быть полезными обществу. Для 1% детей характерен «позиционный мотив», связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, потому что именно в школе они чувствуют себя взрослыми. Для 13% детей характерен игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу. Они ходят в школу, потому что у них здесь много друзей и есть с кем играть. Для 52% детей характерен мотив получения высокой отметки. Им нравится получать пятерки, потому что они получают за это материальное вознаграждение и их хвалят дома.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать выводы, что большинство учеников с гиперактивностью учебный процесс привлекает недостаточно, мотивация их поверхностна и неустойчива. При этом, хотя дети и имеют положительное отношение к школе, но
школа привлекает их больше внешними сторонами. Познавательные мотивы сформированы у них ещё в недостаточной степени, и учебный процесс привлекает их слабо. На уроках такие дети часто занимаются посторонними делами, играми, учебные задания и учебная деятельность для них совершенно непривлекательны. Педагоги отмечают у них такие недостатки, как постоянная невнимательность на уроках, они понимают и не выполняют указаний учителя без дополнительных разъяснений, сопротивляются включению в учебный процесс, часто провоцируют конфликты со сверстниками, плохо усваивают учебную программу.
Таким образом, исходя из результатов второго этапа экспериментального исследования, можно сделать вывод, что у детей с СДВГ наблюдаются трудности в адаптации к школе. Две трети из них имеют низкую личностную готовность к обучению, слабо мотивированы на учебную деятельность, они не готовы принять новую социальную позицию - ученика, принять авторитет учителя и оказывают внутреннее сопротивление в отношении учебной ситуации. Процесс их адаптации протекает значительно медленнее, по сравнению с детьми без признаков гиперактивности, и с большими трудностями, негативно сказывающимися на освоении образовательной программы.
Для подтверждения статистической значимости полученных результатов и для того чтобы выявить взаимосвязь между гиперактивностью и трудностями адаптации к школе у первоклассников был проведен корреляционный анализ.
Существует статистически значимая положительная взаимосвязь между гиперактивностью ребенка и признаками дезадаптации по методике Н А. Малышевой (0,542 при p< 0,001). Основными признаками в данном случае являются: неорганизованность, невнимательность, снижена работоспособность, плохо усваивается школьная программа, нуждается в дополнительной индивидуальной помощи на уроках.
В проведенном исследовании обнаружена корреляционная взаимосвязь между гиперактивно-
~ 39 ~
—--—
стью ребенка и несформированностью «внутренней позиции школьника» по методике Л.И. Божо-вич (0,469 при р< 0,001).
Установлена также связь между гиперактивностью ребенка и преобладанием игрового мотива и мотива получения высокой отметки как средства достижения вознаграждения по методике М.Р. Гинзбург (0,385 при р< 0,001).
Таким образом, корреляционный анализ позволил доказать, что проявления гиперактивности у детей младшего школьного возраста вызывают у них определённые трудности адаптации к школе, связанные с недостаточно сформированной произвольностью поведения, с несформиро-ванностью «внутренней позиции школьника», с низкой мотивацией учебной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов. - М., 2018.
[2] Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -М., 2002.
[3] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб., 2004.
[4] Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак. - 2003.
[5] Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Д, 2008.
FEATURES OF ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH HYPERACTIVITY TO TRAINING AT SCHOOL
Faustova I.V., Gamova S.N., Bakayeva O.N.
Bunin Yelets state university, Yelets, Russian Federation
Annotation. Article is devoted to a research of a problem of adaptation to school training of children with signs of hyperactivity. The attention is focused that the situation of school training aggravates problems of hyperactive children as increased requirements begin to be imposed to properties which at such children are broken. In this regard their adaptation takes place more difficult. Results of the pilot study directed to identification of hyperactive children among first graders and studying of features of their adaptation to training conditions at school are presented in article. The obtained data have allowed to draw conclusions that manifestations of hyperactivity at children of younger school age cause in them the certain difficulties of adaptation to school connected with insufficiently created randomness of behavior, with not formation of "an internal position of the school student", with low motivation of educational activity. Key words: children of younger school age, hyperactivity, adaptation to school.
REFERENCES
[1] Zavadenko N.N. Giperaktivnost and deficiency of attention at children's age: manual for higher education institutions. - M, 2018.
[2] Sirotyuk A.L. A syndrome of deficiency of attention with hyperactivity. Diagnostics, correction and practical recommendations to parents and teachers. - M, 2002.
[3] Gutkina N.I. Psychological readiness for school. -SPb., 2004.
[4] The big psychological dictionary / under B.G. Mesh-cheryakov, V.P. Zinchenko's edition. - M.: Prime-Evroznak. - 2003.
[5] Istratova O.N., Eksakusto T.V. Reference book by the psychologist of elementary school. - Rostov N / 2008.
~ 40 ~