Научная статья на тему 'Особая экономическая зона как фактор повышения инвестиционной привлекательности Магаданской области'

Особая экономическая зона как фактор повышения инвестиционной привлекательности Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX AND CUSTOMS PRIVILEGES / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / MAGADAN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальцева Наталья Васильевна

Важным условием обеспечения экономического роста региона и государства в целом является привлечение инвестиций. Для обеспечения инвестиционной привлекательности наравне с экономическими мерами могут использоваться меры институционального характера. К числу таких мер относятся специальные налоговые и таможенные режимы. Рассмотрены эффекты и недостатки действия особой экономической зоны в Магаданской области с 1999 г. На примере инвестиционного проекта освоения железорудного узла в Северо-Эвенском районе показана взаимовыгодность продления специальных условий для государства, инвестора и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magadan Region''s Investment Attractiveness: A Special Economic Zone

The article covers Magadan Region (MR) a Far Eastern subject in the Russian Federation noting its investment attractiveness. In so doing the commentary highlights that region's selection as a Special Economic Zone (SEZ). The critique suggests at this stage that it is important for nationwide economic growth in general and statewide growth in particular to attract investment. This could be carried out, the paper postulates, by ensuring the client environment (country or region) has suitable institutional measures for economic expansion. The measures include the special tax and customs regime derived from MR's SEZ status. Subsequently, the document deals with MR as an SEZ, revealing both the advantages and disadvantages of its activities. The review says that these include the development of a successful iron-ore industrial plant in Severo-Evensky district since 1999. That plant, the blueprint adds, offers 'special provisions' that benefit financial investors in the region.

Текст научной работы на тему «Особая экономическая зона как фактор повышения инвестиционной привлекательности Магаданской области»

Особая экономическая зона

как фактор повышения инвестиционной

привлекательности Магаданской области

Magadan Region's Investment Attractiveness: A Special Economic Zone

Гальцева Наталья Васильевна

заведующий сектором экономики СевероВосточного комплексного научно-исследовательского института им. Н. А. Шило Дальневосточного отделения РАН (г Магадан), соруководитель Научно-образовательного центра МИЭ СПбУУЭ и СВКНИИ ДВО РАН, доктор экономических наук, доцент 685000, г Магадан, Портовая ул., д. 16

Gal'tseva Natal'ya Vasil'evna

Northeastern Complex Research Institute Far Eastern Branch of the Russian Academy of Science Portovaya Str. 16, Magadan, Russian Federation, 685000

Важным условием обеспечения экономического роста региона и государства в целом является привлечение инвестиций. Для обеспечения инвестиционной привлекательности наравне с экономическими мерами могут использоваться меры институционального характера. К числу таких мер относятся специальные налоговые и таможенные режимы.

Рассмотрены эффекты и недостатки действия особой экономической зоны в Магаданской области с 1999 г На примере инвестиционного проекта освоения железорудного узла в Северо-Эвенском районе показана взаимовыгодность продления специальных условий для государства, инвестора и региона.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, налоговые и таможенные льготы, особая экономическая зона, Магаданская область

The article covers Magadan Region (MR) — a Far Eastern subject in the Russian Federation — noting its investment attractiveness. In so doing the commentary highlights that region's selection as a Special Economic Zone (SEZ). The critique suggests at this stage that it is important for nationwide economic growth in general and statewide growth in particular to attract investment. This could be carried out, the paper postulates, by ensuring the client environment (country or region) has suitable institutional measures for economic expansion. The measures include the special tax and customs regime derived from MR's SEZ status. Subsequently, the document deals with MR as an SEZ, revealing both the advantages and disadvantages of its activities. The review says that these include the development of a successful iron-ore industrial plant in Severo-Evensky district since 1999. That plant, the blueprint adds, offers 'special provisions' that benefit financial investors in the region.

Keywords: investment attractiveness, tax and customs privileges, special economic zone, Magadan Region

Базовой отраслью экономики Магаданской области является добыча благородных металлов — золота и серебра. Объективное ухудшение горно-геологических характеристик в освоенных районах области в связи с разработкой месторождений золота более 80 лет привело к существенному снижению объемов его добычи. В результате уменьшения объемов добычи золота за период 2000-2013 гг. на 30% Магаданская область с 1-го места в рейтинге золотодобывающих регионов России (2000-2002 гг.) переместилась на 5-е [1].

УДК 332.13

Компенсирующим фактором в объеме промышленного производства региона стало масштабное наращивание объемов добычи серебра: в последние годы Магаданская область является крупнейшим производителем данного металла в России (рис. 1).

Существенно снизилась привлекательность Магаданской области для проживания. Покупательная способность денежных доходов населения1 составляет лишь 3,3 (в среднем по РФ — 3,4) [2], в то время как в советский период среднедушевые доходы обеспечивали пять прожиточных минимумов (прожиточный минимум 2012 г был приведен к ценам 1991 г. с использованием индекса потребительских цен в регионе). То есть доходы населения не компенсируют дискомфортные условия проживания в северном регионе. В результате по масштабу оттока населения Магаданская область является лидером среди регионов Дальневосточного федерального округа с опережением следующего за ней региона — Еврейской автономной области в 1,5 раза [3]! Причем если в доперестроечный период территорию области покидали преимущественно пенсионеры, то в современных условиях на постоянное место жительства в другие более благоприятные районы перемещаются и граждане трудоспособного возраста.

Так, за период с 1990-го по 2000 г. население территории уменьшилось в 2 раза, а за период с 2000-го по 2013 г. еще в 1,3 раза (рис. 2).

Итогом происходящих процессов в социально-экономическом развитии региона является устойчиво высокая доля федеральных дотаций в бюджете территории — за период с 2000-го по 2012 г. в диапазоне от 40 до 56% (рис. 3), а суммарные затраты федерального бюджета на поддержание Магаданской области составили 81,1 млрд руб. безвозмездных перечислений [2].

Для перелома существующих тенденций и начала масштабного экономического роста необходима диверсификация промышленного производства Магаданской области, объективные предпосылки которой связываются с дальнейшим освоением минерально-сырьевой базы региона и организацией на этой основе перерабатывающих производств.

В этой связи жизненно необходимым является выявление экономических и институциональных условий, способствующих приходу в Магаданскую область инвесторов, что обусловливает актуальность данного исследования.

По нашей оценке, выполненной на основе данных ФБУ «ТФГИ по ДВФО», минерально-сырьевой потенциал недр территории Магаданской области (сумма балансовых и забалансовых запасов, а также прогнозных ресурсов) на 01.01.2012 г. в стоимостном выражении составляет 79,4 трлн руб. Наибольшую долю занимают нефть и газ — 65%, золото и сере-

1 Отношение среднедушевого денежного дохода к величине прожиточного минимума.

35

30

25

g 20

4 о га eS

5 15

ю о

и

903,9

10

910

780

650 н

а а to

520 ft ф о а i1

390 ю о Я

61,8

260

130

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

— золото; — серебро

Рис. 1. Динамика добычи золота и серебра в Магаданской области, т

200 193>9

187,2 181,8 178>3

174,7 171>6 168>5 165>8

163,0 161,2 1 KQ Л 1 Кй К

15У,и I56'5 154,5 152,3

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 2. Динамика численности населения в Магаданской области [2]

бро — 10%, черные металлы — 7,3%, уголь — 8%, цветные металлы — 5,5% (рис. 4) [4].

Для реализации имеющегося потенциала в государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» включен ряд проектов территории, предусматривающих освоение железорудного сырья, меди, цементного сырья и бурых углей. Важной особенностью проектов является организация законченных производственных циклов для получения продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако, по данным проектам, Программой не предусмотрено бюджетное финансирование, их освоение предусмотрено за счет средств частных инвесторов [5].

Действительно, в результате усилий Администрации Магаданской области по привлечению инве-

сторов во время презентаций инвестиционных возможностей региона в странах АТР к данным проектам уже проявлен серьезный интерес крупными китайскими компаниями — китайской инженерно-технологической компанией QMCC (на объекты железа и меди) и китайской международной инженерно-строительной компанией цветной металлургии NFC (объекты цинка). Однако сдерживающими факторами их продвижения являются расположение месторождений в удаленных районах области и отсутствие энергетической и транспортной инфраструктуры, сооружение которых за счет инвестора ведет к значительному удорожанию инвестиций на осуществление проектов, а бюджетное финансирование не предусмотрено государственными программами вплоть до 2025 г.

А

50

40

ч: о х о

« 30

56,25 56,18

46,7

49,4 48Д 49,0

51,4

40,2

20

10

47,5 48,1

52,9

46,7 45,7

43,9

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Год

Рис. 3. Динамика доли дотаций в доходах консолидированного бюджета Магаданской области

В то же время очевидно, что центром мировой экономической жизни становятся страны АТР, здесь уже сосредоточено более 60% валового мирового продукта, поэтому в настоящее время проводится новая государственная политика по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Она направлена на максимальное использование экономического потенциала этих районов и стабилизации численности населения. Для этого разрабатывается система мер, стимулирующих улучшение инвестиционного климата для реализации крупномасштабных проектов. Наряду с прямым финансированием инфраструктурных объектов в рамках федеральных программ государство предоставляет нормативно-правовые преференции инвесторам.

Например, согласно Федеральному закону от 30 сентября 2013 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации»1 на проекты, реализуемые с 1 января 2014 г. при условии, что объем инвестиций составляет от 50 млн руб., если срок строительства объекта не превышает 3 лет или 500 млн руб. при инвестировании в объект не более 5 лет, распространяется действие льгот по налогу на прибыль и по налогу на добычу полезных ископаемых [6].

Для инвестиционных проектов Магаданской области преференцией государства может стать продление специального налогового и таможенного режима особой экономической зоны (ОЭЗ), который заканчивается 31 декабря 2014 г. Особый правовой режим хозяйственной деятельности в административных границах города Магадана был установлен в

1 Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

1999 г. Федеральным законом от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» [7] для создания благоприятных условий социально-экономического развития Магаданской области (рис. 5).

Механизмом для достижения поставленных целей явились льготный налоговый и таможенный режимы ОЭЗ. Воспользоваться льготами имеют право только зарегистрированные участники особой экономической зоны — юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие основную хозяйственную деятельность, имеющие не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области и заключившие с администрацией ОЭЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ. Налоговые льготы

• В период с 1999-го по 31 декабря 2006 г. льготный налоговый режим предусматривал освобождение участников ОЭЗ от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (таких как НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, водный налог и т. д.).

• С 1 января 2007 г. участники ОЭЗ освобождены лишь от уплаты налога на прибыль в части прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы Магаданской области. Таможенные льготы

• Льготный таможенный режим предусматривает, что иностранные товары, ввозимые ими на территорию ОЭЗ, размещаются и используются на этой территории без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Указанные льготы не распространяются на подакцизные товары.

• Иностранные товары, подвергнутые достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательством, признаются товаром Таможенного союза.

Углеводороды — 65%

Рис. 4. Структура стоимости минерально-сырьевого потенциала Магаданской области

, , ж/Чл

РЕСПУБЛИКА САХА НАИТИЯ)

к х Е '

1

ч

Я

К

Г Ъй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'з< г пжг^? у- \ I \с \frtf - -Ч

к

V

«АЧвешй КРАЙ

^ Г . - г > % * - ■ .

¿Ял ¿>/1 "

Г'

! уЦЛ""1

/

^ - - . —

Ф

Ош.СШИ ран^и

Ч

Границы ОЭЗ

ОХОТСКОЕ

М 0 Р I

Рис. 5. Границы особой экономической зоны Магаданской области

За истекший период режим особой экономической зоны уже обеспечил решение важных социально-экономических проблем территории и позволил [8-9]:

1. Повысить эффективность производства хозяйствующих субъектов — участников ОЭЗ за счет снижения объективно высоких издержек, обусловленных отдаленностью региона от промышленных центров и суровыми климатическими условиями, предоставляя налоговые и таможенные льготы. Благодаря режиму ОЭЗ по состоянию на 1 января 2013 г. только 8% от общего числа участников ОЭЗ являлись убыточными, а в целом по области данный показатель составлял 30%.

2. Сдерживать рост цен на товары и услуги (индекс потребительских цен на товары и услуги населению снизился со 149% в 1999 г. до 109% в 2012 г.). Причем в период с 1999-го по 2006 г., когда участники ОЭЗ освобождались от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, показатель по Магаданской области находился ниже среднероссийского.

3. Сохранить рабочие места на предприятиях и создавать новые. В период действия ОЭЗ были построены новые предприятия (Колымский аффинажный завод, завод по производству взрывчатых эмульсионных веществ) и расширены имеющиеся (созданы новые участки производств, например на Магаданском механическом заводе, в агропромышленном комплексе). В настоящее время в режиме ОЭЗ работают около 100 субъектов малого и микропредпринимательства.

4. Реконструировать, технически перевооружить и развить предприятия региона (средства, высвобожденные предприятиями — участниками ОЭЗ, направлялись ими, с том числе на развитие собственных производств. Кроме того, обязательным условием для получения льготы по налогу на прибыль организаций является инвестирование прибыли в развитие производства на территории Магаданской области. С 2007 г. 0,7 млрд руб. собственной прибыли было инвестировано участниками ОЭЗ для получения льготы в рамках режима ОЭЗ).

5. Обеспечивать социальные гарантии, соответствующий уровень жизни для населения Магаданской области (напрямую из средств внебюджетного фонда ОЭЗ 2,4 млрд руб. было направлено на мероприятия в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта и решение социальных проблем).

6. Частично модернизировать инфраструктуру региона (напрямую из средств внебюджетного фонда ОЭЗ было направлено 1,2 млрд руб. на новое строительство, модернизацию, реконструкцию и ремонт объектов энергосистемы региона; 0,7 млрд руб. было инвестировано в промышленность, транспорт и связь региона).

7. Увеличить объем инвестиций (за счет дополнительных средств, остающихся в распоряжение участников ОЭЗ, у предприятий появилась возможность обновлять основные фонды, а в области — дополнительные источники инвестиций. За период с 2000-го по 2012 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по области вырос с 2057,0 млн руб. до 24 922 млн руб. В настоящее время участниками ОЭЗ обеспечивается 25% областного объема инвестиций в основной капитал).

В то же время изначально ожидался больший эффект от льгот ОЭЗ, его недополучение можно объяснить недостатками сформулированных условий ОЭЗ, следствием чего явились:

1. неопределенность правового поля. Несмотря на очевидное положительное влияние особого правового режима на экономику территории, весь период функционирования ОЭЗ явился периодом доказательства легитимности ее существования, а также становления правовой базы в условиях часто изменяющегося налогового и таможенного законодательства. Так, с введением Налогового кодекса Российской Федерации в действие, начиная с 2000 г., только налоговыми органами вынесено порядка 3000 решений о признании льгот, предоставляемых режимом ОЭЗ, незаконными и привлечении участников ОЭЗ к ответственности за их использование. В результате длительных судебных разбирательств, а также многократных налоговых проверок множество предприятий отказались от участия в ОЭЗ;

2. невозможность использования налоговых льгот предприятиями базовых отраслей региона и инфраструктуры (золотодобывающей и рыбной отрасли, аэропорт «Магадан», морской торговый порт), так как льготами они могли воспользоваться работы на территории Магаданской области и при условии реализации продукции также участникам ОЭЗ (например, золото недропользователи реализуют филиалам банков, зарегистрированных вне Магаданской области, а рыбодобывающие ведут промысел за пределами территории Магаданской области);

3. утрата стимулирующей функции налоговой части льгот после отмены льгот по федеральной части налогов с 2006 г.: доля инвестиций участников ОЭЗ начинала резко падать, так как именно финансовые ресурсы, остающиеся в распоряжении предприятий, они инвестировали в собственное развитие; темпы роста потребительских цен на товары и услуги в Магаданской области стали опережать темпы роста среднероссийских.

В результате множество ограничений, сформулированных в законе об ОЭЗ, не позволили реализовать в полном объеме потенциал, заложенный при ее создании на территории области.

В то же время наличие ОЭЗ — несомненное конкурентное преимущество Магаданской области среди регионов Дальнего Востока, поэтому администрация и научное сообщество прилагают большие усилия для продления действия ОЭЗ, доказывая ее необходимость для привлечения инвесторов. Выгодность пролонгации режима ОЭЗ при условии внесения в него ряда изменений иллюстрируется расчетами по конкретным проектам, реализация которых даст региону ощутимый социально-экономический эффект.

Рассмотрим эффективность условий ОЭЗ в полном объеме, действовавших до 2007 г., на примере масштабного проекта освоения железорудных месторождений в Северо-Эвенском районе (рис. 6), самом дотационном (более 80% дотаций) и малоосвоенном районе Магаданской области (2500 чел.).

Суммарные прогнозные ресурсы железорудного узла оцениваются в 1990 млн т руды и 756 млн т железа, проектом предусмотрена не только добыча, но и переработка сырья. Однако для организации добычи необходимо сооружение следующих объектов инфраструктуры:

• морского порта;

• ТЭЦ;

• ЛЭП для энергоснабжения добывающих, горно-обогатительного и перерабатывающего предприятий;

• железной дороги для обеспечения углем ТЭЦ, завоза грузов для строительства предприятий и вывоза готовой продукции.

Рис. 6. Южно-Омолонский железорудный узел

Поскольку данные объекты не включены в федеральные программы до 2025 г., специальный налоговый и таможенный режим ОЭЗ могут удешевить проект как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации.

По данному проекту проведены лишь предпроект-ные оценки инвестиций и эффектов, расчеты очень приблизительны, они лишь иллюстрируют взаимовыгодность предоставляемых льгот для всех участников процесса — инвестора, государства, региона.

Суммарные инвестиции с учетом затрат на строительство основных производственных объектов — горно-обогатительного комбината (ГОКа) и горнометаллургического комбината (ГМК) — составили 111,7 млрд руб., из них доля инфраструктурных объектов — 43% (табл. 1).

С одной стороны, только за период строительства объектов по проекту государство недополучит в федеральный бюджет 19,6 млрд руб. в виде налогов и платежей. С другой стороны, льготы по таможенным платежам на завозимое оборудование и расходные материалы, а также освобождение от федеральной части уплачиваемых налогов обеспечат снижение объема суммарных инвестиций на 19,6 млрд руб.

(на 17,6%), что практически соответствует стоимости сооружения двух инфраструктурных объектов — ТЭЦ и морского порта.

В то же время недополучение сумм таможенных сборов и налоговых отчислений в федеральный бюджет с началом эксплуатации объектов проекта будет компенсировано экономией затрат федерального бюджета на дотации в консолидированный бюджет региона в связи с увеличением собственной налоговой базы. В результате 19,6 млрд руб. упущенной выгоды федерального бюджета окупятся дополнительными ежегодными налогами в региональный и муниципальный бюджет в объеме (5,1 млрд руб.1) за 4 года (табл. 2).

Поскольку на данной стадии оценки проекта нет возможности оценить эксплуатационные затраты по объектам, а также полную сумму уплачиваемых налогов, очевидно, что совокупный эффект будет значительно выше как для инвестора, так и для государства. Действие режима ОЭЗ повысит инвестиционную

1 Расчеты выполнены по части налогов, которые можно определить на стадии укрупненной предпроектной оценки (НДФЛ, НДПИ, налог на прибыль).

Таблица 1

Эффективность условий ОЭЗ для инвестора

Объекты Инвестиции, млрд руб. Льготы в условиях ОЭЗ, млрд руб. Экономия затрат инвестора,% Инвестиции в условиях ОЭЗ, млрд руб.

1. Горно-обогатительный комбинат 11,6 2,1 18,5 9, 5

2. Горно-металлургический комбинат 51,6 9,8 18,9 41,8

3. ТЭЦ 9,0 1,7 18,5 7,3

4. Железная дорога 24,8 3,5 14,0 21,3

5. Морской порт 11,5 2,1 18,5 9,4

6. ЛЭП 3,2 0,5 14,6 2,7

Итого 111,7 19,6 17,6 92,1

Таблица 2

Расчет компенсации потерь федерального бюджета

Показатель Величина

Потери федерального бюджета от преференций ОЭЗ в период строительства объектов проекта, млрд руб. 19,6

Дополнительные налоги проекта в бюджет Магаданской области на стадии эксплуатации, млрд руб./г. 5,1

Окупаемость потерь федерального бюджета за счет уменьшения дотаций в Магаданскую область, лет 4

привлекательность как конкретного проекта, так и региона в целом, а государству не придется изыскивать (или в меньших объемах) инвестиции на создание инфраструктуры.

На региональном уровне реализация проекта обеспечит:

1. снижение дотационности бюджета Магаданской области с 46 до 27% (без учета налогов предприятий энергетической и транспортной инфраструктуры);

2. увеличение численности занятых в экономике региона на 5700 чел. за счет промышленных объектов, а с учетом численности в обслуживающих отраслях порядка 34 000 чел. В результате численность населения Северо-Эвенского района увеличится в 14 раз, Магаданской области — на 22%;

3. снижение тарифов на электроэнергию за счет централизованного энергоснабжения, уменьшение затрат населения на оплату услуг ЖКХ;

4. последовательное освоение других ресурсов Севе-ро-Эвенского района — золота, угля и др. — после сооружения инфраструктуры в рамках рассмотренного проекта;

5. мультипликативный эффект в других видах экономической деятельности района — транспорте, связи, торговле и др.

Следует учесть, что полученные эффекты будут носить долгосрочный характер, так как период реализации проекта составляет не менее 40 лет.

Выводы

Предоставление преференций в рамках особой экономической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности Магаданской области.

Налоговые и таможенные льготы дают существенную экономию затрат инвестора на реализацию проектов, что повышает их эффективность и снижает риски.

Необходимо продлить действие режима особой экономической зоны за пределы 2014 г. в целях обеспечения стабильности правового пространства для хозяйствующих субъектов и гарантий на срок прохождения всего инвестиционного цикла — от капитальных вложений до получения реальных доходов предприятий и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

При продлении режима ОЭЗ необходимо восстановить налоговые льготы в полном объеме, действовавшем до 2007 г., так как в результате именно этих преференций удается сдерживать темпы роста цен на товары и услуги в регионе и таким образом создавать благоприятные условия ведения бизнеса, а, следовательно, и инвестиций.

Данные меры позволят ускорить приход инвесторов в регион, а реализация первоочередных проектов обеспечит масштабный экономический рост, приток населения и бездотационный бюджет.

Литература

1. Кавчик Б. К. Добыча золота в регионах: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zolotodb.ru/articles/techni-са1/10922.

2. Статистический ежегодник. Магаданская область. 2013: Стат. сб. / Магаданстат. Магадан, 2013. 275 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. 2013. 990 с.

4. Гальцева Н. В., Шарыпова О. А., Голубенко И. С. Создание программного модуля для оперативной переоценки минерально-сырьевого потенциала Магаданской области // Материалы Всероссийской научной конференции «Чтения памяти академика К. В. Симакова». Магадан, 2013. С. 85-87.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 № 466-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70351168/.

6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стиму-

лирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 267-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ш/70461610/.

7. Об Особой экономической зоне в Магаданской области: Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ш/12115795/

8. Гальцева Н. В. Предпосылки и перспективы реструктуризации экономики Магаданской области / Отв. ред. Н. А. Горячев. М.: КомКнига, 2009. 320 с.

9. Гальцева Н. В. Особая экономическая зона как инструмент либерализации внешнеэкономических связей Магаданской области // Вестник СВНЦ ДВО РАН. 2013. № 4. С. 123-128.

References

1. Kavchik B. K. Gold mining in Russia's regions. Available at: http://zolotodb.ru/articles/technical/10922. (in Russ.).

2. Statisticheskiy ezhegodnik. Magadanskaya oblast'. 2013: Stat. sb. [Statistical Yearbook. Magadan region. 2013: Stat. coll.]. Magadan, Magadanstat Publ., 2013. 275 p.

3. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2013: Stat. sb. [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2013: Stat. coll.]. Moscow, Rosstat Publ., 2013. 990 p.

4. Gal'tseva N. V., Sharypova O. A., Golubenko I. S. Sozdanie pro-

grammnogo modulya dlya operativnoy pereotsenki mineral'no-syr'evogo potentsiala Magadanskoy oblasti [Developing a software module for rapid revaluation of mineral potential of the Magadan region]. Mat. Vseross. nauch. konf. "Chteniya pamyati akademika K.V. Simakova" [Proc. All-Russ. sci. conf. "Readings in memory of academician K.V. Simakov"]. Magadan, 2013, pp. 85-87.

5. RF Government Decree of March 29, 2013 № 466-r on approval of the state program of the Russian Federation "Socioeconomic development of the Far East and the Baikal region". Available at: http://base.garant.ru/70351168/. (in Russ.).

6. RF Federal Law of September 30, 2013 № 267-FZ "On amendments to parts one and two of the Tax Code of the Russian Federation as related to the promotion of the regional investment projects implementation in the territories of the Far Eastern Federal District and certain subjects of the Russian Federation". Available at: http://base.garant.ru/70461610/. (in Russ.).

7. RF Federal Law of May 31, 1999 № 104-FZ "On the special economic zone in the Magadan region". Available at: http:// base.garant.ru/12115795/. (in Russ.).

8. Gal'tseva N. V. Predposylki i perspektivy restrukturizatsii ekonomiki Magadanskoy oblasti [Prerequisites and prospects for economic restructuring of the Magadan region]. Moscow, KomKniga Publ., 2009. 320 p.

9. Gal'tseva N. V. Osobaya ekonomicheskaya zona kak instrument liberalizatsii vneshneekonomicheskikh svyazey Magadanskoy oblasti [Special economic zone as instrument of liberalization of foreign economic relations of the Magadan region]. Vestnik Severo-Vostochnogo nauchnogo tsentra DVO RAN [Bulletin of the North-East Scientific Center, Far East Branch of the Russian Academy of Sciences], 2013, no. 4, pp. 123-127.

Оленеводство на севере Дальнего Востока России

Reindeer Herding in the Northern Section of the Russian Far East

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 332.154

Полежаев Алексей Николаевич

профессор Магаданского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор биологических наук 685000 г Магадан, Новая ул., д. 27

Polezhaev Aleksey Nikolaevich

Magadan Institute of Economics — Branch of St. Petersburg University of Management and Economics

Novaya Str. 27, Magadan, Russian Federation, 685000

В настоящее время поголовье домашних оленей на Севере Дальнего Востока России существенно сократилось по сравнению с концом прошлого века. Емкость пастбищ используется только на одну четверть. Одна из причин этого - направление государственных субсидий на поддержание традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера. Традиционная система ведения оленеводства обеспечивает сохранение культурных традиций, но не решает проблему полного освоения имеющихся ресурсов пастбищ. В публикации показаны преимущества товарного оленеводства. Предлагается сбалансированно развивать в регионе обе формы ведения оленеводства.

Ключевые слова: домашние северные олени, оленьи пастбища, традиционное оленеводство, товарное оленеводство

The article has described how reindeer herding is carried out in the northern sector of Russia's Far East, noting a major decrease in the number of semi-domesticated flocks over the last quarter century. One possible cause of this, the report contends, might be the ongoing reduction of grazing space. The critique suggests at this stage that the government might be causing this 'negative impact' by diminishing the subsidies for maintaining the traditional lifestyle of the country's 'indigenous populations.' Moreover, the presently accepted system of caring for reindeer herds preserves cultural traditions, but does not manage the challenges related to the available grazing space. The blueprint in closing has called for 'commercializing' reindeer in Russia's Far East, claiming that this change would resolve both herd- and grazing-space-tied issues.

Keywords: domestic reindeer, reindeer grazing space, traditional herding, commodity-type reindeer

Северное оленеводство всегда рассматривается не только как отрасль животноводства, но и как ключевой элемент сохранения древних традиций коренных малочисленных этносов. Домашние олени некогда обеспечивали автохтонное существование уникальной цивилизации кочевых народов на просторах Севера Евразии. Включение этих территорий в состав России со временем привело к коренному изменению уклада жизни аборигенного населения, но уникальные породы оленей, навыки содержания этих животных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.