С.Л. ЕРМАКОВ
кандидат экономических наук, доцент Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
Е.Е. ФРОЛОВА
зав. кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, профессор, г. Иркутск
e-mail: [email protected]
ОСНОВЫ ВНУТРИБАНКОВСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
Анализируются основы внутрибанковского управления и регулирования банковских рисков. Подробно раскрывается функция службы внутреннего контроля в рамках внутрибанковского управления, а также роль, задачи и полномочия регулирующих органов в организации эффективного банковского надзора, построении эффективной системы правовых норм, регламентирующей видовые особенности принимаемых на себя банком рисков, управление ими, пути быстрого выхода из кризисных ситуаций. Детально рассмотрены основные виды банковских рисков.
Ключевые слова: риски в деятельности кредитных организаций, внутренний контроль в банке, эффективные системы управления банковскими рисками, операционный риск, валютный риск, фондовый риск, обязательные экономические нормативы деятельности банков.
УДК 336.71(47)
ББК 65.262.10(2Рос)
S.L. ERMAKOV
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
E.E. FROLOVA
Chairholder, Chair of Business and Finance Law Department, PhD in Law, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF INTRABANK CRISIS MANAGEMENT AND BANKING RISKS REGULATION
The article analyzes fundamental principles of intrabank management and banking risks regulation; it also presents a detailed explanation of the function of Internal Control Service within intrabank management and the role, goals and authorities of regulating bodies in organizing effective banking supervision; constructing an effective system of legal regulations which governs specific features of the risks assumed by a bank; the risks management and fast ways to overcome crises. The authors study major banking risks in details.
Keywords: credit organizations activity risks, internal control in bank, effective systems of banking risks management, operational risk, exchange rate risk, equity risk, statutory economic requirements for banking activity.
Кредитная организация, банк не могут заведомо ставят под удар не собственные,
функционировать в безрисковом поле. а чужие, клиентские средства, за которые
Это — мировая аксиома. Однако при сопри- в будущем придется держать ответ. Кроме
косновении с рисковой деятельностью они того, функционирование в условиях пос-
© С.Л. Ермаков, Е.Е. Фролова, 2011
тоянной нестабильности внутренней и внешней экономической и политической среды (а иначе в условиях рыночной экономики просто невозможно) требует от кредитной организации принятия превентивных мер антикризисного управления, осуществления риск-менеджмента.
Таким образом, очевидно, что банки обязаны на постоянной основе осуществлять мероприятия по противодействию всевозможным риск-последствиям, по внутреннему контролю.
Наличие службы внутреннего контроля дает основание полагать, что в банке должным образом организована и функционирует система антикризисного управления. Вместе с тем наличие службы внутреннего контроля, обеспечивающего соблюдение подразделениями банка утвержденного регламента, а следовательно, гарантирующего стабильность систем управления банком независимо от конъюнктурных обстоятельств, означает лишь наличие механизма управления. Эффективного, действующего бесперебойно, но только механизма.
Система внутреннего контроля представляет собой совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством банка в качестве средства для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) и управленческой отчетности [7, с. 87]. Думается, что данное определение вполне можно признать удачным.
В условиях увеличения объемов и развития банковских операций, роста конкуренции на рынке банковских услуг, на фоне нарастающих кризисных явлений в экономике особенно актуальной задачей банковского кризис-менеджмента становится построение эффективных систем управления банковскими рисками, методы которых позволяют поддерживать размер риска на безопасном для банковского бизнеса уровне. Очевидно, что в период и кризиса, и всеобщей экономической нестабильности, когда особенно требуется оперативно принимать взвешенные и обоснованные решения, цена
объективной информации о состоянии банка резко возрастает (см., напр.: [6, с. 95]).
Тот факт, что и мировая, и отечественная финансовая индустрия терпят сегодня значительные убытки, заставляет многих руководителей кредитных организаций переосмыслить свой подход к управлению рисками в целом. Либерализация движения капитала, развитие информационных технологий и финансовые нововведения привели к увеличению объема и разновидностей банковских рисков. Современная банковская практика свидетельствует о том, что помимо кредитного, процентного и рыночного рисков весьма значительными могут быть и другие риски. К примеру, широкое использование автоматизированных технологий способно трансформировать ошибки ручной обработки данных в системные сбои. Развитие электронной коммерции способствует возникновению прецедентов внутреннего и внешнего мошенничества. Последствия крупномасштабных приобретений, слияний, разделений и консолидации ставятся в зависимость от жизнеспособности введенных систем либо систем, образовавшихся в результате интеграции. Превращение банков в крупных поставщиков услуг определяет необходимость постоянного поддержания на высоком уровне систем внутреннего контроля и резервных систем.
Необходимо особо подчеркнуть, и это давно признается большинством специалистов банковского дела (см., напр.: [5]), что вся практическая деятельность коммерческих банков реализуется через движение денежных средств, т.е. платежи и расчеты, и, как следствие, постоянно связана с платежными системами. При этом именно сфера платежей является потенциальным «спусковым крючком» и «проводником» для распространения кризисных явлений, а самый устойчивый, казалось бы, банк может оказаться с этих позиций инфицированным «платежнорасчетным вирусом».
Сегодня очевидно, что операционный риск намного более важен, чем считалось ранее (см., напр.: [4]). Поэтому большой интерес вызывают новые подходы к его выявлению и предотвращению, основывающиеся на эффективной системе внутреннего контроля в финансовой организации.
Изначально внутренний контроль (internal control) был нацелен на предотвращение мо-
шенничества, несанкционированных действий и умышленных ошибок персонала. Сейчас сфера контроля расширилась, отчасти из-за необходимости выявления и оценки операционного риска. Операционный риск — это понятие, имеющее множество значений в банковской индустрии. Вследствие этого для внутренних нужд банки могут использовать не только официальное, но и свои собственные определения операционного риска. При этом, каким бы ни было это определение, важно ясное понимание банками того, что же все-таки представляет собой операционный риск.
В российском банковском законодательстве операционный риск впервые упомянут в письме Банка России «О типичных банковских рисках», в котором было дано его определение как риска возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации, требованиям существующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации, иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик), применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий [2].
В конце XX в. Базельский комитет по банковскому надзору исследовал внутренние причины операционных потерь в финансовых организациях [9]. Основное внимание уделялось системе внутреннего контроля и оценке ее эффективности. Было установлено, что наиболее распространенные причины операционных потерь являются следствием таких недостатков, как:
- неверная оценка риска при осуществлении банком балансовых и забалансовых операций;
- недостаточное внимание руководства к организации и поддержанию системы внутреннего контроля, а также отсутствие корпоративной культуры в банке;
- отсутствие внутренних подразделений и процедур контроля при осуществлении
бизнес-процессов, таких как разделение обязанностей, санкционирование, верификация, согласование и надзор за текущей деятельностью;
- неэффективная система передачи информации между различными уровнями управления, особенно при информировании вышестоящего руководства о возникающих трудностях;
- недостаточная или неэффективная роль аудита в оценке эффективности системы внутреннего контроля.
В свете изложенного считаем, что систему внутреннего контроля в кредитно-финансовых организациях следует рассматривать в разрезе пяти основных блоков (см.: [1]):
1. Деятельность руководства и общая культура контроля. Совет директоров (правление) утверждает стратегию, внутренние правила и положения, методику анализа банковских рисков и устанавливает допустимый их уровень. Кроме того, топ-менеджмент несет ответственность за реализацию утвержденной стратегии развития, соответствие текущей деятельности разработанным и утвержденным принципам и правилам. Топ-менеджмент отвечает также за создание в банке адекватной системы внутреннего контроля и на регулярной основе контролирует эффективность этой системы. Правление и совет директоров совместно отвечают за корпоративную культуру, демонстрируя необходимость внутреннего контроля всему персоналу.
2. Выявление и оценка рисков. Руководство ответственно за обеспечение своевременного выявления и оценку тех факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение целей банка. Это относится ко всем видам риска, которым подвержена кредитная организация. Для этого разрабатываются внутренние положения, которые определяют общие принципы и методики управления рисками, устанавливают необходимые лимиты и ограничения.
3. Процедуры контроля. Основной метод управления операционными рисками состоит в разработке эффективных процедур контроля, которые в совокупности составляют единую систему внутреннего контроля (СВК). Процедуры внутреннего контроля должны быть обязательным элементом всех бизнес-процессов, что позволит сократить
вероятность и последствия реализации операционного риска.
4. Информационные системы и коммуникации. Руководство должно гарантировать наличие достоверной, точной, своевременной, доступной и полноценной информации для принятия решений и оценки текущей деятельности. Для этого необходимо иметь надежные каналы связи, обеспечивающие оперативный доступ и передачу всей необходимой информации. Кроме того, следует разработать схемы передачи информации ответственным сотрудникам. Топ-менеджмент должен гарантировать наличие соответствующих информационных систем, которые охватывают всю деятельность банка. Эти системы должны периодически проверяться, а основное оборудование — находиться в защищенном месте.
5. Мониторинг текущей деятельности. Контроль за наиболее важными рисками должен осуществляться ежедневно. Эффективность СВК периодически должна проверяться, а о выявленных во время проверки недостатках необходимо своевременно докладывать руководству соответствующего уровня.
Современный подход к СВК в финансовых организациях базируется на предположении, что если система управления построена с
соблюдением принципов, структурно и качественно соответствующих рекомендациям Базельского комитета, то она эффективна.
Мониторинг потерь, обусловленных наступлением операционного риска, включает анализ каждого случая, описание причин, которые привели в конкретной ситуации к реализации операционного риска. Такая система классификации позволяет банку до известной степени отслеживать воздействие каждого события, связанного с убытками, на состояние счета прибылей и убытков, что отражается непосредственно на общем счете прибылей и убытков (табл. 1).
Чтобы выявить направления, наиболее подверженные операционному риску, рекомендуется проводить пооперационное разложение процессов и технологий на элементарные составляющие (operational unit), для каждой из которых эмпирически или статистически определяется степень влияния на нее того или иного источника риска. Зачастую операционный риск влечет за собой репутационный, правовой, стратегический риски, которые, в свою очередь, связаны с такими ключевыми рисками банковской деятельности, как кредитный риск и риск ликвидности. В связи с этим каждый банк должен выстроить систему управления операционным риском и придать ей надлежащую значимость.
Таблица 1
Классификация операционного риска по типам событий
Тип события Определение
Внутреннее мошенничество Убытки в результате мошенничества, злоупотребления собственностью или невыполнения регулятивных требований, законов или политики компании, исключая случаи дискриминации, с участием по крайней мере одного инсайдера
Внешнее мошенничество Убытки в результате мошенничества, злоупотребления собственностью или невыполнения законов третьей стороной
Кадровая политика и безопасность труда Убытки вследствие нарушения законов об обеспечении здоровья и безопасности или трудовых соглашений, а также вследствие выплат по искам о нарушении личных прав или по искам о дискриминации
Клиенты, продукты, коммерческая практика Убытки, обусловленные небрежным выполнением или непреднамеренным невыполнением профессиональных обязательств перед конкретными клиентами либо природой продукта (например, скоропортящиеся продукты или легко обесценивающиеся товары в залоге (автомобили)) или его конструкцией (хрупкость и пр.)
Ущерб материальным активам Материальные убытки в результате природной катастрофы или других событий
Нарушения в проведении коммерческих операций и системные сбои Убытки в результате нарушений в проведении коммерческих операций и системных сбоев
Исполнение и обработка операций Убытки в результате неправильного проведения операций или неправильного управления в процессе построения отношений с торговыми контрагентами
Источник: [1].
Методы управления операционным риском предполагают использование интегрированных процессов, инструментов и стратегий, а именно:
- стратегии (SWOT-анализ стратегий и задач, связанных с управлением операционным риском);
- политика управления риском (положения и регламенты компании, устанавливающие принципы управления операционным риском);
- процесс риск-менеджмента (контроль, оценка, измерение, отчетность);
- миграция риска (конкретные меры, направленные на сокращение частоты возникновения событий, уменьшение силы их воздействия и зависимости от них);
- управление операциями (повседневный процесс);
- культура (нематериальный инструмент, определяющий этические принципы, ценности компании и служащих).
В целях введения культуры управления операционным риском в российских банках Банком России было издано письмо «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» [3]. В нем раскрываются факторы операционного риска; роль совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов в организации управления операционным риском; принципы построения системы управления операционным риском, используемые в международной практике; подходы к выявлению, оценке, мониторингу, контролю и минимизации операционных рисков.
Для унификации подходов к созданию и ведению аналитических баз данных о понесенных операционных убытках и достижения сопоставимости таких данных Банк России рекомендует использовать в качестве базовой матрицы классификацию случаев операционных убытков по направлениям деятельности кредитной организации (табл. 2).
База данных может быть автоматизированной и вестись на ежедневной основе: все события, попадающие в категорию операционного риска, должны фиксироваться в момент их возникновения и передаваться в управление (службу) риск-менеджмента банка. При этом в банке следует определить значимость таких событий в соответствии с разработанными критериями и распределить
ответственность за принятие решений по их нейтрализации и минимизации последствий их влияния. Служба риск-менеджмента должна периодически информировать руководство банка о происходящих событиях, анализировать и систематизировать их, а также разрабатывать предложения по сокращению числа событий, обусловливающих возникновение операционного риска.
В российской банковской системе осознание актуальности проблематики операционных рисков произошло значительно позже, чем за рубежом, поэтому практические и методологические разработки российских банков находятся на несколько более ранних этапах развития. Такая ситуация позволяет использовать международный опыт. Однако здесь возникают проблемы адекватности перенимаемых моделей и подходов, поскольку для операционных рисков особенно существенны структурные характеристики банковского бизнеса, которые в России имеют специфический характер.
К сожалению, сегодня большинство банков практически не уделяют внимания таким аспектам, как:
- управление проектами (отслеживание всего алгоритма разработки и внедрения проекта не ведется, в весьма слабой степени контролируются результаты);
- управление информационной безопасностью и контроль за ней (не обеспечивается комплексный подход к предотвращению проблем, связанных с действиями сотрудников, сбоями в информационных системах, а также несанкционированным доступом извне);
- управление информационными технологиями (качество информационных систем и технологий не соответствует требованиям бизнеса);
- создание системы управления рисками (не осуществляются идентификация, оценка, анализ операционных рисков и управление ими на уровне всей организации и по всем направлениям деятельности).
Актуальными для российских банков являются угрозы со стороны операционного риска, связанные прежде всего с факторами политики управления кадрами и организации бизнес-процессов. Так, по ряду подразделений нередко ощущается недостаток персонала на уровне исполнителей. В результате отдельные сотрудники (в том числе менед-
Таблица 2
Систематизация информации по опе рационному ^ риску
Направление деятельности банка Операции и услуги, входящие в направление Со- бытие Дата собы- тия Причина события (ответс- твенные лица) Принятые меры по устранению события Воз- можные послед- ствия
Банковское обслуживание физических лиц Предоставление кредитов (займов)
Привлечение денежных средств во вклады
Открытие и ведение банковских счетов физических лиц, осуществление платежей по поручению физических лиц
Доверительное управление денежными средствами и (или) ценными бумагами
Предоставление консультаций по вопросам инвестирования
Обслуживание банковских карт
Кассовое обслуживание
Банковское обслуживание юридических лиц Предоставление кредитов (займов)
Привлечение депозитов
Открытие и ведение счетов
Проведение операций с векселями
Выдача банковских гарантий и поручительств
Проведение факторинговых, форфейтинговых операций
Лизинг
Кассовое обслуживание
Инкассация
Предоставление консультационных, информационных услуг
Оказание других услуг
Расчеты и платежи (кроме клиентских) Осуществление валовых расчетов, расчетов на нетто-основе, инкассовых операций, клиринг
Предоставление агентских услуг Доверительное хранение документов, ценных бумаг, депозитарных расписок, денежных средств и другого имущества
Ведение эскроу-счетов
Осуществление агентских функций для эмитентов и функций платежного агента
Проведение операций и сделок на рынке ценных бумаг Приобретение ценных бумаг с целью получения инвестиционного дохода для перепродажи
Заключение срочных сделок с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами, деривативами
Выполнение функций маркет-мейкера
Проведение операций РЕПО
Проведение других операций
Оказание банковских услуг на рынке капиталов Первичное размещение эмиссионных ценных бумаг
Оказание услуг при сделках М&А
Секьюритизация
Инвестиционный консалтинг
Исследование рынков
Осуществление брокерской деятельности Оказание различных брокерских услуг, в том числе розничных
Управление активами Доверительное управление фондами
Источник: [1].
жеры среднего звена) перегружены и совмещают исполнительские и административные функции, работу с клиентами и техническое проведение платежей, что не может не сказаться отрицательно на качестве и безопасности проводимых ими операций.
Многим банкам также следует срочно пересмотреть политику формирования человеческого капитала и обратить внимание на профессионализм менеджеров, непосредственно занимающихся отбором персонала, которые часто демонстрируют безграмотность и недальновидность. Это проявляется в том, что потенциальные кандидаты отсеиваются не по принципу профессиональной пригодности, а по формальному принципу — непрохождение зарубежных тестов психологического характера, суть которых нередко остается загадкой для самого менеджера по отбору персонала.
Вопросы корпоративного управления для российских коммерческих банков крайне важны и одновременно болезненны. Введение цивилизованного корпоративного управления в российский банковский сектор требует разрешения целого ряда дискуссионных вопросов: формирование законодательной базы, адекватной международной1; разрешение вопросов о российских корпоративных стандартах2; «глубокое исследование таких важных аспектов, как требования к руководству и участникам банка, управленческой информации и оценки результатов, взаимодействия, полномочий мотивации и поощрений, а также многих других» [8].
В части обеспечения банков информационными системами сегодня сплошь и рядом отмечаются недостатки, связанные с отсутствием гибкости используемых платформ: введение новых модулей обычно является трудоемким, дорогостоящим и растянутым во времени процессом. Сегодня значительная часть банковских отчетов, включая аналитические, составляется вручную. Во многих
’ Речь идет о принципах корпоративного управления ОЭСР от 22 апреля 2004 г. [10].
2 По данному вопросу идет острая дискуссия среди ученых и специалистов. После того как банковскими ассоциациями совместно с Банком России будет разработан окончательный формат стандартов, можно будет в конечном итоге говорить и о корпоративной культуре российского банковского сектора.
российских банках еще не сформирована база данных по событиям, содержащим в себе угрозы возникновения операционного риска. Если даже она и есть, то, как правило, имеет информативный характер и существенного влияния на деятельность подразделений, демонстрирующих повышенную концентрацию операционного риска, не оказывает.
Таким образом, очевидно, что для целей регулирования указанных мер явно недостаточно. Регулирующий орган должен получить уверенность и гарантию, что данный механизм управления будет работать в продуктивном направлении — позитивном с позиций развития конкретного банка, а также в русле основных тенденций развития экономики и банковского сектора. Иными словами, возникает проблема содержательной стороны управления или качества управления.
Регулятору — Банку России — для выполнения своих функций необходимо получить четкое и недвусмысленное представление о том, что механизм управления в коммерческом банке реализует на практике политику, обеспечивающую устойчивое и стабильное развитие: уход от негатива (рисков) и принятие позитивных решений в плане развития банковской деятельности. Проблема решается с помощью показателей, характеризующих деятельность банка.
Не подлежит сомнению, что определенные числовые соотношения между основными показателями, характеризующими деятельность банка, дают лишь некоторое представление о том, насколько устойчив банк. Такие соотношения, как правило, устанавливаются эмпирическим путем (иногда с учетом международного опыта, а также в зависимости от конкретных целей управления макроэкономическими процессами). В российской надзорной практике они называются нормативами.
Обязательные нормативы являются группой макропруденциальных показателей, устанавливаемых надзорным органом. Выход показателей деятельности банка за границы нормативно установленных значений для менеджмента банка и надзорного органа является сигналом возможных угроз в отношении кредитной организации и необходимого проведения углубленного анализа его де-
ятельности. Данные показатели представляют собой пруденциальные стандарты, призванные предупредить принятие банками чрезмерных рисков. Совокупность обязательных нормативов с точки зрения ограничиваемых ими рисков можно разделить на три класса: достаточности капитала, ликвидности и кредитного риска.
Регулирование и надзор, основанные на количественных требованиях, направлены на контроль за соблюдением банками определенных, четко обозначенных требований (имеющих числовое выражение). Невыполнение этих требований ведет к применению мер надзорного реагирования. Надзор, основанный на количественных оценках, позволяет сравнивать показатели работы банков и оценивать их способность противостоять шоковым ситуациям. Кроме того, по мнению ряда ученых, такой надзор должен обладать рядом преимуществ, таких как:
- точность, позволяющая надзорному органу контролировать деятельность банка относительно четко установленных лимитов или контрольных показателей;
- объективность информации о выполнении банком количественных требований, которая является основой для принятия надзорных решений;
- сопоставимость результатов деятельности конкретного банка с результатами других участников банковского сектора, что позволяет проводить анализ однородных групп банков, выявлять слабые банки.
Нормативы служат своего рода индикаторами деятельности банка. Нарушение установленных нормативов является сигналом не столько к принятию незамедлительного надзорного решения, сколько к углубленному изучению ситуации с целью выработки «мотивированного» суждения, основанного на углубленном анализе сложившейся ситуации.
В современной надзорной практике от банков требуется соблюдение определенного, утвержденного федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 набора
1 Прежде всего, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, гл. 10, ст. 62, а также рядом нормативных правовых актов Банка России, принятых в развитие названного закона.
показателей (нормативов) на ежедневной основе. Задача регулятора на этом направлении состоит в том, чтобы добиться от банка не подгонки показателей под определенные числовые значения с помощью бухгалтерских приемов и схемных ухищрений, а осуществления взвешенной политики, при которой результатом деятельности было бы «естественное» достижение нормативов. Конкретные числовые значения нормативов, отвечающие требованиям надзорного органа, должны быть результатом «правильной» работы банка. В таком случае нормативы становятся расчетными и не выглядят «санкциями», принудительными и обременительными, «навязанными» сверху для выполнения.
Требование к ежедневному соблюдению нормативов, которые должны «складываться» в результате повседневной работы банка, разумнее трактовать не как подавление инициативы банка, а как направление его деятельности в конструктивное и менее рискованное русло. Выполнение нормативов, сначала принудительное, даже с использованием определенных бухгалтерских приемов, в конечном итоге «выводит» банк на требуемую модель рыночного поведения. В результате банк реализует такую политику, которая обеспечивает соблюдение нормативов, а значит, эффективную рыночную политику и устойчивость.
В банках, где организовано ежедневное соблюдение нормативов, последние выступают в качестве ориентиров, обозначают тот фарватер, движение по которому с большой степенью вероятности обеспечит банкам эффективный режим работы. Даже если на первых порах банки выполняют нормативы механически (или принудительно), такая деятельность позитивна. Нормативы постепенно (если не применяется практика «подгонки» по схеме) заставляют банки совершать именно те операции и поддерживать такую структуру баланса, которая обеспечивает оптимальный в данных условиях режим работы в плане соотношения прибыль — риск, а значит, достигается стратегическая цель — обеспечение устойчивости банка. В дальнейшем такие операции становятся неотъемлемой частью политики банков. При этом нормативы достигаются в текущем режиме в повседневной деятель-
ности банка, и, как следствие, решаются вопросы его устойчивости.
Было бы удивительно, если бы требование регулятора соблюдать установленные нормативы не подвергалось критике со стороны так называемых защитников рыночных реформ. Выступая за отмену нормативов, они ссылаются на «зажим» и подавление рыночных инициатив. Причем речь идет не о пересмотре или корректировке тех или иных нормативов, что могло бы быть вполне оправданным. Насильственное, по их мнению, принуждение банков соблюдать установленные нормативы, да еще в ежедневном режиме, вступает в противоречие с мотивированным и содержательным надзором. Однако ответы на эти вопросы лежат в более глубокой плоскости, чем при поверхностном взгляде на управление.
Во-первых, нормативы представляют собой результат эмпирических исследований, выявления статистических закономерностей на примере конкретной экономики в конкретный временной отрезок, естественно с поправкой на цели регулирования. Во-вторых, с позиции надзора как для надзорных органов, так и для банков нормативы являются точками опоры, определенными ориентирами, служащими обоснованием для принятия решений и последующего диалога между регулятором и банком, в то время как в отсутствие таких конкретных точек отсчета дискуссии (мотивированное суждение) грозят уйти в бесконечность. В-третьих, и это самое главное, регулятор с помощью нормативов заставляет банк действовать так, чтобы нормативы складывались как результат их повседневной текущей деятельности, и таким образом
добивается эффективной и рациональной рыночной деятельности банка.
Во всем мире давно различают текущие финансовые результаты и стратегический успех в будущем. Нагляднее всего характеризует «стратегический» подход к прибыли известный афоризм: «Прибыль суть побочный эффект от успешно реализованной миссии и стратегии». Обязательные нормативы и требование их соблюдения выступают необходимым, но недостаточным инструментом надзора. Они не могут и не должны подменять систему управления в самой кредитной организации. Их предназначение — служить элементом данной системы, быть инкорпорированными в эту систему в качестве пограничных индикаторов, свидетельствующих о потенциальном или уже реализовавшемся неблагоприятном сценарии в работе банка. Нарушение нормативов для банка должно быть сигналом к более активному использованию рычагов управления на основе тщательного анализа ситуации и выявления причин сложившегося положения, а для надзорного органа — предупреждением, что политика банка недостаточно эффективна или излишне рискованна.
Вместе с тем, чтобы нормативы действительно способствовали достижению целей регулирования и надзора по обеспечению устойчивости банков, не сдерживая искусственно их развитие, необходимы постоянная актуализация и пересмотр (регулирование) контрольных значений нормативов в зависимости от изменяющейся ситуации. Нормативы должны быть «живыми», адекватными как потребностям, так и возможностям функционирования и развития банковской системы.
Список использованной литературы
1. Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Система внутреннего контроля за операционными рисками как элемент антикризисного управления коммерческими банками // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2009. № 3. С. 37-52.
2. О типичных банковских рисках: письмо Банка России от 23 июня 2004 г. № 70-Т.
3. Об организации управления операционным риском в кредитных организациях: письмо Банка России от 24 мая 2005 г. № 76-Т.
4. Самад-Хан А., Спивак Г. Современный подход к управлению операционными рисками // Банковское обозрение. 2008. № 12. С. 46-50.
5. Соколов Ю.А., Беляев М.К. К вопросу регулирования банковской деятельности в сфере платежей и расчетов // Деньги и кредит. 2007. № 10. С. 7-12.
6. Хорошев С.А. Встреча в «Бору» // Банковское дело. 2009. № 3. С. 94-96.
7. Черкашин С.А. Совершенствование методики оценки деятельности самостоятельных подразделений банка: (на примере оценки расчетно-кассовых центров Банка России) / / Банковское дело. 2008. № 5. С. 87-90.
8. Чугунов А.В., Семкина Н.Н. Совершенствование корпоративного управления в банковском секторе // Деньги и кредит. 2008. № 3. С. 47-52.
9. Framework for internal control systems in banking organizations / Basel Committee on Banking Supervision. Basel, 1998.
10. URL: http://www.oecd.org/daf/corporate/principles.
Referenses
1. Ermakov S.L., Yudenkov Yu.N. Sistema vnutrennego kontrolya za operatsionnymi riskami kak element antikrizisnogo upravleniya kommercheskimi bankami // Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii. 2009. № 3. S. 37-52.
2. O tipichnykh bankovskikh riskakh: pis'mo Banka Rossii ot 23 iyunya 2004 g. № 70-T.
3. Ob organizatsii upravleniya operatsionnym riskom v kreditnykh organizatsiyakh: pis'mo Banka Rossii ot 24 maya 2005 g. № 76-T.
4. Samad-Khan A., Spivak G. Sovremennyi podkhod k upravleniyu operatsionnymi riskami // Bankovskoe obozrenie. 2008. № 12. S. 46-50.
5. Sokolov Yu.A., Belyaev M.K. K voprosu regulirovaniya bankovskoi deyatel'nosti v sfere platezhei i rasche-
tov // Den'gi i kredit. 2007. № 10. S. 7-12.
6. Khoroshev S.A. Vstrecha v «Boru» // Bankovskoe delo. 2009. № 3. S. 94-96.
7. Cherkashin S.A. Sovershenstvovanie metodiki otsenki deyatel'nosti samostoyatel'nykh podrazdelenii banka:
(na primere otsenki raschetno-kassovykh tsentrov Banka Rossii) // Bankovskoe delo. 2008. № 5. S. 87-90.
8. Chugunov A.V., Semkina N.N. Sovershenstvovanie korporativnogo upravleniya v bankovskom sektore // Den'gi i kredit. 2008. № 3. S. 47-52.
9. Framework for internal control systems in banking organizations / Basel Committee on Banking Supervision. Basel, 1998.
10. URL: http://www.oecd.org/daf/corporate/principles.