4. Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Санкт-Петербург: Лань, 2015.
5. Мухидинов М.Г., Гаджиев Т.С., Дзамыхов Х.Д. Проблемы подготовки будущего учителя в условиях модернизации образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 69 - 70.
6. Умалатова З.М., Асадулаева У.М. Организационно-педагогические основы управления повышением качества образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 128 - 129.
7. Кулибеков А.Н. Система формирования готовности будущих учителей математики к организации применения сетевых технологий. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6(55): 205 - 206.
8. Темербекова А.А. Ведущие тенденции, принципы и педагогические условия эффективного формирования информационной компетентности учителя. Мир науки, культуры, образования. 2009; № 3 (15): 122 - 124.
9. Сазонова О.К., Костюнина А.А., Чистякова В.А. Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов. Мир науки, культуры, образования. № 5 (60); 2016: 157 - 159.
10. Талибов Ф.Ф., Манафова К.К. Активизация познавательной деятельности будущих педагогов с использованием социальной сети 4PORTFOLIO.RU. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 124 - 126.
11. Алькова Л.А., Леушина И.С. Использование академических и профессиональных социальных сетей в Горно-Алтайском государственном университете. Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск, 2016; 5 (60): 176.
12. Остапович О.В., Миллер В.В. Дидактические возможности веб-квест технологии при формировании ИКТ-компетентности современного педагога. Мир науки, культуры, образования, Горно-Алтайск. 2016; № 5 (60): 209 - 211.
13. Кривых С.В., Буваков К.В. Развитие пользовательской активности студентов средствами электронного ресурса в системе Moodle. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 36 - 40.
References
1. Temerbekova A.A. Social'nye seti v obrazovatel'nom processe kak resurs formirovaniya IKT-kompetentnosti lichnosti: monografiya. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.
2. Rozhdestvenskaya M.G. Teoreticheskij analiz ponyatiya «Setevoe vzaimodejstvie» v sfere obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45).
3. Temerbekova A.A., Chugunova I.V. Vozmozhnosti interaktivnyh tehnologij v formirovanii informacionnoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6 (25): 96 - 98.
4. Temerbekova A.A., Chugunova I.V., Bajgonakova G.A. Metodika obucheniya matematike: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Sankt-Peterburg: Lan', 2015.
5. Muhidinov M.G., Gadzhiev T.S., Dzamyhov H.D. Problemy podgotovki buduschego uchitelya v usloviyah modernizacii obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 69 - 70.
6. Umalatova Z.M., Asadulaeva U.M. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy upravleniya povysheniem kachestva obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 128 - 129.
7. Kulibekov A.N. Sistema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej matematiki k organizacii primeneniya setevyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6(55): 205 - 206.
8. Temerbekova A.A. Veduschie tendencii, principy i pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; № 3 (15): 122 - 124.
9. Sazonova O.K., Kostyunina A.A., Chistyakova V.A. Vozmozhnosti obrazovatel'noj sredy vuza v razvitii professional'noj kompetentnosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 5 (60); 2016: 157 - 159.
10. Talibov F.F., Manafova K.K. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti buduschih pedagogov s ispol'zovaniem social'noj seti 4PORTFOLIO. RU. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 124 - 126.
11. Al'kova L.A., Leushina I.S. Ispol'zovanie akademicheskih i professional'nyh social'nyh setej v Gorno-Altajskom gosudarstvennom universitete. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; 5 (60): 176.
12. Ostapovich O.V., Miller V.V. Didakticheskie vozmozhnosti veb-kvest tehnologii pri formirovanii IKT-kompetentnosti sovremennogo pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, Gorno-Altajsk. 2016; № 5 (60): 209 - 211.
13. Krivyh C.V., Buvakov K.V. Razvitie pol'zovatel'skoj aktivnosti studentov sredstvami 'elektronnogo resursa v sisteme Moodle. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 36 - 40.
Статья поступила в редакцию 08.02.17
УДК: 372.851.2
Usmanov S.R., Director, Center of Education (Grozny, Russia), E-mail: said_7usmanov@mail.ru
FUNDAMENTALS OF THE USE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES.
The introduction of distance learning at all levels of education causes problems of readiness of the teacher to use a variety of e-learn-ing resources in teaching. A practical analysis of various means of designing the educational process in the educational systems confirms that didactic, methodological possibilities of distance learning technologies are not fully used. To make more efficient use of the Internet resources in the school, the authors offer to expand the practical training of subject teachers in computer technology at the school, on the one hand, and, on the other hand, to develop a special multi-level program of additional education, training teachers to use the ESM in the learning process.
Key words: distance learning, Internet technology, "external" teaching model.
С.Р. Усманов, директор ГБОУ «Центр образования» г. Грозный, E-mail: said_7usmanov@mail.ru
ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Введение дистанционного обучения на всех ступенях образования обуславливает решение проблемы готовности учителя использовать разнообразные электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. Практический анализ различных средств проектирования учебного процесса в различных образовательных системах, подтверждает, что дидактические, методические возможности дистанционных образовательных технологий в этом плане также, используются не в полном объеме. Таким образом, в качестве основных шагов повышения эффективности использования Интернет-ресурсов в школе можно предложить через расширение практики подготовки учителей-предметников в области компьютерных технологий непосредственно в школе, с одной стороны, и, с другой стороны, разработать специальную разноуровневую программу дополнительного образования по подготовке учителей к использованию ЭОР в учебном процессе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-технологии, модель обучения «экстернат».
Анализ литературы по дистанционным образовательным технологиям выявил следующие проблемы внедрения и реализации дистанционного обучения: создание научно обосно-
ванного содержания; методика использования дистанционных технологий для проектирования учебной деятельности; выявление наиболее эффективных дистанционных технологий для
проектирования учебной деятельности по каждой из дисциплин и др.
Следовательно, одной из приоритетных задач профессионального образования является, научить учителей самостоятельно и осмысленно использовать Интернет-технологии для проектирования учебного процесса.
Теоретические аспекты использования Интернет-технологий в дистанционном образовании и проектировании учебной деятельности отражены в работах А.А. Андреева, Д.А. Богдановой, Н.В. Бондаренко, Н.Л. Дашниц, Е.С. Полат, А.В. Хуторского и др. [1]
Использование Интернет-технологий для проектирования учебного процесса не исследовано полностью. Не используются в достаточной мере возможности дистанционных технологии для обучения учащихся поиску и переработке информации; организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе; нахождения контактов со специалистами из различных отраслей знаний [2; 3].
Решение этих и других проблем требует компетентного использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе. Реализация возможностей дистанционных образовательных технологий затруднено отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по их использованию для проектирования учебного процесса по информатике, математике, истории и т. д.
Одним из важнейших направлений федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» является создание электронных учебных изданий. Поставлены задачи создания и внедрения в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных Интернет-ресурсов и средств его поддержки и развития; обеспечение качества электронных средств на основе их стандартизации и сертификации.
Среди основных причин слабого использования ЭОР доминируют три: технические сложности, нет навыков у учителя и занятость компьютерного класса.
Интернет-обучение в России с 1994 года получило государственную поддержку и стало широко внедряться в практику подготовки специалистов различного профиля. Сегодня в режиме Интернет-обучения повышают свой образовательный уровень школьники, студенты системы среднего профессионального образования, студенты вузов, специалисты на различных курсах повышения квалификации и переподготовки кадров [4].
Развитие данной образовательной системы было активизировано, с одной стороны, в связи с возросшей необходимостью в кратчайшие сроки подготовки большого числа специалистов, способных работать в изменяющихся экономических условиях. С другой стороны, распространением информационных и телекоммуникационных технологий. Первое было обусловлено тем, что наметившееся в последние десятилетия падение производства сложной наукоемкой продукции вытеснило на рынок труда специалистов активного, трудоспособного возраста различного профиля, готовых открыть собственное дело. Рост числа предприятий малого и среднего бизнеса потребовал специальной юридической, финансово-экономической подготовки кадров.
Интернет-обучение, организованное на базе компьютерных, телекоммуникационных технологий, позволяет решать следующие вопросы:
- подготовка в области новых информационных технологий;
- развитие творческого и инновационного потенциала будущего специалиста;
- непрерывное самообразование с помощью доступных средств обучения и источников информации [5];
- возможность выбора любого курса, отвечающего интересам и профессиональным потребностям будущего специалиста не только у себя в регионе, но и в любых научных и образовательных учреждениях России [6; 7].
Согласованность работы всех компонентов среды Интернет-обучения обеспечивается рядом общесистемных соглашений, охватывающих различные аспекты работы. С какими же проблемами сталкивается высшая школа при подготовке будущих специалистов по различным специальностям в системе дистанционного образования? Эти проблемы обусловлены необходимостью реализации тех принципов, которые закладываются в основание функционирования Интернет-обучение. Они следующие: децентрализация, демократизация, глобализация, регионализация, интеграция, непрерывность.
Минимально необходимыми навыками являются навыки работы с электронной почтой, гипертекстовой системой WWW, телеконференциями и их разновидностями (Web-чатами, списками рассылки). Многие образовательные порталы ориентированы только на два первых компонента, это обусловлено в первую очередь недостаточной компьютерной грамотностью большинства обучающихся и техническими возможностями использования ресурсов Интернета в данном регионе [8].
Со стороны учебного заведения должны быть выполнены следующие действия: образовательная компьютерная среда должна содержать информацию, позволяющую методически и технически помочь обучающемуся сориентироваться при решении возникшей проблемы. Для этого организуется «Техническая поддержка», «Помощь» или подобные информационные базы знаний. Они должны быть прописаны очень простым языком. Это дает ему понять, что его проблемы - это в первую очередь проблемы тех, кто предоставляет ему образовательную услугу.
Поскольку дистанционное обучение предполагает учебную работу учащихся в удобное для них время, они могут работать в Интернете дома, используя домашние компьютеры; в компьютерных классах в университетах, институтах повышения квалификации, библиотеках; непосредственно на рабочем месте, Интернет-кафе, центрах доступа к Интернету и т. д. Работа в присутствии специалистов-программистов на начальных этапах обучения облегчает учащимся вхождение в компьютерную образовательную среду. Полученные под контролем специалистов минимальные навыки работы на компьютере в среде Интернет могут быть закреплены ими в режиме самостоятельного пользования ресурсами сети.
Поскольку количество преподавателей, привлекаемых для работы в школы регулируется допустимым контингентом, а дополнительные формы обучения финансируются самими обучающимися, то, как правило, обеспечение работы в системе ДО основывается на привлечении штатных учителей на условиях почасовой оплаты или индивидуальных договоров. Это значительно дезорганизует процесс обучения как на традиционной форме обучения, так и в системе ДО, поскольку уплотнение рабочего графика и без того загруженного учителя ведет лишь к ухудшению качества услуги.
Наиболее успешной моделью ДО является модель «экстернат», который в России за последние десятилетия получил бурное развитие, в связи с тем, что данная форма обучения индивидуально направлена, предоставляет студенту свободу в выборе подходящего темпа учения, высвобождает время для углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями.
Экстернат предполагает такую организацию учебного процесса, при которой разрабатывается учебная программа, базирующаяся главным образом на самостоятельном обучении студента. Идея самостоятельности обучения является ключевой в организации дистанционного обучения, когда студент сам конструирует знания, а роль педагога состоит в том, чтобы облегчить этот процесс, очерчивая без подробного заполнения структуру учебного материала, с которым необходимо ознакомиться.
В современной российской педагогике существуют разные подходы к раскрытию понятия «экстернат». Одни специалисты рассматривают его, делая упор в основном на самостоятельное обучение посредством современных средств коммуникации. При этом часть авторов утверждает, что усвоение знаний, навыков, умений обучающимися должно происходить с помощью электронно-технических средств без непосредственного участия автора или преподавателя курса, но есть исследователи, которые считают, что именно непосредственное взаимодействие авторов, консультантов с учащимися в любое время посредством телекоммуникационной связи является преимуществом такого вида обучения.
Экстернат - это синтетическая интегральная форма обучения, основанная на применении, как традиционных дисциплинарных форм обучения, так и использовании новых информационных технологий и технических средств. В этом случае нет ограничений и на количество студентов. В этой связи меняется и роль преподавателя. Он должен координировать, консультировать и руководить учебным процессом, взаимодействуя с обучаемыми в основном с помощью электронной почты и других систем связи.
Вбирая в себя лучшие черты традиционных форм образования и, являясь следствием масштабного процесса информатизации общества, экстернат как форма дистанционного обучения, вошел в XXI век как наиболее развивающаяся и интегральная форма получения образования.