Е.А. Малышев, У.В. Коновалова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Предлагается концептуально новый подход к управлению оборонным предприятием в условиях модернизации экономики. Методология данного подхода предполагает переход от государственного невмешательства в сторону управления региональными социально-экономическими системами. Описан теоретико-математический аппарат модели.
Ключевые слова: доход региональной экономической системы, модернизация, авиадвигателестроительный кластер, региональная экономика, промышленная политика.
Рост доходов региональных экономических систем является сегодня одним из основных условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. При этом требуется решение трех основных задач:
1) модернизация оборудования с ростом производительности труда (3-3,5 раза);
2) выпуск конкурентной инновационной продукции;
3) минимизация всех издержек на выпуск этой продукции.
Решение этих трех задач сегодня возможно через реализацию следующих вариантов управления этими процессами:
• вертикально-интегрированное федеральное управление развитием стержневых отраслей;
• развитие региональной экономики;
• интеграция федеральных и региональных уровней управления.
Анализ теоретических основ функционирования экономических систем
сегодня показывает наличие методологии управления региональной экономикой в условиях социалистической и капиталистической систем и отсутствие методологии управления развитием региональной экономики в условиях переходной экономики с учетом становления эффективных рыночных отношений и институтов. Проблема вызвана тем, что применение рыночной модели в условиях переходной экономики при отсутствии реальной конкуренции, как показала практика, ведет к максимизации прибыли у бизнесменов на иностранных счетах и деградации регионального развития.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем:
1) две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм); современная рыночная экономика (современный капитализм);
2) две нерыночные системы: традиционная и административно-командная.
Кроме того, переход бывших социалистических стран (России, стран-членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама) к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Принципиальное различие этих моделей определяется политикой государственных властей во взаимоотношениях с бизнесом.
Рассмотрим региональный уровень управления. Анализ успешных вариантов функционирования региональной экономики (например, штат Коннектикут, США) демонстрирует тенденцию роста либеральных методов управления при росте конкурентности товарного продукта региона, и наоборот, при низкой конкурентности наблюдается тенденция активного институционального и финансового вмешательства государственных органов власти в управление предприятиями. Дифференцированность методов государственного управления эффективностью региональной экономики схематично выглядит следующим образом (рис. 1).
Полное Частичное Полная
государственное вмешательство либерализация
управление государства в управле- в управлении
экономикой ние экономикой экономикой
Рис. 1. Схема применения моделей государственного управления региональной экономикой в зависимости от роста конкурентности товарной продукции региона
Считаем, что определяющим в развитии социально-экономической системы региона является уровень конкурентности промышленного производства предприятий региона. Поэтому главным направлением новой методологии
должно стать формирование системы управления развитием промышленности региона.
Анализ существующих подходов к региональной промышленной политике в ряде регионов РФ показал многообразие подходов - от налогового регулирования до прямого вмешательства в деятельность промышленных предприятий, причем механизмы управления не дифференцированы по конкурентному состоянию предприятий. Уровень принятия решения, как правило, субъективный и не имеет научного обоснования. Например, взять промышленную политику Пермского края. В соответствии со «Стратегией социальноэкономического развития региона», основополагающей целью промышленной политики является повышение региональной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности края, через формирование современного конкурентоспособного промышленного комплекса инновационного типа, ориентированного на функционирование в рамках системы кластеров с развитой инфраструктурой. Конечным результатом промышленной политики является развитие промышленных производств, проектных организаций, среднего предпринимательства с высокой добавленной стоимостью для обеспечения устойчивого экономического роста, увеличения доходной части бюджета и занятости населения Пермского края.
Проблема в том, что в данном институциональном документе, по нашему мнению, отсутствует главный компонент - механизм управления промышленностью региона. Статистика по инвестициям подтвердила это: уровень инвестиций в промышленность края имеет отрицательную динамику, начиная с 2008 года. Обработанная статистическая информация представлена в таблице.
Динамика изменения уровня инвестиций в Пермском крае за 2006-2010 годы
Год Объем инвестиций, млн руб. Объем инвестиций на душу населения, руб- Место Пермского края по объему инвестиций
в основной капитал, по всем источникам финансирования, млн руб. на душу населения, среди регио-нов-конку-рентов, руб.
ПФО* Регионы- конкуренты Российская Федерация
2006 152 388,7 27 566,0 5 7 21 4
2007 122 480,4 28 080,0 5 7 20 4
2008 152 388,7 56 061,8 4 6 18 1
2009 134 469,3 49 746,4 4 6 17 3
2010 129 942,5 48 155,2 5 4 18 2
* ПФО - Приволжский федеральный округ.
Обозначенная проблема актуальна и для большинства других регионов страны. Сегодня в РФ отсутствуют единые действенные теоретические и методологические подходы к формированию механизмов управления ростом региональной экономики, что не позволяет эффективно с синергетическим эффектом интегрироваться регионам в федеральные программы развития.
Стремительно падающая конкурентоспособность страны в мировой экономике (за последний год Россия опустилась в рейтинге конкурентоспособности экономики с 51-го на 63-е место) сегодня требует новых подходов в управлении региональной экономикой, фундаментальной основе национальной экономики. В период экономического подъема 1999-2007 годов региональное неравенство в России нарастало. Почти полное отсутствие как промышленной, так и региональной политики привело к тому, что переходный кризис и последующий подъем оказались испытанием конкурентоспособности отраслей и регионов в условиях практически открытой экономики. Конкуренция активизировала естественные факторы развития (при непротивлении государства) - использование накопленного физического и человеческого капитала, географических преимуществ. Вместе с тем их действие искажалось слабостью (и часто отсутствием) основных институтов рынка, нестабильностью институциональной среды и «нетрадиционными» методами внутренней конкуренции [1, с. 83].
Имеющаяся отсталость российской экономики на первом этапе модернизации требует от государства изменения подходов в методологии управления государственными органами власти региональной экономикой от невмешательства в сторону управления этими процессами, причем региональные системы управления должны интегрироваться в федеральную систему управления. Назначаемым губернаторам должны планироваться показатели роста экономики региона. Процесс крайне сложный, поэтому он должен быть первоначально реализован в первую очередь для градообразующих предприятий. В дальнейшем необходимо ориентироваться на показатель снижения скорости дохода предприятия. Методология управления региональной экономикой должна включать в себя набор всех функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль и координация, а также реализация совместных инвестиционных проектов. Концептуальная схема данного процесса представлена на рисунке (рис. 2).
Данные положения реализованы в рамках проекта развития кластера авиадвигателестроения в Пермском крае. Предприятия кластера, в результате крупномасштабной конверсии 90-х годов, находятся в затруднительном положении. В советское время государство полностью регулировало работу оборонных предприятий - от финансирования до сбыта продукции. Но благодаря системе государственного управления и госприемки они не только постоянно находились в конкурентной среде (вспомним конкуренцию главных
Кластер авидвигателестроения
Промышленные предприятия
ух
Средства тарифа Средства тарифа
Заемные средства Заемные средства
Эмиссия акций Эмиссия акций
V
Администрация Пермского края
Планирование
Организация
Финансирование
Контроль
Бюджетные средства Средства акционеров
Налоговые льготы Гарантия заказа
Совет директоров, администрация предприятия
О
0 р к
1 р
о
И
я
я
а>
ОАО «Технопарк»
Исследования, разработка, подготовка, производство инноваций
Рис. 2. Г оризонтальная модель управления региональным промышленным комплексом
конструкторов в авиации и ракетостроении), но и были в числе мировых лидеров по производству многих видов вооружения и военной техники [2, с. 82]. Структура аэрокосмической отрасли сегодня кардинально изменилась - из единой системы она превратилась в совокупность разрозненных предприятий, конкурирующих между собой за рынки сбыта, что не позволяет обеспечить единую технологическую цепочку по разработке, освоению и производству летательных аппаратов и, в частности, авиационных двигателей.
Кроме этого, либерализация экономики в начале 90-х годов, открыв свободный доступ на российских рынок импортных промышленных товаров, не создала эффективного механизма управления развитием отрасли, что привело к сокращению гражданского сектора и не дало стимулов к инвестированию и внедрению инноваций. В этой связи управление ростом доходов пред-
приятий кластера играет ведущую роль. Оно должно осуществляться через планирование и реализацию конкретных мероприятий на институциональном и экономическом уровнях. Для формализации поставленной задачи требуется описание всех факторов, оказывающих влияние на достижение цели, граничных условий, а также критериев оценки качества принимаемого решения, которые дадут возможность осуществлять выбор лучшей из рассматриваемых альтернатив. Все возможные комбинации аргументов образуют пространство поиска задачи, а ее размерность определяется количеством аргументов целевой функции. Каждая из указанных комбинаций представляется точкой в этом пространстве.
Влияние институциональных изменений (нормативных актов) на рост скорости дохода предприятия формализуется через показатель - при-
рост эффективности функционирования рыночной системы в регионе. Это комплексная характеристика предпринимательской среды на данной территории, которая определяется по специальной методике.
Показателями данной характеристики являются:
1) условия ведения бизнеса:
• индекс макроэкономического окружения,
• индекс государственных и общественных институтов,
• технологический индекс;
2) энтропия инвестиций:
• степень развитости инвестиционных институтов;
• интенсивность инвестиционных процессов.
Вторым составляющим элементом роста скорости дохода предприятия являются внутренние регуляторы экономического роста предприятия -ДFV2, которые формируются на основе планов мероприятий. Его основные показатели:
сIV
1) ЛР0 - рост производительности оборудования, ЛР0 —------, где V-
Л
прирост выработки по сравнению с предыдущим периодом;
2) ЛК - размер капитала;
3) ЛЯк - рост качества рабочего персонала, — —, где Ь - снижение
Л
уровня рекламаций по сравнению с предыдущим периодом;
4) ЛКт - рост качества менеджмента предприятия, ЛКт — ЛП, где П -
Л
прирост прибыли предприятия по сравнению с предыдущим периодом;
5) ЛКУ - рост конструктивных улучшений реализуемой продукции
(НИОКР), ЛКу — , где К - дополнительный доход от реализации ин-
у Л А
новационной продукции по сравнению с уровнем дохода от реализации продукции, производимой с помощью традиционных технологий; С - дополнительные затраты на внедрение инновационных технологий;
6) Ли - скорость внедрения инновационных решений, Ли — Л- - ЛА ^
где - - объем инвестиций в инновационные разработки; А - увеличение объема реализованных инновационных решений за счет инвестирования.
В итоге зависимость роста дохода предприятий кластера авиадвигате-лестроения от названных регуляторов роста выражается формулой
^ = / (^1 + ДFV2).
Достижение эффективного функционирования на основе согласования всех интересов требует адекватного управления со стороны правительства Пермского края в виде долевого участия в реализации совместных инвестиционных проектов и контроля исполнения планов и координирования действий всех участников.
Основная ценность предлагаемой авторами методологии заключается в возможности анализа значительного числа переменных, возникающих в результате изменения спроса и условий предложения факторов производства и инноваций. В этой связи регион рассматривается как адаптивная система, механизм управления которой характеризуется совокупностью стандартных процедур принятия решений, носящих иерархичный характер, и формируется путем ее разложения на более простые подзадачи, решаемые отдельными предприятиями.
Предлагаемый механизм управления социально-экономическим развитием региона в условиях малой инновационной активности позволяет учесть специфичность переходного периода в российской экономике. Сегодня крайне важно правильно сформулировать региональную политику. Ведь именно эффективная региональная промышленная политика с точки зрения модернизации страны имеет первостепенное значение. Только тесная взаимосвязь с инфраструктурными проектами государства и частного бизнеса, базирующаяся на выявлении объективных процессов перемещения капитала позволит повысить предсказуемость действий крупных игроков.
Список литературы
1. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С. 83-98.
2. Коленникова О. Оборонные предприятия России и государство: в поисках эффективного взаимодействия // Вопросы экономики. - 2009. -№ 10. - С. 80-90.
Получено 07.09.2011
E.A. Malyshev, U.V. Konovalova
State National Research Polytechnical University of Perm
BASIC PRINCIPLES OF MANAGING DEVELOPMENT OF AIRCRAFT ENGINE MANUFACTURING CLUSTER UNDER MODERNISATION IN PERM KRAI
A new concept approach to the management of defense enterprise in modernized economy is discussed. Transition from state non-interference towards management of regional socio-economical systems is put at the core of the approach. Theoretical and mathematical framework of the model is outlined.
Keywords: regional economy revenue, modernization, aircraft engine manufacturing cluster, regional economy, industrial policy.