Научная статья на тему 'Основы управления финансовой устойчивостью компании'

Основы управления финансовой устойчивостью компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ / ФАКТОРИНГ / ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО ЛЕВЕРИДЖА / FINANCIAL STABILITY / FINANCIAL MANAGEMENT / WORKING CAPITAL / FACTORING / THE EFFECT OF FINANCIAL LEVERAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куртсеитова М. Т.

Управление финансовой устойчивостью предполагает использование системного подхода к организации. Методика укрепления финансовой устойчивости сводится к следующему: управление оборотными активами: готовой продукцией на складах, дебиторской задолженностью; управление краткосрочными обязательствами кредиторской задолженностью перед поставщиками, персоналом, бюджетом, заемными средствами, полученными в банке. Работе по каждому из названных направлений должен предшествовать финансовый анализ. Реализация же методик обеспечит грамотное управление финансовой устойчивостью компании и позволит повысить ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPANY `S FINANCIAL STABILITY MANAGEMENT BASIS

Financial stability management possesses a systematic approach to its organization. The methods of strengthening of financial stability are as follows: circulating assets control: namely, storage products and debts control; short-term circumstances control-creditor debts before providers, personnel, budget, loan means got in the bank. Financial analysis should precede the work on the above mentioned trends. These methods contribute to competent financial stability management of a company and help to increase it.

Текст научной работы на тему «Основы управления финансовой устойчивостью компании»

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ КОМПАНИИ

Куртсеитова М.Т.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: финансовая устойчивость, управление

финансами, оборотный капитал, факторинг, эффект финансового левериджа.

Key words: financial stability, financial management, working capital, factoring, the effect of financial leverage.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Реализация данной цели напрямую связана с укреплением финансовой устойчивости компании. Применению конкретных методик должен предшествовать финансовый анализ положения компании, который выявит наиболее проблемные места. Наиболее часто рекомендации по улучшению финансовой устойчивости компании сводятся к следующему. Это, во-первых, управление оборотными активами: готовой продукцией на складах, дебиторской задолженностью; во-вторых, управление краткосрочными обязательствами - кредиторской задолженностью перед поставщиками, персоналом, бюджетом; в-третьих, управление внеоборотными активами и собственными средствами.

Работа по управлению кредиторской и дебиторской задолженностью должна строится исходя из периода оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, а также сравнения их абсолютных показателей. Если дебиторская задолженность меньше кредиторской и период оборачиваемости у нее выше то получается, что компания кредитуется поставщиками на срок больший, чем кредитует сама своих клиентов. Но Единственным тревожным сигналом здесь является риск неплатежеспособности в связи со снижением коэффициента ликвидности, а значит, может возникнуть ситуация, при которой организация будет не в состоянии расплатиться с поставщиками, персоналом, бюджетом.

Необходимо грамотное управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Основные принципы здесь сводятся к следующему: провести реструктуризацию задолженности по платежам в бюджет; разработать программу мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;разработать меры по снижению неденежных форм расчетов.

Что касается конкретной программы по управлению дебиторской задолженностью то здесь можно предложить во-первых, установить ограничения на ее рост, т.е. установить квоту по размеру дебиторской

задолженности в месяц. За ее выполнение возложить ответственность на руководителя отдела продаж, который вместе с менеджерами по продажам будет решать какому клиенту предоставить льготу по отсрочке товара, а кому нет. Для этого необходимо дифференцировать клиентов по степени приверженности и лояльности компании. Это тем более необходимо сделать, чем выше риск. А в данном случае он значительный, ведь рост дебиторской задолженности, как правило, связан с корпоративными клиентами, осуществляющими закупку товара большими партиями, а не с физическими лицами.

Другой вариант это использование факторинга. Факторинговые операции - операции по покупке у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Значение факторинговых операций для предприятия состоит в том, что они сочетаются с кредитованием его оборотных средств, минимизируют потери от просрочки платежа, создают условия для нормальной производственной деятельности, а, следовательно, способствуют получению прибыли. Факторинговые операции способствуют ускорению расчётов, экономии оборотных средств предприятия, а также выполнению контрактов в международной торговле.

К примеру, пусть на предприятии величина дебиторской задолженности составляет 3521 тысяч рублей на начало 2010 года. Предприятие может заключить факторинговый договор с фактор-компанией на следующих условиях:

- сумма факторинговой операции 1000 тысяч рублей;

- аванс -80 %, резерв - 20 %;

- комиссия фирмы -- 4 %;

- ежемесячный процент отчислений за аванс - 2 % .

Тогда анализируемое предприятие, продавшее фактор-компании счета-фактуры, получит аванс в размере:

1000 - 0,2*1000 - 0,04*1000 - 0,02*1000 = 1000 - 200 - 40 - 20 =740 тыс. рублей. Резервная (оставшаяся) сумма уплачивается после погашения дебиторами всего долга. Учитывая, что у предприятия в конце 2009 года сумма денежных средств составляла 662 тысячи рублей, то можно сделать вывод, что в 2010 году за счёт проведения факторинга денежные средства составят 1402 тысячи рублей (662 +740).

Положительное значение факторинга состоит в значительном улучшении финансового состояния редприятия. Так, например значение коэффициента абсолютной ликвидности в 2009 году было равно 0,071 и свидетельствовало о низкой степени платежеспособности, а за счёт увеличения денежных средств в 2010 году значения этого коэффициента будет примерно в 4 раза больше и составит 0,23, что

является доказательством значительного увеличения

платежеспособности предприятия.

Управление готовой продукцией на складах

Одним из эффективных способов минимизации средств в запасах материалов в условиях экономики переходного периода является внедрение на предприятии методики оптимального вложения средств в запасы материалов и покупных изделий. Важно подчеркнуть, что методика оптимального вложения средств в запасы материалов охватывает, строго говоря, только основные материалы и покупные изделия, необходимые на конкретном этапе работы предприятия.

Поэтому для улучшения платежной дисциплины предприятия необходимо контролировать уровень запасов и затрат, так как основным источником возникновения денежных средств являются поступления от покупателей.

Произведем расчет норматива запасов готовой продукции из следующих условий:

- выпуск продукции по производственной себестоимости за 2008 г. 99312 тыс. руб.;

- количество дней в периоде 360 дней.;

- норма оборотных средств на готовую продукцию - 10 дней.

рассчитана из условий: время, необходимое на комплектование и

накопление продукции до необходимых размеров (7 дней.), на хранение продукции на складе до отгрузки (1 дней.), на упаковку и маркировку продукции (1 день.), на доставку ее до станции отправления и погрузку (1 день.)

99312/360* 10-=2759 тыс. руб. (округлено до 2760 руб.)

Таким образом, нормирование запасов готовой продукции позволило выявить, что для оптимизации структуры оборотного капитала предприятия без ущерба для производственного и сбытового процесса, необходимо сократить величину запасов и затрат в части готовой продукции до 2760 тыс. руб. Данный показатель позволит осуществлять сбытовой процесс без каких либо трудностей со стороны предприятия.

Здесь есть одно замечание. Данный расчет не учитывает долю прибыли разных групп товаров. Поэтому для более качественного управления требуется дифференциация продукции по способности приносить прибыль и быстро реализовываться. В противном случае снижение запасов готовой продукции может привести к негативным результатам, если мы откажемся от наиболее продаваемых позиций.

Обратимся к ЛВС-ХУ7 анализу. Мы сравнили 50 позиций одного товара разных производителей и выявили следующее:

1. ЛВС-ХУ7 анализ 2.

Х У Ъ

А 11 10 8 40 34 27 1 49 38 3

12 22 42 13 25 47 6

Б 43 50 30

46 2 4

45 19

44 37 41 15

35 26 17

16 7 21

С 14 33 24

29 31 48

18 36 9

39 20 28

5 32 23

Товары АХ - относятся к наиболее продаваемым и прибыльным. Соответственно их необходимо держать с запасом. Товары группы АУ и БУ обладают худшей продаваемостью, но все же спрос на них ощутимый и прибыль значительна. Товары группы СЪ должны быть сокращены до минимума. Они плохо реализуются и рентабельность от их продаж незначительна. Кроме того, их наличие увеличивает кредиторскую задолженность компании, поскольку они трудно реализуемы, и соответственно снижает оборачиваемость готовой продукции, возрастают затраты на хранение продукции.

В целом сокращение товаров обеспечит высвобождение денежных средств и позволит направить их на погашение кредиторской задолженности предприятия.

Управление денежными средствами

Денежные средства являются самой ликвидной частью актива. Их должно быть достаточно, чтобы исполнять платежные дисциплины. Это особенно важно, если у компании высокая кредиторская задолженность. Но необходимо понимать и другую сторону: чем больше денег

сохраняется, тем больше их изымается из оборота. Обратимся к модели В.Баумана для определения оптимальной величины денежных средств.

С=^УБ/21 ;

где С - средний объем денежных средств в текущей форме в среднем за финансовый год.

Б - фиксированный постоянный платеж связанный с переводом денег из доходной формы в текущую.

У - бюджет денежных расходов на предстоящий финансовый год.

{ - ставка процента по доходным вложениям денежных средств.

Проверим, оптимальна ли величина текущих денежных средств.

На 2009 год смета расходов составила 108291 тыс. руб., самая высокая ставка по депозиту - 15%, фиксированный платеж за перевод

денежных средств 0,8 % (комиссия банка за прием-сдачу наличности). Получаем:

Vl08912тыс.рубх0,8% / 2х15% = 2904 тыс.руб;

На конец 2009 года эта величина составила 662 тыс.руб., что меньше на 2242 тыс.руб. оптимального значения. Недостаток денежных средств показывают и низкие коэффициенты ликвидности. Наша рекомендация увеличить денежные средства с тем, чтобы снизить риски неплатежей кредиторам.

Управление заемным капиталом

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).

Финансовый левиридж используется для максимизации рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска. Он характеризует использование предприятием заемных средств, которое позволит получить компании дополнительную прибыль на собственный капитал Такой показатель, отражающий уровень генерируемой прибыли при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он

рассчитывается по формуле:

ЭВЛ = (1 - С НП) . (КВРА - ПК) . (ЗК/СК),

где ЭФЛ - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, (%); С НП

- ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; КВРА -коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), (%).; ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, (%).;ЗК - средняя сумма используемого предприятием заемного капитала; СК - средняя сумма собственного капитала предприятия.

Этот способ открывает перед нами широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования.

При отрицательном дифференциале (КВРА - ПК) рентабельность собственного капитала снизится, так как часть чистой прибыли, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента.

Предложенная методика является довольно универсальной для обеспечения роста финансовой устойчивости предприятия. Но перед тем как ее применять необходимо провести финансовый анализ компании с тем, чтобы вывить неудовлетворительные показатели и в виду ограниченности ресурсов им в первую очередь уделить внимание.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

КОМПАНИИ

Куртсеитова М.Т.

Резюме

Управление финансовой устойчивостью предполагает использование системного подхода к организации. Методика укрепления финансовой устойчивости сводится к следующему: управление

оборотными активами: готовой продукцией на складах, дебиторской задолженностью; управление краткосрочными обязательствами -кредиторской задолженностью перед поставщиками, персоналом, бюджетом, заемными средствами, полученными в банке. Работе по каждому из названных направлений должен предшествовать финансовый анализ. Реализация же методик обеспечит грамотное управление финансовой устойчивостью компании и позволит повысить ее.

COMPANY ' S FINANCIAL STABILITY MANAGEMENT BASIS

Kurseitova M.T.

Summary

Financial stability management possesses a systematic approach to its organization. The methods of strengthening of financial stability are as follows: circulating assets control: namely, storage products and debts control; short-term circumstances control-creditor debts before providers, personnel, budget, loan means got in the bank. Financial analysis should precede the work on the above mentioned trends. These methods contribute to competent financial stability management of a company and help to increase it.

УДК 336:651

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ» КОМПАНИИ

Куртсеитова М.Т.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: нематериальный актив, рыночный капитал, человеческий капитал, интеллектуальная собственность, деловая

репутация, стратегия развития.

Key words: intangible assets, market capital, human capital, intellectual property, reputation, strategy development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.