Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 402-418.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС; ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО
УДК 342.951
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ И БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ И
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ
Антонова Т. Л., Евсикова Е. В.
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия
В статье проводится анализ основ правового регулирования правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, раскрываются такие понятия, как: «отходы производства и потребления», а также «обращение с отходами», «сбор отходов», «накопление отходов», «транспортирование отходов», «обработка отходов», «утилизация отходов», «обезвреживание отходов», «размещение отходов», авторы приходят к выводу, что понятие деятельность по образованию отходов в понятие «обращение с отходами» не входит. В исследовании проводится анализ Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, которые предусматривают достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития путем решения ряда задач, в том числе, путем обеспечения экологически безопасного обращения с отходами, что, по мнению авторов, может быть достигнуто также путем усовершенствования института административной ответственности за нарушением правил обращения с отходами производства и потребления и причинение вреда окружающей среде. В этой связи, авторами проводится анализ и исследование основ административно-правового регулирования порядка обращения с отходами производства и потребления, а также мер административной ответственности, предусмотренных действующим законодательством в случае нарушения установленного законодательством порядка обращения с отходами производства и потребления. На основе проведенного анализа автора выработаны конкретные предложения по усовершенствованию административно-деликтного регулирования правоотношений в сфере привлечения к административной ответственности за нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Ключевые слова: отходы производства и потребления; деятельность по обращению с отходами; административная ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Актуальность темы. Как известно, с 2019 г. в Российской Федерации стартовала «мусорная реформа», которая вызвана острой необходимостью кардинального изменения организации работы со свалками и полигонами всей системы в целом, выработки нового алгоритма действий, широкого применения новых методов утилизации, а также, самое главное, изменения сознания общества в сторону пересмотра порядка обращения с отходами всех и каждого из его членов в сторону выстраивания приоритетов бережного отношения к экологической системе своего региона и планеты в целом, уменьшения загрязнения окружающей природной среды, а также, среды населенных пунктов и природных объектов.
402
Вместе с тем, дискуссия по поводу энергосбережения и ресурсосбережения в экспертном сообществе традиционно связывается с формированием правовых основ раздельного сбора отходов производства и потребления, а также вторичным использованием этих отходов (непосредственно за счет многооборотности либо путем переработки, а также за счет извлечения энергетических ресурсов) [1, с. 185].
Так, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года предусматривают достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:
а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;
б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
д) восстановление нарушенных естественных экологических систем;
е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и т.д. [2].
Современные процессы нормотворчества субъектов властных полномочий в
Российской Федерации отличаются своей интенсивностью и необходимостью принятия своевременных, обоснованных и ответственных решений, которые получают свое юридическое воплощение в соответствующих правовых актах [3, с. 48]
Согласно положений Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 483-Ф3 «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», с 1 января 2019 года все субъекты Российской Федерации (далее -субъекты РФ) должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами [4].
В свою очередь региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Однако, существенные изменения, связанные с внедрением новых технологий и организационных решений в сфере обращения с отходами производства и потребления, как показала практика первых реализации мероприятий «мусорной реформы», пока, к сожалению не дали ожидаемых результатов, что подтверждает актуальность и востребованной выбранной темы исследования.
По нашему мнению, одним из важных факторов успешной реализации мероприятий реформы является совершенствование института административной ответственности за нарушением правил обращения с отходами производства и потребле-
403
ния и причинение вреда окружающей среде. В этой связи, авторами проводится анализ и исследование основ административно-правового регулирования порядка обращения с отходами производства и потребления, а также мер административной ответственности, предусмотренных действующим законодательством в случае нарушения установленного законодательством порядка обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, вопросы дальнейшего кардинального реформирования системы обращения с отходами производства и потребления стоят на повестке дня и, как никогда, являются актуальными и резонансными, т.е. требуют качественной научной проработки и исследования, с целью, прежде всего, обоснования необходимости таких кардинальных изменений либо необходимости их дальнейшего изучения и апробации в качестве эксперимента и анализа полученных в ходе такого эксперимента данных с целью выработки новой концепции реформирования системы обращения с отходами производства и потребления, основанной на научных исследованиях и анализе статистических данных положительного и отрицательного опыта применения тех или иных методов и подходов.
Основной текст. Основы административно-правового регулирования порядка обращения с отходами производства и потребления составляют нормы Конституции Российской Федерации [5], ст. 42 которой предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, кроме того, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Кроме того, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - ФЗ № 7-ФЗ) закрепляет аналогичные положения в сфере бережного отношения к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Также, ФЗ № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [6].
Вместе с тем, правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - ФЗ № 89-ФЗ) [7], в соответствии с которым, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с ФЗ № 89-ФЗ.
Интересно, что обращение с отходами ФЗ № 89-ФЗ трактует, как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
404
При этом, размещение отходов предполагает хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) а утилизация отходов предполагает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (энергетическая утилизация).
Вместе с тем, деятельность по образованию отходов в понятие «обращение с отходами» не входит.
Однако, обращение с отходами включает не только размещение отходов или утилизацию, но и такие виды деятельности, как:
- сбор отходов (т.е. прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение);
- транспортирование отходов (т.е. перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- накопление отходов (т.е. складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения);
- обработку отходов (т.е. предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку);
- обезвреживание отходов (т.е. уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду).
Следует отметить, что в результате переработки может образоваться продукт, который не относится к отходам, а представляет собой продукт переработки, т.е. в таком случае субъект не может нести административную ответственность за нарушение положений ст. 8.2 КоАП РФ. Так, вещества и материалы, образовавшиеся в результате производственной деятельности, могут быть реализованы как продукция, если на предприятии имеются соответствующие технические условия и документация, причем разрабатываемая нормативная и/или техническая документация на продукцию должна учитывать требования соответствующих государственных и отраслевых стандартов, санитарно-эпидемиологических и экологических норм.
405
В то же время, ФЗ № 89-ФЗ четко регламентирует, что направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
1) максимальное использование исходных сырья и материалов;
2) предотвращение образования отходов;
3) сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
4) обработка отходов;
5) утилизация отходов;
6) обезвреживание отходов.
Указанные направления государственной политики реализуются в соответствии с такими принципами, как: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Вместе с тем, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года предусматривают, что при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:
а) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
б) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
в) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
д) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведённой ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
е) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.
406
Несмотря на это, проблема обращения с отходами производства и потребления превратилась в последние десятилетия в одну из наиболее острых экологических проблем России. Анализ состояния законности показывает, что вопросы безопасного сбора и размещения отходов являются чрезвычайно актуальными для всех регионов России. Количество размещаемых отходов постоянно возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности. Ежегодно на долю данной сферы правоотношений приходится от 20 до 30 % выявляемых природоохранными прокурорами нарушений закона и внесенных актов прокурорского реагирования [8].
Предупреждение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, т.е. экологических правонарушений, занимает ведущее место в механизме правового обеспечения экологической безопасности, которая является одним из элементов системы национальной безопасности РФ в целом [9].
Вместе с тем, основы, порядок и особенности административной ответственности в сфере нарушения порядка обращения с отходами производства и потребления предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [10].
Так, например, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ в виде административного штрафа для граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; для должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ, в виде штрафа для граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В том случае, если указанные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, ч. 6 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от 6000 до 7000 рублей; для должностных лиц - от 50 000 до 60 000 рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц - от 600 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
407
Следует учитывать, что объектами данного вида правонарушений выступают:
- общественные отношения в сфере охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления;
- общественные отношения в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления;
- общественные отношения в сфере разработки проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлении таких проектов на утверждение в уполномоченный орган;
- общественные отношения в сфере отнесения отходов производства и потребления 1-У классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов 1-1У классов опасности;
- общественные отношения в сфере ведения учета в области обращения с отходами производства и потребления;
- общественные отношения в сфере проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- общественные отношения в сфере проведения инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.
Следует, однако, отметить, что нарушения требований в области охраны окружающей среды и природопользования непосредственно связаны с осуществлением организацией предпринимательской деятельности, т.е. по сути, данная категория дел об административных правонарушениях должна быть подведомственна арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции, что привело к тому, что до 2015 года значительная часть данной категории дел принималась к рассмотрению арбитражными судами.
Так, в правоприменительной практике ст. 8.2 КоАП РФ просматривается конкуренция подведомственности, поскольку, имеются судебные акты, указывающие на охраняемые данной статьей (как и в целом главой 8 КоАП РФ) публичные интересы, никак не связанные с предпринимательской или иной экономической деятельностью, и поэтому споры, связанные с привлечением к административной ответственности, не подведомственные арбитражным судам, поскольку, объектом правонарушений, составы которых сформулированы в гл. 8 КоАП РФ (и, в частности, в ст. 8.2 КоАП РФ), являются общественные отношения в области обеспечения порядка обращения с отходами, а объективную сторону таких правонарушений образуют действия (бездействие), состоящие в нарушении природопользования и требований законодательства об охране окружающей среды (а также, правил и требований обращения с отходами). Иными словами, совершение лицом действий (бездействие), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 8 КоАП РФ, в любом случае представляет собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны объектов природной среды, не связанных каким-либо образом с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности физическими лицами и организациями.
Таким образом, на сегодняшний день, дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования подлежат рас-
408
смотрению судами общей юрисдикции в силу того, что действия (бездействие), образующие объективную сторону правонарушения, представляют собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны объектов окружающей среды и при осуществлении природопользования не связанных каким-либо образом с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности физическими лицами и организациями, поскольку, диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ не содержит указание на такой квалифицирующий признак правонарушения, как его совершение в процессе осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Субъектами выступают как физические лица, т.е. граждане, иностранцы, лица без гражданства, так и должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Однако, юридические лица, оспаривающие решения контролирующих органов, зачастую ссылаются на то, что они не являются субъектами правонарушения, поскольку не специализируются на деятельности по обращению с отходами. Однако в своих решениях судьи, как правило, отмечают, что субъектный состав правонарушений, связанных с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
При этом, к ответственности может быть привлечено только лицо, на которое возожжена соответствующая обязанность по соблюдению и исполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды в сфере обращения с производственными и бытовыми отходами, т.е. необязанное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Следует также обратить внимание на особенности привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ публичных субъектов (органов государственной власти и органов местного самоуправления).
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ и п. 3 ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ и п. 18 ч. 1, 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11] к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
При этом, п. 2 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
При этом полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ
409
Субъективная сторона данного вида правонарушений характеризуется умыслом, т.е. лицо осознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В то же время предметом доказывания по ст. 8.2 КоАП РФ является лишь установление факта несоблюдение установленных законодательством требований обращения с отходами производства и потребления.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в:
- несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления;
- несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления;
- неисполнении обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации;
- превышении утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- неисполнении обязанности по отнесению отходов производства и потребления 1-У классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - ГУ классов опасности;
- неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления;
- неисполнении обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- неисполнении обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.
Как видим, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в несоблюдении требований при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 1 полугодие 2019 года в суды общей юрисдикции поступило 857 данной категории, всего рассмотрено - 809 дел; привлечено к ответственности - 458 лиц, из которых: юридических лиц - 215, должностных лиц - 53, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 73, иных физических лиц - 117; по которым вынесено наказание в виде предупреждения - 29, штрафа - 375, приостановления деятельности - 54; наложено штрафов на сумму -
410
14 614 600 руб., из них взысканы принудительно или уплачены добровольно - 4 274 600 руб. [12].
Однако, в 2018 году в суды общей юрисдикции поступило 2133 данной категории, всего рассмотрено - 2137 дел; привлечено к ответственности -1367 лиц, из которых: юридических лиц - 753, должностных лиц - 174, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 175, иных физических лиц - 265; по которым вынесено наказание в виде предупреждения - 71, штрафа - 1027, приостановления деятельности - 269; наложено штрафов на сумму - 39 157 200 руб., из них взысканы принудительно или уплачены добровольно - 12 228 000 руб. [13].
Вместе с тем, в 2017 году в суды общей юрисдикции поступило 2034 данной категории, всего рассмотрено - 2038 дел; привлечено к ответственности - 1296 лиц, из которых: юридических лиц - 673, должностных лиц - 180, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 135, иных физических лиц - 308; по которым вынесено наказание в виде предупреждения - 46, штрафа - 1014, приостановления деятельности - 236; наложено штрафов на сумму - 37 731 200руб., из них взысканы принудительно или уплачены добровольно - 9 811 836 руб. [14].
При этом в 2016 году в суды общей юрисдикции поступило 2156 данной категории, всего рассмотрено - 2135 дел; привлечено к ответственности - 1378 лиц, из которых: юридических лиц - 689, должностных лиц - 249, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 150, иных физических лиц - 290; по которым вынесено наказание в виде предупреждения - 21, штрафа - 1151, приостановления деятельности - 206; наложено штрафов на сумму - 41 574 600 руб., из них взысканы принудительно или уплачены добровольно - 13 789 300 руб. [15].
Интересно, что в 2015 году в суды общей юрисдикции поступило 2017 данной категории, всего рассмотрено - 2004 дел; привлечено к ответственности - 1301 лиц, из которых: юридических лиц - 660, должностных лиц - 186, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 219, иных физических лиц - 236; по которым вынесено наказание в виде предупреждения - 0, штрафа - 1050, приостановления деятельности - 251; наложено штрафов на сумму - 37 083 200 руб., из них взысканы принудительно или уплачены добровольно - 9 240 511 руб. [16].
А в 2014 году в суды общей юрисдикции поступило 2176 данной категории, всего рассмотрено - 2173 дел; привлечено к ответственности - 1558 лиц, из которых: юридических лиц - 559, должностных лиц - 383, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 236, иных физических лиц - 380; по которым вынесено наказание в виде предупреждения - 1, штрафа - 1256, приостановления деятельности - 301; наложено штрафов на сумму -31 981 000 руб., из них взысканы принудительно или уплачены добровольно -12 662 500 руб. [17].
Как видим, количество административных правонарушений данной категории характеризуется стабильностью и динамикой, что свидетельствует о недостаточной эффективности административно-деликтного регулирования в данной сфере правоотношений, наличии административных наказаний, не имеющих достаточный пре-
411
дупредительный или сдерживающий эффект, низкий процент исполнения наказаний, что, в свою очередь, нарушает принцип неотвратимости наказания, поскольку из назначаемых сумм административных штрафов, взыскивается или уплачивается добровольно 15-20% в среднем, а значит требует коренного переосмысления системы подходов к административно-деликтному регулированию отношений в данной сфере, выработке новых предупредительных мер.
Так, например, Проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [18], предусматривает, административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
1. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию отходов производства и потребления, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей или предупреждение; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток.
2. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к размещению, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей или предупреждение; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток.
По нашему мнению, более правильным является установление градации административной ответственности по объективной стороне, а именно более детальная конкретизация действия или бездействия в сфере нарушения требований обращения с отходами производства и потребления:
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления;
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления;
- неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направление таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации;
- превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления Г-У классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов Г-ГУ классов опасности;
412
- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления;
- неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.
А также установление таких квалифицирующих признаков, как повторность в течение года, и причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что будет влечь более суровые меры административного наказания.
Вместе с тем, выделение в качестве субъектов административного правонарушения индивидуальных предпринимателей представляется нам более правильным, однако установление административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток является слишком суровым, что по нашему мнению, может причинить существенный ущерб субъектам малого предпринимательства, в силу чего, предлагается оставить существующие пределы административных штрафов в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а также предупреждение и приостановление деятельности на срок до 30 суток, что будет соответствовать принципу справедливости и соразмерности наказания, поскольку, законодатель при осуществлении нормо-творческой деятельности, устанавливая размер административного наказания за конкретное правонарушение, должен оценивать его с точки зрения соотносимости с характером и степенью общественной опасности данного административного правонарушения, наделять его разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов [19, с. 79].
Кроме того, следует отметить удачную дифференциацию административной ответственности за несоблюдение требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления 1-1У классов опасности, и - с другой стороны - за аналогичные нарушения, связанные с обращением с отходами У класса опасности.
Так, согласно ст. 4.1 ФЗ № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Вместе с тем, во многих случаях разделение отходов на классы опасности достаточно условно. Так, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (IV класс опасности по ФККО) может по составу практически не
413
отличаться от мусора от уборки помещений и предприятий торговли (V класс опасности по ФККО), более того - у многих организаций образуются оба вида отходов и их накопление происходит в смеси. Таким образом, при отсутствии возможности снизить и уравнять ответственность за обращение с отходами IV и V классов опасности, имеет смысл усилить дифференциацию, отдельно предусмотрев ответственность за обращение с отходами I—III классов опасности, которые могут представлять реальную опасность для окружающей среды!
В этой связи, следует отметить, что в 2018 году было принято Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [20], которым предусмотрены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), что с одной стороны способствует административно-правовому регулированию данной сферы правоотношений, с другой -развитию технологий переработки отходов, чтобы не платить соответствующие взносы.
Так, благодаря постепенному повышению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов с 95 руб. за тонну в 2018 году до 791,3 руб. за тонну в 2025 году предпринимателям экономически целесообразнее будет передавать отходы на переработку, нежели на захоронение. Однако при отсутствии необходимых объектов для переработки всего количества образуемых отходов остается вероятность того, что практически весь объем отходов будет, как и сейчас поступать на полигоны для размещения, а население столкнется с многократно возросшими тарифами на услуги по вывозу коммунальных отходов [8].
Данные меры нацелены на долгосрочную перспективу и ориентированы на формирование в России качественно новой системы обращения с отходами производства и потребления, что должно привести к более рациональному использованию природных ресурсов. Вместе с тем, для достижения поставленных целей необходимо ввести в России централизованную систему раздельного сбора отходов.
Список литературы
1. Кириченко, П. Н. О совершенствовании административной ответственности за нарушение законодательства об обращении с отходами / П. Н. Кириченко. - Текст : непосредственный. // Вестник Брянского государственного университета. - № 2019. - № 2. - С. 185-200.
2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Президентом РФ 30.04.2012. // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
3. Актуальные проблемы административного права: учебное пособие для бакалавров и магистров / под. ред. М. И. Никулина. Симферополь, 2018. - 188 с. - Текст : непосредственный.
4. О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» : Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ // Гарант Закон : [сайт]. - 2019. -URL : https://www.garant.ru/news/1238113/ (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс : [сайт]. -
414
2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.12.2019). -Текст : электронный.
6. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция). // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
7. Об отходах производства и потребления Федеральный закон: от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция). // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/. (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
8. Шинкарев, А. И. Реформа системы обращения с отходами производства и потребления в России / А. И. Шинкарев. - Текст : непосредственный. // Отечественная юриспруденция. - 2018. - С. 3337.
9. Евсикова, Е. В., Петросян Г. А. Некоторые аспекты привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования / Е. В. Евсикова, Г. А. Петросян. - Текст : непосредственный. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 259-269.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
12. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях : Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2019 года. № 1-АП // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - 2019. - URL : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5083. (дата обращения 01.12.2019). -Текст : электронный.
13. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 год. № 1-АП // // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - 2019. -URL : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891 (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
14. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» : Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2017 год. № 1-АП // // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - 2019.
- URL : : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4476 (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
15. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях : Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2016 год. № 1-АП // // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - 2019.
- URL : : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832. (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
16. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях : Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2015 год. № 1-АП // // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - 2019. -URL : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3417. (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
415
17. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях : Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2014 год. № 1-АП // // Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - 2019. -URL : http://wwwxdep.ru/index.php?id=79&item=2884 (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Проект Федерального закона // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60590.html/ (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
19. Руденко, А. В. Соблюдение принципов соразмерности наказания и индивидуализации наказания при привлечении к административной ответственности / А. В. Руденко. - Текст : непосредственный. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2016. -№ 4 (25). - С. 77-81.
20. О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 (ред. от 16.02.2019) // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301466/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633 (дата обращения 01.12.2019). - Текст : электронный.
Antonova T. L., Evsikova E. V. Bases of legal regulation of handling with production and household waste and administrative responsibility for their violation / T. L. Antonova, E. V. Evsikova // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 402-418.
The article analyzes the fundamentals of legal regulation of legal relations in the field of waste management of production and consumption, reveals such concepts as: "production and consumption waste", as well as "waste management", "waste collection", "waste storage", "transportation waste "," waste treatment "," waste disposal "," waste disposal "," waste disposal ", the authors conclude that the concept of waste generation is not included in the concept of*' waste management ". The study analyzes the Fundamentals of state policy in the field of environmental development of Russia for the period up to 2030, which provide for the achievement of the strategic goal of state policy in the field of environmental development by solving a number of tasks, including by ensuring environmentally safe waste management, which, in the opinion authors, can also be achieved by improving the institution of administrative responsibility for violation of the rules for the treatment of waste production and consumption and environmental damage. In this regard, the authors analyze and study the fundamentals of administrative legal regulation of the treatment of production and consumption waste, as well as administrative responsibility measures provided for by applicable law in case of violation of the procedure for handling production and consumption waste established by law. Based on the analysis of the author, specific proposals have been developed to improve the administrative-tort regulation of legal relations in the field of bringing to administrative responsibility for violation of the requirements in the field of environmental protection when handling waste from production and consumption.
Keywords: production and consumption waste; waste management activities; administrative responsibility for violation of the requirements in the field of environmental protection when handling waste from production and consumption.
Spisok literatury'
1. Kirichenko, P. N. O sovershenstvovanii administrativnoj otvetstvennosti za narushenie za-konodatel'stva ob obrashhenii s otxodami / P. N. Kirichenko. - Tekst : neposredstvenny'j. // Vestnik Bry-anskogo gosudarstvennogo universiteta. - № 2019. - № 2. - S. 185-200.
2. Osnovy' gosudarstvennoj politiki v oblasti e'kologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : utv. Prezidentom RF 30.04.2012. // KonsuTtantPlyus : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e' lektronny'j.
3. Aktual'ny'e problemy' administrativnogo prava: uchebnoe posobie dlya bakalavrov i magistrov / pod. red. M. I. Nikulina. Simferopol', 2018. - 188 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
416
AnmoHoea T. fl., EecuKoea E. B.
4. O vnesenii izmenenij v stat'yu 29.1 Federal'nogo zakona «Ob otxodax proizvodstva i potrebleniya» : Federal'ny'j zakon ot 25 dekabrya 2018 g. № 483-FZ // Garant Zakon : [sajt]. - 2019. - URL : https://www.garant.ru/news/1238113/ (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii : prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesenny'x Zakonami RF o popravkax k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // KonsuTtantPlyus : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e' lektronny'j.
6. Ob oxrane okruzhayushhej sredy' : Federal'ny'j zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (poslednyaya redakci-ya). // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.
7. Ob otxodax proizvodstva i potrebleniya Federal'ny'j zakon: ot 24.06.1998 N 89-FZ (poslednyaya redakciya). // KonsuTtantPlyus : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/. (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e' lektronny'j.
8. Shinkarev, A. I. Reforma sistemy' obrashheniya s otxodami proizvodstva i potrebleniya v Rossii / A. I. Shinkarev. - Tekst : neposredstvenny'j. // Otechestvennaya yurisprudenciya. - 2018. - S. 33-37.
9. Evsikova, E. V., Petrosyan G. A. Nekotory'e aspekty' privlecheniya k administrativnoj otvetstven-nosti za pravonarusheniya v oblasti oxrany' okruzhayushhej sredy' i prirodopol'zovaniya / E. V. Evsikova, G. A. Petrosyan. - Tekst : neposredstvenny'j. // Ucheny'e zapiski Kry'mskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. - 2019. - T. 5 (71). № 2. - S. 259-269.
10. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 27.12.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.02.2020) // KonsuTtantPlyus : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e' lektronny'j.
11. Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 27.12.2019) // KonsuTtantPlyus : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e' lektronny'j.
12. Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny'x pravonarusheniyax : Sudebny'j departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodny'e statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'ny'x sudov obshhej yurisdikcii i mirovy'x sudej za 1 polugodie 2019 goda. № 1-AP // Sudebny'j Departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5083. (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.
13. Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny'x pravonarusheniyax» Sudebny'j departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodny'e statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'ny'x sudov obshhej yurisdikcii i mirovy'x sudej za 2018 god. № 1-AP // // Sudebny'j Departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891 (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.
14. Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny'x pravonarusheniyax» : Sudebny'j departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodny'e statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'ny'x sudov obshhej yurisdikcii i mirovy'x sudej za 2017 god. № 1-AP // // Sudebny'j Departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2019. - URL : : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4476 (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.
15. Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny'x pravonarusheniyax : Sudebny'j departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodny'e statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'ny'x sudov obshhej yurisdikcii i mirovy'x sudej za 2016 god. № 1-AP // // Sudebny'j Departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2019. - URL : : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832. (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.
16. Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny'x pravonarusheniyax : Sudebny'j departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodny'e statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'ny'x sudov obshhej yurisdikcii i mirovy'x sudej za 2015 god. № 1-AP // // Sudebny'j Departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2019. - URL : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3417. (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e'lektronny'j.
17. Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny'x pravonarusheniyax : Sudebny'j departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii. Svodny'e statisticheskie
417
svedeniya о deyateГшsti federaГny,x sudov obshhej yurisdikcii i mirovy,x sudej za 2014 god. № 1-АР // // Sudebny,j Departament pri Уегхотаот Sude Rossijskoj Federacii : [эдЦ. - 2019. - URL : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2884 (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e,lektronny,j.
18. Kodeks Rossijskoj Federacii оЬ administrativny,x pravonarusheniyax : Proekt FederaГnogo zakona // КопзиГ1дПР1уш : [sajt]. - 2019. - ЦКЬ : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60590.html/ (data obrash-heniya 01.12.2019). - Tekst : e,lektronny,j.
19. Rudenko, А. У. Soblyudenie principov sorazmernosti nakazaniya i individualizacii nakazaniya pri privlechenii к administrativnoj otvetstvennosti / А. У. Rudenko. - Tekst : neposredstvenny,j. // Akad-emicheskij vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2016. - № 4 (25). - S. 77-81.
20. О stavkax рЫУ' za negativnoe vozdejstvie na okruzhayushhuyu sredu pri razmeshhenii ^МУ'Х kommunaГny,x otxodov ГУ klassa opasnosti (maloopasny,e) i vnesenii izmenenij V nekotory,e akty, Pravi-
Rossijskoj Federacii : Postanovlenie Рта^Ь^ RF О1 29.06.2018 № 758 (геё. О1 16.02.2019) // Konsul,tantPlyus : [sajt]. - 2019. - иЖ :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301466/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633 (data obrashheniya 01.12.2019). - Tekst : e,lektronny,j.
418