ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО МИРОТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Ю. С. Овчинникова*
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация. В статье раскрываются основы музыкального миротворчества как направления ноосферной педагогики, обосновывается роль традиционной музыки народов мира в формировании духовно-экологического мировоззрения. Миротворчество рассматривается как метаспособность человека, а музыка - как путь самопознания, как опыт переживания этнокультуры и как деятельность по перестройке внутреннего мира. Вьявляетя развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в психолого-педагогической практике.
Ключевые слова: музыкальное миротворчество, традиционная музыка народов мира, музыкальное мироведение, миротворчество как метаспособность, музыка как опыт переживания этнокультуры, ноосферная педагогика, духовно-экологическое мировоззрение, традиционные ценности, самопознание, принцип «со-» в педагогике музыкального образования.
Summary. The article focuses on foundations of musical creativity for peace as an approach of noosphere pedagogy and on the role of traditional music of peoples of the world in formation of spiritual-ecological world view. Creativity for peace is regarded as human 's meta-ability, while music is viewed as instrumental of self-cognition, as experiencing of ethnoculture and as psychological self-rearrangement. Author discovers developing potential of traditional music of peoples of the world in psychological-pedagogical practice.
Keywords: musical creativity for peace, traditional music of peoples of the world, musical world studies, creativity for peace as meta-ability, musical experiencing of ethnoculture, noo-sphere pedagogy, spiritual-ecological world view, traditional values, self-cognition, principle "co-" in music pedagogy.
7
Общесистемный глобальный кризис, охвативший все сферы жизни человечества, стал одной из самых актуальных и острых проблем начала нового тысячелетия. Корневая причина этого кризиса кроется в глубинном несоответствии техногенно-потреби-
тельского типа цивилизации и старых парадигм общественного развития ноосфере - новой эволюционной реальности, о которой ещё в середине прошлого века писал В. И. Вернадский: «Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому един-
* Научный консультант -
профессор, доктор педагогических наук В. П. Кузовлев.
ству и равенству всех людей... <...> Это -закон природы. <.. .>
В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы. Я употребляю здесь понятие "закон природы", как это теперь всё больше входит в жизнь в области физико-химических наук, как точно установленное эмпирическое обобщение.
<...> Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества» [1] (курсив мой. - Ю. О.).
Сегодня, в процессе осмысления ноосферной реальности, следует видеть её сущностное отличие от ноо-техносферы, сферы ограниченного интеллектуального разума человека, замкнутого на удовлетворении индивидуальных эгоистических потребностей и искусственно отделённого от живых духовных связей с другими людьми, народами, природой, единой планетой и космосом. Как отмечает А. С. Арсеньев, фаза освоения и использования природы благодаря объективным научным знаниям подходит к концу: в ближайшем будущем предстоит либо гибель биосферы, либо смена вектора развития на радикальное душевно-духовное преображение человека в осознании всей сложности и катастрофичности предстоящих изменений [2, с. 133-134]. Становится очевидным, что без глубинного опытного усвоения человеком принципа универсального единства как закона природы, без консолидации всех здоровых сил на плане-
те во имя созидания мира как «невойны», как «неагрессии», как ненасилия по отношению ко всему живому на Земле, во имя мира как абсолютной ценности человечество ждёт само-уни чтожение.
Ноосфера знаменует, прежде всего, необходимость формирования нового типа сознания - духовно-экологического, предполагающего непрерывный, сложный процесс развития человеческого разума в направлении гармоничного взаимодействия человека, общества, природы и космоса как единого целого, где научно-технический прогресс является не целью, а средством на пути эволюции человечества и совершенствования жизни ради общего блага [3, с. 19].
Главным условием цивилизаци-онной трансформации является воздействие на её глубинные корни -создание новой образовательной среды и условий для формирования у подрастающего поколения ценностных установок миролюбия и ми-росозидания, для расширения сознания человека до масштабов единой планеты и космоса, для опытного «переживания» и «вмещения» других этнокультурных миров, для развития творчества и субъектности обучающихся, для всесторонней реализации на личностном уровне принципа «со-» - со-бытия, со-переживания, со-слушания, со-настраивания, со-творчества и со-зидания.
В ответ на обозначенные вызовы времени развивается ноосферная педагогика, направленная на создание условий для гармоничного и всестороннего развития личности на пути перехода к духовно-экологическому типу цивилизационного суще-ст вования.
8
Традиционная музыка народов мира в формировании духовно-экологического мировоззрения
Многолетний научно-исследовательский, творческий и психолого-педагогический опыт автора в области сравнительного изучения традиционной музыки народов мира свидетельствует о том, что особую роль в формировании духовно-экологического мировоззрения и новой образовательной среды призвана сыграть музыка в силу следующих причин:
1. Сегодня, в условиях техногенно-потребительской цивилизации, манипулирование общественным сознанием и разрушение психики людей происходит преимущественно средствами звукомузыкального воздействия. Это требует особого внимания и осмысления как со стороны педагогического и научного сообщества, так и со стороны государства.
2. Звуковой хаос современной тех ногенно-потребительской цивилизации обусловливает необходимость исследования проблемы музыкальной экологии - в музыке, в природе, в общении с людьми. Представляется важным с детского возраста изучать основы гармонии в музыке и в жизни, развивать чувство различения творчества мироразрушающего и миросозидающего.
3. Духовно-экологическое мировоззрение лежит в основе традиционных культур всех народов и наиболее ярко отражается в традиционной музыке, взятой в её глубинной взаимосвязи с природным космосом, словом, мифологией, картиной мира, историей, национальным характером и менталитетом.
4. Традиционные методы этнопе-дагогики, как показывает опыт поле-
вых исследований автора в различных регионах России, в условиях сильного противодействия техногенно-потре-бительской цивилизации не всегда эффективны и нуждаются в научном переосмыслении. Ценности, мифы, законы бытия, существующие в традиционных этнокультурных сообществах нерефлексивно и передающиеся с помощью комплекса предписаний и запретов, сегодня требуют осознания и психологического «проживания» -как преподавателями, так и обучающимися - в связи с живой жизнью, её реалиями и проблемами.
5. В основе музыкального творчества в традиционных культурах лежит общинное начало. Различные формы традиционного музицирования, пения, танцев, игр помогают (в том числе и представителям других стран) пережить в собственном опыте глубинное родство с миром природы, людей друг с другом, с Богом, и расширить сознание от маленького эгоистического «я» к общинному.
6. Сравнительное изучение традиционной музыки народов мира, ранее испытывающее определённые трудности в силу ограниченности материала, отдалённости и изолированности эт-нокультур, сегодня обретает широкие возможности благодаря развитию научного туризма, связей и межкультурного общения посредством Интернета и информационных технологий.
7. В отличие от многих других форм познания, музыка позволяет воспринимать мир на глубинном архе-типическом уровне - через опыт непосредственного переживания культуры, который может быть осмыслен и переведён в осознание;
8. В музыкальном опыте, направленном на исследование и осмысле-
9
10
ние основ миротворчества, отражены такие его составляющие, как умение слушать и слышать, умение различать гармонию и дисгармонию, уровень развития способности к творчеству, к импровизации, к совместной деятельности через реализацию принципа «со-» (в со-творчестве, со-бытии, со-настраивании, со-интонировании, созидании и т. п.) и др.
9. В условиях перехода к ноосфер-ной реальности во второй половине ХХ - начале XXI века в разных странах мира были выработаны различные формы, принципы и пути миро-созидания и народной дипломатии через музыку, обусловленные рядом исторических, социальных и культурологических причин, таких как:
• победа во Второй мировой войне и международное движение сторонников мира, в которое включились творческие люди разных стран и континентов, в том числе музыканты и композиторы (Б. Бриттен, М. Теодоракис, Х. А. Флорес, Д. Б. Кабалевский, М. Л. Ростропович, Т. Н. Хренников и др.);
• тенденция к усилению этнокультурного фактора в мировой музыкальной культуре в качестве идейно-эстетической реакции на техногенно-потребительскую цивилизацию [4];
• процесс этнокультурной и национальной идентификации через традиционную музыку (движение «фольклорного возрождения» в странах кельтского региона (Ирландии, Шотландии, французской Бретани и др.), в Португалии, Греции, США, Канаде и др.; движение «новой песни» в странах Латинской Америки и др.);
• усиление межкультурного взаимодействия через музыкальное творчество и формирование живого этно-
музыкального пространства для дружеского общения между представителями разных культур и поколений (международные фестивали, Интернет и др.).
10. За последние десятилетия в разных регионах России и мира в целом был накоплен практический педагогический опыт формирования ценностей миролюбия и миросозидания средствами традиционной музыки, который требует осмысления и обобщения. В частности, практической основой для разработки психолого-педагогического направления «Музыкальное миротворчество» послужили:
• десятилетний опыт автора в области сравнительного изучения традиционных музыкальных культур народов мира;
• результаты путешествий и экспедиций в Мексику, Индию, Испанию, Парагвай, Грецию, Португалию, Марокко, Шотландию, Литву, в различные регионы России (Башкирия, Хакасия, Алтай) и др.;
• общение и со-творчество с музыкантами различных этнокультурных миров;
• опыт практического освоения автором музыкальных инструментов и традиций народов мира;
• авторский курс лекций «Традиционная музыка в культуре народов мира» [5], который с 2007 года по настоящее время читается на кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведе-ния МГУ имени М. В. Ломоносова;
• воспитательный проект «Музыкальное Миротворчество» в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина (с 2010 г. по настоящее время);
• опыт проведения практических занятий по музыке народов мира для индийских студентов Колледжа искусств имени Е. И. Рерих (с 2008 по 2010 г., Индия);
• опыт проведения занятий по музыкальному миротворчеству в исследовательском и учебно-методическом центре «Гамаюн» (в 20112012 гг., Москва);
• опыт проведения мастер-классов по музыкальной культуре народов мира в вузах, колледжах, школах, гимназиях и детских садах Москвы, Ельца, Извары, а также на ежегодной Международной исследовательской школе Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (с 2008 по 2013 г.);
• цикл мастер-классов для детей от 3 до 6 лет «О чём поёт природа?»: «Музыка Ветра», «Музыка Земли», «Музыка Огня» и «Музыка Воды» в музыкально-образовательном проекте «СемиНотка» (в 2011-2013 гг., Москва);
• серия авторских передач «Музыка и мир» на Елецком телевидении (5-й канал) в 2012-2013 гг.
На основе вышеизложенного представляется целесообразным обобщить накопленный опыт и сформулировать основные положения музыкального миротворчества в контексте ноосферной педагогики.
Музыкальное миротворчество: основные понятия
Психолого-педагогическое направление «Музыкальное миротворчество» рассматривает миротворчество как метаспособность человека (субъекта деятельности), которая предполагает следующие этапы духовного самостановления:
1. Миротворчество как обретение и осознание себя, своих корней, своей духовной родины - микрокосма мироздания и ценностной точки отсчёта жизненного пути.
2. Миротворчество как обретение духовной вертикали бытия (воссоединение с Богом), выступающей камертоном творческой деятельности.
3. Миротворчество как способность жить «изнутри наружу» (А. Су-рожский), как способность к саморазвитию деятельности (Д. Б. Богоявленская), к свободному порождению и воплощению собственных замыслов (А. А. Мелик-Пашаев).
4. Миротворчество как способность видеть, слышать и «вмещать» в себя другие миры не как отражение себя, но как родственную в корне, уникальную индивидуальность на пути постижения высшей Истины.
5. Миротворчество как со-бытие, со-переживание, со-настраивание, гармонизация и единение в процессе взаимодействия с окружающим миром -людьми, природой, космосом, Богом.
6. Миротворчество как пробуждение в себе не просто творца, но творца-хозяина, несущего ответственность за мир, собою сотворённый.
7. Миротворчество как созидание жизненных миров в целостности и гармонии единого многомерно-полифонического бытия.
8. Миротворчество как совместное творчество «всем миром» в единстве, целостности и многообразии его проявлений.
9. Миротворчество как претворение целостного мира (внутреннего психологического, внешнего социального, единого космического) и соучастие в совершенствовании жизни для общего блага.
н
12
Синтезируя смысл перечисленных граней миросозидания как этапов духовного самостановления человека, можно сделать вывод: миротворчество есть синергетическое построение микро- и макрокосма, предполагающее неразрывное единство духовного построения самого себя и работы на благо единения и совершенствования мира. Чем больше людей сознательно включаются в эту двуединую деятельность, тем гармоничнее становится мировое бытие [6, с. 15-56].
Какими педагогическими средствами и на какой основе можно развивать эту метаспособность? Прежде всего, на основе ценностей традиционных культур, передающих из поколения в поколение зашифрованные в особых формах вечные законы бытия. Наиболее ярким и действенным средством приобщения к традиционной культуре и традиционным ценностям является музыка, представляющая, как ни одна другая форма творчества, само живое пространство и живое бытие этнических миров. Традиционная культура существует на двух уровнях - внешнем, явном, доступном наблюдению и описанию, и внутреннем, глубинном, невидимом, который можно познать, только переживая культуру на собственном опыте, соучаствуя в ней.
Сегодня, когда многими педагогами и исследователями осознаётся необходимость перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятель-ностной» - направленной на диалог, сотворчество, становление авторства человека в отношении собственной жизнедеятельности, именно музыка призвана сформировать основу новой методологии познания.
«Теория» в древнегреческом языке означала «созерцание», иными сло-
вами - откровение или переживание Истины, служащей основанием любого знания, которое, как подчёркивает Г. Орлов, даётся человеку, а не конструируется им [7, с. 42]. В. И. Вернадский в размышлениях о своём переживании научной истины также ссылается на некий иной опыт прямого созерцания сущности Вселенной, опыт, близкий опыту музыкальному: «Я думаю, что бессловесно и бессознательно я в научной работе проникаю так глубоко, как не проникает философ... словесно или мысленно. Это как какой-нибудь музыкант - Бах или Бетховен, или Моцарт, или кто другой - проникал "до конца" бессловесно» [8, с. 94]. Это перекликается и с понятием «живого знания» у С. Франка, который отмечал, что, кроме чувственного и интеллектуального созерцания, у человека есть особый, первичный тип знания - «живое знание», «знание-жизнь» [9, с. 27]. В этой связи представляется, что музыка, при определённых педагогических условиях, позволяет ощутить и «пережить» на архетипи-ческом, «надкультурном» уровне живую связь различных этнических миров и традиций, обнаружить и осмыслить их глубинное единство.
Сравнительные исследования традиционных культур дают богатый материал для осмысления миросозидаю-щей и мироустроительной роли музыкального творчества. Первое, что увлекает внимание исследователя во время полевых наблюдений, это то, что музыка в традиционной культуре выступает не в виде разделённых искусств, распавшихся на множество ветвей-ипостасей, но как единое синкретичное целое, объединяющее в себе миф, этноисторию, поэзию, инструментальную музыку, танец, обряд,
молитву и другие грани мировосприятия и проявления души народа. В происхождении самого понятия «музыка» обнаруживается тот же синкретизм: в Древней Греции «искусство муз» объединяло поэзию, инструментальное творчество, танец, трагедию, комедию, различные науки. В Древней Индии термин «сангит» означал связь звука (как порождения Вселенной и всего живого на Земле), пения, инструментальной музыки, танца в единстве земного и божественного бытия, человека и космоса [10, с. 84].
Во многих этнокультурных традициях и по сей день народное восприятие музыки гораздо шире и глубже узкого инструментального понимания этого явления. Человек в традиционной культуре, самым глубинным образом «вписанный» и «включённый» в мироздание, не мыслит себя вне окружающего мира божественной природы, Вселенной как целостного, единого организма, в котором жизненно важно поддерживать лад и гармонию. Основа этой гармонии лежит в сфере духовной, проявляется в сакральном отношении к природе, ко всей иерархии жизненных миров этнокультурного космоса и находит отражение в традиционной музыке, через которую народ непрерывно творит «сам себя».
Каждый процесс музыкального творчества являет собой актуализацию этнокультуры, её непрерывное само-со-творение и со-бытие с окружающим миром. Живой, комплексный, синкретичный, импровизационный и гармонизирующий характер народной музыки позволяет говорить о музыкальном миротворчестве как универсальном явлении традиционных культур. Благодаря многозначности слова «мир» в русском языке, мы
выходим на несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих смыслов этого понятия.
1. По целям действия: музыкальное миротворчество как музыкальное творчество, направленное на достижение гармонии и единства с окружающим миром, на со-бытие.
2. По способу творчества: музыкальное миротворчество как мирное действие, осуществляемое с помощью лада.
3. По исполнению и участию: музыкальное миротворчество как совместное действие, произведённое «всем миром» - вместе с миром.
4. По предмету творчества: музыкальное миротворчество как созидание посредством музыки мира своей культуры (своей земли, дома, этноса) и культуры всечеловеческой.
Таким образом, мы приходим к общему определению музыкального миротворчества как созидания мира с помощью музыки всем миром, на благо мира, через искусство мира.
Объединяя два понятия, положенные в основу нашего исследования, - миротворчество как метаспо-собность человека и музыкальное миротворчество как явление традиционной культуры, мы приходим к формулировке психолого-педагогического определения.
Музыкальное миротворчество - направление ноосферной педагогики, специализирующееся на исследовании и разработке музыкально-педагогических технологий формирования ценностных установок миролюбия и миросозидания, технологий развития субъектности у обучающихся и способности к со-переживанию, к со-настраиванию, к со-единению, к сотворчеству и к со-зиданию мира в гармонии и многообразии его проявлений. При-
13
14
ставка «со-» в перечисленных наименованиях означает деятельность, направленную на восстановление целостности человека в единстве и гармонии с ближним (человека с человеком), с природным космосом, с Богом.
Психология переживания музыкального опыта в музыкальном миротворчестве
Сравнительные исследования традиционной музыки народов мира показывают несостоятельность расхожего мнения о музыке как универсальном языке, понятном всем.
Во-первых, музыка, в отличие от языка и от знаковых систем вообще, не рассказывает о мире, не описывает его, но сама «представляет собой особый мир, обладающий собственным бытием» [7, с. 365-366]. Г. Орлов называет музыку живым мифом, а её звучание - одним из чистейших символов не имеющей имени реальности, с которой мы вступаем в соприкосновение через музыкальный опыт.
Во-вторых, как замечает Г. Орлов, приводя позицию В. Цукеркандля, «"музыка" не более реальна, чем "язык". Реально существует не "язык", а специфические языки, не "музыка", а специфические музыки. <...> Барьеры между одной музыкой и другой гораздо труднее преодолеть, чем языковые барьеры. Мы способны переводить с одного языка на другой, но сама идея перевода, скажем, китайской музыки на западный язык тонов является очевидным абсурдом» [Там же, с. 29].
Вместе с тем музыка во всём многообразии её проявлений всегда существует только в контексте внутреннего субъективного опыта человека. Вся музыкальная теория построена
преимущественно на субъективном восприятии звука конкретным человеком, не тождественном звучанию как таковому. «Вне опыта нет музыки, - пишет Г. Орлов. - Только в опыте она становится реальностью, обретает существование и раскрывается как особый мир смыслов, специфических отношений, измерений и логики» [Там же, с. 13].
Если музыка обретает жизнь через уникальный внутренний опыт человека, то возникает вопрос о психологии переживания этого опыта, который, вслед за Ф. Е. Василюком, можно рассматривать двояко: как переживание-созерцание и как переживание-деятельность по перестройке внутреннего мира, как деятельность, которая направлена на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием и целью которой является повышение осмысленности жизни [11, с. 30].
Переживание-созерцание музыки различных культур может проявляться во всей палитре внутренних состояний человека - от полного неприятия музыкального воплощения другой культуры до высокого эстетического наслаждения. Для «расширения» сознания человека через сердечное «вмещение» других культурных миров особую значимость представляет проблема музыкального опыта как пе ре живания-деятельности по перестройке внутреннего мира.
Встречу различных этнокультурных миров, которая потенциально содержит в себе возможности столкновения или конфликта культур для неподготовленного сознания, можно рассматривать как критическую ситуацию невозможности субъекта реа-лизовывать внутренние необходимо-
сти своей жизни. Если посмотреть на эту ситуацию в ракурсе превентивной психологии, то к ней можно подготовиться, целенаправленно воссоздавая и организовывая эту реальность и включая соответствующие психологические методики в практику ноо-сферного образования. «Процессом переживания, - пишет Ф. Е. Васи-люк, - можно в какой-то мере управлять - стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вёл к росту и совершенствованию личности» [11, с. 11].
Как организовать процесс переживания другой этнокультуры, предвосхищая конфликт в обыденной жизни в будущем и помогая преодолеть внутренний диссонанс, достичь непротиворечивости и целостности внутреннего мира в условиях взаимопроницаемости этнокультурных миров?
Прежде всего, для опытного, сознательного постижения глубинных пластов этнокультуры посредством музыки необходим целостный подход к музыке, каковой она и предстаёт в традиционной культуре, - к явлению синкретичному, объединяющему музыку, слово, движение, танец, миф, природу, само бытие.
Кроме того, если мы посмотрим на музыку не в привычном ракурсе эстетического и духовно-нравственного воспитания или профессионального образования, но в ракурсе одного из её ключевых первосмыслов -игры, то выскажем предположение, что через музыкальную игру как практику антиципации развития можно организовывать процесс «успешного» переживания другой этнокультуры. Как отмечает С. В. Григорьев, «в игре
не только предвосхищаются онтогенетические и филогенетические аспекты психологии развития, но и прокладываются пути, апробируются социокультурные новации... <...> ...Игра есть школа самосознания - самоопределения, антиципации возможностей и ограничений самовыражения и развития Человека» [12].
Педагогические основы музыкального миротворчества
Опыт переживания-деятельности в контексте музыкального миротворчества можно организовать при наличии следующих условий.
Во-первых, в условиях создания «защищённого мира» - пространства занятий для искреннего общения и раскрытия в себе музыканта. Чтобы стать полноценным слушателем, необходимо обрести свой творческий опыт; чтобы суметь успешно «пережить» (точнее «прожить») и «вместить» в себя другую культуру, надо начинать с раскрытия творца в самом себе и с обретения опыта самопорождения музыкальной деятельности.
Во-вторых, через совместное музыкальное творчество-импровизацию, а именно через практическое освоение принципа «со-»: со-бытий-ности, со-единения, со-настраивания, со-переживания, со-вмещения и созидания. Совместная игра на простых (по приёмам игры) традиционных инструментах и музыкальное творчество позволяют создать в педагогических условиях ситуацию единого жизненного мира и взаимодействия всех его участников.
В-третьих, через изучение и творческое освоение традиционных музыкальных культур. Эффективность изучения других этнокультур заключает-
15
16
ся не столько в «умственном» усвоении определённой информации, а в проживании и осмыслении собственного музыкального опыта, в испытании чувства со-причастности, в «со-порождении» культуры через решение творческих задач, с нею связанных, на доступном субъекту уровне.
В работе педагога следует учитывать ряд аспектов музыкального миротворчества:
1. Развитие музыкальных способностей, умений и навыков выступает не как главная цель педагогического процесса, а как путь и средство формирования духовно-экологического мировоззрения средствами музыки и музыкального образования.
2. Музыкальный опыт рассматривается в рамках программы (как преподавателем, так и обучающимся) как средство самопознания и познания мира.
3. Традиционная музыка народов мира исследуется в широком культурологическом ключе в ракурсе музыкального мироведения как метапредмет-ного основания курса.
Педагогическими методами воздействия на развитие способности к миротворчеству выступают:
- использование методики совместной музыкальной игры как дея-тельностной составляющей в педагогике и психологии, в которой, отображаясь, преображается действительность (С. Л. Рубинштейн);
- использование традиционных музыкальных инструментов народов мира, простых для освоения и созвучных при совместной игре (к простейшим инструментам, имитирующим звуки природы, можно отнести, например, центральноафриканскую ка-лимбу, испанский барабан ветра, вьет-
намские деревянные жабы, мексиканские дерево дождя и барабан тепо-нацтли, перуанские и парагвайские погремушки, зулусский барабан, марокканский бендир, индийскую ра-вантху, турецкие тарелочки зиль, тибетскую поющую чашу, различные виды флейты Пана и др.);
- обучение игре на традиционных инструментах без носителя интонирования (представителя той или иной этнокультуры) через опытное, творческое, самостоятельное исследование и освоение инструмента;
- игровые методики «Раскрытие в себе музыканта»; «Диалог с помощью музыкальных инструментов»; «Совместное творение мира в звуках»;
- культурологический курс «Музыкальное миротворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации»;
- изучение и творческое освоение песен и музыкальных традиций народов мира.
Психолого-педагогическое направление «Музыкальное миротворчество» призвано охватить все уровни образования как системы: детский сад - школа - колледж - вуз.
Для детей дошкольного возраста в качестве основного блока занятий будет выступать «Музыкальное мирове-дение», направленное на развитие познавательной деятельности дошкольников и расширение знаний об окружающем мире природы через музыкальную игру на традиционных этнических инструментах.
Для школьников основным направлением музыкального миротворчества может выступать курс «Музыкальные картины мира: единство в многообразии», позволяющий средствами традиционной музыки
расширить знания о культуре разных народов.
Для студентов, помимо перечисленных блоков, главным направлением выступает сама концепция музыкального миротворчества, её проявление в традиционной культуре и применение на современном этапе исторического развития.
Процесс преподавания музыкального миротворчества необходимо строить на живом, творческом совместном опыте, не теряя комплексный, метапредметный и глобальный характер проблем, стоящих перед каждым человеком, осознавая и доводя до сознания обучающихся всю глубину, безальтернативность и катастрофичность предстоящих изменений в жизни планеты. А. С. Арсеньев, размышляя о кризисном состоянии современной переходной эпохи, отмечает: «Кризис не может быть пре-одолён "прогрессом" - усовершенствованием того, что было развито на старом основании, ибо акме этого развития позади, и его продолжение ведёт к углублению кризиса. <...> Движение по ветви древа истории. в нашу эпоху подходит к концу... Единственная возможность дальнейшего развития состоит в "возвращении к стволу", то есть к началу ветви, в критическом преодолении этого начала (что соответствует движению по "стволу") и формировании нового Начала» [2, с. 117].
Осмысление ценностей традиционных культур, введение их в практику каждого дня, формирование духовно-экологического мировоззрения, основанного на принципе универсального единства, представляет собой комплексную образовательную задачу, которая призвана охва-
тить не только отдельные предметы в учебном процессе, но и саму жизнь как преподавателей, так и учеников. Кратчайший и самый глубинный по уровню психолого-педагогического воздействия путь - это путь постижения основ музыкального миротворчества и возвращения на новом витке исторического развития к творящему звуку-слову-делу, преображающему мир и воссоздающему гармонию, целостность и единство человека и Вселенной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере [Электронный ресурс] / В. И. Вернадский // Успехи современной биологии. - 1944. - № 18. - Вып. 2. - С. 113-120. -Режим доступа : http://vernadsky.lib.ru
2. Арсеньев, А. С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна (философский очерк) [Текст] / А. С. Арсеньев // Методология и история психологии. Т. 3. - Вып. 4. / под ред. В. Ф. Петренко. -М. : Методология и история психологии, 2008. - С. 115-148.
3. Иванов, А. В., Фотиева, И. В., Ши-шин, М. Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы : монография [Текст] / А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин. - Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2001. - 240 с.
4. Ващенко, А. В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века [Текст] / А. В. Ващенко. - М. : ФИЯР МГУ, 2013. - 150 с.
5. Баркова, Ю. С. Традиционная музыка в культуре народов мира [Текст] : учеб.-методич. пособие / Ю. С. Баркова. - М. : Центр по изучению взаимодействия культур, 2011. - 180 с.
6. Баркова, Ю. С. Музыкальное МироТворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации [Текст] / Ю. С. Баркова. - М. : МГУ, 2013. - 168 с.
7. Орлов, Г. Древо музыки [Текст] / Г Орлов. - СПб. : Композитор, 2005. - 440 с.
8. «Я не могу уйти в одну науку...»: из писем В. И. Вернадского к Н. Е. Вернадской [Текст] / В. И. Вернадский // Прометей : ист.-биогр. альманах : сер. «Жизнь замечательных людей». Т. 15 / сост. Г. Аксёнов ; науч. ред. И. И. Мочалов. - М. : Молодая гвардия, 1988. - С. 86-111.
9. Франк, С. Реальность и человек [Текст] / С. Франк / сост. П. В. Алексеев ; прим. Р. К. Медведевой. - М. : Республика, 1997. - 479 с.
10. Васильченко, Е. В. Звук/музыка в системе культуры мировых цивилизаций: монография [Текст] / Е. В. Васильченко. - М. : РУДН, 2009. - 649 с.
11. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк. - М. : МГУ, 1984. - 240 с.
12. Григорьев, С. В. Самопознание субъекта игры и антиципация будущего развития [Электронный ресурс] / С. В. Григорьев. -2004. - Режим доступа : http://igrologia.ru
18